Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Праотцы свв. - житие Житие Неделя свв. Праотец, в которую совершается память всех от века угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа, Обручника Пресвятыя Богородицы, также пророков и пророчиц. Есть служба, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11-17 чисел декабря; в ней прославляются: Аарон (20 Июля). Аввакум пророк (2 Декабря). Авдий пророк (19 Ноября). Авель, сын Адама (20 Марта). Авраам (9 Октября). Аггей пророк (16 Декабря). Адам, первый человек (1 Апреля). Азария, из трех отроков (17 Декабря). Амос пророк (15 Июня). Анания, из трех отроков (17 Декабря). Анна, мать пророка Самуила (9 Декабря). Аспр, из 12 патриархов. Варак. Он был послан Девворою пророчицей с войском для освобождения от асорского царя, утеснявшего евреев 20 лет. Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон, судья еврейский (26 Сентября). Давида, царь израильский (26 Декабря). Даниил пророк (17 Декабря). Дан, из 12 патриархов. Деввора пророчица. Судившая Израилю (Суд. гл. 4 и 5) после Гафониила, Аода и Самгара - судей израильских. Езекия, царь иудейский (28 Августа). Елеазар, второй первосвященник израильский (2 Сентября). Елисей пророк (14 и 20 Июня). Енос праотец (1 Марта). Енох праотец (1 Марта). Есфирь царица (20 Декабря). Завулон, из 12 патриархов. Захария пророк (8 Февраля). Илия пророк (20 Июля). Исаак, сын Авраама (21 Августа). Исаия пророк (9 Мая). Иссахар, из 12 патриархов. Иаиль. Суд. гл. 4 и 5. Жена Хавера, происходившего от мадиамского священника Иофора, тестя Моисеева, дети коего присоединились к Евреям еще при Моисее (Суд. Изр. 1, 16). Она убила Сисару, военачальника асорского царя. Иаков или Израиль, сын Исаака (21 Августа). Иафеф, сын Ноя. Иезекииль пророк (21 Июля). Иеремия пророк (21 Мая). Иессей, отец царя Давида. Иеффай, судья израильский (Евр. 11, 32). Иисус Навин (1 Сентября). Иов многострадательный (6 Мая). Иоил пророк (19 Октября). Иона пророк (22 Сентября). Иосиф, из 12 патриархов (31 Марта и в Понед. С. седм.).

http://pravicon.com/info-3240

2) Яко от Девы (Сын Божий) родитися име, прорече Божественный Пророк Исаия, глаголя: се Дева во чреве зачнет и родит сына, наречеши имя ему Еммануил: имя же то знаменует Божие к человеком пришествие, и в Еллинском переводе Еммануил сказуется: с нами Бог, Бога убо имевша от Девы родитися той Пророк прежде многого времени предвозвести… А яко с человеки Бог име пожити, слыши о том Варуха пророчествующа: сей Бог наш, не вменися ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от него: посем же на земли явися и с человеки поживе. И яко от диавола име искушаемый быти, пророче Захария: и показа ми Господь Иисуса Иерея великого, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную Его, еже противитися Ему: и рече Господь к диаволу: да запретит Господь тебе, диаволе! ( Зах.3:1–2 ). О ятии же Его проречено бе в книзе Соломоновой: рекоша в себе промышляющии неправо: уловим же (лестию) праведнаго, яко непотребен нам есть и противится делом нашим ( Прем.2:1,12 ). А яко име продан быти от своего ученика, провозвести Псамломник: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание ( Пс.40:10 ). И о свидетелях неправедных преднаписа: восташа на Мя свидетелей неправеднии ( Пс.26:12 ). О распятии же Его рече: ископаша руце Мои, и нозе Мои: исчетоша вся кости Моя ( Пс.21:17–19 ). Той же Пророк и о разделении Христовых риз предглагола: разделиша ризы Моя себе, и о одежи Моей меташа жребий ( Пс.68:22 ). Той же и о напоении оцтом с желчию прорече: даша в снедь Мою желчь, и в жажду мою напоиша Мя оцта ( Пс.87:7 ). И паки о погребении Его провозвести: положиша Мя в рове преисподнем. И Иаков праотец, тожде провидя духом, рече: возлег уснул еси яко лев, и яко лев, и яко скимен 195 . б) Вещественныя или прообразования 1) Авель неповинне по зависти от брата убиенный прообразованием бяше страдания Христа Господа нашего, имевша от Иудей неповинне убиенна быти по зависти их. Свидетельствуется же от святых Отцев и сие, яко святый Авель прежде познания супружества умре в девстве непорочном. И глаголет Августин о нем сице: первый по преступлении Адамовом Спасителя нашего носил есть образ Авель, иже девственник и священник и мученик бысть. Девственник: понеже прежде супружества умре, священник, яко приношаше Богови благоугодныя жертвы, мученик же, яко истинного ради Богопочитания убиен бысть 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Киево-Печерской. 