В центре иконы изображен приготовленный из ствола мироточивого кедра столб, который Ангел поднял ввысь наподобие Воздвижения Креста. Он должен был служить главной опорой для купола строящегося храма. Это изображение имеет, кроме буквального, еще и символическое значение: Святая Нина закончила свой жизненный путь в Кахетии. Перед смертью она просила царя исполнить ее последнюю волю – не переносить ее мощи в столичный город Мцхета, а оставить на месте – как благословение и защиту Кахетии [ 1 ]. Недолго после прощания с девой Ниной прожил и царь Мириан. Перед смертью он завещал своему сыну Бакару обратить в христианство кавказские племена. Царь Мириан и его супруга царица Нана похоронены под сводами Самтаврского собора. Ревностным помощником святой Нины в проповеди Евангелия был потомок Элиоза Авиафар, иудейский раввин, который, приняв христианство, как апостол Павел, терпел всю жизнь скорби и шел за Христом по пути, усеянному терниями. Его смерть и могила остались неизвестными миру. Месть Персии была быстрой и жестокой. Еще при жизни Мириана персидские войска вторглись в Картли, но были отражены. Особенно долгую и кровопролитную войну с Ираном пришлось вести Грузии во время царствования Вахтанга Горгасала [ 2 ]. Орел Византии парил далеко от Грузии, оглядывая свои необъятные владения, а лев Ирана лежал около самых ее границ, всегда готовый к смертоносному прыжку, поэтому Картли часто приходилось один на один бороться со своим могущественным врагом. Вахтанг Горгасал сражался в боях, как простой воин. О его мужестве слагали песни, его имя устрашало врагов. Но больше, чем воинскими подвигами, он прославился строительством городов и храмов, монастырей и крепостей. При нем был основан Тбилиси, а над могилой Сидонии на месте деревянной церкви – воздвигнут каменный собор. Он был великим зодчим Грузии, как Юстиниан – Византии. Мужество сочеталось в нем с кротостью, мудрость – с терпением. Когда архиепископ Михаил перед войском и народом ударил его в лицо, то царь не ответил на оскорбление, подавая пример своим подданным: почитать духовного отца больше, чем царя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

В 7 ст. выражение «...в земле своей вдвое получат» – следует понимать как вторичное вступление Израиля в землю обетованную, которое буквально совершилось после вавилонского плена. По толкованию св. Кирилла Александрийского здесь предсказывается вступление в Церковь Христову и в Новый Завет с Богом нового духовного Израиля, т.е. уверовавших в Иисуса Христа из всех народов. Ст. 10 (наизусть). От лица Церкви (и каждого члена её) пророк говорит: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою». «Риза спасения», называемая еще «одеждою веселия» и «венцом» здесь, как и в ст. 3, в переносном смысле обозначает благодатные средства спасения – дары Св.Духа, а все выражение содержит мысль о том, что Господь даровал эти средства в изобилии, как бы окружил ими Церковь (и каждого члена её) со всех сторон, подобно тому как одежда со всех сторон окружает тело человека. Ст. 10 читается при облачении священнослужителей, поскольку, по разуму Церкви, все это пророчество имеет прямое отношение к ней самой (Церкви), ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл пророчества 61, 1–10, является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества чрез Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чем здесь и говорит таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви. Стт. 1–9, 61 гл. составляют паремию в Великую Субботу и в церковное новолетие – 1/14 сентября. Книга пророка Иеремии 1. Личность, служение и эпоха Иеремии Иеремия («избранный Богом»; др.: «Бог возвещает») принадлежал к священнической семье, жившей в 4-х км. от Иерусалима в маленьком городке Анафофе. В дни Давида здесь поселился далекий их предок первосвященник Авиафар (3 Ц. 2, 26), и с тех пор земли эти принадлежали священству. Социальное положение Иеремии было довольно высокое, он был знаком с лицами царского двора (Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51, 59; 45, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Бунт Савея ( 2Цар. 20 ), трехлетний голод ( 2Цар. 21:1 – 14 ), убийство родственника Давида Амессая Иоавом – все события следовали одно за другим как спутники грехопадения, несмотря на то что Давид глубоко раскаялся в содеянном ( Пс. 50 ). В конце правления Давида народ Израиля постигло страшное бедствие в виде эпидемии моровой язвы, которая явилась, по Священному Писанию, Божиим наказанием Израильтян. Перед самой кончиной Давида сын его, Адоний, совершил покушение на отца с целью завладения царским престолом. Чтобы оградить свой престол от дерзких и незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец сыну Соломону. Священное Писание часто называет Давида «мужем по сердцу Божию» ( 1Цар. 13:14 ; Деян. 13:22 ), вероятно указывая на возвышенный характер израильского царя и его благочестивую деятельность. 