До конца 1786 г. имя Баженова в отношении Яропольца не фигурирует, однако затем всплывает вовсе не случайно. Знакомство зодчего с семейством Чернышевых восходило еще к 1770-м гг. В бытность главнокомандующим Москвы в 1782-1784 гг. З.Г.Чернышев открыто оказывал Баженову поддержку. Об этом со злорадством писали недруги архитектора. «Да ему же здесь помогает и градодержатель, называет его разумным государственным человеком, - писал своему зятю П.А.Демидов, - все наместники боятся г-на Баженова». Оба, и Баженов и Чернышев, принадлежали к цвету московского масонства и среди близких знакомых имели Н.И.Новикова, И.Е.Шварца, Ф.П.Ключарева, С.И.Гамалею. Последний служил правителем канцелярии З.Г.Чернышева и был орденским наставником архитектора. Взаимный интерес мог возникнуть и на почве самой архитектуры. Фельдмаршал всю жизнь был к ней неравнодушен и сам занимался проектированием. Пока тема взаимоотношений Чернышева и Баженова детально не исследована, но в целом ясно, что оба по-человечески симпатизировали друг к другу. Выполнял ли Баженов какие-либо архитектурные заказы своего покровителя, документально неизвестно. Что, собственно, дает анализ опубликованных документов? Баженова настойчиво звали в Ярополец освидетельствовать храм перед началом расписных работ. Важно, что звали его вместе с двумя другими главными кураторами стройки – А.М.Голицыным и К.И.Бланком. Видимо, Баженов в этом узком кругу не был посторонним, и к тому времени уже имел к ярополецкому строительству некоторое отношение. Мы не знаем, может быть, по просьбе З.Г.Чернышева он принимал участие в разработке проекта оригинального храма-мавзолея, может быть, корректировал выполненный самим фельдмаршалом проект. Исключать авторство Чернышева в отношении собственного усадебного храма тоже не стоит. В документах Баженов не упоминался в связи с чисто строительными вопросами. Необходимость в его присутствии возникла, когда началась отделка интерьеров. Глава из книга А.В. Чекмарёва «Ярополец. История двух усадеб». - М., 2007. С. 163-181

http://sobory.ru/article/?object=01065

В 975 году началась усобица, в ходе которой Ярополк разбил полки Олега под Вручим (ныне город Овруч); сам Олег погиб в давке отступления (упал с моста в ров и был задавлен телами). По легенде Ярополк якобы сокрушался о гибели брата, которой будто бы не желал, и очень сокрушался. Но, видимо, недолго - ибо, совокупив полки свои, двинул их на Новгород. Владимиру пришлось бежать за море. Ярополк объявил себя, помимо Киевского, ещё и Новгородским князем (такая безделица, как Древлянская земля, даже не была добавлена в титул). Но очень вскоре, два года спустя, Владимир вернулся с варяжской дружиной, и, став во главе новгородского и всех «полунощных земель» ополчения, пошёл на Киев - покарать убийцу брата. Его победа, и вокняжение на Великом Киевском столе 11 июня 978 года, уже открывали ему путь к главной миссии его жизни - Крещению Руси: он был могущественен, единовластен, мудр и нетороплив. Однако ещё десять лет должно было пройти, прежде чем не союз двенадцати племён, постоянно-периодически распадавшийся, но государство, ним созданное, было осознанно погружено великим князем в купель Крещения. Историк С.М. Соловьёв говорит о по крайнеё мере трёх «вразумлениях», последовавших Киеву от Новгорода, под которыми следует разуметь: поход преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который пресёк смуту Аскольда и Дира, и посадил на здешнем столе законного рюриковича - Игоря; поход самого Владимира с новгородцями, завершившийся его вокняжением; поход Ярослава, сына его, такожде князя Новгородского, снискавшего впоследствии проименование Мудрого, против Святополка, «сына двух отцов», - противостояние это было окончательно решено лишь через 4 года после смерти Владимира, в 1019 году, в битве на реке Альте. Заметим, что каждое из упомянутых событий знаменовало собой новый виток могущества и процветания Киева. И, по крайней мере в двух последних случаях, сопровождалось переселением сюда, с северных земель, значительных масс населения для защиты южных пределов Руси (о чём тоже пишет упомянутый историк), и что следует помнить, слушая достаточно безответственные высказывания современных украинских чиновников о якобы «генетической неполноценности» населения земель Слобожанщины и Новороссии: первобытная киевская генетика, на поверку, тоже очень сильно разбавлена генами новгородцев, псковичей, вятичей (жителей территорий современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей).

