Первопрестольный город Мцхет был также выжжен персиянами, которые порывались сжечь и знаменитый Мцхетский храм, но были остановлены начальником отряда, ханом Нахичеванским. – Не следует осквернять святыню и гроб царей, сказал он своим войскам. Монастырское имущество было разграблено, и повсюду валялось множество убитых. Наместник и монашествующие, пред уходом своим, спрятали монастырские имущества в потаенном месте внутри стены, в которой отверстие было сделано в самом верху и закладывалось таким же камнем, как прочие. Но, спрятав их, по торопливости, монахи оставили у того самого места лестницу, а это подало повод догадаться персиянам, что тут есть сокрытые имущества, которые и были похищены ими. 20-го Сентября Ага-Магомет-Хан с богатою добычею двинулся обратно в Персию, уведя в плен 16 т. душ, преимущественно молодых женщин и девушек, отличающихся красотою. Опасаясь мести Ираклия, который собирал войска и мог отрезать ему путь к отступлению, Ага-Магомет-Хан двигался поспешно. Грузия давно не испытывала подобного погрома. Солдаты кастрата проявили неслыханное варварство, давно забытое в деспотической Азии. Состояние разоренной столицы грузинского царства после персидского погрома известный духовный вития, митрополит Амвросий Некресели рисует в следующих словах: «что подумали бы, говорит проповедник, обращаясь к простому народу, если бы увидели вы человека посреди разъяренного, взволнованного моря, сидящего в одной маленькой лодочке, оставшегося без лодочника; человека, у которого бы из рук выпали весла и он, страшно перепуганный, носился бы по волнам моря? Не правда ли, что вид, уготованного на погибель человека, возбудил бы крайнее сожаление? Взволнованное море – это обращенный гнев Божий на нас; маленькая лодочка – это постоянно стесненная врагами, страна наша; несчастные люди, постоянно полные печали и возбуждающие в людях сожаление – это мы сами, обитатели Грузии; лодочник – это наша надежда и предстательство, Пресвятая Богородица; весло и кормило – молитвы и просьбы наши к Богу. Стеснены мы, братие, стеснены сильно в этой маленькой лодочке-Грузии... Одни из нас потеряли состояние, другие – мужей и жен, третьи – осиротели, четвертые безвременно погибли в неравной борьбе с врагами веры и креста... Эта избранная Богоматерью страна более всех унижена, всеми попрана, всеми обижена» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После переселения царя Вахтанга VI Законодателя в Россию, турки, воспользовавшись отсутствием царя и неимением правителя, который мог бы защитить царство, описали всю Карталинию и наложили подать в следующем размере: на каждого жителя дракан () – 1 р. 50 к., на барана – 10 коп., на корову – 20 коп., на буйвола и лошадь – по 30 коп. и с произведений земли и фруктов – 1/5 часть урожая 80 . В таком же точно размере наложили дань турки на Карталинскую провинцию Самцхе-Саатабаго и сверх того в пользу Ахалцихского паши с каждого христианина взимали 50 коп. по положению турецкому ( ) 81 . Дань часто зависела от личного произвола Шаха и Султана, не заглушаемого в них ни чувством человеколюбия, ни сострадательности. Так персидский шах Надир, довольный грузинами в начале своего правления за их храбрые подвиги в Индии, под конец стал их стеснять разными непосильными и тяжелыми для них налогами. Так известно, что он потребовал от грузин по 300 девиц, юношей и вдовиц, 500 дымов ( – дворов) крестьян для поселения их в Персии и 20.000 харваров пшеницы 82 . Исключение было сделано лишь в отношении духовенства, которое было освобождено от всякой повинности 83 ; впрочем мусульмане-фанатики не всегда строго придерживались этого правила 84 . Так Али-Амир, по свидетельству грузинской летописи, лишил своих доходов Мцхетские церкви 85 . Следя за событиями Грузии, преимущественно за дворцовыми интригами и управляя страстями ее властителей, Шахи не упускали ни одного случая, чтобы доходные статьи грузинского царства сосредоточить в своих руках. Вмешательство в какой-нибудь придворный брак, желание иметь в своем гареме какую-нибудь принцессу царской крови, ссора между родственниками, обида, нанесенная царем князю, дворянину, доставляли шахской казне значительное количество золота, а в гарем – толпу прекрасных невольниц, получаемых, как подарок, от грузинских царей и государственных сановников. Но всего тягостнее было для грузинского народа отбывание военной повинности, состоявшей в том, что десятый из способных носить оружие должен был принимать участие в военных действиях монголов в Индии, Кандагаре, Египте, Аламуте, Иконии, Багдаде, Ширване и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Патриарху всея Грузии с просьбой молитв о вынужденных переселенцах, беженцах и пострадавших от обстрелов мирных гражданах. 2 сентября. ПРАВМИР. Вечером 31 августа состоялся телефонный разговор Предстоятеля Грузинской Православной Церкви и правящего архиерея Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия интересовался состоянием церковных дел в Донецкой епархии, на территории которой в настоящее время проходят активные боевые действия, — отмечает Донбасс Православный . Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион обратился к Патриарху всея Грузии с просьбой молитв о вынужденных переселенцах, беженцах и пострадавших от обстрелов мирных гражданах. В свою очередь Грузинский Патриарх заверил митрополита Илариона в братской поддержке и своей молитве о мире на Донецкой земле. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 июня, 2019 1 августа, 2018 1 августа, 2017 9 марта, 2017 19 ноября, 2015 12 ноября, 2015 10 сентября, 2015 22 июня, 2015 15 апреля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/gruzinskiy-patriarh-mo...

Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908; Марр Н. Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. Л.; М., 1934; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в период монг. владычества: Этюды из истории груз. литературы// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; он же. Канонический строй в Древней Грузии//Там же. 1957. Т. 4. С. 329, 344-345, 357; Татишвили В. Грузины в Москве. Тб., 1959; Шавхелишвили А. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами: С древнейших времен до XV в. Грозный, 1963; Алексидзе З. О религиозной ситуации на Кавказе в VI в.//Мацне: Сер. истории. Тб., 1974. Вып. 1. С. 103-110 (на груз. яз.); он же. По поводу конфликта между Вахтангом Горгасали и архиеп. Михаилом//Разыскания из истории Грузии и Кавказа. Тб., 1976. С. 43-44 (на груз. яз.); Esbroeck M.-J., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Étude descriptive et historique. Louvain-la-Neuve, 1975; Метревели Е. Новый труд о грузинском Многоглаве//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тб., 1976. Вып. 4. С. 67-88 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Фресковая надпись Степаноза Мампали в Атени Сиони. Тб., 1977 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Труды. Тб., 1979. Т. 1: История груз. народа (на груз. яз.); Гамбашидзе Г. К вопросу о культурно-исторических взаимоотношениях Грузии с кавказскими народами//Археол. памятники феод. Грузии. Тб., 1987. Т. 5. С. 5-15 (на груз. яз.); он же. Лапидарная надпись католикоса-патриарха Мелхиседека из христ. храма Ткоба-Ерды (Ингушетия)//Всемирный культурно-исторический процесс и Грузия по археол. данным: Тез. докл. науч. сессии. Тб., 2006. С. 47 (на груз. яз.); Ломоури Н. Объявление государственной религией христианства в Грузии//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тб., 1990. Вып. 3. С. 45-52 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Вахтанг Горгасали и его историк. Тб., 1991 (на груз. яз.); Жордания Ф. Антоний I, католикос Грузии и архиеп. Владимирский и Иерапольский//Богословский сб. Тб., 1991.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

до Р. Х.) ( Леонтий Мровели. 1955. С. 15-16), затем, во время 2-го потока их эмиграции,- со взятием Иерусалима Веспасианом в 70 г. (Там же. С. 44). В хронике «Мокцевай Картлисай» (Обращение Картли), в к-рую проникли сочинения, написанные представителями евр. колонии в М. (главой мцхетских иудеев IV в. св. Абиатаром , его дочерью св. Сидонией ), можно найти другое, более конкретное указание. Так, в челишском варианте этой хроники князь Васпураканский говорит Абиатару, что прошло 503 года с тех пор, как «отцы ваши (т. е. предки евреев.- Авт.) пришли сюда» (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 102-103). Это позволяет датировать появление евреев в Картли 60-70-ми гг. II в. до Р. Х. Особенно велика была заслуга евр. диаспоры в распространении христианства. В научной литературе было высказано предположение, что иудеохристиане проповедовали христианство в Картли задолго до его признания гос. религией ( Мгалоблишвили. 1988. С. 105). Значительную колонию М. составляли также персы-огнепоклонники. Еп. Леонтий Мровели их появление относит к правлению 4-го картлийского царя Парнаджома, который «возлюбил веру персидскую, огнепоклонство, вызвал из Персии огнеслужителей и магов, поселил их в Мцхете, в том месте, которое ныне называется Могвта» ( Леонтий Мровели. 1955. С. 29; Он же. 2008. С. 26). Особенно усилилось присутствие персов в М. в V-VI вв. ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 145; Он же. 2008. С. 77; Мученичество Евстафия Мцхетского//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 30-45). Кроме служителей культа, в М. проживали персы-ремесленники, объединившиеся в разные корпорации (напр., башмачники и чувячники). От этих этнорелиг. общин произошли названия разных кварталов М.: Уриатубани ( - поселение евреев), Могвта ( - поселение магов) и др. В М. были также общины греков, сирийцев, армян, турко- и ираноязычных кочевников, служащих наемниками картлийских царей. До христианизации страны в М., как и по всей Грузии, были распространены 2 письма: греческое и армазское (арамейское). О распространении грамотности среди среднего населения М.