Бог повелел Аврааму оставить свою родину и переселиться в землю, какую Он укажет ему. Авраам исполнил волю Божью, взял жену свою Сарру , племянника Лота и всё своё имение и отправился в путь. Когда Авраам пришёл в землю Ханаанскую, здесь Бог опять явился ему и сказал: вот эту землю я отдам тебе и твоему потомству. Авраам, в благодарность Богу построил жертвенник на месте Богоявления (в долине Сихемской ), где и поселился. В обетованной земле Бог являлся Аврааму несколько раз. Однажды явился Аврааму и сказал, что от него произойдёт много народов , притом обещал ему Своё благоволение, только бы он почитал Бога. Такой был завет Божий с Авраамом и в знак сего завета установлено обрезание 4 . В другое время сидел Авраам у шатра под зелёным дубом (Мамврийским) и увидел трёх странников. От поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и пригласил их к себе. Оказалось, что в образе трёх странников был Господь и с ним два Ангела. Господь открыл Аврааму, что через год жена его Сарра родит сына. Так и сбылось, у них родился сын, которому дали имя Исаак . (За что Бог возлюбил Авраама? Какое было ему повеление Божье? Какой был завет Божий с Авраамом? Как опять являлся ему Господь и что предсказал?) 7. Жертвоприношение Исаака Быт. 22:1–19 Веру Авраама и покорность воле Божьей Господь показал в пример другим. Это было так: когда Исаак вырос, Бог повелел Аврааму: „возьми сына своего единственного, которого ты любишь, и под на гору, какую укажу (в земле Мориа) и там принеси его в жертву. Жалко было Аврааму сына, но волю Божью надо исполнить. Рано утром он с сыном и слугами отправился в путь. На третий день Господь указал ему гору, где должно быть жертвоприношение. Авраам дал сыну нест дрова на гору, а сам взял огонь и нож. Дорогой Исаак спросил отца – где же агнец для всесожжения? – Бог усмотрит себе агнца, – ответил ему отец. Когда же взошли оба на гору Авраам открыл сыну, что Господь повелел именно его принести в жертву. Исаак покорился. Авраам сделал жертвенник, положил Исаака на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть сына. Вдруг слышит глас Ангела с небес: – Авраам! не поднимай рук своей на отрока. Теперь видно что ты боишься Бога. Авраам оглянулся и увидел в кустах овна (барана), – его и принёс в жертву вместо сына. За веру и послушание такое Господь обещал Аврааму что в семени его благословятся все народы значит – в его потомстве родится Спаситель мира. Это благословение от Авраама перешло и на доброго сына его Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт. 21:23–34 Вирсава (Беэр-шева) означает: колодезь клятвы, или клятвенный. Он был выкопан Авраамом, но слуги Авимелеха, даря Филистнмского в Гераре, впрочем, без ведома его, отняли колодезь у Авраама. И когда Авимелех, около этого времени, пришел к Аврааму с предложением заключить взаимный союз, Авраам упомянул об их обиде, и признан бесспорным владетелем колодезя. На этом месте и Авраам и Авимелех утвердили клятвою свой союз. Авраам насадил тут рощу и совершил торжественное Богослужение Господу вечности. Около этих мест Авраам долго жил, как странник. Быт. 22:1–19 Так как Бог явил Себя особенным благодетелем Авраама, и его потомство избрал хранителем Своих откровений преимущественно пред всеми племенами земными, то дабы когда-нибудь пытливость человеческая не усумнилась в справедливости путей Его промысла, Он восхотел торжественно засвидетельствовать миру, что Авраам своею верою в Бога и послушанием велениям Его превосходил всех людей. Для этого Бог подверг его испытанию. Он сказал: «Авраам! возьми сына своего, единственного у тебя, которого ты любишь, Исаака, и поди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Несмотря на всю необычайность такого повеления, Авраам ни мало не усумнился, что оно от Бога и что его должно исполнить без прекословия; и в то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен умереть бездетным, согласно с обетованием, прежде данным, будет родоначальником избранного народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить ему сына обетования 17 . Итак, не открывая никому своего намерения, Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двух рабов и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился к северу в нагорную землю Иевусеев, туда, где после был Иерусалим. На третий день, по какому-то особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидал гору, которая была назначена для великого жертвоприношения. Гора была та самая, где впоследствии Соломон воздвигнул храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Долго, до глубокой старости, Авраам и жена его Сарра дожидались обещанного потомка, от которого должен был произойти великий народ. И вот однажды, сидя у своего шатра под дубом (Мамрийским), Авраам увидел трех странников, поспешил к ним навстречу, поклонился им до земли и пригласил в свой шатер. Странники вошли к нему и приняли его угощение. Но скоро Авраам узнал, что под видом трех странников явился ему Триединый Бог (Пресвятая Троица). Господь Бог открыл Аврааму, что через год у него от Сарры родится сын. Обещание Божие исполнилось. Когда Аврааму было сто лет, а жене его Сарре девяносто лет, у них родился сын, которого они назвали Исааком. Авраам всей душой любил своего сына. