4. Не надо смущаться тем, что в наших святцах иногда встречаются имена, трудные для произношения и непривычные для нашего слуха и языка. Это большей частью народные имена тех православных Церквей, которые в разные времена вошли в состав единой Вселенской Церкви. Так в единоверной нам Грузинской Церкви очень распространено имя преподобного Шио (память 9/22 мая) - одного из 5 равноапостольных мужей, трудившихся после святой Нины в распространении Христовой веры в Грузии. У нас это имя не встречается. Другое распространенное в Грузии имя - св. Шалвы, князя Грузинского (память 18 сентября/1 октября). Для нас и это имя необычно. В Персии в настоящее время почти истреблено христианство; но во 2 и 3 вв. там оно было распространяемо святыми мужами с особенной ревностью. И в месяцеслове Православной Церкви сохранилось не мало памятей святых с персидскими народными именами. Таковы, например, Авда (31 марта/13 апреля), Авдикий (10/23 апреля), Фусик (17/30 апреля), Усфазан, евнух персидский (того же апреля), Каздоа (29 сентября/12 октября) и многие другие имена. Есть в святцах народные имена эфиопские и египетские, например, святой Уар (19 октября/1 ноября). Есть сербские народные имена, таковы: святой Урош (2/15 декабря), святая Милица (19 июля/1 августа) и др. 5. Наконец, следует принять к сведению некоторые незначительные опечатки, иногда встречающиеся в нашем месяцеслове. Под 13/26 апреля, например, записана память святого мученика Крискента и Кирополита (Полный христианский месяцеслов. Киев, 1845 г.). Последнее слово кирополит - не собственное имя, а нарицательное. Кирополитом - вельможей, придворным сановником - был и святой мученик Фусик, перс (память 17/30 апреля). Под 22 августа/4 сентября в месяцеслове помещена память святого мученика Агафоника и с ним Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Приг(н)кипса. Последнее слово - тоже не собственное имя, а нарицательное - " первое лицо, начальник " . Под 16/29 мая в месяцеслове пишется Крискента вместо Крискентии, под 4/17 июня - Аетия вместо Астия, и, наконец, под 28 декабря/10 января в памяти святых мучеников Горгония, Петра, Зинона стратига и Дорофея препосита слова стратиг и препосит написаны так, что их можно принять за собственные имена ( " Наст. книга для священников " Булгакова, 445 стр.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

сем перенесении говорит Феодор чтец (2 сен. отрывок). Из сего видно, что слава их была велика и празднование древне. Св. Иосиф песнопевец в службе говорит о чудесах, источавшихся от ср. мощей их. Число всех мучеников в службе (в седальне) показано 40. Греческий текст сказания о них издан в полном курсе патрологии Миня. (Т. 115. 95). Самый древний славянской перевод его в супрасльской минее XI в.     Мученики Иаков, Азадан и Авдикий. В прологе и четье минее нет сведений об них. В прологе Азадан называется Азою. В месяцеслове Василия 14 апр. говорится только об Иакаве и Азе, что они, представленные начальницу магов, сперва мучены голодом в темнице, потом начальник велел положить в ноздри их горчицу и уксус, обнажить их и повесить на дереве на всю ночь на морозе, утром сечь; затем они снова заключены в темницу и, быв выведены, усечены. Когда палач пришел к болоту омыть свой меч; то вода от сего обратилась в кровь и довольное время спустя высохла. Созомен упоминает в числе мучеников персидских взятых с епископом Акерсимою о Иакове и диаконах Азадане и Авдиисусе или Авдикие (по латин. переводу кн. II. гл. 12), а Акепсима замучен в 380 году. (См. 3 ноября). 11     Священномуч. Антипа цергамский. В Деяниях св. (Apr. II. 3 и 965) тоже сказание, что и в славянской четьей минее, который впрочем нет окончания замечательного. В нем говорится, что мощи святого положены в сем месте Пергема, где мы собираясь, воздаем благодарение Богу, что то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами и многие в нем совершаются исцеления. Из сего видно, что составитель актов не Метафраст, а житель Пергама. В одном прологе святому приписывается постоянное излияние мира и исцеление от болезней особенно зубных, последнее есть и в славянском прологе. По свидетельству Кедрина (XI в.) при Феодосии Великом привезен в Константинополь тот бык, в котором сожжен был св. Антипа в Пергаме. (Cal. univ. eccl. Т. VI. 248).     