Княжна Екатерина Дмитриевна Князь Владимир Владимирович, статский советник, † 22 марта 1856 года; женат на Софие Алексеевне Перовской Князь Дмитрий Владимирович, женат на Марие Яковлевне Дмитриевой Князь Евгений Владимирович, женат на Варваре Алексеевне Мосоловой Князь Георгий Владимирович; женат на Елисавете Львовне Давыдовой Княжна Екатерина Владимировна Княжна NN Владимировна, за Петром Владимировичем Голохвастовым КОЛЕНО XXXI: Князь Евгений Александрович, рождение 1831 Князь Дмитрий Александрович, рождение 1832 Князь Андрей Александрович, рождение 1841 Князь Василий Александрович Княжна Мария Александровна, за князем Иродионом Андреевичем Оболенским Княжна Екатерина Александровна, в апреле 1855 вышла за графа Алексея Васильевича Бобринского, скончалась в декабре того же года Княжна Александра Александровна Княжна Елисавета Александровна Княжна Евдокия Александровна Княжна Ольга Александровна Княжна Вера Александровна Князь Владимир Владимирович, рождение 1834 † 1854 Княжна Мария Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Княжна NN Владимировна Князь NN Дмитриевич, рождение 1845 Князь Алексей Евгениевич Князь Михайло Андреевич 11) получил, в 1529 году, от Великого Князя Василия Иоанновича, Антоновский стан с правдою, сказано в грамоте, ему пожалованной 78 . Князь Семён Андреевич 17) получил от Иоанна Великого город Вольск в кормление. Князь Матвей Данилович 36) находился воеводою: в Тобольске в 1592 году, и в Верхотурье в 1601 году; князь Иван Дмитриевич 51) был воеводою в Тюмени с 1635 по 1639 год. Князь Никита Яковлевич был окольничим и начальником ямского приказа при Царе Алексее Михайловиче, а 5 марта 1669 года постригся в Ярославском Толгском монастыре. Князь Алексей Михайлович, посол в Дании, потом боярин, дворецкий и начальник приказа большого дворца, пользовался особенною доверенностью Царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, и пожалован был, в 1649 году, в путь, Ловецкими слободами в Ярославле (что ныне город Рыбинск). КнязьДмитрий находился боярином при Царе Алексее Михайловиче, а князь Михаил Никитич, боярином в последних годах XVII века; князь Василий Петрович и князь Семён Петрович находилась окольничими при Царе Алексее Михайловиче; князь Степан Фёдорович окольничий при Царе Феодоре Алексеевиче; князь Пётр Лукич и Пётр Григорьевич окольничими в 1699 году, в которое время, в списке владельцев населённых имений, находятся имена девятнадцати князей Львовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

302. Андрей Владимирович, прозванием Добрый , князь влади миро-волынский, младший из осьми сыновей Владимира Всеволодовича Мономаха, вел. кн. киевского и всей Руси 53), от второго брака с неизвестной, некоторыми сказаниями именуемой Христиной Инговной 188), дочерью Инга I, короля шведского. – Род, в Переяславе-Южном (полтавском) в 1102 г.; послав отцом на княжение во Владимир-Волынский, в 1118 г.; по приказанию отца, ходил с «погаными» (Половцами) пустошить соседственные владения Ляхов, в 1120 г.; осажден во Владимире Ярославом или «Ярославцем» ), побочным сыном Святополка II Изяславича, вел. кн. киевского 169), но счастливо избегнул опасности, в 1123 г.; по приказанию Мстислава Владимировича, вел. кн. киевского 143), ходил на князей полоцких и сражался с Полочанами под Изяславлем, в 1127 г.; вместе с другим братом Юрием (Георгием) суздальским 191), выгнал из Переяслава св. Всеволода Гавриила Мстиславича, князя новгородского 56), в 1132 т; ходил с братьями, на Ольговичей, в 1135 г.; получив Переяслав, переселился сюда, но в бою с Всеволодом Ольговичем, князем черниговским 56), его полки «возмятены» в 1136 г.; не будучи в силах сопротивляться Ольговичам, уехал из Переяслава, в 1138 г.; не согласился на требование Всеволода II Ольговича, вел. кн. киевского: отказавшись от Переяслава, сест в Курске, и разбил Святослава Ольговича, князя черниговского ), после чего заключил мир и с великим, князем, в 1139 г,; постановил в Малотине мирный договор с Половцами, в 1140 г., и ум. в Переяславе, 22 января 1141 г. – Тело его погребено там же, в соборе Михаила Архангела. – Был женат, с 1117 г., на внуке Тугоркава, хана половецкого, неизвестной по имени, от брака с которой имел двух сыновей: Ярополка ), Владимира 525) и дочь, неизвестную по имени, за Олегом, Святославичем, князем Черниговским 154). 303. Андрей Владимирович 303. Андрей Владимирович, прозванием Долгая Рука , первый удельный князь вяземский, племени князей смоленских, младший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Рюриковича, князя киевского 555), от брака с неизвестной. – Летопись повествует о нем следующее: после поражения Русских Татарами на р. Калке, 31 мая, он, вместе с своим тестем, Мстиславом-Норисом Романовичем Старым, вел. кн. киевским ), и Александром, князем дубровицким 233), защищался в укрепленном стане 3 дня, а затем, не смотря на заключенный договор, выдан, как и другие два князя, клятвопреступным Плоскиней, воеводой. Бродников, Татарам, которые и задушили всех трех князей под досками, 4 июня 1224 г. – Был женат на дочери Мстислава-Бориса Романовича Старого (см. выше), неизвестной по имени, от брака с которой оставил сыновей: Василия 431), Феодора ), и Ивана 788), удельных князей вяземских. 