Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; НПЛ (по указ.); ПВЛ. 19962. Лит.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и рус. княжества XII-XIII вв. М., 1982; Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси: Очерки истории рус. княжения на Сев. Кавказе. СПб., 2004; Цыганков С. А. Поединок Мстислава с Редедей и его отражение в фольклоре//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2008. Вып. 4. Ч. 1. С. 3-9; Щавелев А. С. Черниговская Русь Мстислава Владимировича: Несостоявшееся гос-во//История. М., 2012. Вып. 5(13). С. 70-74; Котляр Н. Ф. Мстислав Владимирович//ДРСМ. С. 520. А. А. Горский Иконография По сведениям летописей, «бе же Мьстислав дебел теломь, чермен лицем, великыма очима…» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 150). Единственный известный (однако предположительный) пример изображения М. В. в иконописи - в одном из клейм иконы «Благоверные князья Владимир, Борис и Глеб, с 16 клеймами жития князей-страстотерпцев» (1-я треть XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 60-61). В композиции показано исцеление «скорбна» М. В. у мощей св. князей Бориса и Глеба. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30; см.: Рыбаков Б. А. Миниатюры Радзивиловской летописи и рус. лицевые рукописи X-XII вв.//Радзивиловская летопись. 1994. Т. 2. С. 286) М. В. представлен под 1022 г. на 2 миниатюрах, посвященных его поединку с касожским кн. Редедей (Л. 83 об.). На верхнем рисунке князья изображены верхом в сцене предложения испытать силу в единоборстве (на М. В. рубаха и княжеская шапка), на нижнем - они в рукопашной схватке без доспехов, правее - М. В. закалывает Редедю. Далее проиллюстрированы (по 2 миниатюры на листе): возвращение М. В. в Тмутаракань и воздвижение им по обету ц. Пресв. Богородицы (князь-всадник в подпоясанной рубахе, из-под шапки видны кудрявые волосы, борода короткая и широкая); он в походе вместе с хазарами и касогами в 1023 г. в Киев против брата кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (аналогичное изображение М. В. на белом коне); «сеча силна и страшна» между войсками братьев во время грозы в следующем году (на М. В. доспехи и шапка, в руке меч); бегство Киевского и варяжского князей; обход тмутараканским князем поля сражения (М. В. в длинном кафтане и шапке, меч в левой руке опущен); переговоры посланцев и заключение в 1026 г. мира с разделением княжения по Днепру между братьями Ярославом и М. В. (Л. 84-85). Под 1031 г. на нижней миниатюре показан совместный поход братьев в Польшу и захват пленников (л. 85 об.). Цикл заканчивается композицией погребения М. В. в Спасо-Преображенском соборе Чернигова (тело князя перевито пеленами) в 1036 г. (Л. 86). В большинстве иллюстраций фигура М. В. определяется только предположительно, как главная в дружине, и по княжеской шапке, часто выделена красным цветом одеяний.

http://pravenc.ru/text/2564286.html

Посольство князя, уверясь в точности обещанной иконы, с радостным молением возвращается в Новгород. Здесь страждущий болезнью благоверный князь, узнав о возвращении посольства своего с обретённой иконой, повелевает освящённому собору с крестами встретить явившуюся чудесным образом икону и принести её к себе во дворец 6 , для поклонения. Когда всё это исполнено, благоверный князь тотчас получает облегчение от болезни и вместе со священным собором сопровождает икону в церковь . Здесь, после освящения воды, омыта ею обретённая икона. Окроплённый этой святой водой, князь получает совершенное исцеление от болезни. В память этого чудесного события, Мстислав Владимирович, с благоверной княгиней Анной 7 , даёт обещание воздвигнуть храм угоднику Божию Святителю Николаю, коего молитвами получил исцеление. Время обретения иконы Св. Николая и последовавшего исцеления с точностью в летописях не определяется. Летописцы останавливают внимание своё на времени построения храма Николаевского в память чудесного избавления от иконы. В 1 Новг. Летописи 8 , после указания на победу Мстислава над Чудью (на Бору), под 6621 (1113) годом записано: «В то же лето заложена бысть церкы, Новгороде, святого Николы». Во 2 Новг. Летописи под тем же годом значится: «Победи Мстислав на Бору Чудь; и церковь заложи святого Николу, в Новгороди, на княжи дворе». В 3 Новг. Летописи, вместе с основанием церкви, повествуется и об иконе Св. Николая Чудотворца: «В лето 6621 (1113) князь великий Мстислав Владимирович, внук великого князя Владимира, наречённый во святом крещении Георгий, заложил церковь каменную в Великом Новгороде святого Николы Чудотворца, на княжи дворе. Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новград, дска круглая, и взяли на Липне, при епископе Иоанне; и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви». В той же 3 Новг. Летописи под 6800 (1292) годом сказано, что Никольская церковь в Липенском монастыре основана, «спустя после приплытия святого образа 180 лет 9 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Затулин Константин Федорович, депутат Госдумы, директор института Стран СНГ; игумен Филипп (Симонов), заместитель Председателя Миссионерского отдела РПЦ, д.э.н., чл.-корр. РАЕН; иеродиакон Серафим (Петровский), руководитель Дальневосточного центра МДА; протоиерей Петр Иванов, профессор Института востоковедения РАН, д. ист. н.; Журавский Александр Владимирович, заместитель директора Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ; протоиерей Георгий Митрофанов, магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной академии; иеромонах Серапион (Митько), заведующий миссионерским отделом Ярославской епархии, к. филол. н.; протоиерей Алексей Касатиков (Краснодар); Самойлов Василий Дмитриевич, начальник организационно-аналитического отдела Федеральной миграционной службы; Акимов Юрий Павлович, заместитель начальника отдела международного сотрудничества Министерства образования и науки РФ; Корельский Владимир Федорович, первый заместитель Губернатора Камчатской области, проф., руководитель Представительства администрации Камчатской области при Правительстве РФ, д. э. н.; иерей Андрей Хвыля-Олинтер, сотрудник Миссионерского отдела РПЦ, проректор по научной работе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), к.ю.н.; Берил Степан Иорданович, ректор Приднестровского государственного университета, академик РАЕН, профессор, д. ф-м. н.; Рыжова Светлана Валентиновна, ст. н. с. Института социологии РАН, к. социол. н.; Гапоненко Александр Владимирович, профессор, президент Союза русских предпринимателей Латвии, д. э. н. (Рига) и другие. Наверх 4.6. Социальное служение Церкви Председатель : протоиерей Аркадий Шатов, настоятель храма св. блгв. цар. Димитрия при 1 Городской клинической больнице, председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы, заместитель директора по воспитательной работе Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, заместитель Председателя Попечительского Совета ЦКБ МП свт. Алексия.

http://pravoslavie.ru/426.html

В Печерском мон-ре существовали параллельно оба основных течения монашества: египетско-сирийское, признанное на Афоне и принесенное на Русь прп. Антонием, и палестино-к-польское, к-рому следовал Феодосий. По мнению Г. П. Федотова, в Печерской обители открываются «два потока духовной жизни: один пещерный, аскетико-героический, другой надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный» ( Федотов. 1985. С. 59). Палестинский идеал святости оказался ближе религ. жизни Руси ( Щапов. 2002. С. 16). В «Повести временных лет» содержится сведение об основании кн. Ярославом Владимировичем монастырей св. Георгия и св. Ирины: во св. крещении кн. Ярослав получил имя Георгий, а княгиня - Ирина. М. были замкнутыми: они предназначались для служения княжеским семьям; обители находились под влиянием князей, полностью ими обеспечивались, т. е. были ктиторскими ( Бълхова. С. 28). В XII - сер. XIV в. в Киеве были построены вел. кн. Мстиславом Владимировичем Феодоровский Вотчь (Отний) мон-рь, который стал усыпальницей для его рода, и Кирилловский Свято-Троицкий монастырь - для Всеволода Ольговича (Там же. С. 36). В Киеве был построен ряд М.: Димитровский (ок. 1062), Михайло-Выдубицкий (1070), Спасский Берестовский, Кловский Влахернский и др. К XIII в. в Киеве насчитывалось 17 мон-рей ( Смолич. 1997. С. 27). Были построены М. в Таматархе (Тмутаракани, между 1061 и 1067), Переяславле (1072-1074), Чернигове (1074), Суздале (1096). В Новгороде в XII-XIII вв. также насчитывалось 17 мон-рей, в т. ч. Антониев, Хутынский и др. С сер. XII в. возникают М. в Ростово-Суздальской земле. Монастырская колонизация распространилась на Заволжье, здесь строились в основном маленькие скиты и пустыньки. В последующие века монастырская колонизация достигла Белого м. и Уральских гор (Там же. С. 27-28). Выдубицкий во имя арх. Михаила мон-рь в Киеве Выдубицкий во имя арх. Михаила мон-рь в Киеве Св. Сергий Радонежский был основателем М., поначалу особножительного. Переход к общежитию совершался постепенно: маленькая пустынька вырастала в большой М., и в то же время усиливалось духовное влияние основателя на братию. Житие св. Сергия Радонежского написано его современником Епифанием, к-рый, будучи иноком его М., ок. 15 лет пребывал в духовном общении со святым. Сокращенная редакция этого Жития включена в древнерус. летопись под 1392 г., поскольку отличается объективным и трезвым освещением событий.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