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытанием укрепить веру Авраама, повелел ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Как ни тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, он решился исполнить его. Рано утром он взял с собою дров, огонь и Исаака и отправился в путь. Только на третий день Господь указал ему гору для жертвоприношения. Исаак взял дрова на плечи, Авраам огонь и нож, и оба пошли на гору. Дорогою Исаак спросил у отца: «где же агнец для всесожжения?» – «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой», – ответил ему Авраам. – Когда взошли на гору, Авраам открыл сыну повеление Божие о нем. Исаак покорился воле Господней. Тогда Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть его. В это время Ангел Божий удержал руку Авраама и сказал от имени Господа: «не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел единственного своего сына для Меня». Авраам оглянулся и увидел овна (барана), запутавшегося рогами в чаще. Этого овна он и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. Господь благославил Авраама за веру и послушание и дал обетование, что «в семени его благословятся все народы», то есть, что из его потомства произойдет Спаситель всего мира. Это благословение Божие от Авраама перешло на Исаака, а от Исаака на сына его Иакова, по прозванию Израиля. 8. Видение Иаковом таинственной лестницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

И так, «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился божественного видения... Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте» (Злат., Феофил.). 4. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. 5. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле, и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. Вышел из земли Халдейской: именно из города Ура, населенного халдеями, который был также в Месопотамии, только севернее Харрана. – Оттуда, т.е. из Харрана, по смерти отца его (т.е. отца Авраама – Фарры) переселил и пр.: по-видимому, и здесь Стефан разногласит с указаниями книги Бытия, именно – в хронологическом отношении. По указанию книги Бытия, Фарра жил до рождения Авраама, Нахора и Аррана 70 лет, а всех дней жизни его было 205 лет ( Быт.11:26 ; Быт.11:32 ). Аврааму же, когда он вышел из Харрана, где умер Фарра, было 75 лет ( Быт.12:4 ); следовательно, Авраам должен был выйти из Харрана, когда Фарра еще был жив и жил после того лет 60. Но это опять только кажущееся разногласие. Дело в том, что Авраам был не первородный сын Фарры, как кажется, а третий: первый Арран, второй Нахор, за которым была Милка, дочь Аррана, и третий Авраам, назван же Авраам первым по причине своего превосходства перед братьями. Посему слова Моисея ( Быт.11:26 ) должно перефразировать так: Фарра жил 70 лет до рождения Аррана. Сколько лет спустя после сего родился Авраам, Моисей не упоминает; слова же Стефана, что Авраам пошел из Харрана после смерти Фарры, дают указание, что Авраам родился на 130 году жизни Фарры, что весьма вероятно. Мнение, что Авраам оставил Харран после смерти Фарры, подтверждается и у Филона (de Abrah.), и, конечно, сыновний долг заставлял Авраама не уходить оттуда, не отдав последнего долга старцу отцу своему, остановившемуся на пути в Ханаан в Харране, вероятно, по причине болезни (ср. Злат.). Таким образом, и в этом пункте Стефан основывается на предании, которому не противоречат указания книги Бытия, правильно понимаемые. – В которой вы ныне живете: в Палестине, называемой землей ханаанской, в которую пошел из Ура халдейского Фарра с Авраамом и семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 11). Уже рука была занесена для удара! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: вот я ! – мы читали и в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: вот я ,– этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения. Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел… воззвал к нему с неба ? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто подчеркивается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына, приблизившихся в своих религиозных чувствах к Небесам. Авраам говорит: вот я , он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои … (Быт. 22, 12–13). Авраам начинает, точнее, продолжает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога. Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных ( Быm. XVII, 16 ). Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он – их отрада; он – подпора их старости; он – их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего… которого ты любишь… и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе ( Быm. XXII, 2 ). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву. Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Объясняет Апостол основание высокой, дивной веры Авраамовой. По-видимому, невозможно было Аврааму решиться принесть единородного сына своего во всесожжение, – принесть того юного еще сына, который, по обетованию Божию, имел продолжать потомство его. Апостол, раскрывая силу веры Авраамовой, говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование». Авраам веровал во всемогущество Божие и несомневался в том, что Бог обещал ему, уповая, что Бог силен исполнить обещанное и при таких обстоятельствах, какие тогда окружали его, при исполнении Божеского повеления о принесении Исаака в жертву всесожжения. Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»: он веровал, что Богу все возможно; и никакими трудностями обыкновенных соображений не колебался, но твердо решился исполнить повеление Божие. Приготовив нужное, он отправился с Исааком, «и пришли на место, о котором сказал ему Бог: и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень» удержал его ( Быт.22:9–11 ). Так Авраам своим непоколебимым намерением, по повелению Божию, уже принес Исаака в жертву. И Богом принята сия жертва как принесенная ( Быт.22:12 ). Темже того и в притчи прият. «Почему и получил его в предзнаменование». То-есть, Авраам намерением заклал своего сына и принес в жертву Богу, и Бог принял жертву как благоприятную Ему; и в тоже время Авраам уже закланного своего сына Исаака получает живым в предызображение смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия. «Ибо Исаак умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. В нем предначертан также образ спасительного страдания; почему и Господь сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася ( Ин.8:56 ) 19 . В этом образе закланного и возвращенного к жизни Исаака Авраам верою видел день искупительной смерти и воскресения Господа Спасителя, и возрадовался в уповании быть некогда участником обещанного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время зноя земного. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал навстречу путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей. Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл их ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка и приготовил им трапезу. Когда Они ели, то Один из Них сказал ему: – Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и Сарры будет сын. Сарра стояла сзади, у входа в шатер и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал: – Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа? Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал: – Нет, ты рассмеялась. И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома: – Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим ходить путем Господа, творя суд и правду. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне или нет. Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие. Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал: – Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь ответил: – Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место. Авраам сказал в ответ: – Вот, Я решился говорить Владыке, я – пыль и пепел; вдруг не хватил пяти человек до пятидесяти праведников? Бог ответил: – Не погублю и ради сорока пяти. Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти. И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он – Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение. Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Странники согласились. Тогда Авраам умыл им ноги, потом велел принести хлеба, масла, молока и приготовить откормленного теленка. Странники стали есть, а Авраам стоял и служил им. Оказалось, что это были не простые странники, а Бог и с ним два Ангела. Во время обеда Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын, по имени Исаак. Обещание Божие исполнилось. У Авраама родился сын, хотя ему было 100 лет, а жене его Сарре 90 лет. § 10. Принесение Исаака в жертву (Быт. 22: 1–19) Когда Исаак вырос, Бог , желая испытать веру Авраама, сказал ему: «Возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Авраам исполнил в точности волю Божию. Он возложил дрова на сына своего Исаака, а сам взял огонь и нож, и оба они отправились в путь. Дорогой Исаак спрашивает Авраама: «Отец, вот огонь и дрова, где же агнец для жертвы?». Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Когда они пришли на гору, указанную Богом, Авраам устроил жертвенник и разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник. Потом Авраам взял нож и уже поднял руку, чтобы заколоть сына. – В это время Ангел Господень воззвал с неба: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока: теперь Я вижу, что ты боишься Бога, если не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам, осмотревшись кругом, увидел агнца, запутавшегося рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. В награду за такое великое послушание Бог благословил Авраама и обещал, что потомство его будет так многочисленно, как песок морской, или как звезды небесные, и что в семени его благословятся все народы земные. Здесь под семенем Авраама должно разуметь Иисуса Христа, через Которого получат благословение все народы земные. Жертвоприношение Исаака служило прообразом крестных страданий Иисуса Христа. Исаак, наученный родителями свято исполнять волю Божию, допустил связать себя и положить на жертвенник. Иисус Христос, исполняя волю Отца Небесного, добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт.18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся. Но не было там праведников, кроме Лота. Поэтому в Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19). Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт.21:1–3). И « обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » (Быт.21:4). По прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос Господь сказал Аврааму: « Авраам! …возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » (Быт.22:1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: « Авраам! …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня » (Быт.22:11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010