Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ Абý-ль-Хáсан ибн Бахлýль [Хассан бар Бахлуль; араб.      , сир.      ], сироязычный несторианский богослов и ученый 2-й пол. Х в. Род. в с. Авана, обл. Тирхан (совр. Ирак). О его жизни известно мало. Есть сведения, что он преподавал в школах Багдада и получил почетное прозвание «искусный книжник». Согласно «Церковной истории» Бар Эбрея, в 963 г. он принимал участие в выборах несторианского патриарха и высказался в пользу Авдишо I. Основной труд А. Б.- «Сирийский лексикон» - был составлен им в Багдаде и явился синтезом лексикографических изысканий его предшественников, сочинения к-рых не сохранились. В «Лексиконе» он дает толкования греч. слов и выражений, географических названий, философских, богословских и естественнонаучных понятий, основываясь на многочисленных трудах сир. авторов и сведениях, собранных сир. библейской экзегетикой. В числе источников «Лексикона» и авторов, на к-рых ссылается А. Б., можно назвать Авраама бар Дашандадада (VIII в.), «Лексикон» и «Хронографию» Хунайна ибн Исхака (IX в.), «Трактат о пунктуации» Ишо бар Нона (VIII в.), «Лексикон» Хенанишо бар Сарошвая (IX-X вв.). Достоинством «Лексикона» считается точное цитирование автором своих источников. Пояснения в словарных статьях даются на сир. и араб. языках. «Лексикон» был признан сирийцами всех толков - несторианами, яковитами и маронитами - и широко представлен в рукописной традиции. В рукописях он часто соединяется с др. известным словарем, автором к-рого был Ишо бар Али, и содержит множество интерполяций из сочинений более поздних авторов (напр., Бар Эбрея). Соч.: Duval R. Lexicon Syriacum auctore Hassano Bar Bahlule. P., 1888-1901. Vol. 1-3. Лит.: Duval R. La littérature syriaque. P., 19073. P. 298-299; Baumstark. Geschichte. S. 241-242. E. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62526.html

В ночь, как заключили в темницу св. Фому и Авана, занемог и умер брат царский. Царь забыл прежнее огорчение и весь погрузился в новую печаль. Душу умершего принял Ангел Божий и вознес ее в небесные селения. Ангел обходил их с душой умершего и показывал ей там много палат, одна другой красивее и светлее. «В какой из этих палат желаешь жить?», спросил Ангел душу. Та, указав на одну палату, выделявшуюся из всех по красоте и великолепию, отвечала: «Вот хотя бы в одном уголке этой палаты позволили мне поместиться, и я ничего больше не желала бы». – «Нет, – возразил Ангел, – в этой палате тебе жить нельзя: она принадлежит твоему брату, – это та самая палата, которую странник Фома создал ему на данное им золото». Тогда душа стала просить Ангела: «Молю тебя, отпусти меня к брату моему, я куплю у него эту палату, – он не знает ее великолепия. Потом я снова вернусь сюда». Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил, точно проснулся от глубокого сна. Царь, услышав, что брат его ожил, обрадовался и поспешно бросился к нему. «Царь, я уверен, – сказал воскресший, – уверен, что любишь меня, что ты безутешно плакал обо мне и если бы было возможно оживить меня, ты не задумался бы отдать и половину царства твоего». – «Да, – отвечал царь, – ты правду говоришь». – Так если ты так любишь меня, – продолжал брат его, – я прошу у тебя теперь одного дара, – не откажи мне в нем». Царь отвечал, что он с радостью готов отдать ему все, что ни есть лучшего под державою его. «Так отдай мне небесную палату твою, – радостно воскликнул воскресший, – возьми за нее хотя все мое богатство». Царь молчал и не знал, что ответить. «Не знаю, что ты говоришь, – наконец промолвил он, – откуда быть у меня палате на небесах?» Тогда брат начал ему говорить, что не обманывает его, что у него, действительно есть на небесах палата, великолепная палата, в которой даже и в одном углу не позволили поместиться ему, и что эту палату выстроил странник Фома. «Я умолил Ангела, – продолжал воскресший, – умолил, чтобы отпустил меня к тебе и я мог бы купить у тебя эту палату. Отдай же мне ее, если любишь меня, возьми за нее все мое имение». Невыразимая радость объяла сердце царя. Радовался он, что жив любимый брат его, но еще более радовался, что имеет палату на небесах. «Милый брат мой, – сказал царь брату, когда порыв радости, охвативший его, несколько улегся, – я клялся тебе дать все, что лучшего есть под державою моею на земле, но не обещал тебе палаты, которая на небесах. Если хочешь, у меня есть архитектор, он и тебе выстроит такую же». Тотчас царь дал приказание освободить из темницы св. Фому и Авана. Он сам пошел навстречу апостолу, пал к ногам его и со слезами просил простить грех , соделанный по неведению. Св. Фома возблагодарил Бога за все происшедшее. Потом начал учить обоих братьев вере Христовой, и вскоре они приняли Святое Крещение. Утвердив их в вере, св. апостол ходил по окрестным селениям, обращая многих ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресший же начал говорить ему: – Я уверен, царь, что ты любишь меня, как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего. Царь отвечал: – Да, это совершенная правда. – Если ты так любишь меня, – сказал на это