Бог искушал Авраама и сказал ему: «Возьми своего единственного и возлюбленного сына Исаака, иди с ним в землю Мориа и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам встал рано утром, оседлал осла, взял с собой двух рабов и Исаака, сына своего, наколол дров для жертвоприношения и пошел туда, куда Господь повелел ему идти. Они шли два дня; на третий Авраам увидел издали место, указанное ему Господом, и сказал рабам своим: «Останьтесь здесь с ослом и подождите меня; а я и сын мой пойдем туда, поклонимся Господу и возвратимся к вам». Авраам положил дрова на плечи сыну своему Исааку, а сам взял огонь и нож, и пошли оба вместе. На пути Исаак сказал отцу своему: «Батюшка! Вот у нас огонь и дрова: где же агнец для всесожжения»? – Авраам отвечал: «Господь Сам приготовил агнца во всесожжение Себе». Пришедши на место, указанное Господом, Авраам соорудил жертвенник, разложил дрова, потом связал Исаака и положил его на дрова: Исаак этому не противился. Но лишь только Авраам простер руку и взял нож, чтобы заклать сына своего, в ту минуту Ангел Господень воззвал к нему с небес и сказал: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на сына твоего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что ты послушался Меня и не пожалел своего единственного сына». Авраам возвел очи и увидел овна, который запутался рогами в кустарнике; взяв его и, как жертву, посланную Самим Богом, принес во всесожжение вместо сына своего. Ангел Господень воззвал к Аврааму в другой раз и сказал ему: «Клянусь Мною Самим, – говорит Господь, – так как ты это сделал и не пожалел единственного сына своего, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок морской; твое потомство будет некогда обладать городами врагов своих, и благословятся в семени твоем все народы земные за то, что ты послушался гласа Моего». После этого Авраам возвратился к дожидавшимся его слугам. Назидательные размышления В Священном Писании слово искушать берется в двух различных значениях: возбуждать ко злу и испытывать верность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Быт. 22 :10. И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего. Быт. 22 :11. И возввал к нему Ангел Господень с неба и сказал: Авраам, Авраам! а он сказал: вот я! Быт. 22 :12. И сказал: не поднимай руки твоей на отрока и ничего не делай ему, ибо ныне, Я узнал, что ты боишься Бога и не пощадил ради Меня возлюбленного 322 твоего сына. Быт. 22 :13. И поднял Авраам глаза свои и увидел: и вот один овен запутался рогами в лесной чаще 323 ; и пошел Авраам, и взял овна, и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. Быт. 22 :14. И нарек Авраам имя месту тому: «Господь увидел», так что и ныне говорят: «на горе Господь явился». Быт. 22 :15. И воззвал Ангел Господень вторично с неба к Аврааму. Быт. 22 :16. И сказал: клянусь Самим Собою, говорит Господь, за то что ты сделал это дело и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня, Быт. 22 :17. Я воистинну благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок по берегу моря, и наследует семя твое города врагов. Быт. 22 :18. И благословятся в семени твоем все народы земли 324 , ибо ты послушался гласа Моего 325 . Быт. 22 :19. И возвратился Авраам к слугам своим и вставши вместе пошли к Клятвенному Колодезу, и поселился Авраам у Клятвенного Колодезя. Быт. 22 :20. И после сих событий, Аврааму возвестили и сказали: вот Мелха родила брату твоему, Нахору, сыновей: Быт. 22 :21. Окса первенца и Вавкса, брата его, и Комуила, отца Сирийцев. Быт. 22 :22. И Хазада, и Азава, и Фалдеса, и Елдафа, и Вафуила. Быт. 22 :23. Вафуил же родил Ревекку: сих восьмерых сыновей родила Мелха Нахору, брату Авраама. Быт. 22 :24. И наложница его, по имени Ревма, и она родила Тавека, и Таама, и Тахоса, и Моха 326 . Глава 23 Быт. 23 :1. И было жизни Сарры сто двадцать семь лет. Быт. 23 :2. И умерла Сарра в городе Арвоке, который находится в долине, это Хеврон в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее. Быт. 23 :3. И встал Авраам от мертвеца своего, и сказал сынам Хеттеевым 327 так:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Вскоре после установления завета Своего с Авраамом Бог в трех лицах явился ему у дуба Мамврийского. Авраам сидел у входа своей палатки. Широкая пустыня, покрытая зеленью, расстилалась перед его глазами. Вдруг он видит перед собою трех странников. Он тотчас же поспешил к ним навстречу и, поклоняясь до земли, сказал первому из них: «государь мой! если я угоден тебе, не пройди мимо раба твоего. Отдохните здесь под деревом и принесут воды, умоют ноги ваши, а я принесу хлеба, чтобы подкрепить вас на дорогу». Они согласились. Авраам принес пресных хлебов, масла, молока и испеченного тельца, и все это поставил перед гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял перед ними и служил им. Во время этого угощения странники спросили Авраама: жена твоя Сарра?» – «Здесь, в шатре», отвечал Авраам. – «Непременно чрез год», Я посещу тебя и у Сарры, жены твоей, будет сын», сказал Господь. – Сарра, стоявшая у входа в шатер, услышав такое предсказание, рассмеялась. «Мне ли в старости иметь такое утешение и господин мой стар», подумала она про себя. – Господь спросил: «отчего это рассмеялась Сарра? Разве есть что трудное для Бога?» Авраам понял, что гости его были не из числа обыкновенных людей. После обеда странники встали и отправились в путь. Авраам с благоговением провожал их. Между тем, как Ангелы пошли к Содому, Господь остался наедине с Авраамом и сказал ему: «утаю ли от Авраама, раба Моего, что намерен сделать? Грехи Содома и Гоморры велики и тяжки и вопль их достиг ко Мне на небо. Пойду и посмотрю, таковы ли они на самом деле». – Авраам приблизился и сказал Господу: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Может быть, найдется в этом городе 50 праведников, неужели для них не пощадишь места того? Судья всей земли поступит ли несправедливо? Господь отвечал: «если я найду в Содоме 50 праведников, пощажу для них все место сие». Авраам продолжал: «осмелюсь я, прах и пепел, еще сказать Господу: может быть, до 50 праведников не достанет пяти, нежели за то, что не достанет пяти. Ты истребишь весь город?» – Господь отвечал: «не истреблю, если найду там 45 праведников.– Продолжая ходатайствовать за нечестивые города, Авраам наконец стал молить Господа, чтобы Он пощадил города и для 10 праведников, если они только найдутся там. Господь обещал пощадить города и для десяти праведников и затем, прекратив разговор, отошел от Авраама. Авраам же возвратился на свое место. § 12. Казнь Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

