Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Пророческий ярус в наших иконостасах не имеет тесной внутренней связи с ярусом праздничным. Памятники византийской и поздне-греческой иконографии, а равно и греческий подлинник Дионисия, представляют довольно многочисленные примеры изображения праздников с предсказавшими о них пророками; но этот параллелизм не проник в наши иконостасы, хотя в этих последних праздники и пророки писались иногда даже на одних и тех же досках. Праотеческий ярус Над пророками в иконостасе помещается праотеческий ярус, который встречается в старинных иконостасах значительно реже пророческого. Средину его обыкновенно занимает икона Отечества, на которой изображались на облаках среди сонма небесных сил Бог Отец в виде старца с державою в руках, – Сын Божий с крестом в руке и над Ними Св. Дух в виде голубя. Затем, первые места подле иконы Отечества принадлежали обыкновенно Адаму, Еве и Авелю, за которыми следовали и прочие праотцы. Укажем памятники. Состав праотеческого яруса в Георгиевском соборном храме новгородского Юрьева монастыря такой: посредине образ Отечества, по правую (от зрителя) сторону которого помещены иконы – Евы, Сифа, Ноя с ковчегом в руках, Авраама, Иакова, Вениамина и Азарии; по левую сторону – Адама, Авеля, Еноха, Мельхиседека, Исаака, Иосифа и Иова. По описи Кирилло-Белозерского монастыря за 1802 год, праотеческий ярус иконостаса в монастырской церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи состоял из следующих икон: на среднике написан Бог-Отец, сидящий на престоле и имеющий в Своих недрах Младенца Иисуса; направо (по отношению к зрителю) от средника праотцы: Иоиль, Иосия 161 , Асир, Авель, Авраам, Иаков и Иосиф; налево: Адам, Сиф, Мельхиседек, Исаак, Иов, Дан и Симеон 162 . В рукописном сборнике Софийской библиотеки, хранящемся в библиотеке с.-петербургской дух. академии за есть целая глава «О тридесяти, и семи святых, праотец» 163 . В этой главе рекомендуется следующий порядок размещения икон в праотеческом ярусе: посредине – Отечество, по правую сторону которого – все ветхозаветные праотцы от Адама и до Авраама, а по левую сторону – от Авраама и до начала подзаконного периода ветхозаветной церкви. Конечно, этот порядок не считался безусловно обязательным на практике. Даже иконописные подлинники расходятся с указаниями Софийского сборника. Таков, например, подлинник г. Тиханова.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

