7:1–2, 4). Это сказал он не просто, но с тем, чтобы показать, что наше священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство наперед уже открывается из самых образов вещей. Авраам был отец Исаака, дед Иакова и прадед Левия; ибо, у Иакова был сын Левий. От Левия получило свое начало иудейское священство. Но этот–то Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, перед Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина, и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину. О том и другом рассказывает Ветхий Завет, т. е. и о том, что Мелхиседек благословил Авраама, и о том, что Авраам дал ему десятину (Быт. 14:19–20). Это–то самое поставив на вид, Павел сказал: « видите, как велик тот ». Кто? « Мелхиседек », говорит, « которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих » (Евр. 7:4). « Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых » (Евр. 7:5). Это значит: левиты, иудейские священники, имели право по закону получать десятину от других иудеев. Хотя все произошли от Авраама, как левиты, так и остальной народ, но, не смотря на то, левиты получают десятину от братьев своих. А Мелхиседек, « не происходящий от рода их » (ибо произошел не от Авраама, и не от колена левитского, но от другого рода), « получил десятину от Авраама », т. е. взял от него десятину. Но кроме этого он сделал еще и нечто другое. Что же такое? « и благословил имевшего обетования » (Евр. 7:6). Что же, скажешь, это значит? То, что Авраам гораздо меньше Мелхиседека. Как это? « Без всякого же прекословия меньший благословляется большим » (Евр. 7:7). Значит, если бы Авраам, прародитель левитов, не был меньше Мелхиседека, то этот не благословил бы того, и тот не дал бы ему десятину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Когда в силу гнева Божия Содом и Гоморра подверглись разрушению, праведный Авраам оставил то прекрасное место в Хевроне, называемое Мамврийским, на котором он сподобился У прекрасного дуба зреть и угощать Святую Троицу в трех лицах ангельских, так как от содомо-гоморрского разорения прах и пепел наполнил всю землю ту, а воздух был заражен смрадом и дымом. Частью вследствие неплодородия земли от праха, частью же из-за вреда, который наносился от воздуха его людям. Авраам удалился из Хеврона и Мамврии в полуденную страну и стал обитать в Гераре.     Герара была столичным городом Палестины. В этом городе с Авраамом случилось подобное тому, что было с ним в Египетской земле. Герарский царь Авимелех, услышав, что праведная Сарра не жена, но сестра Аврааму (ибо ее Авраам так называл), послал за нею и взял ее к себе, хотя та и не желала. Однако Бог верных своих рабов как в Египте, так и в Гераре сохранил необидимыми. Поразив царя внезапной болезнию в лоне, а также устрашив его в ночном явлении, Он сохранил Сарру чистою, а Авраама избавил от печали и почтил царскими дарами. Ибо Авимелех, возвращая Сарру Аврааму, дал ему тысячу дидрахм серебра, овец и волов, рабов и рабынь и умолял его, чтобы он помолился о нем Богу об избавлении его от болезни. Он говорил: вот земля Герарская пред тобою; поселись, где тебе угодно будет. Авраам молился Богу, и Бог исцелил Авимелеха и домашних его, и всю его державу, ибо не только одного царя, но и весь дом его, и всех его подчиненных Господь наказал болезнями. Когда согрешает царь, то и все царство его подвергается бедствиям, в чем по личному опыту убедился Авимелех, который говорил Аврааму: что ты сделал нам, назвав жену твою твоей сестрою? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Авраам сказал: я думал, что на месте сем нет страха Божия и что убьют меня за жену мою.    Авимелех взял Сарру не для блуда и прелюбодеяния, но желая взять ее себе в законную супругу, как он и оправдывался пред Богом в сонном видении, говоря: я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих, ибо сам Авраам говорил, что она ему сестра, и она (Сарра) сказала, что он ей брат. Царь этот был чист от греха прелюбодеяния, но не без причины был наказан за несправедливую обиду. Несправедливая обида эта заключалась в том, что бралась жена насильно и против ее собственного желания. Пожелал же Авимелех иметь Сарру ради ее красоты, так как она была лицом весьма прекрасна; поэтому-то Авраам и боялся, что он будет убит злыми людьми из-за ее красоты, и посему не женою, но сестрою называл ее между людьми беззаконными и небогобоязненными в Египте и Гераре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Авраам I После нечестивого столпотворения, из одного народа образовалось много народов. Вера в Бога и в будущего Спасителя, затемнилась в людях еще более. И появилось новое зло на земле. Люди, оставшись без истинного Бога, стали придумывать себе ложных богов, и стали молиться и служить твари, вместо Бога. Одни считали Богом солнце, другие – луну; третьи – служили звездам; иные поклонялись огню; иные – разным животным. Многие стали делать себе богов из золота, серебра и дерева, и таким мертвым идолам