Господь обещал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие (Быт 18, 26). Укрепившись этими словами, Авраам с еще большей настойчивостью продолжает заступничество, при этом называя себя смиренно прахом и пеплом . Понимая, как мало в Содоме праведников, он дерзает убавить число — до сорока. Так как стольких праведников там не было, просит пощадить город ради тридцати. Потом он снижает число до двадцати, а затем до десяти. Но и стольких праведников не оказалось в развращенном городе. Лот оказал гостеприимство двум Ангелам. Порочные жители Содома проявили всю меру своей омерзительной греховности. Они сами себе вынесли приговор. Когда взошла заря, Ангелы вывели из города Лота, жену его и двух дочерей. Они велели не оглядываясь поспешить на гору, чтобы не погибнуть. Лот боялся, что не успеет подняться на гору. Он попросил разрешения бежать в город Сигор. Вновь проявилось Божие милосердие и снисхождение, ибо Сигор также предназначался к уничтожению, но ради праведного Лота Бог сохранил его. Когда взошло солнце и Лот с семьей был уже в Сигоре, Господь пролил на Содом и Гоморру серный дождь и огонь. После уничтожения городов Содома и Гоморры Авраам перебрался к югу и поселился между Кадесом и Суром. Здесь исполнилось Божие обетование Аврааму. Сарра зачала и родила Аврааму сына. Патриарху было уже сто лет. Родившийся сын был назван Исааком, как ранее повелел Аврааму Господь. В восьмой день, как заповедал ему Бог, обрезал Авраам своего сына. Жертвоприношение Исаака      Когда Исаак достиг отроческого возраста, Бог послал Аврааму великое испытание веры. Бытописатель не указывает возраст сына патриарха, но из текста можно видеть, что он достаточно подрос и мог сам нести дрова для жертвенника. Бог повелел взять сына, пойти в землю Мориа и принести его в жертву. Когда связанный Исаак лежал на дровах, а Авраам взял в руки нож, Ангел Господень воззвал к Аврааму с неба и сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего . Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое намерение» (Беседы на книгу Бытия. XLVII). Это событие Священной истории прообразует великую крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа. Единородный Сын Божий из послушания Богу Отцу принес Себя в жертву за грехи людей. Исаак, назначенный к смерти, обрел жизнь. Это символ воскресения Христова.

http://pravoslavie.ru/103629.html

Евр.11:17 .  Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного. Евр.11:18 .  О котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. «Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый», «к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя». Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы. Евр.11:19 .  Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. «Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог». Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым. «Темже того и в притче прият», то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» ( Ин. 8, 56 ). Евр.11:20 .  Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. «Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава». Ибо не дал бы невидимых благословений, если бы не веровал, что за словами последует дело. Евр.11:21 .  Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. «Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его». Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение. Евр.11:22 .  Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. «Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова и о костех своих заповеда». Ибо не дал бы заповеди о костях, если бы не веровал Божиим обетованиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Писания. Что произошло между отцом и сыном, об этом не говорится нигде. Несомненно, Исаак был уже в таком возрасте, что мог бы воспротивиться намерению своего отца, если бы только он хотел этого; поэтому, вероятнее предполагать, что он беспрекословно согласился на жертвоприношение и позволил связать себя по рукам и по ногам веревкой и положить на жертвенник. Верующий сын верующего отца с полным сознанием и с добровольною покорностью всецело предавал свою жизнь. Трудно сказать, что более всего достойно здесь изумления: мужественный ли дух патриарха, или