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Сознавая важность грузинского церковного единства, Карт- лийские католикосы активно боролись с церковной «раздробленностью». Они отлучали отступивших иерархов до принесения ими покаяния и, кроме того, ввели известную на Западе 674 практику приведения ставленников на пост епископа к клятве верности 675 . Правитель Самцхе-Саатабаго Мзечабуки (1500–1515), которому адресована грамота Антиохийского патриарха Дорофея, продолжал курс своих предшественников на максимальную независимость от Картли. Известно, что он противостал картлийскому царю Давиду X (1505–1525) 676 . Не были дружественными отношения Мзечабуки и с другими грузинскими правителями 677 . В этой связи следует сказать, что в обоих текстах нашей грамоты содержатся пожелания о даровании Мзечабуки победы над врагами (арабский текст грамоты (далее: АТ): строки 5–7 678 ; грузинский текст грамоты (далее: ГТ): 11–15, 17–18). Под ними могли подразумеваться персы: ведь известно, что правитель Саатабаго придерживался проосманской позиции 679 . Но это могли быть и грузинские правители 680 . С другой стороны, пожелания о победе над врагами могли объясняться лишь соблюдением риторических норм, принятых при подготовке подобных документов. Разногласия с картлийским царем привели Мзечабуки к решению об отделении епархий своих владений от Мцхетского католикосата 681 . Предпринять попытку к церковному обособлению Мзечабуки позволила первоначальная слабость власти картлийского царя Давида, а также то, что власть Картли была занята другими проблемами: на Картли нападали цари Кахети и Имерети 682 . Причина стремления самцхийских правителей к отделению от Картли заключалась в их амбициях. Амбициозность Мзечабуки может подтверждаться пышной титулатурой, которая употреблена по отношению к нему в грамоте Антиохийского патриарха. Во-первых, в ней он называется царем, как в арабском (, малик – АТ: Зв, 4, 10, 7з–8з), так и в грузинском (, мепе – ГТ: 15) текстах. Хотя арабское слово малик употреблялось и для обозначения мелких правителей 683 , но грузинское мепе обычно не имеет других значений, кроме царя 684 . Как уже отмечалось выше, царей (и соответственно царств) в Грузии того времени было три: картлийский, кахетинский и имеретинский. Все они были представителями древней династии Багратионов и поэтому имели основания именоваться царями. Правитель же Самцхе-Саатабаго не мог величаться царем, поскольку он не относился к царской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из разговора с Евстафием комендант убедился, что никакие пытки не могут отвратить его от Христа, почему и послал Его в город Тифлис к Арванд-Губнабу, сатрапу карталинскому, который один во всей Грузии имел власть миловать и казнить. Вместе с ним он отправил и других христиан, обращенных из персов. Пред лицом сатрапа все христиане мужественно объявили о своем вероисповедании. Нечестивец приказал немилосердно бить их по лицу, затем, выведши на двор, обрить им головы, бить железными прутьями по спине, просверлить ноздри и бросить в темницу, объявивши мученикам, что в случае их отречения от Христа им будет дарована свобода, и они будут награждены; если же станут упорствовать, то горькою смертью погибнут в темнице. Двое христиан устрашились угрозы сатрапа, отреклись от Христа, были освобождены, хотя и не получили обещанных сатрапом наград и почестей. Но св. Евстафий и прочие исповедники Христовы остались непоколебимы. Около шести месяцев томились узники в темнице в цепях. Но вот шах персидский приказал Арванду-Губнабу вернуться в Персию. Вся Грузинская знать явилась проститься с вельможею. Католикос Самуил II (581–587) и другие важные лица воспользовались удобной минутой и стали просить Арванда-Губнаба освободить заключенных Мцхетских христиан. Их просьба умилостивила сатрапа, и, по его приказанию, исповедники Христовы были освобождены. Прошло три года, и сатрапом Грузии был назначен Бежан Бузмил, человек суровый и жестокого нрава. Тогда Мцхетские персы снова донесли этому новому начальнику об св. Евстафии, а вместе с тем и о другом христианине, Стефане. Сатрап приказал привести их к себе. Св. Евстафий, прощаясь с своей семьей, говорил: «прощаюсь я с вами навсегда, ибо не увидите меня более здесь; не отвергнусь я Христа Бога моего; не отпустят меня более живым, и смерть моя должна последовать в Тифлисе, отсекут мою голову, тело же мое, по Божией воле, будет принесено сюда в Мцхет и предано земле». С плачем и рыданием провожали будущих мучеников их родственники и домашние.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

