713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Дела по устройству скита побудили о. Нифонта на 3 года уехать в Молдавию; на все это время управление всеми отраслями скитского общежития возложено было на о. Антипу. Ему же потом предоставлено было и право исполнять обязанность духовника. С возвращением о. Нифонта на Святую Гору, настало время для о. Антипы расстаться навсегда с священным местом многолетних подвигов, к которому он привязался всеми силами души и о котором до конца жизни сохранил глубокую память: о. Нифонт назначил его экономом на их Ясском подворье. Из тихих пределов Святой Горы, очутясь неожиданно среди разнообразных хлопот и попечений в шумном городе, о. Антипа прежде всего старался и здесь, как и в минувшие дни в пустыне, во всей точности исполнять все монашеские правила по уставу Афона: так заповедал ему о. Нифонт, отправляя его в Яссы. На все могущее вредно повлиять на душу подвижника, при обилии всевозможных искушений, опытный воин духовный вооружился мощным оружием – постом. Постоянно по 2 и по 3 дня, иногда даже по неделе, он совершенно не употреблял ни пищи ни пития. Сам проводя строгую жизнь, всею душою любя святую веру и благочестие, о. Антипа при всяком удобном случае, не смотря на лица, с ревностью обличал замечаемые им отступления от Церковных постановлений. Такая его ревность, соединенная с простотою и искреннею любовью, при назидательном, проникнутом глубокою духовною опытностью его слове, при собственном примере его жизни, вскоре расположила к нему сердца людей. Особенное благоволение оказывал ему митрополит молдавский; он поставил его духовником в двух женских монастырях и сам беседовал с ним о предметах духовных. В дни подвижничества своего на Афоне, от продолжительного поста о. Антипа ощущал обыкновенно особенную горечь во рту; в Молдавии же, спустя 2 года, горечь эта обратилась в необыкновенную сладость. В недоумении, за объяснением этого явления обратился он к молдавскому владыке. Митрополит объяснил ему, что такое ощущение есть плод поста и молитвы умно-сердечной; что оно есть благодатное утешение, которым Господь ободряет подвизающихся на Его спасительном пути: – Об этом так говорить преп. Исаак Сирин , – заключил свое объяснение митрополит, – Сам Господь горечь постнического озлобления манием Своим, прелагает в сладость Свою неисповедимую!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За этим приведена сдающая «надпись на евангелии рукописном в Вифл(ееме)». " ςαχθην τ παργιον εαγγ λιον τς γιωττης μ τ ροπολεως βηθλεεμ διà χειρος το π το αν τ μ τ ροπολη τ ». του τατης τς γ βηθλεεμ γρηγορου: δια ξδου Κυριου Μω ισ. εις μνημσηνον ατο κα σονδρομς τν ερων τς γας βηθλεεμ Κυρου Σωλωμοντως. κα Κυρου Νικολου κα διακν σατη: μην ν χ τ ς τ 54; ςΘξβ ιν Τ β: – После этого приводится в виде «алфавита сего евангелия» несколько факсимиллированных слов и букв. Из всех этих отметок видно, что все они касаются Вифлеема. Со второго белого листка начинаются дневники, мелко писанные чернилами, за исключением 1½ листка вначале и 12½ в конце, исписанных карандашом. По окончании книжка была просмотрена, судя по исправлениям, сделанным в разных местах большей частью карандашом вскоре после ее написания, судя по почерку. Записи поденные начинаются с 22 января и ведутся до 12 февраля включительно довольно подробно, напр. 22 число занимает 23 листка, разумеется, написанные не в тот же день, а только через 4 дня, как это видно из отметки в конце этого числа впрочем с ошибочным годом: «1843 года января 27 и 28 писано». По содержанию – это описание Вифлеема и его окрестностей, на конце которого находится план вифлеемской базилики с довольно подробным описанием ее и некоторых ее частей, а также и вифлеемской пещеры, в которой родился Христос, и приведены три надписи: две греческие и одна латинская. Весьма интересны и даже важны заметки о бытовых чертах местных обитателей, а также о разных духовных лицах православного и других исповеданий. Есть тут несколько замечаний по болгарскому церковному вопросу, по поводу болгар поклонников (хаджиев), довольно усердно посещавших св. места. Немало также обстоятельств, современных нашему автору, описано в этих дневниках. Продолжение этих дневников идет в памятной книжке IА3/ β, которая описана была выше. Записи здесь начинаются на обороте 15 листа с 12 февраля и продолжаются до 13 марта на ненумерованных листах; после этого идут 24½ не исписанных листа, за которыми следуют последние 3½ лл. с отметками, служащими главным образом продолжением 13 марта, как значится в начале этих отметок. Поденные записи здесь кратче, чем в предыдущей книжке, тем не менее они также весьма интересны. В этой книжки содержатся дневники путешествия по Палестине, начиная с Иерусалима, откуда наш автор выехал 23 Февраля, по направлению к Назарету, который на этот раз служит пунктом отправления в разные стороны от него. Останавливаясь главным образом на местных предметах и обстоятельствах, о. Порфирий заносить иногда в свои дневники рассказы о лицах и фактах, весьма отдаленных, если о них он узнает во время своего путешествия. Так он под 18 февраля передает целый интересный рассказ о ясском (молдавском) митрополите Вениамине.