«Как единородный Сын Божий, говорит один из богословов церкви Российской, воспринявший в единство своей Божеской Ипостаси человеческое естество, Господь Иисус, вошедши в славу Свою, юже имел у Отца, прежде мир не бысть, навсегда пребудет в оной вечной славе, навсегда останется царём неба и земли, купно с Отцом и Св. Духом, и в этом смысле царствию Его не будет конца. Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Письмо 143. Пресвятая Дева Мария, Матерь Христа Царя есть Царица небесная Великой и неизреченной чести удостоено крестное древо, на котором Христос, воплотившийся Сын Божий, благоволил распяться ради нашего спасения. Сколь же должна быть восхваляема, почитаема и славима Та от века Богоизбранная Дева, от Которой Христос Спаситель наш воплотился и родился, и Которая сподобилась быть Матерью Божьею. «Все памяти Святых достославны, беседует ученик и преемник св. Златоуста, св. Прокл, но никто не может сравниться с Пресвятою Мариею, Матерью Господа. Авель именит жертвою, Енох славится благоугождением, Мелхиседек прославляется, как образ Христова первосвященства, Авраам возвеличивается, как отец верующих; Исаак восхваляется, как прообраз Христа, Себя Самого приносящего за нас в жертву, Иов заслужил удивление терпением, Моисей знаменит, как законодатель, Илия достохвален, как ревнитель, Исайя достославен, как богослов, Даниил достоуважаем, как прозорливец, Иезекииль досточуден, как созерцатель неизреченного, Давид прославляется, как праотец таинственно Родившегося... Но все это ничто в сравнении с тем, чего удостоена Богородица Мария. Ибо все они видели Христа только в гаданиях; а Сия во чреве носила Его воплотившегося. Все они рабы и служители Царя небесного, а Она раба Господня, и купно Царица – Матерь Господня». Велико и высоко достоинство Апостолов, Предтечи и Крестителя Христова, Архангелов и всех сил небесных, но имя, честь и достоинство Пресвятой Девы Марии паче всякого имени, паче всякой чести и славы земной и небесной. Она, яко Матерь Всецаря Христа, есть Царица небесная и земная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Феодор Раифский. Предуготовление (перевод А. И. Сидорова)/Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003. – С. 390. Леонтий, схоластик Византийский. О сектах (пер. Г. И. Беневич)/Полемические сочинения. – Краснодар, 2001. – С. 253. Иоанн Дамаскин, преп. О сложной природе против акефалов//Христологические и полемические трактаты. – М, 1997. - С. 196. Сами армяне предпочитают переводить кирилловскую формулу как «единая природа Бога Слова воплощенн ого», что грамматически является не верным. Исповедание веры императора Юстиниана против трех глав//Деяния Вселенских Соборов. Т. 5. С. 295. Письмо 228 (236). К Амфилохию//Василий Великий, арх. Кесарии Каппадокийской, святитель. Письма. – М, 2007. С. 418-419. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). – Сергиев Посад, 1914, с. 497. Сам профессор, ссылаясь на сочинение Тертулиана «О душе», считает, что понятия «природа» и «сущность» далеко не взаимозаменяемые: «Οσα обозначает собой постоянный и неизменяемый субстрат бытия (τ εναι); σις же скорее совокупность его существенных свойств, выражающихся во внешнем проявлении». Там же, с.497-498. Многие зарубежные исследователи приписывают это письмо не св. Василию, а его брату св. Григорию Нисскому. Например, Fedwick P.-J. A Commentary of Gregory of Nyssa or 38-th Letter of Basil of Caesarea//Orientalia christiana periodica. Roma, 1978. V. 44. Fasc. 1. P. 31-51. В данном случае это не имеет принципиального значения, потому как св. Григорий Нисский почитается в ААЦ наравне со св. Василием Великим. Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна. Том 2, книга 11, глава IX. – М., 2001 - С. 727. О том, что люди единосущны между собой св. Кирилл говорит множество раз на протяжении толкования на Евангелие от Иоанна. Например: «Если же христоборцы по этой причине [разности имен Слова и Отца] вообразили, что Сын не единосущен Отцу, так как ни Отец не есть Слово, ни Слово не есть Отец, и признали, что единство природы рассекается различием имен, то пусть скажут нам, как праотец Адам будет единосущен со своими потомками, когда ни сам он никогда не может быть Авелем, ни Авель Адамом? Но различие имен не устраняет тожества существа. И если это так о происшедшей и тварной природе, то не нечестиво ли думать это о нетварной Природе, превосходящей все созданное? Итак, если бы Он был иносущен, то не был бы Словом Истинным, а так как Он единосущен, то есть Истинное Слово». Том 2, книга 7. С. 383.

http://bogoslov.ru/article/4493923

Разделы портала «Азбука веры» Авель – согласно Библии – второй сын Адама и Евы , «пастырь овец». Его имя (евр. хэвел ) означает дуновение ветра, пар, суета (тщета) , что связано, по мнению некоторых комментаторов, с разочарованием родителей в старшем сыне (Каине), не ждавших радости и от второго. (Возможна нейтральная этимология – от аккадского aplu – сын ). Убит старшим братом Каином из зависти, так как его жертва, принесенная «от первородных стада», была принята Богом, а жертва Каина, «от плодов земли», – отвергнута. Выбор обусловлен внутренним расположением приносящего, а не материальным качеством жертвы. Авель становится первым сознательным олицетворением добра в противоположность Каину, который, являясь представителем зла, ненавидит его за праведные деяния. В этом – трагическая диалектика добра и зла. Авель является первым христианским мучеником и первым гонимым праведником, с которого начинается ряд невинно убиенных. Отцы Церкви наиболее подробно развивают идею прообраза Авеля Иисусу Христу , указывая, что он был: Вильям Бугро. «Первый траур». 1888 ( Быт.4 ). Церковная память – в « Неделю праотец » (первое из двух воскресений перед Рождеством Христовым); в некоторых греческих Месяцесловах – 1е и 20е марта. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/avel

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Авель» найдены статьи: АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Авель.html