150 псалмов, написанных Давидом, ставят его в ряд с величайшими священными писателями и пророками. Псалмы Давида поражают величием и чистотой религиозного чувства; они содержат пророчества о событиях, описанных в Новом Завете. Память царя и пророка Давида празднуется Церковью 26 декабря. Соломон – десятый сын Давида и Вирсавии, жены Урия. О Соломоне рассказывают несколько книг Ветхого Завета, однако имеющиеся там сведения носят отрывочный характер, само изложение деяний царя не всегда последовательно (3 Цар.; 2 Пар.). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противоположность воинственному царствованию Давида ( 1Пар. 22:8 – 10 ). Передавая свой престол Соломону, Давид убеждал его сохранять в царском правлении чистоту сердца и справедливость. Став после кончины Давида единственным царем Израиля, Соломон строго исполнил завещание отца: для обеспечения мира в своем царстве Соломон прежде всего освободился от наиболее могущественных врагов. Адония, Ависага, последняя наложница в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвященник Авиафар был лишен своего сана и изгнан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 7-м стихе выражение «...в земле своей вдвое получат» следует понимать как вторичное вступление Израиля в землю обетованную, которое буквально совершилось после вавилонского плена. По толкованию святого Кирилла Александрийского , здесь предсказывается вступление в Церковь Христову и в Новый Завет с Богом нового духовного Израиля, т.е. уверовавших в Иисуса Христа из всех родов. Стих 10 (наизусть). От лица Церкви (и каждого члена её) пророк говорит: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою». «Риза спасения», называемая еще «одеждою веселия» и «венцом» здесь, как и в третьем стихе, в переносном смысле обозначает благодатные средства спасения – дары Святого Духа, а все выражение содержит мысль о том, что Господь даровал эти средства в изобилии, как бы окружил ими Церковь (и каждого члена её) со всех сторон, подобно тому, как одежда со всех сторон окружает тело человека. Стих 10 читается при облачении священнослужителей, поскольку, по разуму Церкви, все это пророчество имеет прямое отношение к ней самой (Церкви), ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл пророчества (61:1–10), является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества чрез Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чем здесь и говорит таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви. 1–9-й стихи 61-й главы составляют паримию в Великую Субботу и церковное новолетие 1/14 сентября. 14. Книга пророка Иеремии Личность, служение и эпоха Иеремии Иеремия («избранный Богом»; др.: «Бог возвещает») принадлежал к священнической семье, жившей в четырех километрах от Иерусалима в маленьком городке Анафофе. В дни Давида здесь поселился жшй их предок первосвященник Авиафар ( 3Цар.2:26 ), и с тех пор земли эти принадлежали священству. Социальное положение Иеремии было довольно высоким, он был знаком с лицами царского двора. В качестве писца у Иеремии служил Варух, брат которого главным постельником у царя Седекии (51,59; 45,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Если Господь приказал евреям три дня не приближаться к женам ради того, чтобы принять ветхий закон: Будьте готовы, три дня не входите к женам ( Исх. 19:15 ), то насколько же более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит через Божественную евхаристию не закон принять, а принять в себя Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что три дня воздерживались от совокупления с женами (И отвечал Давид священнику и сказал ему: и мы от жен воздержались вчера и в третий день ( 1Цар. 21:5 )), то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто намеревается