Объясняет Апостол основание высокой, дивной веры Авраамовой. По-видимому, невозможно было Аврааму решиться принесть единородного сына своего во всесожжение, – принесть того юного еще сына, который, по обетованию Божию, имел продолжать потомство его. Апостол, раскрывая силу веры Авраамовой, говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование». Авраам веровал во всемогущество Божие и несомневался в том, что Бог обещал ему, уповая, что Бог силен исполнить обещанное и при таких обстоятельствах, какие тогда окружали его, при исполнении Божеского повеления о принесении Исаака в жертву всесожжения. Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»: он веровал, что Богу все возможно; и никакими трудностями обыкновенных соображений не колебался, но твердо решился исполнить повеление Божие. Приготовив нужное, он отправился с Исааком, «и пришли на место, о котором сказал ему Бог: и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень» удержал его ( Быт.22:9–11 ). Так Авраам своим непоколебимым намерением, по повелению Божию, уже принес Исаака в жертву. И Богом принята сия жертва как принесенная ( Быт.22:12 ). Темже того и в притчи прият. «Почему и получил его в предзнаменование». То-есть, Авраам намерением заклал своего сына и принес в жертву Богу, и Бог принял жертву как благоприятную Ему; и в тоже время Авраам уже закланного своего сына Исаака получает живым в предызображение смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия. «Ибо Исаак умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. В нем предначертан также образ спасительного страдания; почему и Господь сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася ( Ин.8:56 ) 19 . В этом образе закланного и возвращенного к жизни Исаака Авраам верою видел день искупительной смерти и воскресения Господа Спасителя, и возрадовался в уповании быть некогда участником обещанного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время зноя земного. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал навстречу путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей. Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл их ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка и приготовил им трапезу. Когда Они ели, то Один из Них сказал ему: – Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и Сарры будет сын. Сарра стояла сзади, у входа в шатер и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал: – Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа? Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал: – Нет, ты рассмеялась. И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома: – Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим ходить путем Господа, творя суд и правду. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне или нет. Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие. Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал: – Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь ответил: – Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место. Авраам сказал в ответ: – Вот, Я решился говорить Владыке, я – пыль и пепел; вдруг не хватил пяти человек до пятидесяти праведников? Бог ответил: – Не погублю и ради сорока пяти. Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти. И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он – Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение. Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Странники согласились. Тогда Авраам умыл им ноги, потом велел принести хлеба, масла, молока и приготовить откормленного теленка. Странники стали есть, а Авраам стоял и служил им. Оказалось, что это были не простые странники, а Бог и с ним два Ангела. Во время обеда Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын, по имени Исаак. Обещание Божие исполнилось. У Авраама родился сын, хотя ему было 100 лет, а жене его Сарре 90 лет. § 10. Принесение Исаака в жертву (Быт. 22: 1–19) Когда Исаак вырос, Бог , желая испытать веру Авраама, сказал ему: «Возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Авраам исполнил в точности волю Божию. Он возложил дрова на сына своего Исаака, а сам взял огонь и нож, и оба они отправились в путь. Дорогой Исаак спрашивает Авраама: «Отец, вот огонь и дрова, где же агнец для жертвы?». Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Когда они пришли на гору, указанную Богом, Авраам устроил жертвенник и разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник. Потом Авраам взял нож и уже поднял руку, чтобы заколоть сына. – В это время Ангел Господень воззвал с неба: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока: теперь Я вижу, что ты боишься Бога, если не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам, осмотревшись кругом, увидел агнца, запутавшегося рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. В награду за такое великое послушание Бог благословил Авраама и обещал, что потомство его будет так многочисленно, как песок морской, или как звезды небесные, и что в семени его благословятся все народы земные. Здесь под семенем Авраама должно разуметь Иисуса Христа, через Которого получат благословение все народы земные. Жертвоприношение Исаака служило прообразом крестных страданий Иисуса Христа. Исаак, наученный родителями свято исполнять волю Божию, допустил связать себя и положить на жертвенник. Иисус Христос, исполняя волю Отца Небесного, добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт.18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся. Но не было там праведников, кроме Лота. Поэтому в Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19). Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт.21:1–3). И « обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » (Быт.21:4). По прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос Господь сказал Аврааму: « Авраам! …возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » (Быт.22:1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: « Авраам! …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня » (Быт.22:11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

