15. И лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает священник ин. 16. Иже не по закону заповеди плотския бысть, но по силе живота неразрушаемого. «И это еще яснее видно из того, что, по подобию Мелхиседека, восстает священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». «И это», – именно то, что теперь было сказано об отменении левитского священства и обрядового закона, – «еще яснее видно из того» Божеского определения, которое раскрыто в псалме 109, о том, что, не по Моисееву закону, не по левитскому чину, не по подобию Аарона, но «по подобию Мелхиседека восстает священник иной»; прежде был обещан, а теперь явился, «священник иной». Какой это священник? Чем он отличается от священников, бывших по подобию Аарона, вступавших в священство по закону Моисееву? «Который таков» – указывается на то особенное свойство Его, раскрытое в образе священника Мелхиседека, что он есть священник вечный, и далее показывается основание этого: он таков, или он священник по подобию Мелхиседека, «не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей». «Не по закону заповеди плотской»: Не по закону, повелевавшему быть священникам по плоти из колена Левиина, которые, как смертные, сменялись один другим, не по тому закону, который, как предписывал плотское, преходящее (как говорит св. Златоустый, например: «обрежь плоть, помажь плоть, омой плоть, очисти плоть, остриги плоть, питай плоть, отдыхай плотию, и обещал долголетие для плоти, млеко и мед для плоти, покой для плоти, наслаждение для плоти» 45 ; так и сам был, по назначению Божию, кратковременный и преходящий. Не по этому закону явился священник иной. «Но по силе жизни непрестающей». Так Апостол раскрывает божеское величие Иисуса Христа. Говоря: «по силе жизни непрестающей», указывает на Его вечное Божеское существо. Бог есть вечное, всесовершенное, неизобразимое бытие, или жизнь безначальная, бесконечная и всесовершенная, как сам Он говорит Моисею: Аз есмь сый ( Исх.3:14 ). «По силе жизни непрестающей», по вечному божескому совету и определению, а не по тому «закону плотской заповеди», по которому поставлялись священники по подобию Аарона из колена левитского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1.6. Из того, что мы прочитали, явствует, что каждый праведник видится в глазах Бога отчетливей в сравнении с прочими. Так, о Ное сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Этим показано, что он был непорочным не совершенно, но «в роде своем», и назван праведным в сравнении с другими. Думаю, что и сказанное о Лоте должно понимать сходным образом. По мере того, как жители Содома с каждым днем становились все хуже, Лот виделся все более праведным (ср. Быт.13:13 ). Вот и в этой книге, которую мы держим в руках, повествуется о том, что когда осматривавшие землю вернулись и десять их них своими страшными рассказами повергли народ в отчаяние (ср. Чис.13:31–33 ), а двое остальных, а именно Халев и Иисус (ср. Чис.14:6–9 ), сообщили хорошие известия и призвали народ быть твердым в своем намерении, Господь даровал им вечное воздаяние не столько за их собственное исповедание, сколько вследствие того страха, который испытывали их соплеменники. Ибо добродетельность души не светилась бы в них так ярко, если бы в остальных десяти не обнаружились постыдный страх и малодушие. 1.7. Итак, мы сказали о кадильницах осужденных, которые повелевается прикрепить к жертвеннику, поскольку на фоне тех, кто ниже, праведные выделяются отчетливей, и в то же время был дан пример потомкам, дабы не принимали они дух высокомерия и не присваивали себе достоинство священника, которое даруется Богом, но подчинялись тому, кто обрел это звание не человеческим честолюбием, не порочной благосклонностью, не предосудительным подношением, но осознанием заслуг и Божьей волей. 2.1. Далее сказано: «Все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. И пришли Моисей и Аарон к скинии собрания» ( Чис.16:41–43 (17:6–8)). 2.2. Прежде мы не читали, чтобы облако покрывало скинию собрания и являлась слава Господня и принимала в это облако Моисея и Аарона, – только теперь, когда народ восстал против них и захотел побить их камнями (ср. Чис.14:10 ). Научимся из этого, какое благо получают христиане во времена гонений, какая благодать нисходит на них, каким защитником становится для них Бог, как обильно изливается на них Дух. Ибо именно в такие времена, когда ярится жестокость человеческая, является благодать Божия; когда мы претерпеваем от людей войны ради правды, тогда мы примиряемся с Богом. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1. " Итак, если бы " , - говорит, - " совершенство достигалось посредством левитского священства " . Сказав о Мелхиседеке, показав, сколько он был выше Авраама, и объяснив великое между ними различие, теперь он начинает показывать различие самих заветов, как один из них несовершен, а другой совершен. Впрочем и теперь еще не приступает к самому делу, а сначала рассуждает о священстве и завете, потому что для неверных было более убедительным предлагать доказательства от предметов уже принятых и прежде известных. Он доказал, что Мелхиседек был гораздо выше Левея и Авраама, явившись в отношении к ним священником. Это же он доказывает теперь с другой стороны. С какой именно? Со стороны священства нынешнего и иудейского. И посмотри на великую мудрость его: чем, по-видимому, Христос отделялся от священства, так как не был " по чину Аарона " , то самое и приводит в доказательство Его священства, а прочих исключает. Он делает это, представляя себя самого как бы сомневающимся, почему (Христос) называется священником не по чину Ааронову, и потом разрешает недоумение. И я, говорит, недоумеваю, почему Он был не по чину Ааронову. Это он выражает словами: " если бы совершенство достигалось посредством левитского священства " . А слова: " какая бы еще нужда была " усиливают мысль. Если бы Христос по плоти был священником по чину Мелхиседекову прежде, а потом уже явился закон и (священство) по чину Ааронову, то справедливо иной мог бы сказать, что последнее совершеннее и, будучи введено после, упраздняет первое; но если Христос (является) после и принимает другой образ священства, то очевидно, что по причин несовершенства всего прежнего. Положим, говорит, что всё прежнее исполнилось и нет ничего несовершенного в (прежнем) священстве: для чего же нужно было ещё " восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться " ? Для чего (Бог), оставив Аарона, вводит другое священство - Мелхиседеково? " Если бы совершенство достигалось посредством левитского священства " , т.е., если бы посредством левитского священства достигаемо было совершенство в делах, в учении, в жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1614...

462 неспособным по собственному своему признанию непосредственно и свободно служить Богу в качестве дарственного священства. Для массы религиозной, но погруженной в земную чувственность, действие небесного Бога является только в грозе и пламени. Если не безверие, то страх удаляет ее от Бога. «И весь народ видел громы и молнии и глас трубный и гору дымящуюся; и увидел народ и побежал и стал поотдаль. И сказали они Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушаться, но пусть не говорит с нами Бог, чтобы нам не умереть. — И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак (эл-га-арафэл), — туда где Бог» (Исх. XX, 18, 19, 21). То, что здесь повествуется Словом Божиим, не есть только одно из событий еврейской истории: это событие есть вместе с тем типический образ, который немногими яркими и живыми чертами выражает общее и постоянное отношение народной толпы к делу Божественного откровения. Всегда и везде народ, в силу своего здравого смысла, сознавал неспособность человеческого большинства к непосредственному «разговору» с Божеством, всегда и везде народ сам требовал (если не словами, то делом) посредников между собою и Богом — людей, способных видящими глазами вступить в тот мрак, в котором Бог — эл-га-арафэл ашэр шам га-элогим. Так как для еврейского народа Моисей был таким посредником лишь временно и исключительно, то по слову Божию он учреждает постоянное посредничество между народом и Богом в лице священников, поставленных, уполномоченных и помазанных для этого служения. «И возьми ты к себе Аарона брата твоего и сынов его с ним из среды сынов Израилевых в священники Мне: Аарона Надаба и Абиту, Влеазара и Итамара сынов Аароновых. И сделай одежды священные (бигдэй-кодэш) Аарону брату твоему для величия и для красы (лекабод ултифарэт). И ты поговоришь со всеми мудрыми в сердце (хакмэй-лэб), которых Я исполнил духом мудрости (руах-хакма); и сделают одежды Аарону для священия его, для поставления его Мне» (Ucx. XXVIII, 1-4). После подробного описания Аароновой одежды, к которой мы еще вернемся, когда будем говорить о власти первосвященничеекой, слово Божие продолжает: «И сынам Аарона сделай хитоны и сделай им пояса и головные повязки сделай им для величия и для красы. И одень их,

