Митрополит Петр деятельно вводил и восстанавливал в славянской среде греческие молитвы и чинопоследования. В его Требнике, например, введена молитва святителя Софрония Иерусалимского на Великое водоосвящение, в его Постной Триоди впервые в славянском мире появился полный Синодик в Неделю Православия – один из самых значительных вероучительных документов Православной Церкви. Однако, в то же время были введены под римо-католическим влиянием ряд новых для Православной Церкви чинопоследований, наиболее примечательные из которых - великопостные пассии в воспоминание о Страстях Христовых и отчитка, введенная в Требник При владыке Петре была прославлена праведная Иулиания, княжна Ольшанская. Прилагал усилия к общецерковному прославлению Печерских святых, при нём был составлен Патерик Печерский. Богослов Среди многочисленных богословских трудов митрополита Петра особое место заняла защита православных от обвинений в протестантизме и выражение верного учения в катехизической форме. Появление в 1629 году кальвинистского " Исповедания веры " под именем Константинопольского патриарха Кирилла (Лукаря) вызвало смещение в православной среде, обострило полемику римо-католиков против Православия, и побудило митрополита Петра к ответу. Особым поводом стало обличение сочинения отступника от Православия Кассиана Саковича, который обвинял Православие в усвоении реформаторских мнений. В ответ на этот навет митрополит Петр принял деятельное участие в составлении обличительного сборника " Λθος, или Камень " , а также в подготовке вероисповедного трактата - т.н. " Исповедания Петра Могилы " (с В 1640 году митрополит Петр собрал в Поместный Собор в Киеве на котором было опровергнуто сочинение Саковича и принято, после некоторых правок, подготовленное православное исповедание веры. На Ясском Соборе в 1642 году это исповедание было далее скорректировано и направлено на перевод и проверку к восточным патриархам. В 1645 году митрополит опубликовал одну из редакций " Исповедания " в Киеве, после чего ряд новых изданий появились на разных языках и получили широкое хождение как важный вероучительный документ Православной Церкви.Митрополит Петр вполне владел латинским и греческим.

http://pravicon.com/info-3196

Из позднейших исповеданий православной веры в Церкви греческой более известны: Изложение православной веры Григория Паламы , архиепископа Солунского (жившего в половине XIV века) 64 , Исповедание православной и неповрежденной веры Христовой Геннадия или Георгия Схолария, Патриарха Цареградского, составленное им по требованию султана Магомета II, по взятии Константинополя 65 , Катехизис Мелетия Пиги, Константинопольского Патриарха 66 , Три догматические послания Константинопольского Патриарха Иеремии к виртембергским богословам протестантам (1576–1581), где довольно обстоятельно излагается учение восточной православной Церкви и преимущественно с тех сторон, какими оно отличается от исповедания августанского 67 , наконец, Исповедание Иерусалимского Патриарха Досифея, которое было читано и одобрено на Иерусалимском Соборе 1672 г., а потом, в 1723-м году, от лица всех восточных первосвятителей прислано было нашему Св. Синоду как образец точного изложения веры 68 . В русской Церкви пользовалось и пользуется особенным уважением и значением символической книги довольно пространное Православное исповедание Киевского митрополита Петра Могилы, так как оно было рассматриваемо и исправляемо на двух Соборах – Киевском 1640 г. и Ясском 1643 г., а затем одобрено четырьмя Вселенскими Патриархами и двумя Патриархами русскими Иоакимом и Адрианом 69 . Но исповедания веры не могли удовлетворять всем потребностям верующих, возникающим из сознания необходимости знать свою веру. В их целях было только представлять догматы веры в возможно ясной, точной и определенной форме, но при этом не имелось в виду излагать их со всей полнотой, обстоятельностью, отчетливостью и возможной доказательностью. Между тем, в Церкви никогда не могла не чувствоваться потребность и в последнего рода изложении догматов, как по отношению ко всем образованным верующим, не могшим не желать всестороннего и основательного знания своей веры, так в особенности по отношению к пастырям Церкви, которые обязаны были не только сами знать ее наилучшим образом, но быть сильными преподать ее другим и, когда оказывалось нужным, оправдать и защитить ее от нападок со стороны лжи и заблуждения. Ответом на эту потребность в Церкви была начавшаяся на первых порах и не прерывающаяся в ней догматическая деятельность научного характера, следствием которой было появление сперва отдельных научных догматических трактатов, затем сборников и систем. К историческому обозрению этого рода догматических трудов мы и переходим. § 16. История догматической науки. Ее периоды

