Недействующие: Успенский Боровенский (Ферапонтова пуст.; мужской; в совр. с. Боровенск Мосальского р-на; основан в XV в., упразднен в 1764, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), в честь Казанской иконы Божией Матери Шатрищегорский (мужской; находился на холме Шатринская Гора близ дер. Шатрищи Износковского р-на; основан не ранее XVI в., упразднен в 1764), в честь Казанской иконы Божией Матери (мужской; в Юхнове; основан ок. 2-й пол. XVI в. как Юхновская пуст., разорен в Смутное время (ок. 1611), возобновлен в 1653, упразднен в 1724, возобновлен в 1726, закрыт в 1918-1919), Борисоглебский (мужской; в Мосальске; время основания неизвестно, прекратил существование до 1676), в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (женский; близ дер. Новодяглево Куйбышевского р-на; основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, к-рая в 1892 преобразована в мон-рь, закрыт в 1923, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), Мелхиседекова пуст. (мужская; ныне урочище Гурики близ дер. Анновка Кировского р-на; основана в 1837, к 1916 штатный муж. монастырь, закрыт в 1918). Арх.: РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1435(копия в Д. 1549. Л. 1-2 об.); Ф. 1455. Оп. 4; ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 2. Д. 1967; Ф. 33. Д. 2152; Ф. 94. Оп. 1. Д. 49а; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 312, 1267, 1233; Ф. Р-1425. Оп. 1. Д. 49а. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 338-342; Ханыков В. В. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878. С. 73-74; Зверинский. 229, 856, 857, 1310, 1446; Денисов. С. 285, 778; Дубовский С. А. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-71; ЖПодв. Июль. С. 150-163; Иванов А. Я. Правосл. храмы, располагавшиеся на территории совр. Юхновского, Медынского, Износковского и Кондровского р-нов Калужской обл. и их причты (XIX - нач. XX вв.): Мат-лы для истории Калужской епархии. М., 1998. С. 220-227; Бауэр А. А. Неизвестный мон-рь Калужского края: (Мелхиседекова пуст. Жиздринского у. в XIX - нач. XX вв.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья: Сб. мат-лов XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 2012. С. 302-305; Иосифа (Егасова), мон. Боголюбивая обитель на р. Любуше. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580076.html

Из других замечательных по жизни иеромонахов в Скиту были: Амвросий , – старец по кончине о. Макария. (Краткое сказание о жизни его издано в 1892 году. Леонид, впоследствии Наместник Сергиевой Лавры и писатель. Об нем издано сочинение Лаврою. Филарет – из Новоспасского монастыря, к духовному настроению которого питал уважение писатель Н. В. Гоголь, почтив его вышеприведенным письмом. Паисий – Строитель Тихоновой Пустыни. Анатолий, перешедший потом в Гефсиманский Скит. Пафнутий (из дворян), скитоначальник и братский духовник, впоследствии Настоятель Малоярославецкого монастыря. Моисей, впоследствии настоятель Тихоновой Пустыни. Иларион, келейник о. Макария, по кончине его скитоначальник. Жизнеописание его напечатано в 1897 г. Гавриил, с богословским образованием, впоследствии старец и устроитель Белокопытовской Общины Мосальского уезда, там же и скончавшейся (2 Января 1871 г.). Иеродиакон Мефодий, более 24 лет лежавший в параличе, терпение которого приводил в пример одному немцу Л. Н. Толстой (когда еще не был врагом Церкви). Исаакий, впоследствии Настоятель Пустыни. Там же под руководством о. Макария были следующие монашествующие с богословским образованием: иеродиаконы Марк и Платон, монахи: Анатолий (после о. Амвросия бывший старцем, 1891–1893), Матфей и др. С 1853 года о. Макарий занимался только старчеством, сложив с себя обязанности скитоначальника и братского духовника и передав эти обязанности старшему иеромонаху Пафнутию. Только некоторых монахинь и мирских особ продолжал он еще принимать к себе на исповедь до конца жизни, уступая усиленным желаниям их и просьбам. Преемник старца Макария О. Амвросий Пред кончиной старца о. Макария, некоторый из духовных дочерей его обращались к нему с вопросом: к кому он благословит относиться, после его кончины? – В ответ на это о. Макарий указывал некоторым лицам на о. Амвросия, а иным, как например, игуменье Белевского монастыря и Н.