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

5) Что сказал Бог Моисею из среды куста, и как Моисей отвечал ему? 6) Какие знамения дал Господь Моисею, чтобы люди поверили, что он послан Самим Богом? 7) Кого Бог дал Моисею в помощники? Чудеса Моисея перед Фараоном и казни, поразившие египтян. Этой истории дети ранее не учили и потому я сама буду им ее рассказывать. Моисей исполнил повеление Божие. Он простился с Иофором, тестем своим, с женою и детьми и отправился в Египет. У горы Хорив Моисей встретил Аарона. Моисей открыл брату своему о высоком служении, к которому призвал их Господь. Пришедши в Египет, они собрали всех старейшин народа израильского; Аарон пересказал им все, что говорил Бог Моисею, а Моисей сделал знамения перед глазами народа; народ поверил им и прославил Господа, призревшего на его страдания. Потом они явились к Фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне и принес жертвы». Но Фараон отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я послушался Его. Я не знаю Его и не отпущу израильтян». Фараон велел еще больше обременять евреев работой; так он приказал: не давать израильтянам соломы, которая у египтян употреблялась, как цемент, для большей прочности глиняных кирпичей, а вместе с тем требовать, чтобы они в день делали такое же число кирпичей, как и прежде. «Они», говорил он, «праздны, потому и кричат: мы пойдем принесем жертву нашему Богу». Израильтяне испугались новых трудов и стали роптать на Моисея и Аарона. Тогда Моисей обратился к Богу с молитвой, и Бог повелел ему с Аароном опять идти к Фараону и настоятельно требовать, чтобы он отпустил израильтян. Тогда пошли они к Фараону и требовали именем Божиим, чтобы он отпустил израильтян, и при этом, в доказательство того, что Сам Бог послал их, Аарон бросил жезл свой и он сделался змеем. Призвал Фараон своих мудрецов и чародеев, и они совершили подобное чудо: бросали свои жезлы, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их. Ожесточилось сердце Фараона, и он не послушал Моисея и Аарона, не отпустил израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6.3. Сказано, что наше тело есть «глиняный сосуд», но также и буква закона, когда Апостол говорит: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ); ибо здесь можно принять оба значения: и что пока мы помещены в тело, Господь дарует нам сокровище Своей благодати через Святой Дух, и что в словах закона, которые кажутся жалкими и презренными, ибо лишены блеска словесного искусства, «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:3 ), так что справедливо можно сказать, что в них «сокрыты все сокровища премудрости и ведения Бога». 6.4. Вот что должно было сказать о «сокрушении», которое, как написано, «прекратилось» (ср. Чис.16:48 (17:15)); теперь же рассмотрим последовательность исторического повествования, в котором говорится о жезлах. 7.1. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их должны они дать; и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас» ( Чис.17:1–5 (17:16–20). 7.2. У каждого начальника колена и рода есть жезл; ибо никто не может править народом, если у него нет жезла. Вот почему апостол Павел, который был начальником народа, сказал: «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор.4:21 ). Поэтому необходимо, чтобы свой жезл был у каждого начальника колена, но, как сообщает Писание, только у одного, у первосвященника Аарона, жезл расцветет. И так как истинный Первосвященник есть Христос, что мы не раз показывали, Он – единственный, Чье древо креста не только расцвело, но и принесло плод – всех верующих. 7.3. Однако какой плод принес жезл Аарона? «Миндали», как сказано, – плод, первая оболочка которого горькая, сам он покрыт и защищен твердым вторым слоем, и третий – сам орех – питает тех, кто вкушает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

