прот. Константин Буфеев 1. Животные, предназначенные для жертвоприношения 1.1. Жертвенные животные в Ветхом Завете «Сотворение птиц и рыб». Фрагмент алтарной иконы церкви св. Петра, Гамбург. Мастер Бертран из Миндена. Вторая половина XIV века До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Кровавые жертвоприношения начались на земле сразу после потери райского состояния. Преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Бог сам научил Адама жертвоприношению, когда изгнал праотцев из Рая и облек их в кожаные ризы: «Прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умервщленных, может быть, перед их же глазами» с. 249]. От первородных стада своего сделал приношение Богу праведный Авель, сын Адама, причем эта жертва была Богу приятна ( Быт.4:4 ). Приносил жертву Богу праотец Ной при заключении Завета: Бытие, гл. 8 20. И созда Ное жертвенник Господуви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. 21. И обоня Господь воню благоухания 20. И устроил Ной жертвенник Господа, и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21. И обонял Господь приятное благоухание По Божьему смотрению оказался в чаще кустарника запутавшийся рогами овен, которого Авраам принес в жертву Богу вместо сына своего Исаака: Бытие, гл. 22 6. И взя же Авраам дрова всесожжения и возложи на Исаака сына своего: взя же в руки и огнь, и нож, и идоста оба вкупе. 7. Рече же Исаак ко Аврааму отцу своему: Отче! Он же рече: что есть, чадо? Рече же: се, огнь и дрова, где есть овча еже во всесожжение? 8. Рече же Авраам: Бог узрит Себе овча во всесожжение , чадо. Шедша же оба вкупе, 9. приидоста на место, еже рече ему Бог; и созда тамо Авраам жертвенник и возложи дрова: и, связав Исаака сына своего, возложи его на жертвенник верху дров. 6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8. Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения , сын мой. И шли далее оба вместе. 9. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

14Авимелех возвратил Аврааму его жену Сарру, а также одарил его стадами овец и крупного рогатого скота, рабами и рабынями 15и сказал: «Земля моя пред тобою: где тебе угодно, там и живи». 17После того помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, и те вновь смогли рожать, 18ибо сделал Господь бесплодными всех в доме Авимелеха из–за Сарры, жены Авраама. Рождение Исаака 21 А Господь, как и говорил прежде, оказал милость Сарре: исполнил обещанное ей. 2 Сарра зачала и во время, предсказанное Богом, сына родила Аврааму в старости его. 3 Сыну своему, которого родила ему Сарра, Авраам дал имя Исаак; 4и на восьмой день, как заповедал ему Бог, Авраам совершил обрезание Исаака, сына своего. 5Сто лет было Аврааму, когда родился у него сын его Исаак. 6Сарра же сказала: «Бог дал мне благословенный повод для смеха, 7И добавила: «Кто бы решился сказать Аврааму, что Сарра будет грудью кормить детей? И вот, в старости его, я сына ему родила». 8Время шло, Исаак подрос, и в тот день, когда он был отнят от груди, Авраам устроил большой пир. Агарь и Измаил 9Когда Сарра заметила, что сын, которого Агарь–египтянка родила Аврааму, насмехается над ее сыном , 10она сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее! Не делить же сыну этой рабыни наследство с моим сыном, с Исааком!» 11Это сильно огорчило Авраама, ведь Измаил тоже был его сыном. 12Но Бог сказал Аврааму: «Не печалься ни о юноше, ни о рабыне, что стала женой твоей. Сделай то, что говорит тебе Сарра, ведь у тебя есть Исаак, и его потомки твоими потомками назовутся . 13Но и от сына рабыни Я произведу многочисленный народ – он тоже твое дитя ». 14На следующее утро Авраам поднялся рано, приготовил пищу, наполнил мех водою и дал Агари в дорогу. То и другое он положил ей на плечи и отослал ее прочь вместе с мальчиком. Она пошла и заблудилась в Беэршевской пустыне. 15Когда кончилась вода в мехе, Агарь оставила плачущего мальчика в тени под кустом, 16а сама отошла и села вдали от него, примерно на расстоянии выстрела из лука. «Не буду смотреть на то, как мое дитя умирает», – сказала она себе и, сидя поодаль, тоже начала плакать навзрыд .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Быт. 21:3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; Имя, которое нарёк ему Бог, см. в Быт. 17:19 . Исаак значит «смеётся» (см. комментарий к Быт. 17:19 ). Быт. 21:4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам обрезал Исаака, как повелено ему, в восьмой день, полагая тем начало религиозному обряду, который потом из века в век передавался поколениям и составлял силу церкви ветхозаветной, потому что обряд этот был воспоминанием завета, т. е. общения Бога с обществом человеческим. Так и в церкви христианской: независимо от духа, дающего жизнь обществу, оно, состоя из членов, облечённых в плоть земную, не может обойтись без видимых знаков, на коих особенно покоится благодать Божия, ибо в них воспоминание завета, т. е. общение Бога с обществом человеческим. Знаки эти суть таинства. Если бы в них не обитала благодать Духа Божия, то они не имели бы значения. С другой стороны, неисполнение завещанных