Содержание Предисловие I. Святые Эфиопской церкви II. Литературная сторона житий III. Аксумский период IV. Переходная эпоха Царь Лалибала Габра-Манфас -Кеддус Такла-Хайманот Абия-Эгзиэ и Ираклид V. Время „гонения“ Филипп Дабра-Либаносский Аарон Дивный Евстафий Самуил Вальдебский Царь Феодор I Габра-Эндреяс VI. Эпоха Зара-Якоба Маба-Сион (Maba’a-Sjon) или Такла-Марьям Такла-Сион VII. Эпоха „Франков“ Валатта-Петрос Царь Иоанн I Заключение Приложения I. Полный перевод жития преподобного Евстафия II. Житие преподобного Филиппа Дабра-Либаносского     Предисловие Еще Ассемани, описывая арабский монофиситский синаксарь Медичейской библиотеки, высказался таким образом об историческом значении содержащихся в нем житий святых: «pauca si demas, quae de commentitiis pseudosanctorum Monophysitarum miraculis ibidem a Coptis fmguntur, caetera quidem luce dignissima esse arbitramur; ex eo potissimum, quod in iis tota Terme nationis Coptorum et Habessinorurn historia describitur.» 1 Хотя нам придется значительно видоизменить этот приговор фанатика-униата, не видавшего эфиопского синаксаря и хотя теперь едва ли кто решится сказать, что на основании не только синаксаря, но даже всех агиологических памятников вместе взятых можно написать «почти всю историю Абиссинского народа», тем не менее важное вспомогательное значение агиологических источников для историка и в данном случае, как и вообще, не подлежит сомнению. Это сознавали еще первые европейцы, вступившие на абиссинскую почву – португальцы в XVII в., собиравшие сказания о туземных святых и заносившие их на страницы своих сочинений. Они впервые познакомили ученых с некоторыми преданиями о девяти преподобных, о Лалибале, о Габра-Манфас-Кеддусе; что же касается перевода жития Такла-Хаймоната, сделанного Альмейдой по дабра-либаноссной редакции, то он до сих пор еще, при отсутствии издания текста оригинала, продолжает сохранять свое важное значение. Материал, собранный португальцами, послужил для настоящего основателя научной разработки абиссинской истории – Людольфа, которому самому удалось присоединить к нему весьма немного – сборник стихотворных песнословий в честь святых, расположенный по порядку календаря и декабрьский том четьи-минеи Берлинской библиотеки с его исключительно коптскими святыми, которых автор еще не различал от туземных эфиопских.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец; эфиоп.  ] (XIV в.), основатель и игум. мон-ря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии. Его житие, изданное Б. А. Тураевым , рисует жизненный путь, вполне характерный для деятелей эфиоп. монастырской колонизации XIV в. Сын благочестивых родителей, А. Д., с юных лет решивший стать монахом и проповедником христианства, прошел школу монашеского общежития у аввы Бацалоты Микаэля , одного из столпов эфиоп. монашества, в мон-ре Дэбрэ-Гол. Затем А. Д. покинул обитель своего учителя и после долгих скитаний по стране, во время к-рых вокруг него собирались ученики и сподвижники, основал «в земле языческой» свой мон-рь, Дэбрэ-Дэрэт, где и умер в глубокой старости, завещав своим ученикам не бояться окружающих варваров: «Живите здесь и не удаляйтесь из монастыря отца вашего до смерти». Житие объясняет скитания святого гонениями царя Сайфа Арада , к-рого он вместе с др. эфиоп. монахами обличал за многоженство, в то время как придворное духовенство попустительствовало царю. Вполне вероятно, что А. Д. не остался в стороне от протеста ревнителей благочестия, за что и преследовался, но вряд ли только эта причина послужила толчком для его миссионерской деятельности. А. Д. продолжил дело проповеди христианства, к-рую вели его учитель Бацалота Микаэль и наставник последнего Такла Хайманот . Подобно своим предшественникам, А. и др. монахи-миссионеры того времени действовали, не имея поддержки царской власти. Монофизитская Эфиопская Церковь чтит память преподобного исповедника 8 маскарама (5 или 6 сент.- см. Календарь эфиопский ). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 38-39, 130-143 [рус. пер. жития], 146-154; он же. Vita Aaronis Mirabilis (Thaumaturgi)//ЗИФФ. 1902. Ч. 65. Вып. 2. С. 37-72; он же. Vitae sanctorum ingenarum, II: Acta S. Aaronis et. S. Philippi//CSCO, Aethiop. T. 20. R., 1908; Kaplan S. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 37, 49, 71, 89, 93, 98-99. