Это было тем необходимее, что, несмотря на окончательное провозглашение Соломона царем, во дворце продолжали существовать сторонники Адонии, к которым принадлежали даже такие лица, как великий священник Авиафар и военачальник Иоав. Нужно было сломить и уничтожить эту партию, и когда Адония однажды косвенно заявил свое притязание на престол просьбою о позволении ему жениться на последней наложнице Давида (Ависаге), то Соломон воспользовался этим случаем, чтобы окончательно устранить опасность посягательств на его престол. Адония был предан смерти, Авиафар «удален от священства Господня», опасный интриган Иоав также лишен был жизни, несмотря на то, что он искал убежища в скинии. Той же участи подвергся и Семей, который хотя и прощен был Давидом за свое злобное издевательство и злословие над ним, но при этом обнаружил такую ненависть к Давиду, что его невозможно было терпеть при себе юному царю. После этого Соломон до позднейших лет своего царствования наслаждался глубоким миром, который составляет отличительную черту его царствования. Как могущественный государь, он легко приобретал дружбу соседних государей и египетский фараон даже выдал за него свою дочь, с рукой которой Соломон получил в приданое важный город Газер, командовавший равниной Филистимской – этой большой дорогой между Египтом и Месопотамией 188 , Как для израильтян, так и для окружающих их народов этот союз красноречиво свидетельствовал о том высоком положении и политическом значении, которого достиг избранный народ. Невольно рисуется поразительная противоположность теперешнего его состояния с тем, в каком он находился, будучи презренным рабом гордых фараонов. Так чудесно исполнил Бог все Свои великие обетования. Вместе с государственным наследством, Соломон получил от Давида и богатое духовное наследство – его преданность религии отцов. «И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего». Для изъявления благодарности за доброе начало своего царствования юный царь отправился в Гаваон, где находился главный жертвенник, и там принес богатую жертву – в тысячу всесожжении 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Вообще, в еврейском предании молитва Манассиина окружена различными мифическими сказаниями и легендами. Так, св. Иоанн Дамаскин приводит сказание из Юлия Африканск ого, будто, силою молитвы Манассии сокрушились на нем сами собою железные узы, которыми он был окован в Вавилоне по повелению Ассирийского царя (Асаргаддона). Таргум неоднократно повторяет это сказание, раскрашивая его различными баснями, будто бы, Халдеи посадили Манассию в медную клетку с многочисленными мелкими отверстиями, и для истязания своего пленника разложили вокруг клетки огонь. Несчастный завопил о помощи к богам, но они остались глухи к его воплям. Тогда он обратился с горячей молитвой к Иегове. Чтобы воспрепятствовать сой молитве дойти до Бога, ангелы замкнули все всходы на небо. Но через одно отверстие, внизу Своего престола, Бог услышал молитву Манассии, сокрушил медную клетку, в которой он находился, и определил возвратить его на царский престол 828 . 750 Bib. de Vience, t. VII, р. 373. Как противорелигиозен после этого оказывается католический догмат о светском властительстве пап. 757 Через известного первосвященника Илия, по следующей линии: Илий, Офни, Ахитов, Ахия, Авиафар, Ахимелех (см. Библ. биогр. Слов. Яцк. и Благ. т. 2, стр. 175). 760 Однако же, это двоевластие, вызываемое нуждою при двойственном богослужении в двух скиниях, прекратилось с учреждением единичного богослужения при храме. Первосвященство осталось в одной линии Садока. Но еще при Давиде – отец Ахимелеха, Авиафар ( 2Цар. 8:17 ) был устранен от должности за свой мятежнический дух ( 3Цар. 2:26–27 ). 777 Золота жертвовано 5,000 талантов (300,000 фунтов) и 10,000 драхм (150,885 фунтов); серебра 10,000 талантов (600,000 фунтов); меди 18,000 талантов (1,080,000 фунтов); железа 100,000 талантов (т. е. 6,000,000,000 фунтов). Читать далее Источник: Обозрение исторических книг Ветхого завета, составленное ректором Владимирской духовной семинарии, протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим синодом для употребления в духовных семинариях в качестве учебного руководства. – 3-е изд. – Владимир-губернский: типо-лит. В.