( < < back) преп. Димитрия было погребено в созданной им Спасской церкви. У гроба его и его молитвенным предстательством совершались чудеса и различные исцеления. И ныне мощи преп. Димитрия Прилуцкого почивают в том же храме, где находится и чудотворный образ этого святого, бывший с великим князем Uoahhoм III во время похода его под Казань. ( < < back) Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом Мономах, внук Ярослава Мудрого, идеал древнерусского князя, известен особенно как миротворец враждующих князей; с 1114 по 1125 г. — великий князь киевский. небольшой город Киевского княжества, имевший, однако, в княжение наследников Владимира Великого, епископа, и некоторое время бывший удельным столом. Ныне — село Киевской губернии и уезда, на Ирпени, принадлежащее киевскому митрополиту, с 1900 десятин земли и свыше чем с 1 1/2 тысячи жителей, с приходской церковью. Владимирович, отец св. благ. князя Всеволода, был великим князем киевским с 1125 по 1132 г. Ему наследовал брат его Ярополк, княживший в Киеве с 1132 по 1138 год. княжество считалось первым после великого княжества Киевского. Переяславль южный — ныне уездный город Полтавской губ., при р. Альте и Трубеже. (Георгий) Владимирович Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха, князь Суздальский, впоследствии великий князь Киевский с 1148 по 1150 г.; потом был изгнан Изяславом Мстиславичем, но по прошествии некоторого времени снова завладел великим княжеством Киевским, хотя и ненадолго. последовало следующим образом. Изяслав Мстиславич, по милости властолюбивого князя Юрия Долгорукого, из Турова явился в Новгород за помощью против Юрия, дерзко оскорблявшего Мстиславичей. Новгородцы зашумели, вызываясь защищать Изяслава против Юрия. Блаженный князь Всеволод не желал иметь дело с дядей, а святитель Михаил отговаривал новгородцев от похода, указывая на опасности зимнего похода. Но, в конце концов, Всеволод должен был подчиняться желанию новгородцев и идти в поход против суздальцев и ростовцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

137 Нигде не было столько святынь, как в столице Православия восточного. В числе своих сокровищ Церковь Константинопольская имела Крест из животворящего древа, терновый венец Спасителя, много мощей мучеников и других угодников Божиих: почти все эти святыни были расхищены латинскими аббатами и монахами. Так, в Рим перенесены были – терновый венец, мощи великих святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста ; в Амальфи – мощи святого апостола Андрея, в Венецию – мощи святой царицы Елены и святого Иоанна Милостивого; в Париж – части животворящего древа, ризы Богородицы и главы Иоанна Крестителя. 138 Успенский собор в Ростове, существующий доныне, достроен и освящен уже по кончине Константина, при сыне его, святом князе Васильке Ростовском. По своему зодчеству этот храм принадлежит к числу великолепнейших древних зданий в России. 139 Мощи блаженного епископа Симона были погребены во Владимирском Успенском соборе, а впоследствии перенесены в Киев, в пещеру преподобного Антония, где и ныне почивают. 140 Великий князь Константин Всеволодович скончался 2 февраля 1219 года во Владимире и погребен в соборе, в приделе святого князя Глеба Андреевича, у южных дверей алтаря. 141 Князь Юрий Владимирович Муромский был внук Святослава Рязанского, а этот последний был правнук Ярослава Великого от четвертого сына его Святослава. 142 Мощи святого князя Петра и княгини Февронии почивают открыто, в одной раке, в Муромском соборном храме. Празднование памяти их установлено на Соборе 1547 г. 143 В двух верстах от Новгорода, в древней Петропавловской церкви на Синичьей горе, где прежде был женский монастырь, почивают под спудом мощи преподобной инокини Харитины, княжны литовской и настоятельницы Петропавловской обители. Некоторые полагают, что она была обрученною невестой святого князя Феодора. 