поскольку вернулся, когда эпидемия пошла на убыль [Таб., II, с. 86], а это заставляет отдать предпочтение 50 году. 467 Таб., II, с. 88, приводится и другая цифра – 80 наказанных. Авана приводит совершенно иной текст речи Зийада при прибытии в Куфу, совпадающий с частью речи в басрийской мечети: «Мы нашли, что исправить это дело до конца можно только тем же, чем следует начать: мягкостью без слабости и жесткостью без жестокости…» [Таб., II, с. 114–115]. 473 Балаз., Ф., с. 410; Таб., II, с. 156 – без указания числа переселенцев. Обычное соотношение мужчин от 15 до 60 лет в популяции около 25 % общего числа, т. е. в данном случае – 12 500 человек, при этом, с одной стороны, не все мужчины этого возраста могут быть боеспособны, с другой – при переселении процент бессемейных молодых воинов и искателей приключений мог быть больше нормы. 475 И. Абдх., с. 196. И. Абдх, пер., с. 214–215; Халифа, с. 195; Таб., II, с. 93. Первоначальное произношение – ал-Кайраван (ср.: Dozy, 1861, т. 2, с. 434; EI, т. 4, с. 857), но у Йакута огласовка издателя ал-Кайруван [Йак., т. 4, с. 212]. 476 Джалула – ныне селение Айн-Джалула. Сообщения о его взятии не очень четки, более всего вызывает доверие сообщение Халифы, основанное на данных Абу Халида, согласно которому My'abuйa б. Ху-дайдж послал Абдалмалика с конницей к Джалула, тот установил кам-неметные машины, но город взять не смог; My'abuйa отозвал его, но когда его отряд отошел от города, пришло известие, что стена разрушена; Абдалмалик возвратился, отбил вылазку гарнизона, а когда подошел My'abuйa, жители города сдались по договору [Халифа, с. 196]. Обрывочные рассказы, приводимые Ибн Абдалхакамом, в основном согласуются с этим [И. Абдх., с. 193–194; И. Абдх., пер., с. 212]. 478 Халифа, с. 207–210; Балаз., А., т. 4А, с. 150–153; Таб., II, с. 90–91. Халифа по какому-то недоразумению относит это восстание к 53 г.х., хотя 4 рамадана этого года Зийад был уже мертв [Таб., II, с. 196], и сам Халифа относит его кончину к 53 г. 479

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

и философские темы, напр. о бессмертии души (Epistolae. 1945. T. 2. P. 189-190; Frois. 1926. S. 6-7). Среди старших монахов, слушавших проповеди К., были Токуо Сюнка и Унсю. Впосл. они рассказывали иезуитам, что учение К. вызвало у них интерес, но его было трудно понять из-за плохого перевода Андзиро (см.: Schurhammer. 1982. Vol. 4. P. 75-76, 132-133). Иезуиты общались и с др. буддийскими монахами, принадлежавшими к разным школам и течениям. Нек-рые японцы пожелали ознакомиться с португ. колониями и в нояб. 1549 г. отправились в Малакку на джонке Авана (кит. торговец умер в Кагосиме). Управляющий замком Итику в Сев.-Зап. Сацуме пригласил миссионера посетить Нииро Исэ-но-ками Ясухису, родственника даймё и наместника замка. После проповеди К. вместе с управляющим, получившим имя Мигел, крестились члены его семьи, а также жена и дети наместника (всего 15-20 чел.). Однако наместник отказался принять крещение без разрешения даймё (о посещении К. Итику сохр. противоречивые сообщения иезуитов Луиша Фройша, Луиша ди Алмейды и Жуана Родригиша Цудзу - см.: Ibid. P. 111-112, 115-117). Основным препятствием для деятельности миссионеров было незнание япон. языка, поэтому они могли общаться с японцами только через переводчика (Epistolae. 1945. T. 2. P. 201). Во время плавания Фернандес начал осваивать япон. язык, а К. после 40-дневной учебы был способен, как он считал, объяснять японцам значение христ. заповедей (Ibid. P. 190). Миссионер составил краткий катехизис; в 1-й части говорилось о сотворении мира и об истории ВЗ до прор. Даниила, во 2-й - о Христе и о Страшном Суде (К. подробно остановился на сотворении мира и человека, грехопадении, бессмертии души и необходимости Воплощения) (см.: Schurhammer. 1982. Vol. 4. P. 105-109). При переводе катехизиса на япон. язык у Андзиро возникли затруднения, связанные с передачей христ. терминов и неудачным использованием буддийской терминологии. Впосл. иезуиты очень низко оценивали 1-й японский катехизис (по-видимому, все его копии были уничтожены).