Но вот святая Нина почувствовала нужду в полном уединении, – ей надо было помолиться, собраться с духом, так как она знала, что ей предстоит еще много трудов. Садовник указал ей за стенами города на одну пустовавшую хижину, сплетенную из прутьев и покрытую дёрном. Она скрыта была от взоров людей среди колючих кустарников, и подходы к ней завалены были большими камнями. Нина поселилась тут, Анастасия приносила ей хлеб. Они вместе молились, а потом беседовали. Однажды святая Нина рассказала Анастасии о нешвенном хитоне Господнем, который должен находиться в Мцхете. И та посоветовала ей пойти к первосвященнику еврейской общины Авиафару. Когда Нина пришла в еврейский квартал, она услышала там знакомую речь, к какой привыкла на улицах Иерусалима. Авиафар, который стал главным раввином по жребию только в этом году, встретил ее радушно. Он был прямой потомок Элиоза, человека, принесшего в Мцхету священный хитон Господень. Жена его скончалась, и он жил вдвоем с дочерью Сидонией. Авиафар пребывал в тяжких сомнениях. Он никогда не заглядывал в Новый Завет , этой Божественной Книги и совсем не было в их общине. И вот Господь открыл святой Нине, что она может не таиться перед раввином и его дочерью. Она сказала Авиафару, что исповедует веру Христову и что пришла сюда как посланница Самой Божией Матери с данным Ею крестом, что Иверия – Ее удел, и должна быть просвещена христианством. Тогда он попросил Нину рассказать ему все, что она знает о Христе. Три дня без перерыва шла их беседа. Авиафар сосредоточенно слушал, поставив локти на стол и охватив руками голову. Сидония в отдалении сидела за прялкой и тоже слушала. Устами Нины говорил Святой Дух. Она вспомнила все места из ветхозаветных пророков, где предвещались новозаветные события, а потом стала читать и толковать Евангелие. Как потом писал сам Авиафар, «святая Нина пробуждала меня от сна неведения, вразумляла меня неразумного, отвращала меня от ложных преданий и обычаев наших отцов и убедила меня оставить веру иудейскую. Я уверовал в Господа Иисуса Христа Сына Божия, страдавшего, умершего, воскресшего и опять имеющего прийти со славою на землю, ибо Он воистину есть чаяние языков и слава Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Взяв его, святая пошла на восток по направлению к горе и приютилась под одним громадным деревом, именуемым по-грузински акаки, стоявшим на вершинной оконечности горы, где и оставалась в продолжение шести суток.   Спустя три дня святая, перейдя реку Куру, впервые вошла в столицу и поселилась в доме царского садовника. В благодарность за радушное гостеприимство молитвой испросила ему разрешение от бесплодия. Обрадованные родители, видя на себе благоволение Божие, уверовали во Христа, проповедуемого святой Ниной, и последовали учению святой, таким образом, сделавшись первыми учениками ее. В городе Нина познакомилась с некоторыми знатными евреями и с их главным раввином Авиафаром, близким потомком вышеупомянутого достойного Элиоза, у которого хранились письма первосвященника Анны, присланные предку его Элиозу.   Познакомившись с Авиафаром, Нина смогла наконец начать расспросы о месте хранения св. хитона Господня. Он, услыхав от пришелицы из Иерусалима странную весть о хитоне и желании видеть его, поражен был этим известием, ибо оно всецело согласовывалось с преданием, известным у них в Мцхете. Очень заинтересовавшись, Авиафар продолжил дальнейшие разговоры о хитоне Господнем. Во время долгой беседы со святой Авиафар невольно знакомился с христианским учением, подтверждавшимся и обстоятельствами, окружавшими его предка, память которого была для него весьма дорога. Ви¬дя пытливый дух нового слушателя, святая рассказала ему все от начала творения мира и благовествовала ему наконец Слово Божие. Авиафар уверовал во Христа со всем своим семейством и со многими евреями столицы.   Искренне уверовав в Иисуса Христа, Авиафар сделался для Нины правой рукой и был, по свидетельству Картлис Цховреба и других древних летописей, вторым Павлом и главным двигателем христианского учения в среде грузинских евреев. Единственная дочь его, Сидония, немало помогала Нине в распространении нового учения среди еврейских женщин. Число ее учеников и последователей постепенно увеличивалось. Господь творил руками св. Нины многие чудеса. Исцеления следовали за исцелениями, что особенно привлекало к ней немало и язычников из грузин.   