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/62380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЦАЛОТА МИКАЭЛЬ [Эфиоп.  , букв.- молитвой Михаила] (пам. эфиоп. 21 хамле (15 июля), эфиоп. мон., живший во 2-й пол. XIII - 1-й трети XIV в., ученик Иясус-Моа . Согласно житию, Б. М. род. в мест. Сагла, обл. Амхара, в семье священника, а затем ушел к Иясус-Моа в мон-рь на оз. Хайк. Но постриг он принял в мон-ре Дэбрэ-Гол на юге обл. Амхара, на самой границе «земель языческих», готовясь к миссионерской деятельности. Однако помехой его планам явился низкий религ. и моральный уровень самих христиан. Он выступил против митр. Йоханнеса, обвинив его перед царем Амда Сионом в симонии. Йоханнес ничем не помогал новым мон-рям, не заботился о рукоположении для них иеромонахов, а жил безвыездно в своем богатом поместье и требовал являться к нему за рукоположением в диаконы и иереи, да еще брал за это немалые деньги. В результате Б. М. был сослан на север, в обл. Тигре, и подвизался в старинном мон-ре Дэбрэ-Дамо, где был пострижен его учитель. В Дэбрэ-Гол Б. М. смог возвратиться лишь через 2 года. Там он воспротивился совместному проживанию в мон-ре монахов и монахинь - явлению тогда весьма распространенному - и вместе с др. игуменами, также учениками Иясус-Моа, убедил царя Амда Сиона издать указ, запретивший это. Впосл. вместе с ними он явился ко двору и смело выступил против царского многоженства, за что царь велел его бичевать и сослать снова в Тигре, где он умер в мест. Гило-Мэкэда. Год его смерти неизвестен, с уверенностью можно утверждать лишь то, что он скончался до 1337 г. Дело Б. М. продолжил Аарон Дивный (Чудотворец), его старший ученик. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Conti Rossini C. Acta S. Basalota Mika " el et S. Honorii//CSCO. Scr. Aeth., ser. altera. 1905. t. 20; Cerulli E. Letteratura etiopica. R., 1968. p. 59-60; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. p. 114-117, 177-178. С. В. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/text/77720.html

Аминь. Ини стихи всечестному и животворящему Кресту Господню изъяснителни, благодарим, молебни, двоестрочни же по акрастихи, еже есть по краегранеси Словословлю тя, кресте пресвятый, Лобызаю тя, кресте пречестный. О Тебе бо православнии царие царствуют, Земнии владетели властвуют, И архиереи слово истинный исправляют, Патриарси и епископи престоли украшают. Радуется чин монашеский, Иерейский и церковный всяческий. Князей лицы сликовствуют, А множество народа торжествуют. Земленороднии вси радуются, Ужасно же в преисподних плачются, Божественною ти силою попрани, Одержими в тартаре связани. Ликуют ти безплотных множество, Шестокрылныи приносят торжество. Апостолы с праотцы играют, Господеви своему сице взывают: «О Царю Боже, Иисусе Христе! Дивно соделал еси на твоем кресте, Велия раба гордаго сим связав, О всех праведницех того истязав». Радуют же ся и пророчестии лики, Цари со ерархи и мученики велики. Адам и Евва ото уз разрешат та ся, Первыя бо клятвы свободил та ся. О твоем таинстве, кресте пречестный, Давыд во царех дивный и честный Иногда убо в гусли бия взываше, А гласом си пророчески вопияше. Чюдну же песню научи пети тебе, Егда провидев велие таинство о тебе. Господа Бога нашего, рече, возносите, О великой его таинстве хвалу принесите, А подножию ногу его поклоняйтеся, Любовию и страхом прикасайтеся. Есть бо сие таинство свято и велико, К сему бо притекающий приемлют толико. Иногда Константин пред полки ношаше, Яковы победы вой его показаше. Зде убо вторицею сотворися, Алексий царь того ж сподобися, Херугови бо его сим изображени, А и враги его такожде низложени. Ревность Михайлович яви благочестиву И сим одоле господарю злочестиву, Еже не срамляяся носити распятаго на кресте, В хоруговех же изобразити его везде. Аще бо в ветсем врагов сим победили, С Моисеом Аарон людия Божия свободили, Из Египта бо сих извели, Но и Чермное море превели. Аще образом сим Аммалика победи, Аще горкия воды в сладость претвори. Но се все бысть действо креста, О сем вемы чюдодействова бо той всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Вразуми мя, Госпожа Царица, скончати. Аминь. Ини стихи всечестному и животворящему Кресту Господню изъяснителни, благодарим, молебни, двоестрочни же по акрастихи, еже есть по