действий и неприобщение к таинствам лишает человека общения, во-первых, с Духом Божиим, во-вторых, с церковью, которая есть община человеческая, но устроенная и освящённая Духом Божиим. Быт. 21:5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Быт. 21:6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Заметим, что это смех радости, а не улыбка насмешки. Английская Библия делает замечание, что текст семидесяти, Вульгата и таргумы переводят не «рассмеётся», а «обрадуется со мною». (Таков и наш славянский текст перевода семидесяти.) Быт. 21:7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Быт. 21:8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Митрополит Филарет говорит: «Время кормления младенцев молоком, по мнению Иеронима (Quaest Hebraic), продолжалось в древности пять лет. Следы сего обыкновения можно приметить в истории Самуила ( 1Цар. 1:22, 2:11 ). При Маккавеях и, как кажется, ещё при царях иудейских время кормления грудью оканчивалось третьим годом возраста ( 2Мак. 7:27 ; 2Пар. 31:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Вот что было по прошествии лет: Бог искушал Авраама» ( Быт. 22:1 ): Всеведец, Он пожелал сделать Авраама образцом для народов и впоследствии научить нас, что значит любить Бога. «Он сказал ему: „Авраам!” Тот сказал: „Вот я, Господи”. И сказал ему Господь: „Возьми сына своего, возлюбленного Исаака, приведи на гору и принеси [его] в жертву”. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих слуг и Исаака, сына своего возлюбленного, наколол дров для сожжения жертвы и пошёл, куда сказал ему Господь. На третий день Авраам возвёл очи свои, увидел то место издалека и сказал слугам своим: „Останьтесь вы здесь, а я и сын пойдём на гору и, поклонившись, возвратимся к вам”. Взял Авраам наколотые дрова, возложил на плечи Исааку, сыну своему, взял огонь и нож в руки, и пошли оба к горе. И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: „Вот огонь и дрова, где же агнец для жервоприношения?” Авраам же сказал: „Дитя, Бог усмотрит Себе агнца для жертвоприношения”» ( Быт. 22:1–8 ). Исаак посмотрел и увидел нож в руках своего отца, и сказал Исаак Аврааму, своему отцу 693 : «Скажи мне, любимый отец, если тебе нужен агнец, то я быстро сбегаю к стаду и приведу тебе; если же ты желаешь, чтобы твоя жертва была более угодна Богу, наклони мою главу – меня принеси в жертву Господу». Авраам же, разгоревшись отцовской любовью, ответил на это, сказав: «Поведаю тебе, моё возлюбленное дитя, Господню волю: Бог просит тебя в жертву, дитя, это его воля, а не я этого хочу. Ты знаешь, как я люблю тебя, дитя, и моё сердце трепещет, как я подниму на тебя, дитя, нож, как увижу слезы твоей матери, как сам начну оплакивать тебя, дитя. Однако если ослушаюсь повеления Владыки, то буду лишён Его великих милостей и буду чужд Его великих обетований, дитя, о том, что через меня Он обещал благословение миру. Что я буду делать, дитя? Совсем не знаю, что мне делать, чадо! Но лучше мне Ему принести тебя в жертву, дитя, ибо давший матери её тельца даст мне тебя живым и сегодня же Господь сможет воскресить тебя из мёртвых» 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Одна из высших клятв в Ветхом Завете была клятва семенем Авраама, клятва будущим Спасителем. Обрезание означало обуздание похотливости, и это было знаком обрезания греха. Восьмой день – знак будущего века. Обрезание провело черту между возникающим народом (евреями) и другими народами. Бог занимается селекцией, Он берет одного человека (угодившего Ему) и начинает селекцию святости. В Израиле происходит постепенный подъем духовности. Бог не сразу дает заповеди во всей полноте, Он постепенно обучает человечество – в той мере, в какой народ это может усвоить. Сначала Бог запрещает идолослужение, убийство, взятие в жены иноплеменниц, затем, во времена Моисея, было запрещено прелюбодеяние, браки с родственниками, ко времени Христа исчезает многоженство. Жертвоприношение Исаака. Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына Исаака ( Быт. 22, 1–24 ). Зачем это было нужно? 1 . Это было нужно Аврааму, а не Богу. Бог хотел, чтобы Авраам дошел до края, чтобы он понимал: Исаак – дитя обетования, которое Авраам родил в сто лет, и дитя – не его, он Божий. 2 . Бог выявил в Аврааме верность. 3 . Жертвоприношение Авраама не только является прообразом жертвы Христа (это происходило на соседней горе, Исаак сам нес на себе дрова, на месте, где нашли овна для жертвоприношения, теперь храм Гроба Господня), но и показывает причинно-следственную связь. Бог как бы говорит, что если человек ради Меня не пожалел сына своего, то и Я не пожалею Сына Своего ради человека. Выбор Христа сформировался выбором его предков, происходит как бы накопление добрых дел. В чем был для Авраама особый ужас этого жертвоприношения? Авраам мог усомниться в Боге. Бог обещал ему умножение потомков, но в то же время приказал принести в жертву единственного сына. Апостол Павел пишет о вере Авраама: Авраам верил, что Бог может воскресить Исаака ( Евр. 11, 8–20 ). Почему Бог принимает одного и отвергает другого. «Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

