9. Я рассказываю это не для того, чтобы обвинить Евангелистов в обмане (оставим это нечестивым – Цельсу, Порфирию, Юлиану), но чтобы уличить моих порицателей в невежестве, и прошу у них как милости, чтобы они простили мне в простом письме то, что волей-неволей им придется прощать Апостолам в Священном Писании . Марк, ученик Петра, так начинает свое Евангелие: «Начало Евангелия Иисуса Христа,.. как написано у Исайи пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мк 1.1–3 ) 26 . Это пророчество составлено из двух пророков, Малахии и Исайи. Сказанное сперва: «Вот, Я посылаю Ангела Моего... пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мал 3.1 ) 27 находится у Малахии. А последующее: «Глас вопиющего в пустыне» ( Ис 40.3 ) и т.д. можно прочесть у Исайи. Как же Марк в самом начале своего писания приписал Исайе пророчество «Вот, Я посылаю Ангела Моего», которого у Исайи нет, а принадлежит оно, как мы сказали, Малахии, последнему из двенадцати пророков? Пусть отвечает на этот вопрос невежественное предубеждение, я же буду смиренно молить о прощении за ошибку. Тот же Марк рассказывает, как Спаситель говорит к фарисеям: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников?» ( Мк 2.25–26 ; Лк 6.34 ). Прочтем Самуила, или книгу Царств, как ее обычно называют, и обнаружим, что первосвященника звали не Авиафар, а Ахимелех – тот самый Ахимелех, который потом был вместе с другими священниками убит Доиком по приказу Саула ( 1Цар 21.2–6, 22.9–20 ). Перейдем к апостолу Павлу. Он пишет к коринфянам: «если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор 2.8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Между высшими сановниками Давида упоминаются постоянно два священника (первосвященника): Садок и Авиафар ( 2Цар.20:25; 15:35 ; 3Цар.1:7,8 ), или Садок и Ахимелех, сын Авиафара ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:6 ), или просто Ахимелех ( 1Пар.24:3,31 ) или же Авимелех, сын Авиафара ( 1Пар.18:16 ). О Садоке прямо известно, что он был первосвященником в Гаваоне ( 1Пар.16:39 ). Следовательно, другой должен быть первосвященником в Иерусалиме. Эвальд. Geschichte. III. 182. Гретц. Geschichte. I. 243. Weiss. David und seine Zeit. Münster. 1880. S. 188. Значительную трудность для понимания представляет неодинаковое название другого, наряду с Садоком, первосвяшенника: то Авиафаром, то Ахимелехом, сыном Авиафара или просто Ахимелехом, то Авимелехом, сыном Авиафара. Последнее имя, очевидно, ошибочно; в той же кииге Паралипоменон, он называется Ахимелехом ( 1Пар.24:6,3,31 ). Но упоминание об Ахимелехе, сыне Авиафара, там, где, по-видимому, должна быть речь об Авиафаре, сыне Ахимелеха, встречает различные объяснения. Винер. (Biblisches Realwörmerbuch. I. 39), Эвальд (Geschichte III. 182) видят во всех таких местах ошибку переписчика, поставившего одно имя на место другого. Кейль справедливо находит невероятным, чтобы перестановка сделана была в столь многих местах ( 2Цар.8:17 ; 1Пар.24:3,6,31), тем более, что в ст. 3 и 31 имя Ахимелех стоит без сопоставления с именем Авиафара. Более вероятным он находит взгляд Берто и По ним первосвященник Авиафар, сын Ахимелеха, имел сына также Ахимелеха, – случаи, когда дед и внук имеют одинаковые имена не редки (cp. 1Пар.6:8–16 ). Этот (младший) Ахимелех отправлял первосвященнические обязанности наряду со своим отцом, который жил ещё прв Соломоне ( 3Цар.2:27 ). В этом своем свойстве он упоминается наряду с Садоком, быть может, потому что Авиафар был болен или по другой какой причине. Сына, правоспособного по летам для священнослужения, Авиафар мог иметь; если предположить, что при смерти отца его было ему лет 30–35, при смерти Саула лет 40 и при воцарении Давида над всем Израилем 48 лет, то у него мог быть 25-летний сын (Кейль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22:20–23. Авиафар. Только одному священнику удалось спастись от резни в Номве. Авиафар, сын Ахимелеха, бежал в стан Давида, взяв с собой священный эфод (23:6). Как только Авиафар рассказал о том, что сделал Саул, Давид признал свою вину и принял священника в дружину. В этом событии сосредоточен основной смысл эпизода, ибо отныне в стане Давида появился представитель Бога, а Саул лишился предмета, связывавшего его с Богом. Впоследствии Авиафар использовал эфод, вопрошая Бога для Давида (23:9–12) и освящал своим присутствием объявленную вне закона дружину. Кроме того, этот эпизод демонстрирует исполнение пророчества о роде Илия ( 1Цар. 2,3 ), ибо к нему принадлежали умерщвленные священники Номвы. 23:1–28 Саул преследует Давида 23:1. Кеиль. Расположенный в восточной части Шфелы, у границы с территорией филистимлян, Кеиль (Khirbet Qila, в 6 милях к северо-западу от Хеврона), вероятно, часто подвергался набегам. В амарнских табличках Кеиль упоминается как город, господство над которым оспаривали правители Иерусалима и Хеврона. 23:1–5. Филистимляне. Информацию о филистимлянах – одном из народов, населявших Ханаан и враждовавших с Израилем, см. в коммент. к 4:1. 23:9–12. Использование эфода для получения оракула. О предсказании будущего с помощью эфода см. коммент. к Суд. 8:27 . Действенность обращения к Богу Давида и Авиафара являет разительный контраст отсутствию божественного водительства у Саула. 23:7. Город с воротами и запорами. Как важный пункт на перекрестке дорог, ведущих с севера на юг через Шфелу и на восток в Иудею, Кеиль был хорошо укреплен для защиты от нападений. Следует отметить, что в 23филистимляне напали не на сам город, а на гумна, расположенные вне городских стен. Саул надеялся, что стены города станут для Давида западней, ибо понимал, что здесь захватить его будет намного проще, чем на открытой местности. Раскопки в этом районе не проводились. 23:14. Неприступные места в пустыне Зиф. Селение Tell Ziph находится в 11 милях к юго-востоку от Кеиля и в 5 милях к юго-востоку от Хеврона. Несмотря на принадлежность Иуде, эта степная местность была мало заселена, и сюда устремлялись беженцы в поисках укрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалом 33 «Псалом – Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отъиде». Давид, убежав от Саула, пришел в Номву – город Иерихонский, где, найдя знаменитейшего священника Авимелеха, сказал ему, что он послан по некоему делу от Саула, почему потребовал хлебов и меча. Но, не нашедши других, кроме священных – хлебов предложения, взял их и ел как сам, так и товарищи его, по нужде вопреки повелению закона; так как одним священникам позволялось есть сии хлебы (1). Сверх сего Давид взял оружие Голиафа, которое там хранилось, как вещь, посвященная Господу (2). Уйдя из Номвы, он отправился в Геф к иноплеменнику – царю Гефскому – Анхусу. Поелику же люди Анхуса узнали Давида и тайно говорили о нем; то, убоясь сего, Давид притворился беснующимся, делая туда и сюда бесчинно движение рук, барабанил в ворота и когда падал на землю, из уст его текли пены и катились по подбородку его. Таким образом, быв сочтен помешанным, он отпущен иноплеменниками и спас жизнь свою. Такова история по изложению 1-й книги Царств (гл. 21). Некоторые с Феодоритом называют Авимелехом Ахимелеха, как носившего два имени, и изменением лица называют притворство, употребленное Давидом, дабы не поняли его, состоявшее в том, что будто он послан Саулом. (1) Слова Феодорита: хотя таковая пища предоставлена была одним иереям, но ею предызображались благодатные таинства, и предъотверзалась верующим дверь Божественного дара. Ибо теперь уже не для одних иереев отделена Божественная пища, но причастие