— Зачем ты тщеславишься и превозносишься пред братом своим? Скажу тебе по правде, что весь твой долговременный труд, все твои заботы об устройстве монастыря не сравняются с тем, что сделал брат твой, перепрыгнув через найденную им кучу золота. Он не через золото перескочил, а через большую пропасть, которая образовалась между богатым и Лазарем (Лк.16:26–31), перелетел на легких крыльях и лоно Авраамово ожидает его. Он старался угодить Богу, ты — людям. Поэтому несомненно брат твой выше тебя перед Богом и ты ни в каком случае не сравнишься с ним, хотя и считаешь себя лучшим чем он. За это тщеславие ты не увидишь в течение этой жизни ни его, ни меня и тебе придется пролить не мало слез для того, чтобы умилостивить Бога. Сказавши это, ангел скрылся из глаз моих, а я поспешил к пещере, где жил брат мой, но уже не увидел его там. Я громко плакал, до потери сил, и вот чрез семь дней я услышал издали голос ангела, говоривший мне: — Тебе нужно идти к городу Едессе и там, близ церкви святого Георгия, войти на столп и пребывать в покаянии, пока Господь не смилостивится над тобою. Итак я пошел с плачем из пустыни и, придя сюда, восшел на этот столп. Здесь я пробыл сорок девять лет, борясь с различными помыслами, окружавшими меня подобно мрачному облаку, и безутешная скорбь наполняла мое сердце. На пятидесятом году, в одну из суббот, поздним вечером, я почувствовал в своем внутреннем существе какое-то сладкое просветление, с которым вместе рассеялось и мрачное облако тяготивших меня помыслов. Всю ту ночь я провел без сна, воссылая с сердечным умилением молитвы Богу и орошая лицо свое слезами утешения. Когда настало воскресенье и я пел обычные псалмы третьего часа, внезапно явился предо мной святой ангел и сказал: — Мир тебе и спасение! Я же, утешенный этим явлением, пал на землю и сказал со слезами: — Зачем ты отверг меня от лица твоего и разлучил меня с братом моим? Вот я теперь подвергаюсь многим искушениям! Ангел, взяв меня за руку, поднял меня и сказал мне: — Из-за гордости твоей, с какою ты уничижил в мыслях своих своего брата, я скрылся от очей твоих, но не вовсе оставил тебя, а невидимо пребывал с тобою, сохраняя тебя, как то повелел мне Бог. Теперь же за смирение твое Господь помянул тебя и послал меня, чтобы я, открыто для тебя, был с тобою и в этой и в будущей жизни. Тебе дается теперь от Господа благодатный дар прозорливства, чтобы узнавать людей праведных и грешных, чтобы о праведниках радоваться, а за грешных молиться, дабы они обратились от греховной жизни к покаянию. И брат твой жив и всё время молится за тебя Господу, но увидишь ты его только в будущей жизни.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Лжепророки громким голосом звали Ваала и, по обычаю своему, кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Пред наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: — Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве. Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал: — Подойдите ко мне! Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положив на жертвенник дрова, разделил тельца на части, положил их на дрова, вокруг жертвенника выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить; повторили. Приказал в третий раз сделать то же, и сделали. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу, обратив взор свой к небу, говоря: — Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь ныне меня, раба Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я — раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе. И упал от Господа с неба огонь [ 18 ] и уничтожил всё сожигаемое, — и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, — всё истребил огонь. При виде этого весь народ пал лицом на землю [ 19 ], взывая: — Воистину Господь есть Бог един, и нет другого Бога, кроме Него! Илия сказал народу: — Задержите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не убежал. Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, впадающему своими водами в Великое море [ 20 ]. Там он своими руками заколол их [ 21 ] и нечестивые трупы их бросил в воду, чтобы земля не осквернилась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святой Илия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать коней в колесницу, чтобы отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который омочит всё. Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленами своими и молился Богу о ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его, как бы ключом, отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил. Тогда Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Прости мне, брат, – говорил он ему, – так как я сделал это по неведению. Согрешил я пред Богом и пред тобою. Однако тебе не следовало так неосторожно проводить время с девицею на соблазн мирским людям, ибо ты носишь иноческий образ. Инок смиренно отвечал: – Владыка, поверь мне, что я не солгу тебе, а скажу правду. Раньше, когда я был в Газе 7322 и шел поклониться гробнице святых мучеников Кира и Иоанна, вечером меня встретила эта девица и, припав к моим ногам, со слезами умоляла меня, чтобы я не запрещал ей идти со мною. Но я, оттолкнув ее, обратился в бегство. Она же, идя следом за мною, говорила: – Заклинаю тебя Богом Авраамовым, пришедшим спасти грешников и хотящим судить живых и мертвых, – не оставляй меня! Услыхав сие, я сказал ей: – Девица, зачем ты так меня заклинаешь? – Я – еврейка, – отвечала она мне с рыданием, – и желаю оставить отеческую злую веру и сделаться христианкой. Умоляю тебя, отче! Не отвергай меня, но спаси душу, желающую уверовать во Христа. Услыхав сие, я убоялся суда Божия и, захватив девицу с собою, преподал ей наставление в святой вере. Пришедши затем к гробнице святых мучеников, я крестил ее в церкви и, в простоте сердца, ходил с нею, думая поместить ее в женском монастыре. Выслушав рассказ инока, патриарх вздохнул и сказал: – Сколько имеет у себя Бог сокровенных рабов, мы, окаянные, того и не знаем. Потом он рассказал всем окружавшим свое сновидение и, взяв сто золотых монет, хотел отдать их тому иноку; но инок не пожелал взять ни одной, говоря: – Если инок верует, что о нем промышляет Бог, то он не нуждается в золоте, если же любит золото, то не верует, что существует Бог. Сказав это, он поклонился патриарху и ушел. С тех пор блаженный Иоанн стал еще сильнее уважать иноков; он устроил для успокоения странствующих иноков монастырь и воздерживался от осуждения. Добрый пастырь наставлял и овец своих духовных, дабы не осуждали никого, если бы даже и знали за кем-либо грех, но лучше взирали бы на свои грехи, а не на чужие. Случилось как-то, что из Александрии некий юноша с инокинею убежал в Константинополь. Все стали осуждать его и говорили:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но я и еще спрошу: кто же эти люди Христа, Бога нашего? Поистине всякий скажет, что люди Христовы – это христиане. Итак, будем искать Христа между христианами и скажем: «Он здесь». Но опять приходится болеть сердцем, ибо многие из нас только по имени христиане, а по делам – хуже язычников; только имя христианское, а жизнь скотоподобная. Мы ограждаемся крестом Христовым и вторично распинаем Его, как богоубийцы, – распинаем Его скверными, мерзкими и нечистыми делами. Мы поклоняемся иконе Христовой, а Его драгоценную Кровь, пролитую за нас, попираем ногами, делая бесцельным и бесплодным Его вольное страдание за нас. Мы хвалимся именем христианским и это же самое Его святое имя, нам данное, оскорбляем. Будучи христианами, живем не по-христиански. Что же? Можно ли сказать, что здесь Христос? Никогда! «Его здесь нет – Он воскрес!» Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 275–280 ). Христиане суть жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим», – говорит Христос ( Ин. 14, 23 ). И апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3, 16 ). И еще: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. б, 19). И еще: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них: и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6, 16 ). И в прочих местах об этом свидетельствуется. О, как велико это преимущество христиан, что они – жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого!.. Это не что иное, как Царствие Божие иметь в себе ( Лк. 17, 27 ). Блаженно и благословенно сердце, которое сподобилось стяжать это небесное сокровище! ( 104, 2140–2141 ). Жизнь христиан в этом мире есть не что иное, как странствие и непрестанное шествие и поспешание к своему Отечеству, как говорит апостол: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр. 13, 14 ). Поэтому они называются странниками и пришельцами в мире сем, как написано об Аврааме, Исааке и Иакове, которые говорили себе, что они «странники и пришельцы на земле» ( Евр. 11, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И еще: «и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16, 22 ). Он оставил любящим Его скорби для того, чтобы ими, как бы путем, устланным терниями, тесным и скорбным, они достигли неотъемлемой радости. Ибо как радующиеся и веселящиеся ныне всякий день наследуют плач, согласно написанному: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк. 6, 25 ), и еще: «концом радости бывает печаль» ( Притч. 