Странники согласились. Тогда Авраам умыл им ноги, потом велел принести хлеба, масла, молока и приготовить откормленного теленка. Странники стали есть, а Авраам стоял и служил им. Оказалось, что это были не простые странники, а Бог и с ним два Ангела. Во время обеда Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын, по имени Исаак. Обещание Божие исполнилось. У Авраама родился сын, хотя ему было 100 лет, а жене его Сарре 90 лет. § 10. Принесение Исаака в жертву (Быт. 22: 1–19) Когда Исаак вырос, Бог , желая испытать веру Авраама, сказал ему: «Возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Авраам исполнил в точности волю Божию. Он возложил дрова на сына своего Исаака, а сам взял огонь и нож, и оба они отправились в путь. Дорогой Исаак спрашивает Авраама: «Отец, вот огонь и дрова, где же агнец для жертвы?». Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Когда они пришли на гору, указанную Богом, Авраам устроил жертвенник и разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник. Потом Авраам взял нож и уже поднял руку, чтобы заколоть сына. – В это время Ангел Господень воззвал с неба: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока: теперь Я вижу, что ты боишься Бога, если не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам, осмотревшись кругом, увидел агнца, запутавшегося рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. В награду за такое великое послушание Бог благословил Авраама и обещал, что потомство его будет так многочисленно, как песок морской, или как звезды небесные, и что в семени его благословятся все народы земные. Здесь под семенем Авраама должно разуметь Иисуса Христа, через Которого получат благословение все народы земные. Жертвоприношение Исаака служило прообразом крестных страданий Иисуса Христа. Исаак, наученный родителями свято исполнять волю Божию, допустил связать себя и положить на жертвенник. Иисус Христос, исполняя волю Отца Небесного, добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех». Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». «Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась... Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь). Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог , желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа. Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог . Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам». Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

«Исаак изобилует славой, потому что он родился как награда отцу его Аврааму, величайшему и неподражаемому мужу. И это, право, не удивительно, поскольку он (т.е. Исаак – О.С .) был прообразом рождения и страсти Господа… Итак, самим своим именем он прообразует милость, ибо Исаак в переводе означает смех, а смех – это признак радости. Кто же не знает, что он – это радость всех, который, сдержав страх ужасной смерти и отринув скорбь, сделался для всех отпущением грехов? Итак, один именовался (т. е. Исаак – О.С. ), а другой обозначался (т. е. Христос – О.С. ), один изображался (т. е. Исаак как икона Христа – О.С. ), а другой возвещался (т. е. Сам Христос – О.С. )» . И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог (Быт. 21, 4). – Исаак – это первый человек, который был обрезан по Закону Божьему, то есть именно в восьмой день , как и сказано в Законе Божьем (Лев. 12, 3). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день после Рождества. Причем наречение имени всегда совершалось именно при обрезании, как и читаем: когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (Лук. 2, 21). – Подобно тому и в христианской традиции имя нарекается в таинстве Крещения, которое и предвосхищал обряд обрезания; обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). – Поэтому вопрос о крещении младенцев не вызывает сомнения, а все возражения на этот счет выглядят библейски необоснованными и легкомысленно праздными. Рождение Исаака Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется (Быт. 21, 5–6). Действительно, это у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына (зачав от 99-летнего старца), – вот сейчас опять кто-то захихикал , – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и даже смеются.

http://pravoslavie.ru/109223.html

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта. Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают: — Где Сарра, жена твоя? Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын. Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу… Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания… Жертвоприношение Исаака Авраамом В один день Господь позвал Авраама и велел: «возьми сына твоего, которого ты так любишь, Исаака и пойди в землю Мория. Там принеси его в жертву на одной из гор». Авраам был безутешен, он не хотел терять любимого сына, но выполнил то, что Господь приказал ему — они с Исааком собрались в путь. Авраам и Исаак шли три дня, на третий день Авраам увидел гору, которую указал ему Господь. Читайте также — Премудрость в Ветхом Завете Иссак знал, что они с отцом идут на гору для жертвоприношения, но не знал, кто станет жертвой. Он уточнил у Авраама, где же агнец? «Бог найдет себе агнца для всесожжения», — ответил Авраам. На вершине горы он соорудил жертвенник для сына. Связав Исаака, Авраам занес над ним руку с ножом, когда его остановил ангел Господень: « не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://pravmir.ru/avraam/

