Имп. Генрих II на смертном одре. Деталь саркофага. Мастер Т. Рименшнайдер. 1499–1513 гг. (собор св. Петра и Георгия, Бамберг) Имп. Генрих II на смертном одре. Деталь саркофага. Мастер Т. Рименшнайдер. 1499–1513 гг. (собор св. Петра и Георгия, Бамберг) На востоке империи Г. соперничал с Болеславом I Храбрым за обладание землями полабских славян. В начавшейся в 1007 г. и продолжавшейся с короткими перерывами до нач. 1018 г. немецко-польск. войне к союзу против Болеслава Г. стремился привлечь венг. кор. св. Стефана I , к-рый, по сообщению Адемара Шабанского , был женат на его сестре, и вел. кн. киевского св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Война завершилась подписанием мира в Будишине (Баутцене) 30 янв. 1018 г. Несмотря на полный успех Болеслава в войне, Польша удовлетворилась тем, что и так уже имела по договору 1015 г.: марками Лужица (Лаузиц) и Мильско. Г. удалось увеличить владения империи путем приобретения наследства бездетного кор. Рудольфа III, 5-го из королей Арелата. Рудольф III по договору закрепил за Г. как за своим племянником (Г. был сыном старшей сестры Рудольфа III Гизелы) право на престол Бургундии. Это соглашение было оспорено бургундской знатью. Г., найдя сторонников среди духовенства, заключил договор в Базеле (1023), по к-рому его наследственные права были признаны. Последние годы правления Г. были посвящены участию в церковных реформах, предпринятых папой Бенедиктом VIII и способствовавших росту папского могущества. Г. восстановил епископскую кафедру в Мерзебурге (1004) и основал еп-ство Бамбергское (1007). Район верхнего течения р. Майн с центром в г. Бамберге стал опорой его власти. Предоставляя католич. Церкви привилегии в герм. землях, Г. стремился сделать ее орудием своей политики. Напр., он использовал право назначать епископов, что давало возможность строгого надзора за мон-рями и др. духовными учреждениями. В церковных вопросах Г. активно выступал за централизацию власти, а также за усиление церковной дисциплины. В конце правления у Г. произошел конфликт с герм. епископатом - он выступил на стороне папы Римского в вопросе развода Оттона, гр. Хаммерштайнского, с женой, пытаясь отменить уже принятое по этому поводу решение архиеп. Майнцского Арибо.

http://pravenc.ru/text/162127.html

Синодичная запись имен великих и удельных князей XI–XV вв. не структурирована, поэтому, если при индентификации великих князей трудности возникают лишь в отдельных случаях, то установление личностей удельных и других категорий князей проблематично. Сказывается слабая изученность их генеалогии, вследствие чего нельзя исключить упоминание князей, о которых ничего неизвестно, по другим источникам. Список великих князей Киевских начинается с великого князя Ярослава–Георгия Владимировича–Васильевича, Мудрого († 20 февраля 1054 г.). Далее следуют имена князей Ростово-Суздальских Юрия–Георгия Владимировича–Васильевича, Долгорукого († 15 мая 1157 г.), его сыновей Андрея Боголюбского (убит 29 июня 1174 г.), Михаила (Михалко) с 1175 г. князя Суздальской земли († 20 июня 1176 г.). Из князей Суздальской земли названы также Дмитрий–Всеволод Юрьевич–Георгиевич, Большое Гнездо († 13 апреля 1212 г.) и его потомки. В списке упоминаются погибшие в 1246 г. св. Михаил Всеволодович, князь Черниговский, и Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, последний князь Суздальской земли. Великие князья Владимирские перечисляются с Александра Ярославича–Федоровича, Невского († 14 ноября 1263 г.), московские князья от Даниила Александровича до Василия II Васильевича, Темного. Другие атрибутированные здесь поминания перечислены в именном указателе к синодику. В рукописи текст до конца абзаца продолжен почерком, отличным от основного. При перечислении усопших насельников монастыря XV — середины XVI в. наибольшую ценность для историков имеет информация об игуменах. Их список значительно полнее, чем у П. М. Строева. Настоятели, управлявшие обителью во 2-й половине XVI столетия, в синодик не попали. Сопоставление текста поминания с вошедшими в научный оборот актами позволяет ориентировочно датировать время пребывания каждого из них в этой должности. Арсений, основатель в 1393 г. Коневского монастыря и его игумен почти всю 1-ю половину XV в. († 12 июня 1447 г.); Иван, около 1447 г.; Авраамий, около середины — начале 2-й половины XV в.; Тарасий, около 1498 г.; Серапион, в начале 1-й четверти XVI в.; Арон, около конца 1-й четверти XVI в.; Герасим, около начала 2-й четверти XVI в.; Трефилий, около конца 2-й четверти XVI в.; Пимен, около 1551 г.; Матфей, около 1554 г.; Иван, 2-я половина 50-х — начало 60-х гг. XVI в. В синодике отсутствуют имена следующих игуменов: Геннадия, около 1585 г.; Левонтия, около 1595–1598 гг. ( Строев П. М. Указ. соч. Стб. 285; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1846. 48, 122, 143).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