Божественных даров предлагается (всем) желающим. (2) В 1-й книге Царств повествуется, что Давид потребовал у Авимелеха копья и меча, но взял только один меч Голиафов, потому что там не было копья его: и сказал иерей: – вот меч иноплеменника Голиафа, которого ты поразил в юдоли Ила; он завернут в одежду; если хочешь взять его, то возьми себе... и дал оный ему( 1Цар. 21:9 ). Почему ж 1-я Царств повествует, что Давид при священнике Авимелехи взял хлебы предложения, а Господь говорит, что он это сделал при Авиафаре: как он, говорит, вошел в дом Авиафара, архиерея (Мк.2:26). Ответствуем, что, быть может, Господь говорит это потому, что Авиафар был сын Авимелеха и жил в те же годы, в которые жил и отец его, как это открывается из той же 1-й книги Царств: и спасается сын Авимелеха, коего имя Авиафар и возвестил Авиафар Давиду ( 1Цар.22:20 ). А Феодорит полагает, что Авиафар имел два имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Отсюда Нина ходила иногда в город, и в Еврейском квартале старалась разузнавать, где находится хитон Господень, о котором разсказывала ей воспитательница ея Ниофора, слышавшая о нём от Евреев, приезжавших из Иверии в Иерусалим на праздник Пасхи. В городе обратился к Нине Еврейский первосвященник Авиафар (потомок Елиоза, привёзшего в Мцхет хитон Спасителя), желая услышать от неё о Христе, и скоро, вместе с дочерью своею Сидонией, приняли хриспанскую веру и стали помогать Нине в распространении её между жителями. Таким образом св. Нина положила основание веры в Иисуса Христа, но обращённые ею, за неимением священника, не были еще просвещены святым крещением. Новообращённый Авиафар разсказал св. Нине, что знает от отца своего и что сохраняется предание и у многих других о том, что хитон Иисуса Христа хранится под кедром в виноградниках царскаго сада, где жила прежде Нина. Под тенью его часто молилась она, чтобы Господь привёл народ Иверии к познанию истинного Бога. Чудные видения подкрепляли веру, с которой она ожидала исполнения молитв своих. Однажды, заснув после обычной молитвы, она увидела сон, который потом повторялся не раз: ей представилось множество чёрных птиц, направлявших полёт свой к реке Арагве; опустившись в воду, они вылетели из неё – белыми, как снег, и, рассеявшись на ветвях кедра, оглашали всю окрестность дивным пением. Св. Нина рассказала ученице своей Сидонии это сновидение. – «Иерусалиме, Иерусалиме! – вдохновенно отозвалась Сидония, – ты широко раскидываешь крылья свои и собираешь к себе все народы со всех концов вселенной! Вот и сюда пришедшая от тебя жена сия Нина, изменит обычаи и закон этой страны»... и затем, обратясь к Нине, прибавила: – твой сон означает, что место это будет обращено тобою в духовный сад, который приносит Божественные плоды вовеки... Эти слова воодушевили св. Нину, и она с усиленной ревностью открыто проповедовала Евангелие Царствия Божьего. Вместе с нею участвовали в проповеди и просвещённые ею Авиафар, дочь его Сидония, шесть Еврейских женщин и сторож царского сада со своей женой. Из них Авиафар, бывший первосвященник, по ревности своей был подобен Апостолу Павлу и, хорошо знакомый с ветхим заветом, он с успехом действовал на своих соплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 и если будешь ходить путем Моим... Я продолжу и дни твои. В отличие от остальных щедрых даров, долголетие могло быть даровано Соломону лишь при условии соблюдения им определенных обязательств. 3 И пошел он в Иерусалим... пред ковчегом завета... всесожжения... жертвы мирные. Соломон выражает благодарность Господу за оказанные милости, свершая жертвоприношения ( Лев. 3 ; см. ком. к 3,4) перед ковчегом, главным символом союза между Богом и Его народом ( Исх. 37,1–9 ). 