кроткое самоотречение его юноши сына. Священник или жертва – что превосходит своим смиренным послушанием? С безвлажными глазами и твердым взглядом, добровольно, как человек, решившийся совершить великое действие, и однако же твердо, как человек, который не мог поколебаться в своем намерении, Авраам простер свою руку и взял нож. Вот уже поднят жертвенный нож для заклания, – нож, который блестит на солнце пред спокойными глазами жертвы; еще один миг – и отец убил бы своего сына. Но Бог удержал его руку. Ангел Господень, Ангел завета воззвал к нему с неба: «Авраам, Авраам!» Испытание кончилось: достаточно было сделано для доказательства веры патриарха; победа была одержана. В крайности человека Бог всегда является благовременно. Когда наступает самое худшее, на помощь является само небо. Если Бог позволяет своим слугам впадать в тяжкие испытания и в жестокие бедствия, в то же время Он всегда соприсутствует с ними, и в самый момент крайней нужды помощь его не заставляет ждать себя. Так было и здесь. Остановленный внезапным возгласом Ангела, Авраам невольно опустил нож, обернулся и в изумлении осматривал это уединенное место. Никого не было видно. Но этот самый голос он уже слышал раньше; он узнал его знакомые звуки и терпеливо ждал, что будет сказано дальше. И голос продолжал: «не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня» Нежный Исаак был развязан и снят с жертвенника, на котором он готов был умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Шева. Жилище потомства его должно быть неподалеку от Наватеев (см. Serab. LXVI). От сего, по догадке Бохарта, Савии, хищники стад Иова ( Uob. I. 15 ). Дедан. См. прим. на Быт. 10. 7 . Ефа. У Исаии (LX. 6) сие имя соединяется с именем Мидиана. Наложниц. То есть Агари и Хеттуры. Достойно примечания, что Хеттура, взятая в супружество по смерти Сарры тогда, когда Авраам не имел иной жены, называется только наложницею. Так уважается единоженство. Отпустил их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей. Чрез сие предупреждает Патриарх смешение племен и наследий, дабы земля, определенная Богом Исааку, осталась неприкосновенною от других его братьев. В землю Восточную. Имя сие не относится к стране света, которая указана уже словом к востоку, а знаменует в св. книгах особливую страну ( Cyд. VI. 3 . 3Цap. IV. 30 . Uob. I. 3 . Uc. XI. 14 . Uep. XLIX. 28 ), коей жители, как догадываются, после названы по-арабски Шаркиин, то есть Восточными, просто Сарацинами, хотя, впрочем, некоторые дают сему имени иное происхождение. Флавий (L. I. с. 15) пишет, что они были трудолюбивы и остроумны ( 3Цap. IV. 30 . Mф. II. I ). О кончине Авраама 7. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет. 8. Наконец Авраам изнемог и умер в старости доброй, будучи престарел и насыщен (жизнью), и присоединился к народу своему. 9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпела, на поле Ефрона, сына Цохаь ра Хеттея, которое находится против Мамре. 10. На поле, которое Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-Рои.Насыщен жизнью. В еврейских кодексах большею частью читается только насыщен; но полнее представляется сие выражение ниже, о смерти Исаака (XXXV. 29). Черта сия, для изображения мирной и радостной кончины праведника, взята с образа пиршества. Присоединился к народу своему (см. прим. на Быm. XV. 15 ).И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его. Двум только приписывается совершение сего сыновнего долга, вероятно, не по близости только их пребывания к месту кончины Авраамовой, но и по праву их старшинства. О жизни Измаила

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Быт. 24:61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел. Быт. 24:62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. Беер-лахай-рои, «источник живущего, видящего меня», есть тот источник по дороге в Суру, где Ангел нашёл Агарь во время первого её бегства из дома Авраамова ( Быт. 16:14 ). Исаак жил близ Герара «в стране полуденной» около Вирсавии и, вероятно, ходил наведаться о стадах, ушедших в пастьбу к источнику. Мы видели, что Сарра умерла в Хевроне, но, как кажется, после погребения Авраам возвратился оттуда и продолжал жить в Вирсавии. Быт. 