Мучч. Прокесс и Мартиниан. В славянском прологе, на основании Григория Двоеслова, говорится только, что сии латиняне пострадали и мощи их в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАДАН предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 329 опубликовано: 21 апреля 2008г. АЗАДАН [Аза; греч. ρδβλθυοτεΑζας, Αζς], мч. Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и Авдикий , мученики Персидские (пам. 10 апр., пам. зап. 22 апр.) Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Азадан, мученик Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и Авдикий См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63652.html

II. Во II-м Указателе мы даем в алфавитном порядке памяти святых, имена которых в нашем Месяцеслове напечатаны гражданским шрифтом и житийные сведения о которых напечатаны петитом (самым мелким шрифтом). Этот II-oй Указатель заключает в себе только имеющиеся в Указателе «Верного Месяцеслова» памяти русских святых, чтимых " местно». Чтобы не отступать от Указателя В.М., мы опускаем в нашем II-м Указателе те напечатанные у нас в Месяцеслове указанным шрифтом памяти, которые имеются только в Х.М. (см. на 714 стр. 1); вместе с этим не вносим мы в наш Указатель и изменения, соответственно сделанным нами выше (на 719 стр.) относительно Указателя В.М. замечаниями, за исключением опущения памятей, указанных нам там под цифрой I, и тех отличий, которые мы отмечаем ниже в самом Указателе сносками на страницы нашей книги. III. Наш III-uй Указатель заключает в себе памяти грузинских святых и при том только те, которые находятся в таком же Указателе имен при «Верном Месяцеслове», за исключением лишь памяти св. Нины 14 янв., как общещерковной. I. Указатель имен святых (См. о нем на 719–720 стр.) А. Мужские имена Аввакум (Абакум) – июля 6, дек. 2. Обнятие, т.е., любовь Божья. Евр. Авда – мрт. 31. Слуга. Халд. Авделай – апр. 17. Авдикий – апр. 10. Авдифанс – июля 6. Авдиес – апр. 9. Слуга Иисуса. Евр. Авдий – снт. 3, нбр. 19. Слуга Господень. Евр. Авдон – июля 30. Слуга. Евр. Авенир – нбр. 19. Аверкий – мая 26, окт. 22. Удерживающий, удаляющий. Авив – янв. 29, авг. 2, снт. 6, нбр. 15. Колос. Евр. Авид (или Авдий) – снт. 5. Авим – авг. 1. Авип – мрт. 26. Авксентий (Аксен) – фвр. 14, апр. 18, дек. 13. Возрастающий. Авкт – нбр. 7. Умноженный. Лат. Авраамий – фвр. 14. Авраам (Абрам) – окт. 9. Отец множества. Евр. Аврамий – фвр. 4, апр. 1, июля 20, авг. 21, окт. 29, 29. Автоном – снт. 12. Самозаконник. Авудим – июля 15. Авундий – июл. 30, авг. 13. Изобильный. Лат. Агавва – нбр. 22. Агав – янв. 4, апр. 8. Саранча. Евр. Агапит – фвр. 18, апр. 17, июн. 1, авг. 10, Возлюбленный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Астерий, иулиа 6. августа 7. октовриа 29. Астий, иуниа 4. Астион, иулиа 7. Асигкрит, ианнуариа 4. априллиа 8. Аттий, августа 1. Аттик, ноемвриа 3. Африкан, марта 13. априллиа 10. октовриа 28. Аффоний, ноемвриа 2. Ахаз, априллиа 1. Ахаик, ианнуариа 4. Ахиа, ноемвриа 12. Ахиллий, маиа 15. Афанасий, ианнуариа 4. 18. февруариа 22. марта 9. маиа 2. иуниа 20. иулиа 5. августа 22. октовриа 24. 26. ноемвриа 7. декемвриа 2. Афиноген, иулиа 16. Афинодор, декемвриа 7. Авда, марта 31. Авделай, априллиа 17. Авдифакс, иулиа 6. Авдиес, априллиа 9. Авдикий, априллиа 10. Авкт, ноемвриа 7. Автоном, септемвриа 12. Авксентий, февруариа 14. априллиа 18. декемвриа 13. Б Борис, маиа 2. иулиа 24. В Вавила, ианнуариа 24. септемвриа 4. Вадим, априллиа 9. Вакх, маиа 6. октовриа 7. Валентин, априллиа 24. Валериан, иуниа 1. ноемвриа 22. Ваптос, февруариа 10. Варадат, февруариа 22. Варахисий, марта 28. Варахий, ноемвриа 7. Варвар, маиа 6. Варлаам, ноемвриа 6. 19. Варнава, ианнуариа 4. иуниа 11. Варсава, ианнуариа 4. Варсис, августа 25. Варсонофий, февруариа 29. октовриа 4. Варул, ноемвриа 18. Варух, септемвриа 28. Варфоломей, иуниа 11. 30. августа 25. Варипсав, септемвриа 10. Василид, ианнуариа 20. априллиа 1. декемвриа 23. Василий, ианнуариа 1. 30. февруариа 28. марта 4. 7. 22. 26. априллиа 12. 26. 30. иулиа 3. 6. 15. августа 2. 