6. Петра, гора Аарона Священная история: По местной легенде, источник в долине Вади-Муса (Моисеева долина) близ Петры образовался во время Исхода, когда Моисей ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода (ср.: Чис. 20, 10. 11). Здесь же на соседней горе Ор скончался Аарон: «И снял Моисей с Аарона одежды его, и облек в них Елеазара, сына его; и умер там Аарон на вершине горы. А Моисей и Елеазар сошли с горы» (Чис. 20, 28). Сегодня: На вершине горы Ор, ныне по-арабски именуемой Джебель-Харун (гора Аарона), — византийский храм и мусульманский мавзолей с гробницей Аарона. В Петре — высеченный в скале древний монастырь и обнаруженные в результате раскопок несколько византийских церквей раннехристианского периода, одна из них — с редким мозаичным полом. 7. Мадаба, гора Нево Священная история: Мадаба с окрестностями неоднократно упоминается в Ветхом Завете как Медева — в повествованиях о Моисее и Исходе, войне Давида против моавитян, пророчестве Исайи о Моаве и восстании моавитского царя Меши против Израиля. Гора Нево в десяти минутах езды от Мадабы — места последней остановки во время Исхода из Египта. Именно здесь скончался Моисей: «И взошел Моисей с равнин на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и всю [землю] Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 1–4). По преданию, именно на горе Нево пророк Иеремия скрыл Ковчег Завета, Скинию и жертвенник. Сегодня: Мадабу называют городом мозаик. Они дошли до нас с ранневизантийских времен. Некоторые образцы можно увидеть в первоначальных местах расположения — в церквах, другие — для лучшей сохранности перенесены в Мадабский археологический парк. Два шедевра мозаичного искусства — карта Иерусалима и Святой земли VI века на полу Георгиевского православного храма и самая древняя иорданская мозаика, снятая с пола дворца-крепости Ирода Антипы в Махерусе. Под мозаичным полом византийского храма Пророка Моисея (V–VI века) на горе Нево найдены шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох.

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

А в начале 7 главы он указывает на очевидное сходство Христа и Мелхиседека. говоря: во-первых, по знаменованию имени царь правды, (Мелхиседек) а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни на­чала дней, ни конца жизни ( Евр. 7, 2–3 ). Все это подходит Христу, Который и есть Царь Правды, Царь Мира, без отца и без матери, то есть без отца на земле, без матери прежде веков, без определенного начала и конца, пребывая во веки веков. А в последующих восьмой и девятой главах Павел пространно рассказыва­ет, что Господь наш Иисус Христос не был священником по чину Аарона, так как родился не в роду Левиином, священники которого одни имели право приносить жертву. Но Господь наш Иисус Христос родился в роду Иуды, из которого происхо­дили цари, и был царем и вместе с тем священником не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека. Если хотите узнать, чем же отличалось священство Аарона от священства Мелхи­седека, то как раз и отличалось тем, что Аарон приносил в жертву животных, проливав­ших кровь, а Мелхиседек приносил жертву без крови, то есть хлеб и вино. Священство Аарона было временным и уже прекратилось. Священство же Христа вечное, пребывающее до самой кончины мира и утвержденное клятвой: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Христос, Господь наш, был священником, принесшим на кресте Кровную Жертву Богу – Себя Самого – ради спасения всего мира. Однако эта Жертва была единственной, свершившейся в третий час, поэтому из-за этой Кровной Жертвы Христос не может быть Священником вовеки, так как многократно или всегда умирать не может. По чину же Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, он Священник вовеки, и эту Жертву приносит всегда, ежедневно, своими служителями, священниками, и будет приносити до самого конца мира, возобновляя Своей Бескровной Жертвой память о свершившейся кровной жертве и ее значении для верующих, ибо Он и Приносящий, и Приносимый, и Принимающий, и Раздаваемый, как говорится в Литургии Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Важно раскрыть духовно-прообразовательный смысл