В живописное собрание М.-П. входили работы Рафаэля («Богоматерь»), П. П. Рубенса («Богоматерь»), Леонардо да Винчи («Спаситель»), Антонио да Корреджо, Сальватора Розы, Боровиковского, Ф. А. Бруни , Ф. С. Рокотова. Часть работ знаменитых зап. мастеров впосл. оказались подделкой. Имелись также коллекция гравюр и скульптур и обширный «минц-кабинет» - собрание монет и медалей, как отечественных (включая денежные знаки рус. князей Владимира и Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого), так и «чужестранных». Поднесенная имп. Александру I в дар золотая гривна, или «большая московка», хранится в Эрмитаже. Часть своего собрания М.-П. внес в Оружейную палату, за что имп. Александр I поблагодарил его в личном письме и пожаловал табакерку, отделанную бриллиантами. Важным для М.-П. было издание сочинений, в основном связанных с историей Др. Руси. В 1792 г. были изданы «Правда Русская, или Законы вел. князей Ярослава Владимировича и Владимира Всеволодовича Мономаха» (совместно с Болтиным), «Историческое розыскание о времени крещения российской великой княгини Ольги» архиеп. Евгения (Булгариса) и «Книга Большому чертежу...». М.-П. опубликовал «Духовную вел. кн. Владимира Мономаха детям своим, названную в летописи Суздальской поученье» (СПб., 1793), «Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский» Татищева. При участии М.-П. были подготовлены труды Болтина: «Примечания на Историю древней и нынешней России господина Леклерка» (1788), «Критические примечания» на 1-й и 2-й тома «Истории Российской» кн. Щербатова (1793, 1794), «Ответ генерал-майора Болтина на письмо кн. Щербатова, сочинителя Российской истории» (1789). В 1800 г. большим тиражом (1200 экз.) в лучшей московской типографии Сената С. И. Селивановского вышло в свет «Слово о полку Игореве» - «Ироическая песнь о походе на половцев удельного кн. Новгород-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». В нач. XIX в. М.-П. написал неск. работ, посвященных исторической географии, хронологии, палеографии, нумизматике. Нек-рые из них были опубликованы, судьба других неизвестна. Среди опубликованных работ М.-П.- «Историческое исследование о местоположении древнего Российского Тмутараканского княжения» (СПб., 1794), посвященное доказательству расположения Тмутараканского княжества на Таманском п-ове, «Историческое замечание о начале и местоположении древнего Российского, так называемого Холопья города» (М., 1810). М.-П. первым составил научное описание найденного в 1792 г. Тмутараканского камня (ныне в ГЭ) с древнейшей надписью (1068); издал «Письмо к гр. А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» Оленина (1806).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШГОРОД [Вышегород, Вышьгород, «Верхний город»], древнерус. город в Киевской земле, на правом высоком берегу р. Днепр, примерно 15 км севернее и выше Киева. В X-XII вв. один из главных центров Ср. Поднепровья; крепость, контролировавшая водный путь с севера, по рекам Днепр, Ирпень и Десна, «ключ» к Киеву. Неоднократно подвергался осадам, разгромлен при нашествии монголо-татар в 1240 г. Как «Вусеград» назван имп. Константином Багрянородным среди главных городов Руси ( Const. Porphyr. De adm. imp. IX 7). В рус. летописи упоминается примерно с того же времени как город св. равноап. кнг. Ольги, один из центров полюдья (под 946 г.: «бе бо Вышегород град Вользин» - ПСРЛ. Т. 1. С. 60), куда поступала треть «древлянской» дани. Оставался резиденцией киевских князей вплоть до вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В период усобицы нач. XI в. сильное местное боярство поддержало кн. Святополка Владимировича Окаянного; со 2-й пол. XI в. В.