3 пришли... к царю. На древнем Ближнем Востоке считалось, что в некоторых случаях для разбирательства того или иного дела можно обратиться к царю, и царь должен выслушать обратившихся к нему ( 2Цар. 14,4–21; 15,1–6; 19,8 ). Т.е. царь нес ответственность перед своим народом. 3 и отдайте половину одной и половину другой. По ближневосточной традиции, если судья не мог определить законного владельца оспариваемого имущества, он должен был разделить это имущество поровну между спорщиками ( Исх. 21,35 ). Остроумно предложив традиционный способ разрешения спора, Соломон безошибочно определил, кто из двух женщин действительно является матерью ребенка. Глава 4 4 над всем Израилем. См. ком. к 1,35. 4 сын. В древнееврейском языке соответствующее слово могло также иметь значение «потомок» ( Быт. 31,28.43 ; Нав. 22,24.25.27 ). Таким образом, можно предположить, что Азария был сыном Ахимааса ( 2Цар. 15,27.36 ; 1Пар. 6,8.9 ), сына священника Садока. 4 Садок и Авиафар. См. ком. к 1,7.27. Садок и Авиафар были первосвященниками в царствование Давида и в начале царствования Соломона. Затем Авиафар за то, что он встал на сторону Адонии (2,27), был изгнан Соломоном из Иерусалима. После смерти Садока сан первосвященника унаследовал Азария (ст. 2). 4 сын Нафана. Какой именно Нафан здесь имеется в виду, не вполне ясно. Это может быть либо пророк Нафан (1,11; 2Цар. 7,2–17; 12,1–15 ), либо один из сыновей Давида. 4 начальник над домом царским. В обязанности этого чиновника входило управление дворцовыми службами и надзор за собственностью царской семьи (16,9; 18,3; 4Цар. 18,18.37; 19,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Авиафар ясно видел, что царь ищет опоры для своей власти в сословии священников и в возвышении этого сословия полагает залог народно-государственного благополучия. Но он видел также, что при естественном соперничестве двух священнических линий, Елеазаровой и Ифамаровой, победа должна остаться на стороне более многочисленной и сильной, Елеазаровой, состоявшей из 16 родов, главой которой был Садок 393 . Очевидно, дело клонилось к тому, что наследование первосвященства останется только в линии Елеазара, что с построением храма, когда богослужение сосредоточится в одном центре, и другой первосвященник сделается лишним, в действительности первосвященником будет Садок, а Авиафар и все его потомки должны будут остаться простыми священниками. Авиафар, не полагая, что пророчество Самуила об отнятии первосвященства от дома Илия 394 приходит в исполнение, решился, подобно Иоаву, обеспечить высокое преимущество своего рода содействием замыслу Адонии, который, в случае удачи, уже не предпочел бы ему Садока. На стороне Адонии были, по-видимому, и остальные дети Давида, недовольные предпочтением младшего старшим 395 . Но и на стороне Соломона была могущественная партия (если только понятие партии приложимо к сторонникам порядка и законности), зорко наблюдавшая за противной партией и готовая каждую минуту привести в исполнение известное ей решение царя, хотя бы последний, в своем кажущемся полузабытьи и не обнаружил настойчивости для приведения своей воли в исполнение. Главным лицом между приверженцами Соломона был пророк Нафан, представитель теократического начала, значению которого в государстве и благотворному влиянию на жизнь Давид не поставлял препятствий и о сохранении которого благомыслящие люди заботились и на будущее время. А залогом продолжения установленного Давидом порядка дел казалось утверждение на престоле намеченного самим Давидом наследника. Другим важным лицом здесь был первосвященник Садок, тоже представитель теократического начала в монархии, проявлявшегося в деятельности священников и левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Мария дала обет постоянного девства. Между тем, когда ей исполнилось 14 