Несколькими годами позже, в 638 r., Иерусалим захватили арабы; угроза нашествия нависла и над Арменией. В этих условиях, воспользовавшись недолгим миром, взошедший в 642 г. на патриарший престол Нерсес Строитель возвел новый кафедрал по образцу ротонды Воскресения, недавно отреставрированной и надолго потерянной восточно-христианским миром. В заключение суммируем основные особенности копирования храма Св. Гроба в Армении. Прежде всего следует отметить раннее начало этого процесса. Если не считать двух константинопольских часовен IV и V вв. 340 , армянские памятники являются наиболее древними образцами воплощения архитектурных форм храма Св. Гроба. В Звартноце переданы не только ротонда с гробницей, но и примыкавший к ней патриарший дворец, что свидетельствует о попытке копирования комплекса построек Св. Гроба, наподобие Сан Стефано в Болонье. Ротонда Звартноца обогащена большим тетраконхом. Именно тетраконх является основой и церкви в Зариндже. Эту особенность армянских храмов можно объяснить присутствием тетраконха в основе Эчмиадзинского и многих других кафедралов (Авана, Рипсиме, Багарана, Мастары). В Зариндже представлена уникальная попытка переноса форм Св. Гроба из интерьера в экстерьер – в качестве элемента, венчающего композицию «ротонды». Эта попытка была использована и развита в зодчестве Закавказья XI–XIII вв., результатом чего Явилось распространение зонтичного типа шатра. Думается, что более подробное изучение копирования Иерусалимского храма в Армении не только позволит обогатить знания об армянской архитектуре, но и окажется полезным при исторических реконструкциях архитектуры храма Гроба Господня : 292 Подтверждением этой связи служат многочисленные упоминания и описания Св. Земли в армянских источниках (см.: Тер-Мкртычян Л.Х. Армянские источники о Палестине V–XVIII веков. M., 1991). 293 История епископа Себеоса. Пер. Ст. Малхасянца. Ереван, 1939, гл. XXXIV, с.75. Письмо это непосредственно предшествует главе о построении Комитасом храма Рипсиме в Вагаршапате

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

λ от Гринв. Tel Gômel †36°34».52 †43°24».32 Djevan †36°39».04 †43°25».86 Гиппис †36°48».23 †43°18».87 Бавиан †36°47».68 †43°19».68 Ваииап †36°42».33 †43°33».02 Хардиз †36°45».76 †43°29».88 †36°44».45 †43°33».54 †36°44».83 †43°36».16 †36°44».38 †43°46».30 Бибова †36°41».71 †43°34».59 Неизвестное Хоффману селение Бибова, на восточном склоне горного хребта, недалеко от правого (западного) берега Большого Заба, в 2465 саженях (5260 me 3.568 milia passuum. Следовательно, не более 1 фарсаха) расстояния по воздушной дуге на юг-к-востоку (SgE, α­164°33») от Хурфы, – я ввел в таблицу потому, что думаю, что в Бибова сохранился остаток имени Бет-Аве, у арабов «Вâъâвау»; по данным у Таумы, обитель находилась, по меньшей мере, близ Бибовы. – Марга входила в состав «ипархии» хдайявской. – По Амру, Аврахам III имел прозвание (kunyah? как секретарь на службе при дворе халифы?) «abrâzâ» («отец тайны»?), был избран в католикоса «в пятницу 11 раби’ первого 293 г.» (­ 10 янв. 906 г.), патриаршествовал «32 года и 2 месяца» и † в «6-е воскресенье апостолов в 325 г. хиджры» (следовательно, 12 ша’бана 325=25 июня 937 г., так что, в действительности, он патриаршествовал 32 года и пят [не 2] месяцев по лунному календарю, 31 год 5 месяцев 14 дней по солнечному календарю; или же приходится читать «в 6-е воскресенье поста», что дает: 19 марта 937=3 джумада первого 325, следовательно, 32 года 1 месяц 22 дня. Я предпочитаю первую поправку в виду того, что у Амру получились только месяцы, но не дни). 191 " ъа m mnû’êl»=’Е μμανουλ. О Баладе см. под 35. Местоположение этого монастыря, «Dayr ab b â Yausep h », определяет Hoffmann, Auszüge, 211. 212. – Прямо против Эски-Мосуля, на левом, восточном берегу Тигра, лежит селение Авана в области Бет-Нухадре, «Awnâ qrît h â d h -B h êt h -Nûhd h r’». Около этого селения авва Яусеф (в VIII в. по р. Хр.) основал свою «обитель», «ъûтгâ». Этот монастырь лежит на восточном берегу Тигра на один фарсах ниже (по течению) города Балада. На основании этих подробностей должны бы получиться на карте Киперта (он указывает только Eski Mosoul) след. положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ираклия с Ираном и укрепления их связей с В. и. При использовании местной строительной техники традиц. композиционные идеи совмещали с заимствованиями из визант. образцов, гл. обр. из ц. Св. Софии в К-поле, как в соборе Авана (90-е гг. VI в.), первого тетраконха с угловыми нишами, в церквах Рипсиме (618), Багавана (631-639), Аруча (669, см.: Казарян. 