6.5. Жезл Аронов 6.6. Грех Моисея и Аарона Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 6.5. Жезл Аронов Затем, чтобы прекратить раз и навсегда эти искушения, Господь дал знамения расцветшего жезла Ааронова, когда от всех колен было положено по жезлу. На жезле от колена Левия было написано имя Аароново, и этот жезл не просто расцвел, но и принес плоды. Этот жезл впоследствии хранился в Святом Святых, и предание говорит, что этот жезл никогда не засыхал, то есть он так и продолжал быть процветшим. Это чудо является пророческим. Преподобный Ефрем Сирин объясняет его применительно к воскресению: «Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой, ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе Самом явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» т. 6, с. 415]. Также прозябший жезл прообразует Богородицу. Особенно популярно это толкование в богослужебных текстах (см. напр. с. 131]). 6.6. Грех Моисея и Аарона После этого, во время стоянки в Кадесе, умирает Мариам. В народе снова возникает ропот из-за нехватки воды, похожий на тот, что был в начале путешествия. Господь повелевает Моисею и Аарону сказать слово скале пред лицом всех, и скала изведет воду. Однако Моисей, трудно сказать по какой причине, по недостатку ли веры или по раздражению или еще почему-то, вместо того чтобы буквально исполнить повеление Божие, ударяет жезлом по этой скале, причем ударяет дважды. Кроме того, они укоряют народ не по повелению Божию, но от себя, чего ранее никогда не делал. В результате, Господь им говорит, что «за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Чис. 20:12). Понятно, что и в первый раз отнюдь не силою удара, не силою жезла была изведена вода из камня, но милостью Божией. Если Господь сказал, что достаточно будет их слов, то следовало этому поверить, и Моисей и Аарон действительно не входят в землю обетованную.

http://sedmitza.ru/lib/text/430985/

6Моисей рассказал об этом сынам Израилевым, и их вожди дали ему двенадцать посохов: по одному посоху от каждого вождя, главы колена. Был среди них и посох Аарона. 7Моисей положил все посохи пред Господом, в Шатре, у ковчега Свидетельства. 8На следующий день Моисей вошел в Шатер Свидетельства и увидел, что посох Аарона, посох колена Левия, на самом деле распустился – появились почки, распустились цветы и созрел миндаль. 9И вынес Моисей все посохи, что были пред Господом, и показал их всем сынам Израилевым. Они осмотрели их, и каждый взял свой посох. 10А Господь сказал Моисею: «Посох Аарона внеси назад и положи у ковчега Свидетельства; пусть там он хранится как предостережение для строптивцев, чтобы ты мог угашать их ропот против Меня, и не умирали бы они». 11 Моисей сделал так, как повелел ему Господь. 12Но сыны Израилевы говорили Моисею: «Мы уже не жильцы на свете. Это наш смертный приговор. 13Всякий, кто только приблизится к Скинии Господней, тому уже не жить. Так, значит, мы все обречены на смерть?» Обязанности священников и левитов 18 Господь сказал Аарону: «Ты, сыновья твои и весь твой род полностью отвечаете за любой грех против Святилища . К тому же ты и твои сыновья будете в ответе и за любое упущение в священническом служении. 2 И братья твои из колена Левия, колена отца твоего, пусть с тобой приступают к служению: они, к сему тобой привлеченные , должны помогать тебе и сыновьям твоим в исполнении ваших обязанностей при Шатре Свидетельства. 3 Пусть служат они под твоим началом и во всем Шатре делают то, что им будет поручено. Однако не должны они приближаться к священным предметам и к жертвеннику, дабы не погибнуть им и вам. 4 Только они, левиты, могут быть при тебе и помогать в служении при Шатре Откровения, в любой работе там. А посторонним нельзя к вам и близко подходить. 5Вы сами должны отвечать за всё, что совершается во Святилище и на жертвеннике, и тогда не падет гнев на израильтян. 6Помни же, что Я беру братьев ваших, левитов, из всех остальных сынов Израилевых. Посвященные Господу, они дарованы вам для служения при Шатре Откровения. 7Но только ты и твои сыновья можете быть священниками, выполняя служение у жертвенника перед входом в Шатер и внутри него, за завесою. Это ваша обязанность. Священническое служение Я даю вам как дар, который не может быть передан другому, – всякий посторонний, вторгающийся в это служение, должен быть предан смерти» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