24:63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, Англ. Библия делает замечание, что это слово скорее означает религиозную задумчивость, и вместо него в текстах самаританском, арабском и в таргумах [или халдейских (сирийских) перифразах Пятикнижия] стоит слово молиться. Англ. Библия прибавляет, что эта религиозная задумчивость как нельзя более соответствует покойному и мирному характеру Исаака, который в тихой жизни своей изобразил кроткий тип Мессии, как он изобразил его и на жертвеннике. и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Быт. 24:64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. На востоке сходят с лошадей, завидя приближение эмира или начальствующего лица. Женщина сходит с лошади, завидя приближение мужа или почётного родственника. Быт. 24:65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. Узнав, что это будущий муж её, она надевает покрывало, которое он один имеет право поднять. Женщины, как видно, не закрывались обыкновенно, но покрывало, вероятно, надевалось символически, в знак власти мужа (сравни 1Кор. 11:10 ). Быт. 24:66 Раб же сказал Исааку все, что сделал. Быт. 24:67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, Т. е. она сделалась хозяйкой семьи. Заметим, что Авраам ( Быт. 25:1 ) имел ещё наложницу или жену Хеттуру, но Ревекка вводится в шатёр Сарры как представительница семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вода истекла не из естественной скалы, в которую ударил Моисей, так как по земным естественным законам эта скала не заключала в себе никакой воды, но из скалы духовной, нематериальной, относящейся к другому миру ст. 4: «пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». В подобном же смысле Исаак был сыном Авраама по духу, между тем как Измаил был его сыном по плоти Гал.4:29 , так как последний произошел плотски-естественным путем рождения от отца. Но не так произошел Исаак, так как Авраам уже находился в возрасте, неспособном более к рождению, равно и Сарра была старицею Рим.4:19 : «тело его, почти столетнего, уже омертвело и утроба Саррина в омертвении». Исаак родился в силу влияния высшего духовного мира, поэтому – с земной точки зрения – чудесным образом. Духовный мир, след. имеет совершенно другие порядки и законы, чем материально-земной мир. Человек теперь есть гражданин двух миров, он живет в материи, и, однако, происходит из духа и может возвратится опять к духовному миру. Поэтому люди, близкие по земно-плотскому порядку, могут быть далекими по порядку духовного мира; или они не находятся друг с другом по земному естественному порядку ни в какой связи, по духовному же порядку – внутренно они близки друг к другу. Так, Израиль по плоти – это все, происшедшие от Авраама путем плотского рождения. Но не все они Израиль по духу. К духовному Израилю скорее принадлежат все, которые, как Авраам, поставлены на том же пути веры духовно – благодатию Божиею, – 7 Исаак дарованы в духовное потомство Аврааму, как отцу. К этому духовному Израилю принадлежат также спасенные язычники, они вменены по духу Аврааму, хотя не имеют с ним ничего общего по плоти. Рим.9:6 : «не все те израильтяне, которые от Израиля», ст. 7: «и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя», ст. 8: «т.-е. не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования» (по Гал.4:28–29 дети по духу) признаются за семя». Гал.4:28 : «мы, братие, дети обетования по Исааку».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Есть разительное отношение между жертвой Исаака и жертвой Иисуса Христа. И тот и Другой принесены Богу в жертву на горе, и даже, по мнению некоторых из Св. Отцов, Исаак был приносим в жертву на Голгофе – там же, где через две тысячи лет был распят Иисус Христос . Исаак сам несет дрова, на которых он должен быть принесен в жертву; Иисус Христос Сам несет крест, на котором он испустил последнее дыхание. Авраам сам должен заклать единственного своего сына Исаака: Отец небесный «не пощадил Сына Своего Единородного, но за всех нас предал есть Его» ( Рим.8, 32 ). Исаак не противится своему закланию, но готов умереть добровольно и охотно: Христос пострадал и умер, потому что восхотел страдать и умереть. Исаак был еще, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , превосходным