2002). Черты нового стиля проявились в таких архаических по типу композициях, как тетраконх с обходом в Звартноце (642-662), источником идей послужила ротонда Воскресения в Иерусалиме. Под влиянием архитектуры В. и. в нек-рые композиции (купольные залы) была внедрена каркасная система, массивные стены заменены более тонкими «мембранами», с рядами окон (Аруч), храмы внутри украшали росписями, реже мозаиками, снаружи - резным декором. Тип крестово-купольного храма с куполом на 4 опорах, к-рый позднее станет одним из основных для церковного строительства в архитектуре В. и., развивался в этот период. Его происхождение неясно, но развитие темы крестово-купольной постройки с куполом на 4 столпах началось еще в позднеантичное время (храм (?) II в. в Мусмии в Сирии), она использовалась в качестве церковного пространства в V-VI вв. (храм в Текоре, отчасти в угловых ячейках Св. Софии в К-поле). В VII в. сформировалась композиция типа вписанного креста с опорами квадратного сечения, равновеликими цилиндрическими сводами рукавов креста и сомкнутыми сводами угловых компартиментов (Багаран в Армении, 624-631), к VII-IX вв. относят развалины ряда храмов на 4 колоннах в Сиде (базилики АА и ЕЕ) и Триглии (обл. Вифиния, вост. побережье Мраморного м.). Первые сохранившиеся постройки развитого типа вписанного креста в К-поле отнесены к нач. X в., здесь этот тип был доведен до совершенства, что послужило его дальнейшему распространению почти во всех областях влияния архитектуры В. и. Эпоха иконоборчества практически совпала с т. н. темными веками (VII-IX вв., по нек-рым оценкам - c кон. VI в.), география визант. архитектуры изменилась, мн. крупные города угасли.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Тогда сам пророк Елисей выручил его из этого затруднения и послал царю сказать, чтобы он к нему направил знатного иноземца, и последний узнает, «что есть пророк в Израиле». Нееман действительно направился в дом пророка, но незнание им обрядовых законов иудейской религии едва не испортило всего дела. Елисей, как строгий иудей, не мог приблизиться к прокаженному и поэтому выслал к Нееману лишь своего слугу с наставлениями. Привыкший к восточному благоговению к себе, Нееман не мог понять и стерпеть такого пренебрежительного отношения к своей высокосановной личности. Притом и самое средство, предлагавшееся пророком, казалось ему почти насмешкой. Пророк чрез своего слугу велел ему пойти к реке, Иордану и выкупаться в ней семь раз. Озадаченный таким на его взгляд странным предложением, высокомерный Нееман открыто выразил свое негодование и сказал своим приближенными «вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. А он выслал лишь какого-то слугу и велит просто выкупаться в этом мутном Иордане! Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские (с своими прозрачными водами), не лучше всех вод израильских»? Разгневанный всем этим, Нееман повернулся от дома пророка и поехал в обратный путь. Но к счастью в числе его свиты нашлись люди, которые умели утишить гнев своего господина. Они сказали ему, что ведь пророк требует лишь весьма немногого, и что если он наверно сделал бы гораздо больше для своего исцеления, то отчего же ему не исполнить этого простого предложения пророка, которое кажется оскорбительными лишь вследствие своей необычайной простоты. Убежденный этими доводами, Нееман согласился и направился к Иордану, который находился верстах в сорока от Самарии. И вот, когда он действительно семь раз окунулся в священной реке израильского народа, «обновилось тело его как тело малого ребенка, и очистился». Обрадованный таким чудесным исцелением, Нееман тотчас же направился опять в Самарию, к дому пророка, чтобы выразить ему свою живейшую признательность и предложить богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он