Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровский собор - первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году " по вере и обещанию " царя Василия Шуйского, а достроен 23 годами позже, уже при царе Михаиле Федоровиче. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в тёплом храме в честь Рождества Христова, возведённом чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нём размещалась машинно-тракторная станция и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен (освящён архиепископом Александром 1 августа 1992 года) и выглядит, пожалуй, не хуже, чем выглядел, скажем, в середине позапрошлого века (по крайней мере, это касается его внешнего облика). Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " 38, 2009. Как ни парадоксально, но композиция Авраамиевого Городецкого монастыря, рельеф места, на котором он стоит, невольно напоминает афинский Акрополь. Монастырь построен на северо-восточном берегу огромного Чухломского озера, на природном холме, круто спадающем к воде и значительно поднятом над бескрайней равниной полей и лесов, окружающих озеро. Подобно Акрополю, вход в ансамбль зданий находится на западном склоне холма. Это Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Как и в Акрополе, главное культовое здание, Покровский храм, находится на южной бровке холма, на его наиболее высокой отметке, и воспринимается при взгляде от ворот в три четверти. Подобно Парфенону, в основании его лежит искусственная насыпь, расширившая верхнюю площадку холма к югу и сделавшая его скат почти отвесным. Разумеется, это случайное совпадение, но положение храма в ансамбле, как он был задуман и столетиями существовал, было исключительно эффектным. С юга его белые стены венчает поросший вековыми елями склон холма, от весной стеной встающий над озером – отсюда он кажется особенно неприступным; со стороны монастырского двора его силуэт рисуется на фоне безбрежной водной глади и по контрасту с её бесплотностью кажется скульптурно определённым и под чёркнуто материальным. Впрочем, с тех пор, как по соседству с ним в XIX в. появился новый храм, огромный по размерам и по безвкусице, древний Покровский собор сам, кажется, дематериализовался.