14, 13 ), так и плачущие ныне наследуют радость и веселие: «Блаженны плачущие, -сказал Господь, -ибо они утешатся» ( Мф. 5, 4 ). ... «Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей» ( Тов. 7, 17 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 107 ). Если и посылает Бог рабам Своим скорби, то не оставляет их в скорбях, но с ними пребывает в скорбях их, как говорит: «С ним Я в скорби» ( Пс. 90, 15 ). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что «Бог был с ним» ( Деян. 7, 9 ). Хотя в рабы был продан Иосиф «стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» ( Пс. 104, 18 ), однако же Бог был с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Поэтому пишется, что «никому не позволял обижать их и возбранял о них царям: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс: 104, 14–15) ... Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Он ныне неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и будет до скончания века: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) ( 104, 1737 ). Когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими в скорбях, не просто подразумевай это Божие бытие: Он с ними и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет крестную горесть любви Своей, подавая ко вкушению Свою благость, -как мать по-разному утешает свое скорбящее и плачущее малое дитя, -и так или облегчает тяжесть скорбей, или, когда нужно, совсем освобождает их от печи скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Святитель Димитрий Ростовский , у которого был открыт духовный взор, рассказывает, что он видел во время причащения простых крестьян, как их лица, когда они принимали частицу Тела и Крови Христовой, начинали сиять внутренним светом. А это были обыкновенные, семейные люди, но жившие праведно, по-евангельски и не думавшие о раскрытии личности. Ни о каком раскрытии личности не мог думать крестьянин, который работал с раннего утра до поздней ночи и был обременен заботами и скорбями, ведь русский народ жил в бедности, а порой даже в нищете, но лица этих людей во время причастия сияли. Однако, может быть, кто-то из нас предпочитает славу великих писателей или композиторов, утопавших в грехе? Да, они прославлены, но неужели такая известность нас привлекает? У них действительно раскрылась личность в том смысле, в каком сейчас принято о ней говорить. Можно было бы привести в пример многих представителей русской культуры… Так не лучше ли нам быть такими, как те неизвестные крестьяне, лики которых сияли, или как праведный Симеон, которого мы сейчас прославляем? Он не был ни монахом, ни священником, ни великим историческим или культурным деятелем, а просто шил одежду, ловил рыбу и казался окружающим ничтожным человеком. Люди даже смеялись над ним, потому что он не дошивал шубы, и относились к нему с некоторым презрением. Только, как выяснилось, никто ничего плохого сказать о нем не мог, никто никогда не видел его грешащим. Макарий Великий молился о том, чтобы Господь показал ему монахов, которые имеют истинное нестяжание. Помолившись, он углубился в пустыню и вскоре увидел двух обросших волосами совершенно нагих подвижников, которые пришли вместе со зверями в вечернее время на водопой по обычаю диких животных. Святой Макарий, поклонившись, обратился к ним с просьбой дать ему наставление. Старцы ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, он не может быть иноком». Преподобный Макарий сказал: «Я этого не понесу», и они посоветовали ему: «Тогда сиди в своей келье и сокрушайся о грехах своих». Мы не знаем имен этих людей, но знаем, что это были великие подвижники, угодившие Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ведь Бог