обещал просить Бога об этом, а исполнить — дело Божие. Однако если Бог откроет ему способ восхождения, то и даст по его желанию. Пока они говорили, вихрем огненным, похожим на колесницу с конями, взят был Илия на небо. Разлука с учителем, каким был Илия для Елисея, так его огорчила, что Елисей разорвал свою одежду. Последним подарком Илии была упавшая его милоть. Елисей принял ее как знак исполнения обещанного. Ученики получили свидетельство того, что Елисей заменит им прор. Илию. Елисей спешит удостовериться в случившемся и ударяет милотью Илии по водам Иордана. Тот течет как прежде. Чуда не произошло. Почему? Вероятно потому, что Елисей связал в своем сознании силу Божию с предметом, забыв про Источник всех даров. Что это так, мы можем судить по обращению к Богу, с каким Елисей тут же воззвал: «Где Ты, Господи?» Этим он просил Бога явить ему знамение Своей близости. Еврейское слово «апфо», не переведенное греческими и славянскими переводчиками, означает труднопонимаемое состояние обращения к Богу из самых сердечных глубин (некоторые толкуют его как «сокровенный», что общего характера понимания не меняет). Помолившись, Елисей ударяет по водам второй раз и переходит Иордан по дну на другой берег. В навечерие Крещения вспомнить об этом призывает Церковь для того, чтобы увидеть прообраз другого чуда: явление в крещаемом на Иордане Спасителя мира, Который открывает всем новый путь ко спасению — путь веры в Него и исполнения Его заповедей, так как от дел закона не будет оправдана ни одна душа.     6 Четвертая книга Царств (V, 9—14)   И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.

http://pravoslavie.ru/1572.html

Итак, Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Две природы, Божеская и человеческая, каждая из которых обладала всеми своими свойствами, в одной Ипостаси Господа Иисуса Христа, Сына и Слова Божия. Аминь. 14 января 1999 года Святое Богоявление (Мф., 6 зач., III, 13–17) Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. О послушании воле Божией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем Крещение Господне. Вот как повествует об этом Божественное Евангелие: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (ст. 13). Из евангельских чтений, которые читаются в дни предпразнства Богоявления, мы знаем, что Иоанн Креститель крестил всех, кто к нему приходил: и людей самого низкого звания, и знатных, занимавших высокое положение в обществе, и даже книжников и фарисеев, которые считались учителями и праведниками, но чувствовали, что на самом деле они грешники. Господь наш Иисус Христос, до конца желая исполнить закон и испытать все, что испытьшал каждый израильтянин, тоже прошел через Крещение. Конечно, как единственный безгрешный Человек, Новый Адам, родившийся от непорочного зачатия и чуждый первородного греха, совершенный, чистый и безгрешный по Своему человечеству, Он не нуждался в очищении грехов. Однако Он пришел к Иоанну Крестителю на Иордан. Иордан, вероятно, представляется вам величественной, прекрасной рекой. Но на самом деле это обыкновенная узкая и извилистая река с зеленоватой водой. В самых широких местах ее может переплыть даже неопытный пловец. Недаром Нееман Сирианин сказал такие слова, которые мы читали в навечерие Богоявления: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских?» ( 4 Цар.5:12 ), — то есть «Неужели Иордан лучше, чем реки сирийские? Ведь реки сирийские прекраснее, чем Иордан и вообще все израильские реки». А если мы сравним с Иорданом величественные русские реки, то он и вовсе покажется нам не представляющим ничего особенного. Однако это только внешнее впечатление. Израиль тоже в то время был незначительной провинцией Римской империи, но именно в этой провинции произошло великое событие, имевшее значение для всего мира и человечества: как для людей, живших в то время, так и для нас и для многих последующих поколений.