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Я уже указывал, что некоторые ссылки П. Н. Милюкова носят только формальный характер. Вот яркий пример. На стр. 17 имеется примечание: «относительно московских политических организаций в 1918–19 г. г. интересные материалы опубликованы в сборниках «На Чужой Стороне». И дальше идет указание на воспоминания В. А. Мякотина о «Союзе Возрождения», мои о деле «Тактического Центра» и т. д. Между тем, в тексте абсолютно не видно, чтобы автор использовал указанные материалы. Они настолько чужды сознанию Милюкова, что он предпочитает излагать соглашение, к которому пришли в Москве летом 1918 г. «Союз Возрождения» и «Национальный Центр» – т. е. соглашение русских общественных организаций – по иностранному источнику: по имевшейся у Милюкова копии «вербальной ноты» Нуланса, которому «примирительные формы» «очевидно, – говорит автор – были «сообщены левыми партиями». «Даже судя по ним, видно – добавляет П. Н. Милюков – что в соглашении было много недоговоренного». Жаль, что Милюков не воспользовался текстом Мякотина, где соглашение изложено совершенно точно – и не только по воспоминаниям, но по сохранившейся копии оригинала, имевшейся у меня. П. Н. Милюков на основании «вербальной ноты», неизвестно кем доставленной, изображает «соглашение, которое якобы сводилось к тому, что «Учредительное Собрание старого состава соберется, но только на два-три заседания и без большевицких членов, в каком-нибудь городе Восточной России, чтобы дать санкцию власти временной, но сильной и способной к действию, как напр., военной диктатуре или триумвирату» (41). Если в первой половине мемуаристы непосредственные участники соглашения, друг другу до некоторой степени противоречат, то нет уже никаких сомнений в том, что никакого «или» в соглашении быть не могло: на «военной диктатуре» соглашения не было, иначе совершенно бессмысленными оказались бы дальнейшие споры о возможной форме временной государственной власти, которые велись на Ясском совещании и в Одессе и которые, в конце концов, привели к полному расхождению на юге общественных деятелей – представителей «Союза Возрождения», «Национального Центра», «Совета Государственного Объединения», «Союза городов и земств». Ни о какой «диктатуре» не упоминает, конечно, Н. И. Астров, излагая в своей статье «Ясское совещание» («Голос Минувшего», 1926, 3) ту же «вербальную ноту Нуланса».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Не больше посвящено деятельности Политического Совещания в Париже. Только несколько страниц отдает историк рассказу обо всех общественных течениях и противобольшевицких действиях в первую половину восемнадцатого года. В истории «антибольшевицкого движения» историк не считает нужным назвать даже имен Канегиссера и Каплан (самые акты покушения на Урицкого и Ленина упомянуты в одной строке в главе о терроре в первом томе). Нельзя в истории промолчать о московском восстании левых с. – р. летом 1918 г., как это делает Милюков. Не знаю, упомянуто ли где либо об убийстве Мирбаха, но во всяком случае старательно обойден П. Н. Милюковым вопрос о поддержке, которую фактически оказывали немцы большевицкой власти после брест-литовского мира. Вскользь упомянув о важном для характеристики общественных позиций Ясском совещании в ноябре 1918 г., П. Н. Милюков обходит молчанием все южнорусские переговоры существовавших политических группировок. Деятельность савинковских организаций на польско-русском фронте даже не упомянута и т. д. Таких пропусков много. И, быть может, из этих умолчаний вытекают и некоторые неясности в изложении П. Н. Милюкова. Итак, первый период борьбы с большевиками П. Н. Милюков характеризует, как период борьбы «общим фронтом». Дело в изображении Милюкова рисуется таким образом: «К попытке Москвы оказать вооруженное сопротивление перевороту большевиков массы не примкнули. В Москве сражались за русскую государственность пять тысяч юнкеров, студентов и прапорщиков. Солдаты и рабочие были на стороне большевиков, а городское мещанство не выставило никакой национальной гвардии на помощь сражавшимся. Социалистическая дума вела себя почти нейтрально (курс. мой). Это был зловещий прогноз того, что будет с антибольшевицким движением в дальнейшем. Однако, победа большевиков и первые же их действия образумили расколовшихся противников. Разрозненные части антибольшевицкого фронта, не сумели объединиться вовремя, пытались сойтись после поражения для совместной борьбы. Это единение, довольно непрочное, длилось в течение года после большевицкого переворота».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

