4:3). Знай, что « правда » и состоит в веровании словам Божьим. Когда Он изрекает Свои обетования, то не испытывай их, прошу, по человеческим соображениям; но, становясь выше обыкновенных помыслов, твердо уповай на всемогущество Давшего обетование. Так благоугождал каждый из мужей праведных. Так и дивный этот Иосиф, когда после его сновидений возникли столь великие для него искушения, не смущался, не предавался страху; но с твердостью духа все переносил мужественно, зная, что невозможно божественному намерению остаться без исполнения. Зато после рабства, после темницы и после такой жестокой клеветы, он получил власть над всем Египтом. Размышляя обо всем этом, будем благодушно встречать напасти, за все благодаря человеколюбца Бога и от Него ожидая помощи, которой и да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 64 « И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского » (Быт. 41:46–47, 49).   Действия Иосифа, как правителя Египта, и рождение у него двоих сыновей. — Прибытие его братьев в Египет; намеренно строгое обращение с ними Иосифа и пробуждение у них сознания в грехе. — Второе путешествие сыновей Иакова вместе с Вениамином и испытание любви братьев к Вениамину. — Открытие себя Иосифом пред братьями и возвращение их к отцу. — Увещание любить врагов.   1. Хотите ли, чтобы и сегодня мы продолжили повествование об Иосифе и рассмотрели то, как этот дивный муж, получив начальство над всем Египтом, свойственным ему благоразумием успокоил всех жителей его? « Вышел », сказано, от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти, и скопил хлеба весьма много, как песку морского ». Получив от царя полную власть, он собирал полевые плоды и слагал их в городах, приготавливая, таким образом, достаточное обеспечение на время наступавшего голода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Мне же дозвольте раскрыть настоящий предмет путем вопросов и ответов, потому что чрез такие противопоставления легче ста­новится разрешение недоумений. Итак, спросим: согласны ере­тики, что чрез пророков говорил Святый Дух, или еще не верят и сомневаются? Если сомневаются, то вспомним ска­занное выше, именно — как сам Бог свидетельствует: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать», потому что Дух есть возбудитель пророческой силы; вспомним, как и дивный Моисей, желая показать, что пророчество имеет свою основу в Святом Духе, изрек великие и чудные слова: «если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них»? Если же они истинно признают то, что по­истине и есть, именно, что Дух Святый говорил в пророках, то слушай, как блаженный и дивный Захария, отец Предтечи, называет Богом Святого Духа, говорившего через пророков: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк.1:68—70). Итак, если, говоривший устами про­роков — Бог, а говорил в пророках Дух Святый, как гово­рит Давид в книге Царств: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2), то Дух Святый, глаголавший чрез пророков, есть, следовательно, Бог и Господь. И вот тебе ясное доказательство сказанного. Божественный апостол, желая в про­роческой речи указать на Духа Святого, говорит в послании к Коринфянам: «но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:24—25). Видишь, как определенно заявил учитель благочестия, что действующий в пророчествующих Дух есть Бог?    10. Итак, что ты, еретик, блазнишься о правой вере? За­чем поносишь достоинство Духа? Зачем преступаешь испо­ведание веры? Прочти свои обещания, данные при [совершении над тобою] таинства: «верую, — говорил ты, — в Отца и Сына и Святого Духа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

А в Новом Завете, после пришествия Сына Божия на землю в уничиженном человеческом естестве, о призывании имени Христа Спасителя сказано еще яснее: «Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» («ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись») ( Деян. 4, 12 ). Это сказано о призывании всевеликого и всесильного имени Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Всеблагодатная и Преблагословенная Дева Мария первая из людей получила откровение об этом и начала молиться во имя Господа Иисуса Христа. А до нас, современных православных христиан, донес эти сведения блаженный Старец Паисий Величковский , бывший на Св. Афоне и нашедший у древних Святых Отцев эти молитвы и призывания. Сильнейшим духовным оружием был вооружен дивный воин Христов, Святитель Феофан. И, действуя им, он, по обетованию, всегда побеждал супостатов во славу имени Господа Иисуса Христа. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое» ( Пс. 90, 14 ). Но за всем этим скрывался неутомимый труд его сравнительно недолгой, шестидесятилетней жизни. Каждый день и каждую ночь он взывал ко Господу Спасителю, умоляя защитить его от всякого зла и врага: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И потому эта молитва во время ночных его страхований звучала совершенно исключительно – как дар Божий. И дело тут не в голосе, не в интонациях, а в том, что за произнесенными словами ощущался весь его подвижнический опыт жизни во Христе. И к нему самому, может быть, применимо то, что он относил к Августейшей Семье, что поражало и восхищало, а именно то особенное, чисто духовное изящество, тонкое и строгое соответствие и соразмеренность во всем, отвечающие требованиям высшего художественного вкуса. Определение «изящная духовная простота», которое он использовал, говоря об Августейшей Семье, в наибольшей мере отражает его духовную сущность. Ничего показного, наигранного, а тем более лицемерного не было в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Заметим предварительно, что всякий пророк говорит подобающее по вдохновению от Святого Духа. Все мы признаем, что пророки говорили Святым Духом, как о том и апостол свидетельствует, говоря: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка (Деян. 28:25); и сам Бог, когда говорит вообще: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать (Иоил. 2:28); равно и Моисей: если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них (Числ. 11:29)? Здесь обратим тщательное внимание на то, как указывается божество Духа Святого, как оно не нами возвышается, а прославляется собственным достоинством. Мне же дозвольте раскрыть настоящий предмет путем вопросов и ответов, потому что чрез такие противопоставления легче становится разрешение недоумений. Итак, спросим: согласны еретики, что чрез пророков говорил Святый Дух, или еще не верят и сомневаются? Если сомневаются, то вспомним сказанное выше, именно — как сам Бог свидетельствует: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать , потому что Дух есть возбудитель пророческой силы; вспомним, как и дивный Моисей, желая показать, что пророчество имеет свою основу в Святом Духе, изрек великие и чудные слова: если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них ? Если же они истинно признают то, что поистине и есть, именно, что Дух Святый говорил в пророках, то слушай, как блаженный и дивный Захария, отец Предтечи, называет Богом Святого Духа, говорившего через пророков. Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих (Лк. 1:68–70). Итак, если, говоривший устами пророков — Бог, а говорил в пророках Дух Святый, как говорит Давид в книге Царств: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. 23:2), то Дух Святый, глаголавший чрез пророков, есть, следовательно, Бог и Господь.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

Мне же дозвольте раскрыть настоящий предмет путем вопросов и ответов, потому что через такие противопоставления легче становится разрешение недоумений. Итак, спросим: согласны еретики, что через пророков говорил Святой Дух, или еще не верят и сомневаются? Если сомневаются, то вспомним сказанное выше, именно – как сам Бог свидетельствует: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать», потому что Дух есть возбудитель пророческой силы; вспомним, как и дивный Моисей, желая показать, что пророчество имеет свою основу в Святом Духе, изрек великие и чудные слова: «Если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них»? Если же они истинно признают то, что поистине и есть, именно, что Дух Святой говорил в пророках, то слушай, как блаженный и дивный Захария, отец Предтечи, называет Богом Святого Духа, говорившего через пророков: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» ( Лк.1:68–70 ). Итак, если, говоривший устами пророков – Бог, а говорил в пророках Дух Святой, как говорит Давид в книге Царств: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар.23:2 ), то Дух Святой, глаголавший через пророков, есть, следовательно, Бог и Господь. И вот тебе ясное доказательство сказанного. Божественный апостол, желая в пророческой речи указать на Духа Святого, говорит в Послании к коринфянам: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» ( 1Кор.14:24–25 ). Видишь, как определенно заявил учитель благочестия, что действующий в пророчествующих Дух есть Бог? 10. Итак, что ты, еретик, блазнишься о правой вере? Зачем поносишь достоинство Духа? Зачем преступаешь исповедание веры? Прочти свои обещания, данные при [совершении над тобою] таинства: «Верую, – говорил ты, – в Отца и Сына и Святого Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Об этой истине сами сектанты, очевидно, не сознавая этого, поют после совершения крещения „принятого брата“ в своих молитвенных песнях“: „О чудный день, о дивный день, Когда Спаситель в первый раз С душой моей в завет вступил... О чудный день, о дивный день, Когда Господь меня простил “. (С. Д. С. 222; 1–2. С. С. 88; 1–2. П. С. 16; 1–2. 52; 1–2). Или: „Днесь ликует небо, радостный день днесь... Грешника сегодня Сам Он освятил, В дети его принял, все грехи простил“. С. Д. С. 211; 2. Г. В. 144; 2). Огромное большинство сектантов, признавая водное крещение, готовые согласиться даже с тем, что в нём прощаются все личные и первородный грех, отвергают самым решительным образом необходимость крещения детей на том ложном основании, что будто дети и так все святы и безгрешны, что они ещё не могут ни исповедать своей веры, ни обещать Богу иметь добрую совесть, без чего, будто бы, невозможно и совершение над ними крещения. О том, что дети до крещения не святы и не безгрешны, видно из вышеприведённых мест св. Писания о всеобщности прародительского греха и доказывается это уже вышерассмотренными молитвенными песнями сектантов. Что же касается необходимости крещения и детей, то она видна из тех мест св. Писания, в которых говорится, что это таинство установлено