покланялись. Явилось на земле идолопоклонство. Истинная вера хранилась только в потомстве Сима. Один из потомков Сима назывался Евер. От него пошли евреи. Жил в восточной стране благочестивый еврей, по имени Авраам. Его избрал Господь, для сохранения истинной веры на земле. У Авраама была жена Сарра, а детей не было. Он был богат и жил в довольстве в родной земле своей. II И сказал Бог Аврааму: – Выйди из земли твоей, из отечества твоего и переселись в землю, которую Я укажу тебе. И там Я благословлю тебя и возвеличу имя твое. Чрез тебя на все народы перейдет Мое благословение. И повиновался Авраам воле Божией. Он взял Сарру, жену свою, и Лота – племянника, взял слуг своих и все имение свое, и пошел с востока на запад, к морю Средиземному. Здесь, у моря, и была, обещанная ему Богом, Ханаанская земля. Авраам выбрал место между морем и рекой Иорданом, у высокого дуба Мамврийского, и тут поставил шатры свои. И явился ему Бог и сказал: – Всю эту землю Я дам семени твоему... Вот завет Мой с тобою: Ты будешь отцом множества народов... Умножу потомство твое... Посмотри на небо, пересчитай там все звезды: можешь ли пересчитать их? Вот, так же будут многочисленны потомки твои. Авраам был бездетный, у него не было потомства, но он веровал словам Божиим и во всем творил волю Господа. На новых местах, где поселился, он поставил жертвенник, и тут молился, и служил Богу. III Однажды, в полуденное время, сидел Авраам у входа в шатер свой. А Сарра, жена его была в шатре. Авраам поднял глаза свои и видит: три мужа стоят на пути, неподалеку от шатра. Гостеприимный старец, увидев странников, побежал к ним на встречу, поклонился им до земли и сказал троим мужам, как бы, одному:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Авраам был гостеприимен. «И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он в полдень сидел у дверей своего дома. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. 676 Увидев их, он поспешил навстречу им и поклонился до земли» ( Быт. 18:1–2 ), не ведая, что это за пришельцы; если бы он знал, кто они, то мы не удивлялись бы, что он служил [как] Богу. «И сказал Авраам: „Господи! 677 Если я обрёл благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба своего; принесут воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под деревом, а я принесу хлеба поесть”. Они сказали: „Так и сделаем”. Авраам позвал Сарру, свою супругу, и сказал ей: [„У нас] общая жизнь, пусть будут общими и добрые дела; поскорее замеси три саты лучшей муки”. Сам же поспешил к стаду коров и взял телёнка-сосунка от матери, нежного и хорошего, приготовить пищу» ( Быт. 18:3–7 ). Сарра же поторопилась приготовить пресные хлебы. Авраам хотя и владел 318 слугами, сам заколол и принёс телёнка 678 , приготовил пищу и «и поставил перед ними, и они начали есть» ( Быт. 18:8 ). И пришла с рёвом мать закланного телёнка, и Христос повелел 679 , и телёнок тут же ожил, встал и начал сосать свою мать 680 . «Сам же Авраам стоял подле них под деревом, и они сказали ему: „Авраам, где Сарра, жена твоя?” Он отвечал: „Здесь, в доме”» ( Быт. 18:9–10 ). Они же сказали ему: «Авраам, поскольку вы разделяете труд, то разделите и венец, ибо не ослабла у вас телесная сила, но укрепляясь мыслями и бодростью мудролюбия, преодолела естество; неся телёнка, ты не ощущал тяжести, но чувствовал облегчение при мысли о надежде на большее приобретение; и вот ныне сладкий плод взрастила твоя трапеза: Сарра, жена твоя, родит сына». И тут Авраам увидел Бога. «Сарра, стоя за дверьми дома и слушая, посмеялась, сказав: „Как я могу родить, если прошло уже время родить мне и моему мужу”. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось, и она посмеялась, сказав сама себе: „Как мне родить, если муж мой стар и я тоже состарилась?” И сказал Господь Аврааму: „Отчего это рассмеялась Сарра, жена твоя? Есть ли что трудное для Бога? Я дал тебе слово: [у Сарры] будет сын”. Сарра же, испугавшись, [сказала]: „Я не смеялась”» ( Быт. 18:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?.. не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место». И действительно, то, что мы читаем в 19-й главе – кстати, 19-ю главу не разрешалось читать до определённого возраста юношам. Она и сейчас людей смущает: вот ваши правдники, вот ваши патриархи. Посмотрите, Лот зачинает детей от своих дочерей. Вот вы сами эту главу прочтёте, 19-ю главу, и если у вас будут какие-то сомнения, давайте – на класс, на аудиторию, посмотрим их, рассмотрим, чем самим что-то здесь . Потом, самое, конечно, великое в жизнеописании – это его жертвоприношение Исаака, сына обтования. 22-я глава. Он его в намерении уже принёс в жертву. Ибо они шли три дня до места, какое было указано, до горы Мория, – та самая вершина, где был построен Соломоном храм и где сейчас мечеть Омара. Вот на этой вершине, на этом холме, Авраам принёс, считайте, в намерении в жертву Исаака, и в последний момент, когда только осталось вонзить нож в сердце, Господь остановил его руку. Смотрите 10-й стих: «И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! – вот я! Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». – Теперь Я знаю. Как будто Он не знал до этого? Это написано ведь для нас – написано для нас, с тем чтобы показать: вот кого избирал Господь в отца-то верующих народов. Не зря Он его избрал, не за красивые глаза, а вот за такую решимость, за такую веру, какая вменилась ему в правдность. Вот Авраам – отец верующих людей. И вот, пожалуйста, прекрасный реферат: Исаак как прообраз Христа. Какими чертами Исаак прообразует собой жертву Христову? Потому что в 8-й главе от Иоанна Господь скажет: Авраам рад был бы увидеть день Мой, – и добавляет, – и увидел и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Значит, Аврааму было открыто, что, то, что он совершает, является не только жертвой, но и прообразом Великой Жертвы. И вот, как у Авраама сын единственный, так и Бог Отец приносит в жертву Своего Единородного Сына. Вот это всё можно раскрыть прекрасно. В результате он получает новое благословение, которое опять касается , что 17-й стих: « Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Авраам сказал Лоту: " Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево " . Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона. Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот. Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу. Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его. О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама. Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. " Бытие " : главы 12, 14, 15, 16, 17. Явление Бога Аврааму в виде трех странников Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Аврааму показалось крайне неприятным такое требование, но Бог велел исполнить его, обещав произвести от Измаила народ великий. На следующее утро Авраам отпустил от себя Агарь с Измаилом, снабдив их хлебом и водою. Удалившись от шатров Авраама, Агарь заблудилась в пустыне. Вода была вся выпита, Измаил изнемог от жажды и близок был к смерти. Чтобы не видеть его страданий, Агарь положила сына под тенью одного дерева, а сама села в некотором расстоянии от него и горько плакала. Явившийся ей Ангел Божий указал недалеко от них скрывавшийся колодезь и тем спас и мать и сына от смерти. Измаил вырос, сделался искусным стрелком, женился на египтянке и поселился в фаранской пустыне. Арабские племена считают его своим родоначальником. Когда же Исаак вырос, Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; поди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал, приготовил дрова, оседлал осла, взял с собою двух слуг, сына своего Исаака и отправился в дорогу. На третий день Бог указал гору, на которой должно было совершиться необычайное жертвоприношение. Это была та самая, на которой впоследствии построен был храм Соломонов. Подошедши к горе, Авраам сказал слугам своим: «останьтесь здесь, а я с сыном своим пойду на гору для поклонения». Потом он взял дрова и возложил на плечи Исааку, а сам понес огонь и нож. Когда они вошли на вершину горы, Авраам создал жертвенник, положил дрова и объявил о воле Божией своему сыну. Исаак без сопротивления и ропота позволил себя связать и возложить на дрова. Авраам уже поднял нож, чтобы пронзить сына, как услышал голос Господень с небес: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Теперь Я вижу, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего. За это Я излию на тебя все Мои благословения, умножу потомство твое, как песок морской, и благословятся в семени твоем (потомке) все народы земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

( Быт.22:17-18 ) «Господь явился Исааку и сказал: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» ( Быт.26:4 ) «Иаков видит: «Вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». ( Быт.28:12-14 ) Чтобы Авраам не посчитал себя лично источником благословения Божия для всего мира, Господь сначала говорит ему: благословятся «в тебе» все племена земные; затем говорит: благословятся они «в семени твоем». А чтобы Исаак не посчитал себя этим семенем, ему сказано: «в семени твоем» благословятся народы. Иакову также сказано: «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». Первая весточка или Первоевангелие об Избавителе, Искупителе, Спасителе было той идеей, которая пронизывала жизнь людей в древнее время. Под Ним понималась и ожидалась всегда одна личность; один человек, а не целое потомство или поколение, для Авраама, Исаака и Иакова величайшим утешением было то, что это семя благословения произойдет из их рода. Авраам с будущим потомством своим призывается Богом послужить великому таинству воплощения Сына Божия от семени жены и таинству совершения Им спасения мира. Здесь важно заметить, что Авраам со своим потомством избран Господом из многочисленных народов ветхозаветного человечества, как их общий представитель, Авраам взят, как способный слушать голос Божий и подчинять Ему всю жизнь. В противоположность Адаму, который «убоялся Бога», и Каину, который отверг зов Божий, Авраам призван ответить верой и любовью на голос Божий. Авраам не вышел из среды отверженных. Он призван по безусловной любви Божией, а не потому, что: народы уклонились от пути истинного богопочитания. Авраам и «чада Авраамли» призваны для особых целей слушать глас Божий, то есть принимать непосредственные откровения от Бога, ходить во всех путех его, хранить заповеди, оправдания и судьбы Его, какие Он будет открывать ему. Завет Божий, общий и частный