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Елисей приказал все, что принесено, раздать присутствующим. Слуга его заметил: «как же это раздать ста человекам?» Елисей сказал: «раздай всем; пусть едят. Потому что Господь говорит: все они насытятся, и еще останется». И действительно, сто человек были сыты, и остались остатки. В Сирийском царстве был знаменитый военачальник, по имени Нееман. Он впал в проказу и не мог излечиться. Однажды служанка, из пленниц Израильских, сказала жене Неемановой: «ах, и если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, тот очистил бы его от проказы». Слова эти пересказаны были Нееману, а потом доведены до сведения царя. Царь Сирийский дозволил Нееману отправиться в Самарию и с ним послал письмо к царю Израильскому. В письме было сказано: «с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, раба моего, чтобы ты снял с него проказу». Царь Израильский, прочитавши письмо, разодрал на себе одежду и сказал: «разве я могу умерщвлять и оживлять, как Бог, что он посылает ко мне с требованием снять с человека проказу! Замечаете ли, что он ищет предлога (к войне) против меня?» Услышал об этом Елисей и послал сказать царю: «для чего ты разодрал на себе одежду? пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк у Израиля». И пришел Нееман с конями и колесницами, и остановился перед дверьми дома Елисеева. Елисей выслал к нему посла сказать: «поди, и окунись семь раз в Иордане и будет тело твое, как прежде; ты очистишься». Нееман чрезвычайно рассердился, пошел прочь и сказал: «вот я думал, он выйдет ко мне, станет призывать имя Господа Бога своего, и коснется рукою своею до пораженных частей тела и очистит проказу. Авана и Фаррар, реки Дамасския, не лучше ли всех вод Израильских? разве я не мог бы в них выкупаться, если бы надеялся очиститься?» И пошел обратно с гневом. Но слуги его подошли к нему и стали говорить: «отец наш! ежели бы пророк велел тебе сделать что-нибудь очень трудное, неужели бы ты не сделал? а он тебе сказал только: окунись, и очистишься». Нееман послушался благоразумного совета: отправился на Иордан, окунулся в реке семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В конце VI века императором Византии становится Маврикий (582–602). После того, как с его помощью царем Персии становится Хосров II (591–632), бóльшая часть Персидской Армении отошла к Византийской империи. Император предпринял попытку призвать к единству с Православной Церковью антихалкидонитское духовенство Двинского католикосата Армянской Церкви, которое оказалось на территории Византии . После собора в Феодосиополе (ныне г. Эрзурум – северо-восток Турции) в 591 году был основан армянский православный католикосат. Вскоре кафедра была перенесена в местечко Аван, недалеко от реки Азат, по руслу которой проходила граница между византийской и персидской частями Армении. Тем самым был учрежден католикосат с центром в Аване, где были построены кафедральный собор и резиденция. Католикосом был избран Иоанн Багаранский, несший до этого подвиг столпничества. На другой стороне р. Азат, недалеко от Авана, в городе Двине, находился антихалкидонитский католикосат ААЦ, возглавляемый католикосом Мовсесом Егивардеци (574–604) . В 602 году, после убийства императора Маврикия и неудачной военной кампании против персов императора Фоки, эта часть Армении вновь переходит к Персии . Снова оказавшись на территории Персии, бóльшая часть духовенства православного Аванского католикосата, которая не согласна была чрез отвержение IV Вселенского собора соединиться с ААЦ, вынуждена была удалиться в Тайк или Византию . Однако пять епископов и около двадцати пресвитеров согласились предать анафеме Халкидонский собор, после чего они были приняты в ААЦ . В одном из главных догматических источников ААЦ «Книге посланий» ( ) сохранилось рукописание от тех епископов и священников Аванского католикосата, которые пожелали войти в общение с ААЦ . От последних требовалось письменное удостоверение в том, что они анафематствуют «скверный» ( ) томос Льва и «злой» ( ) Халкидонский собор . И в зависимости от того, по каким причинам тот или иной епископ или священник причащался с православными, будучи в единении с Византийской Церковью, назначалась более или менее строгая епитимия ( ) со стороны тогдашнего местоблюстителя Вртанеса Кертога (604-607) . Позднее через епитимию принимал бывших клириков Аванского католикосата и избранный на Двинском соборе 607 года католикос Авраам (607–613) .