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/19/...

972 г. Печенеги обступили Днепровские пороги и ждали Россиян. Святослав знал о сей опасности. Свенельд, знаменитый Воевода Игорев, советовал ему оставить ладии и сухим путем обойти пороги: Князь не принял его совета и решился зимовать в Белобережье, при устье Днепра, где Россияне должны были терпеть во всем недостаток и самый голод, так что они давали полгривны за лошадиную голову. Может быть, Святослав ожидал там помощи из России, но тщетно. Весна снова открыла ему опасный путь в отечество. Несмотря на малое число изнуренных воинов, надлежало сразиться с Печенегами, и Святослав пал в битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу. Только немногие Россияне спаслись с Воеводою Свенельдом и принесли в Киев горестную весть о погибели Святослава. Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории, который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием; равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги, показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей. Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка. Если Святослав в 946 году – как пишет Нестор – был еще слабым отроком, то он скончал дни свои в самых цветущих летах мужества, и сильная рука его могла бы еще долго ужасать народы соседственные. Глава VIII. Великий князь Ярополк. Г. 972–980 Междоусобие Князей. Первые деяния Владимировы. Брак Владимиров. Братоубийство. Послы Российские в Германии. По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле, Владимир в Новегороде. Единодержавие пресеклось в Государстве: ибо Ярополк не имел, кажется, власти над Уделами своих братьев. Скоро открылись пагубные следствия такого раздела, и брат восстал на брата. Виновником сей вражды был славный Воевода Свенельд, знаменитый сподвижник Игорев и Святославов. Он ненавидел Олега, который умертвил сына его, именем Люта, встретясь с ним на ловле в своем владении: причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для поединка или самого злодейского убийства. Свенельд, желая отмстить ему, убедил Ярополка идти войною на Древлянского Князя и соединить область его с Киевскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Но храбрый и предприимчивый Всеслав вскоре набрал большую и сильную рать, ограбил Новгород и, разумеется, выгнал Святополка Изяславича из Полоцка. Против Всеслава, по приказанию отца, пошел с войском благоверный князь Ярополк. Они встретились у Голотичска, и Ярополк разбил Всеслава (в 1071 г.). Однако побежденный Всеслав удержался на Полоцком столе и примирился с великим князем. Скоро открылась вражда между братьями Ярославичами. Великий князь один теперь вел войну с полоцким князем — братья ему не помогали; один он заключал с ним и мир. Но это показалось подозрительным. Братья стали думать, что Изяслав сносится с Всеславом «на лихо» им и потому против него восстали: Святослав черниговский и Всеволод переяславский пошли на великого князя войной. Изяслав должен был второй раз бежать из Киева в марте 1073 года, оставивши великокняжеский престол Святославу. С имуществом и семьей Изяслав выехал снова в Польшу. Изгнание его продолжалось на этот раз более трех лет. Печаль и горе изгнания разделял с отцом и верный сын его Ярополк. У польского короля Болеслава Смелого (Бoлecлab II, Смелый, сын Kaзuмupa I, правил Польшей с 1058 по 1082 гг.) Изяслав просил помощи против братьев–обидчиков. Но польский король воевал тогда с Чехией и не мог оказать ему помощи. Этого мало. Король со своими вельможами захватил часть имения Изяслава и указал ему путь. Тогда изгнанник поехал просить помощи к германскому императору Гehpuxy IV (был императором с 1050 по 1106 гг.) и принес ему богатые дары. Император не отказался быть его защитником и даже послал в Киев своего чиновника, требуя под угрозой войны, чтобы русские князья возвратили Изяславу законную власть. Но и император не мог оказать изгнаннику–князю никакой существенной поддержки, ограничился лишь пустыми угрозами Святославу. Вероятно, одновременно с обращением к императору, а может быть и вскоре после того, не дождавшись императорской помощи, Изяслав обращался к папе Римскому, знаменитому Григорию (Гpuropuй VII Гильдебрандт, был