- удел, к-рым правили сыновья или младшие родственники вел. князей киевских. С кон. XI в. В. приобрел значение духовного центра, средоточия святынь: сюда были перенесены и канонизированы мощи св. князей Бориса и Глеба ; был воздвигнут каменный храм в их честь (см. Борисоглебская церковь в Вышгороде ). Из В. во Владимир-на-Клязьме кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским была вывезена хранившаяся там Владимирская икона Божией Матери . На городище В. сохранились валы и рвы детинца (площадь 350 ´ 250 м), окольного города, неукрепленных посадов. В. систематически исследуется археологами с 1934 г. (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко, М. К. Каргер, Ф. М. Молчановский, П. А. Раппопорт, Б. А. Рыбаков и др.); с 90-х гг. работы ведет Ин-т археологии НАН Украины. Находки (рус. и визант. свинцовые печати, в т. ч. времени кн. Давида Ростиславича (1167-1180); поливная и стеклянная посуда X-XIII вв.) указывают на гос. деятельность и присутствие знати. В. был также центром производства: открыты кузнечные, ювелирные, косторезные и др. мастерские, горны для обжига посуды и керамических плиток для церковных полов. О распространении грамотности свидетельствуют владельческие надписи (напр., «Невесточ») на пряслицах из розового овручского сланца (на пряслице XI в., найденном в 1996, помещена надпись из 14 слов). Изучены отдельные усадьбы, столбовые и срубные жилища, протяженные улицы; среди погребений курганного могильника найдены захоронения представителей служилых кочевников («черных клобуков»).

http://pravenc.ru/text/161117.html

В 1054 г., после раздела наследства блгв. вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дреговичские земли отошли блгв. вел. кн. киевскому Изяславу (Димитрию) Ярославичу , радимичские земли (с Гомием) - его младшему брату черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу . Границам княжеств соответствовали границы учрежденных в 60-х гг. XI в. на этих территориях Переяславской и Черниговской митрополий. До кон. XII в. Гомий являлся владением черниговских князей, позднее входил в состав владений новгород-северских князей Олега (Николая) († 1180) и Игоря (Георгия) († 1202) Святославичей. В нач. XII в. расширялся детинец Гомия, в нем был построен храм из желтой плинфы (известен по археологическим данным). Возможно, в XI - сер. XIII в. в Гомии существовал пещерный мон-рь. В XI - 1-й трети XIII в. вокруг города развивались посады: 1-й - вдоль правого берега Сожа (где впосл. возникла Спасская слобода), 2-й - на Киевском спуске, 3-й - на надпойменной террасе Сожа у подножия детинца. По-видимому, в посадах имелись храмы. Городское население, несомненно, было христианским, о чем говорят многочисленные находки (напр., обнаруженный археологами в слое XII в. костяной крест-тельник в свинцовой оправе), и в значительной части грамотным: среди находок в Гомии встречаются стилы-писала (инструменты для письма на деревянных и свинцовых дощечках, церах, бересте), шиферные пряслица с кириллическими надписями. За XII - сер. XIII в. площадь Гомия с 3 посадами увеличилась до 45 га, площадь укрепленного города (детинец и окольный город) составляла 12 га. Развитие Гомия было прервано разгромом, учиненным войсками монг. хана Батыя, по-видимому, в 1239 г., когда оказавший сопротивление захватчикам город, как и соседние с ним Городище и Могилёв, был полностью разрушен и сожжен. Гомельские земли в составе Литовского великого княжества, затем Речи Посполитой: 2-я треть XIV в.- 1772 г. В кон. 1-й трети XIV в., в эпоху правления литов. вел. кн. Гедимина (или при вел. кн. Ольгерде - в кон. 2-й трети XIV в.), Гомейская вол., являвшаяся частью Черниговской епархии, вошла в состав Литовского великого княжества . Вместе со Стародубом Гомей входил в удел правосл. кн. Патрикия Давидовича. В этот период в Гомее был построен новый деревянный замок, в к-ром на месте разрушенного монголами каменного храма в XIV в. (по наблюдениям археологов) была возведена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Однако за пределами детинца жизнь в др. частях Гомея (в частности, на посаде) в XIV - 1-й трети XVI в. практически не восстановилась.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), митр. Киевский. Биография В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «Повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. Апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского монастыря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский . Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне, позднее, посетив Францию в составе одного из рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением ( Мюллер. 2000. С. 94-96). «Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155) и стал первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