П. Киреевской, на келейного своего иеромонаха Илариона. Между тем, еще в 1846 году епископ Николай пригласил о. Амвросия, словесно, при старшей братии, быть помощником о. Макария по духовничеству. И он, о. Амвросий, помогая в духовничестве, трудился также в ведении переписки о. Макария с разными лицами и в переводах святоотеческих книг; но вскоре, по рукоположении в и еромонаха, впал в неизлечимую болезнь, в богослужениях не участвовал и, наконец, по указу Св. Синода, зачислен был в 1848 году в число заштатных иеромонахов. Поэтому, об о. Амвросии и его духовных дарованиях посторонние лица долго не знали. Посетители же о. Макария, встречая постоянно, около 20 лет, келейником при нем о. Илариона, по большей части стали, по кончине о. Макария, относиться к о. Илариону, как к старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отшельника Макария. Голтувинский Иерея Иоанна. Священник села Алтыновки Кролевецкого уезда. При жизни был очень милосердным и странноприимным. Первоначальницы Ардатовского Покровского женского монастыря Инокиню Веру. † 21 ноября 1823 года. Инокиню Евпраксию. Монахиню Серафиму. Помяни, Господи, инокиню Анастасию. Двух чтецов, иерея и иных инокинь Богоявленского Угличского монастыря, убиенных от поляков. Послушника Игнатия. Новгородского Антониева монастыря. Я его хорошо знал. Помяни, Господи, Белокопытовских подвижников: протоиерея Андрея. Щеголев. Был великий подвижник и молитвенник. Помер 10 мая 1902 года в 5 часов пополудни. Иеросхимонаха Гавриила. Помер 2-го января 1871 года. Строительницу Александру. Померла 7 февр. 1883 года Упокой их, Господи, и их молитвами нас грешных помилуй. Помяни, Господи, всех вождей и воинов, за родину жизнь свою положивших. Вечная им память, вечная им слава. 1941–9 мая 1945 года. Слава Русскому воину, воину – освободителю, воину – герою. Родина и св. Церковь их не забудут. Помяни, Господи Инокиню Ксению и родителей ее Евтихия и Варвару. Инокиню Анну и родителей ее Иоанна и Евдокию. Бондаренковы. г. Петропавл. Помяни, Господи, всякого человека, который не желал людям зла. Блаженного Фаддея, г. Петрозаводск. Блаженную Домну, г. Томск. Протоиерея Виталия (Сахаров). Монаха Ефрема. Монаха Кирилла. Обещание без исполнения все равно что хорошее дерево без плода. Грехи – грецкие орехи: расколешь, а выковырять трудно. Юродивого р.Б. Иоанна. (Корейша) Жил в г. Москве, похоронен при церкви села Черкизова. Помер 7 марта 1858 г. Страдалицу Василису. Отшельника Антония. † 21 марта. Его слова: «Ради Бога, живите мирно в семье – это и Богу и людям приятно». Слезы, слезы покаянья, в полуночные часы вы пленительней блистанья бриллиантовой росы. Помяни, Господи, монахов: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия, Афанасия, (убиты от иноземцев в Важеозерском монастыре. 1612 г.) Игумениев: Варсанофии, Измарагды, Еликониды, Маргариты. Монахинь: Серафиму, Геннадию.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Из купеческого сословия города Волхова Орловской губернии. Вступил в братство Оптиной Пустыни 14 апреля 1839 г., покрыт рясофором 6 апреля 1840 г. Исполнял клиросное послушание. 