событий библейской истории Мы стремились сделать наше пособие систематическим и универсальным. В книге большой раздел посвящен Священному Писанию Ветхого Завета (168 страниц). Ветхий Завет – наше духовное детство. «Если же вы Христовы, – говорит святой апостол Павел, – то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 29). Поэтому в нашей книге мы не просто пересказываем основные события библейской истории, но стремимся раскрыть их духовно-прообразовательный смысл. Приведу пример. После ропота народа на Моисея и Аарона, Господь, чтобы укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника, сотворил чудо с сухим жезлом Аарона . Он повелел Моисею взять ото всех начальников колен жезлы и написать имя каждого на своем жезле. Моисей положил их в скинии собрания перед ковчегом завета. На другой день вошел Моисей в скинию. Жезл Аарона «пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17: 8). Он был положен пред ковчегом откровения на сохранение в знамение для непокорных. Процветший (по-славянски – прозябший) жезл Аарона был символом:      – В притче о мытаре и фарисее последний ставит себе в заслугу два постных дня в неделю. В какие дни постился фарисей? Что говорит ваш учебник: постились люди в библейские времена? – Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на гору Синай, и во второй день, когда он спустился с горы. По Закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году – в день Очищения. В вавилонском плену для евреев были установлены еще однодневные посты: в девятый день четвертого месяца – в знак скорби (в 587/6 г. до Р.Х. халдеи взяли Иерусалим), а также в десятый день пятого месяца, в который был разрушен город и сожжен Храм. Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды 40 дней. Столько же дней постился и пророк Илия.

http://pravoslavie.ru/97604.html

Ветхозаветное же священство в лице Аарона и сыновей его возникает силою прямого повеления Божия, выделяющего колено Левиино для служения через облечение их в священные одежды, принесение жертв в скинии, помазание жертвенною кровью. «И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне» ( Исх. 29, 44 ). По аналогии с ветхозаветным стало пониматься и новозаветное священство, как законное же установление, причем установителем именуется уже Сам Христос (откуда и идея законного викариатства). Оно тем самым становится противоположно священству по чину Мельхиседекову, – «без отца, без матери, без родословия» ( Евр. 7, 3 ), хотя возвещается «по чину Ааронову». Но «если бы священство достигалось посредством левитского священства, то какая бы еще нужда была восставать иному священству по чину Мельхиседека, а не по чину Аарона именоваться»? (11). Новозаветное священство существует силою Христовою, подаваемой Духом Св., но оно не является преемственным от Христа, как своего Архиерея по чину Аарона, за каковое выдается оно в идее викариатства, – Христова или апостольского, – которые между собой сливаются в единое общее преемство. Напротив, оно существует через известное отожествление со Христом в его первосвященническом служении, силою Богочеловечества Христова. Не только первосвященничество Христово, но и все новозаветное священство дано «по чину Мельхиседекову», т. е. по образу Христову. Эго служение дано силою Богочеловечества Церкви, оно есть не установление, но сама высшая действительность, как всеобщее царственное священство. Правда, для организации этого всеобщего священства и новозаветная церковь имеет известное установление, возникшее в истории в качестве разных иерархических степеней, с епископатом во главе. Однако, иерархия возникает лишь на почве всеобщего священства, в котором выражается Богочеловечество, как священство Христово. Оно есть prius епископата, а не наоборот, он не есть высшая иерархия, производящая себя на основе викариатства, по чину Аароню.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Глава 17 Чудесно расцветший и принесший плоды сухой жезл Аарона. Чис.17:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.17:2 .  скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; Чис.17:3 .  имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; Чис.17:4 .  