И. оказался долгожданным сыном Авраама. Бог много раз дает престарелому Аврааму обещание, что у него будет сын от Сарры (Быт 15. 4; 17. 19; 18. 10) и даже нарекает ему имя: Исаак (Быт 17. 19). Когда Аврааму исполнилось 100 лет, Божие обещание было исполнено, И. был обрезан на 8-й день от рождения, и «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак... отнят был от груди» (Быт 21. 8). Почти сразу же за этим рассказом следует повествование о том, как Бог подверг Авраама испытанию, повелев принести И. в жертву (Быт 22). После смерти Сарры, матери И., Авраам, заботясь о чистоте рода, велит своему слуге: «...клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему... жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою... и возьмешь... жену сыну моему Исааку» (Быт 24. 3-4). Родиной Авраама здесь выступает Сев. Месопотамия (евр. Арам-Нахараим). Авраам также настаивает на том, чтобы И. остался жить в Палестине: слуга ни в коем случае не должен возвращать И. в Месопотамию, на родину Авраама (Быт 24. 8). Нек-рые исследователи обращают внимание на то, что важнейшие мотивы этих стихов (оставленная в Месопотамии родня, отчуждение от местного палестинского населения и категорическое нежелание смешиваться с ним, жизнь в Палестине как призвание, которому нельзя изменять) сходны с проблемами, которые стояли перед евреями эпохи Второго храма после возвращения из вавилонского плена (см., напр., работы А. Рофе о датировке Быт 24 - Rof é . 1981; Idem. 1990). Слуга привел к И. невесту по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова. И. женился на Ревекке в 40 лет, «возлюбил ее» и «утешился... в печали по... матери своей» (Быт 24. 67). Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Несмотря на то что Измаил, сводный брат И., был старше его, именно И. продолжает род Авраама и наследует Божее благословение. Перед смертью Авраам передает И. все, что у него было, а др. детей отсылает прочь (Быт 25. 5-6); Измаил вместе с матерью Агарью был изгнан еще раньше (Быт 21. 9-21). Впрочем, в рассказе о погребении Авраама (Быт 25. 9-10) оба брата вновь вместе: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле... которое Авраам приобрел от сынов Хетовых». Этими словами завершается цикл преданий об Аврааме.