лет, фарисеи стали говорить, что такая взрослая девица уже не может оставаться в храме. Для совещания, как поступить с Марией, они созвали на третий день все колена Израильские. Когда собрался весь народ, первосвященник Авиафар вошел на возвышение и сказал: слушайте меня сыны Израилевы и восприимите слова мои! С того времени, как создан этот храм Соломона, в нем жили девицы дочери царей, пророков, высших жрецов и первосвященников, были великие и знатные, но, когда приходили, они в законный возраст, они сопрягались браком с мужьями, и следуя порядку предшественниц своих угождали Богу. Теперь же у Марии явился новый способ угождения Богу: она дала обет Богу навсегда остаться девой. 246 Мне кажется, если мы спросим Бога, и Он ответит нам, то мы еще можем узнать, кому поручить деву. И понравилась эта речь всему собранию; тогда священники бросили жребий на двенадцать колен Израилевых, и упал жребий на колено Иудино. На следующий день первосвященник сказал: пусть придет всякий не имеющий жены и принесет в руке свой жезл. Случилось так, что принес с юношами свой жезл и Иосиф. Когда они передали жезлы свои первосвященнику, он отнес их во святилище Богу и спросил Господа, и Он сказал ему: «внеси жезлы всех во святое святых, а тем скажи, чтобы они на другой день пришли получить жезлы свои. Из вершины одного жезла выйдет голубь и полетит к небу, и это будет тебе знаком, кому в руки передашь этот жезл, тому поручается на хранение Мария». На другой день все собрались к назначенному времени; первосвященник же (Авиафар) совершил жертвоприношение, вошел в святое святых и вынес жезлы. Он роздал 3 тыс. жезлов и не из одного не вылетел голубь. Тогда первосвященник облачился во все священные одежды, опять вошел во святое святых, воспламенил жертву и произнес молитву. И явился ему ангел Господень и сказал: «вот здесь лежит самый короткий жезл, который ты, приняв не за что, положил с другими, но не вынес вместе с ними; когда вынешь его и отдашь тому, чей он есть, то на нем явится знамение, о котором я говорил тебе». Этот жезл был Иосифов, он был отделен, поскольку Иосиф был стар; он не получил своего жезла, сам же не хотел отыскивать его. Тогда первосвященник Авиафар позвал его сильным голосом, поскольку он был позади, говоря: «приди и получи жезл твой»! В смущении подошел Иосиф, ибо первосвященник назвал его таким сильным голосом. Лишь только протянул он свою руку, чтобы взять жезл, как из вершины его вылетел голубь... Когда же священники сказали ему: «возьми ее, потому что из всего племени Иудина ты один избран Богом», то Иосиф начал умолять их говоря: я стар и имею сыновей, зачем же вы отдаете мне такую юную, которая моложе внуков моих? После убеждений со стороны первосвященника Иосиф, однако, взял Марию и еще пять дев, чтобы они жили с нею. 247

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Защищение Господом учеников, востерзавших колосья в субботу, изложено у ев. Марка несколько короче, чем у ев. Матфея, но совершенно согласно с ним (см. Мф.12:1–8 и прим.). – «При первосвященнике Авиафаре». По сказанию 1Цар.21:1 ., первосвященником в то время, о котором здесь идет речь, был не Авиафар, а Авимелех; Авиафар же был сын его ( 1Цар.23:6 ), уже после него унаследовавший по закону первосвященническое звание. В изъяснение этого предполагали (Евф. Зигаб.), что и отец и сын носили оба эти имени, чему по-видимому благоприятствуют указания 2Цар.8и 1Пар.24:6, 31 , где, наоборот, Авимелех называется сыном Авиафара. Но, кажется вернее предположить, что ев. Марк потому поставил имя Авиафара вместо имени отца его, что сын был более известен и любезен сердцу еврея, чем отец, что в этом не было, собственно говоря, хронологической неточности. Сын первосвященника был законным ему преемником, и в этом качестве