17 ноября 1846 г. пострижен в мантию, в 1847 г. рукоположен в иеродиакона, 19 июня 1855 г. – в иеромонаха. В 1858 г. определен в Тихонову пустынь строителем. В 1862 г. возведен в сан игумена. В 1865 г. определен благочинным монастырей Калужской епархии. В 1868 г. его надзору была поручена Белокопытовская Казанская Боголюбивая женская община. В 1871 г. возведен в сан архимандрита и назначен председателем комиссии, наблюдающей за постройками на подворье Пафнутиева Боровского монастыря и в Оптиной Пустыни. При о. Моисее богослужения в Тихоновой пустыни приобрели большую торжественность. Устроены две гостиницы, закончена новая колокольня и сделано много других различных улучшений. – 114, 173, 287, 288. М.П. – 262. Муравьев Андрей Николаевич – духовный писатель, богослов и историк. 12 мая 1806 † 30 августа 1874. Родился в Москве в семье известного математика генерал-майора Н.Муравьева. Получил хорошее домашнее образование, рано увлекся литературой, переводил, писал стихи и драмы. С 17 лет находился в военной службе. В 1828–1829 гг. служил в дипломатической канцелярии при 2-й армии князя Витгенштейна, участвовавшей в войне с Турцией. С 1831 г. – столоначальник Азиатского департамента Министерства иностранных дел. С 1833 г. – секретарь при обер-прокуроре Св. Синода. В Синоде Муравьев всегда держал сторону духовных лиц, за что после ряда столкновений с обер-прокурором Н.А. Пратасовым был уволен из Синода в 1846 г. и назначен чиновником особых поручений Азиатского департамента Министерства иностранных дел. С 1836 г. Муравьев состоял в чине камергера, с 1855 г. – в чине действительного статского советника. С 1836 г. он был членом «Общества любителей российской словесности», с 1837 г. – Российской Академии наук. Муравьев дважды совершал паломничества во Св.Землю – в 1829 и в 1849–1850 гг. Плодом последнего были «Письма с Востока».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Гавриил – Оптинский иеросхимонах, устроитель Белокопытской женской общины в Калужской губернии. 1817 (1818) † 2 января 1871. В мире Гавриил Лукич Спасский. Происходил из духовного звания, окончил курс в Калужской духовной семинарии. 25 февраля 1842 г. поступил в Оптину Пустынь, 19 ноября 1843 г. накрыт рясофором, 1 октября 1844 г. пострижен в мантию, 9 декабря 1845 г. рукоположен в иеродиакона, 17 апреля 1848 г. – в иеромонаха. Исполнял послушание на клиросе, занимался церковной живописью. 8 октября 1849 г. выбыл из Оптиной Пустыни в Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь, где вступил в должность казначея, но по болезни был уволен от этого послушания 3 апреля 1851 г. и возвращен в братство Оптиной Пустыни. 2 марта 1855 г. по болезни отчислен из штата монастыря. В 1869 г. о. Гавриил устроил женскую общину в имении вдовы подполковника Александры Евгеньевны Белокопытовой – сельце Петропавловском Мосальского уезда Калужской губернии (впоследствии – Казанский Белокопытовский монастырь) и руководил ею до смерти. – 205, 244. Гавриил Иванович – живописец из города Зубцова Тверской губернии. Расписывал колокольню скита со святыми вратами. – 82. Гагарин Иван Сергеевич, князь – дипломат, публицист, член ордена иезуитов. 1814 † 1882. Получив хорошее образование, недолго прослужил дипломатом и в 1843 г. оставил Россию. Поселившись в Париже, он перешел в католичество и поступил в орден иезуитов. Устроил в Париже Славянскую библиотеку, издавал журнал «Опыты теологии, философии и истории». Написал книги, направленные против Православия: «Раскольники, русская Церковь и папа», «Может ли быть Россия окатоличена?» (обе вышли в 1857 г. в Париже на французском языке). В 1860-е гг. кн. Гагарин вел полемику с Ю. Ф.Самариным , выпустившим книгу «Иезуиты и их отношения к России». – 263, 264. Геннадий – архимандрит, настоятель Боровского Пафнутиева монастыря. 1789 † 8 марта 1867. В мире Герасим Горнецкий. Родился в семье причетника села Горнецкого Новгородской губернии. В 1813 г. окончил Новгородское духовное училище и семинарию и вскоре был посвящен во священника Власиевской церкви в Новгороде. После смерти жены в 1817 г. перешел в Софийский Новгородский собор и был определен учителем греческого и латинского языка в Софийское духовное училище. В 1819 г. назначен смотрителем Кирилловских училищ в Большом Кирилловом монастыре. Здесь же принял постриг с именем Геннадия. В 1823 г. переведен законоучителем в Петербургское коммерческое училище. В 1833 г. возведен в сан архимандрита Рязанского Троицкого монастыря, а в 1837 г. переведен в Боровский Пафнутиев монастырь. О.Геннадий управлял обителью 30 лет (с 1837 по 1867 гг.) и за это время полностью благоустроил ее и составил ее описание. – 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