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Тело поддерживается пищей, а душу – Божественным учением. Но мало того, что ты сам будешь образован: позаботься и о детях своих, пусть они будут верным подобием твоих добродетелей. Сын мой! Послушай отеческого наставления! Ты отблагодаришь меня за воспитание твое, поминая меня добром, которое будешь проводить в свою жизнь. Так мыслил замечательнейший из византийских императоров, так учил он своего наследника тысячу лет тому назад. И его наследник верно соблюдал заветы державного родителя и заслужил в истории имя Премудрого. Но всякий видит, что эти уроки царственной мудрости и до сих пор сохраняют всю свою ценность. Что говорил своему сыну этот мудрый император, то может повторить и теперь своим детям каждый добрый отец-христианин. 590. Дом нерукотворенный Царь индийский Гундафор, хотя себе царские палаты премудре устроити, посла купца своего Авана в Палестинскую страну, да поищет тамо искусного архи-тектона, иже бы умел здати премудре, и возмогл бы построите палаты таковым образом, каковым суть палаты Кесарей римских. С тем убо Аваном повелел Господь апостолу Своему Фоме идти во Индийския страны. Ищуще же Авану премудрого зодчия в Кесарии, Фома сретеся с ним, и искусна себе в том деле поведа. Поем же его Аван, вниде в корабль и яшася пути, пловуще с добрым ветром. Достигше же ко индийскому царю Гундафору, внидоша пред него и рече Аван: «Се, господи царю, приведох ти от Палестины зодчия премудра, да устроит палаты, угодны царству твоему». Царь же, видев Фому, возрадовася, и показав ему место, на нем же палаты хотяще имети, и размерив, каково имеяше быти основание, даде ему много злата на созидание, сам же отъиде во ину страну. Фома же, прием злато, раздаваше е требующим, убогим и нищим, сам же, труждаяся в проповеди Евангелия, многих к Христовой вере обрати и крести. По дву же летех посла царь ко Апостолу, уведати хотя, скоро ли зиждущияся палаты совершатся. Апостол же возвести, яко покров точию потребен. И радостен бысть царь, мняше бо, яко поистине зиждет ему на земли Фома палаты, и посла еще множество злата, повелевая, да красный зданию покров совершит вскоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Апостолу Фоме выпал жребий проповедовать Евангелие в Индии. Он пришёл в ужас, что ему надо идти в такие дикие страны. Господь явился ему, утешил, обещаясь быть с ним. Фома отправился. На пути встретился с ним богатый купец, именем Аван, который был послан от индийского царя Гундафора в Палестину, чтобы сыскать отличного архитектора для постройки царского дворца наподобие дворцов римских кесарей. Аван рассказал причину своего путешествия, а ап. Фома выдал себя за архитектора. Аван был рад, и отправились они вместе в Индию. По прибытии, Аван представил царю желаемого архитектора. Гундафор рассказал апостолу своё желание иметь великолепный дворец по подобию римских, и Фома вызвался построить такой дворец. На том и договорились. Апостол для постройки получил большое количество золота и серебра. Царь отправился в другие страны Индии. Апостол стал проповедовать Евангелие и учить народ христианской вере, щедро раздавая милостыню всем нуждающимся. Почти через два года царь прислал узнать о постройке дворца. Фома отвечал, что только остается сделать верх дворца, и на это получил еще довольное количество денег. Наконец, царю решительно донесли, что никакого дворца не строится, а что странный Фома только учит народ новой вере и раздает царское сокровище бедным. Царь, прибыв домой, действительно убедился, что никакой постройки не производилось и не производится. Немедленно приказал он взять и заключить в темницу Фому и Авана, намереваясь предать их лютой казни. В это время брат царский, услышав о печали Гундафора, впал в тяжкую болезнь, и послал сказать царю, что он не в силах был перенести печали царской и занемог так сильно, что, кажется, придется расстаться с жизнью. Больной вскоре умер. Тогда царь забыл о своей печали, причиненной ему ап. Фомою, а скорбел и неутешно плакал о смерти любимого брата. Ангел Божий душе покойного показал все небесные обители и, обходя все горные селения, показывал многие предивные светлые палаты праведников. Из всех палат одна особенно была лучше. Тогда ангел спросил душу: «В которой палате ты желала бы жить?» Душа, смотря на сию превосходную палату, отвечала: «Если бы мне хоть в каком-нибудь уголке этой палаты дозволено было жить, то не желала бы ничего более».