А. Паркова, 1897. – XIV, 432 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Дело в том, что законным первосвященником был Садок, первосвященство Авиафара не имело твердых канонических оснований, как впрочем и первосвященство Илия, известного деятеля времен пророка Самуила. Авиафар был прямым потомком Илии. У первого первосвященника, у брата Моисеева Аарона было четыре сына. Двое из них — Надав и Авиуд за преступление, за принесение огня чуждого пред Господом были умерщвлены Богом. Осталось двое: старший — Елеазар и младший — Ифамар. Первосвященником, согласно закону Моисееву является старший в роду Аарона. Т.е. после смерти Аарона — старший сын, после смерти старшего сына — старший сын старшего сына и т.д. В силу каких-то не вполне ясных для нас причин, о которых Св. Писание не говорит, на какой-то период времени первосвященство оказалось не в линии Елеазара, а в линии Ифамара. И вот Илий, равно как и Авиафар, были потомками Ифамара, а не Елеазара. Садок же был потомком Елеазара. Узнав о помазании Соломона на царство, Адония бежал, пытался найти убежище у жертвенника Господня и вышел оттуда только когда Соломон поклялся пощадить его жизнь. Затем Давид передает Соломону все чертежи будущего храма, еще раз называет перед своими старейшинами своим наследником и преемником и в подтверждение воли царя приносятся жертвы. Именно тогда Садок получает помазание в первосвященника. Давид позаботился не только о внешнем устроении храма, но и о внутреннем содержании богослужения в будущем храме, он сделал распоряжения о порядке служения священников и левитов в храме. Перед своей кончиной Давид еще раз призывает наследника и преподает ему последнее благословение и завещание исполнять волю Божию, исполнять заповеди и предания Моисея. Он дает несколько конкретных советов относительно приближенных лиц: одних Соломон должен был удалить, а других приблизить и возвысить. Давид завещает Соломону изгнать Иоава вследствие того, что Иоав изменнически убил двух почитаемых в народе вождей — Амиссая и Авенира. Давид не стал мстить за это, по всей видимости, из опасения какой-то новой смуты и ради единства народа. Потому что многие поддерживали Иоава и расправа над Иоавом могла в тот момент привести к новому расколу.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Во-вторых, деяние Адонии, в сущности, еще не было и преступлением. Что такое он сделал на самом деле? – овладел тайно Ависагой насилием или хитростью? Нет, он только просил у Соломона дозволения взять Ависагу себе в жену. Разве не во власти Соломона было отказать? Соломон имел право взглянуть на это, как на опасное поползновение, но не как на преступление, и потому совершенно было бы достаточно изгнать Адонию из пределов еврейской земли с воспрещением возвращаться под угрозой смертной казни. Допустим, наконец, что Адония был очень опасен, партия его была сильна, и интрига при дворе иерусалимского царя достигла таких опасных размеров, что, с точки зрения политической мудрости, следовало отрубить голову даже родному брату, если не для спасения трона, то, по крайней мере, для предотвращения продолжительных и серьезных неприятностей, но, при этом, должны допустить и то, что ни один еврей не считал подобного факта возможным в кроткое правление Давида, проливавшего слезы о Сауле, казнившего убийц Иевосфея, воздержавшегося от решительных мер против Мемфивосфея, и проч. От нового царствования повеяло новым духом.. Гром упал не на одну голову Адонии. Первосвященник Авиафар продолжал жить в Иерусалиме, хотя, после участия в заговоре Адонии и после помазания Соломона на царство Садоком, вероятно, должен был уступить первенство последнему. Соломон пожелал теперь отделаться от него окончательно и находил его достойным смерти, но, в уважение того, что он был некогда другом Давида, он ограничился ссылкой его в Анафоф, на его поле, т. е. в один из городов, которые, вместе с их ближайшей окрестностью, отведены были для жительства священникам еще при И. Навине 451 . Таким образом, Авиафар был лишен первосвященнического достоинства 452 . Когда молва об этой новой каре долетела до Иоава, он не мог более сомневаться в своей участи и поспешил в последнее убежище – в скинию, под защиту жертвенника Господня. Очевидно, Иоав думал, что ему грозит казнь не за убийства, потому что закон отнимает у убийц право убежища при алтаре 453 , а за политическую неблагонадежность, и потому надеялся, что религиозное чувство Соломона не позволит ему пролить кровь человеческую у подножия алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Ведь Божие обетование было дано Давиду о том, что престол его будет утвержден во веки. В Послании к евреям апостол Павел повторяет слова этого обетования. «Я буду отцем Ему и Он будет Мне сыном». И тут же дает богословский комментарий: «кому бо рече, когда от Ангел, аз буду ему...» Кроме того, сам Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве, имеющей стать Богородицей, говорит, что Господь даст престол Давида Отца его, Имеющему родиться, т.