Борис и Глеб, святые князья-страстотерпцы; Россия. Тверь; XIII в.; Киевский национальный музей русского искусства; 104 x 154 см.; материал: дерево, золото (сусальное), металл серебро, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), золочение, темпера яичная. Источник: ruicon.ru Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. Святой благоверный князь Александр Невский. Икона XVIII в. На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви. Фрагмент из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Песня " Вставайте люди, русские " написана на музыку Сергея Прокофьева. А знаменитые слова " Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! " Александр Невский никогда не произносил, они были придуманы автором сценария Петром Павленко. Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году. Михаил Нестеров. Кончина Александра Невского Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/aleksandr-nevskij-tolko-f...

Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) Источник: Настольная книга церковно-священно-служителя, автор - С. В. Булгаков Аравийская или Арапетская св. икона прославилась в 301 г.; по мнению же некоторых, явлеяие ея относится к I в. Богоматерь изображена на ней склонившею Свою главу к сидящему на Ея правой руке Богомладенцу, лик Котораго обращен к молящимся, а руки простерты к Богоматери. Описание иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Аравийская или Арапетская икона Божией Матери относится к числу наиболее древних икон, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют только одни догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 году. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени — I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда св. апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " условно Арапетская " . В книге " Невьянская икона " она представлена как [«Прежде Рождества Дева». Невьянская икона. Трефилий Васильевич Филатьев, 1871 г.], что, очевидно, является ошибкой. Файл 14269.jpg:   Размер: 1000x1169, 1.17 MPix, 413 Kb. Дата: 2011-11-04, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (349) , (12) . Описание: О, ВСЕПЕТАЯ МАТИ 2007. Палех. Иконописная мастерская " Одигитрия " 17 × 21 см. липовая доска, льняная паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, олифа, лак. Частное собрание. Файл 16767.jpg:   Размер: 470x600, 0.28 MPix, 186 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (573) , (37) . Описание: Икона " условно Арапетская " . В книге " Невьянская икона " она представлена как [«Прежде Рождества Дева». Невьянская икона. Трефилий Васильевич Филатьев, 1871 г.], что, очевидно, является ошибкой.

http://pravicon.com/icon-11

Описание: Богоматерь Из деисусного чина Начало XVI в. Иконы Ярославля 2002: Начало XVI в. ЯХМ 2002: Первая половина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина XVI в. 132.2 x 49 см Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия Инв. И-1203; КП-53403/1074 Файл 23292.jpg:   Размер: 800x2045, 1.64 MPix, 201 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (168) , (7) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Первая половина — середина XVI в. Ростово-суздальская школа 1967: Ок. 1516 г. Воейкова, Митрофанов 1973: XVI в. Ярославская иконопись 1981: Первая треть XVI в. Анкудинова, Мельник 2002: 1564 г. Иконы Ярославля 2002: Первая половина — середина XVI в. Блажевская 2003: 1564 г. Сарабьянов, Смирнова 2007: После 1516 г. Юрьева 2007: Первая половина — середина XVI в. Иконы Ярославля 2009: Первая половина — середина XVI в. [...] Файл 23293.jpg:   Размер: 1000x2227, 2.23 MPix, 237 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (187) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Мастерская Дионисия Школа или худ. центр: Москва 1502 г. 155 x 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28627 Из деисусного чина собора Рождества Богородицы Ферапронтова монастыря. Наиболее близкой аналогией этой иконе является икона 1408 года из Успенского собора во Владимире — в них совпадает силуэт фигуры и положение рук, находящихся на одном уровне. Вместе с тем икону из Ферапонтова монастыря отличает другой, более редк[...] Файл 23294.jpg:   Размер: 800x2031, 1.62 MPix, 267 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (170) , (8) . Описание: Богоматерь Из деисусного чина Школа или худ. центр: Палех XVII в. Дерево, левкас, яичная темпера. 97 x 39 см Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия Инв. 44 Реставрация: 1972 — Яковенко В. Е. Из деисусного чина Макарьевской часовни в с. Палех. Файл 23295.jpg:   Размер: 700x1694, 1.19 MPix, 262 Kb. Дата: 2014-01-31, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (218) , (8) .

