Новгородская епархия Дата создания: 992 г. Описание: Входит в состав Новгородской митрополии Одна из старейших епархий Русской Православной Церкви. Первый Новгородский епископ Иоаким, о чем сообщается в первой новгородской летописи, пришел на Новгородчину в 992 г. из Корсуни. 20 июля 1990 г. решением Священного Синода (журнал 102) Новгородская епархия была выделена из состава Ленинградской митрополии. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 173 ) из Новгородской епархии выделена  Боровичская епархия . Новгородская епархия вошла в состав Новгородской митрополии. Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Новгородской области: город Великий Новгород, Батецкий, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Маловишерский, Маревский, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский, Чудовский, Шимский муниципальные р-ны. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Великий Новгород Адрес: 173007, город Великий Новгород, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь Телефон: (8162) 97-40-58 Факс: (8162) 97-40-59 Web-caйm: www.vn-eparhia.ru E-mail: novgorod@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Лев, митрополит Новгородский и Старорусский (Церпицкий Николай Львович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244145...

Городище. Шилов Покровский монастырь. Покровский монастырь на Волхове /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1310. Год утраты:1725 Адрес: Новгородская область, Новгородский район, Городище Координаты: 58.481163, 31.302156 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Городище. Шилов Покровский монастырь Щилов-Покровский, или Шилов мужской, ныне не существующий монастырь Новгородской губ. и уезда, в 3-х верстах к югу от Новгорода, на правом берегу Волхова, в урочище, называвшемся в древности Дубн, или Дубенка. Основан в 1310 г. В 1387 г. упоминается в числе 24-х монастырей, сожженных новгородцами. В 1615 г. разрушен, в 1669 г. возобновлен, в 1681 г. приписан к Юрьеву м-рю, в 1685 г. отписан к новгородскому архиерейскому дому, в 1725 г. совершенно разобран; колокольня перенесена в Юрьев м-рь, а бревна церкви и зданий унесены водой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50522

1362. Югская – Дорофеева – Троицкая или Южная, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Ярославской губ., Рыбинского у., в 17 вер. к сев.-зап. от Рыбинска и верстах в 5 от правого берега р. Волги, при слиянии ррч. Белого и Черного Югов, на низменной и песчаной местности, затопляемой весенними водами. Основана в 1615 г. старцем Дорофеем, принесшим из Псково-Печерского мон. чудотв. икону Божией Матери Одигитрии, ныне известною под именем Югской, с которою совершается с 5 июля по 9 августа крестный ход в гор. Рыбинск, Углич, Мышкин и Мологу. Празднество ей совершается 28 июля. В нижнем этаже Троицкого собора находится гробница основателя Дорофея. “Ист. Росс. Иер.», IV, 55; VI, 733; Ратшин, 555; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 138; “Опис. монаст.», 1817 г., 39; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 343; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 80, “Памятн. веры», 51; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1855 г., 86 (пожертв. дер. дом с землею); “Псково-Печер. м-рь», 1864 г., 61; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 362, 21; Проценко, “М-ри в России», 22; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 9 душ крест.); 1877 г., I, Отд. 2, 348 (воспомин. архим. Пимена); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII ст.», 152 (краткое известие о ней 1775 г.), 240 (подроб. опись пустыни в 1702 г.), 255 (ведом. о пустыне 1731 – 41 г.). 1363. Юрьев – Георгиевский или Егорьевский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ. и уезда, в 3 вер. к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхова, при устье ручья Княжева, на возвышенном открытом месте, весною окружаемом со всех сторон водою. Полагают, что основан около 1030 г. в дни княжения в Киеве Ярослава (Георгия). Первые же летописные известия о нем имеются в 1119 г., когда «Вел. кн. Всеволод Мстиславич заложил церковь каменную в Вел. Новгороде, и игумен Кириак, от града за 3 поприща, во имя св. великомуч. Георгия, и сотвориша монастырь велий и братию собраша; и соверши Вел. кн. Всеволод Мстиславич, и освятиша в лето 6648 (1140) иуния в 29 день, на память ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