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Отсутствие специалиста привело Неемана к мысли, что цели очищения может послужить любой водоем. Он надеялся, что Елисей, докажет различие, однако Елисей предпочел избавить себя от этой роли. 5:12. Авана и Фарфар. В свете того факта, что в Антиливанском хребте существует гора Амана, со склонов которой в долину Дамаска течет река Амана (известная ныне как Барада), вероятно, следует предпочесть вариант чтения «Амана». Относительно Фар-фара определенности меньше, но, возможно, это река el-Awaj, стекающая со склонов горы Ермон в болотистую местность к юго-востоку от Дамаска. 5:17. Земля. Нееман дает понять, что причина, по которой он хочет взять с собой землю, связана с жертвоприношениями. Это означает, что он намеревается построить из принесенной с собой земли жертвенник (для обозначения земли здесь использовано то же слово, что и в повелении относительно сооружения жертвенника в Исх. 20:24 ; дополнительную информацию см. в коммент. к этому месту). 5:18. Дом Риммона. Полагают, что Риммой (­ Рамман, «громовержец») – это титул бога бури Адада, главы арамейского пантеона. Хотя эта связь проводится достаточно убедительно, вне Библии этот титул нигде не встречается (но см. «Гададриммон» в Зах. 12:11 ). Ограниченные раскопки в Дамаске не обнаружили упоминаемый здесь храм, однако относящийся к этому периоду гравированный базальтовый обелиск, встроенный в фундамент мечети Омейядов, свидетельствует о том, что мечеть была возведена на месте этого храма. 5:22. Сыны пророческие. См. коммент. ко 2:3. 5:22,23. Просьба Гиезия. Принимая во внимание величину дара, который намеревался принести Нееман, следует отметить, что просьба Гиезия очень скромна, но тем не менее это была значительная сумма. Талант серебра – это жалованье за триста лет (для тех, кто зарабатывает 30–35 тыс. в год, это означало бы получение миллиона долларов), а Нееман еще и удваивает дар. Гиезий надеется обеспечить себя на всю жизнь. 5:24. Холм. Слово, переведенное как «холм», – это специальный термин, обычно обозначающий акрополь царского города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Агнос, критическим пунктом в защиту христианства является историческая достоверность Библии. Большая разница между христианством и другими религиями заключается в том, что для христианской веры история особенно важна. Библия заявляет, что Бог принял участие в подлинных исторических событиях, что Он открыл Свои мысли и волю настоящим людям, а не каким-то мифическим лицам на горе Олимп или Парнас. Если Бог действовал в истории и если Библия является документом, описывающим Его действия, то мы считали бы, что Библия должна быть вполне достоверным историческим источником. Мы считали бы, что она должна быть достоверной по внешней действительности, относящейся к событиям Божьего откровения. В этой главе мы вкратце пересмотрим некоторые доказательства, говорящие о фактичной достоверности Библии. А. Библия и физический факт История происходит на земле, которая отличается определенными особенностями. Она составлена из морей, рек, гор, долин и равнин. Когда в Библии упоминаются такие вещи, то, по всему нам известному, она передает верную информацию. В ней упоминаются многие реки: Нил, Иордан, Тигр, Еврат, Иавок, Арнон, Заред, Авана, Фарфар. В ней упоминаются многие горы: Ермон, Ливан, Фавор, Нево, Синай, Кармил, Гевал, Гаризим. Упоминаются равнины и долины долина Узреельская, земля Филистимская, Аполон, Сеннаар. В упоминаниях географических мест Библия никогда не ошибается. В некоторых случаях она является единственным древним документом, сохранившим точное местоположение данного исторического пункта. Например, кроме Ветхого Завета мы ничего не знали бы о существовании реки Улая ( Дан.8:2 ), пока ее не обнаружили в Ассирийских надписях Ашшурбанипала. В Библии упоминаются сотни городов: Ур, Вавилон, Ниневия, Раамсес, Иерусалим, Хеврон, Мегиддон, Назарет, Капернаум, Антиохия, Эфес, Афины, Коринф, Рим и многие другие. В Библии точно и достоверно отмечаются местоположения малых и больших городов, многие города, как Дамаск и Иерихон, были оккупированы на протяжении восьмитысячелетнего периода. Другие, как Гай и Лахис, нужно было эвакуировать, и археологические находки подтвердили, что такие города были оккупированы как раз в те времена, как указано в Библии. 66