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

37 Мелетий Пигас (род. 1535 –1540 гг.) родом с о. Крита, получил образование в Падуанском университете. По возвращении на родину принял монашество. Будучи долгое время блюстителем кафедр Константинопольской и Александрийской, он умер в сане патриарха Александрийского (1601 г.). 38 Гавриил Север – еп. Филадельфийский. Когда убавилось (благодаря туркам) число жителей Филадельфии, он перешёл в Венецию и жил там в качестве представителя греческой церкви, известен своею приверженностью к восточн. церкви. 41 Письма эти изданы Евсевием Ренодотом. In Opusculis Graecorum. In Observat. de Melet. Pega, part. Mexandr. pag. 91 sq. 42 Epistola de immaculatis ad Cyr. Photinum Ingolstadiensem. p. 103. Edit. 1593 г. См. у Kiesl. 381. 49 Грек, по происхождению Корцирянин, жестокий противник лютеран и реформаторов. Принадлежал к числу латинофронов. Жил в начале XVII ст. 50 Мелетий Сириг – иеромонах, ревностный защитник православия. Участвовал на соборе Ясском 1642 г., где был пособником П. Могилы. 52 Мелет. Сириг. См. его опровержение исповедания Кирилла Лукариса. Опровержение это санкционировано авторитетом Досифея, патр. Иерусалимского и издано им в 1610 г. См. Малыш. Ор. cim. p. 310. 53 Слова эти сказаны Нектарием по поводу спора Арнольда и Клавдия во Франции о таинстве Евхаристии, которые обратились к третейскому суду патриарха. Nectarii Aversus Galli Claudii injurias P. 178(см. у Kiesling. Op.cit. pag. 178). В другом сочинении: περ ρχς το παπα, изданном в 1682 г. в Молдавии, Нектарий выясняет, в чём он полагает смысл пресуществления: « Το το τ θα μα, ς γ μαι, γγονεν ες δε γμα σαφστατον το μεγλου κα περφυς τοτο μυστηρ ου, το τ συμβεβηκτα μνα το ερον ρτου φθερεσθαι, δε ο σια το ρτου παξ μεταβληθε σα κα το παναγ ου πνεματος πικλ σει μετουσιωθε σα εις αληθινν σμα χριστο, φθορν οδεμ αν φ σταται, λλ φθαρτον διαμνει, ς ιδιον Χριστο. (Цит. из указываемого нами ниже издания творений И. Дамаскина. Стр. 270, подстр. прмеч.) 55 Можно считать несомненным, что «Исповедание» написано не Кириллом Лукарисом, а кем-либо из иезуитов с целию очернить Лукариса или же кого-либо из реформаторов. Кирилл публично отрёкся от этой книги. Признал невинным Кирилла и Иерусал. собор 1672 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

По поводу пелагианской ереси Августин писал так: «разве необходимо созывать собор, чтобы обличить такое очевидное зло? Будто никакая ересь никогда не была осуждена без созвания соборов? Между тем известно, что ради весьма немногих ересей появлялась такая потребность, а иные ереси и даже большинство их были обличены и осуждены там, где возникли, и оттуда объявлялось остальным церквам, чтобы они остерегались» 1673 . Согласно этому, церковь и поступала во все времена. Так, если возникает какой-нибудь важный вопрос, имеющий значение для всей церкви и иерархии, в той области, в которой он появился, его подвергают обсуждению поместного собора, и постановление последнего сообщают остальным поместным церквам, чтобы они приняли это постановление в свою практику; или же если этот поместный собор будет признан недостаточным для решения дела, тогда он обращается к мнению остальных поместных (автокефальных) церквей, и когда все согласятся на известном решении, тогда его объявляют от имени церкви, причем оно получает такое же значение и силу, как постановление Вселенского собора. Пример. Около половины ΧVII века явилась надобность оградить православных христиан от опасности, грозившей им в отношении их веры, и изложить для всех основы учения православной церкви. Тогда киевский митрополит Петр Могила составил «Православное исповедание веры кафолической и апостольской церкви восточной», чтобы удовлетворить потребности русской церкви, в которой появилась было опасность для православия. Это исповедание было одобрено, прежде всего, на одном Киевском соборе, затем на соборе Ясском, а потом было пересмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято со стороны всей православной церкви. Таким образом, упомянутое исповедание сделалось выражением учения всей церкви и, как таковое, во всем и по всему имеет такую же важность и значение, как если бы оно было составлено Вселенским собором. На Вселенских