http://sobory.ru/article/?object=05158

Авраамия Печерского (XII-XIII вв.). Авраамий Галичский Чухломской, Городецкий, игумен († 1375). Ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, после долгих лет искуса был удостоен священнического сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он в 1350 испросил у своего учителя благословения удалиться в галичскую страну, населенную чудскими племенами. Пребывая в пустынных местах, он обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери («Умиление» Галичская, или Чухломская; празднуется 28 мая/10 июня, 20 июля/2 авг., 15/28 авг.). По просьбе Галичского кн. Димитрия Авраамий принес икону в город, где от нее совершились многочисленные исцеления. Преподобный основал монастырь близ Чухломского оз., на месте явления чудотворной иконы. Новоустроенная Успенская обитель стала источником просвещения местного чудского населения. Прп. Авраамий прославился от Бога даром чудотворений, он неоднократно спасал город Галич от моровой язвы, засухи и непогоды. На иконах он изображается держащим в руках образ Пресвятой Богородицы. Память прп. Авраамию отмечается 20 июля/2 авг. Авраамий Смоленский (ок. 1171–1221), святой. Родился в Смоленске. По преданию, был иконописцем. Согласно его житию, после смерти святого остались 2 иконы его письма: «Страшный Суд» и «Изображение мытарств, проходимых душою по смерти», которые до нас не дошли. Авсень (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменой времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года – прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 янв.). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа «исполнить закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С ее закрытием в 1975 году бывшая обитель оказалась окончательно заброшенной. Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращен Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых-Лермонтов во всем мире, в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребенных в стенах обители. За прошедшие годы восстановлены три монастырских храма (Умиленский собор, Покровская и Никольская церкви), братский корпус, звонница с колоколами, частично монастырские стены. Воссозданы часовня над источником преподобного Авраамия и купальня. Построена гостиница для паломников, организовано подворье в селе Святица с животноводческой фермой и пасекой. Главные святыни обители: честные мощи преподобного Авраамия под спудом в подклете Покровского храма, старинный покров с раки преподобного, мироточивая икона преподобного Авраамия, вериги преподобного Авраамия, крест с частицами Гроба Господня и Голгофы. Силами православного братства преподобного Авраамия Городецкого, действующего при обители, продолжается строительство здания детского приюта для мальчиков-сирот. При монастыре действует образованное в 2002 году Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество при восстанавливающемся Покровском храме в селе Ножкино, приписанном к обители. В 2005 году на территории монастыря были посажены декоративные растения, устроен монастырский сад. В Троицком соборе продолжились работы по благоукрашению иконостаса. Проведены косметические ремонты в братском и настоятельском корпусах. Продолжено благоустройство парка на южном склоне за стенами монастыря и территории вокруг Святого колодца и купальни преподобного Авраамия.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Собор иконы Божией Матери " Умиление " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Само решение о глобально реконструкции было принято в конце 1840-х годов - одним из главных пунктов этого плана значилось возведение нового большого храма в честь Божией Матери " Умиление " . Чертежи подготовили довольно быстро - уже в 1851 году его утвердил император Николай I. Проект, предполагавший строительство солидного по размерам пятиглавного четырёхстолпного храма, был выдержан в так называемом " византийском стиле " , к тому времени возобладавшем - благодаря стараниям знаменитого К. Тона - в русской архитектуре. Этот стиль ориентировался на мотивы средневековой византийской храмовой архитектуры, явным образом стилизуя их. Он как нельзя лучше соответствовал тогдашней официальной доктрине, основанной на уваровской тираде " Православие, Самодержавие, Народность " , и зримо воплощал идею преемственных связей России и Византии. Однако возведение нового храма затормозилось- не последнюю роль в этом сыграла вспыхнувшая Крымская война, столь неудачная для нашей страны. Строительство новой церкви, ставшей грандиозным " обрамление " гробницы основателя Аврамиево-Городецкого монастыря, продлилось десять лет - освятили храм в честь иконы Божией Матери " Умиление " , поднявшийся вплотную к северной стене древнего Покровского собора, в 1867 году. В конце советской эпохи собор в честь иконы Божией Матери " Умиление " представлял собой безрадостное зрелище. Но уже к 1994 году удалось многое сделать, и самое главное - освободить от груд битого кирпича и мусора крипту, привести её в порядок и установить гробницу над мощами преподобного Авраамия Городецкого. 1 августа 1914 года, когда праздновалась память преподобного (празднование это с давних времён сдвинули на один день, чтобы не совмещать с празднованием памяти пророка Илии), архиепископ Костромской и Галичский Александр служил в соборе первую после закрытия обители Божественную литургию. За день до этого наместник монастыря архимандрит Никандр совершил малое освящение храма, в котором ещё не было иконостаса, а вдоль стен стояли строительные леса. В июне 1996 года архиепископ Александр освятил возрождённый собор уже со всеми приделами: в честь иконы Божией Матери " Умиление " , во имя пророка Илии и во имя преподобного Авраамия. Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . 38, 2009. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05159

Коровье, село. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соборо-Богородицкая, что в Верхней Пустыни (Коровье), зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1797 году тщанием прихожан, при помощи доброхотных дателей. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 4: а) в верхнем этаже: в честь Собора Божией Матери, б) в нижнем: св. прор. Илии и преп. Авраамия Городецкого чуд., в) святит. Николая Чуд. и г) св. Иоанна Предтечи. Местночтимые святыни церкви - иконы: Казанская Божией Матери и преп. Авраамия Городецкого чудотворца. Ранее на этом месте находился монастырь " Верхняя Пустынь " - одна из трех обителей, основанных преп. Авраамием Чухломским в окрестностях Чухломы в 14 веке. Монастырь просуществовал около четырехсот лет и был закрыт в 40-50-х гг. 18 века, а две его деревянные церкви Собора Богородицы и Ильи Пророка, сооруженные в 1730-х гг., обращены в приходские. Расстояние от Костромы 167 в., от Чухломы 14 в. Ближайшие церкви: Троицкая, что в Федьковой Слободке в 5 вер. и Преображенская с. Серапихи в в 7 вер. http://www.old-churches.ru/ch.htm Разоренный более полувека назад, сиротливо смотрит пустыми проемами дверей и окон на родное село Коровье некогда прекрасный и величественный храм Собора Божией Матери. Эту каменную двухэтажную церковь с оградой построили на свои деньги местные прихожане и богатые благотворители в далеком 1797 году на месте бывшего деревянного монастыря, основанного святым Авраамием Чухломским здесь, в Верхней Пустыни. Храм построен по проекту талантливого архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792 гг.) уроженца посада Большие Соли Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области). Для любознательных сообщаю, что, кроме Коровской, двухэтажных церквей в уезде было еще три: Троицкая в Федьковой слободе, Воскресенская в селе Муравьище и Воскресенская в селе Васьковки (ныне Антроповский район), остальные – одноэтажные.