3 мая. Колочской. 9 июля. Коневской. 10 июля. Неопалимой купины. 4 сент. Ржевской. 11 июля. Смоленской, Одигитрии. 28 июля. Страстной. 13 авг. Тихвинской, явивш. в 1383 году. 26 июня. Толгской, явивш. в 1314 году. 8 авг. Утоли моя печали. 25 янв. Феодоровской, в Костроме, явивш. в 1239 году. 14 марта. Обновление храма Пресв. Богородицы, именуемого Живоносный источник, в 9 веке. В пяток светлой седмицы. 3. Соборы Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных. 8 ноября Гавриила Архангела. 26 марта и 13 июля. Предтечи и Крестителя Господия Иоанна. 7 янв. Двенадцати апостолов. 30 июня. Семидесяти апостолов. 4 янв. Трех святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 30 янв. Всех преподобных отец. В субб. сырную. Всех Святых. В нед. всех Святых. 4. Свв. Угодники наименованные А Аарон, первый ветхозаветный первосвященник. Воспоминается в неделю свв. праотец. (Под 11 дек.) Аввакир, преп. египетский 6 века. В субботу сырную. Аввакум, пророк. 2 дек. Аввакум, муч. Римский при Клавдии ок. 270 года, с Марином и другими, 6 июля. Августа царица, мученица, с Екатериной великомуч. 24 ноября. Авда, еп. Персид., пострад. в 418 г. и Вениамин диакон. 31 марта. Авделай пресв., муч. Персидский в 341, с Симеоном еп. и др. 17 апр. Авдикий диакон, муч. Персидский ок. 380, с Иаковом пресв. 10 апр. Авдифакс Персианин, муч. Римский при Клавдии ок. 270, с Марином и др. 6 июля. Авдиес, муч. Персидский в 362, с Дисаном еп. и др. 9 апр. Авдий пророк. 19 ноября. Авдий, или Авид, муч. Персидский при Издигерде, в начале 5 века. 5 сент. Авдон, князь Персидский, муч. Римский, ок. 251, с еп. Полихронием и др. 30 июля. Авель праотец. В нед. свв. праотец. Авенир, царь Индийский, отец св. Иоасафа царевича. 19 ноября. Аверкий и Елена мучч. 26 мая. Аверкий, еп. Иерапольский, при Марке Аврелии. 22 окт. Авив, сын Гамалиила. 2 авг. Авив, диакон, муч. Александрийский при Декии, с Фавстом пресв. и др. 6 сент. Авив, муч. Едесский при Ликинии (ок. 322), с Гурием и Самоном. 15 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Дальше от Купола Скалы мы видим другой, серый купол. Он венчает собой храм Гроба Господня. Под ним другая скала – Голгофа, Лобное место. По иудейскому преданию, именно под этой скалой, в глубине ее Адам нашел место своего последнего упокоения. Здесь он сотворен. Здесь обитал. Здесь погребен. Здесь началась история суши и земли, здесь же началась история человека – земли одушевленной и одухотворенной. Если это место обозначать буквой, то это алеф ( ) или альфа ( α) – ведь здесь всему начало. Изгнанники из рая вернулись из Эдема к месту своему, к земле, от которой и взяты были. Сыновья Адама Каин и Авель решили принести Ягве Богу в жертву дары свои. Каинова жертва не была принята Господом, а на Авелеву жертву с благоволением призрел Господь ( Быт.4:4 ). Святая Земля помнит и передает в сказаниях своих, что это было именно здесь. На этой скале под сверкающим в глазах наших куполом стоял жертвенник Авеля. Здесь была принесена приятная Богу жертва Авеля. Отсюда удалился Авель на поле и был по зависти умерщвлен братской рукой ( Быт.4:8 ). Авель означает «пар», «суета». Как пар, развеялась едва начавшаяся жизнь. С тех пор и сама жизнь человеческая превратилась в «пар», в скоротечную суету, в суету сует ( Еккл.1:2 ), как об этом сказал мудрый Екклезиаст. К этой скале, сокрытой ныне под сияющим золотым куполом, после трехдневного пути пришел праотец Авраам, родоначальник веры во единого Бога на земле. Он пришел сюда с сыном своим Исааком, чтобы по слову Единого и Живого Бога принести его в жертву. Здесь Авраам устроил жертвенник, здесь разложил дрова, здесь лег на них связанный Исаак, и сверкнул в солнечных лучах нож праотца. Здесь Малеах Ягве – Ангел