Согрешения же Каинова семдь. Первое 1408  зависть, еже позавиде брату своему Авелю в добродетелех, зане принесе Богу дары от первородных своих овец, Каин же от других, доброе же себе, а не Богу. Еже и ныне беззаконный закон, его беззаконницы держат, хуждшее Богу приносят, а лучшее себе употребляют. Тем же священник молится, глаголя: Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Ныне же не глаголют, еже Твоя от твоих Тебе приносим, но мое Тебе приношу, и о сем (л. 422) 1409  раскаиваются. Второе  лесть, с нею же веща брату рек, изыдеве на поле. Сице и ныне благотворящих прелщают и отводят от себе. Третие  убийство, прилог злобе, еже и ныне закон убийства держится, оттоле поченшися. Четвертое  яко братоубийца. Господу свидетелствующу: Предаст брат брата на смерть. Пятое  яко первый убийца и лукавству показатель всем живущим на земли, еже и доднесь от такова лукавства не престает человеческий род. Шестое  яко родителем плач сотвори. И оттоле мнози и ныне родители плачют, чад своих лишаеми (л. 422 об.) 1410  от неправедных убийц. Седмое  яко Богу солга. Вопрошен бысть, где есть брат твой Авель, и рече, не вем. Тако и ныне, в них же согрешают человецы в Божественых и глаголют, не ведая, но Бог тех ведущих множае имать мучити, не ведущих же не толико, но и те без муки не будут. Сия убо седмь согрешений от Каина прозябшии и доныне в роде сем лукавнем и грешнем пребывают в человецех. А  яже  седмь мук Каиновых , сия суть. Первое, проклята земля от Тебе. Второе, делати землю. Третие, и не приложит дати тебе крепость свою. Четвертое, (л. 423) 1411  стонание. Пятое, трясновение, и будеши, рече, трясыйся на земли. Шестое, юже сам Каин открыв, рек: Аще отженеши мя ныне от Тебе, и от лица Твоего скрыюся. Тяжчайшая мука, еже от Бога разлучение. Седмое, еже не укрытися мучения, но знамение проявлено всем проповедати стонания ради и трепета. И сих ради двоих вин жертвы неправедныя и зависти вся злая вниде в мир даже и доднесь. Коея ради неправды первый мир погибе потопом и коих ради добродетелей Ное сам есмь спасеся, аще не дары и приношенми лучшими и не раскаяйными. И первый от Бога завет прият, (л. 423 об.) 1412  на небеси знамение дугу поставлену, еже к тому не быти потопу, и по первом праотцы Адаме вторый всему человеческому роду отец наречеся. Такожде и Авраам, праотец наш, не дароношения ли ради угоди Богу, обетование прият и сына своего Исаака единороднаго возлюбленаго вознесе Господеви на всеплодие. И не усумнеся и вместо единаго яко звезды небесныя и яко песок морский умножи сыны тому Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Я бы сейчас отметил другую сторону этого дела, о которой говорится достаточно редко. Каин приносит от плодов земли. Вроде бы за это его не надо ругать, он же земледелец. А Авель все-таки приносит кровную жертву. Нет жертвы без крови. Вот это тоже причина, уже не духовно-нравственная, а скорее мистико-догматическая. Можно сказать, Каин не только поступил по принципу «на те, Боже, что нам не гоже». Он поступил и по еврейской поговорке: «Хотел легко отделаться». От греха не отделаешься иначе, как кровью, то есть кровь – это высшая мера. Только жизнь, потому что грех ведет к смерти. «День, в который вкусишь смерти, умрешь». Поэтому искупление греха не может быть без крови. Жертвовать – то есть отдать свое – можно и без крови, можно и от плодов земных. А вот очиститься от грехов – нет. Для очищения от греха – только кровная жертва. Очень важно усвоить, что жертва – это кровь. Современное либеральное сознание брюзжит: «Как так? Что это такое? Резали каких-то животных. Это бессмысленная трата, во-первых, этих самых животных. Во-вторых, это же плохо – убивать», – и так далее. Здесь вроде бы утверждаются высокие гуманистические идеи, чтобы опровергнуть саму идею жертвы. Это от нечувствия греха. Если