У Авраама и Лота было много скота, и пастухи их часто ссорились из-за пастбищ. Поэтому Авраам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники. Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я направо, если же ты направо, я налево». Лот избрал себе для жительства плодородную долину Иорданскую и раскинул свои шатры до города Содома, а Авраам поселился у дубравы Мамре, близ Хеврона. Вскоре царь еламский пошел войною на царей Содома и Гоморры и трех соседних городов, захватил жителей этих городов и все имущество. В числе пленных был взят и Лот. Авраам, узнавши об этом, вооружил 318 своих рабов, призвал на помощь соседей и погнался за царем еламским. Ночью он напал на врагов со всех сторон, разбил их и, освободив Лота и прочих пленников, отнял всю добычу. Когда Авраам возвращался после победы, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Вышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его. Авраам поклонился Мелхиседеку до земли и принес ему в дар десятую часть всей добычи. Имя Мелхиседек значит: царь правды; он был царем Салима (мира) и вместе священником Бога Вышнего. Авраам принимает от него благословение и склоняется пред ним, как пред старейшим. Священное Писание умалчивает об отце, матери, времени рождения и смерти Мелхиседека. По изъяснению св. Апостола Павла ( Евр. 7:1–2 ), он был прообразом Господа Иисуса Христа, Царя правды и мира и истинного Первосвященника, рожденного в вечности без матери и во времени без отца. Город Салим, по преданию, находился на том месте, где потом был построен Иерусалим. 9. Завет Божий с Авраамом Цари земли Ханаанской были враждебны Аврааму и завидовали его богатству. Авраам опасался их, но Господь успокоил его, явившись в ночном видении. «Не бойся, Авраам», сказал Господь, «Я твой щит: награда твоя будет весьма велика». Авраам со смирением заметил: «Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным, и слуга Елиезер будет наследником моим». – «Не Елиезер, но сын твой будет твоим наследником», ответил ему Господь. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь сосчитать их. Столько будет у тебя потомков». При этом Бог открыл Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы там 400 лет, а потом возвратятся в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

У стремительных вод реки истории поворот за поворотом. Одно мессианское откровение сменяется другим... Адам, Ной, Авраам с Исааком и Иаковом. Протоевангелие, благословение сыновей Ноевых, праотцы Израиля. Закончилась предыстория, избран Авраам, благословляется его потомство, а в Аврааме и семени его мессиански благословляются и все народы. 4.3. Мессианские обетования Аврааму В Аврааме дается третье, после Адама и Ноя, Евангелие. При избрании Авраама на земле вновь прозвучала благая весть. На Аврааме в особенности исполнилось Ноево благословение Симу. Когда родился Авраам в Уре Халдейском, мир полностью погрузился во тьму язычества и идолослужения. Авраам прозрел, и в нем благословился Бог Сима, праотца его. Единый открылся единому. В Аврааме начало и исток веры в Единого Бога, начало монотеизма на земле. Авраам в разноголосице язычников говорит на языке Евера, не участвовавшего в строительстве башни Вавилонской и исключенного из смешения языков. Авраам – еврей ( Быт. 14:13 ). Бог не избрал для Своего Мессии один из народов-языков, но сотворил Себе народ в Аврааме. Бог дал Аврааму обетования и землю, Землю Обетованную. В обетованиях Аврааму звучат мессианские ноты. И вроде бы ничего ему не сказано было о Мессии, но, как в уединении природы иногда, буквально, звенит тишина, так слышны мессианские времена уже в истоке Авраамовых откровений и обетований Божиих. В Харране, в Месопотамии, Бог говорит Аврааму, сыну Фарры: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя; и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные ( Быт. 12:1–3 ). Подробное толкование текста приведено во втором экзегетическом этюде при рассмотрении второго Богоявления Аврааму. Не просто избирается Авраам и Земля друг для друга, но дается обетование: и благословятся в тебе, Авраам, все племена земные. Это уже не о богоизбранном Израиле, это – о всех, это о временах Мессии. Бог говорит: в тебе, Авраам, благословятся все племена. Так не он ли и есть Мессия? Не пришел ли от семейства Фарры Тот, Кто должен исправить испорченное Адамом , прародителем всех?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех». Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». «Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась... Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь). Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог , желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа. Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог . Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам». Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Авраам жил языческою жизнью, жил в хорошем городе, этот город известен там был, мегаполис, у него все было хорошо. И вот он слышит призыв Божий — в 12 главе, я зачитаю и скажу, как это звучало по-еврейски: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе ( Быт.12:1 ). Там звучит такое слово «лех леха». Можно перевести знаете, как «уходя, уходи». То есть Аврааму Бог сказал: всё бросай и делай такой прыжок веры. Мы прыгали в воду — так замираем и прыгаем, мы не знаем, какое там дно, что там за вода, и вот это прыжок в неизвестность. Почему? Потому что Авраам уверовал, и поэтому он вот так прыгнул. И это один из примеров того, как надо веровать: бросай всё и становись верующим, это один из примеров, вера Авраама. Уходя, уходи. Невозможно быть чуть-чуть верующим или чуть-чуть неверующим, всегда либо-либо. Не получается быть «чуть-чуть» — хорошая известная метафора, потому что даже если мы попробуем, знаете какая проблема возникнет: наша совесть начнёт нас обличать. Почему? Потому что мы знаем, как правильно, но живем неправильно, нас советь начинает обличать. И снова встает этот вопрос: уходя, уходи, «лех леха», бросай этот грех и уходи. У Авраама будет много падений, они описаны. Но это уже Авраам повернулся к Богу, и к Нему пошёл, и к Нему пришёл. А падения — они всегда будут. Но следующий момент, который тоже очень важен для понимания, почему Авраам — отец всех верующих, описан в 15 главе. Чтобы понять, нужна предыстория. Авраам и его слуги победили коалицию царей — причём победили, все поняли, что он победитель. И знаете, какой момент наступил: Авраам начал бояться за свою жизнь. Почему? Потому что он был никто, и звали его никак, а теперь он тут победитель, и соседи начали на него коситься, что он сейчас там начнет всех захватывать, власть захватывать, и поэтому «нет человека — нет проблемы», и поэтому Авраам боится, что его убьют. И вот Господь ему является и говорит: После сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении, и сказано: Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя весьма велика ( Быт.15:1 ).