Господень – остановил его (см. Быт.22:6–13 ). Не Исаак будет принесен в жертву, но за него и за всех нас, Он Сам, Ангел Ягве, Слово Превечного Отца, воплотившись, будет связан, будет вознесен на древо и принесен в жертву. Только случится это уже не на сей скале, а на той, другой, на Голгофе, на Лобном месте. Там, где вкусивший грех Адам вкусил и смерть свою. Случится это, чтобы смертию смерть попрать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Мониторинг СМИ На выставке о сотворении мира простым смертным понадобится экскурсовод 18.04.2024 14:33 Фото: rublev-museum.ru Экспозиция в Музее им. Рублева занимает всего два зала, но смыслов и содержания в ней хватит с избытком. В идеале посетителю стоит разобраться в иконографических нюансах, но если на это нет времени, то можно сосредоточиться на эстетическом эффекте Даже те, кто брался за Ветхий Завет, но потом бросил, до этого места дочитали: сотворение мира занимает страницу-две в самом начале (что логично) первой книги — Бытия. Однако иконографические изводы этого основополагающего сюжета сложились не сразу. Заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы Музея имени Андрея Рублева Юрий Куракин объясняет: в 1551 году Стоглавый собор утвердил обряд отпевания усопших – церемонию решили проводить перед дверьми в жертвенник, на которых представлена история человечества ab ovo; с этого момента сцены сотворения мира повсеместно перемещаются со страниц книг в иконопись и фрески. Безусловно, изображения Адама и Евы можно было встретить и раньше, но как художественная задача, требующая особого подхода, иконография сотворения мира в древнерусском искусстве стала складываться всего 400 лет назад. Один из ее вариантов – композиции на «двери жертвенника» из Заозерья (рубеж XVII–XVIII веков) из коллекции Липницких – есть на выставке. Экспозиция небольшая, всего два зала, но очень насыщенна и сложна для понимания. Ее тема требует погружения не только в художественно-исторический контекст, но и в мир богословия. Если хотите всерьез разобраться в иконографических хитросплетениях и проследить их генезис, вам не обойтись без проводника-экскурсовода. Если же вы просто хотите получить эстетическое впечатление, то и такой вариант возможен. Смелый дизайн выставки – ярко-оранжевые и пепельно-серые стены – этому способствует. Открывают экспозицию парные иконы «Праотец Авель» и «Праотец Адам» из иконостаса конца XVIII века из Тверской губернии. Праотцы впечатляют изящными фигурами, индивидуально-эмоциональным выражением ликов (невоцерковленному зрителю может показаться, что и не святые они вовсе, а актеры), изысканной палитрой одежд – их бело-коричневая с болотным гамма, не побоимся этого слова, актуальна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

20 декабря 1998 года Первый мученик на земле Слово в Неделю святых праотец Сегодня мы совершаем память святых праотец, то есть всех праведных людей, бывших предками Спасителя по плоти с древнейших времен и до того момента, когда от Пресвятой Девы родился Господь. В особенности мы совершаем сегодня память тех, кто жил до праведного Авраама, от которого произошел еврейский народ. В лоне этого народа явилась великая праведница, Пресвятая Дева, достойная вместить в Себя воплотившееся Слово Божие. В светильне, который пелся вчера на богослужении, говорится: «Адама восхвалим, Авеля, Сифа, и Еноса, Еноха, и Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иова и Аарона, Елеазара, и Иисуса, Варака, Сампсона, и Иеффая, Давида, и Соломона». Не все из перечисленных людей были предками Спасителя в прямом смысле слова, скорее, они были Его предшественниками, предвозвестителями Его благости и, можно сказать, в той или иной степени являлись духовными прообразами жизни и искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Например, праведный Иов, происходивший от брата Иакова Исава, прозванного Едомом, и принадлежавший к народу, казалось бы, чуждому истинного благочестия, не только сохранил истинное богопочитание, но и проявил необыкновенное терпение в скорбях. На все последующие времена подвиг этого праведника