человек не чувствует грех, он хочет легко отделаться. Светский человек – тем, что хорошо себя ведет, не нарушает законы – мало ли какие: государственные, на своем производстве, профессиональные. А если он верующий, то тем, что не нарушает заповеди, каноны: «Я же не убиваю, не краду, не лгу, все нормально». Как тот самый фарисей. Так вот нет. Это очень глубинно и очень важно: священство – это кровь. И меньше быть не может. Чтобы обнулить десятку, сколько из нее надо вычесть? Десять. Вычти хотя бы девять, уже не говоря про два-три, – от десятки еще очень много что останется. И поскольку возмездие за грех – смерть, то и прикрыть наготу грешного человека может только кровь. Должна быть вот эта самая жертва. Енос. Появление богослужения Праотец Енос. Дионисий. Фрески Рождественского собора. 1502-1503 гг. Жертва – это еще произнесение имени. Неслучайно Агнец, закланный прежде сотворения мира, относится к именам, которые записаны или не записаны в Книгу жизни. То есть жертва имеет глубинную связь с именем. Кровную жертву впервые совершает Сам Бог. Затем – сын Адама. А имя Бога впервые произносит внук Адама. Про Еноса говорится: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос. Тогда начали призывать имя Господне» (Быт. 4: 26). А до этого? Во-первых, если мы говорим «имя Господне» – смысл опять растворяется. Здесь священная тетраграмма. Нужно: «Тогда начали призывать имя Яхве». Как мы знаем, в иудейской традиции со времен Вавилонского плена это имя не произносится вообще. Это мог делать только первосвященник один раз в год во Святая Святых в храме. Поскольку сейчас нет храма – то нигде и никогда.

http://pravoslavie.ru/144467.html

города (Шестикнижие в пересказе Эльфрика (Aelfric-Paraphrase) - Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius B IV. Fol. 9, нач. XI в.). Завершающим эпизодом истории К. является его убийство Ламехом. Подробности обстоятельств убийства К. рассказаны в апокрифах. Во время охоты сын слепого Ламеха, Тувалкаин, наводивший лук отца, принял К., прятавшегося в кустах, за зверя, и Ламех, выстреливший из лука, насмерть поразил К. Так Ламех, не имевший возможности видеть, вопреки запрету Бога убил К. Изображение Ламеха с луком есть в Серальском Октатевхе (см.: Успенский. 1907. Табл. XII/31), в Октатевхах из Ватикана (Vat. gr. 747. Fol. 26v, 2-я пол. XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 47r, 2-я четв. XII в.), в мозаиках собора в Монреале и в росписи мон-ря в Дечанах. Подробный цикл (6 миниатюр) включен в Лицевой летописный свод 70-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз.). События жизни К. представлены в неск. композициях, объединяющих разные эпизоды: Рождение К.; Рождение Авеля; К. вскапывает землю лопатой; Авель с рожком пасет стадо (Л. 8 об.); Жертвоприношение К. и Авеля; Огорченный К. перед Богом; К. ведет Авеля в поле; К., за спиной к-рого находится бес, замахивается камнем на падающего Авеля; К. стоит перед Богом, наносящим знак на его лоб (Л. 9); К. убегает от лица Бога; Рождение у К. сына; Строительство К. городов (Л. 9 об.). Во всех сценах, кроме строительства городов, К. изображен безбородым. В последнем эпизоде - убийства К. Ламехом (Л. 10 об.) К. изображен седым старцем. Лит.: Успенский Ф. И. К-польский Серальский кодекс восьмикнижия. София, 1907. Вып. 12. (ИРАИК; 12); Wilpert J. I sarcophagi christiani antichi. Vat., 1929. Vol. 1/2; LCI. Bd. 1. Sp. 5-10; Bd. 2. Sp. 471-474; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949; idem. The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago, 1984; Марковин J., Марковин M. Циклус Генезе и старозаветне фигуре у параклису Св. Дuмumpuja//Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 323-352; Weitzmann K., Bernab ò M. The Byzantine Octateuchs. Princeton, 1999. 2 vol. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории

http://pravenc.ru/text/1319891.html

ИНОЕ. Если по той причине решили христоборцы, будто Сын не единосущен Отцу, что ни Отец не есть Слово, ни Слово не есть Отец, и поверили, что единство природы может быть рассечено разностью имен, то пусть они скажут нам, как праотец Адам будет единосущен происшедшим из него [сыновьям], когда ни сам он не может быть Авелем, ни Авель никогда не будет Адамом ? Но не упраздняет тождества сущности разность имен. И это – применительно к сотворенной и созданной природе. Как же не нечестиво будет думать так о несотворенной природе, превосходящей все сотворенное? Итак, как, будь Он иносущным, Он не был бы истинным Словом, так, поскольку Он единосущен, Он будет истинным Словом. ИНОЕ. Имена суть обозначения сущности (σημαντικ τν οσιν), особенно же – первые и наиглавнейшие, но в них можно увидеть большое различие. Ибо одни в наиболее общем виде обозначают сущие и дают родовое определение; другие же, разделяя обозначаемое общее на единицы, делают так, что показываются многие сущие. Как, скажем, имя «человек», употребляемое просто и абсолютно (πολελυμνως) 730 , обозначает весь человеческий род или саму сущность; а [имена] «Павел», например, или «Петр», «Иаков» или «Кифа», рассекая человечество на единицы, делают так, что суть многие человеки. Итак, различие имен принимается в отношении единосущных, однако не отторгает подпадающих под определение одного и того же вида от природного подобия по отношению друг к другу. Стало быть, когда Отец зовется Отцом, а Сын – Словом, то не будет по природе не подобен Тот Этому или Этот – Тому, имея различие в одних лишь именах. Ибо показано, что различие имен не нарушает природное подобие единоприродных (τν μοφυν) по отношению друг к другу. Значит, ничто не мешает Сыну быть единосущным Отцу; хотя Он и называется Сыном, а не Отцом, Он есть истинное Его Слово. Ибо, будучи проста, сущность Отца не допускает ничто иное посредничать в рождении происшедшего из Него по природе Слова, поистине единого с Ним, поскольку и Оно – Бог, и живым воссияло из живого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Второе лесть, с нею же веща брату рек, изыдеве на поле. Сице и ныне благотворящих прелщают и отводят от себе. Третие убийство, прилог злобе, еже и ныне закон убийства держится, оттоле поченшися. Четвертое яко братоубийца. Господу свидетелствующу: Предаст брат брата на смерть. Пятое яко первый убийца и лукавству показатель всем живущим на земли, еже и доднесь от такова лукавства не престает человеческий род. Шестое яко родителем плач сотвори. И оттоле мнози и ныне родители плачют, чад своих лишаеми от неправедных убийц. Седмое яко Богу солга. Вопрошен бысть, где есть брат твой Авель, и рече, не вем. Тако и ныне, в них же согрешают человецы в Божественых и глаголют, не ведая, но Бог тех ведущих множае имать мучити, не ведущих же не толико, но и те без муки не будут. Сия убо седмь согрешений от Каина прозябшии и доныне в роде сем лукавнем и грешнем пребывают в человецех. А яже седмь мук Каиновых, сия суть. Первое, проклята земля от Тебе. Второе, делати землю. Третие, и не приложит дати тебе крепость свою. Четвертое, стонание. Пятое, трясновение, и будеши, рече, трясыйся на земли. Шестое, юже сам Каин открыв, рек: Аще отженеши мя ныне от Тебе, и от лица Твоего скрыюся. Тяжчайшая мука, еже от Бога разлучение. Седмое, еже не укрытися мучения, но знамение проявлено всем проповедати стонания ради и трепета. И сих ради двоих вин жертвы неправедныя и зависти вся злая вниде в мир даже и доднесь. Коея ради неправды первый мир погибе потопом и коих ради добродетелей Ное сам есмь спасеся, аще не дары и приношенми лучшими и не раскаяйными (1Моис. 7). И первый от Бога завет прият, на небеси знамение дугу поставлену, еже к тому не быти потопу, и по первом