Картлис Цховреба, описывая дохристианский быт наших предков, повествует о воздвижении венценосцами Грузии до царя Мириана в разное время шести идолов в Картли: Армаза 633 , Айнина, Данана 634 , Задена 635 , Гаци и Гаима 636 . Армаз-первый идол грузинского пантеона, был медный, одет в золотую кольчугу, с золотым шлемом на голове. Глаза у него были из драгоценных камней-изумруда и берилла и держал в рук сверкаюшуюся и блестящую шашку 637 . Пред ним горел огонь и приносили ему в жертву детей 638 . и русский летописец говорит о шести идолах, которые были поставлены на холм Владимиром. Летопись говорит о Владимире: «И постави кумиры на холму вне дворца теремнаго Перуна древяна, а главу его сребряну, а усь злат, и хърсо 639 , Дажьбога, к Симарьгла 640  и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими, и осквернися кровьми земля Руска и холмо-т» 641 . Южно-русское житие Владимира делает о Перуне следующее дополнение:.., «в которого а руках (вместо молниеносной шашки Армаза) камень быд велми ясный, пред которым огонь завше горел; аесяи ся бы трафило за недозорством попа, им служачого огню загаснути, такого без вшелякого фолгованя и вымовки, як неприятеля бора своего, убивалы 642 . Русский дееписатель позаимствовал из Картлис Цховреба обряд грузин-язычников о возжжении костра пред Армазом сделанным из металла и тоже самое повторяет о Перуне, что пред ним также постоянно пылал огонь, не сообразив всю нелепость возжжения пред деревянным истуканом костра, от пламени которого сам Перунь мог первый бы обратиться в пепел. В Грузии, как видно из повествования Картлис Цховреба, идолопоклонство соединено было с огнепоклонством и служители идолов назывались мгвделами, т. е. попами 643 . Тоже самое передает о русском язычестве южнорусское житие Владимира 644 . Вообще нужно сказать, что русская летопись сообщает крайне скудные и неверные сведения о религиозных верованиях предков русских. Когда по сокрушении идолов и обращения Мцхетского еврейского первосвященника Абиатара, число тайных последователей Христа в столице увеличилось, то Абиатар, за ревность ко Христу, прозванный новым Павлом был схвачен евреями, чтобы побить его камнями, но царь Мириан, узнав об этом, послал своих слуг и избавил его от рук убийц. Так действовал царь Мириан потому, замечает Картлис Цховреба что он сам имел желание принять веру Христову, так как он много слыхал о знамениях, совершенных Христом в Греции и Армении 645 . Желание умертвить Абиатара отразилось в убиении варяга- христианина Феодора и кроме того в истории обращения Владимира, летописец отмечает аналогичный же момент,-когда он на заключительные слова греческого миссионера: «аще хощеши одесную с праведниками стати, то крестися:-Володимер же положи на сердци своем, рек: «пожду и еще мало 646 . Вопрос о принятии христианства и Владимир решил в сердце своем, но медлил подобно Мириану. Здесь влияние грузинского летописного рассказа очевидно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А по таковым обстоятельствам Синод полагает мнение: 1) вместо существующих ныне (тогда) 13 епархий составить только две: одну под названием Мцхетской а Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской, а из 9 архимандрий оставить только 5, согласно представлению архиепископа Варлаама; 2) начальствующим над грузинским духовенством быть митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула члена Синода и экзарха оного в Грузии; 3) учредить дикастерию на равном с российскими основании, под начальством управляющего грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на нее, по мнению архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно Слову Божию, правилам святых апостол и отцов, государственным указаниям и предписаниям из Синода. Но учреждении же дикастерии предоставить начальствующему, по удобности и по количеству церквей, для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими протоиереев и священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и благочинных; 4) для обучения детей священно и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо гимназии духовную семинарию; что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда приготовлены будут для сего в семинарии учители; 5) суммы, полагаемые на содержание архиереев, архимандритов, дикастерии, семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей и на удовлетворение прочих расходов, производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от архиепископа Варлаама с генералом от кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытии тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же-деньги хранить до открытия училищ; 6) к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытии в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением архиепископа Варлаама и генерала Тормасова и обращении того имения по прежнему в ведомство церковное; что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, так как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится, но поскольку переселение их зависит не от духовного начальства, то Синод всеподданнейше и представляет сие обстоятельство Высочайшему Его Императорского Величества рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010