20 тысяч человек посетили выставку «Православная Русь» в Новгороде Великий Новгород, 30 сентября 2009 г. Около 20 тысяч человек посетили II межрегиональную выставку " Православная Русь " , которая открылась в Великом Новгороде 21 сентября и завершила работу в воскресенье, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя Новгородского облкомкультуры. " Это почти в два раза больше количества посетителей на выставке " Православная Русь " в июне 2008 года, которую посетили около 11 тысяч новгородцев и туристов " , - отметили в Новгородском облкомкультуры. Выставка, организованная Новгородской епархией Русской Православной Церкви, обладминистрацией и объединением " РЕСТЭК " , прошла в выставочном комплексе " Диез " . Она проводилась в рамках празднования 1150-летия города, основные мероприятия которого прошли 19-20 сентября. Представители около 100 светских и церковных организаций ряда стран представили на выставке образцы храмового убранства и облачений священнослужителей, иконы, лечебные травы, мед, книги, изделия ювелиров и мастеров декоративно-прикладного искусства и другую продукцию. Участниками выставки стали монастыри, паломнические центры, мастерские, издательства и СМИ. В рамках выставки состоялись церковно-историческая конференция " Новгородские монастыри в истории России. Свято-Юрьев мужской монастырь " и фестиваль духовной музыки. 30 сентября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32114.html

Кирил прибув у Великий Новгород Видео: Роман Самсонов. 8 липня 2017 р. 21:29 8 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Новгородскую митрополию. По прибытии в Великий Новгород Святейший Владыка посетил Юрьев мужской монастырь.  Святейшего Патриарха встречали глава Новгородской митрополии  митрополит Новгородский и Старорусский Лев  и насельники Юрьева монастыря.  Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещения Новгородского духовного училища, расположенного в архимандритском корпусе обители, а также собор Рождества Христова (Спасский собор), где поклонился честным мощам святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Предстоятель Русской Церкви также посетил древнейший храм обители Георгиевской собор, построенный в 1119 году. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4961377...

Алонием Сшкилом (Шило), сильно пострадал в Смутное время, восстановлен в 60-х гг. XVII в., в 1680-1681 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, в 1725 деревянные церковь и колокольня разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь), Коломецкий Троицкий (мужской, ныне урочище Коломцы у впадения р. Гнилка (М. Глинка) в р. Волхов в Новгородском р-не; основан не позднее нач. XV в., вскоре после весны 1680 приписан к Николаевскому Липенскому мон-рю, в 1692 числился приписным к Новгородскому архиерейскому дому; следов мон-ря не сохр.), Николаевский с Поля (мужской, в Новгороде; основан в 1390; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), во имя Двенадцати апостолов на Чудинцеве («на Пропастех») (женский, в Новгороде; основан в 1432 Новгородским архиеп. Евфимием I, упом. в кон. XVI в., запустел в Смутное время, восстановлен не позднее 1617, время упразднения неизв.), Николаевский Кречев особный (мужской, ныне в черте г. Ст. Русса; упом. с сер. XV в., в 1676 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в Демянске; впервые упом. в 1495, последнее упоминание под 1582, разорен в Смутное время), Петропавловский (женский, в Ст. Руссе; упом. с 1497/98, разорен в Смутное время, согласно