мон. Лазарь (Афанасьев) Список цитируемой литературы 673 Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (Репр. с изд.: М., 1900). Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Оптина пустынь; Троице-Сергиева Лавра; М., 1997. Амвросий Оптинский , прп. Три неизвестных сочинения. СПб., 1996. (Репр. с изд. 1902 г.). Амвросия (Оберучева), мон. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. Дивеево; М., б.г. Архимандрит Макарий и его сподвижники//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 601–625. Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1906). С. 93–114. Афанасьев В. Августейший поэт К.Р. и его дети в свете Алапаевской трагедии 5/18 июля 1918 года//Литературная учеба. М., 1998. 3. С. 194–224. (Прил. 1: Великий князь Константин Константинович (1858–1915) и Оптина пустынь. Документы, письма, телеграммы из архива Оптиной пустыни. 1887–1894 годы; Прил. 2: Стихотворения князя Владимира Павловича Палея: Из сб. «Стихотворения». Пг., 1916). Белокопытовские подвижники устроители обители: протоиерей о. Андрей Щёголев, иеросхимонах Гавриил и помещица Александра Евгеньевна Белокопытова//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1910). С. 417–458. Быков В.П. Тихие приюты. Псково-Печерский монастырь, 1993. (Репр. изд.). Варсонофий Оптинский , прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу батюшки». Оптина пустынь, 2005. Вениамин (Федченков) , митр. Божьи люди. Мои духовные встречи. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мир тебе и Божие благословение.     357. Молись и трудись для спасения души М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Екатерина Перегудова! Письмо твое получил. Душу спасти да поможет тебе Господь. И сама молись об этом и трудись для спасения души. Во грехах своих приноси покаяние Господу да не осуждай других, а себя грешнее всех считай. И завидовать не надо, а благодари Господа за свою долю. Может быть, для тебя полезнее быть больной. К молитве Иисусовой принуждай себя, твори ее и в церкви, и на послушании, и на всяком месте, а празднословить не надо. К м. казначее ходи, говори ей все про себя, и слушай, что она тебе говорит, и старайся исполнять. Сестру твою Господь да укрепит и поможет ей избавиться от пристрастия к подругам. Уговаривай ее, чтобы она оставила это, а то это большой грех. Мир тебе и Божие благословение.     358. Молись Богу об избавлении от помыслов и страстей и приноси Ему покаяние. Ропот – большой грех Послушница Екатерина! От помыслов и от страстей Господь да избавит тебя. Молись Богу, приноси покаяние и помощи проси, да больше смиряйся и не осуждай никогда. Если на откровение ходишь, то надо слушаться, тогда и польза будет. К кому писать, это воля твоя, как хочешь. Сестру твою Марию Господь да помилует и наставит на добрую жизнь. Посылаю тебе карточку. Роптать ни на что не надо, это большой грех. Надо терпения просить во всем. Мир вам и Божие благословение. Елизавете Александровне. 1907     359. Благословение Старца М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Елизавета Александровна! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. 4 р. получил от тебя, 3 р. – от м. Магдалины и 1 р. от Лидии Ив[ановны], и панихиду по о. Амвросию отслужили. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения. Белокопытовский монастырь Мосальскаго уезда Калужской губернии Игумении Евлалии (Троицкой). 