помогал отцу в исправлении его обязанностей, в чем мог. Поэтому нет ничего особенно странного в том, что он в устах народа носил название первосвященника еще при жизни отца своего, название, которое он должен был унаследовать потом. Кроме этого, Авиафар оставил сообщество Саула, преследовавшего Давида, и сделался другом этого последнего, принесши к нему с собой ефод, составлявший одну из принадлежностей первосвященнического облачения. – Он долго правил должность первосвященника при царе Давиде, и было очень естественно, что при повествовании об этом царе и при имени его припоминалось и соединялось с ним имя не Авимелеха, но Авиафара, как первосвященника. – Впрочем, во всяком случае верно исторически, что рассказываемое здесь событие случилось во времена Авиафара, первосвященника впоследствии при царе Давиде. – «Суббота для человека, а не человек для субботы»: суббота дана для человека, для достижения через нее высоких нравственных целей, для успокоения от трудов, забот и треволнений житейских; для того, чтобы отклонить внимание его от мира и устремить к Богу Творцу и Отцу; для того, чтобы отвлечь его мысли от временного, настоящего и суетного и обратить к вечному, будущему, непреходящему. Следовательно, и в субботу должно делать то, что споспешествует духовному благосостоянию человека, и он не должен останавливаться в таковой полезной себе и ближним деятельности ради того, что извращенные человеческие (иудейские) учения запрещают то или другое делать в субботу. – «Сын человеческий есть господин и субботы»: см.прим. к Мф.12:8 . Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Bibl. Commentar. Die Bücher Samuels. S 265). Ho и это предположение трудно принять: в таком случае между главными сановниками упоминался бы не сам первосвященник, a его помощник, и в книге Паралипоменон только этот последний. Другое предположение о болезни Авиафара, нужно прибавить, продолжительной, которая мешала бы ему отправлять свою должность, ни на чем не основано; из Библии видно напротив, что Авиафар принимает деятельное участие в делах царствования Давида и даже в посдедние его годы ( 2Цар.15:24,35 ; 3Цар.1:7; 2:26,27 ). Есть еще мнение, по которому и Ахимелех, отец Авиафара, назывался еще Авиафаром и Авиафар назывался другим именем Ахимелех (Leuchner у Винера. Real-Wörterbnch. I. 39). 239 К этому времени Садок был уже первосвященником, как можно заключать из глагола – оставлять (в прежнем состоянии), употребленного относительно оставления его священником в Гаваоне. Первосвященство перешло к нему, вероятно, таким образом. После истребления номвских священников с их первосвященником Ахимелехом из линии Ифамара ( 1Цар.22:11–20; 14:3 ; 1Пар.24:3 ) и перенесения скинии в Гаваон первосвященнический сан был перенесен, кажется, опять в линию Елеазара. В конце царствования Саула мы видим первосвященника ( 1Цар.28:6 ), но законный преемник убитого Ахимелеха, сын его Авиафар, был в это время с Давидом ( 1Цар.22:20–23; 30:7 ); следовательно, тот первосвященник, к которому обращался Саул за советом (28: 6), мог быть из линии Елеазара. Быть может, первосвященником гаваонским был в это время Ахитув, отец Садока ( 1Пар.6:8 ). При вступлении Давида на престол всего Израиля Садок был еще молодым и, кажется, еще не был первосвященником; в это время он со своим родом, наряду с другими, пришел в Хеврон, чтобы воцарить Давида ( 1Пар.12:28 ). Возможно, что он стал первосвященником после своего отца в первые годы царствования Давида до перенесения ковчега завета в Иерусалим, – в каковой должности был оставлен и после перенесения и именно в Гаваоне. По Богородскому, Садок был уже первосвященником во время воцарения Давида над северными коленами, Еврейские цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010