И вот теперь Агарь с мальчиком Измаилом ушла прочь и заблудилась в пустыне. Она уже готовилась к страшной смерти от жажды, когда она вдруг услышала голос с небес: теперь Бог указал ей колодец. Агарь вновь убедилась в справедливости имени, которым она некогда назвала Господа: он не просто видел ее, но и заботился о ней. Авраам обошелся с былой наложницей и собственным сыном неласково (идеальным человеком он вовсе не был), но Бог не оставил их: Его любовь совершенна и не зависит от перемены настроения. Отец и сын у жертвенника Итак, с родителями остается один Исаак, он рос и радовал их. Но однажды доверие Авраама должно было подвергнуться еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». На сей раз, Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот кто спустится назад… Своим слугам Авраам сказал, что они с сыном вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что всё как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что всё закончится хорошо, вопреки собственным чувствам и всем законам этого мира. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

И далее:    И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее (Быт. 23, 2). Сарра умирает в местечке, которое называется «Кириаф-Арба». – В древности называние этого города истолковывали по-разному. Но, на мой взгляд, наиболее интересное истолкование заключается в том, что потом здесь будут похоронены четыре пары. По преданию, здесь, в пещере Махпела, были похоронены Адам и Ева , Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и, наконец, – Иаков и Лия. То есть всего четыре пары. Вот тут совсем непонятно: пришел Авраам рыдать по Сарре – Сарра умирает, и Авраам откуда-то приходит. Что же они, раздельно, что ли, жили? Это сложно представить, что Сарра умирает, а Авраам живет где-то в другом месте. Конечно, нет! Поэтому логичнее связать приход Авраама к Сарре с тем событием, которое мы изучали в 22й главе,– то есть Авраам возвращается с горы Мориа, где должен был принести в жертву Исаака, и Господь остановил это жертвоприношение. И вот, Авраам возвращается и узнаёт, что Сарра умерла. Древнейший из комментаторов Ветхого Завета – Иосиф Флавий (I век) – прямо ставит смерть Сарры в зависимость от произошедшего на горе Мориа. Флавий пишет: «Спустя неделю после этого (т. е. после жертвоприношения Исаака – О.С .) Сарра умерла, прожив сто двадцать семь лет» . По-крайней мере это более вероятное объяснение слов: И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее , потому что предположить, что они жили раздельно, в разных местах, – это было бы очень сомнительно, потому что это была крепкая семья. И чему бы тогда это могло нас научить? …Святитель Дмитрий Ростовский писал уже об обстоятельствах погребения Сарры: «Авраам не желал погребать ее тело в гробницах идолопоклоннических, хотя ему и не возбраняли тамошние жители, но даже говорили: послушай нас, господине, ты среди нас как царь, от Бога посланный, а посему погребай мертвецов твоих в честных гробницах наших, и никто из нас не возбранит погребать в своем гробе твоего мертвеца. Тем не менее Авраам, не соизволяя на то, чтобы тело благочестивой жены его было близ трупов тех людей, которые умерли, проведя жизнь свою в идольском нечестии, – купил у Ефрона Хеттеянина, при присутствии прочих сынов Хеттеевых, сугубую пещеру за четыреста дидрахм чистого серебра, чтобы у него была своя гробница и чтобы никто из нечестивых не пожелал иметь части там для погребения своих мертвецов, но чтобы там погребались тела только праведных и благочестивых» . – То есть все их действия – это пример и руководство для нас.