1904–1906 360. От осиротелых детей отказываться нельзя. Терпеть скорби от людей лучше, нежели оскорблять их Высокопреподобная мать игумения Евлалия! Письмо твое получил. Просишь от меня, грешнаго, ответа насчет осиротелых детей. Отказываться от них нельзя, потому что детей осиротелых определяют во все монастыри. А сколько их принять, это уже сообрази сама. Во–первых, найти в своей обители удобное для детей помещение. И сколько можно их там поместить, так и скажи Владыке, что у нас есть помещение вот на столько детей, а больше и рада бы принять, да некуда. Ты стесняешься содержанием детей. Авось, Бог не без милости, пошлет средства на долю несчастных малюток.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Назовем теперь те обители и тех лиц, на которые распространялось духовное влияние Оптиной пустыни и ее старцев. Оптинский старец Антоний, будучи назначен настоятелем Малоярославецкого монастыря, перенес туда предания старца Паисия. Его дело продолжал архимандрит Пафнутий, бывший перед тем скитоначальником в Оптиной пустыни. Старец Лев через своего ученика Геронтия насадил старчество в Тихоновой пустыни Калужской епархии. Кроме Геронтия в той же Тихоновой пустыни известны подвижники: Ефрем, духовник обители и Моисей настоятель Тихоновой пустыни, ученик старцев Льва, Макария и Моисея оптинских. В Николо-Угрешском монастыре Московской епархии были ученики старца Льва — настоятель монастыря Иларий, и игумена Антония — иеросхимонах Иосиф. В Белевском девичьем монастыре старчество было насаждено отцом Львом через свою духовную дочь Анфию, претерпевшую много скорбей за свою преданность отцу Льву, а также и через игумению Павлину, настоятельницу Белевского монастыря, при которой этот монастырь стал особенно процветать. Под духовным руководством старца Льва находилась также Борисовская Тихвинская женская пустынь Курской епархии. Учениками оптинских старцев были также Макарий, настоятель Можайского Лужецкого монастыря, Никодим, игумен Мещевского и Малоярославецкого монастырей, Иларий, старец Мещевского монастыря, настоятельница Каширского монастыря Макария и настоятельница того же монастыря игумения Тихона; основательница Белокопытовского Казанского женского монастыря Александра и священник того же монастыря протоиерей Андрей; настоятель Лихвинского монастыря архимандрит Агапит, написавший лучшее из описаний жизни старца Амвросия; настоятель Одринского монастыря игумен Серапион; духовник Киево-Печерской лавры иеросхимонах Антоний; протоиерей села Спас Чекряк Орловской епархии отец Георгий Коссов, известный молитвенник, обладавший даром прозорливости и исцелений, создавший в своем бедном и захолустном селе прекрасный каменный храм, школу, приют и богадельню (испуганный бедностью своего прихода, о. Георгий задумал бежать из него, и пришел за советом к о. Амвросию, но тот решительно запретил ему оставлять приход. " Вас двое (с Богом), а он один (диавол) " , сказал старец о. Георгию); схимонахиня София (Болотова), духовная дочь и ученица старца Амвросия, первая настоятельница Казанского Шамординского женского монастыря, по смерти которой старец Амвросий сказал: " Ах мать, обрела благодать у Бога! " ; игумения Евфросиния, 2-ая настоятельница Шамордина, слепая; игумения Екатерина и игумения Валентина, последняя шамординская настоятельница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