    Щедровицкий Д.В. Беседы о книге Иова. М.: Оклик, 2005.     Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992. Указатель библейских событий, лиц, местностей и притч, упомянутых преподобным Андреем Критским в Великом каноне     Аарон, брат Моисея (5.12) — 206, 263, 355, 388, 417, 419, 420, 422, 466, 468, 499, 503—505, 509, 572—573, 659, 667, 705—706, 741     Авель (1.8) — 5, 47—53, 157—158, 163, 175, 247, 388, 390, 808     Авессалом, сын Давида (7.8) — 22, 564—566, 568     Авирон (6.2) — 111, 465—468     Авраам, праотец (3.13) (3.14) (3.15) — 184—185, 240—248, 250, 251, 254, 256, 257, 262, 263, 268—270, 298, 335, 404, 406, 481, 743, 772     Агарь (3.17) (3.18) — 254—258, 326     Агнец Божий (1.16) — 11, 68, 70, 89, 305, 349, 350, 356, 364, 462, 505, 558, 569, 614, 697, 709, 736, 738     Адам, праотец (1.3) (1.6) (2.24) — 17—20, 29—33, 40—48, 61—62, 91, 110, 113, 115—117, 120—124, 127, 136, 157—159, 161—162, 166, 197, 201, 210, 213, 217, 260, 330—331, 345, 352, 354, 362, 383,447,448,459, 487, 497, 503,505, 516, 524, 537, 540,543, 692, 759—760,767, 769, 807, 817, 822, 830, 839, 845     Азария (8.11) — 538, 638, 676     Амалик (6.11) — 509—510, 512, 515, 525, 572     Ахав (7.13)(7.14)(7.15) — 584—585, 588—590, 592—594, 596—597     Ахитофел (7.9) — 564, 566, 568, 569     Бегство Ионы в Фарсис (8.10) — 671—674     Блудница, помазавшая миром ноги Христовы в доме Симона фарисея (2.5) (2.22) (8.14) (8.17) (9.16) (9.18) — 110—112, 118, 138, 145, 691, 694, 706, 799—801, 806     Богоборчество Иакова (4.9) — 312—325     Брак в Кане (9.12) — 736—738, 780—781, 783, 785     Вавилонская башня (2.35) — 161, 180, 352, 489     Волхвы (9.7) — 422—424, 761—762     Воплощение Христово (9.6) — 37, 72, 92, 98, 100, 111, 127, 148, 153, 195, 197, 218, 251, 260, 261, 285, 331, 332, 435, 461, 561, 672, 730, 742, 746, 763, 767, 793, 845, 846, 848     Воскрешение сына Наинской вдовицы Христом (9.13) — 787, 789     Воскрешение сына Сарептской вдовицы Илией (7.15) — 594

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Если же христоборцы по этой причине вообразили, что Сын не единосущен Отцу, так как ни Отец не есть Слово, ни Слово не есть Отец, и признали, что единство природы рассекается различием имен, то пусть скажут нам, как праотец Адам будет единосущен со своими потомками, когда ни сам он никогда не может быть Авелем, ни Авель Адамом? Но различие имен не устраняет тожества существа. И если это так о происшедшей и тварной природе, то не нечестиво ли думать это о нетварной Природе, превосходящей все созданное? Итак, если бы Он был иносущен, то не был бы Словом Истинным, а так как Он единосущен, то есть Истинное Слово. Ин.10:37-38. Аще не творю дела Отца Моего, не веруйте Ми, аще же творю, и аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте, да познаете и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем    Говорит вот что. Так как легко кому-либо называть Бога Отцом, но доказать это посредством дел трудно и даже невозможно для твари, то посредством богоприлично совершаемого Мною, говорит, Я являюсь равным Богу и Отцу. И вы ничего не представите в свою защиту, если не веруете, между тем как знаете по опыту, что Я равен Богу и Отцу, так как совершаю свойственные Богу дела, хотя благодаря плоти Я и явился подобным вам, как один из многих. Отсюда можно понять значение слов: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10), ибо тожество существа производит то, что Отец есть и является в Сыне и Сын в Отце. Так ведь и у нас существо отца нашего познается в рожденном от него и в рождающем опять — существо рожденного (открывается). Это потому, что одно определение природы у всех, и все — одно по природе. Но так как мы отделяемся телами, то многие — уже не одно, чего нельзя сказать о Боге по природе, ибо Божественное бестелесно, хотя мы и мыслим Святую Троицу в отдельных существованиях (или ипостасях — ν διαζοσαις πξεσι). Так, Отец есть Отец, а не Сын, Сын же опять есть Сын, а не Отец; и Дух есть особо Дух Святой, хотя и не находятся в разделении (ν διαστσει) по причине общения и единства Друг с Другом.    Троица Святая, в Отце познаваемая и в Сыне и в Духе Святом, — по названиям они различаются между собою (численно), но без распадения на части — и в Каждом Каждый всецело познается, ибо неделим и не пространственен есть Бог, — отдельное имеющий и ипостасное бытие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