http://pravicon.com/icon-4003

Икона Царь-Царем - описание ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей - особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону ( ) направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии . Вариант иконы " Предста Царица " Источник: Сайт ru.wikipedia.org «Предста Царица одесную Тебе» (Царский деисус) — иконографический тип деисуса. Изображает сидящего на троне Иисуса Христа в иконографии, сочетающий детали типов «Царь царем» и «Великий Архиерей» и по сторонам от него Богородицу в царских одеждах и Иоанна Предтечу. Иконография иллюстрирует текст 44-го псалма: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна…» в его экзгетическом толковании: царь — Иисус Христос, царица — Богоматерь (Церковь). Иконография возникла в византийском искусстве XIV—XV веков (древнейший пример изображения — роспись церкви Успения монастыря Трескавец в Македонии, между 1334 и 1343 годами) и вскоре стала известна и в России. На ряде первых известных изображений «Предста Царица» (Фреска в Зауме, близ Охрида — 1361 год, Марков монастырь — 1370 год) отсутствует изображение Иоанна Крестителя. Его заменяет фигура царя Давида или другого ветхозаветного пророка. На иконах «Предста Царица» Иисус изображается сидящим на престоле в царской далмат[...] К этому разделу приложены файлы (1). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Царь Царем (Царь Славы) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: ЦАРЬ ЦАРЕМ со свв. апостолами Иоанном Богословом, Петром, Павлом и Андреем Первозванным. Палех, XIX век. Дерево, левкас, яичная темпера. 91х72,3 см. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-446

В третьем зале представлены, прежде всего, различные варианты иконографии Христа Пантократора – Владыки мира, а также образ Спаса Нерукотворного (в греческой иконописи довольно редкий образ). Кроме того, здесь выставлены иконы, изображающие события двунадесятых праздников. Особо нужно отметить такого иконописца, как Феофан Критянин, который работал практически в то же время, что и Эль Греко. Но если последний развивался больше в русле западной традиции, то Феофан работал в православной иконной традиции; яркий пример – его икона «Воскрешение Лазаря». Также есть несколько вариантов икон «Снятие с Креста» и «Плач Пресвятой Богородицы». Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь. 1934–1945. Доска, яичная темпера Что касается современных греческих мастеров, то они обращаются, скорее, к символическому прочтению библейских текстов. Например, применяемая техника множества штрихов позволяет различить в образе птиц символическое изображение святых. Красочные эскизы акварелью не следуют строго агиографическим канонам. В пяти изобразительных Синаксарях Никос Пентзикис выводит систему преобразования букв в цифры и цвета – метод, известный со времен Пифагора. Например, там, где символически изображается храмовая служба, количество мазков (штрихов) соответствует тому, сколько подавалось записок прихожан о здравии. – При подготовке выставки «Синаксис», – заключает Александра Степина, – для нас было важно не только знакомство наших соотечественников с традициями греческой иконописи и церковного искусства, но и сопоставление русской и греческой иконы: что к нам пришло из Греции, что есть общего, что и как меняется. Очевидно, после посещения этой экспозиции многие проявят интерес к церковным традициям братских православных народов, прежде всего греческого. Ведь последняя выставка греческого искусства (и то античной эпохи) прошла в Москве в 1970-х годах. Для нас это первый крупный проект такого рода, и мы надеемся, что он будет развиваться и в дальнейшем. Выставка продлится до 26 сентября 2010 года.