с вышеизложенным) . Я здесь не критикую и не оцениваю позиций тех или иных политических деятелей эпохи, но совершенно ясно, что не одни правые вели переговоры с немцами (себя во всяком случае П. Н. Милюков не зачислял в лагерь консервативной русской общественности) и не одни реставрационные элементы (себя П. Н. Милюков зачисляет в ряды сторонников февральской революции) отстаивали идею диктатуры. Мало того, лично П. Н. Милюков, вопреки принятой в марте 1917 г. партией к.-д. республиканской программы и позднейшему решению Ц. К. партии о нейтралитете, в этом вопросе выдвинул в августе 1918 г. программу монархическую. Он действовал тогда последовательно для себя, входя в правый центр, который выделился из так называемого Московского Совещания Общественных Деятелей. В совет его входил наряду со Струве, Шульгиным и Милюков. Надо напомнить, что еще в феврале 1918 г. Совет признал, что единственной формой правления в России может быть наследственно-конституционная монархия. Позже Милюков, как общественный деятель, должен был признать свою немецкую ориентацию тактически ошибочной. В Яссах на совещании с посланниками от имени русской делегации Милюков, доказывая необходимость военной помощи со стороны союзников, развивал положение, что Германия, создавая ультра шовинистические самостийные течения на Украине, всегда препятствовала созданию там прочной государственности (см. статью Н. И. Астрова). Н. М. Могилянский – деятель, близкий к милюковской группе, – шел дальше и утверждал в своих воспоминаниях, что немцы сознательно поставили себе целью уничтожение русского офицерства на Украине («Арх. Рус. Рев.», XI, 101). Стоит напомнить откровенное заявление Рорбаха («Die Deutsche Politik» 1918) о том, что немцы поддерживают большевиков в целях разрушения Великороссии для устранения всякой возможности русской опасности в будущем. Немецкую политику надо направлять так, чтобы великорусские силы еще долгое время были парализованы. В книге «Россия на переломе» П. Н. Милюков держится, как видно, другой точки зрения, чем на Ясском совещании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Вот те главные пособия, которыми мы пользовались при своей работе. Остальные мелкие пособия будут поименованы нами в подстрочных примечаниях. Такие выдающиеся исторические личности, как патриарх Кирилл Лукарис, должны быть изучаемы в связи с тою эпохою, в которую они жили и действовали. Поэтому мы сочли необходимым своей речи о жизни и деятельности Кирилла Лукариса предпослать очерк современного ему состояния восточной церкви в трех главах, из которых первая будет трактовать об отношении турок к восточной церкви, вторая – об отношении латинян к восточной церкви и третья – об отношении протестантов к восточной церкви. Это составит первую (вводную) часть нашего сочинения. Во второй части его будет изложена жизнь и деятельность Кирилла Лукариса в трех главах, из которых первая будет говорить о Кирилле Лукарисе до патриаршества, вторая – о Кирилле Лукарисе как патриархе Александрийском, третья – о Кирилле Лукарисе как патриархе Константинопольском. В третьей части нашего сочинения будет решаться вопрос об исповедании веры, изданном под именем Кирилла Лукариса, – в двух главах, из которых в первой будет трактоваться о самом «Исповедании» Кирилла Лукариса, а во второй – о соборах Константинопольском, Ясском и Иерусалимском, на которых восточная церковь высказала свои суждения об этом «Исповедании». Таков будет план нашего сочинения. 1 Филипп Кипрянин в своем «Chronicon-E Ecclesiae graecae» р. 439 говорит: «Кирилл – мудрейший патриарх Александрийский». Ср. ibidem, р. 445, 449. То же повторяет Мафа в своем «Историческом списке Константинопольских патриархов». «Христианское Чтение» за 1862 год. Часть 1-я, стр. 633. Smith в своем «Narratio de vita, studiis, gestis et martvrio Cyrilli Lucarii» на стр. 4-й называет Кирилла: «как своими родителями, так и своим собственным стремлением ума расположенным к наукам»; а в Appendix-E приписывает ему «богодухновенную силу ума», р. 67. 3 Новейший историк греко-восточной церкви Диомид Кириак называет Кирилла Лукариса «образованным» ( πεπαιδευμνος νρ). " ’E κκλησιαστικ στορα». T μος τρτος, стр. 49. Профессор Лебедев называет Кирилла Лукариса «человеком, получившим хорошее западное образование». «Греческие школы – общеобразовательные и духовные в Константинопольском патриархате турецкого периода». «Богословский Вестник» 1899 года, январь, стр. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