http://sobory.ru/article/?object=03094

Всю последующую жизнь святой Авраамий провел, выполняя завет Сергия Радонежского. Сам он не хотел жить среди людей и едва терпел, когда требовалось оторваться от молитвы, чтобы дать кому-то духовное поучение. Но так велел ему Сергий, и его словам Авраамий подчинял свою волю, сколько мог. Покинув Троице-Сергиеву обитель, Авраамий пришел на берег Галичского озера, противоположный от города. Там, как рассказывает «Житие», он обрел чудотворную икону Богородицы, «…стоящую на дереве и сияющую неизреченным светом». От Пречистой было ему повеление: основать на этом месте монастырь. Авраамий в одиночку построил малый деревянный храм. Затем галицкий князь Дмитрий Борисович дал ему средства на возведение большого храма и на «все потребное монастырю». Так родился Пречистой Богородицы Заозерский Авраамиев монастырь. Сам основатель трудился, рубя лес и копая землю. Авраамиев-Городецкий монастырь. Фото с http://russights.ru «Когда обитель расширилась и увеличилось число братии, — говорит «Житие», — помыслил преподобный выйти из обители и жить одному в безмолвии. Он поставил братии вместо себя игумена, именем Порфирия… сам же скрылся от братии тайно от всех». Авраамий нашел место, «очень удобное для безмолвия» и остался там уединенно предаваться молчальничеству и молитве. Братия отыскала его, умоляла вернуться, но он отказал. Тогда иноки выпросили у Авраамия разрешение поселиться рядом с ним. Так появилась новая обитель — Великая пустынь во имя Положения честного Пояса Богородицы. Через некоторое время история с тайным уходом из монастыря повторилась, но уединившегося Авраамия опять нашли. Так вокруг его келейки возникла Верхняя Богородичная пустынь на реке Воче. А спустя некоторое время Авраамий ушел и из третьего своего монастыря… Он поселился на берегу Чухломского озера, в живописном месте, под лесистой горой. Срубил домик, срубил часовенку. И вновь его одинокая келья сделалась центром притяжения для учеников и братии. Авраамий благословил их устроиться на горе, но сам остался внизу. Так был основан Городецкий монастырь во имя Покрова Богородицы. Фигура Авраамия до такой степени привлекала тех, кто искал иноческой жизни, что число братии в этом диком месте скоро умножилось до ста человек! За полгода до своей кончины святой узнал, когда наступит его последний срок. Перед смертью он собрал учеников изо всех своих обителей и дал им последнее наставление.