римским папой с 1073 по 1085 гг.) и посылал к нему одного из своих сыновей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Между тем, обстоятельства сильно переменились, Мстислав, воротившись с Литовского похода, скончался, а его преемник на Киевском престоле, брат его Ярополк, желая иметь в Переяславле надежного князя, в том же году, перевел Изяслава из Полотска в Переяславль. Изяслав, отъезжая из Полотска, оставил там своего брата Святополка, еще очень молодого князя; но не по силам молодого Святополка было держать нелюбимую власть чужого князя в Полотске: лишь только уехал Изяслав, как Полочане пригласили к себе одного из прежних князей, Всеславова внука, Василька Святославича, а Святополку показали путь, сказавши: «ты лишился нас,» и все Полотские города, за исключением Минска, отложились от Киевского Князя и признали власть Василька. Ярополк Владимирович Киевский, чтобы вовсе не лишиться Полотской земли, посадил Изяслава в Минске и продал ему Туров и Пинск; но Изяславу уже не у чего было жить в Минске, и он ушел к своему брату Всеволоду в Новгород, недовольный дядею. И таким образом Полотская земля вся, по-прежнему, сделалась независимою и со своими отчинными князьями. Впрочем, Ярополк очевидно не мог отказаться совершенно от Полотских владений, и новый Полотский князь Василько Святославич, на первый раз, должен был признать некоторую зависимость от Киевского князя; ибо в 1138 году Полочане приходили на помощь к Ярополку против Всеволода Ольговича, князя Черниговского, В 1140 году возвратились из Царь-града двое Полотских князей, сосланных туда в заточение Мстиславом, кажется Василий и Иван Рогволодовичи, а затем, мало-помалу, собрались и остальные Полотские Князья, разогнанные нашествием Мстислава. Походы Мстислава в 1127 и 1129 годах, хотя не покорили окончательно Полотской земли, и по смерти Мстислава, хотя Полочане опять восстановили свою независимость и обзавелись отчинными князьями из потомства Всеслава; тем не менее, походы сии имели громадное значение для будущей судьбы Полотских владений. Со времени сих походов Полотские Князья вступили в более тесные сношения с Приднепровскими князьями, чаще стали вступать с ними в родство и прибегать к их помощи в спорах между собою; так что с этого времени ни одно междоусобие Полотских князей не обходилось без участия Киевских, Черниговских или Смоленских князей, и соседние Приднепровские князья уже не опускали случая пользоваться Полотскими междоусобиями, а на оборот и Полочане и их князья, время от времени, вмешивались в междоусобия соседних Приднепровских князей. Вообще, после Мстиславовых походов, Полотская земля вышла из того отчуждения, в котором она была в прежнее время. Так уже при преемнике Ярополка, князе Киевском Всеволоде Ольговиче, начались брачные союзы между Полотскими и Приднепровскими князьями; в 1143 году Всеволод Ольгович женил своего сына, знаменитого в последствии Святослава на дочери Полотского Князя Василька Святославича, а Переяславский, прежний Полотский князь, Изяслав Мстиславич выдал дочь свою за Полотского князя Рогволода Борисовича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Но Владимир недаром жил у Варягов. Через два года он набрал там сильное войско и пришел в свой Новгород, выгнал оттуда посадников Ярополка и послал их сказать брату, что он идет наказать его за смерть Олега. Между тем он знал, что у Ярополка была прекрасная невеста, дочь князя Полоцкого. Рогнеда — так звали ее — была так хороша, мила и умна, что Владимир никак не хотел уступить ее брату и стал свататься к ней. Но Рогнеда уже обещала выйти за Ярополка: как же ей можно было стать невестой Владимира? Она отказала. Владимир был так раздражен этим отказом, что, придя с войском в Полоцк, лишил жизни ее отца, двух братьев и женился на бедной Рогнеде. Каково же ей было выйти за такого человека, который был причиной смерти ее отца и братьев? Несчастная столько плакала и была всегда так печальна, что ее прозвали Гориславой. Вскоре после свадьбы Владимир пошел к Киеву. Ярополк не смел выйти со своим войском навстречу брату и укрылся в городе. Здесь Ярополк опять потерпел неудачу оттого, что часто слушал чужие советы и, не рассуждая, верил своим любимцам. Так, один из