http://pravoslavie.ru/36095.html

Раннехристианская живопись. Фрески римских катакомб Развитие христианской живописи происходило параллельно с отходом молодого христианства от своих иудейских корней. Как известно, в иудейской традиции существовал строгий запрет на изображения Бога, людей и животных. Допускался растительный орнамент и различные символические изображения. Во внутреннем убранстве первого Иерусалимского храма присутствовал элемент изобразительности: на кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов, во внутренней части храма стояли статуи херувимов высотой в десять локтей, по стенам храма располагались резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов ( 3Цар. 6:18–29 ). Растительный орнамент и символические изображения (например, знаки зодиака) характерны и для убранства синагог. Впрочем, запрет на изображения людей в иудейской традиции не всегда исполнялся строго: были и исключения. Так, например, стены иудейской синагоги в Дура-Европос (1-я пол. III в. по Р.Х.) были украшены фресками, на которых изображались сюжеты из Ветхого Завета: детство Моисея; видения пророка Иезекииля; народ израильский переходит через Чермное море; пророк Илия противостоит лжепророкам Ваала; Илия воскрешает сына вдовицы; и другие. Наличие целого комплекса фресок на библейские сюжеты в синагоге Дура-Европос объясняют как влиянием античного искусства, так и близостью к синагоге христианского храма. Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской традиции, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. И формально, и функционально христианская икона была преемницей античного погребального изображения. Это подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и так называемых фаюмских портретов – египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта (в общей сложности науке известно более 700 подобных изображений). На этих кипарисовой или кедровой доске размером приблизительно 40x20 см, изображены мужчины и женщины в римской одежде. Наиболее ранние фаюмские портреты (I-II вв. по Р.Х.) выполнены в технике энкаустики: краска, изготовленная из пигмента и пчелиного воска, нагревалась перед нанесением на поверхность доски. В более поздних портретах (III–IV вв.) чаще использовалась яичная темпера. С точки зрения живописного стиля фаюмский портрет представляет собой вполне реалистичное изображение умершего. В то же время в изображении присутствует элемент идеализации, героизации: черты лица сознательно облагорожены, облику усопшего придается возвышенный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вторая поездка в Англию Братство св. Албания и преп. Сергия купило в Лондоне дом (на ул.  Ladebroke Grove). Пригласили меня расписать «часовню» — одна из комнат нижнего этажа с тамбуром. Обшили стены (наконец-то — стена! хоть и фанера) фанерой и залевкасили ее. История церкви: вверху — фриз от сотворения мира до конца Апокалипсиса; внизу — отцы Церкви, святые англиканские и православные. В тамбуре (— алтаре) Агнец, стоящий на верху горы, старцы с гуслями. Одноярусный иконостас — Спаситель, Матерь Божья, муч. Албаний и преп. Сергий. Увлекшись матовой фактурой (фреска!), оставила стены без олифы — а ведь это яичная темпера, как иконы, и требовала закрепления, и хороший мастер нашел бы способ матового закрепления но я по своей неопытности — нет! Почему-то роспись задней стены (она представляла собой большую раздвигающуюся дверь в соседний большой зал) не была сразу включена в план росписи (мы ее не обшивали), и я уехала, исполняя завещание о. Сергия, — после его смерти соединиться с моей сестрой. Она жила в это время в Праге с мужем и сыном, и у нас общая мечта — вернуться на родину. Вейдле очень одобрил роспись. Но не без ехидства (он не мог сочувствовать моим дальнейшим планам!) говорил: «Человек, создающий такую вещь, должен найти способ ее закончить». (Это о задней стене). Переезд в Чехословакию. Прага и церковная действительность. Но «человек» уезжает, покидает навсегда Париж и переезжает в ЧССР (выписывать его оттуда, чтоб продолжить работу, — ни у него, ни у кого нет средств). Там в это время, с сильной политической окраской, было насаждение православия. Присланный туда из Ростова владыка Елевферий, видимо, очень страдал в создавшейся атмосфере. Факты: все знали, что Карчмары был коллаборантом (работал с немцами). Ему надо добиться епископства. Но он женат. Ничтоже сумняся он просит постричь свою жену в монашество и потом отправить в какой-то монастырь. Мне велели участвовать в церемонии ее пострига — вести ее в рубашке от входа в храм к алтарю. И в таком роде все. Отхожу от церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Казанская Табынская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Копия с Чудотворнаго Образа Божией Матери Что в Селе Табынске. XIX в. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 27 х 22 см. Частное собрание. Файл 30709.jpg:   Размер: 800x1006, 0.8 MPix, 219 Kb. Дата: 2017-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (6) . Описание: Икону пожертвовали в храм Рождества семья местных жителей Григория и Надежды Рассказовых. Святыня хранилась в их семье больше 15 лет, когда-то они купили ее у одного человека в Камышлове, который привез ее Курганской области. Хранили, берегли как великое сокровище, а когда увидели, что в родном храме снова жизнь началась, решили пожертвовать, потому что такой иконе место в храме, чтобы все приходили к ней, молились и просили, каждый о своей нужде. Ведь Табынская икона Пресвятой Богородицы изв[...] Файл 31675.jpg:   Размер: 691x1037, 0.72 MPix, 290 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (149) , (5) . Описание: чтимый список Табынской иконы Божьей Матери. Этот список написан уральскими иконописцами в середине XIX века. В отличие от оригинала на полях иконы изображены великомученик Пантелеймон и святой праведный Симеон Верхотурский. Богоявленский храм с. Усть-Миасское Файл 31807.jpg:   Размер: 768x1024, 0.79 MPix, 252 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (117) , (6) . Описание: Табынская икона Божией Матери. Храм святителя Николая на Щепах г. Москвы. «Список с чудотворной иконы Табынской Божией Матери был подарен храму 2 августа 2009 года. Сразу после освящения иконы было замечено ее мироточение». Файл 33685.jpg:   Размер: 622x800, 0.5 MPix, 201 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (88) , (4) . Описание: из книги: Вып. 31: Село Табынское и Вознесенская пустынь. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из села Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии : (историко-археологический очерк). - 1914. Государственная публичная историческая библиотека Файл 33686.jpg:   Размер: 1966x2631, 5.17 MPix, 1542 Kb. Дата: 2019-05-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (92) , (3) . Описание: Надпись на иконе под окладом: «Копия с чудотворнаго образа Божией Матери что в селе Табынске Стерлитамакскаго уезда Уфимской губернии». 71,5 х 53, 5 см. Частное собрание. Файл 35565.jpg:   Размер: 2437x3133, 7.64 MPix, 4004 Kb. Дата: 2021-07-04, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (51) , (1) .

