Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (Христос Продром; † после 14.08.1089), митр. Киевский, канонист, полемист. И. принадлежал к визант. роду, представителем к-рого также был стихотворец, агиограф и полемист 1-й пол. XII в. Феодор Продром . Имеется автобиографическое свидетельство последнего в одном из его произведений: «Мне выпала честь иметь деда, соименного Предтече (Προδρομνυμος), и дядю по имени Христос, предстоятеля Русской Церкви, искусного в слове (γς Ρωσικς πρεδρος, βρς ν λγοις)» (PG. 133. Col. 1412; H ö randner W. Theodoros Prodromos: Hist. Gedichte. W., 1974. S. 23-24, 479-480 [стихотворение 59, vv. 183-190]). Сомнения, высказывавшиеся относительно того, что Феодор имел в виду И. (С. Франклин), не представляются основательными. Встреча гроба с телом кн. Ярополка Язяславича Волынского Киевским кн. Всеволодом Ярославичем, духовенством и жителями Киева. 1086 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 119) Встреча гроба с телом кн. Ярополка Язяславича Волынского Киевским кн. Всеволодом Ярославичем, духовенством и жителями Киева. 1086 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 119) И. могут принадлежать 2 печати, каждая из к-рых сохранилась в единственном экземпляре. Моливдовул, найденный близ Десятинной ц. в Киеве, содержит надпись: «Θ[εοτκ]Ε Β[ο]Θ[ει] ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛ[] ΙΩ[νν] ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗ ΡΩΣΙΑΣ» (Богородице, помоги рабу Своему Иоанну, митрополиту Руси); на др. стороне угадывается поясной образ Божией Матери «Никопея» ( Булгакова В. Печать митр. Ioahha iз мamepiaлib Десятинноï церкви i проблема ampuбyцiï pahhix митрополичих мoлubдobyлib//Церква Бoropoдuцi Десятинна в До 1000-лimmя освячення. К., 1996. С. 87-89; с этой интерпретацией согласился В. Л. Янин , вначале усматривавший на печати изображение св. Иоанна). На др. моливдовуле, недавно обнаруженном в Вел. Новгороде, читается надпись: «ΙΩΑ[ννης] ΠΡΩΤΟΣΥΓΚΕΛ[ος] ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤ[ης] ΡΩΣΙΑΣ» (Иоанн протосинкелл, митрополит Руси), и достаточно хорошо различим Халкопратийский образ Божией Матери (см. в ст. Агиосоритисса ). Если эти печати одного человека, то им, вне сомнения, был И., а не его преемник Иоанн III , занимавший Киевскую кафедру всего год. Если печати принадлежали разным иерархам, то, вероятнее всего, И. надо атрибутировать 2-й моливдовул: митр. Иоанн III был «мужь некнижен, и умомь прост, и просторек» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 200) и вряд ли мог носить придворный церковный титул протосинкелла , который обеспечивал его владельцу определенное преимущество перед др. архиереями в дворцовых церемониях. Разница в титулатуре И. по сравнению с титулом его предшественника митр. Георгия , бывшего синкеллом , скорее всего не связана с повышением статуса Киевского митрополита, но отражает общую девальвацию такого рода титулатуры в начале правления имп. Алексея I Комнина .