причаститься Господня Тела? А тем, которые собираются жениться, подобает вместе со своими невестами исповедаться, поститься, заранее готовиться и перед началом Божественной литургии венчаться. После же того как они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по завершении которой пусть приступят к причастию Божественных Таин. И в ночь после причащения они должны удерживаться от соития, как этот святейший обычай и порядок соблюдался и доныне соблюдается истинными и желающими спастись христианами. Потому, согласно Вальсамону, упомянутый выше господин Лука и подверг епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же день, после святого причащения. На основании этого выводим из большего меньшее и говорим: если для подготовки к причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского соития, то тем более достаточен трехдневный пост. И хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост перед причащением, однако способные поститься перед ним и целую неделю поступают хорошо. Богохульствуют латиняне, говоря, что этот Собор ошибся, установив в Римской Церкви брак для священников, и открыто противятся Святому Духу, вещавшему через этот Собор. Настоящий Собор, будучи Вселенским, со властью издает законы для всей вселенной без исключения, ибо и папы, подобно любому архиерею, повинуются Соборам, как говорит папа Пелагий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Дело в том, что законным первосвященником был Садок, первосвященство Авиафара не имело твердых канонических оснований, как впрочем и первосвященство Илия, известного деятеля времен пророка Самуила. Авиафар был прямым потомком Илии. У первого первосвященника, у брата Моисеева Аарона было четыре сына. Двое из них – Надав и Авиуд за преступление, за принесение огня чуждого пред Господом были умерщвлены Богом. Осталось двое: старший – Елеазар и младший – Ифамар. Первосвященником, согласно закону Моисееву является старший в роду Аарона. Т.е. после смерти Аарона – старший сын, после смерти старшего сына – старший сын старшего сына и т.д. В силу каких-то не вполне ясных для нас причин, о которых Св. Писание не говорит, на какой-то период времени первосвященство оказалось не в линии Елеазара, а в линии Ифамара. И вот Илий, равно как и Авиафар, были потомками Ифамара, а не Елеазара. Садок же был потомком Елеазара. Узнав о помазании Соломона на царство, Адония бежал, пытался найти убежище у жертвенника Господня и вышел оттуда только когда Соломон поклялся пощадить его жизнь. Затем Давид передает Соломону все чертежи будущего храма, еще раз называет перед своими старейшинами своим наследником и преемником и в подтверждение воли царя приносятся жертвы. Именно тогда Садок получает помазание в первосвященника. Давид позаботился не только о внешнем устроении храма, но и о внутреннем содержании богослужения в будущем храме, он сделал распоряжения о порядке служения священников и левитов в храме. Перед своей кончиной Давид еще раз призывает наследника и преподает ему последнее благословение и завещание исполнять волю Божию, исполнять заповеди и предания Моисея. Он дает несколько конкретных советов относительно приближенных лиц: одних Соломон должен был удалить, а других приблизить и возвысить. Давид завещает Соломону изгнать Иоава вследствие того, что Иоав изменнически убил двух почитаемых в народе вождей – Амиссая и Авенира. Давид не стал мстить за это, по всей видимости, из опасения какой-то новой смуты и ради единства народа. Потому что многие поддерживали Иоава и расправа над Иоавом могла в тот момент привести к новому расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ст.10-й читается при облачении священнослужителей, посколько, по разуму Св.Церкви, всё это пророчество имеет отношение к Ней, ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл предсказания 61:1–10, является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества через Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чём здесь и возвещает таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви. Стт.1–9 составляют паремию в Великую субботу и в церковное Новолетие – «приятное лето Господне» (1/14 сентября). Книга пророка Иеремии 1 . Личность, служение и эпоха Иеремии Иеремия – [Ирмейаху] (имя, вероятно, означает «избранный Богом») принадлежал к священнической семье, жившей в маленьком городке, называемом Анафоф (теперь Аната), примерно в 4 км к северо-востоку от Иерусалима. Первосвященник Авиафар, из рода Ифамара, поселился здесь в дни Давида (3Ц.2:26). Семья пророка, очевидно, владела землёй в той местности со времени Авиафара, и на её социальное положение далее указывает тот факт, что Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51:59; см. ещё 45:1). Можно добавить, что Хелкию, отца Иеремии, нельзя отождествлять с первосвященником Хелкией ( 4Цар.22:8 ), т.