144 Новгородский летописец пишет: «Преставися князь Феодор, сын Ярославль вяшьший, и положен бысть в монастыри святаго Георгия, и еще млад, и кто не пожалует сего? Сватба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование за грехи наши».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Синодичная запись имен великих и удельных князей XI–XV вв. не структурирована, поэтому, если при индентификации великих князей трудности возникают лишь в отдельных случаях, то установление личностей удельных и других категорий князей проблематично. Сказывается слабая изученность их генеалогии, вследствие чего нельзя исключить упоминание князей, о которых ничего неизвестно, по другим источникам. Список великих князей Киевских начинается с великого князя Ярослава–Георгия Владимировича–Васильевича, Мудрого († 20 февраля 1054 г.). Далее следуют имена князей Ростово-Суздальских Юрия–Георгия Владимировича–Васильевича, Долгорукого († 15 мая 1157 г.), его сыновей Андрея Боголюбского (убит 29 июня 1174 г.), Михаила (Михалко) с 1175 г. князя Суздальской земли († 20 июня 1176 г.). Из князей Суздальской земли названы также Дмитрий–Всеволод Юрьевич–Георгиевич, Большое Гнездо († 13 апреля 1212 г.) и его потомки. В списке упоминаются погибшие в 1246 г. св. Михаил Всеволодович, князь Черниговский, и Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, последний князь Суздальской земли. Великие князья Владимирские перечисляются с Александра Ярославича–Федоровича, Невского († 14 ноября 1263 г.), московские князья от Даниила Александровича до Василия II Васильевича, Темного. Другие атрибутированные здесь поминания перечислены в именном указателе к синодику. В рукописи текст до конца абзаца продолжен почерком, отличным от основного. При перечислении усопших насельников монастыря XV — середины XVI в. наибольшую ценность для историков имеет информация об игуменах. Их список значительно полнее, чем у П. М. Строева. Настоятели, управлявшие обителью во 2-й половине XVI столетия, в синодик не попали. Сопоставление текста поминания с вошедшими в научный оборот актами позволяет ориентировочно датировать время пребывания каждого из них в этой должности. Арсений, основатель в 1393 г. Коневского монастыря и его игумен почти всю 1-ю половину XV в. († 12 июня 1447 г.); Иван, около 1447 г.; Авраамий, около середины — начале 2-й половины XV в.; Тарасий, около 1498 г.; Серапион, в начале 1-й четверти XVI в.; Арон, около конца 1-й четверти XVI в.; Герасим, около начала 2-й четверти XVI в.; Трефилий, около конца 2-й четверти XVI в.; Пимен, около 1551 г.; Матфей, около 1554 г.; Иван, 2-я половина 50-х — начало 60-х гг. XVI в. В синодике отсутствуют имена следующих игуменов: Геннадия, около 1585 г.; Левонтия, около 1595–1598 гг. ( Строев П. М. Указ. соч. Стб. 285; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1846. 48, 122, 143).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

книг., III, перв. полов., 56, 65. 1553 . Георгиевская или Егорьевская – Сергиева – Троицкая, мужская пустынь, ныне село Георгиевская Слободка, Владимирской губ., Горохов­ского у., в 15 вер. к зап. от Горохов­ца, при оз. Саке, близ лев. берега Клязьмы. Основана в 1365 г. преп. Сер­гием Радонежским на пути из Ниж­него Новгорода; потом разорена Казан. татарами и запустела, но около 1590 г. восстановлена старцем Сергиева мон. Варсонофием Якимовым и приписана к Троице-Сергиевой лавре. В 1703 г. упоминается строит. Варсонофий Урвачов. “Ист. Росс. Иер.”, 688; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 77, 145; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 725; “Акты истор.”, I, 229 (Ц. ж. гр. 1591 г. о даче луга, Конюший Остров, Сергиевой пустыне в Горохов. уезде); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 189; Калачов, “Писц. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 883 (вот­чины пустыни, пожалов. старцу Варсонофию Яки­мову); “Сборник Муханова”, 201, 130 (Ж. гр. 1590 г. ц. Феод. Иван. старцу Варсонофию Яки­мову); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., смесь, 124 (о припис. к Тр. Серг. лавре), 138 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1878 г., ист. опис. Тр. Серг. лав., 175, 176, 182 (кратк. ист. свед.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 241 (жалов. грам. 1592 г. Троиц.-Сергиеву м-рю на пустынь в Горохов. уезд. на р. Клязьме). 