явился примером богоугодного перенесения страданий. Все мы в жизни испытываем страдания в большей или меньшей степени, но для того, чтобы они были для нас спасительными, нужно терпеть страдания с великим искусством и мудростью. Иов Многострадальный не был непосредственным предком Спасителя, он не упоминается в Его родословии, но почитается среди праотцов. Среди ветхозаветных праотцов есть еще более удивительная личность – человек, живший в начале истории человечества, все наши знания о котором ограничены несколькими строками книги Бытия. Жизненный путь этого праведника явился, как в своем роде и путь праведного Иова, прообразом страданий Господа Иисуса Христа. Этот великий праведник – святой Авель.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

VI (5 сентября). В т же день Глеба, князя Руского. 5351 Стих. Како не въспоется Глеб, съпострадавыи брату своему Борису. Тленнолюбныи брат нетленнолюбные страдальца погуби. Бысть по убитии святого страстотръпца и великого мученика Бориса посла убиици ты против блаженаго Глеба. Послании же от князя своего Святоплъка, и не дошедше града Смоленьска, усретоша и пловущь в корабльци, выше устия Смядины, и тако въборзе въскочиша в кораблець его, обнажена оружия имущи. И видевь, блаженый Глеб нача молитися им; они же убиици, зверины очи имущи, ярости исплъньшеся, зарезаша блаженнаго Давида. Тако бо бяше и зде ново крещение, месяца семтеврия в 5 день, в понеделник, и принесеся Господеви жрътва честна и благовонна, изыиде в небесные обители к Богу, и узре желаемаго си брата Бориса и въсприяста венца небесные и възрадовастася радостию неизреченною, юже улучиста. И повръгоша и убиици на пусте месте, в чащи в лесе, межи двема кладами, и сему святому лежащи на длъга времена. Не остави ихь Господь в невидении и небрежении пребывати отнудь, но показа овогда пения ангельская, пакы же видеша стлъпь огненъ, овогда свеща горяща. Слышаху жители земли тоя и мимоходящии гостие, идеже ныне церкви камяна създана бысть святою в имя Бориса и Глеба и монастырь честень, дóндеже Ярослав гнев въздвиже на братоубиицу и брань съставивь, победи окааннаго Святоплъка, и тако гоним гневом Божиим, и нападе на нь бесь, и зле испровръже живот свой бегая. И по сих, въземьше тело святого, вложиша в корабець, и привезше положиша и в Вышьшегороде у брата святого Давида, идеже лежит тело святаго Романа. Се же пречюдно и дивно, колико лет лежа тело святого, тъже неврежено пребысть ни от единого плътоядца, ни беше почрънело, но светло и красно и цело, благу воню имея. Богу съхраньшу своя страстотръпьца. Указатель имён личных и географических А. Аввакум, пророк. Авель, сын прародителей. Авраам, праотец. Адам, праотец. Анастас. Антиох, царь Сирийский. Арон, брат Авраама. Ахав, царь Израильский. Афанасий, архиепископ Александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Иаков, Брат Божий, в верху оного Дискос и на оном хлеб св., 2) Иоанн Златоуст ; в верху его чаша и дискос с телом Христовым, с надписью: преложив Духом твоим святым, 3) Праотец Авраам, приносящий в жертву Исаака; в верху его изображен в кустарнике овен, 4) Пророк Аарон с кадильницей, в верху его пять хлебов и свеча зажженная с надписью: славы Господни исполнися храм, 5) Авель, в верху его приносимая им жертва, с надписью: принесе Авель от первородных овец. – По другую сторону: 1) Василий Великий , в верху его чаша с надписью: чашу же сию самую кровь Христа твоего, 2) Пророк Самуил, в верху его приносимый в жертву Агнец, с надписью: взя Самуил Агня едино, 3) Мелхиседек, держащий хлебы и вино, в верху его пять хлебов с надписью: Мелхиседек, Царь Салимский, изнесе хлеб и вино, 4) Пророк Илия, держащий нож, в верху его жертва принесенная, с надписью: спаде с небесе и пояде всесожигаемое, 5) праведный Ной, в верху его жертва принесенная с надписью: Вознесе Ное всесожигаемое на жертвенник и обоня воню благоухания. Но осталась еще и вне алтаря, в средине церкви под куполом, некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге, выше Иконостаса, виден, на золотом поле в дуге, образ Спасителя; в юго-западном треугольнике, между