соборах представители всего епископата лично выражали единодушное одобрение соборных определений, а здесь тот же епископат выразил единодушное одобрение письменно, посредством посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Дело это начиналось в 1640 году 54 . На Соборе Киевском этого года упомянутое изложение веры было рассмотрено и, по окончании Собора, представлено на утверждение константинопольского патриарха и его священного собора 55 . На Собор Ясский посланы были митрополитом Петром Могилой игумен Николаевского Монастыря Исаия Трофимович, игумен Богоявленского (Братского) Монастыря Иосиф Кононович и проповедник Игнатий Оксенович. А со стороны патриарха прибыли сюда Порфирий, бывший митрополит никейский, и Мелетий Сириг, известный своей твердостью в православии и просвещением, а особенно своим обширным опровержением глав, приписываемых Лукарю. Здесь греческие учителя читали представленную Петром Могилой книгу, сверяли ее, как свидетельствует патриарх Нектарий, со Святым Писанием; и усмотрев в ней некоторые мысли неправоверные, очистили ее от всякой примеси нового учения 56 . Рассмотренное на Соборе Ясском Изложение Веры было возвращено патриарху константинопольскому Парфению, который утвердил его, вместе с прочими патриархами: александрийским Иоаникием, антиохийским Макарием, иерусалимским Паисием, и собором епископов и клира константинопольского, 11 мая 1643 г. 57 . С этого времени, под названием Православного Исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, оно получило символическую важность не для одной только российской, но и для всей православной Церкви. – Оставалось издать его в свете, чтобы таким образом противопоставить его лжеправославному исповеданию, выданному под именем Кирилла Лукаря. Петр Могила , конечно, этого и ожидал: но книга эта еще двадцать лет оставалась не изданной. Между тем, Церковь малороссийская с каждым годом все больше нуждалась в такой книге, в которой бы с точностью и в полной мере излагались главные основы православной веры. Еще Мелетий Смотрицкий распространил клевету на Церковь Русскую, будто она сама не знает чему ей веровать. В 1643 году, другой отступник православия, Федор Скуминович, бывший игуменом, ректором училищ и членом митрополитанской консистории, еще больше старался усилить эту клевету, уверяя, будто трехлетний Собор (начавшийся в Киеве 1640 году и окончившийся в Яссах 1642 г.) не мало помог его обращению в Унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Источники фиксируют существование православного румынского населения и в Трансильвании в вв. Однако в период венгерского правления православные епископы в эту область не допускались, священников сюда рукополагали в Сербии, Молдавии или Валахии. Были здесь и ставропигиальные монастыри, напрямую подчинённые Константинополю. Становление румынского монашества шло в тесной связи с монастырями святой горы Афон. Преподобный Никодим Тисманский (грек по отцу, серб по матери) перенес начала афонского монашества в основанную им в Румынии обитель. Β XVIII в. Молдавия и Валахия стали частью общеправославного «филокалического возрождения». Знаменитый старец Паисий Величковский возродил начала старчества не только в этом регионе, но и на территории России. Этот выдающийся обновитель монастырской жизни в Румынии вместе со своими сподвижниками перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения, способствовал их изданию и широкому распространению. В многочисленных румынских монастырях развивались искусство, науки, хранилась византийская музыкальная традиция, работали школы, библиотеки и типографии. В 1588 г. возвращавшийся из России Вселенский патриарх Иеремия II (1572–1579, 1580–1584, 1586–1595) при содействии патриархов Иерусалимского Софрония IV (1579–1608) и Антиохийского Иоакима VI (1593–1604) смог дать действенный отпор развернувшим свою деятельность в Дунайских княжествах миссионерам-иезуитам. Несколько лет спустя, в 1613 r., в борьбу с латинянами, проповедовавшими на территории Валахии, включился Вселенский патриарх Кирилл Лукарис. На Ясском соборе 1641–1642 гг. было одобрено исповедание веры киевского митрополита Петра Могилы . В последующие годы особых успехов на ниве поддержки православия в Дунайских княжествах сыграли патриархи Иерусалимские Досифей II (1669–1707), открывший ясскую церковную типографию, и Хрисанф Нотарас (1707–1731), основатель множества учебных заведений разного уровня. Османы начали вторгаться в Валахию с 1390-х годов. Окончательное подчинение румынских земель Османской империи произошло в конце XV в. Несмотря на ожесточенное сопротивление валашских господарей (например, Стефана III Великого), в 1489 г. Молдавия, а в 1496 г. и Валахия стали вассалами турецких султанов. Формально княжества сохранили юридическую автономию в составе Османской империи, но султаны получили право на утверждение в должности валашских господарей. Это незамедлительно привело к тому, что должность господарей стала объектом купли-продажи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71 Об этом преподавателе ревизор отозвался, что он, «может учить с весьма хорошим, учил с довольным, надеется учить с полным успехом». 