и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; Чис.17:5 .  и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас. (Евр. ст. 16–20). Чтобы сильнее укрепить в народе веру в богоизбранность первосвященника и дать постоянное осязательное свидетельство ее, Бог совершает чудо с сухим жезлом Аарона. Вслед за грозным знамением смерти упорствующих в своем неверии следовало знамение, которое указывало на полноту духовной жизни, даруемую избранному и через избранного всем верным сынам Израиля. Чис.17:6 .  И сказал Моисей сынам Израилевым, и дали ему все начальники их, от каждого начальника по жезлу, по коленам их двенадцать жезлов, и жезл Ааронов был среди жезлов их. Берутся жезлы, как выражение власти. Жезл Левиина колена был тринадцатым. Чис.17:8 .  На другой день вошел Моисей [и Аарон] в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. По верованию Церкви, расцветший жезл Аарона прообразовал: а) бессеменное происхождение Иисуса Христа по плоти от безневестной Девы Марии: «Жезл Ааронов прозябший (читаем в Богород. по 1 п. кан. 23 апр.), иже от Иессева прображаше израстший корень, Тя Пречистую, цвет миру воссиявшую, Бога воплощенна» и пр.; б) нетление плоти Христовой: «ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл нетленным; в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия» (св. Ефр. Сир., Толк. на кн. Чис., гл. XVII), – соделываясь «подобием будущего воскресения» человеков (св. Епиф. Кипр.); в) обилие возрождающей и укрепляющей благодати Божией в Церкви Христовой: «Жезл во образ тайны приемлется, прозябанием бо предрассуждает священника: не плодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо креста в державу и утверждение» (3 п. кан. Честн. Кр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 1–15. Поколение Аарона, или первосвященническая линия до времен плена вавилонского. 16–30. Потомки Пирсона, Каафа и Мерари. 31–49. Предки Емана, Асафа и Ефана, – начальников левитских хоров времени Давида. 50–53. Потомки первосвященника Епеазара до Ахимааса. 54–81. Жилища – места поселения левитов. 1Пар.6:1 .  Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 1Пар.6:2 .  Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. 1Пар.6:3 .  Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Происхождение Аарона от Левия. Имена сыновей Левия, Каафа, Амрама и Аарона исчисляются в ( Быт.46:11 ; Исх.6:18,20,23 ; Чис.3:2–4 ). 1Пар.6:4 .  Елеазар родил Финееса, Финеес родил Авишуя; 1Пар.6:5 .  Авишуй родил Буккия, Буккий родил Озию; 1Пар.6:6 .  Озия родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа; 1Пар.6:7 .  Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува; 1Пар.6:8 .  Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааса; Стихи 1Пар.6:4–15 . Потомки и преемники Елеазара, сына Ааронова, по первосвященству. Рассматривая линию Елеазара, как единственно законную, автор перечисляет происходящих из нее первосвященников и совершенно не касается линии Ифамара, хотя и знает о ее существовании ( 1Пар.24:3 и д.). Уже в силу этого одного приводимый им список ветхозаветных первосвященников отличается неполнотою. Она еще более усиливается пропуском некоторых первосвященников из линии Елеазара. Иоддая – современника Иоаса ( 4Цар.11 ), Урия – современника Ахаза ( 4Цар.16:10 ), Азарии – современника Езекии и некоторых других. Вообще, из 28 первосвященников допленного периода (Иосиф Флавий, «Иудейские Древности», 5:15) автором отмечаются лишь 23. По мнению Кейля, все эти пропуски находились, вероятно, в самих источниках кн. Паралипоменон. 1Пар.6:9 .  Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана; Так как Ахимаас – сын Садока ( 1Пар.6:8 ), современника Давида ( 1Пар.24:3 ), то время его жизни должно падать на царствование Соломона. При нем же мог проходить свое служение и внук Садока Азария, что подтверждается ( 3Цар.