описи 1625 г., не существовал), Сергиев (мужской, на р. Полисть, близ Ст. Руссы; упом. с 1497/98, в 1677 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю как «запустелый»), Иоанно-Предтеченский Струпинский (мужской, ныне дер. Теребутицы Шимского р-на; впервые упом. в писцовой книге 1497/98 г.; согласно описанию 1628 г., находился в запустении), Покровский Пустошский (Пустошный) (мужской, ныне дер. Пустошь Старорусского р-на; упом. с 1499, в 1664 приписан к Новгородскому архиерейскому дому; вероятно, прекратил существование в кон. XVII - нач. XVIII в.), Гдицкий (Вдицкий) во имя св. Параскевы Пятницы (мужской, ныне дер. Вдицко Новгородского р-на; упом. в писцовых описаниях в 1500; вероятно, запустел в Смутное время, в описи Водской пятины 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Маленький Святослав княжил в Новгороде до марта 1205 года, когда отец поставил сюда княжить старшего из своих сыновей Константина. Этот свой поступок Всеволод Большое Гнездо, обращаясь к новгородцам, аргументировал следующим образом: «…в земли ваши рать ходит, а князь ваш, сын мой Святослав мал, и даю вам сына своего старейшаго Константина» 49-50, 246 с.]. Но то было не единственное княжение Святослава Всеволодовича в Новгороде. С февраля 1208 по 1210 год он занимал новгородский стол повторно 39 с.]. Но второе княжение Святослава едва не закончилось кровопролитием. В 1210 году новгородцы посадили у себя торопецкого князя Мстислава Мстиславича Удатного. Святослава же заперли на архиепископском дворе. Узнав о случившемся, Всеволод III заточил в своей волости новгородских купцов и послал к Торжку старших сыновей Константина и Ярослава. Лишь после таких угроз конфликт удалось разрешить. Святослав был отпущен и вскоре с братьями вернулся к отцу во Владимир 40 с.]. Как видно из приведённых примеров, Святослав очень рано ступил на стезю политического поприща. И в дальнейшем его жизнь была довольно насыщенной и бурной. В русских летописях, рассказывающих о масштабных военных и политических событиях первой половины XIII века, достаточно часто можно видеть упоминания его имени. В частности, пришлось Святославу принять участие и в братской усобице 1216 года при урочище Липицы близ Юрьев-Польского, который на долгие годы станет его уделом, и который Святослав полюбит всей душой. В конфликте между братьями сначала придерживался стороны Юрия, затем переметнулся в стан Константина, а потом вновь держал сторону Юрия, от которого и получил в удел крохотный городок-крепость Юрьев 40 с.]. Во время Липицкого сражения отряды Святослава и его брата Ивана располагались на левом фланге войск своей коалиции 23 с.]. В 1220 году повзрослевший Святослав Всеволодович во главе большого войска был послан старшим братом, чуть ранее утвердившимся на главном престоле, Юрием Всеволодовичем на волжских булгар. Этот поход для Святослава и его войска оказался удачным. Кроме того, что был сожжён булгарский город Ошель, воины Святослава взяли большую добычу и множество пленников. Славных победителей возле Боголюбова встречал сам великий князь, щедро одаривший воинов и устроивший в честь победы пир, который продолжался три дня. Два года спустя, снова по приказу великого князя Святослав с войском направляется на помощь новгородцам, боровшимся тогда с ливонскими рыцарями. В 1226 году Святослав совместно с братом Иваном был послан Юрием в поход на мордву, который опять-таки оказался победным. В 1228 году Святослав отправляется княжить в южные земли – в город Переславль-Русский 40 с.].

