Идут три дня. Много это или мало? Как скажет Магдалина у Б. Пастернака , «Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту». Пустота точно должна была «накрывать» Авраама с головой. Но вот дорос ли Авраам до веры в Воскресение (ср. Евр 11:29)? У нас есть лишь намек: И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Быт 22:5 Как странно Авраам выражается: «возвратимся». Вряд ли он знает все наперед — тогда испытание упраздняется. Что же, это просто образ его речи — говорить о себе «мы»? Или он снова не желает говорить всей правды — по любви к сыну? Экзистенциалисты говорят о том, что вся жизнь человека проходит между отчаянием и надеждой. Не Авраам ли становится первопроходцем на этом пути доверия, пути надежды? И ведь он (улыбка Бога) невольно оказывается пророком: они действительно возвратятся! Однако пока еще испытание не окончено… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. Быт 22:6 Подниматься на гору трудно, особенно когда ты уже не молод. Некоторые считают, что именно поэтому Авраам возлагает на Исаака дрова. Но более внимательные толкователи настаивают на том, что Авраам просто по-прежнему бережет сына: пусть несет сухие ветви, острый нож и огонь он берет сам. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. Быт 22:7–8 Как человеку, намеревающемуся принести сына в жертву, должно быть, трудно слышать: «Отец мой!» К тому же этот диалог мог напомнить Аврааму разговор с Богом: обращение — ответ. Кого же поставить на первое место: Бога — или сына? Выбрав сына, Авраам мог бы ответить напрямую, предупредить его, — и юный Исаак убежал бы, и старый Авраам его не догнал бы, и не был бы виновен в его смерти.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним на встречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму , Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы старший из странников сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: «зачем Сарра рассмеялась? Разве есть что – либо трудное для Бога»? – Авраам тогда понял, что пред ним не простые странники , и что с ним говорит Сам Бог. Принесение Исаака в жертв Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил: «Отец! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит себе агнца», – ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного твоего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака. За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