http://pravoslavie.ru/109964.html

« И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего » ( Быт. 22:10 ). И всех его возможных потомков. «Отеческой рукой он обнажил нож над сыном и, сокрушенный отеческой любовью, трепетал, как бы не пропала казнь, удар не пришелся бы мимо и десница не утратила бы силы. Он испытывал чувство любви, но не отступил от обетования и спешил явить покорность, даже когда услышал прорицание» 205 . « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! » ( Быт. 22:11 ) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4; 22:7; 26:14 ). Или: «Самуил, Самуил!» ( 1Цар. 3:10 ), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: «Моисей! Моисей!» ( Исх. 3:4 ). «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба» ( Быт. 22:11 ) – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что Ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой Ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского, и Ангелы как бы прислуживают ему. « Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я » ( Быт. 22:11 ). Уже рука должна была идти вниз! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: «вот я» ( Быт. 22:11 )! – мы читали в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: «вот я», этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения? Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел воззвал с неба? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни, они (Авраам и Исаак) поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто показывается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына. Авраам говорит: «вот я», он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Идут три дня. Много это или мало? Как скажет Магдалина у Б. Пастернака , «Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту». Пустота точно должна была «накрывать» Авраама с головой. Но вот дорос ли Авраам до веры в Воскресение (ср. Евр 11:29)? У нас есть лишь намек: И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. Быт 22:5 Как странно Авраам выражается: «возвратимся». Вряд ли он знает все наперед — тогда испытание упраздняется. Что же, это просто образ его речи — говорить о себе «мы»? Или он снова не желает говорить всей правды — по любви к сыну? Экзистенциалисты говорят о том, что вся жизнь человека проходит между отчаянием и надеждой. Не Авраам ли становится первопроходцем на этом пути доверия, пути надежды? И ведь он (улыбка Бога) невольно оказывается пророком: они действительно возвратятся! Однако пока еще испытание не окончено… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. Быт 22:6 Подниматься на гору трудно, особенно когда ты уже не молод. Некоторые считают, что именно поэтому Авраам возлагает на Исаака дрова. Но более внимательные толкователи настаивают на том, что Авраам просто по-прежнему бережет сына: пусть несет сухие ветви, острый нож и огонь он берет сам. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе. Быт 22:7–8 Как человеку, намеревающемуся принести сына в жертву, должно быть, трудно слышать: «Отец мой!» К тому же этот диалог мог напомнить Аврааму разговор с Богом: обращение — ответ. Кого же поставить на первое место: Бога — или сына? Выбрав сына, Авраам мог бы ответить напрямую, предупредить его, — и юный Исаак убежал бы, и старый Авраам его не догнал бы, и не был бы виновен в его смерти.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

Но вернемся к нашей истории. Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра? И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог». Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.  «Распятие». Дюрер А., 1497 г. Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

http://foma.ru/zhertvoprinoshenie-isaaka...

Однажды Авраам сидел у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним на встречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыка! Если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму , Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы старший из странников сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: «зачем Сарра рассмеялась? Разве есть что – либо трудное для Бога»? – Авраам тогда понял, что пред ним не простые странники , и что с ним говорит Сам Бог. Принесение Исаака в жертв Через год после явления Аврааму Бога в виде трех странников у Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму в это время было сто лет, а Сарре девяносто. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил: «Отец! У нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит себе агнца», – ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного твоего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака. За послушание Бог благословил Авраама и сказал, что у него будет потомства так много, как песку на берегу моря, и что в Семени его получат благословение все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

« Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды! – О. С.) , и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии » ( Быт. 21:14 ). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам? Аврааму – 99 лет. Измаилу – 13. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Просто посчитайте сами, и вы убедитесь, что ему 16 лет. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог сказал: «И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое» ( Быт. 21:13 ). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, он верит Богу, то есть доверяет Его словам. «Неужели праведный Авраам был бесчеловечным, не дав осла Агари и отроку, хотя имел такое множество домашнего скота? Одни говорят, что он сделал так из-за человеколюбия, чтобы она не обременяла себя заботой об осле. Другие – что Авраам верил, что Бог сохранит отрока… Он не сделал бы этого, если бы Бог ему не сказал: не огорчайся из-за этого» 192 . Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре, и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, «еще при жизни своей, на восток, в землю восточную», он даст им «подарки» (см.: Быт. 25:6 ). Но есть и аллегорическое истолкование, почему Авраам отсылает от себя Агарь и ее сына, дав им только мех воды и лепешку хлеба:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010