дугами под куполом, цел также весь образ Евангелиста Марка, а на северо-восточном треугольнике, под куполом же, половина образа Евангелиста Иоанна; прочие, подписаны красками. Над другой, стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелел только Лисимах, Худион, Николай, Акакий, Александр, Валерий; Вивиан, Приск, Гаий, Аетий, Евник, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие, подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола, в самом своде оного, малярским искусством изображен Спаситель благословляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух святой; ниже его, Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя; против его Архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную, за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, Варахиил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

убо и седящих в тме и сени смертнеи посетити хощет. ибо плененаго Адама и плененую Евгу от страсти разрешити грядет. яко Бог и сын има. Но да снидем с ним. но да с ним ликоствуем. но да взыграемся. да потщимся. но да проводим. но да воспоем. но да подвигнемся Богу. пременение к человеком видяще. и связанем отпущение от блага Господа бывающе. грядет бо и святыи человеколюбец извести вечныа ужники. мужеством и со областию великою. живущаа в гробех. яже умучи обидливыи непобедимый мучитель. и от Бога яко противник украд и собра живущая выспрь. Ту бо связан Адам созданыи преже и умерыи. преже всех связан в преисподних. ту Авель пожрен преже и пръвыи праведник. пастырь Христу пастырю. в образ быв неправедному заколению. ту Ное. Христов образ велиему ковчегу. Божии церкви зижитель. спасши жестосердыа вся языки от потопа нечестиа голубем. Святому Духу темнаго врана диавола из неа изгнавши. ту Авраам праотец Христу жрец. иже божественную жрътву Богу пожерл есть. ту связаный Исаак. связаны преже от Авраама. в Христов образ. ту Иаков низу. опечален сыи преже и оскорблен за Иосифа выспрь. ту Иосиф свазан бывши в Египте в образ Христов в темници связан и владыка. ту Моиси в темных низу. якоже бе в крабици выспрь в темных. ту Данил в гробе преисподнем адове. ту Иеремиа яко в рове тимениа. в адстем гробе и смертнем тлении. ту в чреве адсте лежит Иона в образ Христу. вечному и превечному Ионе. живущему в веки и в веки веком и на веки. и еще ту Давид отец Божии, из негоже родися по плоти Господь. И что глаголю Давида и Иону и Соломана. Ту сам Иоанн великыи болии всех пророк, яко в темных ложеснах Христа проповедает гробным всем сугубыи предтеча, и проповедник живым и мертвым. посланыи от темница Иродовы в темницу душевную адову. умръшим о века праведником. Пророци же и праведници вси. молитвами присно непрестающими Бога оттуду моляху избавления просящи прескръбного того и умилена. обладания вражиа и омраченна претемнаго мрака. И ов от них глаголаше к Богу: из чрева адова вопль мои. и услыши глас мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. «Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь – с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках – и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой – плохим, худшим, по крайней мере». 174 Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, – все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется «первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный», всех праотец 175 сын его Авель, дары принесший «душою благороднейшею», «которые и принял всех Бог и Господь» 176 ; «поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди» 177 . «Чудный Енос богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога» 178 . И Енох, «благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший» 179 . Бог , видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, «соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира» 180 . Отец верующих – Авраам 181 , образец кротости и покорности – Исаак 182 , пример терпения – Иаков 183 , покорности и целомудрия – Иосиф 184 , милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, «взывающа вся сущия в мире» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010