« И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » ( Быт. 21:4 ). Исаак – это, наверное, первый человек, который был обрезан по закону Божьему, то есть именно «в восьмой же день», как сказано в законе Божьем ( Лев. 12:3 ). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак – именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день. Причем наречение имени всегда совершалось при обрезании, как и читаем: «когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус» ( Лук. 2:21 ). « Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется » ( Быт. 21:5–6 ). Действительно, у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына – вот сейчас опять кто-то захихикал! – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и смеются. «И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына…» ( Быт. 21:7 ). Каких это «детей»? Один же ребенок родился, правильно, Исаак? Другой, Измаил, здесь ему уже 16-ть лет! Так каких детей грудью-то кормить? И чтобы расшифровать этот текст, предлагается вот такое истолкование – но это уже легенда: Авраам отмечал двухлетие сына от его рождения, а на востоке именно отмечают двухлетие. Это когда ребенок отнимается от груди матери, и она перестает его кормить молоком. Это делалось на второй год, то есть два года проходило, и отнимали ребенка от груди матери. И на этот праздник собралось много женщин, мужчин. И между собой женщины стали сплетничать и говорить: «Не может такая женщина родить, да еще кормить грудью! Как это так? Наверное, они купили этого младенца. Или украли!» И тогда Сарра сказала: «Я сейчас покормлю Исаака, и давайте всех ваших детей – я их тоже накормлю». И она накормила всех этих детей, которые пришли на день праздника отнятия от груди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Помнете как Исаак «глумился» – богословствовал, ожидая Ревекку… И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет: «А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии». Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама ( Быт. 26:5 ): «Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». «Повеления» ( Быт. 26:5 ) – это прямые повеления Бога, которыми Создатель испытывал Авраама; «Уставы» ( Быт. 26:5 ) – священные обряды молитв и жертвоприношений; «Законы» ( Быт. 26:5 ) – нравственные и моральные предписания и предостережения. Это три уровня всей законодательной системы закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии. Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама («бейт Авранам»), как это видно из текста. И далее мы читаем: « Исаак любил Исава …» ( Быт. 25:28 ). Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак сам пророк Божий, патриарх Божьего народа, он должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: « Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова » ( Быт. 25:28 ). Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и так оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» ( Исх. 23:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт. 21:24 И сказал Авраам: я клянусь. Быт. 21:25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Быт. 21:26 Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Быт. 21:27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. Надо полагать, что Авраам внёс в казну владетеля земли по обычаю за пользование землёю и, исполнив этот обычай, приступил к заключению договора и союза как равный с равным. Выше ( Быт. 21:25 ) он, вероятно, ссылаясь на прежний договор или на обычное право, указывал Авимелеху, что если он, Авраам, не отступает от этого права, то со стороны Авимелеха было нарушение его. Объяснение Авимелеха он счёл достаточным, так как тот не защищал незаконных действий слуг своих. Быт. 21:28 И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Быт. 21:29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц [ из стада овец], которых ты поставил особо? Быт. 21:30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Мы имеем перед собою любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало ещё письменности. Слова, произнесённые хотя при свидетелях, не считаются достаточными: передаваясь из уст в уста и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращён. Надобно укрепить договор действием, которое осталось бы в памяти. Число семь всегда считалось священным; не Авимелех Аврааму, а Авраам Авимелеху даёт семь агниц, как бы покупая навсегда тот колодезь, который он сам выкопал и который по обычному праву ему принадлежал. Принявший дар не мог сказать впоследствии, что он не помнит, чей колодезь, точно так же принятые семь агниц и в потомстве его служили напоминанием, что колодезь не принадлежал Авимелеху, а принадлежал заплатившему за него Аврааму. Быт. 21:31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись Беер-шава – колодезь клятвы. Из Быт. 26:18, 33 видно, что после Авраама колодцы, им выкопанные, были завалены филистимлянами и что Исаак снова отрывал их и давал им прежние имена (м. Филарет). Беер-шава, или Беер-шева, означает колодезь семи, ибо слово шева – семь принималось всегда таинственным священным числом (сравни Геродота III, 3; Гомера «Илиада», XIX, 243). Бир-ес-Себа, селение при колодцах в двадцати часах пути на юг от Хеврона, существовало ещё при блаж. Иерониме. Теперь, говорит Робинсон, видны развалины поселения, носящие это имя, при них находятся два колодца хорошей воды в долине или ложбине, называемой Вади-ес-Себа (Англ. Комм. Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но в это время с неба раздался Божественный голос: – Авраам! Авраам! Авраам остановился, чтобы выслушать повеление Божие. – Не поднимай руки своей на отрока, – продолжал Господь, – и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего единственного для Меня. Тогда Авраам, в чувстве глубокой радости и благодарности к Богу, возвел очи свои от земли и увидел позади себя овна, запутавшегося в чаще рогами. Тогда он развязал Исаака и, взяв овна, принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего 6496 . После сего Господь снова воззвал к Аврааму с неба: – Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и песок на берегу моря, и овладеет семя твое городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Получив сие великое, благодатное обетование, Авраам и Исаак в страхе и радости спустились с горы и возвратились в Вирсаву 6497 , где жил тогда Авраам. Спустя лет двенадцать после сего, скончалась Сарра, жена Авраамова и была погребена в пещере Махпеле 6498 против Мамре, впоследствии – Хеврона земли Ханаанской. Через три года, когда Исааку исполнилось сорок лет, а Аврааму было сто сорок лет, святой праведный праотец имел утешение женить сына своего на добродетельной Ревекке, внучке Нахора, брата Авраамова. Впоследствии Авраам и сам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шесть сыновей. Авраам прожил сто семьдесят пять лет, и потом с миром предал дух свой Господу Богу, Которому так верно служил и благоугодил в жизни своей, будучи сосудом и образцом веры в истинного Бога, сохранившим ее для потомства из рода в род. За высокие качества и достоинства Авраама Господь возлюбил его, почему и называет Себя его Богом по преимуществу ( Быт. 17:7, 26:24, 28:13 ), а Св. Писание называет его другом Божиим ( 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 ; Иак.2:23 ). Ветхозаветные потомки его и даже святые пред Богом, Моисей и Давид, призывали Авраама в ходатаи пред Богом. От сего родоначальника народа иудейского, в потомстве которого сохранялась истинная вера на земле, произошел Сам Христос по плоти, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама ( Рим.6:7–8 ; Гал.3:7, 26–29 ). И в будущей участи нашей за гробом – только с верным Авраамом можно надеяться получить наследие вечной жизни и спасения. Сам Господь в Своей притче о богатом и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ; Лк.16:22 ; Гал.3:9, 29 ), коего да сподобит Христос и всех нас молитвами святого праведного Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пойди в землю Мориа. Единственное указание на местонахождение земли Мориа – то, что она лежит в трех днях пути от Вирсавии. Одни толкователи полагают, что здесь говорится о горе Мориа, на которой впоследствии был построен храм Соломонов в Иерусалиме. Такое совпадение весьма символично, так как в будущем на этом месте израильтяне приносили жертвы Богу. Иосиф Флавий и блаженный Иероним указывают, что от Вирсавии до Иерусалима было три дня пути. Однако нельзя исключать вероятность того, что мы имеем дело с другим одноименным местом. И там принеси его во всесожжение – мы подходим к духовной вершине жизни Авраама. Обетование едва успело исполниться, а Исаак – цвет отцовского упования – уже должен быть принесен в жертву. Жестокое повеление без всякой подготовки беспощадно поражает отца в разгар его радости. Но само требование Господа принести в жертву сына не показалось Аврааму совершенно диким и необычным. Это объясняется тем, что Авраам знал о практике принесения в жертву детей, которая имела место в древних языческих культах. Библейские пророки и законы в Книгах Второзаконие и Левит решительно запрещают этот обычай, но само обсуждение этой темы подразумевает, что подобные жертвоприношения по-прежнему совершались. Вера Авраама выросла поистине до величайших размеров. Самым крепким и разумным основанием веры Авраама было его убеждение, что так угодно Богу. Апостол Павел прямо указывает, что Авраам, исполняя волю Божию, думал, что Бог Исаака силен и из мертвых воскресить ( Евр.11:19 ). Блаженный Августин вторит апостолу: Авраам «верил, что сын его тотчас же по заклании воскреснет» с. 197]. Быт.22:3 . Слова Авраам встал рано утром говорят о том, что Авраам спешил исполнить Божественную волю и начал собираться в путь с первыми лучами солнца. Кроме того, сказано, что Авраам сам наколол дров. Обычно эту работу выполняли слуги, но здесь, учитывая важность предстоящего действия, Авраам сам готовит дрова для жертвоприношения. То, что Авраам берет дрова с собой, указывает на его предусмотрительность, ибо в том месте, куда он идет, может не быть дров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010