для всех без исключения: как взрослых, так и детей: „Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“ ( Ин.3:5 ). „Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш“ ( Деян.2:38–39 ). Обрезание совершалось в Ветхом Завете над младенцами ( Быт.17:10–14 ), в Новом оно заменено крещением ( Кол.2:11–13 ), следовательно, крещение должно совершаться над младенцами же, которые, как и взрослые, способны и без веры даже в утробе матери получить благодать Св. Духа ( Иер.1:4 ; Лк.1:15,41 ; Мф.21:16 ; Гал.1:15 ). Последнее сами сектанты признают в их молитвенных песнях, когда, напр., поют о входе Господнем в Иерусалим в песне: „Вражду житейскую рассеяв“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память преподобного Маркиана Преподобный отец наш Маркиан был родом из Кира. Оставивши свою родину и имущество, он удалился в глухую пустыню. Здесь он построил себе такую малую келлию, что она могла вмещать только одного человека и, облекшись в грубую власяную одежду, затворился в ней. Пищею ему служили три онгии [ 1 ] хлеба и немного воды, но и то по захождении солнца. По прошествии некоторого времени, Маркиан принял двух пришельцев, которые построили палатку. Он же, постоянно, как и прежде, оставался в заключении, никогда не зажигая свечи, имея свет божественный, который светил ему ночью, и при помощи которого он занимался чтением книжным, имея при себе «мал псалтирец». Однажды большой змий, снаружи наклонившись над их хижиной, так устрашил постников, что они сильно испугались. Святой же, сотворив перстом крестное знамение, дунул и как высохшая трость от огня, так и змий тотчас был истреблён. В другое время Флавиан, патриарх Антиохийский [ 2 ] и епископ Кирский и некоторые из других епископов, знатные и красноречивые, пришли к нему и убеждали его, приводя некоторые места из Божественных Писаний, чтобы он, ради пользы многих, оставил свое уединение; он же и слышать об этом не хотел. Дивный сей муж многих от разных ересей возвратил в истинную православную веру. Сестра преподобного со своим сыном однажды, взявши разные снеди, отправилась к нему. Он не пожелал видеть свою сестру, ничего не принял из принесенного ею, и только допустил к себе своего племянника. На просьбы же своей сестры, чтобы взять принесенное, святый Маркиан спросил: — Предлагали ли вы это в каком-либо другом монастыре из тех, которые встречались вам, когда вы шли сюда? — Нет, мы ни в одном из них не предлагали, — отвечала сестра. — Уходите, — отвечал святый, — с тем, с чем пришли, так как вы это сделали ради естественного родства. Сей великий и дивный святой был любим и ближними и дальними. Узнавши о том, что многие препираются между собой из за того, кому, по преставлении, владеть его телом, — для чего они устрояли раки и созидали церкви, — святой заставил своего ученика Евсевия дать ему клятву в том, что он похоронит его тело тайно вдали от келлии. Завещав сие, он отошел ко Господу [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

( Пс.104 ). Видим здесь премудрый и дивный Промысл Божий о рабе Своем и о людях своих! Братья его совещались о нем на злое, но Бог обратил то ему и всем людям на доброе, как и сам Иосиф признал то. И сказал Иосиф братьям своим, когда открылся пред ними, что он их брат, не бойтесь: Божий, бο есмь аз. Вы умышляли на мя злая, Бог же обратил это в добро, дабы было, яко же теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:19–20 ). Таков дивный и премудрый промысл Божий о людях! Таков премудрый Творец и Промыслитель 10 ! Размышляй, друг мой, о премудрости Божией, размышляй, что Бог премудро промышляет как о всем мире, так и отдельно о каждой твари, о каждом создании, следовательно, и о тебе, и научайся отсюда, во всех обстоятельствах своей жизни препоручать себя Его премудрому водительству, терпеливо переносить злострадания, попускаемые Им, и надеяться во всем только на Него одного. Чтобы укрепиться в этой надежде, молись к Нему, говоря: «Господи, Ты источник всякой премудрости, умудри меня во спасение, веди меня Своими путями, так, чтобы я чувствовал на себе Твою премудрую десницу и прославлял бы Тебя». И призрев на эти мольбы, Господь наш Иисус Христос , Иже бысть нам премудрость, om Бога, умудрит нас во спасение наше. Аминь. Беседа 9. О вездесущии Божием Мы, как существа ограниченные, не можем в одно и то же время находиться в разных местах. Если ты, например, стоишь в храме, то, разумеется, тебя нет в доме твоем, или на поле, или в другом каком-нибудь месте. Но Бог Троица никаким местом не ограничен. Он везде и на всяком месте. «Он – везде сый и вся исполняяй. Св. пророк Давид так изображает Его вездесущие: куда уйду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Паду ли в преисподнюю, се Ты! Перенесусь ли на крыльях зари, переселюсь ли на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя ( Пс.138:7–10 ). Значит, нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте есть, со мною есть, и с тобою, и со всяким человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1962 г. В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия:  Сие заповедаю вам, да любите друг друга , — говорит Господь Своим ученикам. - Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня  ( Ин.15:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010