11. ноемвриа 28. Василиск, марта 3. маиа 22. Василько [то же что Василий], марта 4. Вассиан, иуниа 10. октовриа 10. Васс, ианнуариа 20. Васой, марта 6. Вата, маиа 1. Вахтисий, маиа 18. Вафусий, марта 26. Вендимиан, февруариа 1. Венедим, маиа 18. Венедикт, марта 14. Вениамин, ианнуариа 14. марта 31. октовриа 13. Верк, марта 26. Вил, октовриа 28. Вирилад, иулиа 10. Виссарион, иуниа 6. Вианор, иулиа 10. Вивиан, марта 9. Викентий, ноемвриа 11. Викторин, ианнуариа 31. марта 10. декемвриа 18. Виктор, ианнуариа 31. априллиа 18. септемвриа 16. ноемвриа 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иаков, еп. Нисивийский, ум. позже 341. 13 янв. Иаков пресв., ревнитель, муч. Персидский (около 345 г.), с Иоанном еп. 1 ноября. Иаков пресв., Азадан и Авдикий диаконы, мучч. Персидские ок. 380. 10 апр. Иаков Персянин, муч. в 421 г. при Вараране. 27 ноября. Иаков, муч. Самосатский, с Романом и др. 29 янв. Иаков, отшельник Сирийский, позже 457. 26 ноября. Иаков постник, подвиз. близ Кармильской горы в 6 в. 4 марта. Иаков, муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Иаков преп., епископ и исповедник при Копрониме. 21 марта. Иаков, преп. Студийский, исповедник, ум. 820. 24 марта. Иаков, еписк. Ростовский, ум. 1392. 27 ноября. Иаков, Боровичский чудотворец, ум. ок. 1540. 23 окт. Иамвлих, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Ианикит, из 45 мучч. Никопольских ок. 320 года. 10 июля. Ианнуарий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном и др. 28 апр. Ианнуарий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст диаконы и др., мучч. Путеольские ок. 305 года. 21 апр. Иароя, муч. Киринейская при Диоклетиане, с Феодором еписк. 4 июля. Иасон, ап. из 70. 28 апр. Иасон, муч. Римский, сын муч. Клавдия трибуна, из дружины Крисанфа и Дарии. 19 марта. Иафет, праотец. В нед. праотец. Иезекииль пророк. 21 июля. Иеракс, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Иеракс муч., с Терентием, Неонилой и др. 28 окт. Иеракс, преп. Нитрийский 5 в. В субб. с. Иеремий и Архилий иерей, мучч. 6 апр. Иеремий, преп. 6 века, ученик Саввы Освященного. В субб. с. Иеремия пророк. 1 мая. Иеремия, муч. Палест. в 309 г., с Памфилом пресв. 16 февр. Иеремия преп., из числа избиенных в Синае и Раифе ок. 304 года. 14 янв. Иеремия прозорливый, преп. Печерский, прест. в 11 веке. 5 окт. Иерия, преподобная Нисивийская 4 в. В субб. с. Иероним преп. 15 июня и в субб. с. Иерон, Исихий, Никандр и др.. мучч. Мелитинские при Диоклетиане. 7 ноября. Иерофей, еписк. Афинский, ученик ап. Павла, муч. 4 окт. Иессей, отец Давида царя. В нед. праотец. Иеффай, судия Израильский. В нед. праотец.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Иаков Персянин, вмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иаков Персянин, вмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Иаков Персянин, вмч. Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром, после новых истязаний, их снова заключили в темницу и там обезглавили. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иаков Персянин, вмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2388

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иаков Персянин, вмч. Описания иконы Иаков Персянин, вмч. - житие Святые мученики Иаков пресвитер и диаконы Азадан и Авдикий скончались в Персии при царе Сапоре около 380 года. Они были взяты вместе с епископом Акепсимом (память 3 ноября). После долгого томления голодом в темнице страдальцам вложили в ноздри горчицу с уксусом, обнажили и повесили на всю ночь на морозе. Утром, после новых истязаний, их снова заключили в темницу и там обезглавили. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Святые Косьма, Дамиан, Иаков Персянин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 6284.jpg:   Размер: 890x1100, 0.98 MPix, 207 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (142) , (2) . Описание: [Сербия. 1317-1318.] Мч. Иаков. Фреска. Церковь св. Георгия. Старо-Нагоричино. Сербия. 1317-1318 годы. В настоящее время СТАРО-НАГОРИЧИНСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ расположен на территории Македонии. Файл 6286.jpg:   Размер: 598x1200, 0.72 MPix, 165 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (181) , (2) . Описание: [Афон. XV.] Мч. Иаков. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 6289.jpg:   Размер: 769x1200, 0.92 MPix, 149 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 6293.jpg:   Размер: 291x1200, 0.35 MPix, 73 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (125) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1858