http://sobory.ru/article/?object=58740

Софийская 1-я летопись по списку Царского в начале находится в некоторой зависимости от общего источника с Софийскою 2-ю летописью, а в конце имеет источник общий с Воскресенским сводом. Софийский источник передается или дословно сходно с другими Софийскими сводами, или в сокращении более или менее значительном 437 . Это сокращение начинается с 6945 г., с известия о прибытии митрополита Исидора в Москву, и идет с перерывами, состоящими в буквальной передаче известий из общего софийского источника, до 6977 г.; затем с 6977 г. известия идут из источника, общего с Воскресенским сводом. IV. Так называемая Новгородская четвертая летопись Московские летописи входили в состав не только Московских летописных сводов, но и других, таких именно, содержание коих взято преимущественно из Новгородских и Псковских летописей. К числу таких сборников принадлежит так называемая Новгородская 4-я летопись, в двух списках которой (Академическом и Хронографе), начиная с 1447 года, заключаются известия, взятые из Московских летописей. Академически список, оканчивающийся 1515 годом, представляет собою краткую Московскую летопись. Не смотря впрочем на таковую краткость, в этой летописи есть несколько известий, не встречающихся в других сводах; так, под 7008 г. между взятыми в плен в битве при Ведроше упоминаются Николай Юрьев сын Глебовича, Николай Юрьев сын Зиновьев, Татарин князь Тюве, и сказано, что всех взятых в плен было более пятисот, а убитых больше пяти тысяч; под 7014 г. сказано, что великий князь в приданое за сестрой Феодосией (по Воскресенскому списку Евдокией) дал два города Клин и Городень и пять сел около Москвы «на приезд». Этими известиями и ограничиваются, впрочем, прибавки в Академическом списке. Остальные известия то представляют сокращенную Московскую летопись, то буквально сходны с известными Московскими сводами – Воскресенским 438 и Софийским 439 или с Хронографом; под 7015, 7017 и 7018 гг. находятся новгородские известия 440 , а под 7020, 7021 и 7023 гг. кратко описываются московские события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1224 г. Новгород и Псков заключили мир с Ригой, по которому немецкая сторона подтвердила права русских на Латгалию («а подать, которую те собирали в Талаве, возвратили им»). Как были урегулированы отношения в Эстонии, хронист не сообщает, но документы не оставляют сомнений в усиленном нажиме держав-агрессоров на Русь. Граница, установившаяся по миру 1224 г. по Чудскому озеру и реке Нарове, превратила немецкий рыцарский орден в непосредственного соседа коренных новгородских земель. Папская курия создала в том же году «Дерптское епископство», а новый епископ тотчас поспешил признать себя и вассалом германского императора Фридриха II, который тогда же взял под свою «защиту» всех «вновь обращенных» в Ливонии, Эстонии, Самбии, Пруссии, Земгалии. В 1227 г. под руководством папского уполномоченного, легата Вильгельма Моденского крестоносцы организовали поход 20-тысячного войска из Риги и Готланда по льду на остров Сааремаа. Они взяли замки Линнусе (на острове Муху) и Вальяла (на острове Сааремаа), истребили сопротивлявшихся, а население островов принудили к крещению и обложили тяжелыми повинностями. В том же году датский король был разбит коалицией северогерманских князей при Борнховеде, и власть Ордена временно распространилась на его эстонские владения. Отношения с Русью еще более накалились. По возвращении легата из Ливонии папа Гонорий III тогда же обратился «ко всем королям Руссии», склоняя их прислать послов, подчиниться его власти и прекратить борьбу: «Твердо соблюдая мир с христианами Ливонии и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться гневу божьему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает, покарать вас» 51 – предупреждал папа. Немецкие рыцари начали нападения на собственно Русскую землю, на Изборск и Тесов. Требовались срочные контрмеры. Они и были приняты новгородским князем Ярославом Всеволодовичем. В 1234 г. он привел «множество своих полков» и, подкрепив их новгородскими силами, двинул в поход на Юрьев. Русское войско подошло к городу; немцы выступили из Юрьева и Отепяа. Столкнувшись с русскими дозорами, они сражались с ними до подхода основных русских сил. Русские опрокинули немецкое войско, убили «лучьших немець [рыцарей] неколико», загнали остальных на лед реки Эмайыги и «ту обломишася [лед], истопе их много, а ини язвьни [раненые] вобегоша» в Юрьев, а другие – в Отепяа. В результате похода крестоносцы «поклонившаяся» Ярославу Всеволодовичу, и он «взя с ними мир на вьсей Правде своей». 52

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как русских послов сердили речи шведских о королевиче Филиппе, так шведских сердило требование русских, чтоб король уступил царю Лифляндию. На съезде 7 января, услыхав это требование, шведы встали из-за стола и сказали: «Если б мы знали, что вы и теперь про лифляндские города будете поминать, то мы бы и на съезд не поехали, то и был бы у нас разрыв». Третьи уняли их; шведы опять уселись и опять начали говорить о королевиче Филиппе; русские по-прежнему рассердились: наконец шведы обещались не говорить о королевиче, и начались толки об уступке земель. Русские требовали возвращения лифляндских городов и Новгорода, потому что все это изначала отчина великих.государей российских: шведы отвечали: «Не только что Лифляндская земля отчина государя вашего, но и Новгородом недавно вы начали владеть, а Лифляндскою землею московские государи завладели неправдою, и за то Бог им месть воздал...» Русские: Лифляндия за нами от прародителей государей наших, от государя Георгия Ярослава Владимировича, который построил Юрьев Ливонский в свое имя; а Новгородское государство было за российскими государями во времена Рюрика и ни за кем, кроме российских царей, не бывало. Шведы: видали ль вы Юрьев Ливонский? Ливонских городов вам за государем своим не видать, как ушей своих. Русские: вы так говорите, снимая помощь с бога: а мы, прося у Бога милости, будем доискиваться своего; не отдадите без крови – отдадите с кровью. Шведы: оставьте говорить высокие слова: Лисовский не Бог знает кто, обычный человек, и тот с невеликими людьми прошел все Московское государство; рати ваши, русские и татарские, мы знаем. Русские: вы наши рати знаете, а помните, как ваш государь нашему государю Феодору Ивановичу отдал города Иван-город, Копорье и другие, и когда государь наш велел стрелять по Ругодиву (Нарве), то немцы ваши все тотчас замахали с города шляпами и били челом, чтоб государь кровь их пролить не велел; а когда государь послал князя Федора Ивановича Мстиславского, то помогает, а не в правде сокрушает».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010