Т. о., либо Л. занимал кафедру невероятно долго, либо между кратким периодом деятельности Феодора и Илариона, с одной стороны, и святительством Л.- с другой (а может быть, также между Л. и Исаией), имелся большой перерыв. Митр. Макарий (Булгаков) и Е. Е. Голубинский считали, что деятельность Л. в Ростове продолжалась неск. десятилетий до 1077 г. Присёлков попытался избежать хронологических трудностей, сузив святительство Л. до 1067/68-1072/73 гг. и признав его 1-м Ростовским епископом. Воронин связал мученичество Л. с теми языческими волнениями на Ростово-Суздальской земле, о к-рых сообщает ПВЛ под 1071 г.; т. о., основание епископии в Ростове и проповедь Л. как ее 1-го предстоятеля исследователь отнес к 60-м гг. XI в., не учтя, однако, что статья 1071 г. носит хронологически сводный характер. Между тем во 2-й пол. XI в. на Руси наряду с Киевской временно существовали Черниговская и Переяславская митрополии, бывшие титулярными, т. е. они не могли иметь подчиненных епархий. Это позволило А. Поппе связать открытие Ростовской епископии, сопровождавшееся поставлением Л., с твердо установленным переходом Ростовской волости из-под власти переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича под власть Киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (и соответственно в юрисдикцию Киевского митрополита) между 1073 и 1076 гг. Возможно, это церковно-адм. преобразование имело место одновременно с назначением новых митрополитов - Киевского Иоанна II и Переяславского Ефрема ; если Л. принадлежал к кругу митр. Ефрема, это могло бы разъяснить противоречивость сведений о происхождении Л.: как и Ефрем, Л., с одной стороны, был бы выходцем из Печерского мон-ря, а с другой - долгое время прожил в К-поле (А. В. Назаренко). Особняком стоит т. зр. Я. Н. Щапова , считавшего возможным продление святительства Л. до 80-х гг. XI в. Вопрос о том, был ли Л. 1-м епископом в Ростове, остается открытым. Новая датировка учреждения Ростовской епископии временем правления св. блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (вероятнее всего, 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖДАНОВ Иван Николаевич (22.06.1846, г. Шенкурск Архангельской губ.- 11.07.1901, сел. Алупка Ялтинского у. Таврической губ.), исследователь рус. лит-ры и фольклора, акад. Из духовного сословия. Отец Ж. служил настоятелем собора в Шенкурске, был ректором местного приходского училища. Ж. учился в Шенкурском и Архангельском духовных училищах, в 1859-1865 гг.- в Архангельской ДС, с 1865 г.- в СПбДА. В 1868 (или 1867) г. перешел на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, где слушал лекции К. Н. Бестужева-Рюмина, М. И. Сухомлинова, О. Ф. Миллера, А. Н. Веселовского . В 1872 г. представил соч. ««Слово о законе и благодати» и «Похвала кагану Владимиру»» и был утвержден стипендиатом при ун-те для подготовки к профессорскому званию. Ж. подверг сомнению т. зр. прот. А. В. Горского об авторстве митр. Илариона в отношении названных произведений и старался доказать, что они могли быть написаны в 1037-1050 гг. неким киевским священником или монахом из местных жителей. По мнению Ж., «Слово о законе и благодати» показывало, что рус. духовенство эпохи кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого было знакомо не только со Свящ. Писанием и святоотеческой традицией, но и с толкованием христ. учения в Палее или подобных ей памятниках, апокрифами и житиями святых. Уже в этой работе наметился интерес Ж. к изучению церковного предания: ученый рассмотрел сюжет о проповеди ап. Андрея Первозванного на землях буд. Руси, показал греч. происхождение предания и его влияние на образ равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича в летописании, «Слове о законе и благодати» и «Похвале кагану Владимиру». Будучи стипендиатом, Ж. трудился над магист. дис. «Иван Грозный как писатель», работа не была завершена, после смерти ученого были опубликованы написанные в этот период отчеты под общим названием «Сочинения царя Ивана Васильевича». Одновременно Ж. начал исследование памятников рус. эпической поэзии.

