Настоятельство в этом монастыре издавна было Игуменское до Пр. Паисия, который за строгую постническую жизнь и многие добродетели произведён в Архимандрита, и монастырь по имени его назван Паисиевым, которое название и доныне удержано. Этот Паисий скончался в 7112/1604 году, Июня 6, но как он, так и преемники его, в священнослужении никаких Архимандричьих преимуществ не употребляли до 1716 года, в котором Архимандрит Филарет испросил дозволения носить шапку и набедренник. По Духовным Штатам 1764 года этот монастырь положен в 3 классе степенью 95 с настоятельством Игуменским, которое и продолжалось до 1798 года, а с тех пор, на основании Указа 1797 года, учреждена там Архимандрия 3 класса. Крестьян было за монастырём сим 2.443 души. Палеостровский Рождественский монастырь Мужской заштатный, Новгородской Епархии. Находится в Олонецкой Губернии в Петрозаводском уезде на озере Онеге на острове Палье, от которого и наименование своё монастырь получил 130 . Монастырь этот зданиями своими беден, но местоположение его весьма красиво. С одной стороны окружают его утёсистые горы, покрытые деревьями, с другой – дремучие леса, а с третьей – довольно пространная равнина, через которую видны прозрачные воды Онежского озера. Будучи пленён этим местоположением, некто инок Корнилий, уроженец Псковский, по многому странствованию своему избрал оное себе для покоя, и жилища. К нему начали стекаться любители уединения и безмолвия, приемля коих, Преп. Корнилий устроил для них несколько келий и общими с ними трудами соорудил храм во имя Рождества Божьей Матери. Поскольку же обращение с сотрудниками его, а особенно хозяйственные обязанности отвлекали его нередко от иноческих келейных упражнений и подвижнического жития; то для соблюдения правил своих отходил он в устроенную природой при подошве одной из утёсистых гор пещеру, и там подвизался постом и молитвой, нося на себе железные тяжкие вериги. И в этой-то пещере кончил он мирные дни свои. Но ни о времени пришествия его, ни о кончине достоверных сведений в обители не имеется, по причине многократных опустошений её от пожаров и других бедственных приключений. По кончине Преп. Корнилия был начальником обители Преп. Авраамий. При нём тело Преп. Корнилия из пещеры перенесено в монастырь и положено в церкви Рождества Божьей Матери. Обоих этих начальников мощи почивают под спудом. В этой обители доныне здания были все деревянные. В 1616 году, при переписи, сделанной Петром Воейковым, были в этом монастыре три ЦЕРКВИ:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Образ К. встречается и в программах церковных стенописей там, где изображались рус. святые разных регионов. В сев.-зап. части московского храма Христа Спасителя на стене лестницы, ведущей на хоры, среди рус. святых в нижнем ряду изображены К. и его ученик прп. Авраамий (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Вместе Палеостровские преподобные (старцы в клобуках в профиль) показаны и в группе подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Роспись в академической манере первоначально была выполнена иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (значительно поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Кроме того, поясной образ К. с седой бородой средней величины в схиме, но без куколя имеется в росписи верхнего Преображенского собора Валаамского мон-ря (1893-1896, реставрация - 1985-2007). В группе Олонецких чудотворцев 1-м в среднем ряду К. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их совр. повторениях (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде; см.: Лука (Головков). Традициям верны. С. 60-61, 83). На 1-й иконе у К. борода средней величины с проседью, руки приподняты и покрыты мантией, куколь лежит на плечах. Вместе с др. почитаемыми в Финляндии северорус. святыми К. (в куколе, со свитком в правой руке) представлен в росписи 1992 г., выполненной архим. Зиноном (Теодором) в визант. стиле в братской трапезной Нововалаамского мон-ря. Недавно был создан извод с К. и прп. Авраамием, стоящими на острове с моделью обители в руках (икона хранится на подворье Палеостровского мон-ря в Петрозаводске). Лит.: Барсов Е. В. Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае: с грамотами и др. письменными памятниками//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С. 19-222 (То же, отд. отт.: М., 1868); Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 452-453, 618-619; Т. 2. С. 150; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чтения - 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естеств. и гуманит. наук: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Преподобныя Евфросинии, в миру Евдокии, великия княгини Московския (1407). Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Святителя Стефана, патриарха Константинопольскаго (893). 18. Святаго мученика Феодота Анкирскаго. Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины и мучениц седми дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима. Мучеников Давида и Таричана (693) (груз.). 19. Священномученика Патрикия, епископа Прусскаго, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена, пресвитеров (II–III). Преподобнаго Корнилия, чудотворца Комельскаго (1537). Преподобнаго Корнилия, игумена Палеостровскаго, Олонецкаго (XV). Благовернаго князя Иоанна Угличскаго, в иночестве Игнатия, Вологодскаго (1523). Преподобнаго Сергия Шухтомскаго (1609). Мученика Калуфа Египтянина (284–303). Преподобнаго Иоанна, епископа Готфскаго (III). 20. Святых мучеников Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Святителя Алексия, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (обретение мощей, 1431). Благовернаго князя Довмонта, во святем крещении Тимофея, Псковскаго (1299). Мученика Аскалона (ок. 287). 21. Иконы Божия Матери Владимирския (празднество, установленное в память спасения Москвы в 1521 г.). Святых равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благовернаго князя Константина (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Преподобнаго Кассиана грека, Угличскаго чудотворца (1504). Чтимые списки с Владимирския иконы Божия Матери: Псково-Печерския «Умиление» (1524), Заоникиевския (1588), Красногорския, или Черногорския (1603), Оранския (1634). 22. Память Втораго Вселенскаго Собора (381). Мученика Василиска (ок. 308). Мученика Иоанна-Владимира, князя Сербскаго (1015). Праведнаго Иакова Боровичскаго (ок. 1540). 23. Преподобнаго Михаила исповедника, епископа Синадскаго (831). Святителя Леонтия, епископа Ростовскаго (обретение мощей, 1164). Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынскаго, блаженнаго Иоанна Власатаго, Милостиваго, Иринарха затворника, блаженнаго Исидора, князя Василька; Ярославских чудотворцев – благоверных князей Василия и Константина; Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев – преподобнаго Никиты столпника, преподобнаго Даниила, благовернаго князя Андрея, благовернаго великаго князя Александра Невскаго; Угличских чудотворцев – страстотерпца благовернаго князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благовернаго князя Романа; Пошехонских чудотворцев – преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорскаго, Геннадия Любимоградскаго и Костромскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При монастыре имеется дом для престарелых и убогих, устроенный на капитал, пожертвованный купцом Малокрошечным. Палеостровский монастырь в Петрозаводском уезде расположен на острове Палье, на Онежском озере, в дикой, но весьма живописной местности. Это один из древнейших русских монастырей; основание ему положено в конце XII столетия прп. Корнилием, который, стремясь к уединенным подвигам, пришел на берега Онежского озера и, плененный красотой и живописностью этого края, избрал себе место жительства на острове Палье, где и основал потом монастырь. В древнее время Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. В 1654 году сюда был сослан в заточение энергичный противник Никона епископ коломенский Павел. Одно время монастырь находился во власти поморских раскольников. В настоящее время число братии в нем незначительно. Храмов два: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя прп. Ефрема Сирина . Главная святыня монастыря мощи прп. Корнилия и преемника его, прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборном храме. Крестные ходы совершаются 19 мая и 8 сентября в скалистую пещеру на берегу озера, в 300 саж. от монастыря, где подвизался прп. Корнилий. В 15 верстах почтовая станция в селе Шунге. Сяндебская Успенская пустынь в Олонецком уезде расположена в 25 вер. от г. Олонца, на берегу Сяндебского озера. Основана она во второй половине XVU века учеником Александра Свирского прп. Афанасием. Вследствие недостаточности материальных средств обитель была приписываема к различным монастырям, а в 1764 г. упразднена. Восстановлена