праотцы Адаме вторый всему человеческому роду отец наречеся. Такожде и Авраам, праотец наш, не дароношения ли ради угоди Богу, обетование прият и сына своего Исаака единородного возлюбленого вознесе Господеви на всеплодие. И не усумнеся и вместо единого яко звезды небесные и яко песок морский умножи сыны тому Бог. Древнему же писанию, глаголющу: Всяк обет, иже обещает человек Господу от всего, елико ему есть (5Моис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—22— Впрочем 1 , не как в каждом из святых Бог Своим пребыванием освящает их, так находится Он и в Сыне, но Сам Сын есть сила и премудрость Отца, освящая всё, приобщающееся Ему в Духе. А Сам Он опять не по какому-либо причастию является святым, как мы, и не по благодати называется Сыном, но есть вечное рождение сущности Отца. Итак, противопоставляет Себя богам по усвоению, очевидно, как Сам по природе сущий то, что прилагается тем в качестве благодати. Посему о Нем говорится: «Кто подобен Тебе в богах, Господи», как имеющем это достоинство не по усвоению, а по природе. И ещё: «Кто в облаках сравнится с Господом или кто уподобится Ему в сынах Божиих» ( Пс.85:8, 88:7 ). Вот здесь Псалмопевец весьма ясно говорит, что ни среди пророков, которых образно называет облаками, ни среди возведённых в сыновство по благодати не может быть ни одного равного Тому, Кто есть Сын по природе. О нас написано: «Я сказал: боги вы и сыны Вышнего все, а вы, как люди, умираете» ( Пс.81:6–7 ), так что если мы не употребим всё старание на удаление от зла, весьма легко можем лишиться того, что получили. А получили мы по благодати название и сынов Божиих и богов, что Сыну принадлежит по природе. Итак, велико и неизмеримо различие между нами, по благодати названными сынами, и природным и истинным Сыном. «Словом» называет Сына Иоанн, усвояя Ему это название в собственном —23— смысле и как особенное обозначение Его существа. Напротив, если бы имя «Слово» относилось к Сыну не в значении природы и существа, то оно должно, конечно, выражать что-либо другое. И в таком случае необходимо решить, почему сущий по природе Сын назван Словом, если это имя не указывает на Его существо. Например, названия плотника или каменотёса или скорописца не определяют, что суть по природе обозначаемые (этими именами), но указывает, какое имеют они занятие. Если поэтому и это имя (Слово) не обозначает существа Сына и название «Слово» не представляет Его тем, что Он есть по природе, но надо сказать, какое имеет Он занятие, то зачем мы напрасно удивляемся Евангелисту? Каким образом Он мог быть назван «Сыном грома», как высказавший нечто великое и чрезвычайно важное, хотя Божественное Писание называет Сына многими именами? Но сказав «Слово», он изрёк нечто изумительное и чрезвычайное, и ничего другого не прибавил к нему (этому имени), как это видим о Павле: «Павел Апостол». Но достаточно было названия «Слово» для выражения существа Сына. Он, следовательно, есть Истинное Слово Отца, а не другой кто помимо Его. Если же христоборцы по этой причине вообразили, что Сын не единосущен Отцу, так как ни Отец не есть Слово, ни Слово не есть Отец, и признали, что единство природы рассекается различием имён, то пусть скажут нам, как праотец Адам будет единосущен со своими потомками, когда ни сам он никогда не может быть Авелем, ни Авель Адамом ? Но различие имён не устраняет тожества существа. И если это так о происшедшей и тварной природе, то не нечестиво ли думать это о не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Когда Адам был изгнан из рая, он в первое время пребывал недалеко от рая; взирая постоянно на него со своею помощницею, он непрестанно плакал, тяжко вздыхая из сердечной глубины при воспоминании о неизреченных райских благах, которых лишился и впал в столь великое злострадание ради малого вкушения заповедного плода. Так по повелению Божию он был переселен на то же место, на котором был создан из брения, дабы, где был создан из земли, там опять и возвратился в землю. Евреи и блаженный Иероним, а вслед за ним и многие другие повествуют, что Адам был сотворен на поле Дамасковом, имеющем красную землю, — недалеко от Хеврона.    