9Моисей взял, как ему было указано, посох, что хранился пред лицом Господа; 10созвали они с Аароном весь народ у скалы, и Моисей сказал им: «Слушайте же, мятежники! Не из этой ли скалы мы должны добыть для вас воду?» 11 При этом Моисей поднял руку свою с посохом и ударил им по скале – и раз, и два. И потекла вода сильным потоком, пили ее все: и люди, и скот. 12Господь, однако, сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не доверились Мне настолько, чтобы явить пред глазами сынов Израилевых святость Мою, не вам ввести народ в землю, которую Я определил ему». 13 И стал этот оазис называться Мерива, раздор, ибо здесь сыны Израилевы обрушились с укорами на Господа, а Он явил им святость Свою. Царь Эдома не позволяет пройти через его землю 14 Моисей после того направил из Кадеша послов к царю Эдома с такими словами: «Это весть от твоего брата Израиля . Ты знаешь о бедах, которые постигли нас: 15знаешь о том, что отцам нашим пришлось уйти в Египет и долго жить там; ведомо тебе, как жестоко обходились египтяне с нами, да и с отцами нашими в прошлом. 16Когда мы воззвали к Господу, Он услышал вопль наш: послал нам Ангела и вывел нас из Египта. И вот мы в Кадеше теперь, в городе у границы твоей. 17Позволь нам пройти через земли твои. По полям и виноградникам мы не пойдем, воду из колодцев пить не будем; мы царской дорогой пойдем и не свернем с нее ни вправо, ни влево, пока не выйдем за пределы земли твоей». 18Но из Эдома последовало: «Не пройдешь через меня – мечом тебя встречу!» 19Израильтяне пытались убедить эдомитян: «Мы пойдем по проторенной дороге. А если будем пить воду твою – сами мы или скот наш, – заплатим за нее. Ничего больше и не нужно нам, путникам пешим!» 20И всё же эдомитяне отказали им, и вышли против них с многочисленным и вооруженным войском своим. 21 И так как эдомитяне не позволили сынам Израилевым пройти по их земле, последним пришлось отступиться. Смерть Аарона 22 Покинув Кадеш, пришли израильтяне всей общиной к горе Хор. 23 И здесь, у этой горы, на границе с землями Эдома, Господь сказал Моисею и Аарону: 24«Пришло время Аарону отойти к праотцам своим . Не войдет он в землю, которую определил Я сынам Израилевым, потому что оба вы ослушались Моих указаний у вод Меривы. 25А посему ты, Моисей, возьми Аарона с Элеазаром, сыном его, и взойди с ними на гору Хор [на глазах у всего народа] . 26Там снимешь ты с Аарона одежды его священнические и наденешь их на Элеазара, ибо Аарон отойдет к праотцам, он умрет там».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   11. Итак, на Мелхиседеке доказано, что некогда отнимется звание священства от священствовавшего по закону колена, и что воссияет иной образ и закон священнодействия. Ибо необходимо было, чтобы вместе с изменением и отнятием священнодействия изменен и отменен был и самый закон. Посему и божественный Павел любомудрствует об этом и говорит: «если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:11—12). И опять: «И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:15—17). Видишь ли, как осуждает законное священство, как не могшее привести ни к какому совершенству, показывая всю пользу привнесения лучшей заповеди. Ибо если бы в оном, говорит, была необходимость, то почему не лучше было бы явиться иному священнику по чину Аарона, а не по чину Мелхиседека, который был подобием и образом Христа, уже отнюдь не по плоти священствовавшего, но скорее «по силе жизни непрестающей». Он воспитывает нас для неувядающей жизни таинственными священнодействиями, хотя Аарон священствовал и по плоти. Чрез Аарона совершаемы были принесение волов в жертву и заклания овец и пепел телиц, окроплявший приобщавшихся ему для чистоты плоти, и все другое кроме сего, не приводившее служащих к совершенству по совести. «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Итак, когда введен к нам иной способ священнодействия, удаляющий от первых и древнейших обычаев, то иной, конечно, должен быть и священник. И Бог обетовал Новый Завет, так как первый обветшал, то Священником по чину Мелхиседекову, которого прилично было бы представлять и существующим во век, может быть никто иной как только Господь наш Иисус Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010