К сделанному нами краткому перечню учеников старца Паисия (далеко не полному), считаем необходимым присоединить список лавр, монастырей, пустыней, скитов и общин, получивших от него или от его учеников свои уставы, своих старцев, или настоятелей, или имевших его учеников и последователей среди своего братства. Оговариваемся, что и этот наш список далеко не полон. 1 . Афонский Ильинский скит и другие Афонские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия и его учеников. 2 . Драгомирнский монастырь Святого Духа в Молдавии. 3 . Секульский Иоанна Предтечи монастырь в Молдавии. 4 . Нямецкий Святовознесенский монастырь в Молдавии. 5 . Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии. 6 . Тисманский монастырь в Молдавии и другие молдавские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия. 7 . Александро-Невская Лавра в Петербурге. 8 . Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. 9 . Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской епархии. 10 . Ахтырская Гусевская женская община Саратовской губ. 11 . Амвросиевская Казанская женская пустынь Калужской губ. 12 . Алтайская миссия. 13 . Боровский Пафнутиевский монастырь Калужской епархии. 14 . Берлюковская пустынь Владимирской епархии. 15 . Борисоглебский монастырь Московской епархии. 16 . Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. 17 . Белобережская пустынь Орловской епархии. 18 . Белопесоцкий Каширский монастырь Тульской епархии. 19 . Борисовская женская пустынь Курской епархии. 20 . Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь. 21 . Волховский женский монастырь Орловской епархии. 22 . Волховский Троицкий монастырь. 23 . Бузулукская Тихвинобогородицкая женская община Самарской епархии. 24 . Бабаевский Николин монастырь Костромской епархии. 25 . Белокопытовский Казанский женский монастырь Калужской епархии. 26 . Брянский женский монастырь Орловской епархии. 27 . Валаамский монастырь. 28 . Великолуцкий женский монастырь. 29 . Вяземский Аркадиевский женский монастырь. 30 . Высокогорская Чуркинская Николаевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

28 РГАДА. Ф. 1209, Дела молодых лет по Смоленску. Кн. 75/15321, л. 118–156. Дело о недвижимых имениях Маневских в XVII–XVIII столетиях. 29 Гонт – дранки, дощечки с пазами, употребляемые как кровельный материал (Ожегов. Словарь.). 1 сажень=2,1336 м 31 Пруд, показанный на картах генерального межевания Смоленского уезда 1779 года (РГАДА. Ф. 1354, оп. 455, д. Л-37к, Лобково), впоследствии был разделен полуставками на «круглое озеро» и два «узких пруда» вдоль ручья Смородинка (что впадает в озеро с севера). 32 РГВИА. Ф. 2583, on. 1,д. 604, л. 116–117, л. 189–190 и др. Списки лейб-гвардии Преображенского полка. 33 В настоящее время нам известны довольно многочисленные представители из потомства именно этой сестры старца Зосимы, Аграфены. Дочь ее Мария Михайловна Повало-Швейковская вышла замуж за Ивана Богдановича Краевского, с семьей которого Верховские не потеряли связь до наших дней. 35 Здесь в Буловицах 23 сентября 1787 года родился у супругов Повало-Швейковских первенец сын Иоанн, доблестно прошедший впоследствии всю войну 1805–1814 годов и ставший затем декабристом. Он был осужден по первому разряду и сослан в Сибирь. Но никаких отголосков этих политических событий, сыгравших огромную роль в семье сестры старца Зосимы, мы не находим в его Житии. Филипп Верховский остался в военной службе: с 1788 года – в армии капитаном, был в сражениях против шведов в 1789 году; ас 1791 года он – в штате Управы благочиния города Москвы, где дослужился до чина статского советника [ЦИАМ. Ф. 105, оп. 15, д. 6. Послужной список Филиппа Богдановича Верховского. См. также: Списки состоящим в гражданской службе чинам за 1802–1812 годы, СПб.]. Скончался в Петербурге около 1813 года. 38 Пустынники в Рославльских лесах//Отечественные подвижники благочестия. 1997. Март. С. 134–135. По другим сведениям, окормителем Белокопытенского монастыря был оптинский иеромонах Гавриил. Община утверждена в 1869 году, монастырь в 1892-м – нештатным, общежительным, под названием Казанского Боголюбивого [Белокопытовские подвижники устроители обители//Отечественные подвижники благочестия. 1994. Ноябрь. С. 422–435. Также: Православные русские обители/Сост. П. П. Сойкин. СПб., 1910. С. 252].

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010