http://pravenc.ru/text/182205.html

Согласно «Повести временных лет», обращение русского населения в православие приобрело широкий размах в правление князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого, при котором « нача вра х(ри)стньска плодитис и раширяти[с] и черноризьци почаша множитис« 9 . Возможно, одним из следствий этого стала попытка Ярослава устроить на Руси церковную иерархию, не подчиняющуюся Константинополю. В 1051 г. » постави рославъ Ларина митрополитом . русина . в с(В)ти Соьи. собравъ 10 , то есть организовал избрание Русского митрополита собором местных епископов и его поставление в храме Святой Софии в Киеве. В кратком проложном сказании о постройке и об освящении киевской церкви святого Георгия 11 содержится ещё одна важная подробность, свидетельствующая о программном характере действий Ярослава: « И тако въскор кончаша ц(е)рк(о)вь. и с(В)ти ю Лариономь митрополитомь. м(е)с()ца нобр въ. д(е)нь. и створи въ неи новоставимымъ " 12 . С учётом того факта, что в 1052 г. в храме Святой Софии священнодействовал уже не Иларион, а митрополит Ефрем 13 , можно предположить, что Ярослав планировал увеличить число епископских кафедр на Руси – раз за короткий срок деятельности Илариона, продолжавшейся меньше года, князь и митрополит успели позаботиться даже о такой специфической детали, как порядок интронизации «новоставимых» епископов 14 . Инициатива Ярослава с рукоположением Русского митрополита собором местных епископов, несомненно, не понравилась Константинополю 15 . Как было отмечено, уже в 1052 г. в Киеве появился новый митрополит, грек Ефрем. По всей вероятности, он не просто сменил Илариона, но и объявил его деяния ничтожными – об этом свидетельствует граффито в Софии Киевской, согласно которому в 1052 г. Ефрем совершил освящение этого храма, к тому времени уже освящённого: очевидно, речь шла о переосвящении, которое должно было подчеркнуть незаконность совершавшихся Иларионом священнодействий 16 . Остается только догадываться, какие аргументы Константинополь использовал для того, чтобы убедить Ярослава отказаться от своих планов 17 , но скорость и жесткость реакции 18 указывают на категорическую решимость Константинопольской патриархии сохранить право избрания и поставления митрополита Руси исключительно за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Льва III Исавра и имп. Константина V Копронима под названием «Закон судный людем» (в некоторых рукописях именуется «Судебником царя Константина»). Номоканон Мефодия употреблялся в славянских Церквах, в Русской Церкви до XIII в. Одновременно с ним пользовались и славянским переводом «Номоканона XIV титулов» в 1-й редакции, который Павлов датировал правлением Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого , а А. И. Соболевский - кон. Х в., указывая в качестве места перевода Вост. Болгарию. Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Наиболее важное значение для К. п. слав. Церквей имела Кормчая книга архиеп. Сербского свт. Саввы I . По мнению Павлова и Е. Е. Голубинского , свт. Савва сам подобрал греч. источники для сборника и перевел их на слав. язык ( Павлов. 1897. С. 113), однако большинство исследователей согласны с хорват. ученым В. Ягичем , к-рый высказал предположение, что Кормчую перевели рус. монахи на Афоне, а свт. Савва сделал Сербскую редакцию слав. перевода (см.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 12). В основу Кормчей был положен Синопсис с толкованиями Алексия Аристина (в ряде мест его схолии заменены толкованиями Иоанна Зонары), в книгу также включены оба предисловия и систематический указатель канонов из «Номоканона XIV титулов», «Собрание 87 глав» свт. Иоанна Схоластика, «Прохирон» , новеллы имп. Алексия Комнина о браке. После составления Кормчая была разослана по епархиям Сербии под названием «Законник святых отец» и служила главным источником не только церковного, но и гос. права, повлияв на «Законник» кор. Стефана. В 1221 г. Кормчая была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. Сербская Кормчая вместе с «Собранием 87 глав» через Болгарию попала на Русь, где разошлась в большом количестве списков и использовалась в 70-х гг. XIII в. при создании Кормчей Русской редакции. В Румынских княжествах первыми законодательными сборниками по церковному и гражданскому праву были греч.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ФЕОФАНИЯ) (Киевской епархии УПЦ), расположен в Голосеевском р-не Киева, в исторической местности Феофания, условно ограниченной ул. Ивана Сирко и пос. Пироговом. Прилегает к р-нам Голосеево и Теремки, на юге граничит с пос. городского типа Новосёлки и с. Хотов Киево-Святошинского р-на Киевской обл. До 1803 г. местность, именуемая Феофания, носила название Лазаревщина. По преданию, в домонг. период на территории К. м. существовал жен. монастырь во имя прав. Лазаря Четверодневного. Возможно, именно эта обитель упомянута в «Повести временных лет» : «В се же лето 1113 г. (6621) преставися игумения Лазарева монастыря, свята житием, месяца сентября на десять день, а живши шестьдесят в чернечестве, а от рожденья девяносто и два» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 276). По предположению митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова) , основание Лазаревского мон-ря может быть отнесено ко времени княжения Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Возможно, обитель была разорена ок. 1240 г., во время взятия Киева войсками Батыя. По др. версии, название Лазаревщина имеет более позднее происхождение и связано с именем проживавшего здесь монаха-пасечника. Киевский во имя вмч. Пантелеимона мон-рь. Фотография. 2012 г. Киевский во имя вмч. Пантелеимона мон-рь. Фотография. 2012 г. Впервые эта местность упоминается как Лазаревщина в 1471 г. Она принадлежала киевскому тиуну (литов. администратору) Ходыке. Согласно акту митр. Киевского Сильвестра (Косова) от 19 февр. 1657 г., в XVI в. Лазаревщина принадлежала Киево-Печерскому монастырю, а затем была приписана Киевским митрополитам св. Петру (Могиле) и Сильвестру. В 1657 г. митр. Сильвестр передал Лазаревщину домовому митрополичьему чиновнику Михаилу Шахравскому, а после его кончины местность перешла в собственность киевского Софийского мон-ря. С 1786 г. Лазаревщина находилась в ведомстве Киевской казенной палаты.