е. прямо называет Давида отцом Спасителя. В этом смысле можно сказать, что царь Соломон был прообразом духовного Потомка Давида. Давид помнил обетования Божии, что в силу огромного количества пролитой им человеческой крови, ему не будет благословлено построение храма. Это осуществится только при его сыне. И поэтому он не дерзал приступать к постройке. Но все необходимое начал заготавливать. Было приготовлено место, начали готовиться материалы и т.д. Св. Писание достаточно подробно описывает все эти приготовления. Построение самого храма Давид отнес своему преемнику и при этом преемником своим назначил Соломона, хотя Соломон был десятым сыном Давида, отнюдь, не старшим. Давид призвал к себе Соломона, рассказал историю замысла построения храма и завещал ему исполнить этот замысел. Это публичное объявление Соломона преемником Давида послужило поводом к последней смуте в царствование Давида. На престол Давида самым вероятным претендентом доселе был четвертый сын Давида Адония, который пользовался видимым расположением отца и, естественно, считал себя наследником. И Адония идет по пути Авессалома, причем в партию Адонии приходят и такие влиятельные люди при дворе Давида, как полководец Иоав и первосвященник Авиафар. Во время пира приспешники Адонии открыто величают Адонию царем, Давид же об этом ничего не знал. О случившемся Давиду возвестил пророк Нафан и тогда Давид повелел торжественно помазать Соломона на царство. Помазание было совершено пророком Нафаном и первосвященником Садоком. Третья Книга Царств В это время было некое каноническое неустройство в самой структуре ветхозаветной церкви. Было два первосвященника и два религиозных центра. Древняя скиния Моисея находилась в Гаваоне, а главная святыня — Ковчег Завета находился в Иерусалиме в скинии Давида. Гаваонский жертвенник всесожжения был главным во всем царстве, там совершалось богослужение по всем чинопоследованиям, которые восходили к самому Моисею и там служил первосвященник Садок. А при ковчеге завета находился первосвященник Авиафар. Почему так произошло?

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Мы выше говорили, что только царь мог войти к женам своего предшественника, и потому просьба Адония, в связи с составленным уже заговором, представляется несомненно прямой изменой. Из слов Соломона (3 Ц. II, 22–24) очевидно, что он, не только немедленно понял значение просьбы Адония, но и догадался, или узнал о заговоре, в котором участвовали Авиафар и Иоав: «И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: «а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? Проси ему также и царства; ибо он мой старший брат; и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин (военачальник), друг«… …»ныне же – Адония должен умереть». С решительностью владыки востока Соломон принимает меры, долженствующие раз навсегда обеспечить спокойствие государства и престола его. Адония умирает от руки Ванея, и от руки его же погибает и Иоав, думавший найти убежище в ограде скинии, у жертвенника 332 . Авиафара Соломон лишает священства и удаляет в Анафоф, священнический город в уделе Вениамина по Иисусу Навину XXI, 18, который находился в трех милях на север от Иерусалима 333 и недалеко от Гаваона. Авиафара Соломон предупреждает, что только священнический сан спасает его от смерти: «И исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (II, 27). С этого времени линия первосвященников правильно продолжается в род Садока, потомка старшего сына Ааронова Елеазара, и двойственность первосвященников из двух линий сынов Аароновых прекращается 334 . Отныне Соломон царствуешь спокойно и мирно в Иерусалиме. Но прежде чем мы перейдем к царствованию Соломона, мы должны сказать несколько слов о двух книгах, из которых одна заключает в себе песнопения Давида, а другая относится по-видимому ко времени царствования Давида, но начертана в стране чужеземной и сделалась известною в Палестине лишь во времена Соломона. Глава VIII. Псалтирь Пред нами книга, которая не только отвечала требованиям души человеческой до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, но которая осталась