к. последний принадлежал к роду Елеазара, а не Ифамара. В 13-й год царствования Иосии (639–609), т.е. в 626 г. до Р.Х. Иеремия был призван Богом быть пророком, и его пророческое служение продолжалось при Иосии и 4-х преемниках этого царя, а именно: Иоахазе (609 г.), Иоакиме (608–597), Иехонии (597 г.) и Седекии (597–586). Это была эпоха падения Ассирийской монархии и возрождения Нововавилонского царства. Опасность, которая давно грозила южному царству со стороны Ассириии, в бурную эпоху Иеремии закончилась низвержением иудейской монархии Вавилоном. Седекия и большое число его поданных были отведены в Вавилонский плен. Пророк Иеремия с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почётном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая своё пророческое служение в последовавшее смутное время, пока группа его соотечественников не заставила его сопровождать их в Египет Там, в Египте, согласно преданию, его постигла мученическая смерть в Тафнисе; его побили камнями иудеи за его обличения. Время его служения приходится на 626–583 гг. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

" Рахиль плакала о детях своих " . Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием, каким ты плакала, когда враги готовились напасть на твоих детей; плачь о тех (детях), которые брошены на улицах, будучи убиты не иноплеменниками, а сынами отца их Иакова. Удержи, однако, голос свой от воплей, так как награда за твои слезы как бы распискою обеспечена в тех, которые будут рождены вместе с сыном Давида, - в то, именно, время, когда родится Он, дабы во время явления стать проповедниками и радостными вестниками Его. Посмотри, как эти твои дети получают первое место в горнем Иерусалиме, нашей отчизне, которую мы величаем, которая открыта была Моисею на горе (Евр.8:5-9,11.24; Гал.4:26): она стала их уделом. Но подожди и утешься сыном твоим, избранником (Божиим - Деян.9:15), Савлом, иначе Павлом, который тебя утешит и будет наградою за твои скорби и твои слезы. " Когда увидел, что осмеян волхвами (Мф.2:16) " . О, Израильтяне слепые, ибо не разумеете; глухие, ибо не слышите, и даже доныне не внимаете гласу Исаии, говорящего: " даст вам Господь Бог знамение (Ис.7:14) " . Если бы в ком-либо другом дал знамение, то непременно сказал бы; но ни в ком другом, а в Том, Который родился от Девы, дано знамение вам, т.е. всем вам. Моисею дано сие знамение, дабы он один и в особенности убедился как бы посредством таинства, равно как и Гедеону, и Иезекиилю было открываемо тоже знамение. Но что им в особенности было дано, то самое не послано ли вам чрез волхвов, как дело ясное и как истинное раскрытие прообразов вашего закона? Итак, почему вы не познаете времени искупления и не веруете в рождение от Девы? Или, может быть, вместе с царем вашим вы впали в безрассудство и ждете, пока волхвы прежним путем возвратятся к вам и наконец расскажут вам о Нем? Разве не довольно вам того, что пришли иноплеменники и встревожили вас, дабы вы уразумели, что Христос явился в мир? Или, может быть, вы даже одобряете распоряжение вашего царя человекоубийцы, второго фараона, Аскалонита, из семени Ханаана? Саул, когда услышал, что священники оказали помощь Давиду, которого не распознали, послал и приказал привести их и умертвить (1Цар.22:18 сл.). Итак, по справедливости случилось с вами, что сия праведная кровь вменилась вам, как и Саул виновен сделался в крови Давида, и справедливо Сын Давида, освобожденный из ваших рук, перешел к язычникам. Давид терпел преследование от Саула так же, как и Сын его от Ирода. Священники убиты были ради Давида, а младенцы - ради Господа нашего. Из священников избежал опасности Авиафар, как и Иоанн - из младенцев. В лице Авиафара отменено было священство дома Илии, а в лице Иоанна отменено пророчество потомства Иакова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/885/...