http://pravenc.ru/text/1684555.html

Церковные уставы равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого включались в рус. рукописные Кормчие. Сб. «Мерило праведное». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15. Л. 1 об.— 2) Сб. «Мерило праведное». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15. Л. 1 об.— 2) «Церковный устав кн. Владимира» устанавливает десятину в пользу Церкви, а также определяет круг лиц и перечень дел, подсудных церковному (святительскому) суду,- бракоразводные дела (роспуст), «смилное заставание» (разные исследователи предполагают, что имеется в виду преступная любовная связь либо тяжба о неустойках, связанных с приданым), «пошибание» (изнасилование) и умычка, браки между близкими родственниками, разные виды волшебства, воровство, гробокопательство, идолопоклонство, осквернение храмов, избиение сыном отца или матери дочерью, неприличное защищение женою своего мужа в драке, противоестественные пороки, убийство матерью незаконно прижитого младенца. Устав указывает лиц, подсудных церковному суду,- «игумен, поп, дьякон, дети их, попадья и кто в клиросе, игумения, чернец, черница, проскурница, паломник (или «псаломник».- В. Ц.), лечец (лекарь.- В. Ц.), прощеник и задушный человек (вольноотпущенники.- В. Ц.), сторонник (странник, богомолец.- В. Ц.), слепец, хромец, моностыреве, гостиницы, странноприимницы.- В. Ц.)» (Российское законодательство Х-ХХ в. М., 1984. Т. 1. С. 149). Устав также предоставляет в заведование Церкви торговые места и весы. В совр. науке наиболее признана т. зр. С. В. Юшкова , согласно к-рой архетипический текст Устава сложился в сер. или во 2-й пол. XII в., а в его основу была положена грамота о десятине для Десятинной церкви (990/1-996), которая была переработана в первый Устав в нач. XI в. (до 1011) в связи с учреждением епископских кафедр, распространением на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции ( Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 211-216). «Церковный устав кн. Ярослава» определяет не только круг дел, подведомственных церковному суду, но и наказания для виновных, необычные для церковно-судебной практики,- денежные штрафы.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака Ярослава и принцессы Ингигерд ( Ирины ), дочери швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5 - 1021/22). В новгородской традиции, фиксируемой не ранее 1-й пол. XIV в., матерью В. Я. считается блгв. кнг. Анна , к-рая была, вероятно, 1-й супругой Ярослава. Ошибочное представление о В. Я. как о сыне Анны возникло, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки обоих находились рядом в новгородском Софийском соборе. Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Согласно разным редакциям ПВЛ, с 1034 или с 1036 г. и до конца жизни В. Я. занимал новгородский стол в качестве наместника своего отца. Для княжения В. Я. характерно активное каменное строительство в Новгороде: город был обнесен крепостной стеной (ок. 1044), в 1045-1050 гг. в нем был возведен кафедральный Софии Святой собор , освященный Новгородским еп. св. Лукой Жидятой в 1050 г. По мнению ряда исследователей, эта дата была выбрана не случайно: В. Я. и Анна уподоблялись равноапостольным имп. Константину Великому и царице Елене . Тогда же, как считает И. А. Стерлигова, в Софии появился серебряный Иерусалим (малый новгородский сион) - модель храма-ротонды, построенного святыми Константином и Еленой над Гробом Господним в Иерусалиме. По заказу В. Я. в 1047 г. свящ. Упирь Лихой переписал пророческие книги с толкованиями (запись писца вместе с текстами толкований скопирована в более поздних списках Библии: ГИМ. Син. 915, 1499 г. и Син. 30, XVI в. и ряд отдельных кодексов Книг 16 прор. с толкованиями - Горский, Невоструев. Описание. Т. 1. С. 112, 113 и др.).

http://pravenc.ru/text/154991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/rubrics/123030_7.html