Среди спасенных оказался и диак. Авдишо (сир.  ; греч. форма имени - Авдисий), т. к. рана от меча была неглубокой. Он и приютивший его бедняк ходили на место казни мучеников и заботились об их достойном погребении. Обнаружив тела Д., Мариава и неск. священников, они переправили их в горы, вырыли небольшую пещеру и положили внутрь, а вход завалили большими камнями. Однако староста селения из боязни быть обвиненным в пособничестве иноверцам арестовал и казнил Авдишо. Авдишо может быть отождествлен с Авдикием, мч. Персидским, чья память под 10 апр. отмечается вместе с мучениками Иаковом и Азаданом (см. ст. Иаков, Азадан и Авдикий , мученики Персидские). Только в сир. тексте упомянут сан Авдишо. Текст греч. источников о мучениках в целом совпадает с текстом Мученичества, к-рый дополнен нек-рыми деталями. И., Д., а также Мариав и Авдишо упомянуты в анонимном греч. энкомии Ии , мц. Персидской, пострадавшей при Шапуре II (энкомий сохр. в ркп. X-XI вв.). Однако сир. Мученичество И. и др. не упоминает мц. Ию, поэтому можно предположить интерполяцию имен мучеников в греч. энкомии. Ист.: BHO, N 375; ActaSS. Apr. T. 1. Col. 821-822; Aug. T. 1. Col. 329-333. Sozom. Hist. eccl. II 8; SynCP. Col. 594-595, 912; Bedjan. Acta. Vol. 2. P. 316-324; idem. Vies des Saints. P.; Lpz., 1912. P. 374-379; Delehaye H. Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1907. Col. 408, 413, 453-455. (PO; T. 2, fasc. 4. N 9); Νικδημος. Συναξαριστς. T. 6. Σ. 252. Лит.: Duval P. La littérature Syriaque//Anciennes littératures Chrétiennes. [T.] 2. P., 1907. P. 122-123, 129-130; Labour. Chistianisme dans l " empire Perse. P. 78-79; Saouget J.-M. Eliodoro, Dasan, Maryahb ‘Abdišo "http://BiblSS. Vol. 4. Col. 1078-1079; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Iraq//Iran. Vol. 20. L., 1982. P. 1-49; Auber R. Héliodore//DHGE. Vol. 23. Col. 906-907; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 167-168. А. И. Колесников, О. Н. А.

http://pravenc.ru/text/389293.html

Диакон кладет рипиду, которую держал, или покров, и подходит к священнику. И оба поклоняются трижды пред святым престолом, (молясь в себе: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня , и говоря: Священник: Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославший, Его, Благой, не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя. Диакон стих: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Священник: Господи, Пресвятого Твоего Духа: Диакон стих: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Священник: Господи, Пресвятого Твоего Духа: ) Затем диакон, склонив главу, и указывая орарем на святой хлеб, говорит тихим голосом: Благослови, владыка, святой хлеб. Священник же осеняет св. Агнец крестным знамением со словами: Хлеб сей – Самым драгоценным Телом Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон : Аминь. И снова диакон: Благослови, владыка, святую чашу. Священник, благословляя [св. чашу], произносит: Чашу же сию – Самой драгоценной Кровью Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон : Аминь. И снова диакон, указывая орарем на обе Святыни, говорит: Благослови, владыка, их вместе. Священник же, благословляя рукою обе Святыни вместе произносит: Пролитою за жизнь мipa. Диакон : Аминь, аминь, аминь. (В современной славянской традиции: Священник: Чашу же сию – Самой драгоценной Кровью Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Священник: Пролитою за жизнь мipa. Диакон: Аминь. И снова диакон, указывая орарем на обе Святыни, говорит: Благослови, владыка, их вместе. Священник же, благословляя рукою обе Святыни вместе произносит: Претворив Духом Твоим Святым. Диакон: Аминь, аминь, аминь. ) И, склонив главу, диакон говорит священнику: Помяни, святой владыка, меня грешного. И переходит на место, где стоял прежде. Священник же молится: Нас же, всех, от одного Хлеба и одной Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого, и сделай, чтобы никто из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам обрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе: праотцами, отцами, патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, благовестниками, мучениками, исповедниками, учителями и всяким духом праведным, в вере скончавшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010