http://pravenc.ru/text/389115.html

Сказание о посещении ап. Андреем Руси в ПВЛ носит вставной характер. Оно противоречит сообщению летописной статьи 6491 (983) г., что в своей истории Русь не знала апостольской проповеди: «Аще бо и телом апостоли суть зде не были, но учения ихъ яко трубы гласять по вселении» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 70). Об этом говорится и в рассказе о крещении киевлян под 6496 (988) г.: «...яко сде (на Русской земле.- Ю. А.) не суть ученья апостольска» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Свт. Иларион , митр. Киевский, в «Слове о законе и благодати» (сер. XI в.) также отрицает присутствие опыта апостольской традиции на Руси ( Молдован. 1984. С. 95), как и прп. Нестор в «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (кон. XI - нач. XII в.) ( Бугославский. 2007. С. 574). Время возникновения и включения Сказания в летопись исследователи определяют по-разному. Согласно А. А. Шахматову , Сказание отсутствовало в Начальном своде кон. XI в. и было впервые включено в летопись составителем ПВЛ ( Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 29). По мнению Д. С. Лихачёва и А. Н. Насонова , это произошло в кон. XI или в нач. XII в. в редакции ПВЛ, связанной с семьей блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (ПВЛ. 1996. С. 388-389; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 65), согласно Л. Мюллеру - «не позднее 1116 г.» ( Мюллер. 2000. С. 183-201). О. М. Рапов считал, что оно возникло в результате русско-византийской войны 1116 г. ( Рапов. 1988. С. 64-65). Имея в виду, что поставление митр. св. Илариона главой Русской Церкви (1051/52) было следствием стремления Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054) к большей самостоятельности Киевской митрополии, а также принимая во внимание наречение родившегося в 1030/31 г. сына Ярослава христ. именем Андрей (см. Всеволод (Андрей) Ярославич ), И. С. Чичуров предположил, что предание о хождении ап. Андрея на Русь стало формироваться уже в 30-х гг. XI в. как идейно-политическое обоснование самостоятельности Киевской кафедры по отношению к К-польскому Патриархату ( Чичуров. 1990. С. 15-17). По мнению А. А. Гиппиуса, поддержанному А. М. Введенским, легенда об ап. Андрее была вставлена в летопись составителем 1-й редакции ПВЛ в нач. XII в. ( Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: К истории композиции Повести временных лет//Вереница литер: К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 86-87; Введенский А. М. Время внесения в летопись легенды об Андрее Первозванном и ее состав//Rossica Antiqua. СПб., 2012. 2(6). С. 3-23). Т. о., создание Сказания на рус. почве приходится датировать максимально широко: сер.- нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Святослав Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого, родился около 1120–1140 гг., умер 11 января 1174 г. В летописном некрологе Святослав изображен праведником Божиим, который с детства страдал от злого недуга и которому Господь дал власть на небесах, хотя и лишил ее на земле. Сведения о прениях, которые Святославом якобы вел с некими учеными греками и латинянами, относятся к выдумкам В.Н. Татищева (XVIII в.), что не мешает им сохраняться в специальной литературе. Святослав (Николаи) Ярославич, сын Ярослава Мудрого, родился в 1027 г., умер 27 декабря 1076 г. В 1054–1073 гг. был князем черниговским, а с 1073 г. до смерти занимал киевский стол. В течение 1054–1072 гг. Святослав и его братья Изяслав и Всеволод составляли своего рода “триархию”, совместно вершившую делами всей Руси. Это хорошо видно на примере канонизации Бориса и Глеба 20 мая 1072 г. Однако в марте 1073 г. Святослав с помощью брата Всеволода изгнал из Киева Изяслава и сам занял киевский стол. За эту “неправду” и “непослушание старшему” Святослава горячо упрекал Феодосий Печерский . Князь был любителем книг, о чем свидетельствуют два изготовленных по его заказу Изборника 1073 и 1076 гг., содержание которых отчасти соответствовало типу “энциклопедии” (εγκκλιος παιδεα). Феодор Ярославич, старший сын Ярослава Всеволодовича, родился в 1219 г. в Переяславле-Залесском, умер 10 июня 1233 г. в Новгороде. С 1228 г. Феодор вместе