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Фессалоника – большой, важный город в Македонии. Его посетил св. апостол Павел при втором своем апостольском путешествии и им написаны два Послания к Фессалоникийцам. Фирца – город, бывший, некогда, второй столицей царства Израильского, лежит в расстоянии 11,5 англ. миль на северо-восток от Сихема (первой столицы) и красиво расположен ( Песн. 6:4 ). Первоначально служил резиденцией Ханаанского царя ( Нав. 12:24 ). Здесь Замврий убил Илу; здесь, также, он сжег свой дворец и погиб в нем, когда город Фирца был взят Амврием ( 3Цар. 16:10, 18 ). Таблицы замечательных гор и холмов, упоминаемых в Библии, расположенных в географическом отношении от севера к югу Где упоминаются Название Страна Чем замечательны Новейшие названия Араратские горы, Арарат. Армения Горный хребет, тянущийся между Черным морем и Каспийским на юг от Кавказа, омывается Араксом, Тигром и Евфратом. На горах Араратских остановился ковчег Ноев; здесь же нашли себе убежище сыновья Сеннахерима. В настоящее время известен своими лошадьми. Хребет Джебел–Джюди (предание). Наибольшая высота 17200 анг. фут. Ливан, или Ливанские горы. Сирия. Известны своими дубовыми и кедровыми лесами, доставлявшими материал, для постройки финикийских кораблей, дворцов и храма Давида и Соломона. Область Ливанская никогда не была покорена Евреями. Управлялась некогда Хирамом, известным художником – царем Тирским и Сидонским. В Ливане берет свое начало река Авана. Джебел-Либан. Высота от 7500 до 10000 фут. Гора Ор составляет северную пограничную линию Обетованной земли. Джебель-Эшь- Шурки (т.е. восточная гора). Средняя высота 5000 фут. Ермон, или Сирион (Сидонский, Сенир, Ваал, Ермон). Сирия (Палестина) Большая пограничная линия и северная граница Евреев. Гора покрыта почти постоянным снегом, обильна росами и замечательна, как источник рек Иордана и Фарфары. Джебель-Эшь-Тей (т.е. снежные горы). Высота 9000 фут. Ермон. Сирия (Авранитида, Гавланитида, Трахонитида, Ватанея) Горная область на севере Галаада; часть царства Ога, на северо-восток земли Обетованной. Известна своими высокими холмами, дубовыми лесами, тучными пастбищами, превосходным рогатым скотом; была отдана полуколену Манассиину с половиной Галаада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

251 сл.). Основные фрагменты ниппурского списка царей после потопа от эпохи дин. Исина были изданы Poebel " ем, Histor. a grammat. texts (Univers. of Pennsylv. The Museum V, 1914, 2 сл. Историческое использование см. Poebel, Histor. Texts (ibidem, V, 1914), А. Т. Olmsmead, The political development of early Babylonia (Amer. Journ. of Semit. Lang. 1917, т. XXXIII, стр. 283 ел.) и Thureau-Dangin, Chronologic des Dynasties de Sumer et d " Accad. Paris, 1918. Новые ценные фрагменты издал Legrain в The Museum Journal (Univers. of Pennsylvania), 1920, стр. 179 сл. и ibidem 1921, стр. 75 сл. С. J. Gad d, The early Dynasties of Sumer a. Akkad, London, 1921, переиздал с некоторыми дополнениями упомянутый важный список Scheil " H. Весь этот новый материал был исчерпывающе использован Ungnad " ом, Zur Reconstructionder altbabylonischen Konigsliste (ZeitschrJB f. Assyr. 1922, XXXV, стр. 1 сл.) и Poebel " ем, Ein neues Fragment der altbabylonischen Konigsliste (ibidem, стр. 39 сл.). Предположение об эламском происхождении дин. Авана, упоминаемом и среди эламских городов в ниппурских надписях Саргона, высказывает Meissner, ZeitschaB d. Deutsch. Morgenl. Ges. 1922 76, стр. 87. Возможно, реконструируя список, ввести в первую лакуну вместо второй династии Ура вторую династию Урука. В таком случае родоначальником ее мог бы быть давно известный Эншагкушанна, который пожертвовал «добычу злого Киша» в Ниппур, ср. Poebel, ук. соч. Кое-какие исторические тексты, касающиеся нашего периода, издали . I. R. Nies и С. Е. Keiser, Historical, Religious a. Economic texts, a. antiquities, New Haven, 1920 и др. Пересмотру с точки зрения социально-экономической формации посвящен ряд работ В.В. Струве (Очерки социально-экономической истории Древнего Востока, Известия ИАИМК, I вып. 97; Рабовладельческая латифундия Сумира, III дин. Ура. Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга, стр. 495–507). – Земледелие. Al. de la Fuye, Un Cadastre de Djokhu (табл. эп. дин. Ура), в Rev. d " Ass. XII, 1915, стр. 47; idem, Mesures agraires et formules d " arpentage a l " epoque presargonique (Rev.