(ст. 17) верою Авраам, будучи искушаем, прите в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, (ст. 18) о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быm. XXI, 12 ). Ст. 19. Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его, т. е. своего сына, в предзнаменование, т. е. в предызображение смерти и воскресения Самого Единородного Сына Божия. И действительно, Исаак и вся история его жертвоприношения были прообразом нашего искупления чрез Господа Иисуса Христа. Авраам по любви к Богу жертвует единственным сыном своим. Бог из любви к человечеству не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его за всех нас ( Uh. III, 16 ; Puм. VIII, 32 ). На Исаака возлагают дрова, потом он сам возлагается на эти же дрова; Иисус Христос сам несет на гору Крест, потом Его Самого вознесли на этот Крест. Исаак не противится воле отца, послушно идет на заклание; Иисус Христос послушен был Отцу Своему даже до смерти, и притом смерти крестной ( Флn. II, 8 ). Исаак в течение трех дней пути, закалаемый в жертву Богу решимостью отца своего и уже возложенный на дрова всесожжения, получает жизнь по воле Божией; Иисус Христос, умерший на Кресте, как Бог восстает тридневен от гроба. Жертвоприношение Исаака низводит обильнейшие благословения Божий на все потомство Авраама; жертва Иисуса Христа, Его крестная смерть приобрела бесчисленные благословения на всю Церковь , на весь род человеческий. Наконец, Исаак принесен был в жертву на горе Мориа, то есть на одном из холмов, занятых Иерусалимом; и Христос был распят на одном из Иерусалимских холмов – на Голгофе. Ст. 20. По смерти Авраама и Исаак жил верою в ожидаемого Мессию. Он верою в будущее благословил сначала младшего сына Иакова, а потом старшего сына Исава, уже раньше продавшего первенство брату своему. При этом Исаак, уже древний, слепой старец, различил будущую участь своих сыновей. Иакову передал благословение, данное от Бога Аврааму и его потомству в лице старшего члена семьи, т. е. обетование Мессии от его рода, т. е. Спасителя, а Исаву предсказал зависимость от Иакова и боевую жизнь в набегах и охоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Когда мы переживаем какие-то искушения, мы должны понять, что Бог никого не искушает, в смысле – Он никого не подставляет! Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). Как пророк Божий, Авраам говорит правду. Он говорит: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Хотя как человек – он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Есть что-то знаменательное в этом 5м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: Останьтесь вы здесь с ослом . Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Останьтесь вы здесь с ослом – то есть у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский храм. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом ? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Быт. 16, 12). Архиепископ Арльский Цезарий (470–542 н.э.) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. Осел – обозначение синагоги» . В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь,– Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Получив это повеление, Авраам отправляется в путь вместе с сыном и слугами. На третий день он видит издалека указанное Богом место и говорит слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся». Ни у слуг, ни у сына эти слова не вызывают вопросов, так как восхождение на гору для поклонения Богу было обычной практикой. Только когда Исаак видит, что Авраам не взял с собой жертвенное животное, он спрашивает отца: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Наконец, отец с сыном приходят на указанное Богом место, Авраам связывает Исаака, кладет его на жертвенник и заносит над ним нож, чтобы заколоть его. В этот момент он слышит голос Ангела: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» ( Быт.22:2–12 ). С самой глубокой древности в рассказе о жертвоприношении Авраама видели прообраз крестной жертвы Спасителя: И сам Исаак… есть образ Господа. В самом деле, он – сын, как и Господь – Сын, ведь он был сыном Авраама, так же, как и Христос – Сыном Бога; кроме того, он – жертва, так же, как и Господь. Однако Исаак не был принесен в жертву, как Господь, но только понес дрова для священнодействия, так же, как и Господь – древо креста 1124 . В том, что Исаак несет на себе дрова для всесожжения, есть образ, поскольку Христос шел на Голгофу, неся крест Свой ( Ин.19:17 ). И всё же нести дрова для всесожжения есть обязанность священника. Исаак, следовательно, становится и жертвой, и священником 1125 . «Где есть агнец?» – благоразумно спрашивает сын. Что же говорит отец? «Бог усмотрит Себе агнца во всесожжение, чадо; не слугу, а Сына». Этот был единородный, и Бог – единородный; этот нес на плечах дрова, и Христос нес на плечах крест; этот, не сделав никакого греха, имел быть заклан, и Сын Божий, не сделав никакого греха, был распят; этот был и заклан и не заклан, и единородный Сын Божий был и заклан и не заклан, и умер и не умер; этот, согласно намерению, должен был умереть, а в конце рассказа не умер; и Сын Божий по плоти умер, а божество Его осталось бесстрастным 1126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт.18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся. Но не было там праведников, кроме Лота. Поэтому в Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19). Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт.21:1–3). И « обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » (Быт.21:4). По прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос Господь сказал Аврааму: « Авраам! …возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » (Быт.22:1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: « Авраам! …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня » (Быт.22:11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его (Быт. 26, 17–18). Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти современные нам бесы-филистимляне… Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище. И далее: И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой (Быт. 26, 19). Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой! И очевидно, что опыт богообщения Авраама – совершенно самостоятелен и по-своему неповторим. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим опыт богообщения каждого человека в его поколении. И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака, – это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет. Читаем: И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода (Быт. 26, 20). А им не нужна вода – у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать всё, в том числе и Церковь, и ее собственность! Они стремятся всё держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования.