Через некоторое время после пребывания ее в доме царского садовника она перешла на север за городскую черту у подошвы горы за стенами царского дворца. Вся эта местность усеяна была колючими кустарниками ежевики. В чаще их равноапостольная устроила себе лиственный шалаш, пребывая в нем в посте и молитве перед святым крестом, водруженным в земле на восточной стороне. Необыкновенной своей жизнью святая привлекала к себе жителей столицы, и смиренная куща ее сделалась для столицы новым храмом, откуда воссылалась живая и пламенная молитва живому и истинному Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Немного позднее Авиафар, его дочь и несколько десятков человек из общины крестились. «Я удостоился с дочерью моею Сидониею, – писал он, – принять очищающее от грехов Крещение водою и Духом, которого желал пророк Давид, но не мог достичь. Я услышал желаемый Давидом глас новой веры единомышленных братий, удостоился приобщиться истинного Тела и Крови Иисуса Сына Божия, Агнца, за грехи всего мира закланного в жертву, вкушение Которого воистину сладостно. В твердом исповедании этой святой веры удостой, Господи, меня и дочь разлучиться от тел». В конце своей записки Авиафар отметил: «Я видел собственными глазами много знамений и чудес, совершенных в мои дни в Мцхете святою Ниною». Когда святая Нина спросила Авиафара о хитоне Господнем, он рассказал ей то, что передавалось в их роду из поколения в поколение, – о главном раввине общины Элиозе, который привез хитон Иисуса из Иерусалима, о матери его, пророчице, которая услышала духовным слухом в своем сердце стук молота, вбивающего гвозди в руки и ноги Спасителя, и умерла, прокляв своих единоверцев, убийц Богочеловека, о сестре Элиоза Сидонии, которая поглощена была землею вместе со священной одеждой Господа. – На этом месте растет самое большое дерево, какое можно найти в окрестностях Мцхеты, – кедр, таинственное и чудесное растение, – сказал Авиафар. – Я сам видел над ним Божественный свет и в нем лествицу Иакова, Ангелов восходящих и нисходящих. Святая Нина вспомнила то, что она видела ночью в царском саду, и спросила: – А были ли такие дерзкие, которые пытались достать хитон? – Были, – вздохнул Авиафар. – Адеркий, Амзаэль и некоторые другие из царей наших, так как кедр находится в царском саду и простым людям недоступен. Но и тех, кто по царскому велению начинал копать, опаляло пламя, вырывавшееся из земли. Были и чудесные видения, которые пугали малодушных идолопоклонников. Однажды слетелось в царский сад великое множество каких-то черных птиц, которые каркали подобно воронам и даже хрюкали, как свиньи, а потом они все полетели к Арагви, омылись в ее водах и поднялись в воздух совершенно белыми. Они вернулись в сад, расселись на ветвях кедра и огласили окрестности дивным ангельским пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Семей, зная, что его ждет смерть за уход из города, пренебрег предупреждением, причем не по действительно какой-то серьезной причине: страдания, смерть или беда близких людей, которые бы заставили его забыть все. Нет, из-за 2 беглых рабов он пренебрег словом царским, пренебрег своей жизнью. Потому Соломон вполне справедливо посчитал: «если ты слова царского не боишься, как же ты можешь бояться Бога? Значит, ты вообще не имеешь страха Божия» – ведь царь, и это отражено в учительных Книгах, действительно становился видимым проявлением могущества: если человек лгал царю, не боялся царя, пренебрегал царем, то же отношение было у него и к Царю Небесному. В данном случае царь земной являлся лишь отблеском, отсветом, каким-то отображением, прообразом Царя Небесного. Именно по этой причине апостол Павел повелевает служить господам независимо от того, какие они, просто потому, что они наши господа: если мы не служим видимому господину, который имеет возможность нас наказать, и мы его не боимся, то тем более мы не будем бояться Небесного Господа – настоящего нашего Хозяина. И точно так же повелевает он подчиняться властям. И еще с одним человеком пришлось расправиться Соломону. В Израиле в одно и то же время были два первосвященника: Авиафар у Давида и Садок у Саула, но вследствие своего вмешательства в заговор – возвести на престол Давидов Адонию, старшего его сына, Авиафар по воцарении Соломона был лишен звания первосвященника, которое исключительно перешло к Садоку. Так исполнилось слово Господа, которое Он сказал о доме Илия, – Авиафар был последним из священников дома Ифамара, к которому принадлежал Илий, а Садок, заступивший его место, был из рода Елеазара, и священство снова перешло в дом Ааронов. То есть правда Божия восторжествовала. Строительство храма О храме Божием Как создавался храм Соломона? Это очень интересная история. Чтобы понять место Иерусалимского храма в истории Израиля и еврейского народа, надо подробно рассмотреть, что происходило в те дни, когда Соломон строил храм.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet?fu...

Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар. «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23–27). Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана. Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Соломон Соломон . Означенное слово означает мирный. Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. ( I Nap. III, 5 ). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида ( I Nap. XXII, 8–10 ). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом ( II Цap. XII, 23 ). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше. Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета ( III Цap. I, 1 ), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вторая часть стиха опущена в Мф и Лк; она создает избыточность выражения, очень характерную для стиля Мк. 20. παρθ ‘отнимется’. Многозначительная параллель в ВЗ: этот глагол дважды используется в переводе Семидесяти в Ис 53:8, где соответствует евр. la ‘отнимать’ и gzar ‘отрезать’. Иисус, таким образом, говорит о Себе словами из Ис 53 — отрывка, в котором повествуется об уничижении и страданиях Отрока Господня. Первое (пока еще скрытое) предсказание о Страстях в Мк. 14. Срывание колосьев в субботу (2:23–28) (Мф 12:1–8; Лк 6:1–5) Перед нами “рассказ с изречением”, лишенный конкретных указаний на место и время. Апостол Марк здесь, как и в некоторых других случаях, воспроизводит дошедший до него элемент Предания, не стремясь искусственно привязать его к контексту или восстановить хронологическую последовательность. Событие могло произойти не позже чем в начале июня (упоминание зрелых и несжатых колосьев). 24. οκ ξεστιν ‘не должно’. Имеется в виду — запрещено Законом. Фарисеи усмотрели в том, что делали ученики, труд в субботу. В Мишне перечисляется “сорок без одного” главных видов труда; третьим по порядку видом названа жатва. В трактате Санхедрин 7:4, 8 за нарушение субботы предписывается в виде наказания побивать нарушителя камнями после первого предупреждения. Возможно, фарисеи рассматривали свое вмешательство как такое предупреждение. Ср. Ин 5:10. 26. π Αβιαθρ ρχιερως ‘при первосвященнике Авиафаре’. В 1 Цар 21 ‘священником’ назван Ахимелех, а Авиафар (впоследствии также первосвященник) был тем сыном Ахимелеха, который спасся от резни, устроенной Доиком Идумеянином. В некоторых рукописях добавлен артикль το, при котором отрывок приобретает значение ‘в дни Авиафара-первосвященника’, при чем не подразумевается однозначно, что Авиафар был священником в описываемое время. Некоторые рукописи Мк вовсе опускают упоминание об Авиафаре (так же в Мф и Лк), вследствие чего можно предположить, что рассматриваемый отрывок представляет собой ошибочную глоссу. Однако скорее всего смысл упоминания Авиафара в том, что именно этот первосвященник был особо тесно связан с Давидом. В самом тексте ВЗ замечается некоторая неясность в связи с различением Авиафара и Ахимелеха, ср. 1 Цар 22:20 с 2 Цар 8:17, 1 Пар 18:16 и 24:6.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

2 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам ( 1Цар. 21,5 ). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости. 2 при... Авиафаре. В 1Цар. 21,1–6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени и Авиафар, и Авимелех. 2 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх. 16,23.25 ; Лев. 23,3 ; Втор. 5,14 ), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом. Глава 3 3 пришел опять. События, описанные в ст. 1–6, происходят в ту же субботу, о которой говорится в 2,23–28. 3 должно ли..? Иисус, предвосхищая упреки фарисеев, продолжает учение о субботе, которое Он начал излагать в 2,25–28, и противопоставляет дух закона его букве. 3 составили... совещание. Т.е. замышляли зло («погубить Его») и делали это именно в субботу. с иродианами. В отличие от фарисеев, иродиане принадлежали не к религиозному, а к политическому движению, поддерживавшему династию Ирода (идумейского араба, т.е. нееврея по происхождению). Как и Ирод, они выступали за союз с Римом и зависели от этого союза. См. также 8,15; 12,13; Деян. 4,27 . 3 духи нечистые. Т.е. люди, одержимые нечистыми духами. 