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жезл Ааронов процветший прообразовал Иисуса Христа, происшедшего от племени Давидова, усеченного до корня, находившегося в неизвестности и унижении. Прибытие израильтян в Кадес. Смерть Мариам. Вода из камня. Смерть Аарона. Медный змий. Завоевание восточной части земли обетованной Когда наступил сороковой год странствования израильтян по пустыне, они пришли в Кадес, на границу Идумеи. Здесь умерла Мариам, а Моисею и Аарону Бог сказал, что они не войдут в землю обетованную, по следующему обстоятельству. Не было воды, и народ поднял ропот на Моисея и Аарона. Моисей и Аарон обратились к Богу. Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и с Аароном собери народ, и скажите скале, и она даст из себя воду». Но Моисей и Аарон не в точности исполнили повеление Божие: собрали народ к скале, и Моисей сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из скалы этой известь для вас воду?» – и ударил жезлом в скалу дважды. И потекло много воды. Но Господь сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, дабы явить святость Мою пред Израилем, вы не введете народа этого в землю, которую Я даю ему». Из Кадеса израильтяне хотели идти в Ханаанскую землю чрез Едомскую землю, но царь Едомский не пустил их. Поэтому они должны были обойти Едомскую землю 240 . Когда израильтяне пришли к горе Ор, Моисей, по повелению Божию, возвел на эту гору Аарона и сына его Елеазара, снял с Аарона священные одежды и возложил на Елеазара. После этого Аарон умер на горе 241 . Отправившись от горы Ор, израильтяне в пустыне стали роптать на Бога и на Моисея и говорили: «Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть в пустыне? Нет здесь ни хлеба, ни воды; душе нашей опротивела эта негодная пища (манна)». За это послал Господь змеев, которые жалили людей, и умерло множество народа. Когда народ покаялся в своем грехе, Моисей помолился Богу, и Господь сказал ему: «Сделай медного змея и выставь его на знамя, чтобы каждый ужаленный, взглянув на него, оставался жив». Моисей сделал медного змея и выставил его на знамя. После этого все ужаленные змеями, взглянув на медного змея, оставались живы 242 ( Чис. 20, 21:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И потом »приведе " их – изложим сокращенно – «измы я водою, облече в срачицу, и опояса поясом, облече в исподнюю ризу, возвлече верхнюю ризу, опояса его и стисне, и возложи слово, и на слово явление и истину, и увясло на главу его, и на увясло дщицу златую»; потом «взяв от елея,... воскропи от него на олтарь, и освяти его и сосуды, и умывальницу и стояло, и освяти я, и возлия от него на главу Аароню»; то же сделал и с сынами его, «и приведе телца». И как заклал его, то по возложении рук Аарона и сынов его, взял «от крове, и возложи на роги олтаря... и очисти олтарь: и кровь пролия на стояло олтаря, и освяти его, еже молитися у него». Потом, сжегши некоторые части тельца, одни внутри, другие вне скинии, привел еще овна и принес его во всесожжение. Далее, привел другого «овна – совершения», и, по возложении на него рук Аарона и сынов его, заклал его, и взяв «от крови его, возложи на край уха Аароня десного, и на край руки его десныя, и на край ноги его десныя»; то же сделал и с сыновьями его. Потом, взяв некоторые части жертвы, положил на руки Аарона и сынов его, и так принес (Богу). И опять взяв «крови и от елея, вскропи на Аарона, и на ризы его, и на сыны его, и на ризы сынов его». И освятил их, и повелел сварить мясо во дворе скинии и там съесть его. «И из дверей скинии свидения да не изыдите, – сказал он, – седмь дний, дóндеже день скончается, день совершения вашего. В седмь бо дний совершите руки ваша» ( Лев.8:1 и сл.). Итак, когда (Писание) говорит, что Аарон таким образом поставлен, таким образом очищен, таким образом освящен, таким образом умилостивил Бога, а теперь ничего этого не бывает, – ни жертвы, ни всесожжения, ни возлияния крови, ни помазания елеем; когда нет и скинии свидения, и нынешний священник иудейский не пребывает определенного числа дней в святилище; то очевидно, что он и не совершен, и не чист, и беззаконен, и скверен, и прогневляет Бога. Ибо, если священник не иначе мог быть поставлен, как таким образом, то очевидно, что у них нет священства, когда нет этих обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И сказал Господь: Прощаю по слову твоему. И в далеких веках будут говорить народы земли: Блажен ученик, по слову которого поступил Учитель его» с. 