http://foma.ru/galich.html

Г Габановская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Олонецком уезде, и до 1764 года была приписной к Свирскому монастырю, а с тех пор по духовным Штатам упразднена. Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Черниговской Епархии заштатный мужской. Находится расстоянием от города Гадяча в 2 вёрстах на правом берегу реки Псиолы вниз по течению оной; строения в нём все деревянные: 1) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ Благовещения Божьей Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи и с трапезой; 3) ЦЕРКОВЬ над св. воротами Рождества Божьей Матери; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские и 5) ОГРАДА. Прибавление из VI тома Гадяцкий Красногорский Николаевский монастырь Стоит при горе Красной, от чего и прозван Красногорским, расстоянием от города Гадяч в 7 вёрстах. Основан он в 1442 году, распространён в 1482 году Иеромонахом Пименом. Возобновлён в 1760 году Гадяцким Полковником с прочими чинами. С 1482 по 1632 годы Настоятели этой обители именовались Начальниками, а в 1632 году Преосвященный Митрополит Киевский Пётр Могила учредил Игуменство. Галактионова пустынь См. Духов или Святодухов Вологодский монастырь. Галилейская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии Валдайского уезда в Деревской пятине и состояла в ведении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Строения были в ней все деревянные. Священнослужение отправляемо было с 1758 по 1764 год священником Вельевского погоста, наконец, в 1764 году по духовным Штатам за ветхостью церкви, вовсе упразднена. Галицкая Чухломская пустынь Упразднённая. См. Чухломская Галицкая. Галицкий Авраамиев Городецкий монастырь См. Городецкий Авраамиев Галицкий. Галицкий Железноборовский монастырь См. Железноборовский Галицкий. Галицкий Николаевский Староторжский монастырь Костромской Епархии 3 класса девичий. См. Староторжский Николаевский Галицкий. Галицкий Новозаозерский Аврамиев монастырь См. Новозаозерский Аврамиев Галицкий. Галицкий Паисеин монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Авраамий Галичский с иконой Божией Матери " Умиление " Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий (+ 1375 ), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского , преподобный . Память 20 июля и в Соборах Костромских и Радонежских святых. Место рождения и мирское имя Авраамия Галичского неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, преподобный первоначально подвизался в Нижегородском Печерском монастыре , откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь . Спустя некоторое время с благословения прп. Сергия Радонежского св. Авраамий ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне монастырь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, который владел Галичем в 1360-1363 гг. Впоследствии прп. Авраамий основал еще три монастыря: Преподобный скончался в часовне близ последнего монастыря, куда удалился незадолго до смерти. Эти монастыри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389). Согласно житию, прп. Авраамий Галичский преставился 20 июля 1375 года, однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником преподобного Авраамия назван галичский кн. Юрий Димитриевич , получивший Галичский удел в 1389 г. Преподобный Авраамий Галичский сыграл особую роль в распространении Христианства в крае. Он был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в монастыре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное). Житие прп. Авраамия было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого монастыря Протасием, который положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий монастырь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и других чудес, происходивших от мощей преподобного Авраамия.

http://drevo-info.ru/articles/25108.html

Солигалич. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождественский собор строился 150 лет - с конца XVII по XIX вв. Ныне в нём постоянно закрытый городской музей. Богородицерождественская соборная церковь, каменная, с каменной коло­кольней. Построена до верхних сводов по повелению и на средства царицы Марьи Ильиничны в 1668 г. к окончанию же приведена на пожертвования благотворителей в 1801 г. Кладбища при церкви нет: умершие погребаются на общем городском кладбище с особой церковью, службы в которой исполняет соборный причт. Престолов 4: а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний); б) в честь Рождества Христова (зимний); в) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (внизу под зимним приделом) и г) во имя пр. Авраамия Городецкого (под колокольней). Досто­примечательности церкви: серебряный, вызолоченный, с драгоценными камнями и частями св. мощей напрестольный крест, присланный в 1686 г. царём Феодором Алексеевичем, в память по матери своей царице Марьи Ильиничны; особо чтимая Казанская икона Божией Матери, по преданию, сооруженная вскоре после чудеснаго явления сей иконы в Казани. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии, 1911 г. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе строился в два захода с большим временным промежутком. Начало зданию было положено в 60-е годы XVII века, и лишь через сто с лишним лет строительство довели до конца. Имена зодчих собора неизвестны, только об артели второго этапа строительства можно сказать, что она была, предположительно, из Устюга. Однако есть веские основания считать, что собор достраивали жители Тотьмы. Начало строительства ныне существующего здания собора было положено около 1668 года " усердием " царицы Марии Ильиничны, происходившей из аристократического рода Милославских. В 1660-е годы в Солигаличе основывается женский Богородице-Рождественский монастырь. Покровительство ему оказывает царица Мария Ильинична, проведшая часть своего детства под Солигаличем в усадьбе Корцово. Государыня жертвует обители приличные суммы, что даёт возможность монастырской администарции начать возведение каменного собора. После смерти царицы никаких средств на строительство храма из царской казны больше не поступало и строительство осталось незавершённым. За короткое время успели построить только нижнюю часть храма и шатровую колокольню. В 1694 году во втором ярусе колокольни был устроен придел в честь Авраамия Городецкого. В 1764 году, в связи со знаменитой екатерининской секуляризационной реформой, Рождественский монастырь был упразднён, его недостроенный храм обращён в приходской, и вскоре он стал городским собором. Только в 1792 году строительство Богородице-Рождественского собора было возобновлено, по одной версии, по инициативе и на вклады Ф.И. Нащокина, по другой - губернского архитектора Метлина.