http://pravenc.ru/text/469572.html

В 1719 г. с переводом митр. Сильвестра (Холмского) в Смоленск митрополия была преобразована в епископию, а на Нижегородскую кафедру для усиления борьбы со старообрядцами был определен известный противник церковного раскола еп. Питирим (с 1724 архиепископ). К епархии были приписаны города Балахна, Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области ) и Галич с уездами, а в 1722 г. в дополнение к ним - Ярополчская десятина с Вязниковской слободой (ныне г. Вязники), города Гороховец и Арзамас с уездами и мон-рями. После этого епархия стала одной из самых обширных в Российской империи и включала 961 храм ( Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. С. 167). В 1726-1727 гг. вслед. жалоб и клеветы на архиеп. Питирима все приписанные при нем к епархии города, кроме Галича и Балахны, были отчислены от епархии к Синодальной области . Однако уже в мае 1730 г. указом имп. Анны Иоанновны они вновь были переданы в пожизненное управление архиеп. Питириму в соответствии с указами Петра I. Управление этими городами стало в тягость преемнику Питирима на Нижегородской кафедре тяжелобольному еп. Иоанну (Дубинскому), к-рый в 1740 г. просил Синод исключить их из состава епархии. Это ходатайство было удовлетворено Синодом лишь частично: Балахна и Арзамас были переданы во Владимирскую епархию. К нач. 40-х гг. XVIII в. в епархии действовали 922 храма, в которых служили 1134 священника и 394 диакона (ОДДС. Т. 19. 55. С. 108-109). В 1749 г. на короткое время в епархию были включены Саранск и Пенза с уездами. При еп. Феофане (Чарнуцком) в ее состав вернулась Балахна. При еп. Дамаскине (Семёнове-Рудневе) в состав епархии помимо городов Нижегородского наместничества входили Саранск, Алатырь, Ардатов, вновь Курмыш и Ядрин, а также ряд церквей из других соседних наместничеств. В 1762 г. Нижегородский архиерейский дом получил новое здание на М. Печерской ул., Крестовая ц. в кремле была упразднена. После того как указом имп. Павла I Петровича от 16 окт. 1799 г. Алатырь отошел Казанской епархии, а Арзамас с уездом вновь вошел в состав епархии, Нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 25. Л. 9). Окончательно определилась и территория Н. и А. е., не менявшаяся до 1922 г.: на востоке она граничила с Казанской и Симбирской епархиями, на западе - с Владимирской епархией, на севере - с Костромской и Вятской, на юге - с Пензенской и Тамбовской епархиями.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

По материалам: Холмогоров В.И. Материалы для истории церквей Владимирской губернии: Вып. 1. - Москва : тип. Рус. т-ва Вып. 6: Отд. 3 : для Владимирской, Гусской, Медужской и Ярополченской десятин. 1911. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии//Выпуск пятый. Шуйский и Ковровский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А. Паркова. 1898. В 2011 г. создается инициативная группа по восстановлению храма, в начальных планах помимо приведения в порядок освободить церковь от паразитной разрушительной растительности, дальше видно будет. История Алачина как населённого пункта известна с первой половины XVI века, в 1543 году оно упоминается как «село Лачино». А самое первое упоминание о церкви села Алачина имеется в окладных книгах патриаршего казённого приказа. Это была деревянная церковь с главным престолом в честь святителя и чудотворца Николая с Георгиевским приделом. При церкви имелась колокольня. Тогда же упоминается первый церковный причт, сведения о котором дошли до наших дней: «поп Василий Онтонов, пономарь Степка Микифоров и просвирница Татьяница». В 1653 году приход Никольской церкви села Алачино состоял из «2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахотные середине земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен». В самом начале 1688 года владелец князь Семён Иванович Друцкий, в чьей вотчине было Алачино, обратился к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу с челобитной о разрешении строительства новой церкви вместо прежней обветшавшей. Загвоздкой было то обстоятельство, что строительство нового храма тормозил «господин святейший патриарх» по простой причине отсутствия земли под церковь. Друцкий просил государей о разрешении передачи части своей земли для нового храма, «и о том дать на Патриарший Приказ память».

http://sobory.ru/article/?object=02894

Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго († 1482) 9 октября Святаго апостола Иакова Алфеева (I) Преподобнаго Андроника и супруги его, святыя Афанасии (V) Святаго Стефана Новаго, Бранковича, Сербскаго († 1427) 10 октября Святых мученик Евлампия и Евлампии († ок. 303–311) Святителя Василия (Вассиана), чудотворца (V) Преподобнаго Амвросия Оптинскаго († 1891) Святых 26 Зографских преподобномученик: игумена Фомы, иноков Варсонофия, Кирилла, Михея, Симона, Илариона, Иакова, Иакова, Иова, Киприана, Саввы, Мартиниана, Космы, Сергия, Мины, Иоасафа, Иоанникия, Павла, Антония, Евфимия, Дометиана, Парфения и 4х мирян († ок. 1284) Собор Волынских святых: святителей Стефана († 1094) и Амфилохия († 1122), епископов Владимиро-Волынских; преподобных Феодора, князя Острожскаго († ок. 1483), и Иова, игумена Почаевскаго († 1651); благовернаго князя Ярополка, Владимиро-Волынскаго, в Крещении Петра († 1086); преподобномученика Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго († 1678); праведныя девы Иулиании, княгини Ольшанския (XVI) Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынскаго († 1122) Святаго блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго († 1673) 11 октября Святаго апостола Филиппа, от 70-ти, единаго от седми диакон (I), и преподобнаго Феофана, Исповедника и творца канонов, епископа Никийскаго († ок. 850) Собор преподобных Оптинских старцев: Льва († 1841), Макария († 1860), Амвросия († 1891), Моисея († 1862), Антония († 1865), Илариона († 1873), Анатолия († 1894), Исаакия († 1894), Иосифа († 1911), Варсонофия († 1913), Анатолия († 1922), Нектария († 1928), преподобноисповедника Никона († 1931), преподобномученика Исаакия († 1938) В Неделю, ближайшую к 11 октября: Святых отец Седмаго Вселенскаго Собора (787) (2 службы) 12 октября Святых мученик Прова, Тараха и Андроника († 304) и преподобнаго Космы, святоградца и творца канонов, епископа Маиумскаго († ок. 787). Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, в память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящего Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым Евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя (1799)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