3 строго запрещал. Иисус не возбранял называть Себя Сыном Божиим, но запрещал делать это достоянием широкой гласности до определенного времени. 3 кого Сам хотел. Избрание двенадцати учеников происходило не спонтанно и не произвольно, а исключительно по определению Самого Иисуса Христа. Следует отметить, что избрание не зависело от желания призываемых, но только от воли Призывающего. 3 поставил... двенадцать. Двенадцать апостолов ( Мф. 19,28 ). которых и назвал апостолами. Эта фраза отсутствует в ряде греческих рукописей и в Синодальном переводе. Кроме этого места, Марк использует слово «апостолы» лишь однажды (6,30). Настоящими апостолами двенадцать учеников стали лишь после воскресения Иисуса, сошествия Святого Духа и их облечения Его силой. См. статью «Апостолы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мк.2:22 .  Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. (См. комментарии к Мф.9:14–17 ). Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим («приходят и говорят» – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. стих 16). Затем в 19-м стихе евангелист Марк употребляет прямое обозначение «поститься» вместо описательного выражения Матфея «печалиться». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении. Мк.2:23 .  И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Мк.2:24 .  И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Мк.2:25 .  Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Мк.2:26 .  как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? Мк.2:27 .  И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Мк.2:28 .  посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (См. комментарии к Мф.12:1–8 ). Евангелист Марк прибавляет к рассказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду, – это был Авиафар (стих 26). Так как в 1Цар.22:20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в Евангелии Марка вставкой, сделанной рукой малосведущего в Писании читателя Евангелия (Стэнтон, 1903, р. 145). Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутых имени (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 22. …И отвечал царь Соломон... матери своей (Вирсавии)... а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии?.. Странной представляться может просьба Адонии о позволении жениться ему на жене своего отца; ибо таковые нечестивые браки решительно воспрещены законом Моисеевым 425 . Вероятно, Адония основывал возможность своего брака с Ависагой на том обстоятельстве, что она была, хотя законной, но только формальной, а не действительной женой Давида 426 . ... Проси ему также и царства, – продолжал Соломон своей матери об Адонии, – ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав... военачальник, друг. Т. е., не очевидно ли, что своим искательством руки Ависагиной – мой старший брат обнаруживает свое посягательство на трон и, следовательно, на мое низложение? Исполни я желание его, – и он, конечно, примет это как благодарность с моей стороны за уступку царственных прав, будто бы, принадлежавших ему по старейшинству; и, конечно, не замедлит снова заявить эти нрава, при пособии преданных ему: Иоава военачальника и Авиафара первосвященника. Ст. 23–24. …И поклялся царь Соломон Господом, говоря ныне же Адония должен умереть... Эта поспешность вызывалась нуждою тотчас же предупредить междоусобную войну, которую предвидел Соломон со стороны коварного и честолюбивого брата своего, раздраженного отказом получить руку Ависаги. Впрочем, Адония заслужил себе смерть уже и прежним своим мятежом, еще при жизни своего отца. По словам блаж. Феодорита, Соломон, радея о безмятежии царства, повелел умертвить Адонию 427 . Ст. 27. …И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме… Это слово Господа возвещено было, некогда, пророком Самуилом, что первосвященническое достоинство отнято будет от потомства Илиева и передастся в другую фамильную ветвь Ааронову 428 . Авиафар, потомок Илиев, по общему мнению, происходил от корня Ифамара, младшего сына Ааронова. Садок же, к которому перешло теперь первосвященническое достоинство, происходил от корня Елеазара, старшего сына Ааронова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010