Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте попытаемся понять, зачем Авраам наколол дрова? Авраам воспринимает это испытание как величайшее искушение, и он хочет быть усовершенствованным человеком. И он берет эти дрова, наколол их, потому что если он придет на место и там не найдет дров, то, казалось бы, это будет оправдание: «А там дров нет, Господи!..» И Авраам не оставляет себе надежды, что там не будет дров! Он наколол дрова сам, он берет их с собой с этими отроками вместе, чтобы не искать для себя извинения, «почему я не выполнил это послушание Бога». Очень часто, когда нам дают какое-то послушание, мы ищем для себя извинения: «А вот там кого-то не оказалось! А вот там не было свечей! Там не было лампадного масла!..» Или что-то еще. Авраам не оставляет для себя даже намека на отступление: он наколол дрова! Потому что, действительно, он может оказаться в такой пустыне, в таком пустынном месте, где не будет никаких дров! И он заранее готовится к тому, чтобы выполнить поручение Божие. « На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека » ( Быт. 22:4 ). Дойти до этого места Авраам мог и за один день. Но он идет три дня, потому что борение происходит в его душе. Эти три дня означают, что было время обдумать все. И это жертвоприношение совершается не спонтанно: услышал голос Божий, побежал… Нет! Он три дня проводит с Исааком, с двумя отроками – они идут, они не спешат. В действительности, чтобы так медленно идти, им, возможно, пришлось нарезать даже какие-то круги. То есть они шли не совсем по прямой. Но есть и аллегорическое прочтение данного стиха. «Тем, что Авраам прибыл к месту жертвоприношения на третий день, явлено таинство Троицы. В книгах Священного Писания можно часто обнаружить, что третий день следует воспринимать в смысле обетования или таинства Троицы. В Исходе говорится: «мы пойдем в пустыню, на три дня пути» ( Исх. 8:27 ). И по прибытии на гору Синай народу говорится: «будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам» ( Исх. 19:15 ). И когда Иисус готовился перейти Иордан, он повелел народу быть готовым на третий день ( Нав. 1:11 ). Наконец, Господь наш воскрес на третий день. Мы вспомнили это все потому, что благословенный Авраам на третий день пришел к тому месту, которое ему указал Господь» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле (и в пещере), которыя Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его» ( Быт. 25:8–10 ). 29 «Praeparatio evangel.», cap. XVII: «in urbe Babyloniae Camarina, quam quidam Uriam adpellant». 30 Dict. of. the Bible, Ur.; Schrader, Keilinschriften und A. T., стр. 129–130; – Библ. ист. Лопух, т. И, стр. 232. 37 Твор. Епиф. Кипр. Москва 1803 г. ч. И, стр. 32. Мнение это упорно отстаивается и талмудистами, что видно из «Quacstiones Hebr, in lib Genesis» Heronymi, а также из книги. В. Beers «Leben Abrahams nach Auffassung der judischen Sage.» Lpz. 1859 г. 38 Твор. Епиф. Кипр., ч. I стр. 32. Иероним в объяснение ранней смерти Аррана приводит известное иудейское предание, но которому Авраам за не поклонение огню был брошен в огонь, но при помощи Божией спасся. Арран, видя это, хотя и не был убежденным почитателем истинного Бога, также исповедал Его, но брошенный в огонь сгорел. Quaest. Hebr. in lib. Genesis» cap. XI. 44 Твор. св. Григ. Нисск. Моск. 1871 г. ч. 8, стр. 135. И по еврейскому преданию, приведенному у Лопухина в его Руководстве к Библейской Ист. В. 3. на стр. 39, Авраам от созерцания светил небесных пришел к признанию единого Бога, Которому все обязано своим существованием. Того-же мнения Иосиф Флавий; Авраам, по нему «первый отважился объявить, что один только есть Бог – создатель всех тварей». И эту истину Авраам не наследовал от отцов своих, а вывел «из случайностей бываемых на суше и море, на солнце и луне и на прочих телах небесных». В доказательство своей мысли Иосиф приводит свидетельство Берозия: «Берозий упоминает отца нашего Авраама, говоря: после потопа спустя 10 поколений у Халдеев был учитель справедливости, великий муж опытный в знании звезд». См. «Древн, иуд.» И. 8. О свидетельстве Берозия уноминает с похвалою и Евсевий; см. Praeparat. evangel. IX, 16. У Евсевия же приведено мнение и Александра Полигистора, заимствованное последним у Евполема, по которому Авраам учил Финикийцев обращениям солнца и луны и всему остальному в этом роде; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Макарий Египетский [ 1 ] родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор [ 2 ]. Они были соименные древним святым праотцам — Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария — Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости (Быт.21:2). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын — преподобный Макарий — сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария — Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог дал, Бог взял История патриарха Авраама В ПРЕДЫДУЩЕЙ беседе мы остановились на том, что в ветхозаветные времена стали процветать идолопоклонство и язычество. Библия мало говорит о человеческой истории до патриарха Авраама – именно с него начинается для нас история, насыщенная событийно. Сегодня мы можем определить время, когда примерно произошел исход Авраама к Земле Обетованной. Это случилось примерно в XXI веке до Рождества Христова. Об этом мы знаем из данных археологических раскопок, других исторических исследований. Мы имеем представление о той исторической ситуации, в которой находился Авраам. И это важно, потому что помогает нам раскрыть не только его душу, но и то, что на самом деле сделал