Под этим Дамаском здесь разумей не тот город, который после потопа и умножения человечества сделался столицей Сирии и находился близ Ливанских гор, в котором затем Савл, гонитель христиан, будучи просвещен, стал Павлом, Христовым апостолом, но разумей особое место, поле Дамасково, так прозванное после убиения Авеля, вблизи которого впоследствии, во дни Авраама, был город Хеврон. Там же недалеко находился и Мамврийский дуб, где потом святой Авраам устроил себе двойную пещеру и был в ней погребен с Саррою. И досточтимо место сие, потому что на нем погребены святые праотцы Адам, Авель, Авраам, Исаак и Иаков, а также и святые праматери Ева, Сарра, Ревекка и Лия (кроме Рахили, которая погребена в Вифлееме).     Поле это обладает дивной красотой и изобилием плодов, как бы второй земной рай. Земля этого поля весьма хороша для горшечного производства и лучше всякой другой земли; ныне ее сарацины копают, доставляют в Египет, Индию и Европу и продают ее по дорогой цене. Говорят, что ямы, из которых берется земля и отвозится в другие страны, чрез один год опять наполняются растущею в них землею. Повествуют также и о том, что земля эта имеет в себе силу отгонять яд, и если кто ее носит при себе или пьет и ест из сделанных из нее сосудов, тот остается невредим от вредоносных вещей. Думаем, что эту силу земля прияла от честных мощей святых праотец и праматерей, там погребенных. Ибо на этой земле Адам с Евою были поселены и жили с чадами своими, питаясь от труда своего; и там же Адам был погребен в мраморной гробнице (как пишет Егисипп), хотя другие и иначе повествуют, говоря, что он был погребен на Голгофе, возле Иерусалима. Но о том будет сказано потом на своем месте, когда будет повествоваться о годе скончания Адама девятьсот тридцатом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Галина Сиротинская 27 декабря 2015, 15:21 Из первой части статьи не совсем понятно, кто праотец Спасителя. Духовные праотцы Спасителя - святые Адам, Ева. Авель и Сиф. Кроме того, Адам, Ева и Сиф прямые предки Христа. Род Каина был истреблен во время потопа. Святой Ной - потомок Сифа.«Иисус... сын Иосифов... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лк 3:23—38). Svetlana Ivanova 27 декабря 2015, 09:28 Спаси Бог, о.Сергий. Хорошая статья, полезная. Читали с внуками, им понравилось, после прочтения у них уйма вопросов появилась (я этому рада). Ольга Ольга 23 января 2015, 00:52 Отец Сергей, спасибо вам большое за эту чудесную статью! Вы так всё написали доступно, понятным языком! Сделали такую великую тему понятной для обычных и не особо добродетельных христиан! 4 января 2015, 17:55 Из толкований: И сказал ему Господь (Бог): за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его " . " Отмстится всемеро " - в ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой — являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни. Поэтому отец Сергий можно предположить, что что первый город, который построил Каин - не является городом злодеев, который, по вашим словам, определяет вектор развития падшего мира, является предтечей царства антихриста и противоположностью Небесного Иерусалима. Господь каждого ведет к спасению, каждого своими путями. Мы не знаем, что дальше было с Каином, какое было его душевное состояние, как оно менялось и в какую сторону. Ведь первым в рай попал разбойник. Наверняка Господь не оставил Каина и тех, кто с ним был. В конечном итоге от потопа погибли все и потомки Каина и потомки Сифа за исключением семьи Ноя.

