Идут три дня. Много это или мало? Как скажет Магдалина у Б. Пастернака , «Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту». Пустота точно должна была «накрывать» Авраама с головой. Но вот дорос ли Авраам до веры в Воскресение (ср. Евр 11:29)? У нас есть лишь намек: И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Быт 22:5 Как странно Авраам выражается: «возвратимся». Вряд ли он знает все наперед — тогда испытание упраздняется. Что же, это просто образ его речи — говорить о себе «мы»? Или он снова не желает говорить всей правды — по любви к сыну? Экзистенциалисты говорят о том, что вся жизнь человека проходит между отчаянием и надеждой. Не Авраам ли становится первопроходцем на этом пути доверия, пути надежды? И ведь он (улыбка Бога) невольно оказывается пророком: они действительно возвратятся! Однако пока еще испытание не окончено… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. Быт 22:6 Подниматься на гору трудно, особенно когда ты уже не молод. Некоторые считают, что именно поэтому Авраам возлагает на Исаака дрова. Но более внимательные толкователи настаивают на том, что Авраам просто по-прежнему бережет сына: пусть несет сухие ветви, острый нож и огонь он берет сам. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. Быт 22:7–8 Как человеку, намеревающемуся принести сына в жертву, должно быть, трудно слышать: «Отец мой!» К тому же этот диалог мог напомнить Аврааму разговор с Богом: обращение — ответ. Кого же поставить на первое место: Бога — или сына? Выбрав сына, Авраам мог бы ответить напрямую, предупредить его, — и юный Исаак убежал бы, и старый Авраам его не догнал бы, и не был бы виновен в его смерти.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра? И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.  «Распятие». Дюрер А., 1497 г. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://foma.ru/zhertvoprinoshenie-isaaka...

Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним на встречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму , Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы старший из странников сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: «зачем Сарра рассмеялась? Разве есть что – либо трудное для Бога»? – Авраам тогда понял, что пред ним не простые странники , и что с ним говорит Сам Бог. Принесение Исаака в жертв Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил: «Отец! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит себе агнца», – ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного твоего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака. За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

« Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды! – О. С.) , и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии » ( Быт. 21:14 ). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам? Аврааму – 99 лет. Измаилу – 13. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Просто посчитайте сами, и вы убедитесь, что ему 16 лет. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог сказал: «И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» ( Быт. 21:13 ). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, он верит Богу, то есть доверяет Его словам. «Неужели праведный Авраам был бесчеловечным, не дав осла Агари и отроку, хотя имел такое множество домашнего скота? Одни говорят, что он сделал так из-за человеколюбия, чтобы она не обременяла себя заботой об осле. Другие – что Авраам верил, что Бог сохранит отрока… Он не сделал бы этого, если бы Бог ему не сказал: не огорчайся из-за этого» 192 . Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре, и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, «еще при жизни своей, на восток, в землю восточную», он даст им «подарки» (см.: Быт. 25:6 ). Но есть и аллегорическое истолкование, почему Авраам отсылает от себя Агарь и ее сына, дав им только мех воды и лепешку хлеба:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог повелел Аврааму оставить свою родину и переселиться в землю, какую Он укажет ему. Авраам исполнил волю Божью, взял жену свою Сарру , племянника Лота и всё своё имение и отправился в путь. Когда Авраам пришёл в землю Ханаанскую, здесь Бог опять явился ему и сказал: вот эту землю я отдам тебе и твоему потомству. Авраам, в благодарность Богу построил жертвенник на месте Богоявления (в долине Сихемской ), где и поселился. В обетованной земле Бог являлся Аврааму несколько раз. Однажды явился Аврааму и сказал, что от него произойдёт много народов , притом обещал ему Своё благоволение, только бы он почитал Бога. Такой был завет Божий с Авраамом и в знак сего завета установлено обрезание 4 . В другое время сидел Авраам у шатра под зелёным дубом (Мамврийским) и увидел трёх странников. От поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и пригласил их к себе. Оказалось, что в образе трёх странников был Господь и с ним два Ангела. Господь открыл Аврааму, что через год жена его Сарра родит сына. Так и сбылось, у них родился сын, которому дали имя Исаак . (За что Бог возлюбил Авраама? Какое было ему повеление Божье? Какой был завет Божий с Авраамом? Как опять являлся ему Господь и что предсказал?) 