http://pravoslavie.ru/111168.html

Отцы поспешно отправились в погоню за ним. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Было уже поздно, наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел, ходя по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва, и стал над ним. И старцы, начав утром искать осла, вместе с ним нашли к удивлению своему и авву. Они хотели связать его; но он не допустил их до этого, сказав: я уже не убегу. На это есть воля Божия. Не уйти мне от нее, куда бы ни убежал. 2. Сказывали о авве Исааке, что он в хлеб свой примешивал пепел из служебного кадила. 3. Авва Исаак и авва Авраам жили вместе. Однажды авва Авраам, зашедши в келлию, застал авву Исаака плачущим и спросил его: о чем ты плачешь? Авва Исаак отвечал: как не плакать? Отцы наши преставились, и не к кому сходить нам для совета. Денег, вырученных нами за рукоделие наше, недоставало нам для найма судов, на которых мы отправлялись к старцам! Теперь мы осиротели: плачу я об этом. 4. Однажды авва Исаак впал в тяжкий недуг и томился в нем продолжительное время. Брат приготовил для него вареную пищу и вложил в нее приправу. Старец не захотел вкусить этой пищи. Брат упрашивал его, говоря: авва! вкуси немного ради твоей телесной немощи. Старец отвечал: брат! истину говорю тебе: хотелось бы мне провести в этой болезни тридцать лет. 5. Авва Исаак сказал: Никогда я не вносил в келлию мою помысла неприязненного на брата, оскорбившего меня; равным образом я старался, чтоб и брат не внес в свою келлию помысла неприязненного ко мне. 6. Сказывал авва Исаак, пресвитер Келлий: Видел я брата, которому захотелось съесть колос пшеницы в то время, как он жал на поле. Брат сказал владельцу поля: позволь мне съесть один колос. Владелец, услышав это, удивился и отвечал: авва! ты съешь свое, и меня ли ты спрашиваешь! Так строго хранил брат свою совесть. 7. Некто из старцев поведал, что один из братии пришел в малом клобуке при авве Исааке в церковь Келлий. Старец выслал его из церкви, сказав: церковь эта принадлежит монахам, а ты мирянин, и не можешь быть здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Два Ангела пришли в Содом вечером. Лот, племянник Авраама, сидел в это время у городских ворот; увидевши путников, он поклонился им до земли и упросил зайти к нему переночевать. Еще не легли они спать, как жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы он выдал им гостей. «Братья мои», упрашивал их Лот, «не делайте зла этим людям», и запер двери своего дома. «Ты пришлец, и хочешь учить нас», говорили содомляне, «за это мы хуже поступим с тобою, чем с ними» – и хотели выломать дверь. Но Ангелы поразили содомлян слепотою, так что они не могли найти входа в дом. Лоту же Ангелы сказали: «выйди со всеми близкими твоими из города, потому что мы истребим это место». Когда занялась заря, Ангелы вывели Лота с женою и двумя дочерьми за город, и один из них сказал Лоту: «спасайся на гору, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в этой окрестности». – «Владыко», заметил Лот, «мне не убежать до гор, а вот ближе маленький город (Сигор), я укроюсь в нем». – «Спеши туда», сказал Ангел, «ради тебя я не погублю этого города». Едва Лот достиг Сигора, Господь послал с неба серный огненный дождь и уничтожил нечестивые города – Содом и Гоморру, и всю окрестность их. Жена же Лотова не послушалась Ангелов: убегая, она оглянулась на горящие города и обратилась в соляной столп. На месте погибших городов образовалось Мертвое море, называемое так потому, что в его водах не может жить никакая рыба. В Мертвое море впадает река Иордан. 12. Жертвоприношение Исаака Аврааму было 100 лет, а Сарре 90, когда у них родился обещанный Богом сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил Авраама: «отец! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит Себе агнца», ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного своего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

«Итак, и сыны наложниц имеют некоторые дары. Однако в обетованное Царство не приходят ни еретики, ни плотские иудеи» . Патриархи понимали, что и семья, и нация – есть граница, очерченная рукою Бога Патриархи Авраам, Исаак и Иаков понимали, что и семья, и нация (род) – есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Жениться на инородке и иноверке – крайняя форма распутства. Сказано: Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все они брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю (Тов. 4, 12). И оканчивается жизнь Авраама. Мы с вами привыкли к Аврааму, к этому удивительному человеку. Но и о нем Писание говорит: Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 78). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Я внимательно просматриваю Писание на предмет первых упоминаний о старости. Адам жил 930 лет и все же не назывался старым (ср. Быт. 5, 5). Мафусал жил 969 лет и также не назывался старым (ср. Быт. 5, 27). Иду далее вплоть до потопа и после потопа, на протяжении почти трех тысяч лет, и не нахожу никого, кто был бы назван старым . Авраам первый, кто назван старым , и, конечно, по возрасту он был гораздо моложе Мафусала. Но он потому назван старым, что старость его была обильно помазана елеем. Об этом как раз и написано: и умер Авраам, насыщенный в старости доброй и в полноте дней (Ср. Быт. 25, 8 (LXX)). Потому в старости доброй, что в полноте дней , ведь все время жизни его был день, а не ночь» . Помните, мы с вами ранее говорили, что означает в старости доброй ? Она означает, что его дети в правоверии: Исаак, и Измаил исправился, а его внук Исав еще не уклонился от путей Господних. Кстати, на момент смерти Авраама детям Исаака, о которых здесь еще не сказано ни слова, но это мы видим из хронологий, Исаву и Иакову – пятнадцать лет. То есть Авраам их учил, наставлял. Дедушка их воспитывал, заботился о них. И мы знаем, что Иаков станет величайшим праведником, а Исав, его брат, отступит от путей Господних. Но он (Авраам) умирает в старости доброй, то есть Исав еще не уклонился. Если бы внук уклонился от путей Господних, это не была бы добрая старость.

http://pravoslavie.ru/110665.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010