74 Книга, известная под именем катехизиса Петра Могилы , или «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной», – сочинена, по поручению митр. киевского Петра Могилы , первым ректором Киево-могилянской коллегии Исаиею Трофимовичем, читана и одобрена на собор малороссийских епископов в Киеве (1640 г.), потом на соборе Ясском, где присутствовали и епископы греческие и молдавские, наконец одобрена и подписана всеми восточными патриархами, и признается символическою книгою православной церкви. (Ист. Киев. акад. Мак. Булгакова, стр. 80. Ср. Филарета Черн. Обзор дух. лит. изд. 1884 г. 193.) Но в то время, как на востоке книга имела большее распространение, у нас некоторое время она была как бы в забвении. По распоряжению св. Синода, она издана при Петре I в 1722 году; спустя сто лет, она переведена на русский язык бакалавром петерб. акад. Колоколовым и только к концу 1830-х годов введена в курс семинарского преподавания, по желанию обер-прокурора гр. Пратасова, советовавшегося, впрочем, об этом, как говорят, с преосв. Иннокентием Борисовым . Но введение катехизиса Петра Могилы в семинарский курс было неожиданно для тогдашнего духовенства и, как выразился будто бы обер-священник Кутневич, составляло дело известной партии. (Воспом. Ростисл. о Пет. акад. Вестн. Евр. 1883 г. IX. 237); тем более, что в нем встречаются мысли странные, напр. что грешат против второй заповеди и те, которые «превращают людей в овец и других животных». (Пр. Исп. Ч. III, вопр. 54), не говоря уже о том, что «в нем, по замечанию Филарета Черниг., – есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, напр. о Форме и материи таинств, о творении душ... Тогда (в XVII в.) особенно боялись папизма и старались говорить его языком». (Обз. дух. лит. стр. 194). Подражанием латинству Филарет митр. московский объясняет и внесение в Православное Исповедание церковных заповедей, (в письме к архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37 Вместе с этим ангелы считаются существами более высшими, чем человек, как по своей природе вообще, так и по своим уму и могуществу, в частности (см. сн. 71). 39 П. Д.: «Традиционное богословие» полагает учение о сотворении Богом мира и человека не «мифологической формой библейского рассказа», а рассказом о реальном историческом событии. «Учение о шестидневном сотворении Богом мира является существенной частью догматического вероучения Церкви, которое исповедовали христиане от древности. Мученики шли на смерть за своего Единого в Троице Бога – Творца и Искупителя. Так, великомученица Екатерина была научена святым старцем, своим наставником “всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мipa и создания праотца Адама и до второго пришествия на Землю Владыки Христа”. Подобных свидетельств можно собрать в жития Святых Божиих угодников десятки и сотни. Отметим некоторые вероучительные определения Православной Церкви… Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, принятое на Ясском Соборе 1645 года, при участии четырех восточных Патриархов: “Поскольку Он (Бог) сотворил весь мip в шесть дней из ничего, а в седьмый день почил от дел Своих, то и освятил оный дабы и люди, оставив сей день все дела свои, благословляли и прославляли Бога, вспоминая те благодеяния, которые Он даровал нам чрез сотворение мipa”. Этот текст является Символической книгой православной Церкви» (14: 9). 40 «В канонических книгах Ветхого и Нового Завета эта формула нигде не встречается. Она употреблена мимоходом, в случайной связи, только в позднейшей, неканонической 2-й книге Маккавеев ( 2Мак. 7: 28 ). В качестве догматической доктрины она выражена впервые у Иринея в борьбе против гностического дуализма. Слово “бара” (“сотворил”) в 1-м стихе книги Бытия в буквальном смысле означает “вылепил”, Во втором стихе описывается, что Дух Божий “высиживает”, т. е. каким-то органическим процессом формирует, мир из хаоса, который, очевидно, предполагается предсуществующим» (см. сн. 1 в 71: 417).