них, прельщенный дарами Владимира, посоветовал ему уйти из Киева в маленький город Родню, лежавший недалеко от Киева. Как только он сделал это, Владимир вошел в Киев и окружил войском Родню. Тогда тот же изменник начал уговаривать Ярополка помириться с братом и отправиться к нему в Киевский дворец. Ярополк и здесь послушал злодея: поехал вместе с ним в Киев и потом во дворец брата. Только они вошли в сени, как два Варяга бросились на несчастного Ярополка и убили его! Ужасно, ужасно слышать, что брат погиб в доме своего брата! Но так часто случалось у народов, еще не знавших истинного Бога, у жалких идолопоклонников! Они считали долгом мстить за обиды, и Владимир, наказывая одного брата за смерть другого, наверное, думал, что исполняет дело, приятное его богам. Наместник — глава местного управления, правитель города и его округи, доверенное лицо князя, царя. Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Всеволод любил мир, и видел беспрестанное кровопролитие. Полоцкий Князь осадил Смоленск: Владимир спешил туда с Черниговскою конницею; не застал Всеслава, но Смоленск, зажженный неприятелем, еще дымился в пепле. Мономах, в наказание врагу своему, огнем и мечом опустошил его землю, и чрез несколько времени взяв Минск, отнял всех рабов и скот у жителей. Таким образом сей несчастный город вторично пострадал за своего Князя. – Мужественный сын Всеволодов не выпускал меча из рук: победил Торков, обитавших близ Переяславля; два раза ходил усмирять беспокойных Вятичей, и везде гнал неутомимых злодеев России, Половцев, на берегах Десны, Хороля; пленял их Вождей, отбивал добычу. Но сии успехи не могли утвердить государственной безопасности, и Князья Российские междоусобием своим усиливали внешних неприятелей. Ростиславичи, воспитанные, кажется, в доме у Ярополка, бежали от него и в отсутствие дяди, который гостил у Всеволода в неделю Пасхи, вооруженною рукою заняли Владимир. Всякой знаменитый мятежник, обещая грабеж и добычу, мог собирать тогда шайки усердных помощников: доказательство, сколь правление было слабо и своевольство народа необузданно! Всеволод, оскорбленный несчастием племянника, велел Мономаху идти на Ростиславичей: их выгнали, и Ярополк возвратился в свой Удел с честию. – В то же время Давид Игоревич, скитаясь в южной России и вне пределов ее, завладел Олешьем, Греческим городом близ устья Днепровского, и нагло ограбил там многих купцов: Всеволод, призвав его к себе, дал ему Дорогобуж в Волынии. Сам Ярополк, облагодетельствованный Всеволодом, не устыдился быть врагом его: Князь слабый, послушный коварным советникам и скоро наказанный за свою безрассудность. Дядя, сведав о злых намерениях сего неблагодарного, предупредил их опасное исполнение; и слух, что Мономах идет с войском, заставил Ярополка бежать в Польшу. Владимир нашел в Луцке мать его, супругу, дружину, казну; возвратился с ними в Киев, а владение Ярополково отдал Давиду Игоревичу. – Но Ярополк, не сыскав заступников вне России, скоро умилостивил Всеволода искренним раскаянием и, заключив мир с его сыном, Мономахом, в Волынии, получил обратно свое Княжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Относительно чехини Владимира все обстоит еще сложнее. Чехи были крещены еще св. Мефодием в начале 880-х гг. Брак сестры Болеслава II Чешского Дубровки с польским князем Мешко привел к крещению Польши в 966 г. Тем не менее, Чехия и в конце X в. оставалась слабо христианизированной страной, 277 следовательно, для убежденного язычника Владимира можно было без труда найти язычницу-жену. Если брак был заключен по воле Болеслава, то логичнее предполагать ее знатное происхождение, тогда она была христианкой. Летопись упоминает и «другую чехиню», мать Святослава и Мстислава. На возможность того, что эти две жены Владимира были христианками, уже обращали внимание, но едва ли это могло повлиять на его собственное обращение. 