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Быт. 22:9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Об Исааке сохранилось между иудеями предание, что он сам просил отца связать его, когда тот клал его на костёр, дабы он ввиду страха смерти не расстроил невольными движениями порядка жертвоприношения, ибо, как присовокупляет предание, Исаак сам душою отдался Иегове, когда отец открыл ему повеление Господне, и радовался, что Господь принял его в жертву. Предание это весьма замечательно, потому что оно кладёт резкое различие между человеческими жертвами, влекомыми на заклание язычниками, и между жертвой Исаака, приносимой им добровольно. В первом случае это «мерзость пред Господом», по выражению закона Моисеева, во втором случае это лишь испытание веры или же прообразование святейшей великой жертвы, сознательно и добровольно принесённой Богочеловеком в мир. Быт. 22:10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Быт. 22:11 Но Ангел Господень Мы опять встречаем то многозначительное выражение, которое, как видно из Быт. 22:12 , означает здесь Господа Завета – Иегову. воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Быт. 22:12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. «Теперь Я знаю» и проч. Господь испытывал Авраама, говорит Феодорит (Qü in Genesis 73 ), не для того, чтобы узнать то, что Ему было известно, но для того, чтобы люди уведали, как достоин был Авраам любви Его. «Не пожалел сына твоего». Апостол Павел в Рим. 8почти буквально повторяет эти слова, говоря о Великой жертве искупления «Тот, Который Сына Своего не пощадил», так что должно предположить, что Апостол имел в виду жертвоприношение Исаака как пророческое и прообразовательное действие, рисовавшее в таинственном будущем страдание и смерть Богочеловека. Авраам, говорит м. Филарет, прошёл многие искушения, которые постепенно развивали и возращали в нём семя страха Божия и веры. Теперь оно принесло зрелый плод. Авраам достигает полноты своего назначения, он является таким, каким Бог предуведал его, он пришёл в меру вечного познания. «Теперь Я знаю», – глаголет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В главе 12, 1–3 стихах книги Бытия написано: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Человеческий род во времена Ноя за свои тяжкие грехи был истреблен всемирным потопом, кроме самого Ноя с семейством. Но скоро после потопа грех опять усилился в человечестве, так что люди снова забыли своего Бога и стали поклоняться идолам. Только Авраам и немного других благочестивых людей оставались верны истинному Богу. Тогда Господь Бог благоволил избрать Авраама и потомство его, чтобы от времени до времени открываться им, дабы люди из этих откровений научались правильно познавать Его и достойно почитать Его. К какому великому назначению Бог предназначил Авраама и сколь великое спасение благоволил Он приготовить для всего мира через этого праотца, это выражается в сейчас приведенном изречении. После повеления оставить родину и идти в землю, какую укажет Господь, здесь даются Аврааму разнообразные обетования. В силу этих обетований от Авраама должен произойти великий народ, и Авраам получит благословение Божие и великий почет; кто сделает какое-либо добро Аврааму, того Бог наградит как бы за благодеяние, оказанное Самому Богу, и кто сделает зло Аврааму, того Бог накажет как бы за зло, причиненное Самому Богу. Уже этими славными обетованиями Бог дал понять Аврааму, как он приятен и угоден Ему, чтобы таким торжественным уверением в Своей Божественной любви возгреть еще сильнее в сердце Авраама любовь и веру в Него. Но самое славное и великое обетование выражено в заключительных словах: «и благословятся в тебе все племена земные». Это поистине было великое и чудное благословение. Приятно и отрадно видеть, если отец становится благословением для своих детей или царь служит благословением для своих подданных. Но Авраам должен был стать благословением для всего человечества. Что Авраам поверил всем этим обетованиям, это видно из следующего стиха: «и пошел Авраам, как сказал ему Господь». Значит, Авраам послушался повеления Божия, чем засвидетельствовал, что он действительно поверил всем изреченным ему обетованиям, ибо если бы он не поверил им, то и не оставил бы своей родины. Вера была основанием его послушания, как об этом говорит апостол Павел: «верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010