этот человек. Итак, Авраам жил на территории Шумерского государства. Незадолго до исхода Авраама в Землю Обетованную это государство было захвачено северными племенами кочевников. Шумерское государство, находившееся между реками Тигр и Евфрат, было захвачено аккадскими племенами, к которым Авраам принадлежал по своему происхождению; в то время столицей его был город Ур Халдейский. Авраам жил в крупнейшей столице мира и при этом был не просто ее рядовым жителем, а принадлежал по происхождению к элите, представители которой занимали самые высокие политические и финансовые посты. Авраам имел возможность карьерного роста, мог подняться на самую верхушку шумеро-аккадского государства, мог обогатиться еще больше и уж, во всяком случае, вести в Уре спокойную, сытую, безмятежную жизнь. Ему никто ему не запрещал верить в Бога. Аккадское племя принесло в Шумер единобожие, но понемногу аккадцы стали терять свою веру и от шумеров переняли идолопоклонство (такова была повсеместная логика развития человечества). И нам очень важно понять, что Авраам оставил, – что сделал, послушавшись Бога, направив путь не зная куда; Бог сказал: «Иди в землю, которую я тебе укажу», то есть выйдя из Ура, он еще не знал, что его ждало, не знал ни условий обитания земли, куда он придет, ни народа, там живущего. Он пошел туда только потому, что его призывал Бог. Таковы были его доверие Богу, его преданность Богу. Жертвоприношение сына Исаака стало возможным потому, что этому имелось серьезное основание: 25 лет Авраам будет ждать рождения сына по обещанию Бога и не усомнится в обещанном, не заколеблется, не возропщет, не перестанет уповать на Бога.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/6

Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: “Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими”(Быт. 18, 3.); к Троим так: “И омоют ноги Ваши”(Быт. 18, 4.). Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, — этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества. Осознай это великое и чудесное таинство, которое благоизволил Бог сотворить тогда в шатре Авраама! Вначале Бог явил Аврааму тайну Святой Троицы; затем ел у него, желая дать ему благое обетование рождения в старости Исаака, которое прообразует рождение без семени Спасителя. Все это необъяснимо и сверхъестественно: для Бога — быть в человеческом образе, для Бесплотного — есть, для бесплодной — родить в старости, для Девы — без мужа зачать и родить, сохранив девственность; но куда снизойдет Бог, Который превыше всякого естества, там происходят сверхъестественные вещи. Еще говорит Писание: “И сказал ему Господь: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Сказал ему Господь: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей” . Авраам помнил, что раньше Бог обещал ему, говоря: “Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я… дам тебе от нее сына”(Быт. 17, 15–16.). Разве мог Авраам не понять, что его вновь посетил Бог, Который раньше обещал дать ему дитя, а сейчас исполнял обещанное? Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: “И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!”(Быт. 18, 16–17.) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство? Далее Господь говорит: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли”(Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Во время почти всеобщего развращения и неверия, Бог избрал и освятил Себе величайшего праведника, который сделался не только образцом по и отцом всех верующих всех веков и народов. Это был Аврам, переименованный потом от Бога Аврамом (отец народов). Бог повелел Аврааму оставить отечество, дом, родных и друзей и идти туда, куда Он ему укажет. Авраам повинуется и идет с женою Саррой и племянником Лотом в неизвестную землю. Так, первый шаг в благочестивой жизни состоит в отречении от собственной воли и совершенной покорности воле Божией. Сделан ли этот первый шаг нами, братья? По указанию Божью, Авраам водворился в земле Ханаанской, которую Бог обещал дать ему в собственность его потомков. Праведный пришлец скоро оказал услугу стране, его принявшей. Враждебные князья соединенными силами напали на жителей равнины Иорданской, где поселился Лот, племянник Авраама, отняли их имущество и самих взяли в плен. Авраам, сильный не воинством, но верою, собрал триста восемнадцать своих домочадцев, погнался в след за победителями, нагнал, поразил, рассеял их и возвратил пленных с их имуществом. На возвратном пути встретил чудного Авраама еще более чудный Мельхиседек, царь Салимский, первосвященник Бога вышнего. Великий святостью и возвеличенный победою, Авраам смиренно преклоняется пред таинственным Мельхиседеком, приносит ему десятину т. е. десятую часть из полученной победою добычи, а от него получает благословение и в дар хлеб и вино. Авраам видел и почтил в Мельхиседеке прообраз Инсуеа Христа, первосвященника во век по чину Мельхиседекову, как объясняет св. Апостол Павел. Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего,– во-первых, по знаменованию имени царь правды, потом же царь Салима, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда. ( Евр. 7:1–3 ). Авраам был уже стар и бездетен; а не иметь детей, не оставить после себя потомства, считалось тогда величайшим несчастьем и стыдом. Но Авраам не унывает, не ропщет; он всего себя отдал Богу, – и Бог утешил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8). Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований. Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество. В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.