304. Андрей Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Это противоборство, в котором Юрий опирался на вспомогательные силы половцев, союз с Галичем и благожелательный нейтралитет Византии, имело последствия и для церковной жизни: будучи киевским князем, Юрий сместил митрополита Клима Смолятича, вместо которого по просьбе Юрия из Византии был прислан Константин I. Ярополк Святославич, старший сын Святослава Игоревича, князь киевский в 972–980 гг., убит по приказу своего брата Владимира I. В 973 г. посольство Прополка побывало при дворе германского императора Оттона I. Сведения о крещении “rex Rusciae” Прополка папскими миссионерами сомнительны, так как входят в число позднейших интерполяций в хронике Адемара Шабаннского (988–1034). Ярослав (Георгий) Владимирович (Мудрый), сын Владимира I Святославича, родился в 978 г., умер 20 февраля 1054 г. Благодаря поддержке новгородцев и наемных варяжских дружин, преодолев внутренние неурядицы, в 1019 г. Ярослав окончательно овладел киевским столом, а после смерти в 1036 г. своего брата Мстислава, князя черниговского и тмутараканского, стал “самовластием” всей Руси. Правление Ярослава характеризуется интенсивной политической деятельностью, как внутренней, так и внешней, подкрепленной политическими и матримониальными связями со многими европейскими дворами. Попыткой вмешаться во внутренние дела Византии явился поход 1043 г.: русские войска должны были поддержать претендента на императорский трон Георгия Маниака, но морская экспедиция не удалась, так как Маниак к тому времени уже погиб. Ярослав контролировал церковные дела благодаря своему праву инвеституры епископов, не побоявшись даже, с согласия поместного собора, назначить киевского митрополита (Илариона). Ярослав проводил политику поддержки церкви, укрепления христианства в стране, щедро субсидировал церкви и монастыри, заложил множество новых каменных храмов, в том числе и монументальный Софийский собор в Киеве. Все это снискало ему похвалу и уважение со стороны духовенства. Ярослав (Михаил?) Владимирович, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха , родился приблизительно около 1155 г., умер после 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1037 году Ярослав Владимирович заложил в Киеве собор Святой Софии и Благовещенскую надвратную церковь. В 1043-м его сын Владимир начал строительство собора Святой Софии в Новгороде — очевидно, по согласованию с отцом. Ярослав Владимирович основал монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Когда на Суздальской земле волхвы (языческие жрецы) подняли мятеж, он лично отправился туда с войском, пленил волхвов, частью изгнал, частью же казнил. В ту пору над Ярославом еще нависала серьезная угроза междоусобной войны с братом Мстиславом; несмотря на это, бунтом волхвов князь занялся без малейшего промедления. Церкви он дал новый устав, расширявший ее прерогативы по сравнению с тем, что установил его отец. Дал Руси законодательство Подчиняя Русь христианскому идеалу, Ярослав видел перед собой общество, опьяненное этическими нормами дохристианской эпохи. Если оставить в людях ту языческую темень, в которой они жили веками, ту грубость нравов, то немилосердие, ту мстительность, которые окрашивали жизнь древнерусского общества в кровавые тона, христианство завянет, как цветок на каменистой почве. Сам Ярослав Владимирович и братья его были сделаны из того же теста. Отец едва-едва начал прививать им трудные нравственные образцы Христовой веры. Потомство его всё еще с радостью отдавалось буйству мечей, пляскам властолюбия, не видя в том ничего худого. И лишь со временем, уже в изрядном возрасте, оно начинало меняться: души, пусть и с промедлением, скрипя, застревая, поворачивались к Христу. А как же те, из кого слагалась нижняя часть в пирамиде русского общества? Требовалось дать им закон, твердый писаный закон, выволакивающий из эпохи хаотического насилия. При Ярославе и по его воле родился первый русский свод законов — «Русская Правда». Прежде закон если и существовал, то лишь в форме обычая, передаваемого из уст в уста. Теперь великий князь, желая быть добрым христианином, утвердил единые нормы для всех, предав их пергамену. «Русская Правда» ограничивала право кровной мести. Потомки Ярослава отменят ее совсем, но для начала требовалось хотя бы поколебать ее статус общепринятой нормы. Древнейший вариант «Русской Правды» включал в себя менее двадцати статей. Но позднее этот скромный источник породит полноводную реку средневекового русского законодательства.