http://pravenc.ru/text/674115.html

«На третий день Авраам возвел очи свои» ( Быт. 22:4 ). Вот это выражение: «возвел очи свои» ( Быт. 22:4 ) – означает в Библии, что начал молиться. Он хочет выйти из этого искушения, из этого лабиринта, из искушения не исполнить волю Бога так, как того требует Бог. И когда Авраам начал молиться, он «увидел то место издалека» ( Быт. 22:4 ). Как он мог увидеть именно это место? Скорее всего, было знамение: может быть, облако сияющее появилось над этим местом, оно как-то было обозначено. Это был ответ на его молитвы. « И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам » ( Быт. 22:5 ). Как пророк Божий Авраам говорит правду. Он говорит: «Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» ( Быт. 22:5 ). Хотя как человек он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: «Я и сын… возвратимся к вам» ( Быт. 22:5 ). Есть что-то знаменательное в этом 5-м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: «Останьтесь вы здесь с ослом» ( Быт. 22:5 ). Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. «Останьтесь вы здесь с ослом» ( Быт. 22:5 ) – то есть, у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет Храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский Храм. Что значит: «останьтесь вы здесь с ослом» ( Быт. 22:5 )? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом ( Быт. 16:12 ). В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь! – Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен». Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам – в Ханаане или в Египте, – он знал, что Бог с ним. Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (глава 22). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И вот однажды Бог обращается к Аврааму (22:2) – «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам сделал так, как повелел ему Господь. Как могло случиться, что Бог Авраама, его Господь, Который хранил его род, мог потребовать для Себя жертвы человека? Но Авраам не колеблясь идет на место, указанное Господом. «И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положив его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень, воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (20:9–12). В этом рассказе мы видим испытание веры Авраама, видим его горячую любовь к Богу и любовь Бога к нему. Однако чтобы Авраам понял, что Господь любит его и его сына Исаака, нужно было подвергнуться такому страшному испытанию. Да, Авраам знал, что Бог его любит, но ему было необходимо понять, что это любовь особая. Ему нужно было испытать то чувство, без которого слова «Бог любит» ничего не значат. Потому что если Бог любит, то как Он может требовать в жертву самое любимое, что есть? Потому что перед собой в данный момент Авраам видел противоположное этому. И только после этого искушения Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Авраам, можно сказать, ошибался, думая, что Бог желает смерти Исаака. Но Библия предпочитает назвать эту ошибку Авраама словом Божьим, настолько она уверена в том, что Бог говорит в Аврааме даже тогда, когда кажется, что Авраам далек от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Так же и Мария (Мирьям), которая была девственницей, смогла зачать от Духа Святого и родить святое и безгрешное дитя — Йешуа. 2. Единственный любимый сын. Как вы знаете, у Авраама было два сына: старший — Измаил (Ишмаэль) и младший — Исаак, но Авраам больше любил младшего сына, потому что он был единственным сыном обетования (Быт. 22:6). В Евангелии от Иоанна про Йешуа написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Сына единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Мы видим, что Бог называет Йешуа Своим единственным любимым Сыном, которого Он обещал для спасения Израиля и других народов земли.3. Им обоим были даны имена до их рождения. Сара рассмеялась (ивр. — цахак), когда услышала, что у нее в преклонном возрасте может родиться ребенок (Быт. 17:17), поэтому родившееся дитя назвали Исаак, что означает «смех» или «он засмеется» (ивр. цхак).«Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак» (Быт. 11:19). «И наречешь имя Ему Йешуа, ибо Он спасет людей от их грехов» (Мф. 1:21). 4. Они были послушны своим отцам. Исаак был послушен своему отцу и выполнил все, что ему повелел отец. Про Йешуа написано так: «Хотя Он и Сын, но страданиями навык к послушанию» (Евр. 5:8). 5. Восхождение на гору. Исаак нес на себе дрова для жертвенника, на котором отец должен был принести его же самого в жертву на горе Мориа. Две тысячи лет назад Иисус, неся на Себе крест, на котором Его должны были распять, поднимался на ту же самую гору Мориа. Мы знаем эту гору под названием Сион, — это единственное место в мире, где Бог принимал жертвы от людей.6. «Смерть» и «воскресение». Некоторые раввины полагают, что Исаак был убит и затем был воскрешен. Своей смертью и воскресением Исаак произвел очищение и прощение для всего Израиля (Талмуд, Берешит Рабба 1:14) — Отголосок этого высказывания мы можем найти в Новом Завете — в послании к Евреям:«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:17–19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храмине. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: «Изыди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и произведу от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские». И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам Лота, племянника своего; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона – Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: «Потомству твоему дам землю эту». И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харрана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: «Войди к рабе моей». И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и нарекла имя ему Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезал его Авраам на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, а назвав своим народом, отделил его от других. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Якова. Исав же был лжив, а Яков – праведен. Этот Яков работал у своего дяди семь лет, добиваясь его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван – дядя его, сказав: «Возьми старшую». И дал ему Лию, старшую, а ради другой сказал ему: «Работай еще семь лет». Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же, когда ему было 130 лет, пошел в Египет вместе со всем родом своим, числом 65 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми своего единственного и возлюбленного сына Исаака, иди с ним в землю Мориа и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собой двух рабов и Исаака, сына своего, наколол дров для жертвоприношения и пошел туда, куда Господь повелел ему идти. Они шли два дня; на третий Авраам увидел издали место, указанное ему Господом, и сказал рабам своим: «Останьтесь здесь с ослом и подождите меня; а я и сын мой пойдем туда, поклонимся Господу и возвратимся к вам». Авраам положил дрова на плечи сыну своему Исааку, а сам взял огонь и нож, и пошли оба вместе. На пути Исаак сказал отцу своему: «Батюшка! Вот у нас огонь и дрова: где же агнец для всесожжения»? – Авраам отвечал: «Господь Сам приготовил агнца во всесожжение Себе». Пришедши на место, указанное Господом, Авраам соорудил жертвенник, разложил дрова, потом связал Исаака и положил его на дрова: Исаак этому не противился. Но лишь только Авраам простер руку и взял нож, чтобы заклать сына своего, в ту минуту Ангел Господень воззвал к нему с небес и сказал: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на сына твоего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что ты послушался Меня и не пожалел своего единственного сына». Авраам возвел очи и увидел овна, который запутался рогами в кустарнике; взяв его и, как жертву, посланную Самим Богом, принес во всесожжение вместо сына своего. Ангел Господень воззвал к Аврааму в другой раз и сказал ему: «Клянусь Мною Самим, – говорит Господь, – так как ты это сделал и не пожалел единственного сына своего, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок морской; твое потомство будет некогда обладать городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего». После этого Авраам возвратился к дожидавшимся его слугам. Назидательные размышления В Священном Писании слово искушать берется в двух различных значениях: возбуждать ко злу и испытывать верность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010