она в 1821 году, но самостоятельность возвращена ей только в самое недавнее время (1902 г.). Храм один, во имя свв. Афанасия и Кирилла, мощи которых покоятся в нем под спудом. Ближе всего сюда проехать из Свирского монастыря по шоссе до Олонца, откуда проселочной дорогой до пустыни. Яшеозерская пустынь в Петрозаводском уезде расположена в 70 верст. от Петрозаводска на берегу Яшозера. Основана она в конце XV столетия прп. Ионой, мощи которого почивают теперь здесь. По недостатку материальных средств пустынь была в зависимости от разных монастырей. Яшеозерская: пустынь, в Петрозаводском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Прп. Корнилий Палеостровский. Фрагмент иконы «Карельские чудотворцы». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) По-видимому, в связи с преданием о постриге К. в Валаамском мон-ре образ преподобного занимает важное место на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Судя по надписям на них, этот извод был разработан художниками мастерской Пешехоновых в С.-Петербурге или иконописцами Валаамского мон-ря. Икона большого размера находилась в местном ряду ц. во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище Валаамской обители, напротив храмового образа с датой и подписью В. М. Пешехонова (упом. в описях имущества Валаамского мон-ря 1912 г., 1942 г.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. 18; Bd: 15. Л. 6 (11). 121); в наст. время установлена в домовом храме Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио. К. изображен во 2-м ряду старцем с окладистой, слегка раздвоенной бородой; у него высокий лоб с залысинами, взор устремлен вверх; слева его ученик прп. Авраамий; на нимбе надпись: «с. Kophuлiй палеостровск.». С небольшими отличиями в облике К. показан и на 2 иконах-пядницах с аналогичной композицией, подписанных как «труд валаамских иноков» (Музей Православной Церкви в Куопио, Нововалаамский мон-рь). Избранные Карельские святые, предстоящие образу Преображения Господня (престольный праздник Валаамской обители), изображены также на происходящей с Валаама иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь; см.: АФВМ. Bd: 15. Л. 29-29 об. 691). К. написан 1-м в правой группе с поднятыми в молении руками (левая развернута ладонью наружу) в рясе красноватого цвета и мантии, схимнический куколь лежит на плечах. В пространной надписи на обороте иконы изложена история ее бытования: она была написана в Одессе и прислана в дар игум. Дамаскину (Кононову) , к-рый в 1873 г. благословил передать ее бывш. эконому мон-ря схим. Алексию (тогда мон. Анатолию (Половневу)), а в 1903 г. по просьбе последнего образ был установлен в храме на валаамском игуменском кладбище. На иконе Карельских чудотворцев кон. XIX - нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) К.- седовласый старец-схимник без куколя с сомкнутыми на груди руками (в правой - свиток), стоящий в центре левой группы. В совр. иконописи К. в составе Собора Карельских святых изображен на иконе кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; см.: Православная Карелия: Изд. посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2). Палеостровские преподобные, написанные в левой части 3-го ряда, предстают как основатели обители; К. указывает на модель Палеостровского мон-ря в руках прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Родился в Пскове. Принял монашеский постриг в зрелом возрасте и в начале проходил монашеские подвиги в Валаамском монастыре. Затем через Финляндию он прошел к Белому морю и просвещал там язычников, не раз подвергаясь смертельной опасности. Некоторое время преподобный Корнилий странствовал по монастырям и пустыням, собирая бесценный опыт пустынножительства среди смиренных отшельников и подвижников. В конце XIV века, по завершении своих многополезных странствий он отправился на Онежское озеро в поисках уединенного места для жизни в безмолвии и молитве. Красота местоположения и безлюдность Онежского острова Палей (Вспалье) привлекли отшельника, и он поселился здесь, выстроив себе небольшую келлию. Богомыслие и молитвенный подвиг стали основой его уединенной жизни. Вскоре известие о благочестивой жизни преподобного Корнилия распространилось по окрестностям, и к нему стали приходить многочисленные посетители, искавшие у него духовной помощи и наставлений. Некоторые из них просили святого подвижника разрешить им поселиться на острове для отшельнической