http://foma.ru/5-vazhneyshih-faktov-iz-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) Кнг. Ирина. Фрагмент ктиторской фрески собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) по рис. А. ван Вестерфельда (1651) [Ингигерд] († 10.02.1051), 2-я (после св. кнг. Анны ) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дочь швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5-1021/22). Брак шведской королевны Ингигерд, на Руси принявшей имя Ирина, с новгородским кн. Ярославом Владимировичем по отчетливой относительной хронологии различных редакций «Саги об Олаве Святом» (прежде всего в составе сб. «Круг земной» Снорри Стурлусона, составленного ок. 1230) был заключен в 1019 г. (сватовство состоялось осенью 1018; отправленное тогда из Новгорода посольство Ярослава, по всей видимости, имело в т. ч. указанную в «Повести временных лет» цель найма варяжского войска). Брак скрепил новгородско-швед. союз, важный для Ярослава в его борьбе за Киев против киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича Окаянного. (Ранее, в авг. 1018, по сообщению нем. хрониста Титмара Мерзебургского , сестры и жена Ярослава (очевидно, св. Анна) были пленены захватившим Киев польск. кн. Болеславом I. Вероятно, 1-я супруга новгородского князя умерла в плену, ее останки были привезены в Новгород и погребены в Софии Св. соборе. ) Очевидно, все известное многочисленное потомство Ярослава (кроме первенца Ильи, умершего, вероятно, в юности бездетным) начиная с родившегося в 1020/21 г. сына - новгородского кн. св. Владимира Ярославича происходило от брака с И. (св. кнг. Анна почитается в новгородской традиции как мать Владимира, но это ошибка, возникшая, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки Анны и Владимира находились в новгородском Софийском соборе рядом). Помимо Владимира это были сыновья Изяслав (Димитрий) , Святослав (Николай) и Всеволод (Андрей) , к-рым в свое время предстояло занять киевский стол, а также Вячеслав (впосл. кн. смоленский) и Игорь (впосл. кн. волынский); дочери Елизавета (супруга норвеж. кор. Харальда Сурового), Анастасия (?) (жена венг. кор. Андраша I) и Анна (2-я жена франц. кор. Генриха I).

http://pravenc.ru/text/673959.html

В своем церковном сознании русский православный народ ощущал в кротких князьях-страстотерпцах могучих духовных заступников, неодолимых помощников в правом деле, справедливых отмстителей за злое. Борис и Глеб стали почитаться на Руси наряду с известнейшими и наиболее чтимыми угодниками Божии, такими как свт. Николай и вмч. Георгий Победоносец. Не все убитые Святополком братья-князья были опознаны духовным сознанием Церкви Божией как святые страстотерпцы, а только Борис и Глеб, явившие пример добровольного принятия страданий за Христа и прославлены Церковью, как носители силы Божией «в немощи совершающейся», но сокрушающей по-видимости всесильное зло. Каких либо сведений о Митрополите Иоанне I, относящихся к 20 – началу 30-х годов XI в., в письменных источниках нет. Время кончины святителя ученые условно относят к 1034 году. Митрополит Феопемпт (1034–1049) Новый предстоятель Русской Церкви, митрополит Феопемпт был до поставления на Русскую митрополию членом константинопольского патриаршего клира и, по некоторым данным, был близок ко двору императора Михаила IV. Новый митрополит прибыл в Киев в то время, когда великий князь Ярослав достиг зенита своего могущества, усовершенствовал внутреннее управление и широко раздвинул внешние границы Земли Русской, которой он правил единовластно. Следует отметить, что такого положения Ярослав достиг далеко не сразу после восшествия своего на великое княжение. В 1023–1024 годах Ярослав вел войну со своим родным младшим братом Мстиславом, князем Тмутараканским. В битве у села Листвена на реке Руже в земле Черниговской Ярослав потерпел полное поражение. Однако, великодушный Мстислав, помня о братьях-мучениках Борисе и Глебе, проливших кровь за правду и любовь Божию, сказал брату: «Садись в своем Киеве, ты старший брат, а мне будет левая сторона Днепра.» «И начали жить мирно и в братолюбстве... и была тишина великая на земле» – добавляет Летописец. После смерти Мстислава Владимировича, не оставившего наследников, Ярослав взял власть над всей Русью, исключая Полоцкую землю, где княжили потомки Изяслава Владимировича, и значительно раздвинул границы Русского государства на западе. В 1030 г. им был основан на территории Эстонии город-крепость Юрьев, в честь небесного покровителя великого князя Св.Георгия Победоносца. Овладев Прибалтикой, Ярослав не стал насильственно приводить ко крещению тамошнее население – ливов и эстов. Православная миссия в этом крае осуществлялась мирно и постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. 5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных гос. деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литов. кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. 1917. Вып. 3. С. 105-110; История РЦ. Кн. 3. С. 543-544). Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466) (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена ц. во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Монета великого князя Ярослава Мудрого. XI в. Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну — во имя св. Николая Чудотворца, другую же — во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» . Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» . При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» . Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010