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И разгневался Нееман, и удалился, и сказал: “Вот, ято думал, что он выйдет ко мне, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на прокаженное место, и сведет это с плоти моей. Не лучше ли Авана и Фарфар, реки Дамасские, чем Иордан и чем все воды Израильские? Не пойти ли мне омыться в них и очиститься?” И повернулся, и удалился в гневе. И приступиша отроцы его и реша к нему: господи, аще бы велие слово глаголал к тебе пророк, не бы ли сотворил, якоже рече к тебе: измыйся и очистишися? И сниде Нееман, и погрузися во Иордане седмижды, по глаголу человека Божия, и обратися плоть его к нему, яко отрочате мала, и очистися. И подошли отроки его и сказали ему: “Отец наш, если бы какое важное слово сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, что он сказал тебе только: “Омойся, и очистись”. И сошел Нееман, и погрузился в Иордан семь раз, по слову человека Божия; и изменилась плоть его на нем, став как у малого ребенка, и он очистился. 4 Цар 5:9–14 После 6 паримии чтец читает: Тропарь, глас 6: Грешником и мытарем/за множество милости Твоея/явился еси, Спасе наш. Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Тропарь, глас 6 Грешникам и мытарям/явился Ты, Спаситель наш,/по множеству милости Твоей, –/ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Господь воцарися, в лепоту облечеся,/облечеся Господь в силу и препоясася,/ибо утверди вселенную, яже не подвижится./Готов престол Твой оттоле,/от века Ты еси. Чтец: Господь воцарился, благолепием облёкся,/облёкся Господь силою, и опоясался,/ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./С тех пор готов престол Твой, Ты – от века. Пс 92:1-2 Где бо имел бы свет Твой возсияти,/токмо на седящия во тьме?/Слава Тебе. Хор: Ибо где мог бы свет Твой воссиять,/кроме как над сидящими во тьме?/Слава Тебе! Стих 2: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя./Возмут реки сотрения своя от гласов вод многих. Чтец: Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,/поднимут реки течения свои от шума вод многих. Пс 92:3

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

Елисей не хочет допустить такой постановки вопроса об исцелении. Военачальник Сирийский должен был узнать, что для пророка ничто и сан его, и цари Израиля и Сирии; что пророку Иеговы, – Царя мира, – дорога только слава и честь, воздаваемая Господу Богу, и что пред Господом должен смириться верою в Него пришедший искать исцеления. Поэтому, то и самое исцеление его немедленно, – без всякого страха ожидания, – не достигло бы духовной цели, не произвело бы никакого нравственного влияния на исцеленного, которому казалось бы, что это исцеление было обязательно для пророка вследствие приказания царя Израиля и требования царя Сирии. Такое быстрое исполнение его желания конечно, не давая ему времени вдуматься в чудо исцеления, не заставило бы его так глубоко и искренне признать Иегову истинным Богом и исповедать Его с таким чувством, как он Его исповедал после путешествия на Иордан и после возвращения его с Иордана в Самарию, т.е. после двух дней ожидания и после двух дней обратного пути с радостным и благодарным сердцем. Выслушав пред домом Елисея слова высланного пророком слуги, Нееман, смущенный и раздраженный кажущимся невниманием к нему пророка, говорить слугам своим: «Разве Авана и Фарфар 945 не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (ст. 12). Надо прибавить, что воды Иордана мутны, а реки Дамасского оазиса очень светлы и чисты. Но в то время, когда отуманенный гневом Нееман не знает что делать, что предпринять, – подходят к нему приближенные его и очень основательно замечают ему, что пророк не возложил на него ничего неудобоисполнимого; что если бы пророк сказал ему что либо важное, то не сделал ли бы он? а тем более, когда он сказал только: омойся, и будешь чист. Тогда Нееман решается, хотя без веры, отправиться на Иордан. До Иордана от Самарии, – считая по прямому пути от нынешнего Наблуса на Дамаск, на брод, называемый ныне Джиф-эль-Меджамиа, – считается около 33 миль, – путь, который трудно совершить в одни сутки 946 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006