http://sobory.ru/article/?object=00161

Первое известное нам графическое изображение Никольской церкви приведено в журнале «Живописный сборник» 1, 2, СПб, 1858 г.) – в статье С. В. Максимова «Авраамиев Городецкий монастырь в г. Чухломе». Это гравированный рисунок с натуры К. О. Красовского с видом монастыря с северо-запада, сделанный им в 1849 г. Стоящая на перед нем плане Никольская церковь ещё не имеет пристройки с юга, её вид соответствует более поздним (1908 г.) фотографиям В. Кларка – за исключением арочных проёмов Святых ворот (заложенных – на поздней фотографии), каменного двухэтажного корпуса, примкнувшего к древнему зданию с юга, и конька кровли, продолжающегося (как показано на рисунке 1849 г.) несколько к северу от венчающего церковь завершения и отсутствующего на фотографии (форма кровли изменена при расширении здания к югу, происшедшем, скорее всего, в 60-е гг. XIX в., в период больших реконструктивных работ в монастыре; тогда же кровля, взамен тёса, была покрыта железом). Вот что сказано о той церкви в книге Д. Ф. Прилуцкого (стр. 22): «На западной стороне ограды над святыми вратами каменный же трехэтажный (очевидно, описка. – Л. В.) храм во имя Николая Чудотворца с приделом Великомученицы Параскевы и трапезою, четвероугольный, об одной главе, покрытый, кроме сей последней, тесом. Пол в алтарях и церкви кирпичный, а в трапезе деревянный. Иконостасы об одном ярусе, столярной работы, с резьбою, вызолоченною по гульфарбе двойником, соединены между собою по прямой линии; царские врата столярныя, вызолоченныя. Стены алтарей и храма убраны лепною работою по штукатурке. Св. иконы письма не древняго. Внизу под сею церковию, кроме св. ворот, устроены две кельи с коридором». Очевидно, нижняя келья была перегорожена надвое коридором. В 60-х годах XIX в., со строительством колокольни и устройством под нею нового главного въезда в монастырь, Святые ворота закладываются с обеих сторон и обращаются в добавочные помещения; с востока нижний этаж засыпают землёй, в уровень с монастырским двором. После упразднения Авраамиево-Городецкого монастыря в 1929 г. здание Никольской церкви использовалось частью под сельмаг, частью под столовую. Внутреннее убранство церкви было уничтожено, крест с маковицы сорван. Наконец, в пожар начала 1960-х годов здание лишилось кровли и началось его разрушение: разобрано кирпичное завершение, выломаны полы и заполнения проёмов, разобрана пристройка 60-х годов XIX в., разбираются стены самого древнего здания.

http://sobory.ru/article/?object=05160

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010