краегранеси  Словословлю тя, кресте пресвятый, Лобызаю тя, кресте пречестный. О Тебе бо православнии царие царствуют, Земнии владетели властвуют, И архиереи слово истинный исправляют, Патриарси и епископи престоли украшают. Радуется чин монашеский, Иерейский и церковный всяческий. Князей лицы сликовствуют, А множество народа торжествуют. Земленороднии вси радуются, Ужасно же в преисподних плачются, Божественною ти силою попрани, Одержими в тартаре связани. Ликуют ти безплотных множество, Шестокрылныи приносят торжество. Апостолы с праотцы играют, Господеви своему сице взывают: «О Царю Боже, Иисусе Христе! Дивно соделал еси на твоем кресте, Велия раба гордаго сим связав, О всех праведницех того истязав». Радуют же ся и пророчестии лики, Цари со ерархи и мученики велики. Адам и Евва ото уз разрешат та ся, Первыя бо клятвы свободил та ся. О твоем таинстве, кресте пречестный, Давыд во царех дивный и честный Иногда убо в гусли бия взываше, А гласом си пророчески вопияше. Чюдну же песню научи пети тебе, Егда провидев велие таинство о тебе. Господа Бога нашего, рече, возносите, О великой его таинстве хвалу принесите, А подножию ногу его поклоняйтеся, Любовию и страхом прикасайтеся. Есть бо сие таинство свято и велико, К сему бо притекающий приемлют толико. Иногда Константин пред полки ношаше, Яковы победы вой его показаше. Зде убо вторицею сотворися, Алексий царь того ж сподобися, Херугови бо его сим изображени, А и враги его такожде низложени. Ревность Михайлович яви благочестиву И сим одоле господарю злочестиву, Еже не срамляяся носити распятаго на кресте, В хоруговех же изобразити его везде. Аще бо в ветсем врагов сим победили, С Моисеом Аарон людия Божия свободили, Из Египта бо сих извели, Но и Чермное море превели. Аще образом сим Аммалика победи, Аще горкия воды в сладость претвори. Но се все бысть действо креста,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

На бывшего у нас в 1653 г. бывш. Патриарха Константинопольского Афанасия Пателяра Никон произвел самое глубокое и настолько сильное впечатление, что он заявил, что Никон предназначен занять кафедру древних Константинопольских святителей после взятия Россией Константинополя. Он писал Царю по поводу привоза главы Св. Григория Богослова в Москву в докладной записке, при отъезде: «Великий святильник и вселенский пастырь и учитель Божественный Григорий Богослов рачитель возсия Вселенскому Константинопольскому престолу и прииде да призовет святого премудрого Патриарха господина Никона воздвигнути его превысокий свой престол, исправляя время, понеже быти собору в Македонии; ныне же волею и самохотением дает престол свой Святейшему Патриарху, еже есть образ добродетели, и ко всем неусыпаемый хранитель словесных овец, и достоин есть украсити престол начальством и величеством своим, и обрече невеста Божия, Святая Церковь своего жениха, да возсияет в мире свет учения его, да изыдет вещание и в концы вселенные глаголы его, и поставити светильник на светильник и возсияет во всех домех муж, и яко быти первый Мельхиседек и дивный Аарон и яко Божественнии светильницы вселенские: Василий и Златоуст и Афанасий и Кирилл и Великий Григорий, иже прииде да поможет ему, и тогда возвеселится мир, и воспоют людие едиными усты; такову нам подобаше Архиерею: преподобну, незлобиву, нескверну, и отлучену от грешных и вышше небеси быти». (Из статьи Каптерева «Приезд бывш. Константинопольского Патриарха Афанасия в Москву в 1653 г.) А Епископ Лазарь Баранович, изложив деяния Собора по делу Никона говорит: «зрелище было изумительно для глаз и ужасное для слуха. Я страдал и изнывал от ударов, переносил ужас, и упал духом, когда погасло великое светило». Сама грамота Константинопольских Патриархов, возстанавливавшая Никона в сане Патриарха, называла его: «Адамант благочестия непоколебимый, Божественных и священных канонов оберегатель преискусснейший, отеческих догмат, повелений и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший». iii) Челобитная монахов Воскресенского монастыря о возвращении Никона. Похороны Никона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Появление в данном житии митрополита Саламы важно особенно потому, что дает нам указание на время его преосвященствования. В. В. Болотов 134 и Conti Rossini относят его к 1285–1305(?) Основания, приводимые ими, для этого следующие: царь Ягба-Сион (1285–1293) прогнал митрополита, немедленно по восшествии на престол. 