В христ. традиции А. понимается как первый гонимый праведник и первый мученик, с убийства к-рого начинается история преследования праведников. Спаситель, предсказывая суд над фарисеями и книжниками, говорит, что с них будет взыскана кровь всех праведников, «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф 23. 35; Лк 11. 51; ср. 1 Ин 3. 12). В этих словах Господа А. первый в истории пророков, пострадавших ради правды, пророчествовавший о Христе не словом, но своим жертвоприношением и смертью (Августин. О Граде Божием. XV 18). Свт. Иоанн Златоуст сравнивает его со св. Иоанном Предтечей (Против Иудеев. VIII 8). Это понимание А. как мученика нашло отражение в визант. и слав. гимнографии: «                                            » (Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. праотец//Минея (СТ). Декабрь. Л. 78). А. понимается также как прототип христианина (Tertullianus. Adversus Judaeos 5; Augustin. Contra Faustum. XII 9; Августин. О Граде Божием. XV 1), как образец праведности, к к-рому должно стремиться: «                                        » (Тропарь 1-й песни покаянного Великого канона Андрея Критского//Триодь Постная. Ч. 1. Л. 295). В молитвах вост. и зап. литургий жертва А. соотносится с богоугодными жертвами Ноя , Мелхиседека и Авраама : «                                    » (Молитва приношения литургии свт. Василия Великого//Служебник. Т. 2. С. 382); «прими [жертву Евхаристии], как благоволил принять дары отрока Твоего праведного Авеля» (Евхаристическая молитва I//Чин мессы. Пессано, 1993. С. 38). Как в НЗ, так и в последующей христ. традиции А. также является прообразом Иисуса Христа. В Послании к Евреям (12. 24) А. - это прообраз Христа, ибо кровь А. взывает к искуплению (Быт 4. 10), кровь же Иисуса совершает это искупление (1 Ин 1. 7; Евр 9. 12-15; 10. 19-22). А.- прототип доброго Пастыря, принесшего праведную жертву (см. у Исидора Севильского (Allegoriae quaedam sanctae Scripturae//PL. 83. Col. 99)), жертвоприношение и смерть к-рого прообразует страдания Христа (см. у Григория I Великого (Moral. in Job//PL. 76. Col. 515)). Место убийства А., согласно блж. Иерониму (Commentarium in Ezechielem. 8. 27. 316), находилось недалеко от Дамаска (см. также Авила ).

http://pravenc.ru/text/71275.html

персидские с Нирсою, 20 нояб.    Мучч. персидские в Мартирополи 16 февр. Мучч. визанийские (до 70) при Валенте, 5 и 29 сент.    Исповедники (до 80) в Едесе от ариан, 25 авг.    Преподобные пустынники египетские, от Феофила патриарха пострадавшие, 10 июля (др. 10,000).    Мучч. пострадавшие с Марком, 27 окт.    Мучч. цареградские с Иулианом, 9 авг.    Мучч. цареградские со Стефаном новым, 28 нояб.    Иноки, избиенные в обители св. Саввы, 20 мар.    Мучч., коих мощи обретены во Евгениевых, 22 февр. Указатель 2    к II в отделам дня, т. е святых, находящихся в греческих стишных синаксарях свыше славянских полных печатных святцев и в других памятниках греко-славянских, и святых, дни памятей коих неозначены в полных месяцесловах восточных. Аарон первосвященник 20 июля.     Аввакир, преп. египетский, без числа.     Августин, еп. иппон., 15 июня.     Авда муч., 5 дек.     Авель, сын Адама 1 и 20 мар.     Авиан, 2 июля.     Авив, муч. из Ермуполя, 13 марта.     Авксентий, муч. 1720 г. 25 янв.     Авксентий муч., 10 апр.     Авксивий, еп. Солона кипрского, 17 февр. и 23 апр.     Авраамий, 29 сент.     Авраамий со Стефаном и другими, 29 сент. и 31 окт.     Авраамий, 22 дек.     Аврикий (Авиркий у иных), муч., 28 февр.     Агапит священномуч., 5 июля.     Агапий архимандрит, 11 янв. Агапий, преп. ватопедский, 1 марта.     Агапий с Никифором и Харисием, 1 марта.     Агапий пр., 19 мая.     Агапий с Агапионом, 22 ноября.     Агапий с Селевком, 3 дек.     Агафа, 24 дек.     Агафангелл, преподобномуч. есфигменсий, 1819 г. 29 окт.     Агафангелл муч, 5 нояб.     Агафангелл, 25 ноября.     Агафодор муч., 2 февр.     Агафоклий, 17 сент.     Агафоник, 19 ноября.     Агафон пр., 8 янв.     Агафон, 22 янв.     Агафон, муч. во Фракии, 20 авг.     Агна, 20 янв.     Агния в темнице, 14 янв.     Агриппа с Саввою и др., 1 ноября.     Адам праотец, 1 мар.     Аделфий еп., 23 февр.     Аделфий, 28 сент.     Адриан, сын царя Прова, муч., 26 авг.     Адриан, с Саввою и др., 1 ноября.     Аза огнем, 21 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010