278 Составитель Никоновской летописи попытался восполнить пробел в известиях. Под 6486 (978) г. он сообщил о победе Ярополка над печенегами. В следующей статье под 6487 (979) г. читается уже типичный для Никоновской комплекс дополнительных известий: приход печенежского князя Илдея на службу к Ярополку, посольство от греческого царя и от папы римского. Далее описаны аномальные природные явления. Обычно к этим известиям относятся осторожно, так как здесь же сказано, что князь печенегов Илдей «би челомъ въ службу». Этот оборот, заимствованный из приказной лексики XVI в., обычно характеризует приход на службу Московскому князю татарских князей. Рассказывая о правлении Владимира, составитель Никоновской опять постоянно добавляет сведения о службе ему печенежских князей и о послах из Рима. Можно допустить, что печерские монахи в XI в. убрали известия о дружеских отношениях с папой, но зачем было умалять военные успехи Владимира? Согласно НС и «Повести временных лет», князь в это время, наоборот, с большим трудом сдерживал натиск кочевников. Как уже говорилось в разделе 1, реальный источник может лежать только в основе сообщения о посольстве из Рима. Все остальное – предположения летописца. 6483 (975) г. летопись датирует начало конфликта Ярополка с Олегом Древлянским. Конечно, его причина лежала не в союзе древлянского князя с чешским. Столкновение было неизбежно из-за самого раздела княжений, сделанного Святославом. 279 Киев контролировал только южную часть «пути из Варяг в Г реки», а выход на него с Балтики принадлежал Новгороду. Он же контролировал всю северную часть Балтийско-Волжского пути, по которому поступало серебро. Сухопутный торговый путь, который вел из Европы через Прагу в Киев, проходил по Древлянской земле Олега. Из-за раздела непосредственно Ярополку остались только незначительные поступления с вятичей и контроль за южным отрезком пути в Византию. Греческая торговля, судя по всему, тогда еще не сравнялась по объему с восточной. В результате благосостояние Ярополка всецело зависело от его братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя будущий креститель Руси и был сыном ключницы, он с самого начала получил княжеское имя, не менее славное, чем имена его братьев. Такое наречение показывает, что Святослав с самого начала включил Владимира в число наследников земель и власти наравне со старшими братьями. 247 Вопреки распространенному в последнее время мнению, это имя в XI–XII в. звучало не Володим ръ, а Володимиръ. Именно так оно написано в выходной записи Остромирова Евангелия 1056 г., в граффити Софии Киевской, в грамоте Юрьеву монастырю, данной князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха , около 1130 г. На монетах, чеканенных самим св. Владимиром, встречается неполногласная форма: «Владимиръ на стол ». Последний формант его имени означал «миръ». Именно как «власть мира (покоя)» – «potestas pacis» переводит имя Vlodemir современник князя немецкий хронист Титмар Мерзебургский. Возможно, постоянные сравнения Владимира с Соломоном, чье имя произведено от «шалом» (мир), навеяны славянским именем князя. 248 Вопрос о том, когда крестилась св. Ольга, имеет значение и для решения вопроса, была ли мать св. Владимира христианкой. Можно не сомневаться, что вся челядь княгини была вынуждена креститься независимо от своего желания. Если вслед за Г. Г. Литавриным принять раннюю дату поездки в Константинополь и крещения – 946 г., то и Малуша была христианкой, когда родился Владимир. Но если св. Ольга крестилась в 957 г., 249 то ключница могла остаться и некрещеной, особенно если служила в дальней псковской веси. Сам Владимир несомненно оставался язычником. Относительно его братьев Ярополка и Олега такой уверенности нет, хотя летопись об этом умалчивает. «Повесть временных лет» сообщает, что при Ярославе Владимировиче в 1044 г.: «Выгребоша два князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля и крьстиша кости ею, и положиша я въ цьркъви святыя Богородица». Посмертное крещение было против церковных правил. Правда, это событие приходится на разгар конфликта с Византией, начавшегося с неудачного нападения на Константинополь в 1043 г. Можно предположить, что в отсутствие митрополита Феопемпта князь проявил самоуправство, но, вероятнее, он просто заявил, что его дяди были крещены своей бабкой княгиней Ольгой. Обряд, который летописец, уверенный в язычестве Ярополка и Олега, принял за крещение, был обычным омовением костей при перезахоронении, традиционным для Греческой церкви. 250

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010