http://pravoslavie.ru/76106.html

В храме на жертвеннике сожигаются овцы и телец. Пред ним Иов в царской одежде молится. Подле него стоят жена, семь сынов и три дочери его, одетые в златошвенные одежды. Вне чертога, вдали на горах и полях, пастухи пасут овец, волов, верблюдов и коней. 127. Праведная Иудифь убивает Олоферна На горе видна крепость. А внизу на поле раскинуты шатры и в них спят воины. Среди этого стана поставлен шатер весь позлащенный и в нем на золотой кровати лежит обезглавленный Олоферн. Подле него стоит Иудифь, одетая нарядно, и в одной руке держит окровавленный меч, а другою влагает голову Олоферна в мешок, который держит перед нею служанка ее. В другом отделении картины видна та же крепость; на стенах ее стоят люди с распущенными знаменами подле длинного копья, на котором торчит голова Олоферна. А вне крепости иудеи преследуют и убивают иноплеменников (Иудифь, 3). 128. Святые праотцы по родословию 1 . Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. 2. Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды. 3. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. 4. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. 5. Праведный Каинан, сын Эноса, старец с окладистою бородою. 6. Праведный Малелеил, сын Каинана, старец плешивый. 7. Праведный Иаред, сын Малелеила, старец с бородою, разделенною на три пряди. 8. Праведный Энох, сын Иареда, старец с остроконечною бородою. 9. Праведный Мафусал, сын Эноха, старец плешивый. 10. Праведный Ламех, сын Мафусала, старец с круглою бородою. 11. Праведный Ной, сын Ламеха, старец с остроконечною бородою, с длинными волосами, держащий челн. 12. Праведный Сим, сын Ноя, старец с раздвоенною бородою. 13. Праведный Иафет, сын Ноя, старец кудрявый, с круглою бородою. 14. Праведный Арфаксад, сын Иафета, старец с длинною бородою. 15. Праведный Каинан, сын Арфаксада, старец с окладистою бородою дымчатого цвета. 16. Праведный Сала, сын Каинана, старец с бородою, разделенною на пять прядей. 17. Праведный Евер, сын Салы, по имени которого иудеи названы евреями, старец плешивый с остроконечною бородою. 18. Праведный Фалек, сын Евера, плешивый с остроконечною бородою. 19. Праведный Рагав, сын Фалека, старец с раздвоенною бородою. 20. Праведный Серух , сын Рагава, старец с широкою бородою. 21. Праведный Нахор, сын Серуха, старец с бородою, разделенною на три пряди. 22. Праведный Фара, сын Нахора, старец с остроконечною бородою. 23. Патриарх Авраам, сын Фары, с длинными волосами и с бородою до пояса. 24. Патриарх Исаак, сын Авраама, старец с остроконечною бородою и с длинными волосами. 25. Патриарх Иаков, сын Исаака, старец с длинными волосами и с длинною раздвоенною бородою. 129. Двенадцать сынов Иакова и их потомки

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Отсюда и чувственно-образное воззрение веры ветхозаветной. «...да быхом млади, под стихиями бехом мира...»( Гал.4:3 ). Так, сам праотец, который в следствие Творческого вдохновения бысть в душу живу, долженствующую посему и оживиться Духом Божиим, и который получил дар творческой любви – раститися и множитися, неутраченный и по падении на основании обетования о Семени жены, является, соответственно чувственно-образному представлению Духовного, образом будущего Божественного Главы возрожденного и спасаемого Им человечества Адама, иже есть образа будущего ( Рим.5:14 ). Далее, ту возвышенную, духовную и оправдательную мысль веры, что для умилостивления Бога к согрешившему и за то осужденному на смерть человеку потребна такая жертва, которая бы удовлетворила за него именно кровью – страданиями и смертью своею, ветхозаветный праведник, по чувственно-образному воззрению своему на духовное и благодатное, выражает в кровавом чувственном жертвоприношении; и после снова тоже подтверждается для чувственно-образного воззрения ветхозаветной веры невинным пролитием крови того же праведника: «Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу, еюже свидетелствован бысть быти праведник, свидетельствующу о дарех его Богу: и тою умерый еще глаголет» ( Евр.11:4 ). Авраам, по повелению Божию, оставляет обыкновенное земное отечество и странствует, так же как после Исаак и Иаков, в надежде наследовать обетованную землю. Но в существе дела они, как одушевляемые верою в обетованного Виновника всемирных благодатных благословений, ищут и ожидают собственно духовного и небесного «града, емуже художник и содетель Бог» ( Евр.11:8–10 ). В особенности Авраам поверил Богу, обещавшему ему от неплодной Сарры семя, хотя естественное, но бывшее залогом всеблагословляющего Благодатного Семени; верова – и вменися ему в правду ( Рим.4:19–21 , Гал.3:6 ). Полученную благодатную правду, яже по вере, отец верующих запечатлевает и выражает опять чувственным знамением обрезания: «И знамение прият обрезания, печать правды веры, яже в необрезании...» ( Рим.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010