http://pravicon.com/icon-150-photo

Симон Ушаков Икона «Тайная вечеря» 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря Никола Пуссен Тайная Вечеря 1640 Масло на холсте Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания Дирк Баутс Таинство причастия 1464-1467 Алтарь церкви святого Петра в Лувене Омовение ног (Иоанн 13: 1 — 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент. Монастырь Дионисиат, Афон (Греция). Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас Симон Вуэ Тайная Вечеря Масло, холст 1615-1620 Рафаэль Санти Тайная Вечеря 1518-1519 Фреска Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан Козимо Россели Тайная Вечеря Фреска Сикстинской капеллы Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к «Библии в картинках» Маттиас Шейтс Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1672 Альбрехт Дюрер Тайная Вечеря Гравюра на дереве 1511 Каспар Луикен Тайная Вечеря Гравюра на меди 1712 Поль Густав Доре Тайная Вечеря Гравюра 1865 Тайная вечеря (неизвестный автор 17 века) копия фрески Леонардо да Винчи Ге Н.Н. Тайная вечеря Джотто ди Бондоне Тайная Вечеря Гобелен 1520-1530 Эрколе де Роберти Святое Причастие (Тайная Вечеря) Анжелико-Фра Тайная Вечеря 1450 Якопо Бассано Тайная Вечеря 1542 Андреа дель Сарто Тайная Вечеря 1520-1525 Фреска Монастырь Святого Сальви, Флоренция Александр Иванов Тинторетто Омовение ног Симону Петру «Омовение ног». Федор Антонович Бруни 1841 г. Омовение Ног. 1880 — Бакалович Степан Владиславович Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/tajnaya-vecherya/

Москва. Церковь Троицы Живоначальной у Салтыкова моста. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Единоверческая Троицкая церковь у Салтыкова моста была построена в 1817-1819 гг. как летний храм. Чуть позже, в 1829 г. рядом с ней был возведен зимний (теплый) храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь относилась к Троицко-Введенской (Новоблагословенной) старообрядческой, единоверческой общине, которая совершала богослужения по дониконовскому чину, но в иерархическом отношении подчинялась РПЦ. Община содержала богадельню и вела широкую издательскую деятельность. В 1931 г. храм был закрыт. Икона школы Дионисия (начала 16 в.) " Иоанн Богослов на Патмосе, с житием " была передана в Третьяковскую галерею. Здание храма последовательно занимали под жилье, склад, помещения научного института, производственный цех. Богослужения были возобновлены в 1992 г. Все исследователи сходятся во мнении, что Троицкая церковь была выстроена в 1819 г. Архитектор неизвестен. Облик церковь имеет аналогичный с церковью Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Значительный по размерам центральный объем церкви завершен купольной ротондой с четырьмя большими барабанами. С запада к центральному объему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Храм имеет ступенчатые крыльца по бокам. Здание церкви построено из кирпича, на известковом растворе. Архитектурные детали были выполнены из белого камня. Церковь была снаружи оштукатурена и покрыта железом, окрашенным в зеленый цвет. Длина церкви, считая колокольню, 47 метров, ширина - 23,5 метра, высота до верха карниза - 19 метров. Имелось двадцать два больших окна с железными рамами и шесть маленьких на главе; три железных внешних и три дубовых внутренних двусторонних двери. Высота колокольни до верхнего карниза 42,4 метра. Интерьер храма поражал в прошлом своим благолепием. Роспись альфреско была выполнена в греческом иконописном стиле. Иконостас состоял из икон, написанных в древнем стиле, по рисункам Строгановских иконописцев. В храме находилось немало древних икон, сохраняемых единоверцами. Из них сохранился образ святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос с житием, школы Дионисия, начала XVI века. С 1931 года по 1933 г. икона находилась в музейном фонде Московского отдела народного образования, оттуда была передана в Государственную Третьяковскую Галерею и раскрыта в 1954 г. Икона на липовой доске, дублированной. Использованы паволока, левкас, яичная темпера. Размер: 132 х 98 см.

http://sobory.ru/article/?object=05194

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010