1305 годом помечена рукопись перевода творений Филоксена в Британском музее; другая рукопись того же содержания датирует перевод „архиепископом южским аввой Саламой“; следовательно, после изгнанного в 1285 году был приглашен Салама III. Между тем список митрополитов (у Гвиди помещает „авву Саламу“ после Иакова, Габра-Крестоса и непосредственно перед Варфоломеем, сидевшим „во дни Сайфа-Арада“. Мало того. В недавно открытом Conti Rossini Евангелии с дарственными грамотами в пользу Дабра-Либаноса в Тигре, среди множества крайне интересных и важных для истории Абиссинии документов есть один, датированный царем Сайфа-Арадом и митрополитом (päpäsna) нашим „аввой Салама“. Это документальное свидетельство о времени этого иерарха ученый издатель объясняет таким образом: „papas, без сомнения – епископ Аксумский; митрополит Салама умер около полстолетия тому назад“ 135 . Почему? Других оснований, кроме приведенных выше, нет; с другой стороны, нам совершенно неизвестен аксумский епископ в это время, подобный, напр., Иоанну, при Зара-Якобе. Между тем, жития довольно определенно помнят Саламу, как преемника Иакова; кроме жития Филиппа, его знает и житие Аарона, причем, как мы уже видели, даже относит его слишком далеко вглубь XIV века, смешивая с Варфоломеем. Другого Саламу, кроме переводчика, мы не можем предполагать, в силу известия жития о Хакалете; остается допустить или описку в дате лондонской рукописи Филоксена, или, что менее вероятно, ошибку в списке митрополитов, смешавшем Саламу – „переводчика“ с Саламой, современником Сайфа-Арада и погребенным в Хакалете. В заключение следует еще отметить, что в житии Филиппа также отрицалось стремление эпохи, сознавшей одичание народа, вступить на путь обновления. Мы читаем, что Филипп радеет об улучшении семейных нравов и берет за исходную точку апостольские постановления. Такой же путь избрал и другой подвижник этого времени – Евстафий. Итак оба монашеских устава эфиопской церкви приступили к делу ее обновления с одной и той же стороны и с одними и теми же средствами. Что на первых же порах им пришлось столкнуться с царской властью, также подвергшеюся влиянию ужасов предшественников эпохи, это понятно. Но им удалось мало-по-малу увлечь и ее за собой, и в лице Зара-Якоба увидеть результат своей вековой деятельности. Аарон Дивный

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Песнь 9 Канон 1. Ирмос: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. Что рыдаеши, тваре, на Кресте видящи и во гробе жизни Дателя, яко землена?/Востанет бо обновляяй Тя светло,/тридневным воскресением ад низложи/и мертвыя совоздвиг, восхваляющия Его. Что рыдаешь, творение,/видя на Кресте и во гробе/жизни Владыку и Бога?/Ибо Он восстанет, тебя обновляя радостно,/воскресением в третий день ад сокрушив/и воздвигнув с Собою мертвых,/Его восхваляющих. Аще и во Гроб низшел еси, яко мертв, Жизнодавче,/но адову крепость разорил еси, Христе,/совоздвигнув мертвыя, яже прежде пожре,/и воскресение подал еси, яко Бог,/верою и любовию Тя величающим. Хотя и во гроб Ты сошел/как смертный, Податель жизни,/но силу ада уничтожил, Христе,/воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил,/и воскресение всем даровал, как Бог,/с верою и любовью Тебя величающим. Ин, отцем: Сущих прежде закона отцев праздник совершающе,/от них боголепно почтим Христа:/Авраам бо, купно и Исаак, и Иаков, пророков и закона явишася основание/и благодати верою Духа проповедницы. Канон отцам Живших до Закона отцов праздник совершая,/почтим достойными Бога похвалами/Иисуса, происшедшего от них:/ибо Авраам, и Исаак с ним вместе, и Иаков,/пророков и Закона явились основанием/и по вере – духовными начатками благодати. Огнем показавый Моисею в купине паче ума боговидне таинство Бог,/во огнь к детем низшед Тойже,/огнем естественным Божества Его пещный пламень росу показа. Бог, огнем показавший Моисею,/созерцателю божественного,/в кусте терновом таинство, высшее ума,/Он же, к отрокам в огонь сойдя,/Своего Божества огнем природным/пламя печи в росу претворил. Со Авраамом, сошедшеся, пресвятии дети/и Даниил, дивный пророк Божий,/Исаак и Иаков с Моисеем и Аарон/Христова прежде Рождества ликовствуют верно,/молящеся непрестанно во еже спастися нам. С Авраамом собравшись, всесвятые отроки/и Даниил, дивный пророк Божий,/Исаак, Иаков, и с Моисеем – Аарон/прежде Христова Рождества ликуют верно,/молясь непрестанно о нашем спасении.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