http://azbyka.ru/audio/avraam-otec-vsex-...

Авраам повиновался. Ему было жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собой сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горой, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношений?» Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына, но Ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня». И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака. За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира. Итак, образы Авраама и Сарры — это образы подлинной, жертвенной любви, которая буквально пронизывает все отношения. Авраам послушен Богу вплоть до принесения Ему в жертву самого ценного, что есть у него — своего единственного сына Исаака. Сарра послушна своему мужу Аврааму, когда беспрекословно выходит из привычной и обжитой земли по его повелению и идет в неизвестность. Исаак, сын Авраама и Сарры предельно послушен отцу своему вплоть до смерти, когда безропотно шел на заклание. Вся семья Авраама получила от Господа за такую любовь и послушание великое благословение и награду. Чистые родительские первообразы послужили основой для формирования послушания и доброты у сына Исаака.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Авраам поспешно вошел в шатер свой и приказал Сарре испечь хлебы, а сам побежал к стаду, выбрал самого лучшего теленка и приказал рабу приготовить его в пищу. Предложив пищу странникам, он сам служил им, стоя перед ними. После обеда они спросили его: «Где Сарра, жена твоя?» Он отвечал им: «В шатре» (Скромность Сарры не позволяла ей явиться перед мужчинами). Тогда Господь, устами одного из странников, сказал Аврааму: «Я опять приду к тебе через год в этот же час, и тогда у Сарры, жены твоей, будет сын». Услышавши это, Сарра, стоявшая за дверью шатра, рассмеялась, говоря себе самой: «Мне ли и мужу моему родить детей в такой старости?» Но Господь, от Которого не укрылась мысль Сарры, сказал Аврааму: «Для чего это рассмеялась Сарра? Разве есть что-нибудь трудное для Бога?» И снова подтвердил, что через год, в это же время, у ней будет сын. Потом странники встали и направили путь свой к Содому, а Авраам пошел провожать их. И сказал Господь: «Скрою ли Я то, что хочу сделать, от Авраама, который должен быть родоначальником племени великого и могущественного, и в котором благословятся все народы земные? Вопль беззаконий Содома и Гоморры усилился, и грехи их тяжки». Между тем два Ангела пошли в Содом, а Авраам остался с третьим – это был сам Господь. Авраам сказал Ему: «Ужели Ты погубишь и праведника с нечестивым? Если есть в этом городе пятьдесят праведников, ужели и они погибнут вместе с другими? Ужели Ты не пощадишь города, если в нем найдутся пятьдесят Праведников? Нет! Ты этого не сотворишь; Ты не погубишь праведника вместе с нечестивым, Ты не сравняешь добрых со злыми! Судья всей земли поступит ли неправосудно?» – Господь отвечал ему: «Если Я найду во всем Содоме пятьдесят праведников, то ради них пощажу весь город». Авраам сказал: «Дерзну еще вопросить Господа моего, хотя я не более, как прах и пепел, если найдешь не более сорока пяти праведников, погубишь ли город?» – Господь отвечал каждый раз, что помилует. – «Господи, – сказал наконец Авраам, – не гневайся, если я еще раз попрошу Тебя: что будет, если Ты найдешь только десять праведников в этом городе?» – «И тогда не погублю» – Авраам не дерзнул вопрошать более: Господь удалился, а Авраам возвратился в жилище свое. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010