со своим братом Александром Невским часто пребывал в Новгороде, где оба малолетних князя наместничали в отсутствие отца. Зимою 1232/1233 г. по приказу своего дяди, великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, Феодор принял участие в походе на мордву. Скончался он внезапно, накануне собственной свадьбы, и погребен в соборе Св. Георгия (Юрия) Юрьевского монастыря под Новгородом. Местное почитание Феодора началось, вероятно, в 1614 г. с открытием и перенесением его останков в новгородский Софийский собор. Юрий Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, родился 26 ноября 1188 (или 1187 ?) г., торжественная церемония “постригов” и “всажения на коня” произошла 28 июля 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Blackwell Companion to Christian Spirituality. Malden, 2005. P. 90-105; idem. The Orthodox Church: An Introd. to its History, Doctrine, and Spiritual Culture. Oxf., 2008; idem. The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity. Oxf., 2011. 2 vol.; Gothoni R., ed. The Monastic Magnet: Roads to and from Mount Athos. Oxf., 2008; Hussey J. M., ed. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxf., 2010; Casiday A., ed. The Orthodox Christian World. L., 2012; Speake G., ed. Mount Athos: Microcosm of the Christian East. Oxf., 2012. О. А. Родионов М. на Руси X - 1-я пол. XIV в. Первые письменные упоминания о мон-рях на Руси относятся к эпохе св. кн. Владимира (Василия) Святославича (978-1015) и кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (1019-1054). В «Слове о законе и благодати» митр. Киевского Илариона (ок. 1037-1043) в Похвале кн. Владимиру говорится: «...манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася» ( Молдован. 1984. С. 93). В ПВЛ о церковной политике кн. Ярослава Мудрого сказано, что при нем «черноризьци почаша множитися, и манастыреве починаху быти» (ПВЛ. С. 66), что свидетельствует о значительном увеличении числа мон-рей и монашествующих. Большая часть черного духовенства в это время была представлена выходцами из Болгарии и Византии. Кроме того, существовали монастыри, основанные монахами. Автор летописного «Сказания, чесо ради прозвася Печерский монастырь» противопоставил 2 вида обителей: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояр и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бдньемь» (ПВЛ. С. 69). Основателями 1-го большого мон-ря в Др. Руси, Киево-Печерского, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. При прп. Феодосии (ок. 1062-1074) был осуществлен переход к киновии на основе Студийского общежительного устава. Начавшись с отшельнической пещеры прп. Антония, Киево-Печерский мон-рь превратился в общежительный на протяжении жизни одного поколения монашествующих. В Несторовом Житии прп. Феодосия имеется выполняющее уставную функцию описание порядка приема в монастырь всех желающих независимо от их имущественного положения, поскольку прп.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

191 Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом Владимировичем по приказу Святополка Окаянного в 1015 г., о чем подробно рассказано в Житии Бориса и Глеба. Гривной в Древней Руси называлась не только денежная единица, но и драгоценное украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 192 Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 г. попала в плен к польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 193 В 1016 г. Ярослав Мудрый одержал победу над Святополком Окаянным, который бежал в Польшу к королю Болеславу I Храброму. Святополк был женат на сестре короля и с его помощью через два года он вновь захватил Киев. Польские войска были размещены «на покорм» по окрестным городам, что вызвало недовольство народа. В результате народных выступлений уже в 1018 г. Болеслав был вынужден покинуть Русь и с остатками дружины, военной добычей и русскими пленниками вернуться в Польшу. 194 Адам – первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом по образу и подобию своему из праха земного. Увлеченный своей женой Евой, Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (см. Быт. 1–3 ). 195 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у плененного врагами Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Книге Судей ( Суд. 13–16 ). 196 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Втор. 17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010