изображением жертвы наших алтарей – жертвы бескровной, но служащей живым воспоминанием жертвоприношения, совершенного на Голгофе. Елиезер и Ревекка Авраам, достигший глубокой старости и наделенный всеми благами от Господа, вознамерился сочетать браком сына своего Исаака. Он призвал старейшего из слуг своих Елиезера, который управлял всем его домом, и сказал ему: «Клянись мне Господом Богом неба и земли, что ты верно исполнишь поручение, которое я на тебя возложу, и сыну моему не возьмешь жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь на мою родину – туда, где живут мои родственники, и там возьмешь жену Исааку. Господь Бог неба и земли, Который вывел меня из дома отца моего и с клятвой обещал дать эту страну потомству моему. Господь Сам пошлет Ангела Своего перед тобой и поможет тебе там взять жену сыну моему Исааку». Елиезер поклялся господину своему исполнить его приказание: взял десять верблюдов, навьючил их самыми дорогими вещами для подарков и направил путь свой в Месопотамию, в город Харран, где жил Нахор. Вечером, прибыв к кладезю, находившемуся за городом, куда обыкновенно девицы приходили за водой, Елиезер остановился и воззвал к Господу: «Господи, Боже Авраама господина моего! Ниспошли ныне мне помощь Твою и милость Аврааму, господину моему! – Сотвори, чтобы девица, которой я скажу: «Наклони твой водонос и дай мне напиться», и которая будет отвечать мне: «Пей, – я напою и верблюдов твоих», – сотвори, чтобы эта девица была та самая, которую ты предначертал в жену Исааку, рабу Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы. Принесение в жертву Исаака было прообразом великой искупительной жертвы Христа Спасителя. Авраам из любви к Богу не пожалел принести в жертву своего единственного сына; Бог из любви к роду человеческому «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8:32 ; Ин. 3:16 ). Исаак не противится воле отца и покорно дает себя связать; Господь Иисус Христос , исполняя волю Отца, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:8 ). Исаак несет на себе дрова, на которые возлагается для жертвоприношения; Господь Сам несет крест, на котором Его распинают. Исаак, предназначенный отцом в жертву, чрез три дня получает жизнь по воле Божией; Господь, умерший на кресте, чрез три дня восстает из мертвых. Жертвоприношение Исаака низводит благословение Божие на всех потомков Авраама; крестная смерть Спасителя низводит бесчисленные благословения на всех верующих. 13. Супружество Исаака Авраам не хотел, чтобы сын его Исаак женился на хананеянке. Поэтому он послал домоправителя своего Елиезера в землю Халдейскую к своим родным, чтобы он там выбрал невесту Исааку. Елиезер поклялся исполнить желание Авраама и, взяв богатые подарки, отправился в Месопотамию, в город, где жил брат Авраама Нахор. Прибывши к городу под вечер, когда женщины выходят за водой, он остановился со своими верблюдами у колодца и молился Богу так: «Господи Боже Авраама! сотвори милость господину моему. Пусть та девица, которая на мою просьбу напоить меня, ответит мне: пей, я и верблюдам твоим дам пить, – и будет предназначенною в жены рабу Твоему Исааку». Еще не окончил он молитвы, как из города вышла девица, прекрасная видом, наполнила кувшин водой и пошла обратно. Елиезер остановил ее. «Дай мне испить немного из твоего кувшина», сказал он. Девица ответила: «пей, господин мой», и когда напоила его, прибавила: «я стану черпать и для верблюдов твоих». Елиезер подарил ей золотую серьгу и два золотых запястья и спросил: «чья ты дочь?» Она ответила: «я Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова». Тогда Елиезер пал на колени и возблагодарил Господа, услышавшего его молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя...( Быт.26:24 ) Испокон веку, братья, тесен путь, которым идут праведники. Испокон веку они стеснены теми, кто не верует в Бога или теми, кто ложно верует. Авель был стеснен своим братом Каином. Ной и Лот – сплошь испорченным родом, а Авраам, Исаак и Иаков – не знающими Бога. Но Бог не оставляет праведника на тесном пути. Это мы видим и в случае Исаака: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся... Эти многозначительные слова Исаак понял. Этими словами Бог его ободрил и предупредил. Он имел в виду: из-за Авраама и тебя благословлю; и как Авраама Я сохранял среди безбожников, так буду и тебя; и еще: будь мне верен так, как Авраам, отец твой. И последовал Исаак примеру отца своего и не отступался от Бога всю жизнь свою. Он был пахарем и скотоводом, как и отец его; был праведным и кротким, избегая ссор с людьми и делая добро людям. Мы ясно увидели, что Господь с Тобою... ( Быт.26:28 ), – вынуждены были признать ненавистники и гонители его. И удостоился Исаак, что Бог был назван Богом его; подобно, как назывался Богом Авраама, так потом назывался и Богом Исаака. О, Господи Дивный во святых Твоих, помяни и наши имена с именами праведников и святых Твоих во Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 27 декабря. Поучение об Иакове ...Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя ( Быт.32:30 ) Бог Авраамов и Исааков был и Бог Иаковлев – Бог верных, послушных, милостивых и кротких. Кротким боговидцем может быть назван Иаков. Ибо он воистину кротким был, и видел Бога, и разговаривал с Богом, и видел Ангелов Божиих, и лествицы от земли до Неба. Кротостью своей он победил Лавана, тестя своего, и Исава, брата своего; кротостью установил мир между женами своими, Лией и Рахилью; из-за кротости мил он был и Фараону. Кротость Иакова есть прообраз кротости Христа. Блаженны кроткие, – сказал Христос, – ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Эти слова подтвердились и на Иакове. Он унаследовал землю отцов своих; его потомство освободилось из Египта и унаследовало землю обетованную; а через Христа Господа, своего потомка по плоти, он унаследовал всю землю. Это Церковь Божия, которая распростерлась по всей земле. Он видел Бога лицом к лицу. Иаков видел Бога в облике человека, но не как обычного человека. И это видение – лишь предсказание истинно воплощенного Бога как человека. И сохранилась душа моя. Сохранилась душа его от страха и от всякой несправедливости. И если Иаков спасся, только увидев призрак Бога, насколько легче спастись нам, знающим Бога как истинного человека, как Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Райское состояние было состояние постоянное, непеременяемое, всегда в свете, всегда в славе, всегда в блаженстве. И человек постоянностию Рая дотоле пользовался, доколе сам был в нравственности своей постоянен. А как скоро переменился, как скоро из доброго злым, из непорочного грешным учинился: тотчас из постоянного Рая в непостоянный мир, по нужде будучи изгнан из него, переселился, переселился в знак непостоянности своей. Непостоянство мира есть живое изображение непостоянства человеческого: непостоянство же человеческое есть свойство единых нечестивых, грешных человеков. Одни миролюбцы, человеки нечестивые, языческие такого свойства, что они обходятся с людьми по разбору, в счастии любят их, а в несчастии удаляются от них, когда те возвышаются, они ласкают их, а когда унижаются, без причины злословят их. Истину сию Авимелех царь Герарский, языческий, собственным поступком своим подтверждает. Когда Исаак, чувствуя глад в своей земле, пришел во владение его и поселился в нем, тогда вытеснил его Авимелех из области своей: а когда и в соседстве Господь Бог благословил его, тогда сам пришел учинить мирный договор с ним. Как то изъясняемое нами Писание тако о сем свидетельствует. Исаак, будучи выслан Авимелехом из города Герары, жил несколько времени в дебри, или в долине Герарстей: но после взыде оттуду ко кладязю клятвенному, к тому месту, где долго обитал отец его Авраам, и где Авимелех и Авраам клялись жить в мире. И в ту самую нощь, как Исаак переселился туда, явися ему Господь и рече: Аз есмь Бог Авраама отца твоего, не бойся: с тобою бо есмь всегда и везде, и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради отца твоего ( Быт.26:23:24 ). Исаак, чувствуя Божие благоснисхождение, тотчас созда тамо жертвенник и призва Имя Господне, возблагодарил Ему за милость Его: и постави тамо скинию свою, палатку свою, расположившись на сем месте обитать, и раби Исааковы ископаша тамо кладязь. Что видя Авимелех царь Герарский прииде к нему от Герар, и Охозаф, невестоводитель его, и Фихол воевода сил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010