Справочник-путеводитель " Монастыри русской православной церкви " под ред. Рудин и Кузнецов, 2001 г. Юрьев монастырь основан на левом берегу Волхова в 1030 году князем Ярославом Мудрым после похода на чудь. Там на чудских землях был основан одноименный монастырь в городе, названном Юрьевом (нынешний Тарту). Монастырь князь, названый в святом крещении Георгием (Юрием), посвятил своему небесному покровителю. Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Монастырь процветал в эпоху 13-15 вв., владея несметными богатствами и землями по всей Руси; его архимандрит считался вторым человеком в иерархии новгородских священнослужителей после самого архиепископа. После падения Новгородской республики в 16 веке часть земель отошла к Москве, в 17 веке последовало шведское разорение, а в 18 веке по екатериненской церковной реформе монастырь лишился части земель. В начале 19 века монастырь значительно приумножил свои богатства за счет щедрых подарков графини Орловой. Обитель становится одним из крупнейших монастырей России. Произошло это в годы, когда настоятелем монастыря был получивший неоднозначную известность архимандрит Фотий (1792–1838). В 1929 году монастырь был закрыт. Входящих в монастырь встречают Святые ворота и высящаяся над ними четырёхъярусная 52-метровая колокольня, построенная в 1838–1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строилась колокольня на деньги графини Анны Орловой, правда, уже после смерти Фотия. Колокольня поражает своей величественностью  некоторой несоразмерностью частей. Легенда гласит, что был спроектирован пятый ярус, но вычеркнут на плане императором Николаем I - в те времена существовало правило, согласно которому не полагалось строить на Руси колокольни, превосходившие по высоте колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор. Рядом с ним распростёрта каменная беседка с резной чашей. Это святой источник или киворий, вода к которому была подведена от скважины, находившейся в нескольких километрах от монастыря. Во время Великой Отечественной войны труба, соединявшая скважину и киворий, была повреждена, и с тех пор чаша источника пуста. Северо-западнее собора высится ныне восстанавливаемая церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасо-Орловская) с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор. Недоступна для посетителей южная часть монастыря. Там, за фруктовым садом, виднеется главка церкви, построенной в честь любимой иконы Фотия — Богородицы «Неопалимая Купина». Доступ в этот храм открыт только монашествующим.

http://sobory.ru/article/?object=00164

Вероятно, тогда же был основан и монастырь. Что-то более определённое сказать по этому поводу трудно, поскольку упоминается в летописях он впервые в 1386 году. В 1528 году в монастыре возвели деревянную Троицкую церковь с трапезной. Она не простояла и ста лет: в начале XVII века обитель разграбили, а позже сожгли шведы. К 1617 году положение было таково: " Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг " . В 1634 году разорённый монастырь приписали к Юрьевой обители. В 1764 году Перынский монастырь упразднили, а все его постройки, кроме церкви, обращённой в приходскую, перевезли в Юрьеву обитель. Скит, устроенный здесь в 1827 году по прошению архимандрита Фотия, жил по уставу древних монастырей. Женщины допускались на его территорию лишь раз в году - в день празднования Рождества Богородицы. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). На рубеже 1830-1840-х годов скит привели в порядок и расширили. В нём построили братский корпус и особые корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита. Устроили также звонницу " на двух каменных столбах с шестью небольшими колоколами " . Появилась ограда. После революции Перынский скит конечно же закрыли. Как использовался он в 1920-е годы - неизвестно. В 1930-е годы на его территории расположилась рыболовецкая артель. Звонницу и ограду разобрали при этом на кирпич, из которого построили хранилище для льда. Рыбный промысел возобновился в Перыни по окончании Великой Отечественной войны, а в 1960-е годы рыбаков сменили туристы - в бывшем скиту организовали турбазу. Сюда проложили дамбу, поставили домики для отдыхающих, а окрестности " благоустроили " - сделали танцплощадку и поставили статую Перуна. Вот такой соцреализм. Сейчас на Перынском полуострове вновь звучит молитва. Приезжают, впрочем, сюда не только паломники, но и туристы (женщин теперь в скит пускают круглогодично, а не только в день престольного праздника). Главный туристический и паломнический объект скита - конечно, церковь Рождества Богородицы, включённая в 1992 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она считается самым маленьким каменным храмом домонгольской постройки. Реставрированный в первоначальном виде (убрана паперть, восстановлено позакомарное покрытие), храм производит удивительно светлое впечатление. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Комментарии и обсуждение Здесь в 995 г. первый новгородский епископ Иоаким на месте прежде стоявшего идола Перуна воздвиг церковь Рождества Богородицы. Упраздненный было в 1764 г., скит был вновь восстановлен и отдан Юрьеву монастырю. Справочник-путеводитель: Монастыри русской православной церкви, 2001 г. На 20 июля 2015 г. монастырь мужской.  22 июля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00172