34 «Specie di grano sielto, Eleusine tocusso» (Guidi Vocab. Amar. 691). " Из нее приготовляется лучшее пиво; Вадьдеба по обилию этого злака называется «dagus- sama» (ibid.). 37 Странно: только что было вложено в уста Фаддея пророчество о своем преставлении через 7 дней. Не заимствование ли из жития Самуила Вальдебского? См. наши «Исследования» стр. 186, f. 57. Впрочем, в житии нет хронологической тщательности. Заметим, что эти 12 лет небесного пребывания не отмечены в перечислении лет различных периодов жизни святого на f. 39. Вообще, эта таблица лет спутана и не свободна от ошибок. Между прочим, в ней указаны два периода жизни святого в пустыне по 70 лет, тогда как в данном месте он сам суммирует ее всего в 70 лет. 38 Отдельное житие св. великом. Варвары пока неизвестно в эфиопской литературе: оно входит в состав сборника «деяний мучеников», древнейший экземпляр которого, м. 6. XIV в., имеется в Брит. Муз. под 689 (Wright, Catalogue, p. 160). 39 Упоминается в житии Самуила Вальдебского (f. 62), как одно из мест подвигов этого преподобного. См. «Исследования» 187. Понятно в виду соседства Тамбена и Вальдеба. 40 Вероятно, тождественна с известной из жития Иоханны, находящейся также в Тамбене (см. Zotenberg, Catal. p. 199), и с «амбой аввы Иоханны» в Тамбене, где муч. преп. жил изгнанный Аарон Дивный (см. «Исследования», стр. 136). 45 В тексте испорчено. Ср. по изданию Rev. Horner, The Statutes of the Apostles, p. 5, четвертая строка сверху – р. 131, 27 (перевод). 46 В тексте f. 2 в генеалогии, вероятно, пропуск. Вероятно, выпало имя жены Акхадома и первое упоминание о сыне. Возможно, что правильный текст давал следующую схему: Акхадом + x, дочь его Мрьям-Семр + y; внук Атфяхан + Кац; затем Елена + Андрей – родители святого. Даже при таком исправлении текста, устанавливающем три поколения между Акхадомом и Такла-Хаврьятом, генеалогия может не противоречить тому, что святой уже около 1429 года является в монастырь: Акхадом мог быть послан Давидом в самом начале царствования Яфкер.-Эгзиэ f. 21, и в это время Елена уже могла быть на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Богородичен: «Младенца юного ношу/– Тебя, не имеющее начала Слово,/но общения с мужем не знаю совсем»,/– Дева возглашала в недоумении./– «Кого на земле нареку Твоим Отцом? – не ведаю./Потому со всеми воспеваю Тебе:/Да благословляет все творение Господа/и превозносит во все века!» Катавасия: Окропляющая росою печь/представила образ сверхъестественного чуда:/ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя,/как и огонь Божества утробы Девы,/в которую нисшел./Поэтому воспоем песнь:/«Да благословляет все творение Господа/и превозносит во все века!» Песнь 9 Канон 1 Ирмос: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. Что рыдаешь, творение,/видя на Кресте и во гробе/жизни Владыку и Бога?/Ибо Он восстанет, тебя обновляя радостно,/воскресением в третий день ад сокрушив/и воздвигнув с Собою мертвых,/Его восхваляющих. Хотя и во гроб Ты сошел/как смертный, Податель жизни,/но силу ада уничтожил, Христе,/воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил,/и воскресение всем даровал, как Бог,/с верою и любовью Тебя величающим. Канон отцам Живших до Закона отцов праздник совершая,/почтим достойными Бога похвалами/Иисуса, происшедшего от них:/ибо Авраам, и Исаак с ним вместе, и Иаков,/пророков и Закона явились основанием/и по вере – духовными начатками благодати. Бог, огнем показавший Моисею,/созерцателю божественного,/в кусте терновом таинство, высшее ума,/Он же, к отрокам в огонь сойдя,/Своего Божества огнем природным/пламя печи в росу претворил. С Авраамом собравшись, всесвятые отроки/и Даниил, дивный пророк Божий,/Исаак, Иаков, и с Моисеем – Аарон/прежде Христова Рождества ликуют верно,/молясь непрестанно о нашем спасении. Богородичен: Радуется все творение/о рождении Тобою, Дева:/ибо Вифлеем открыл для нас Эдем./И вот, древом жизни наслаждаясь с верою,/мы все усердно возглашаем:/«Моления наши, Владычица, исполни!» Канон предпразднства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010