1554 . Георгиевский, мужской, ны­не приходская церковь в гор. Киеве, близ Софийского собора, у Золотых во­рот. Основан в 1037 г. Вел. кн. Яро­славом во имя себе от Святого креще­ния данное. В 1063 г. в нем был погребен Судислав Владимирович, «его же брат Ярослав держаше в порубе лет 24, якоже выше». В 1240 г. раз­рушен татарами. В исходе XVII ст. на месте монастыря поставлена дерев. церковь , замененная в 1744 г. камен­ною; в ней погребен господарь Мол­давский Ипсилантий, бедственно окон­чивший свое княжение. Мптропол. Евге­ний в своем “Описании Софийск. Собора” (стр. 15) говорит, что Софийская цер­ковь сделалась митрополичею кафедрою и иерархическим собором, но возведению на престол или столованию всех новопосвящаемых российских епископов Ярослав уставил быть в созданной им церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) Блгв. кн. Игорь Ольгович. Фрагмент иконы «Образ святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петербург) (в иночестве Гавриил, в схиме Игнатий; † 19.09.1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), 2-й сын черниговского и новгород-северского кн. Олега (Михаила) Святославича, внук кн. киевского и черниговского Святослава (Николая) Ярославича . Основными источниками сведений об И. О. являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, сообщения к-рых не совпадают в рассказах о вокняжении И. О. в Киеве и о смерти князя. Повествование в составе Ипатьевской летописи основано на 2 источниках: на благожелательном к И. О. черниговском летописце его брата Святослава (Николая) и на враждебном И. О. киевском летописании кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Первый источник не был использован при создании Лаврентьевской летописи, опиравшейся на киевское летописание более ранней редакции, нежели в Ипатьевском своде. Время рождения И. О. неизвестно. Исходя из того что его младший брат Святослав впервые женился в янв. 1108 г., можно полагать, что И. О. род. в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XI в. Его имя в крещении устанавливается по данным синодиков и по упоминанию ц. во имя св. Георгия на дворе князя в селе под Путивлем (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 333). И. О. участвовал в 1127 г. в походе на Полоцкое княжество в составе войск черниговских князей, в 1134 г. он входил в коалицию потомков кн. Святослава Ярославича, боровшихся против Мономашичей за обладание Курским Посемьем. 8 авг. 1135 г. св. князь участвовал в победном для Ольговичей сражении на р. Супой, когда при поддержке союзных половцев правители Чернигово-Северской земли разгромили войска киевского кн. Ярополка Владимировича.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Скачать epub pdf 197. Ярослав Осмомысл Владимирович, князь галицкий сын Владимирка Володаревича, князя галицкого (см. 51), от брака, как полагают, с княжной венгерской, неизвестной по имени. Родился в Галиче (червенском) около 1135 г.; вокняжась по смерти отца, сражался с Изяславом II, великим князем киевским, под Теребовлем (ныне местечко Трембовль на р. Серете в Галиции) 19 февраля 1153 г.; как союзник Юрия (Георгия) I Долгорукого, вокняжившегося в Киеве, осаждал г. Луцк, где заперся великий князь Изяслав II, в 1155 г.; по возвращении Изяславу II стола киевского вторгнулся с князьями волынскими в Русь, занял Белгород и, не впустив сюда великого князя, победоносно вошел в Киев, откуда должен был удалиться Изяслав II, 22 декабря 1158 г.; дал Андронику Комнену, изгнанному Мануилом I царевичу греческому, приют в Галиче в 1165 г.; дал Мстиславу II, бывшему великому князю киевскому, своему союзнику, полки галицкие для разорения области Дорогобужской (на Волыни) в 1169 г.; выгнал от себя жену с сыном, из привязанности к своей любовнице (Настасье), сожженной галичанами в 1171 г.; грозил князьям луцким опустошить их область за покровительство сыну его, Владимиру, вторично бежавшему от отца, и уже нанял за 3 тысячи гривен серебра рать польскую, в 1173 г.; помогал Рюрику Ростиславичу, именовавшемуся великим князем киевским, против князей черниговских в 1180 г. Умер в Галиче 1 октября 1187 г. Тело его погребено там же, в Богородицкой церкви. Князь Ярослав Осмомысл был женат на Ольге Юрьевне (в иночестве Евфросиния), дочери Юрия (Георгия) I Владимировича Долгорукого, великого князя владимирского, от которой имел сына Владимира, преемствовавшего отцу на столе галицком, и дочь, за князем Игорем Святославичем северским, знаменитым героем «Слова о полку Игореве». Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010