драгоценною и человеку просвещенному великим светом истины и благодати, внесенной в мир воплощенным Словом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Спустя много времени после того, святая Нина вошла, под видом странницы, в город Мцхет, причем называла себя пленницей. Когда она направлялась к царскому саду, то жена садовника, Анастасия, быстро вышла на встречу ей, как бы к знакомой и давно уже ожидаемой. Поклонившись святой, она привела ее в свой дом и потом, омыв ее ноги и помазав голову ее маслом, предложила ей хлеба и вина. Анастасия и муж ее упросили Нину остаться жить у них в доме, как сестру, ибо они были бездетны и скорбели о своем одиночестве. Впоследствии, по желанию святой Нины, муж Анастасии устроил для нее небольшую палатку в углу сада, на месте которой и до сих пор стоит небольшая церковь в честь святой Нины, в ограде Самтаврского женского монастыря 563 . Святая Нина, поставив в этой палатке врученный ей Богоматерью крест, проводила там дни и ночи в молитвах и пении псалмов. Из этой палатки открылся светлый ряд подвигов святой Нины и чудес, совершенных ею во славу Христова Имени. Первым в Иверии приобретением Христовой Церкви была честная супружеская чета, приютившая у себя рабу Христову. По молитве святой Нины, Анастасия разрешилась от своего бесчадия и сделалась впоследствии матерью многочисленного и счастливого семейства, равно как – и первою женщиною, которая уверовала в Иверии во Христа раньше мужчин. Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Взяв больное дитя, святая Нина положила его на свое, устроенное из листьев, ложе; помолившись, она возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и потом возвратила его плакавшей матери живым и здоровым. С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иверийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Ее благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Многие – и особенно жены еврейские – стали часто приходить к Нине, чтобы послушать из ее медоточивых уст новое учение о Царствии Божьем и вечном спасении, и начинали тайно принимать веру во Христа. Таковы были: Сидония, дочь первосвященника карталинских евреев Авиафара, и шесть других женщин – евреянок. Вскоре уверовал во Христа и сам Авиафар, – после того как услышал толкования святой Нины на древние пророчества об Иисусе Христе и как они исполнились на Нем, как Мессии. Впоследствии сам Авиафар так рассказывал об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7). 3Цар.2:26 .  А священ­нику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое по­ле; ты досто­ин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Го­с­по­да пред Давидом, отцом мо­им, и терпел все, что терпел отец мой. 3Цар.2:27 .  И удалил Соломон Авиафара от священ­ства Го­с­по­дня, и исполнилось слово Го­с­по­да, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. Удаление Авиафара от первосвященства (26–27 ст.), равно как и казнь Иоава (28–34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников ( 3Цар.1:7 ). Анафов – левитский город в Вениаминовом колене ( Нав.21:18 ; Ис.10:30 ; Иер.1 и др.), на 1 1/2 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии ( Иер. 1:1 ), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями – мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» – в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома ( 2Цар.15:24–29 ), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид ( 1Цар.22:20–23 ); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, – без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле , ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», να πληρωθ, ( Мф.1:22 ) и под.), – грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия ( 1Цар.3:11–14 ): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара ( 1Цар.22:20 ), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона – в линию Елеазара ( Чис.25:13 ; 1Пар.24:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь Божие обетование было дано Давиду о том, что престол его будет утвержден во веки. В Послании к евреям апостол Павел повторяет слова этого обетования. «Я буду отцем Ему и Он будет Мне сыном». И тут же дает богословский комментарий: «кому бо рече, когда от Ангел, аз буду ему…» Кроме того, сам Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве, имеющей стать Богородицей, говорит, что Господь даст престол Давида Отца его, Имеющему родиться, т.