XXXIX. Царствование Соломона Юным остался Соломон; но едва умер родитель, как старший сын его Адония пришел к Вирсавии, матери Соломоновой, просить её ходатайства пред юным Царем, чтобы в замен утраченного царства, он отдал бы ему в супруги деву Суманитскую, Ависагу, которая покоила старость Давидову и служила ему в последние дни, хотя и не разделяла царского ложа. Благосклонно приняла Вирсавия прошение Адонии и поспешила к царственному сыну; но Соломон огорчился её ходатайством: «зачем не просишь ты еще и царства брату моему? Сказал он, ибо Адония старше меня, и друзьями его Авиафар Первосвященник и воевода Иоав; но клянусь Господом, посадившим меня на престол отца моего, что Адония сказал слово сие на свою гибель, и ныне умрет.» Тогда послал он воеводу Ванею умертвить Адонию, ибо не ожидал покоя от того, кто хотел взять за себя особу, столь близкую скончавшемуся родителю, и не забывал об утраченном престоле. Первосвященника Авиафара пощадил Царь, ради того, что носил он кивот завета Божия пред Давидом, и разделял все его бедствия, но велел бежать ему из Иерусалима; так исполнилась клятва Господня над последним жрецом из дома Илия. – Дошел слух до бывшего воеводы Иоава, о грозном решении нового Царя; он вспомнил свои неправды и, укрывшись в скинии, взялся за роги алтаря. Соломон послал Ванею умертвить его; но воевода убоялся святыни и возвратился к Царю с вестью, что не выходит Иоав из скинии. «Сними с души моей кровь, которую неправедно пролил Иоав, в доме отца моего, сказал юный царь, ибо от руки его погибли два безоружные воеводы, и нет мира дому Давидову, доколе жив Иоав.» – Тогда исполнил Ванея строгое повеление, и сам заступил место Иоава, как и Садок утвержден был на месте изгнанного Первосвященника Авиафара. Еще один опасный враг оставался Соломону, Семей, некогда проклявший Давида, и он понес заслуженную казнь: юный Царь призвал к себе Семея и позволил ему построить дом в Иерусалиме, под строгим запрещением не выходить из стен города. «Ты умрешь, если только перейдешь поток Кедрский, и кровь твоя будет на главе твоей,» сказал ему с клятвой Соломон, и Семей, приняв на себя клятву сию, поселился с миром в Иерусалиме; но через три года бежали два раба его к Анхусу, Царю Гефскому, и вслед за ними устремился Семей; когда же возвратился с погони, призвал его Соломон, и напомнив данную клятву и всю злобу его против Давида, велел воеводе своему Ванеи предать его заслуженной казни; так, истреблением внутренних врагов, укрепилось царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

(5) Преемником этого последнего был Волея, сын Ведана, сын Харрана из колена Ефремова; он был судьей в Израиле 23 года. По смерти его евреи снова согрешили и были под властью аммонитян 18 лет. (111, 1) Снова они раскаялись и выбрали судьей Иеффая из Галаада от колена Манассиина. Иеффай управлял израильтянами 6 лет. Преемником его был Аватфан из Вифлеема ( Суд. 12:8 ) от колена Иудина. Он был судьей 7 лет. За ним Еврон из колена Завулонова, 8 лет; далее Еглом из колена Ефремова, тоже 8 лет. Некоторые же 8 лет правления Еврона присоединяют к 7 годам правления Есевона. (2) После Еглома евреи снова согрешили, и в течение 40 лет тяготело над ними иноплеменное иго филистимлян. Но, когда они обратились к Богу, стал во главе их Самсон из колена Данова и подчинил им иноплеменников. Он управлял ими 20 лет. (3) После Самсона настало безначалие 118 . Затем в течение 40 лет был судьей первосвященник Илий. (4) Преемником Илия был пророк Самуил. При Самуиле царствовал Саул, вступив на престол в 27 лет. Эпоха царей (112, 1) Самуил же помазал на царство Давида и умер двумя годами раньше Саула, в первосвященство Авимелеха. Так Самуил через помазание установил царское правление 119 в Израиле, и Саул был первым царем, правившим в Израиле после судей. Время судей длилось 463 года и 7 месяцев. (2) После них, как это выясняется из 1-й книги Царств, Саул, обновив царство, правил еще 20 лет. (3) По смерти Саула Давид, сын Иессеев из колена Иудина, был вторым израильским царем; он пребывал в Хевроне. Его царствование, как передает нам 2-я книга Царств, продолжалось 40 лет. Первосвященником был тогда Авиафар, сын Авимелеха, из родственников Илии. Пророчествовали при Давиде Гад и Нафан. (4) От Иисуса Навина до вступления на царство Давида, по мнению некоторых, миновало 450 лет, а по нашему летосчислению с этого времени до смерти Давида прошло 523 года и 7 месяцев. (113, 1) Соломон, сын Давида, царствовал после него 40 лет. В его царствование еще жив был пророк Нафан, предложивший ему построить храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010