сказал Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:3 ), и Исааку: «благословятся в семени твоем все народы земные» ( Быт.26:4 ) и то же Иакову ( Быт.28:14 ); Давид же говорит: «благословятся в нем племена; все народы ублажают его» ( Пс.71:17 ). А что Мессия должен был прийти как ради племени Авраама, так и для спасения язычников, об этом некогда Иаков, благословляя Иуду, сказал так: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). И пророк Захария, возвещая дочери Сиона – Иерусалиму, пришествие кроткого Царя, сидящего на ослице и осленке, говорит: «тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам» ( Зах.9:10 ). Вот видите, что не только ради вас, иудеев, но и ради язычников должен был прийти Мессия. Думается мне, что Он пришел более ради язычников, чем ради вас, ибо вы Его не приняли, язычники же приняли Его, вы Его убили, язычники же уверовали в Него, вы Его отвергли, язычники же возлюбили Его; поэтому и Он отверг вас, язычников же призвал и в них прославляется. А что действительно ожидаемый Мессия уже пришел, вы можете убедиться в том чрез святого пророка Даниила. Этому пророку в Вавилоне, в первый год царствования Дария, явился ангел Господень Гавриил и от сего времени до пришествия в мир Мессии назначил 70 седмин. Каждая седмина содержит 7 лет, а все – 490 лет. Так считает и ваш Талмуд. Как давно уже прошли эти годы? Если рассмотрите, то узнаете, что прошло уже более 800 лет, как исполнились седмины, сказанные Даниилу ( Дан. 2:1–49 ). – Спрошу вас еще и о том, – сказал Константин, – какое вы думаете было царство железное, о котором говорил Даниил Навуходоносору, когда объяснял ему сон о великом истукане? – Железное царство означало римское, – ответили иудеи. – А кого, – спросил философ, – означает камень, отторгнувшийся от горы без рук человеческих и сокрушивший этого истукана? – Камень означает Мессию, – ответили иудеи и при этом добавили, – если по сказаниям пророков и другим событиям, как ты говоришь, Мессия уже пришел, то почему же римское царство имеет власть и до сих пор? – Нет, – отвечал философ, – уже не держит власть, но прошло мимо, как и прочие царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Но завет не закон, – сказали Иудеи. – Бог не сказал Ною: закон Мой, но завет Мой. Мы же говорим о законе. – Вы соблюдаете обрезание как закон, или нет? – спросил Константин. – Содержим, как закон, – ответили иудеи. – Обрезание же, – продолжал Константин, – Бог также не назвал законом, а только заветом, когда, говорил Аврааму: «ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... обрежется у вас весь мужеский пол... и сие Будет знамением завета между Мною и вами... и будет завет Мой на плоти вашей в завете вечном» ( Быт.17:9–13 ). Вот смотрите, – сказал Константин, – Бог ни разу не назвал обрезание законом, но заветом. Откажитесь ли вы поэтому от обрезания как от незаконного? Если же соблюдаете завет обрезании как закон, то и завет, данный Ною, должны соблюдать как закон и называть его законом первым, который Бог дал роду человеческому, изгнанному из рая и сохраненному от вод потопа. – Нет, – отвечали иудеи. – Только закон, данный Моисею, есть закон, и его мы исполняем. – Если завет, данный Ною, – сказал Константин, – не закон, а только завет, потому что Бог не назвал его законом, но заветом, то и закон, данный Моисею, не закон, потому что Бог в 11 главе книги пророка Иеремии не называет его законом, но заветом: « слышите слова завета сего... так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета этого, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» ( Иер.11:2–4 ). Если этот завет есть для вас закон, то и завет, данный Ною, тоже закон. А так как этот закон дан до обрезания, то его вы должны и соблюдать как первый и не слушать других законов, бывших после него, то есть Авраамова и Моисеева. Ведь вы сами сказали, что первый закон есть самый лучший и ему нужно повиноваться. Иудеи уклонились тогда от этого вопроса, стали говорить о другом и сказали: – Кто держался закона Моисеева, тот угодил Богу. Поэтому и мы, соблюдая его, надеемся также быть угодными Богу. Вы же держитесь нового закона, который сами изобрели для себя, а ветхий закон презираете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Авраам возвратился с Исааком к своим рабам, лобызая любимое