е. прямо называет Давида отцом Спасителя. В этом смысле можно сказать, что царь Соломон был прообразом духовного Потомка Давида. Давид помнил обетования Божии, что в силу огромного количества пролитой им человеческой крови, ему не будет благословлено построение храма. Это осуществится только при его сыне. И поэтому он не дерзал приступать к постройке. Но все необходимое начал заготавливать. Было приготовлено место, начали готовиться материалы и т.д. Св. Писание достаточно подробно описывает все эти приготовления. Пост роение самого храма Давид отнес своему преемнику и при этом преемником своим назначил Соломона, хотя Соломон был десятым сыном Давида, отнюдь, не старшим. Давид призвал к себе Соломона, рассказал историю замысла построения храма и завещал ему исполнить этот замысел. Это публичное объявление Соломона преемником Давида послужило поводом к последней смуте в царствование Давида. На престол Давида самым вероятным претендентом доселе был четвертый сын Давида Адония, который пользовался видимым расположением отца и, естественно, считал себя наследником. И Адония идет по пути Авессалома, причем в партию Адонии приходят и такие влиятельные люди при дворе Давида, как полководец Иоав и первосвященник Авиафар. Во время пира приспешники Адонии открыто величают Адонию царем, Давид же об этом ничего не знал. О случившемся Давиду возвестил пророк Нафан и тогда Давид повелел торжественно помазать Соломона на царство. Помазание было совершено пророком Нафаном и первосвященником Садоком. h9 Третья Книга Царств В это время было некое каноническое неустройство в самой структуре ветхозаветной церкви. Было два первосвященника и два религиозных центра. Древняя скиния Моисея находилась в Гаваоне, а главная святыня – Ковчег Завета находился в Иерусалиме в скинии Давида. Гаваонский жертвенник всесожжения был главным во всем царстве, там совершалось богослужение по всем чинопоследованиям, которые восходили к самому Моисею и там служил первосвященник Садок. А при ковчеге завета находился первосвященник Авиафар. Почему так произошло?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

80. Кто был первосвященником, когда Давид вошел в дом Божий и ел хлеб предложения: Авиафар (Марка 2:26) или Ахимелех (1 Царств 21:1; 22:20)? (категория: неверное понимание еврейских традиций и неверное понимание исторического контекста) Иисус сказал, что событие это произошло “при первосвященнике Авиафаре”, но из 1Царств мы знаем, что Авиафар в то время не был первосвященником, этот сан носил его отец, Ахимелех. Если бы вы рассказывали анекдот, который начинался словами: “Когда царь Давид был еще пастушком…”, то вы не сделали бы ошибки даже несмотря на то, что Давид не был царем в то время. Точно также Иисус сказал и об Авиафаре, который вскоре после упомянутого происшествия должен был стать первосвященником. Именно назначение его первосвященником и напоминает нам об этом человеке. Более того, случай с Давидом действительно произошел “при первосвященнике Авиафаре”, ведь он был жив в то время и был непосредственным участником этого события. Мы знаем из 1 Царств 22:20, что он едва спасся, когда люди Саула убили его отца, всех родственников и разрушили город, в котором они жили. Поэтому фраза Иисуса вполне приемлема. (Archer 1994:362) 81. Было ли тело Иисуса умащено благовониями и завернуто в саван согласно погребальному обычаю иудеев в день смерти (Иоанна 19:39–40) или женщины пришли с благовониями, чтобы умастить тело на следующий день (Марка 16:1)? (категория: тексты совпадают, за исключением незначительных деталей) Отрывок Иоанна 19:39–40 четко говорит о том, что Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса, обвили его пеленами и умастили смирной и алое, которых, кстати, было более 34 кг. Нам известно из синоптических Евангелий, что тело было завернуто в большой саван. Исходя из всех известных фактов, здесь нет никакого противоречия. То, что авторы синоптических Евангелий не упомянули об использовании благовоний во время процедуры погребения, не означает, что их не применяли. Если предположить, что отрывок из Марка 16:1 говорит о том, что женщины надеялись провести весь погребальный ритуал самостоятельно, то им нужны были бы полосы полотна, которым оборачивали тело покойного, но Марк не упоминает о них. Вероятнее всего они пришли туда, чтобы в последний раз проявить преданность своему Господину и добавить благовоний от себя к тем, которыми Иосиф и Никодим умастили тело Иисуса.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010