М. (1122). Несомненно, были и какие-то отличия в статусе В. М. в Новгороде при Мономахе и после его смерти в 1125 г.- при Мстиславе. В 1117 г. Мстислав, призванный отцом в Киев, «посади» В. М. «в Новегороде на столе», а в 1125 г. В. М. «посадиша на столе… новгородци» (НПЛ. С. 20-21); поездка В. М. в Киев к отцу в следующем 1126 г. могла быть связана с утверждением этого нового договора с Новгородом (хотя можно думать и об урегулировании киевского столонаследия). Гипотеза, высказанная Яниным, будто в отсутствие В. М. в Новгороде в 1126 г. произошел переворот в пользу его сына Иоанна, с устранением последствий к-рого и связано новое посажение В. М., не подтверждается текстологически. Уникальное сообщение Тверской летописи «и посадиша его (В. М.- А. Н.) новогородци на столе 28 февраля (1127 г.- А. Н.)» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 194) и фраза НПЛ «посадиша на столе Всеволода новгородци» скорее всего являются вариантами неудачного редактирования сводчиками одного и того же текста протографа и вряд ли могут быть отнесены в качестве 2 различных известий к 2 разным лицам (В. М. и его сыну Иоанну). Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Рака с мощами блгв. кн. Всеволода (Гавриила) в псковском Троицком соборе. Фотография. 2001 г. Политическая судьба В. М. определялась также планами коренной династической реформы, задуманной Владимиром Мономахом и проводившейся в жизнь Мстиславом и его братом Ярополком Владимировичем (киевский князь в 1132-1139). Целью реформы было закрепление киевского и новгородского столов за потомством Мстислава Владимировича. Именно этими планами был обусловлен перевод В. М. в 1132 г. (после смерти 14 апр. его отца) Ярополком в Переяславль Русский, ближе к Киеву, что делало В. М., по династическим понятиям того времени, наследником киевского стола. Реформа оказалась неосуществленной из-за решительного сопротивления младших Мономашичей - ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и волынского кн.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Изложенные соображения лишают традиц. датировку святительства И. 20-ми гг. XI в. к.-л. реальных опор и дают основание считать И. не предшественником, а преемником митр. Феопемпта. В таком случае И. мог появиться на Руси, вероятнее всего, после заключения русско-визант. мира 1045/46 г., т. к. в 1044 г. митрополита в Киеве скорее всего не было (вряд ли он мог допустить антиканоническую процедуру посмертного крещения останков Олега и Ярополка Святославичей, имевшую место в том году). Вскоре после того как И. возглавил Киевскую кафедру, произошло обретение мощей святых Бориса и Глеба, что стало толчком к распространению их почитания. Такая хронология подтверждается известным фактом, что как раз со 2-й пол. 40-х гг. XI в. имена Борис, Глеб, Роман, Давид стали чаще использовать при наречении имени в княжеском семействе. Верхним хронологическим пределом периода святительства И. служит дата поставления на митрополию свт. Илариона - 1051 г. Это значит, что на рубеже 40-х и 50-х гг. XI в. (не позднее 24 июля 1051) И. освящал вышгородскую ц. во имя святых Бориса и Глеба, после чего здесь были положены мощи братьев-страстотерпцев. Титулование И. архиепископом следует, очевидно, объяснять какими-то церковно-политическими обстоятельствами 2-й пол. 40-х гг. XI в., природа к-рых неясна. Древнейшая служба князьям Борису и Глебу в некоторых списках (наиболее ранний - в июльской Минее 1-й пол. XII в.: РГАДА. Ф. 381. 122. Л. 111 об.; см.: СКСРК, XI-XIII. 93) указывает в качестве составителя «Иоана, митрополита Русьскаго». Поскольку описание перенесения мощей при И. в СЧ и ЧН выдержано как описание офиц. церковного прославления, то логично было бы думать, что автором 1-й службы был именно И. Эту долго господствовавшую в науке т. зр. поставили под сомнение те историки, к-рые связывали канонизацию Бориса и Глеба со 2-м перенесением их мощей 20 мая 1072 г. Наиболее полно данная гипотеза разработана польск. русистом А. Поппе , приписывающим службу Киевскому митрополиту 80-х гг. XI в. Иоанну II . Главным мотивом для такого сомнения служили представления, связанные со слишком ранней датировкой пребывания И. на кафедре, но коль скоро они устранены, то не видно веских причин отвергать авторство И. Кроме того, Поппе приводит аргументы в пользу той т. зр., что автор службы был знаком с СЧ и ЧН; вопрос об авторе древнейшей службы страстотерпцам, т. о., нуждается в дальнейшем рассмотрении.