свое чадо , по благоутробию Божию от смерти сохраненное живым. Встав, они отошли к Клятвенному колодезю, у которого обитали. «Бог искушаше Авраама» ( Быт. 22,1 ). Искушает человека Бог, искушает и диавол, но иначе Бог и иначе диавол, ибо иное есть Божие искушение, а иное – диавольское. Божие искушение есть испытание добродетелей в человеке; диавольское же искушение есть прельщение человека на грех. Бог искушает человека, испытуя, терпелив ли он, послушен ли Ему, чист ли сердцем, боголюбив ли. Таковым искушением Он испытывал Иова в терпении, Авраама в послушании, Иосифа в чистоте, израильтян в боголюбии, как и Моисей им во Второзаконии сказал: «Искушает Господь Бог вас, уведети хотя, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею» ( Втор. 13, 3 ). Но более всего Господь испытывает в нас боголюбие, ибо если оно в нас существует, то и все прочие добродетели легко приобретаются; ибо ради любви Божией и терпение является, и послушание приемлется, и чистота соблюдается, и какое-либо доброе дело ради него совершается. Испытует же Господь Бог человека не потому, что Он не знает, каков этот человек, ибо Создатель наш ведает сердца человеческие, и Ему известно то, что мы еще не сотворили; но искушает с тою целью, чтобы яснее обнаружилась человеческая добродетель как для пользы других, так и для того, чтобы сплести венок добродетельному человеку. Напротив, диавол искушает человека, предлагая ему временную сладость греха, чтобы уловить его, как рыбу удицею, как птицу клеткой или сетью, и, взяв его в свою власть, повлечь его с собою в ад на вечную погибель. «Бог несть искуситель злым» ( Иак. 1,13 ), говорит святой апостол Иаков. Эти слова значат то, что Бог не искушает на злое. И никто из искушаемых на злое да не говорит, что он от Бога искушается, ибо Господь не искушает никого, но каждый «искушается от своея похоти влекомый и прельщаемый» ( Иак. 1, 14 ). Дьявол же на зло искушает, и нет другого искушения диавольского, как только на грехи, и это только для того, чтобы человек каким-либо грехом прогневал и раздражил Бога, а чрез это сделался достойным осуждения и наказания и стал общником с ним в геенских муках.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Господи! Что же Ты нашел в нас, непотребных? Ты – Свет превечный, всю тварь озаряющий, мы же только темнота, грубая, осязаемая египетская темнота. Ты – Источник чистоты, мы же скверный, смрадный поток. Ты – великолепие, превосходящее всякую красоту: «Красота в деснице Твоей вовек» ( Пс. 15:11 ), – мы же одно мерзкое бытие, как говорит о нас Иеремия: «Потемнело пуще сажи лицо их» ( Плач. 4:8 ). Ты есть то, что есть, а мы ничто: мы как бы не существуем пред Твоим бытием. На что же мы пригодны для Тебя? Любовь Его настолько велика, что подобно восторгу ни на что не обращает внимания и как бы себя забывает. Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой Божественной любовью – если только сами с покаянием прибегаем к Нему – мы соделываемся людьми святыми, светлыми, чистыми и выше, чем Ангелы: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ). Вот как тверда любовь Божия к нам: «Так возлюбил!» О любовь Твоя, Человеколюбче! Вот какова твердь Его в сей бездне – это Его Божественная, твердая любовь милосердия к нам, грешным. Итак, твердью является твердая любовь Божия к нам; она есть именно небо, а небо это есть «шамайм», то есть водное, – Христос Господь, Который ныне изливает слезы из очей Своих, а потом на Кресте изливает воду из ребер Своих, тем исполняя слова Давидовы: «Как вода излился» ( Пс. 21:15 ). Да и само естество наше, воспринятое Им ныне, подобно воде, как говорит о том фекоитянка Давиду: «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» ( 2Цар. 14:14 ). И все люди, для искупления которых пришел Сын Божий, все они – воды: «Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих» ( Откр. 19:6 ). Волнистым небом в Вифлеемском вертепе является новорожденный Младенец в естестве нашем. Основание этого ясно. Ведь как дождь или роса сходят с неба, так слезы исходят из очей Христовых, плачущих в младенчестве. Праотцы некогда молили, чтобы небеса свыше кропили росу, и вот мы уже имеем желанную росу – слезы Христовы, проистекающие из таинственного неба, из естества Его человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010