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат, 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Внутренне убранство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, " палати " по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны. К сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Источник: ...Георгиевский собор Юрьева монастыря является наиболее развитым воплощением типа княжеского храма (хотя и возведенного князем в монастыре). Представляющий собой тот же сплав – киевской традиции и подражания Софии Новгородской, он больше Софийского собора (ширина центральных нефов такая же, боковые – шире) и, что является главным, значительно усложнен и индивидуализирован творческой волей зодчего – мастера Петра. Стремление подчеркнуть структурность и пространственность здания привело к удивительной ясности и выверенности композиции. Внутри храма совершенно нет ощущения затесненности... Все соотношения форм приобрели непререкаемую убедительность. Хоры... не выглядят затиснутыми под своды… (высота стен более 20 м). Западная и восточная части здания уже не равновелики, ибо, увеличивая ширину малых нефов (они в три раза больше толщины стены), восточный неф мастер делает лишь вдвое шире этого же размера. Восточная часть выглядит несколько сокращенной, восточные ячейки этим несколько объединяются и обособляются. В храме как бы начинает улавливаться деление на основное помещение для молящихся и меньшее, алтарное, ощущаемое единым в своей собранности в поперечном направлении с севера на юг и как бы предстоящее перед основным. Но здесь это лишь намек, собор еще внутри продолжает мыслиться как центрическая система, и даже тонкое смещение в боковых нефах, чьи оси как бы расходятся к востоку (от центров арочных проходов из нартекса к окнам апсид, смещенных к восточным углам храма), объединяет пространство в некотором движении вокруг центрального ядра.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Митрополит Новгородский Лев возглавил в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужил архимандрит Феофилакт (Безукладников). По окончании богослужения в конференц-зале состоялась встреча выездной комиссии с сестрами обители, которую возглавил владыка Лев. На встрече также присутствовали: епископ Юрьевский Арсений; архимандрит Митрофан (Письменский); архимандрит Макарий (Шамсутдинов); протоиерей Александр Ранне, руководитель отдела по религиозному просвещению и катехизации, преподаватель Ветхого Завета на курсах для монашествующих Новгородской митрополии, методист данных курсов. Митрополит Лев отметил необходимость и важность духовного образования в монастырях, а также очень высокий уровень духовного и светского образования преподавателей курсов в Новгородской епархии. Архимандрит Феофилакт (Безукладников) подробно рассказал о цели обучения монашествующих, программе курсов, ответил на вопросы настоятельницы и сестер обители. В завершение встречи члены комиссии проверили оборудование для дистанционного обучения и библиотечный фонд. Во второй половине дня комиссия посетила Юрьев мужской монастырь г. Великого Новгорода — базовую площадку богословских курсов для монашествующих Новгородской митрополии. В 2004 году при обители было открыто Новгородское епархиальное духовное училище. Именно в нем состоялась общая встреча с руководством курсов для монашествующих и преподавателями курсов. В мероприятии приняли участие: митрополит Новгородский Лев; епископ Юрьевский Арсений, наместник Юрьева монастыря, руководитель курсов, преподаватель общецерковной истории; архимандрит Митрофан (Письменский), преподаватель истории монашества и аскетики; протоиерей Александр Ранне, методист курсов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; протоиерей Сергий Золотарев, настоятель храма великомученика Феодора Стратилата г. Великого Новгорода, преподаватель православного вероучения; протоиерей Александр Гринь, клирик храма апостола Филиппа г. Великого Новгорода, преподаватель Священного Писания Нового Завета, основ богослужебного устава и литургики; диакон Андрей Кауров, клирик Софийского собора г. Великого Новгорода, преподаватель патрологии; Т.И. Кошелева, кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета, преподаватель церковнославянского языка; Г.Р. Столова, преподаватель истории церковного искусства Новгородского епархиального центра подготовки церковных специалистов; А.С. Смирнов, секретарь курсов, преподаватель основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5861754...

Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» " Близ Юрьева монастыря, на берегу озера Ильменя, при истоке реки Волхова, на возвышенном месте, в языческие времена Новгорода, стоял, как уверяет предание, идол Перун, который по крещении новгородцев был брошен в Волхов, а на месте его поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы, при первом епископе Новгорода Иоакиме Корсунянине " , - писал граф М.В. Толстой в 1860-х годах. Далее он прибавляет: " При этой церкви устроен монастырь, называемый в народе " Перынь Богородицы " ... При учреждении штатов Перынская обитель была упразднена, а церковь до 1826 года оставалась приходскою для Юрьевской слободы. В 1827 году, по прошенинию архимандрита Фотия, она приписана к Юрьеву монастырю, и при ней основан скит по уставу древних палестинских скитов " . Перынский скит существует и сейчас - он находится в двух километрах от Юрьевой обители. В 1991 году Перынский полуостров с церковью и другими скитскими постройками передали Церкви, а в 2001 году состоялось освящение здешнего храма. Раскопки, проводившиеся археологами в Перыни в 1951-1952 годах, показали, что некогда на территории Перынского скита действительно существовало языческое капище. Деревянную церковь Рождества Богородицы в 1230-е годы заменили каменной.

http://sobory.ru/article/?object=00172

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон. 25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община. В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина. В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Юрьев_му...