http://pravenc.ru/text/469570.html

Правление кн. Владимира (1113-1125) и его сына св. кн. Мстислава (Феодора) Великого (1125-1132) было временем внутриполитической стабилизации Древнерусского гос-ва. Владимир Мономах объединил в своих руках господство над большей частью Руси, за исключением Чернигова (здесь княжил св. кн. Давид Святославич), Полоцка (где под властью потомков Всеслава наряду со старым Полоцком выдвинулся новый центр - Минск), Волыни (она была владением кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ) и южноволынской окраины Ростиславичей. Попытки вооруженного протеста против этого господства - со стороны минского кн. Глеба Всеславича в 1115/16-1119 гг. и Ярослава Святополчича в 1117-1118 гг.- окончились плачевно: оба утратили свои столы и погибли, что еще более укрепило положение Владимира Мономаха, приобретшего Волынь. Тогда же, в начале его княжения, был заранее решен и вопрос о наследовании киевского стола: в 1117 г. сидевшего в Новгороде старшего из Владимировичей, Мстислава, отец перевел в киевский пригород Белгород, а Новгород отдал, что показательно, не кому-то из своих следующих по старшинству сыновей ( Ярополку (Иоанну) , Вячеславу, Юрию (Георгию) Долгорукому, Роману, сидевшим соответственно в Переяславле, в Смоленске, в Ростове и на Волыни, или пока безземельному Андрею Доброму), а старшему из внуков - св. кн. Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу . Цель этой меры стала ясна тогда, когда в 1125 г. Киев после смерти Владимира Мономаха был унаследован сначала Мстиславом Великим, а затем, в 1132 г., следующим по старшинству Мономашичем - Ярополком. Радикально решив «полоцкий вопрос» путем изгнания в 1129 г. практически всего потомства Всеслава в Византию, Мстислав Великий оставил младшему брату, казалось бы, вполне устроенное наследство. 1-м политическим шагом киевского кн. Ярополка Владимировича стал перевод кн. Всеволода Мстиславича из Новгорода в Переяславль. Тем самым план Мономаха, скрепленный договором братьев, Мстислава Великого и Ярополка, сводился к существенной корректировке сеньората: Киев после смерти Ярополка должен был перейти не к кому-либо из братьев последнего, а к старшему племяннику Всеволоду; в дальнейшем он должен был остаться в роду Мстиславичей - иначе уже через поколение неумеренное возрастание числа отчичей Киева неизбежно привело бы к политическому хаосу. Т. о., Владимир Мономах стремился спасти любечский принцип отчинности Киева путем нарушения этого принципа по отношению к своим младшим детям.