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А где же было и употребить его, как не в полемике (хотя бы и дружественной) с одним из представителей „новой ереси“? Уже много лет спустя, на Ясском соборе (1642 года) осуждены известные учения кальвинского пошиба, приписывавшиеся Кириллу Лукарису. Но в лице „некоторых последователей“ новых ересей обвинение косвенно могло направиться и против всей Восточной церкви, в которой обе спорящие на западе религиозные партии искали союзницу. Понятно, что при таких условиях предстоятели патриархатов считали полезным прибегать в своих писаниях к таким выражениям, которые должны были отнять у кальвинистов всякую надежду найти на Востоке какую бы то ни было поддержку. Понятно потому, каким образом у нас появился термин „Пресуществление“, как он вошёл (хотя с существенными оговорками) и в послание Восточных патриархов 1723 г., в документ явно боевого, полемического характера. Эти обстоятельства необходимо иметь в виду и при рассмотрении постановлений Вифлеемского (Иерусалимского) собора 1672 г. В божественной литургии, а также и в чине присоединения не только католиков, но и лютеран нигде не упоминается о „пресуществлении“, а всюду говорится о „преложении“ (по-немецки „Wandlung“). Этим непреложно доказывается, что церковь наша ничего иного и не требует как веры в преложение; стало быть, требовать что-либо —333— лишнее – по меньшей мере неосновательно! Если наша Церковь этим удовлетворяется, едва ли следует сынам Её быть требовательнее их матери; право – она знает, что ей нужно и чему следует верить её детям! 402 . Наши страхи перед протестантизмом, я полагаю, очень преувеличены. Протестантизм объединён менее нас – Православных. У нас есть догматическое единство (не смотря на наши раздоры, на нашу отчуждённость друг от друга). У протестантов нет этого. Собственно в России протестантизм имел некоторые шансы на успех лишь в эпоху Петра Великого и, может быть, при Анне Иоанновне, когда в Св. Синод чуть не назначили, с правом голоса, лютеранина; но ни тогда, ни теперь серьёзных шансов на успех протестантство, как таковое, у нас не имело и иметь не может (Русский – по природе своей – не рационалист).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Юный Иоанн окончил начальную школу в своем родном селе Валя Глодулуй, а потом, под влиянием своего дяди, архимандрита Епифания (Крэчуна), настоятеля монастыря Кокош в Добродже, поступил в духовную семинарию города Дорохой. Завершив обучение в ней, Иоанн продолжил учебу на богословском факультете Черновицкого университета. Одновременно Иоанн Аргату учился в военном училище в Бакэу, по выпуске из которого получил звание младшего лейтенанта, и в школе социального служения. Окончив университет, Иоанн Аргату поступил на воинскую службу, которую проходил близ границы с Венгрией . Интерьер храма села Бороая 10 ноября 1940 года Иоанн Аргату женился на Жоржете, дочери священника сучавского села Оничень Севастиана Михайлеску. У них было пятеро детей: Штефан, Габриэла, Александр, Иоанн и Анна. Впоследствии все их сыновья станут священниками и обе дочери выйдут замуж за батюшек. Выйдя в отставку, Иоанн Аргату подал прошение о рукоположении в священный сан для служения в селении Оничень и в 1940 году был посвящен в Ясском кафедральном соборе во иерея. Молодой отец Иоанн стал служить вместе со своим тестем. В 1946 году митрополит Молдовы Ириней (Михалческу) перевел отца Иоанна Аргату на приход села Бороая, чтобы он воздвиг здесь храм, заложенный более 22 лет назад и до сих пор не построенный. Рака с мощами отца Илариона (Аргату) Отец Иоанн перевез в Бороаю из села Рышка церковь – исторический памятник – и начал собирать всё необходимое для строительства нового храма. Однако работы снова были отложены, поскольку стоящие в то время у власти боролись против проявлявших инициативу в духовных делах. От батюшки требовали того, что ему было невыносимо и тяжело выполнить: настаивали на сокращении службы – в 9:00 храм должен быть уже закрытым; присутствии на всех партийных собраниях; чтобы он внушал народу, будто по воскресеньям работать во благо; чтобы не принимал никого у себя дома и проч. Батюшка не считался ни с одним из этих приказов и в результате, не без содействия лжесвидетелей, был обвинен в «подстрекательстве к нарушению общественного порядка».

http://pravoslavie.ru/63195.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010