http://bogoslov.ru/article/2749331

3900 Действие пророка при воскрешении умершего ребенка очень сходны по существу с действиями прор. Илии при воскрешении сына вдовы Сарептской ( 3Цар.17:19–23 ). Пророк Елисей «собственные свои орудия чувств приложил к орудиям чувств умершего, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь» (блаж. Феодор, вопр. 18). Чудо это прообразовало воскресение Господа Иисуса Христа. (Повествование 4Цар.4:8–37 читается в качестве паремии 12-й на вечерне в Великую субботу). 3902 Проказа – это самая страшная и отвратительная, заразная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на Востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпьями и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и по большей части в конце концов пораженные этой болезнью умирают в страшных мучениях. 3903 Когда Нееман прибыл к дому пророка Елисея «он, храня закон, как живущие под законом, не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев.13:14 ), а приказал ему семь раз измыться в р. Иордан» (блаж. Феодор, вопр. 19). 3904 Сирийские реки Авана и Фарфар, по общему мнению, вытекали из гор Антиливана и орошали Дамаск. 3905 Просьба Неемана к пророку: дать ему известное количество земли из страны Израильской объясняется глубоким благоговением Неемана к Иегове – самую землю страны Его почитания Нееман считает священной, и берет часть земли, освященной благословением пророка Иеговы – Елисея. 3906 Кроме того, Нееман Сириянин говорил о себе пророку Божию, что он, по обязанности слуги царского, должен сопровождать своего государя в капище Реммана и там преклоняться вместе с царем, который повергается на землю перед идолом, опираясь на его руку; и теперь Нееман спрашивал у Елисея, простит ли ему Господь, что он преклоняется в капище Реммана? Елисей успокоил его, и он отправился ( 4Цар.5:18–19 ). 3908 Пророк говорит царю и старейшинам народа о предстоящей необыкновенной дешевизне хлеба именно: «у ворот Самарии» – у ворот, где на Востоке сосредоточивалась вся общественная жизнь, между прочим, и торговля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если мы вслед за Иоанном Златоустом сравним этот эпизод с исцелением Неемана, военачальника царя Сирийского, о котором Иисус упоминал в одной из Своих речей ( Лк. 4:27 ), мы увидим, что пророк Елисей не захотел коснуться тела больного, но лишь послал к нему слугу, чем вызвал у Неемана немалую обиду. Реакция Неемана на нежелание пророка прикоснуться к нему описана в Библии в таких выражениях: И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе ( 4Цар. 5:10–12 ). Златоуст подчеркивает, что Иисус, в отличие от Елисея, «в доказательство, что Он исцеляет не как раб, а как Господь, – прикасается. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистой; между тем тело прокаженное от святой руки стало чисто» 109 . Своим поведением Иисус ниспровергает устоявшееся со времен Моисея представление о нечистоте, причем делает это сознательно и последовательно. В Ветхом Завете источником нечистоты считалось нечто внешнее по отношению к человеку, и он воспринимался как осквернившийся в том случае, если прикоснется к тому, что считается нечистым. Некоторые роды пищи считались нечистыми: если человек ел такую пищу, он считался осквернившимся. Иисус, напротив, настаивал: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека ( Мк. 7:14 ). Эти слова, произнесенные в присутствии народа, Он затем разъяснил ученикам: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк. 7:20–23 ). Как мы отметили, рассказ об исцелении прокаженного в версии Марка отличается от версии Матфея большей детализацией. Заслуживают внимания следующие слова: И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им ( Мк. 1:43–44 ). Здесь многое вызывает вопросы. По какой причине Иисус строго посмотрел на исцеленного? Был ли Он недоволен тем, в какой форме тот представил просьбу об исцелении (если хочешь, можешь…), или предвидел, что он ослушается Его приказания не разглашать о чуде? Чем было вызвано это приказание – желанием Иисуса скрыть от окружающих факт произошедшего исцеления или какими-либо соображениями, относящимися к дальнейшей судьбе исцеленного? Наконец, что означают слова во свидетельство им? Кто эти «они» и какого рода свидетельство для «них» требуется?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006