После смерти отца (13 апр. 1093) В. В., несмотря на свое явное политическое и военное превосходство, отказался занять киевский стол, уступив его двоюродному брату - во всех отношениях менее значительному туровскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу (киевский князь в 1093-1113). Именно тогда легитимизм впервые отчетливо проявился как одна из характерных черт политического кредо В. В.: Святополк был генеалогически старейшим (его отец киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (1054-1078, с перерывами) был старшим братом Всеволода), что и обусловило его преимущественное право на Киев согласно древнерус. династическим понятиям. Ситуация повторилась и в 1094 г., после тяжелых поражений, понесенных в кон. мая-июле 1093 г. Святополком и В. В. от половцев, когда явившийся под стенами Чернигова с половецким войском др. двоюродный брат В. В.- Олег Святославич, сын черниговского, а затем киевского кн. Святослава Ярославича, вынужденный покинуть Русь после смерти отца,- потребовал вернуть себе отцовский Чернигов. Прочно державшийся здесь после 16-летнего княжения В. В. тем не менее уступил город старшему родственнику, на стороне к-рого было вотчинное право. Князь ушел в свою вотчину Переяславль (Русский) - «съжаливъси хрьстьянскых душь, и сел горящих, и манастырь»,- как впосл. писал сам В. В. в «Поучении». Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона После непродолжительного, но чрезвычайно кровопролитного конфликта В. В. и Святополка с Олегом в 1096-1097 гг., вызванного отказом последнего от совместных действий против половцев и от заключения общерус. междукняжеского договора, в окт. 1097 г. в днепровском г. Любече состоялся княжеский съезд, идейным вдохновителем к-рого, несомненно, был В. В. Согласно Любечскому договору, земельные владения всех членов княжеского рода (Ярославичей) были признаны их наследственной собственностью (они были получены в 1054 по завещанию вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, а также в результате раздач волостей, предпринятых покойным киевским кн. Всеволодом Ярославичем). Т. о., за В. В. закреплялись владения Всеволода после 1054 г., т. е. Переяславль (Русский) и Ростов, а сверх того Смоленск и Новгород, где сидел старший сын В. В. Мстислав. Результатом этого съезда, похоже, стало также исключение Святославичей (князей Олега и Давида) из числа наследников Киевской земли, что было естественно, поскольку княжение их отца Святослава Ярославича, изгнавшего из Киева своего старшего брата Изяслава, признавалось узурпацией,- еще одно свидетельство легитимизма любечских соглашений и их инициатора В. В. Кроме того, все эти меры по внутриполитической стабилизации Руси были направлены на организацию отпора половецким набегам («имемся в едино сердце и блюдем Рускые земли» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 256).

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

В ответе З., в частности, разбирает католич. мнение о невозможности вечного мучения для христиан (Там же. С. 949-952). Упоминая о церковнопевч. традициях, З. ссылается на московские певч. особенности, говорит о троицком головщике старце Варлааме (Лопотухине), что позволяет предположить, что З. посещал Троице-Сергиев монастырь. Отенский инок осуждает иконографические типы, появившиеся в рус. искусстве в XVI в., в частности изображение Бога Отца как прор. Давида или в схимнической одежде, а также икону, на к-рой «Иисус млад седит на кресле в бронях железных и в шлеме медне». В этом З. близок к прп. Максиму Греку и И. М. Висковатому . З. приводит сведения о рус. еретиках стригольниках и жидовствующих , защищает от нападок «Книгу на новгородских еретиков» прп. Иосифа Волоцкого. З. поддерживает право Церкви наказывать еретиков: можно простить и освободить тех, кто покаялись добровольно, но не тех, кто каются только тогда, когда «поиманы... и истязуемы о нечестии». В этом его позиция близка к позиции прп. Иосифа, но З. не говорит о смертной казни - еретиков, по его словам, «затворением наказуют». Известно, что бывш. игум. Троице-Сергиева мон-ря Артемий, осужденный на Соборе в 1554 г., в молодости ездил на ливонскую границу для споров о вере с лат. священниками. З. осуждает такие действия и пишет, что «не подобает правоверным о благочестии с еретики беседы творити», предостерегая от таких разговоров со шведами. Среди источников, которыми З. пользовался при создании «Истины показания...», книжник называет пергаменные книги, написанные во времена кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (Там же. С. 955, 959), список 50-70-х гг. XI в. Ефремовской ред. Кормчей книги (Там же. С. 993). З. отмечает наличие ошибок в рукописных книгах (З.- современник начала книгопечатания в России). В процессе собеседования он для оценки достоверности информации выясняет сведения о книге, на к-рую ссылаются собеседники: бумажная она или пергаменная, «старых попись или нынешних писарей попись» (Там же.

http://pravenc.ru/text/199815.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010