g) Мирские священники и диаконы в Иерусалиме имеют кружки и разделяют доходы поровну. h) Патриархия имеет везде метохи. Таксилдар обходит города и деревни, напр. в Сирии, поет молебны, панихиды, обедни, и за то собирает деньги и вещи. Без этого обхождения он не получит ни парички, разве соберет доходы с имений, виноградников, маслин. i) Архимандрит гефсиманский говорил, что он не слыхал, чтобы в Италии, т. е. в Неаполе и Венеции, были метохи святогробские. k) При нашествии Наполеона в Палестину, патриархия, латины и армяне заперты были в монастырях их и церквах. Подкупленное правительство турецкое держало их взаперти, дабы спасти от ярости черни мусульманской. В эту эпоху один старый святой мусульманский пророчествовал, что Наполеон не коснется Иерусалима, и что одни черные шапки со временем появятся на Елеоне и завладеют потом Иерусалимом: под этими шапками он разумел русских. Вечером о. Григорий передал мне рассказ одного австрийского молдаван а о митрополите ясском Вениамине. . Первый и старинный дом боярский; – Разново – его фамилия. Сын покойного старика Разнова, воспитанный во Франции и долго живший в Италии, принял католическую веру и возвратился в Яссы. Митрополит Вениамин уговаривал его бросить латинство, но тщетно. Запечатание домовой церкви этого католика. Его злоба на митрополита за это. Католик Разново хочет жениться по любви на православной молдаванке из первой и богатой фамилии. Митрополит не благословляет брака. Господарь уговаривает святителя, родители невесты упрашивают его обвенчать невесту. Митрополит не хочет и даже выезжает в монастырь Формозу, не отказываясь от престола, но поручив управление церковью одному из своих архиереев. По случаю перенесения костей одного бояра в монастырь Формозу, сын покойного, и потом господарь, и наш русский консул упрашивают его возвратиться в Яссы и совершить обычную церемонию. Митрополит упорствует и даже выговаривает господарю и консулу, что они не помогают ему управлять церковью, а напротив подкапывают древние основания церкви. Народ волнуется и со своими духовниками выходит в горы упрашивать митрополита, чтобы он возвратился. Он не слушается. Быть всеобщему бунту.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, им перенес их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан и владетель ее сослан был в Бруссу. Благочестивая   39) Сказание «грьчскаго царствиа скиптру изнемогшу, попущением Божиим римляне… царствующий удрьжаше градь, вьсе святые сьсуды безстудне вьземше и еще же и честные святых мощи, церковну всю утварь и царскаа вьса имения и вьсу, просто рещи, града красоту. Вьса вь римь отпустише и отслаше… Благочестивому цару бльгарскому Иоанну Асеню, сыну стараго царя Асеня, никакоже тех лаяний ужасьшуся, нь и паче време благополучно обреть, на нечестивых одрьжаше храборне вскочи и вьсе македонское обьемшу одрьжание и еще же и Серь» и пр. Македонию и Фракию отнял у латинян и греков Ясень старый, а не сын Ясеня старого. Сын доканчивал дело отца: он восстановил болгарскую народность, почти не употребляя крутых мер. Stritteri Bulgarica § 267. 277-281. 40) Пролог окт. 14. Изв. акад. VII, 153. 154. Храм св. Петки ныне мечеть. Григорович. 173. княгиня сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы и они перенесены были в Сербию41). При господаре Василие Лупуле, в 1641 г. благоговейно перенесли их в Яссы и они покоятся поныне в ясском соборном храме трех святителей. – Славою чудес своих они везде прославляи, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере42). 18 ч. Страдание св. ЗЛАТЫ великомученицы. Святая девственница и невеста Христова Злата родилась и пострадала в мглинской болгарской епархии, в селении Златинах. Дочь бедного простого поселянина, она сияла как душевными, так и телесными высокими качествами: душевными – твердою верою в Господа Иисуса, смирением и чистотою сердца, телесными – красотою редкою, которая и была поводом к тому, что жизнь ее украсилась страданиями великой мученицы. Местный турок, прельщенный редкою красотою Златы, решился найти время и во что бы то ни стало, удовлетворить своей гнусной страсти. Раз Злата вместе с другими отправилась в лес за дровами. Сладострастный турок, подговорив подобных ему негодяев, при их помощи схватывает ее и уводит в свой дом. Он старается сперва совратить ее в исламизм разными обещаниями и дает ей слово жениться на ней; за отказ же грозит пытками. Злата поражена была дерзостию, но отказалась с твордостию. Призвав в помощь имя Господа Иисуса, она отвечала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию 180 . При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере 181 . † Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила 182 . В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов 183 , Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским 184 , но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён. В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители 185 . «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010