71, Агада, Берешит-Раба, 32]. О великом христоподобном ходатайстве Моисея говорил св. Василий Великий : «Ибо сказано: вероваша людие Богу и Моисею, угоднику Его. Итак Моисей поставлен вместе с Богом... ибо в законном служении предизображал тогда собою Ходатая Бога и человеков... Посему вера в Моисея возводится к Господу, Ходатаю Бога и человеков, сказавшему: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне ( Ин. 5:46 )» О Св. Духе к св. Амфилохию, гл. 14]. Христос – Ходатай за всех людей, но особенно молился на кресте Отцу Небесному о Своих распинателях. Христос – Мессия Израилев, но умилостивил Бога и о всех язычниках. Моисей ходатайствовал о поклонившемся золотому тельцу народе, но еще и особенно об отлившем этого тельца брате своем Аароне, будущем первосвященнике. Св. Кирилл Иерусалимский : «И не народ один согрешил, но и Архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог ( Втор. 9:20 ). И Моисей, молясь за согрешившаго Архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить ко спасению?» Слова огласительные, 2, п. 10]. А всего сорокадневных пощений было у Моисея три. Прп. Ефрем Сирин : «Восходящу мне на гору, пребых в горе четыредесять дней и четыредесять нощей: хлеба не ядох и воды не пих. Моисей постился три четыредесятницы; в первый раз, когда приял закон; во вторый, когда молился за народ; в третий, когда молился за Аарона. Ибо в еврейском тексте слово: молился равнозначительно слову: постился» Толк, на кн. Второзаконие, гл. 9, ст. 9]. Здесь прп. Ефрем опирается на слова Писания: И (вторично) повергшись пред Ягве, молился я, как прежде, когда впервые получил скрижали Завета, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Ягве (Бога вашего) и раздражив Его. Ибо я страшился гнева и ярости, которыми Ягве прогневался на вас (и хотел) погубить вас. И послушал меня Ягве и на сей раз. И на Аарона весьма прогневался Ягве и хотел погубить его; но я молился и за Аарона в то время ( Втор. 9:18–20 ). Воистину, правы святые отцы, когда говорят, что если бы хотя один грешник остался на земле не искупленным, то и ради него одного Господь вновь пришел бы в мир и повторил всё ради искупления и спасения его одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо так Бог совершает Аарона, возлагая на его чело золотую дщицу. Христос же есть Господь всяческих и Царь по естеству и вместе по причастию; ибо, будучи по естеству Богом, Он «Себя умалил», снисшедши до «образ раба» (Флп.2:7). И приемлет царство, как то прилично человеческому образу, хотя и от начала был соседящим Богу и Отцу на небе, соправителем над всем и совладыкою. Разумей же, каким образом головная повязка его (Аарона) была из материи синего цвета, имея блестящий знак царства, то есть золотую дощечку. Синий цвет знаменует небо; и припомни слова Христа: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36); ибо Христос не есть земной царь, а небесный, имеющий всю тварь под ногами Своими. Присоединивши же слова: «и отымет Аарон согрешения святых, елика освятят... от всякого даяния святых своих», Писание ясно указывает на то, что всякое «приведение» (Еф.2:18) и совершение — во Христе и что всякое оправдание — в Нем и чрез Него и отложение прежних прегрешений; ибо Сам Он подъемлет грехи наши и чрез Него мы соделываемся приятными, принося Богу и Отцу дароприношения духовные.     К. «И сделай, — сказано, — хитон из виссона и кидар» (Исх. 28:39). Воинский вид Аарону придавали пояс и шлем; ибо такой вид имел кидар. И за нас Христос ратовал «рукою тайною», по Писанию (Исх. 17:16), и «лук свой напряже и у готова и ...стрелы своя сгораемым содела» (Пс.7:13 и 14) и низринул начала, восторжествовал над силами, потряс господства и освободил плененных на земле. А что не видимая и не чувственная была у Него брань и не с кровью и плотью, на это, кажется, прикровенно указывает то, что воинские доспехи — кидар (клобук) и пояс, — были сделаны из одного очень тонкого виссона. Так чрез священнолепное украшение Бог являет Аарона славным и досточудным. Присоединяет к сему и еще повеление, говоря: «сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия, и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010