жизни. Преподобный Корнилий с радостью принял их, помог им построить келлии, а затем вместе с ними построил храм в честь Пречистой Девы Марии. Так было положено начало Палеостровскому монастырю. Не оставляя своих обязанностей по управлению созданной им обителью, угодник Божий часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, расположенную на том же острове у подножия горы. Молитвенный подвиг преподобного Корнилия усугублялся ношением тяжелых железных вериг и суровым постом. Однажды во время ночной молитвы святой игумен удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который явился ему с крестом в руках и благословил его и обитель. Утешенный столь сладостным видением, преподобный Корнилий поставил настоятелем обители своего любимого ученика преподобного Авраамия (память 21 августа) и удалился в затвор в пещеру, где пребывал до самой смерти. Преподобный Корнилий скончался около 1420 года в преклонном возрасте и был погребен на месте своего затворнического подвига. Еще при жизни преподобного игумена Авраамия (скончался во второй половине XV века) Господь прославил нетлением тело первооснователя обители преподобного Корнилия. Преподобный Авраамий с братией торжественно перенесли честные мощи своего учителя из пещеры и положили под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Романа Киржачскаго (†1392) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, младшаго († 1395) Афанасия Высоцкаго, Серпуховскаго, старшаго (†ок. 1401) Андроника (†1395), Саввы (†ок. 1410 †1420) и Александра (†после 1427), игуменов Спасских, Московских Андрея и Даниила иконописцев, Московских (†до 1426) Григория Голутвинскаго (XIV †XV) Димитрия Цилибинскаго (XIV) Никиты, Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия и двух братий их, Сокольницких, Новгородских (XIV †XV) Евфимия Суждальскаго (†1404) Стефана Махрищскаго (†1406) Саввы Сторожевскаго, Звенигородскаго (†1407) Феодора (†1409) и Павла (†после 1409) Ростовских Сергия Нуромскаго, Вологодскаго (†1412) Феофила и Иакова Омучских (†ок. 1412) Никифора (†до 1414) и Никиты (†после 1421) Боровских Ферапонта Боровенскаго (XIV †XV) Корнилия (†ок. 1420) и Авраамия (XV) Палеостровских, Олонецких Павла, пустынника Глушицкаго (†после 1422) Ферапонта Можайскаго, Белоезерскаго (†1416) Кирилла Белоезерскаго (†1427) Игнатия молчальника и Досифея старца, Белоезерских (XV) Павла Комельскаго, Обнорскаго (†1429) Макария Писемскаго, Костромскаго (XIV †XV) Леонтия Кариховскаго, Новгородскаго (†1429) Савватия Тверскаго (†не позднее 1434) Евфимия (†1435), Антония и Феликса (†1418) Карельских Дионисия (†1437), Тарасия (†1440) и Феодосия (XIV †XV) Глушицких Александра (†1439) и Антония Куштских, Вологодских Варфоломея строителя, Иоанна Златаго, келаря, и Игнатия иконника, Симоновских, Московских (†1442) Иакова Железноборовскаго (†1442) Иакова Брылеевскаго (XV) Иакова Галичскаго (кон. XV †нач. XVI) Григория Пельшемскаго (†1442) Макария Унженскаго (†1444) Варнавы Ветлужскаго (†1445) Арсения Коневскаго (†1446) Амфилохия Глушицкаго (†1452) Иоасафа Каменскаго (†1453) Михаила Клопскаго (†ок. 1453 †1456) Филиппа Рабангскаго (†1457) Варсонофия Тверскаго (†ок. 1459) Евфросина Тверскаго (†ок. 1460) Паисия Галичскаго (†1460) Варлаама Улейминскаго, Углечскаго (†после 1460) Саввы (†1461) и Андрея (XV) Вишерских Варлаама (†1462) и Паисия Важских, Пинежских Кассиана Каменскаго (†1463)

http://pravoslavie.ru/2368.html

С вершины отвесной скалы его открывается панорама всего Онежского озера, во всей дикой красоте. Изредка только виднеется рыбачья лодка, еще реже барка с лесом из Повенца. Только в начале весны караван Соловецких богомольцев заходит к мощам преподобного Корнилия; затем круглый год не бывает в пустыни ни богомольцев, ни посетителей, – так ныне. Что же было тут в конце XIV века? И на этом-то острове жил преподобный Корнилий, как Божия птица, для подвигов поста и молитвы. Благочестивая жизнь его, невзирая на глухое и дикое уединение острова, привлекла к нему ревнителей отшельнической жизни. Преподобный построил храм Рождества Пречистой и другой, теплый, с трапезою, в честь пророка Илии 248 . Любитель пустынной жизни устроил общежитие по духу любви апостольской, и храмом пророка Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере около 1420 года, и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в рукописных святцах сказано: «преподобный Авраамий, игумен Рождества Пресвятыя Богородицы