http://pravmir.ru/iskusheniya-vlekut-k-p...

«Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?.. не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место». И действительно, то, что мы читаем в 19-й главе – кстати, 19-ю главу не разрешалось читать до определённого возраста юношам. Она и сейчас людей смущает: вот ваши правдники, вот ваши патриархи. Посмотрите, Лот зачинает детей от своих дочерей. Вот вы сами эту главу прочтёте, 19-ю главу, и если у вас будут какие-то сомнения, давайте – на класс, на аудиторию, посмотрим их, рассмотрим, чем самим что-то здесь . Потом, самое, конечно, великое в жизнеописании – это его жертвоприношение Исаака, сына обтования. 22-я глава. Он его в намерении уже принёс в жертву. Ибо они шли три дня до места, какое было указано, до горы Мория, – та самая вершина, где был построен Соломоном храм и где сейчас мечеть Омара. Вот на этой вершине, на этом холме, Авраам принёс, считайте, в намерении в жертву Исаака, и в последний момент, когда только осталось вонзить нож в сердце, Господь остановил его руку. Смотрите 10-й стих: «И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! – вот я! Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». – Теперь Я знаю. Как будто Он не знал до этого? Это написано ведь для нас – написано для нас, с тем чтобы показать: вот кого избирал Господь в отца-то верующих народов. Не зря Он его избрал, не за красивые глаза, а вот за такую решимость, за такую веру, какая вменилась ему в правдность. Вот Авраам – отец верующих людей. И вот, пожалуйста, прекрасный реферат: Исаак как прообраз Христа. Какими чертами Исаак прообразует собой жертву Христову? Потому что в 8-й главе от Иоанна Господь скажет: Авраам рад был бы увидеть день Мой, – и добавляет, – и увидел и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Значит, Аврааму было открыто, что, то, что он совершает, является не только жертвой, но и прообразом Великой Жертвы. И вот, как у Авраама сын единственный, так и Бог Отец приносит в жертву Своего Единородного Сына. Вот это всё можно раскрыть прекрасно. В результате он получает новое благословение, которое опять касается , что 17-й стих: « Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Аврааму показалось крайне неприятным такое требование, но Бог велел исполнить его, обещав произвести от Измаила народ великий. На следующее утро Авраам отпустил от себя Агарь с Измаилом, снабдив их хлебом и водою. Удалившись от шатров Авраама, Агарь заблудилась в пустыне. Вода была вся выпита, Измаил изнемог от жажды и близок был к смерти. Чтобы не видеть его страданий, Агарь положила сына под тенью одного дерева, а сама села в некотором расстоянии от него и горько плакала. Явившийся ей Ангел Божий указал недалеко от них скрывавшийся колодезь и тем спас и мать и сына от смерти. Измаил вырос, сделался искусным стрелком, женился на египтянке и поселился в фаранской пустыне. Арабские племена считают его своим родоначальником. Когда же Исаак вырос, Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; поди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал, приготовил дрова, оседлал осла, взял с собою двух слуг, сына своего Исаака и отправился в дорогу. На третий день Бог указал гору, на которой должно было совершиться необычайное жертвоприношение. Это была та самая, на которой впоследствии построен был храм Соломонов. Подошедши к горе, Авраам сказал слугам своим: «останьтесь здесь, а я с сыном своим пойду на гору для поклонения». Потом он взял дрова и возложил на плечи Исааку, а сам понес огонь и нож. Когда они вошли на вершину горы, Авраам создал жертвенник, положил дрова и объявил о воле Божией своему сыну. Исаак без сопротивления и ропота позволил себя связать и возложить на дрова. Авраам уже поднял нож, чтобы пронзить сына, как услышал голос Господень с небес: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Теперь Я вижу, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего. За это Я излию на тебя все Мои благословения, умножу потомство твое, как песок морской, и благословятся в семени твоем (потомке) все народы земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010