брат царя, – то прошу у тебя одного дара – не откажи мне в нем. Царь отвечал: – Все, чем я владею в государстве моем, – все даю тебе, любимому моему брату, – и клятвою подтвердил свое обещание. Тогда воскресший брат сказал: – Дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство. Царь, услышав такие слова, пришел в смущение и молчал, как бы потеряв способность говорить. Потом он сказал: – Откуда у меня на небесах может быть палата? – Воистину, – отвечал брат царя, – на небесах есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видал во всей поднебесной. Ее построил тебе Фома, которого ты держишь в темнице; я видел ее и дивился ее несказанной красоте и просил поместить меня хотя в одном углу ее, но это мне не было дозволено; ибо водивший меня Ангел сказал: нельзя тебе жить в ней, потому что это палата брата твоего, которую построил известный тебе Фома. Я просил Ангела, чтобы он отпустил меня к тебе, чтобы купить у тебя ту палату. Итак, если ты любишь меня, отдай ее мне и возьми вместо нее все мое имение. Тогда царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах. И сказал он воскресшему брату: – Возлюбленный брат! Я клялся не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе. После этого Гундофар тут же приказал привести к нему Фому и Авана. Царь умолял апостола простить его и научить христианской вере. Апостол Фома, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа. Вскоре они приняли крещение. Утвердив их в вере, апостол Фома пошел в другие окрестные города и селения, подвизаясь в деле спасения душ человеческих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Нееман почувствовал себя обиженным этими словами пророка и ушел, говоря: «Я ожидал, что он сам выйдет ко мне и, встав надо мной, призовет имя Бога своего, прикоснется рукой своею к прокаженным местам моего тела и очистит проказу, а он повелевает мне идти к Иордану. Реки Дамасские, Авана и Фарфар 3904 не лучше ли Иордана и всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» И пошел Нееман обратно из Самарии в сильном гневе. Но на пути слуги его посоветовали ему послушаться повеления пророка Божия и сказали при этом: «Если бы пророк приказал тебе сделать что-либо очень трудное, разве ты не исполнил бы его повеления? А он тебе сказал только: окунись в Иордане и очистишься, а ты и этого не хочешь исполнить». Нееман послушался совета своих слуг, отправился на Иордан, сошел с колесницы и семь раз окунулся в реке, как велел ему человек Божий, и тотчас тело его очистилось и он вышел из реки бодрый и здоровый, как юноша. И возвратился Нееман со всеми сопровождавшими его к святому Елисею и, став перед ним, сказал: – Теперь я знаю, что нет Бога по всей земле, кроме Израиля; посему прими от раба твоего дары эти, какие я принес тебе. И при этом предложил человеку Божию золото, серебро, одежды. Но святой Елисей сказал ему: – Жив Господь, Которому я служу, я не возьму у тебя ничего. Нееман начал убеждать пророка взять принесенное, но он был непреклонен и не взял ничего. Тогда Нееман обратился к святому с просьбой, сказав: «Дозволь рабу твоему взять земли 3905 , сколько можно увезти на двух парах мулов; привезя ее домой, я поставлю жертвенник Господу Богу Израилеву, ибо отныне раб твой не будет приносить жертвы никаким богам, кроме Единого Истинного Бога» 3906 . Святой Елисей дозволил ему взять просимое и отпустил его с миром. Когда Нееман ушел от человека Божия Елисея, слуга его, Гиезий, начал размышлять: «Вот какую великую радость сделал Нееману Сириянину господин мой, а он не взял из рук его ни одного дара; пойду вслед за ним, догоню и возьму что-либо у него». И, встав, поспешил вслед за Нееманом. Нееман, увидав, что Гиезий поспешно догоняет его, сошел с колесницы и пошел навстречу к нему. Когда они сошлись вместе, Гиезий, после приветствия, сказал Нееману:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4 Цар 2:6–14 6. Четвёртой книги Царств чтение Прибыл Нееман, князь царя Ассирийского, с колесницами своими и конями своими, и остановился у двери дома Елисеева. И послал Елисей вестника к нему, говоря: «Пойди, омойся в Иордане семь раз, и изменится тело твоё у тебя, и ты очистишься». И разгневался Нееман, и удалился, и сказал: «Вот, я–то думал, что он выйдет ко мне, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на прокаженное место, и сведет это с плоти моей. Не лучше ли Авана и Фарфар, реки Дамасские, чем Иордан и чем все воды Израильские? Не пойти ли мне омыться в них и очиститься?» И повернулся, и удалился в гневе. И подошли отроки его и сказали ему: «Отец наш, если бы какое важное слово сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, что он сказал тебе только: «Омойся, и очистись». И сошел Нееман, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия; и изменилась плоть его на нем, став как у малого ребенка, и он очистился. 