7. Жертвоприношение Исаака Быт. 22:1–19 Веру Авраама и покорность воле Божьей Господь показал в пример другим. Это было так: когда Исаак вырос, Бог повелел Аврааму: „возьми сына своего единственного, которого ты любишь, и под на гору, какую укажу (в земле Мориа) и там принеси его в жертву. Жалко было Аврааму сына, но волю Божью надо исполнить. Рано утром он с сыном и слугами отправился в путь. На третий день Господь указал ему гору, где должно быть жертвоприношение. Авраам дал сыну нест дрова на гору, а сам взял огонь и нож. Дорогой Исаак спросил отца – где же агнец для всесожжения? – Бог усмотрит себе агнца, – ответил ему отец. Когда же взошли оба на гору Авраам открыл сыну, что Господь повелел именно его принести в жертву. Исаак покорился. Авраам сделал жертвенник, положил Исаака на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть сына. Вдруг слышит глас Ангела с небес: – Авраам! не поднимай рук своей на отрока. Теперь видно что ты боишься Бога. Авраам оглянулся и увидел в кустах овна (барана), – его и принёс в жертву вместо сына. За веру и послушание такое Господь обещал Аврааму что в семени его благословятся все народы значит – в его потомстве родится Спаситель мира. Это благословение от Авраама перешло и на доброго сына его Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт. 21:23–34 Вирсава (Беэр-шева) означает: колодезь клятвы, или клятвенный. Он был выкопан Авраамом, но слуги Авимелеха, даря Филистнмского в Гераре, впрочем, без ведома его, отняли колодезь у Авраама. И когда Авимелех, около этого времени, пришел к Аврааму с предложением заключить взаимный союз, Авраам упомянул об их обиде, и признан бесспорным владетелем колодезя. На этом месте и Авраам и Авимелех утвердили клятвою свой союз. Авраам насадил тут рощу и совершил торжественное Богослужение Господу вечности. Около этих мест Авраам долго жил, как странник. Быт. 22:1–19 Так как Бог явил Себя особенным благодетелем Авраама, и его потомство избрал хранителем Своих откровений преимущественно пред всеми племенами земными, то дабы когда-нибудь пытливость человеческая не усумнилась в справедливости путей Его промысла, Он восхотел торжественно засвидетельствовать миру, что Авраам своею верою в Бога и послушанием велениям Его превосходил всех людей. Для этого Бог подверг его испытанию. Он сказал: «Авраам! возьми сына своего, единственного у тебя, которого ты любишь, Исаака, и поди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Несмотря на всю необычайность такого повеления, Авраам ни мало не усумнился, что оно от Бога и что его должно исполнить без прекословия; и в то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен умереть бездетным, согласно с обетованием, прежде данным, будет родоначальником избранного народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить ему сына обетования 17 . Итак, не открывая никому своего намерения, Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двух рабов и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился к северу в нагорную землю Иевусеев, туда, где после был Иерусалим. На третий день, по какому-то особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидал гору, которая была назначена для великого жертвоприношения. Гора была та самая, где впоследствии Соломон воздвигнул храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Долго, до глубокой старости, Авраам и жена его Сарра дожидались обещанного потомка, от которого должен был произойти великий народ. И вот однажды, сидя у своего шатра под дубом (Мамрийским), Авраам увидел трех странников, поспешил к ним навстречу, поклонился им до земли и пригласил в свой шатер. Странники вошли к нему и приняли его угощение. Но скоро Авраам узнал, что под видом трех странников явился ему Триединый Бог (Пресвятая Троица). Господь Бог открыл Аврааму, что через год у него от Сарры родится сын. Обещание Божие исполнилось. Когда Аврааму было сто лет, а жене его Сарре девяносто лет, у них родился сын, которого они назвали Исааком. Авраам всей душой любил своего сына. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытанием укрепить веру Авраама, повелел ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Как ни тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, он решился исполнить его. Рано утром он взял с собою дров, огонь и Исаака и отправился в путь. Только на третий день Господь указал ему гору для жертвоприношения. Исаак взял дрова на плечи, Авраам огонь и нож, и оба пошли на гору. Дорогою Исаак спросил у отца: «где же агнец для всесожжения?» – «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой», – ответил ему Авраам. – Когда взошли на гору, Авраам открыл сыну повеление Божие о нем. Исаак покорился воле Господней. Тогда Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть его. В это время Ангел Божий удержал руку Авраама и сказал от имени Господа: «не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел единственного своего сына для Меня». Авраам оглянулся и увидел овна (барана), запутавшегося рогами в чаще. Этого овна он и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. Господь благославил Авраама за веру и послушание и дал обетование, что «в семени его благословятся все народы», то есть, что из его потомства произойдет Спаситель всего мира. Это благословение Божие от Авраама перешло на Исаака, а от Исаака на сына его Иакова, по прозванию Израиля. 8. Видение Иаковом таинственной лестницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

И так, «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился божественного видения... Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте» (Злат., Феофил.). 4. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. 5. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле, и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. Вышел из земли Халдейской: именно из города Ура, населенного халдеями, который был также в Месопотамии, только севернее Харрана. – Оттуда, т.е. из Харрана, по смерти отца его (т.е. отца Авраама – Фарры) переселил и пр.: по-видимому, и здесь Стефан разногласит с указаниями книги Бытия, именно – в хронологическом отношении. По указанию книги Бытия, Фарра жил до рождения Авраама, Нахора и Аррана 70 лет, а всех дней жизни его было 205 лет ( Быт.11:26 ; Быт.11:32 ). Аврааму же, когда он вышел из Харрана, где умер Фарра, было 75 лет ( Быт.12:4 ); следовательно, Авраам должен был выйти из Харрана, когда Фарра еще был жив и жил после того лет 60. Но это опять только кажущееся разногласие. Дело в том, что Авраам был не первородный сын Фарры, как кажется, а третий: первый Арран, второй Нахор, за которым была Милка, дочь Аррана, и третий Авраам, назван же Авраам первым по причине своего превосходства перед братьями. Посему слова Моисея ( Быт.11:26 ) должно перефразировать так: Фарра жил 70 лет до рождения Аррана. Сколько лет спустя после сего родился Авраам, Моисей не упоминает; слова же Стефана, что Авраам пошел из Харрана после смерти Фарры, дают указание, что Авраам родился на 130 году жизни Фарры, что весьма вероятно. Мнение, что Авраам оставил Харран после смерти Фарры, подтверждается и у Филона (de Abrah.), и, конечно, сыновний долг заставлял Авраама не уходить оттуда, не отдав последнего долга старцу отцу своему, остановившемуся на пути в Ханаан в Харране, вероятно, по причине болезни (ср. Злат.). Таким образом, и в этом пункте Стефан основывается на предании, которому не противоречат указания книги Бытия, правильно понимаемые. – В которой вы ныне живете: в Палестине, называемой землей ханаанской, в которую пошел из Ура халдейского Фарра с Авраамом и семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 11). Уже рука была занесена для удара! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: вот я ! – мы читали и в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: вот я ,– этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения. Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел… воззвал к нему с неба ? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто подчеркивается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына, приблизившихся в своих религиозных чувствах к Небесам. Авраам говорит: вот я , он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои … (Быт. 22, 12–13). Авраам начинает, точнее, продолжает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога. Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных ( Быm. XVII, 16 ). Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он – их отрада; он – подпора их старости; он – их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего… которого ты любишь… и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе ( Быm. XXII, 2 ). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву. Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010