http://pravenc.ru/text/180439.html

кн. Игоря и ответ Святослава, что Русские войны покажут себя под стенами Византии: Leo diac., Cedr., Liudpr. Поражение Русских и их союзников Угров, Болгар и Печенегов, нанесенное Византийскою армией: Leo diac., Scyl.-Cedr., Zonar., Нестор. Известие, полученное имп. Цимисхием, что Русские не позаботились занять Мисийские клисуры: Leo diac. Поход имп. Цимисхия в Болгарию и возвращение Калокира в Доростол: Leo diac., Cedr., Zonar. Взятие Преславы Греками, освобождение князя Петра и избиение 7000 Русских: Leo diac., Scyl.-Cedr., Нестор. Избиение Святославом 300 Мисян и заключение других в тюрьму; сконцентрирование около себя армии: Leo diac., Cedr., Zonar. Поражение Русской армии под Доростолом и возвращение Святослава в город: Leo diac., Cedr., Zonar. Неудачная вылазка Русских: Leo diac., Cedr. Гибель Сфенкела и возвращение Русских в Доростол: Leo diac., Cedr., Zonar. Вылазка русских из Доростола и убиение ими начальника Византийской артиллерии Иоанна Куркуаса: Leo diac., Cedr. Смерть Икмора и поражение Русских: Leo diac., Cedr. Продолжение Святославом войны: Leo diac., Нестор. Вылазка и поражение Русских: Leo diac., Cedr., Zonar., Лавр., Соф., Пер.-Сузд., Воскр., Никон. Обещание вел. кн. Святослава имп. Иоанну Цимисхию очистить Мисию. Четвертый договор Руси с Греками. Свидание императора с великим князем: Leo diac., ms. Madrit., Cedr., Zonar., Нестор. Смерть Святослава: Нестор, Leo diac., Cedr., Zonar. Греческое и Русское посольство у Оттона: Lambertus. Женитьба Ярополка на Гречанке: Ипат., Сказ. о св. Борисе и Глебе, Пер.-Сузд., Dlug. Греческое посольство у вел. кн. Ярополка: Никон., Воскр. Женитьба кн. Владимира на Гречанке Ярополковой. Варяги: Ипат., Сказ. о св. Борисе и Глебе, Thietm., Псковск. Владимир и Варяги:Пер.-Сузд. Акт Афонского монастыря с русскою подписью Макария. Договор Георгия Ерисского с основателем Иверского монастыря (глаголит). Убиение в Киеве варяга, пришедшего из Византии: Ипат., Пер.-Сузд. 985–986. Союз Русских и Болгар против Византии; победа над Греками при Сардике.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

797 Трапеза – жертвенник, престол – сооружение в виде стола, стоящее в левой стороне алтаря, на котором приготовляется «бескровная жертва»– хлеб и вино, для совершения евхаристии – причащения. 798 Иоан же митрополит... – Иоанн II, митрополит Киевский с 1080 по 1089 год, участвовал в поставлении ростовского епископа Исайи, основал две новые епископии: во Владимире Волынском (около 1085) и в Турове (1088), присутствовал на похоронах князя Ярополка Изяславича (1086), освящал церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088) и Успенский собор в Киево-Печерской лавре (1089). Β некрологической статье Повести временных лет он характеризовался как «мужь хытръ книгамъ и учению». Иоанну приписываются сочинения нравственно-дидактического (Ответы на вопросы Иакова-черноризца) и религиозно-полемического характера (Послание κ папе римскому Клименту III). 799 ....епископи: Иоань Черниговьскый и Исайа Ростовьской, Лука Белоградскый, Антоний Юрьевьскый... – Ο епископах, участвовавших в освящении Успенского собора, известно мало. Антоний как епископ Юрьевский упоминается в летописных статьях под 1089–1091 годами. Лука Белгородский принимал участие и в освящении церкви Святого Михаила в киевском Андреевском монастыре (1088), умер в 1089/90 году. Иоанн стал епископом Черниговским до 1087 года, в 1091 году присутствовал при перенесении мощей Феодосия Печерского , умер в 1110 году. Самый известный из епископов – Исайя Ростовский. Родом из Киевской земли, он в юности принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Феодосии (1062–1074). По просьбе киевского князя Изяслава Ярославича был поставлен Феодосием Печерским на игуменство в Дмитровский монастырь, сменив на этом посту Варлаама, умершего 1073–1074 году. Около 1088 года Исайя был назначен киевским митрополитом Иоанном II на ростовскую епископию, где язычники убили его предшественника – епископа Леонтия. Скончался в 1090/91 году и похоронен в ростовском Успенском соборе. Причислен κ местночтимым святым Ростова с 1474 года, Киева – с 1643 года; в 1762 году по указу Синода имя Исайи было внесено в Святцы для общерусского почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010