4 Цар 5:9–14 После 6 паримии чтец читает: Тропарь, глас 6 Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш,/по множеству милости Твоей, –/ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся,/облёкся Господь силою, и опоясался,/ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1–2 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,/поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять: Чтец: Дивны валы морские, дивен на высотах Господь./Свидетельства Твои достоверны весьма;/дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:4, 5 Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять: Чтец: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять: Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять: Чтец: Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш,/по множеству милости Твоей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Вот сегодня по дороге из храма видела, как человек шёл за Крещенской водой и громко матерился в телефон. Так грустно стало... Анна Рябикова 19 января 2016, 01:58 Истоки традиции купания очень древние. В повествовании Ветхого Завета мы читаем о том, что в водах исцелился Нееман; в Новом Завете Господь Иисус Христос принимает Крещение в водах Иордана; Христос не осуждает омытие людей в Силоамской купели и посылает к ней слепого; Спаситель не против купели в Вифезде, тем более воду в ней освящал Ангел Господень: " Ангел Господень во всякое лето схождаше в купель и возмущаше воду. И иже первый влазеши по возмущении воды, здрав бываше, и отцем же недугом одержим бываше " (От Иоанна, 5:3) Шестая паремия на Великой вечерне в Сочельник Богоявления. Царств четвертых чтение (глава 5): И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. Паремия на водоосвящении. Пророчества Исаиина чтение (глава 12): И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.

http://pravoslavie.ru/44207.html

2. Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4. И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5. И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд; 6. и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. 8. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12. разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, еслибы что–нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». 14. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Реки Дамасские, Авана и Фарфар [ 17 ] не лучше ли Иордана и всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» И пошел Нееман обратно из Самарии в сильном гневе. Но на пути слуги его посоветовали ему послушаться повеления пророка Божия и сказали при этом: «Если бы пророк приказал тебе сделать что-либо очень трудное, разве ты не исполнил бы его повеления? А он тебе сказал только: окунись в Иордане и очистишься, а ты и этого не хочешь исполнить». Нееман послушался совета своих слуг, отправился на Иордан, сошел с колесницы и семь раз окунулся в реке, как велел ему человек Божий, и тотчас тело его очистилось и он вышел из реки бодрый и здоровый, как юноша. И возвратился Нееман со всеми сопровождавшими его к святому Елиссею и, став перед ним, сказал: — Теперь я знаю, что нет Бога по всей земле, кроме Израиля; посему прими от раба твоего дары эти, какие я принес тебе. И при этом предложил человеку Божию золото, серебро, одежды. Но святой Елиссей сказал ему: — Жив Господь, Которому я служу, я не возьму у тебя ничего. Нееман начал убеждать пророка взять принесенное, но он был непреклонен и не взял ничего. Тогда Нееман обратился к святому с просьбой, сказав: «Дозволь рабу твоему взять земли [ 18 ], сколько можно увезти на двух парах мулов; привезя ее домой, я поставлю жертвенник Господу Богу Израилеву, ибо отныне раб твой не будет приносить жертвы никаким богам, кроме Единого Истинного Бога» [ 19 ]. Святой Елиссей дозволил ему взять просимое и отпустил его с миром. Когда Нееман ушел от человека Божия Елиссея, слуга его, Гиезий, начал размышлять: «Вот какую великую радость сделал Нееману Сириянину господин мой, а он не взял из рук его ни одного дара; пойду вслед за ним, догоню и возьму что-либо у него». И, встав, поспешил вслед за Нееманом. Нееман, увидав, что Гиезий поспешно догоняет его, сошел с колесницы и пошел навстречу к нему. Когда они сошлись вместе, Гиезий, после приветствия, сказал Нееману: — Господин мой послал меня сказать тебе, что сейчас с горы Ефремовой пришли к нему двое учеников пророческих, и он просит тебя дать для них талант серебра и две перемены одежд. Нееман сказал: — Возьми два таланта. И тотчас велел положить серебро в два мешка, и дал Гиезию двоих своих слуг отнести посланное, а сверх того дал ему и две одежды. Гиезий, придя с теми слугами домой в вечерний сумрак, взял у них принесенное и, отослав их обратно, скрыл взятое в доме, а сам явился к господину своему. Святой Елиссей спросил у него: — Откуда ты пришел, Гиезий? Гиезий отвечал: — Не ходил раб твой никуда. Тогда святой Елиссей сказал ему: — Разве сердце мое не ходило с тобой и не видело, как, сойдя с колесницы, человек тот шел навстречу тебе, и как ты принял от него серебро и одежды; и разве я не знаю, что ты намерен на это серебро купить себе масличные деревья и виноградники, овец и волов, слуг и служанок? За это проказа Нееманова пристанет к тебе и к твоему потомству навеки.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006