Во время Отечественной войны 1812 г. О.-Ч. пожертвовала на нужды народного ополчения 100 тыс. р., приобрела обмундирование для 18 крестьян из с. Михайловского и дер. Глотаево Серпуховского у. Московской губ., зачисленных в 7-й полк народного ополчения, а также оружие (4,3 тыс. ружей и 4,3 тыс. пик и штыков и др.) и боеприпасы. Весной 1819 г. О.-Ч. познакомилась в Москве с еп. Иннокентием (Смирновым), назначенным на Пензенскую и Саратовскую кафедру, и оказала ему помощь, когда он заболел: приглашала врачей, поселила его в своей усадьбе. После смерти епископа в Пензе 10 окт. на средства О.-Ч. была устроена пещера-усыпальница в пензенском Спасском кафедральном соборе и установлен мраморный памятник (не сохр.). 27 апр. 1820 г. О.-Ч. в поисках нового духовника посетила литургию в с.-петербургском Казанском соборе, к-рую служил иером. Фотий (Спасский) , законоучитель 2-го кадетского корпуса, и 2 мая, в день ее рождения, иером. Фотий нанес ей визит. 20 июля 1820 г. он был назначен игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря . На протяжении 2 лет игум. Фотий не брал О.-Ч. под духовное окормление по причине богатства и аристократического происхождения, хотя называл ее ангелом чистоты. О.-Ч. пожертвовала 3 тыс. р. на восстановление Деревяницкого монастыря, затем еще 10 тыс. р. и 2 обоза (один - со свечами, ладаном и вином, второй - с хлебом). 29 янв. 1822 г. Серафим (Глаголевский) , митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, по протекции графини возвел игум. Фотия в сан архимандрита с назначением в Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь , а в апр. вызвал архим. Фотия в С.-Петербург, поселил в Александро-Невской лавре и благословил его на духовное руководство О.-Ч. и вдовы поэта Д. А. Державиной. Митр. Серафим надеялся, что под влиянием архим. Фотия О.-Ч. направит свои средства на церковные нужды, в частности на восстановление бедных монастырей. 18 мая 1822 г. состоялось знакомство архим. Фотия с министром духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , их встречи обычно проходили в доме О.-Ч. Благодаря ее связям при содействии Голицына архим. Фотий добился аудиенции у имп. Александра I 5 июня 1822 г. После этой встречи имп. Александр I подписал указ о запрете масонских лож и тайных об-в и 21 авг. назначил архимандрита настоятелем 1-классного Юрьева новгородского мужского монастыря ; О.-Ч. посетила Юрьев мон-рь в нояб. 1822 г. и подарила своему духовнику митру стоимостью более 100 тыс. р., драгоценный крест, а также выезд.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, «палати» по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела – Благовещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным, основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей, именовалась даже Юрьевской лаврой. С конца XII b. Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей и новгородских посадников. В 1611–1617 годах монастырь претерпел жестокое разорение от шведских интервентов, но в эти страшные годы совершилось знаменательное для Новгорода и России явление – обретение мощей святого благоверного князя Федора Ярославича, старшего брата Александра Невского, умершего в 14-летнем возрасте. В 1614 году охваченные безудержной жаждой наживы шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов. Вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили в нем нетленные останки святого князя, вытащив его из могилы, они поставили его к стене, неразрушенное тело стояло, как живой человек. В послереволюционные годы Юрьев монастырь разделил участь всех русских обителей. В 1922 году изъятие церковных ценностей носило характер разграбления монастыря, были переплавлены снятые с икон ризы, серебряная рака святого Феоктиста, богослужебные сосуды. Лишь малая часть ценностей стала достоянием российских музейных собраний. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт, уцелевшая братия разогнана. Разорение монастыря довершилось в 1935 году: при реставрации Георгиевского собора был уничтожен семиярусный иконостас. Юрьев монастырь был возвращен Русской православной церкви в 1991 году, Новгородская епархия получила достаточно обветшавшие храмы и постройки обители, в которой не осталось ни единой иконы. С 1995 года в Юрьеве была возобновлена монашеская обитель. Сейчас монастырь возрождается, совершается богослужение по монастырскому уставу, постепенно восстанавливаются храмы, пишутся иконы, устраивается монастырское хозяйство. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В настоящее время монастырь действующий. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. Для паломников действует трапезная и гостиница. При монастыре действует Духовная семинария. Строения монастыря [ править править код ] Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Юрьевич Шемяка. В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием. В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения. В 2014 году под полом собора были обнаружены сбитые при архимандрите Фотии фрагменты фресковой живописи XII века., в том числе с древними граффити (о смерти архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) в 1232 году, сыновей князя Ярослава Владимировича в 1198 году и о пожаре Троицкой церкви в 1160 году), начались работы по сбору фрагментов и реконструкции фресок.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Юрьев_му...

В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках. С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа. Подробнее... Святые [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород) [ править править код ] Дата основания : 1030 Архитектор : 1841.: Росси К. И.: (колокольня) Адрес : г. Великий Новгород, мкрн Юрьево, Юрьевское шоссе, 10. Телефон : (8162) 77-30-20 E-mail : st_georg@mail.ru Web : http://georg.orthodoxy.ru/ По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

http://azbyka.ru/palomnik/Великий_Новгор...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010