Палеостровский на Онеге реке, Новгородский чудотворец». Ныне мощи преподобных Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их 249 . Преподобной Феоклеты Отчизна и род праведницы 250 были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. мощи преп. Сергия и Германа неоднократно переносились в Новгород и обратно в виду неприятельских нашествий. В последний раз они были возвращены из Новгорода, после 17-летнего там пребывания, в 1180 году, 11-го сентября, и на этот раз, во избежание возможного поругания от неприятелей, были глубоко скрыты под землею в осеченной в скале могиле, где почивают и до сих пор. С этого времени установился и праздник перенесения св. мощей Сергия и Германа 11 сентября. Несмотря на трудные условия существования, монашеская жизнь на Валааме крепла. Там был целый ряд замечательных подвижников. После Авраамия Ростовского, там подвизался b XII-м beke св. Корнилий, основатель Палеостровского монастыря; b XIV-м beke там жил преп. Арсений Коневский; b XV-м beke преп. Савватий Соловецкий, преп. Евфросин Синоезерский, Геннадий, впоследствии знаменитый Архиепископ Новгородский; преп. Александр Свирский, подвизавшийся на острове, который ныне называется Святым, и где показывают пещеру, в которой подвизался преп. Александр, и могилу в скале, им самим для себя приготовленную. В одно время с преп. Александром на Валааме жили — преп. Афанасий, основатель Сяндемской пустыни, и преп. Адриан Ондрусовский. B XV u XVI bekax Валаамский монастырь настолько прославился, что даже именовался «честною и великою Лаврою». Но в haчaлe XVII-ro beka, в смутное на Руси время, на Валаам обрушилось страшное Шведское разорение. Игумен Макарий, многие братья и послушники были убиты, храмы и все постройки сожжены и разорены. Остров опустел. Только св. мощи препп. Сергия и Германа остались нетронутыми в глубине земли, как семя будущего воскресения обители. Спасшиеся от меча и огня шведов, братия бежали на южный берег Ладоги, и там, у устья Волхова, нашли убежище в Ладожском васильевском монастыре, где и обосновались. Прошло сто лет. После побед над шведами, Петр Великий решил восстановить Валаамский монастырь, и поручил это дело настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря, архимандриту Иринарху. В 1715 году началось восстановление обители и ее дальнейшее непрерывное возрастание.

http://bogoslov.ru/article/6174418

Такова была Выговская пустынь. «Основатель» пустыни Даниил Викулин был ученик Палеостровского самосожженца диакона Игнатия и сам уже давно бродил по Поморью с проповедью. Поэтому ему и надо было отвечать, тем более что Евфросин обращался и к нему лично, говоря: «и ты су, Данило, шунгской шумитель, полно шуметь и развратно учить, чтоб тебе, бедному, за неправое то учение вечно не гореть». 328 Несколько позднее ответ, действительно, был дан. 329 Так на этот раз закончились споры по вопросу о самоистреблении. Они несомненно способствовали ослаблению настроенности в сторону самоистребления, но в то же время создали обширное поле вражды, посреди которого образовался непроходимый ров. Погром, который пережил раскол, поистине был велик, одинаково и с внутренней стороны, как и с внешней. Впереди стояли последствия его... 249 Деяния Москов. собора 1666–67 года. М. 1881, л. 25. – «Глас» патриарха Иоасафа II-ro напечатан проф. П. Ф. Николаевским в «Христ. Чт.» 1895, II, 391–4. «Слово благодарственное» патриарха Иоакима – Древ. Росс. Вивлиоф. XV, 269. 250 Ркп. библ. Хлудова, 282, лл. 13–об. 13, 29–об. 29, 39–об. 39, 43–44, 48 об.–53, 55 об., 71 об., 103–об. 103, 106–8. 253 Вот слова Авраамия по посланию к боярыне Феодосия Морозовой: «Избранный сосуд Павел апостол в послании своем пишет о нем (антихристе): яко аще не приидет отступление веры прежде, и открыется человек беззаконию, сын погибели, противник. Сие толкует святый Златоуст. – «Что есть отступление?» – И глаголет, яко апостол «того самого антихриста отступление наричет»: яко отступление приидет от веры – он сам, антихрист, открыется во благочестии исперва и благочестию он сам учинит отступление. Сего ради и погибельный сын наречется, яко нечестием своим многих душа погубити имать» (Ркп. Публ. библ. из собр. Погодина, 1552). То есть: где и когда откроется отступление, там и тогда явятся антихрист. 255 Повесть о Никоне: Ркп. Публ. библ. Q. I, 1058, лл. 46 об., 47, 51–51 об., 70. – Житие Корнилия: Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010