Рубрики Коллекции RAMIRO ARRUE Знаменательные даты: 15 - 21 мая 2017 9 мин., 14.05.2017 Поделиться Церковные праздники, памятные даты и исторические события в календаре «Фомы» . 15 МАЯ - Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373).  - Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба Какие бывают святые Борис и Глеб Имена: - 160 лет назад родился Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия Фёдоров; 15.05.1857 - 25.01.1902) - российский актёр, режиссёр, антрепренёр. Как актёр Н.Н. Соловцов стал широко известен исполнением ролей «Скупого» Мольера, Несчастливцева в «Лесе», городничего в «Ревизоре», Расплюева в «Свадьбе Кречинского». - 150 лет назад родился Фредерик Ялмар Юхансен (иногда Йохансен, в дореволюционных изданиях - Иогансен; 15.05.1867 - 09.01.1913) - норвежский полярный исследователь. Участник рекордной высокоширотной Норвежской арктической полярной экспедиции Фритьофа Нансена (1893 - 1896) и Норвежской антарктической экспедиции Руаля Амундсена (1910 – 1912). - 115 лет назад родился Сигизмунд Александрович Леваневский (15.05.1902 - 13.08.1937 пропал без вести) - известный советский лётчик, один из членов экспедиции по спасению парохода «Челюскин». Совершил несколько сверхдлинных авиаперелётов. Второй в СССР Герой Советского Союза (1934). С.А. Леваневский был командиром экипажа в полёте из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Перелёт начался 12 августа 1937 года на четырёхмоторный самолёт ДБ-А (бортовой номер Н-209), экипажем состоял из шести человек. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над Северным полюсом. Экипаж пропал без вести. - 860 лет назад скончался князь Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы - 15.05.1157) - князь ростово-суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-15-2...

Главной заботой этого Князя было распространение христианской веры, гражданского образования и построения новых городов, которые населялись переселенцами из южной России. Кроме старинных городов Ростова и Суздаля, еще были города Ярославль на Волге, Владимир на Клязьме, Переславль-Залесский на Переславском озере; в княжение свое Князь Юрий Долгорукий основал еще новые города: Москву, Юрьев Польский и Нижний Новгород при впадении Оки в Волгу. Таким образом Славянская народность вместе с христианством начала мало-помалу распространяться на Финском Поволжье. Положив основание сильному Суздальскому Княжеству, Князь Георгий Владимирович все-таки постоянно стремился к Киеву, и после немалой борьбы за Киевское престолонаследие восшел на великокняжеский престол; Князю Андрею, как усердному своему сподвижнику, он дал в удел город Вышгород, не в дальнем расстоянии от Киева, на берегу реки Днепра. С юных лет Князь Андрей отличался не только высокой христианской добродетелью, но и воинской отвагой: он не берег себя в пылу битв, но Господь всегда спасал его. От природы был крепок, силен, мужествен и неустрашим; по сказанию летописцев, был неболышого роста, у него были волосы черные, кудреватые, лоб высокий, глаза большие и светлые. Князь Андрей не любил междоусобных распрей, столько бед наносивших южной России для призраков власти и славы. Рожденный и воспитанный на севере, стране тихой и безмятежной, постоянно стремился туда и не раз просил своего отца отпустить его на место своей родины. Вскоре, как бы по особому Промыслу Божию, желание Князя Андрея исполнилось; но только в последствии суждено быть ему не в Ростове, а остаться во Владимире. Живя в Вышгороде, он, по своему благочестивому настроению, любил разговаривать о таких религиозных предметах, которые услаждали его душу: так однажды ему было рассказано о дивных чудесах иконы Богоматери, которая была в Вышгородском девичьем монастыре. По древнему преданию известно, что эта икона написана Святым Евангелистом Лукой, в 450 году перенесена из Иерусалима в Константинополь при Императоре Феодосии Младшем, в половине XII века была привезена из Константинополя в Киев купцом Пирогощею в дар от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха Великому Князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому, который и оставил её в Вышгороде в храме девичьего монастыря; в непродолжительном времени эта икона была ознаменована многими чудесами: так, например, однажды была видима не на том месте, где была поставлена, и стояла среди храма на воздухе; в другой раз обращена была лицевой стороной к алтарю; в третий раз видима была в трапезе и много других было замечено чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части т. н. Нового города во Владимире. Основан при храме во имя вмч. Георгия Победоносца (XII в.), возведенном на дворе кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Большинство исследователей XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) ? В. В. Зверинский , Н. А. Артлебен ) относили постройку Георгиевской ц. к 1129-1130 гг., основываясь на ст. «А се князи русьстии» (XV в.) в Комиссионном списке НПЛ, сообщающей, что кн. Юрий Долгорукий во Владимире «постави... церковь каменну святого Георгиа за 30 лет до Богородичня ставлениа» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467; М., 2000. Т. 16. Стб. 309). Иером. Иоасаф (Гапонов), К. Н. Тихонравов, а также большинство историков и археологов XX в. (Н. Н. Воронин , П. А. Раппопорт и др.) считали более достоверными известия др. летописей, в к-рых Георгиевская ц. упоминается или под 6660 (1152) г.- среди храмов, построенных на Суздальской земле кн. Юрием Долгоруким (ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 153; М., 2001. Т. 7. С. 57; М., 1965. Т. 9. С. 196, 197; Спб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 116; М.;Л., 1949. Т. 25. С. 56; М., 1978. Т. 34. С. 75; М., 1994. Т. 39. С. 60), или, как в Летописи Авраамки, под 6665 (1157) г.: «Поставлена бысть в Володимере церковь князем Георгием во имя святого мученика Георгия» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 44, 45). Сокращенные Московские летописные своды 1493 и 1495 гг. уточняет, что в 1157 г. «священа бысть церкви в Володимери святыи мученик Георгий а заложена бысть Георгием церкви камена» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 233, 319). Т. о., возможно, Георгиевская ц. была заложена в 1152 г., а освящена в 1157 г. Согласно данным археологических раскопок, проведенных Ворониным, и изображениям храма на плане Владимира 1715 г., древняя Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/154979.html

9 Локоть – мера длины, соответствующая расстоянию от локтя до конца вытянутого среднего пальца, что составляло приблизительно 14 вершков, то есть 45–47 см. 10 В данном случае «гривна» – единица денежного счета, равная определенному весу драгоценного металла. 11 Трапеза – жертвенник, престол, то есть расположенное в алтарной части храма сооружение в виде стола, на котором приготовляется «бескровная жертва» – хлеб и вино, для совершения евхаристии (причащения). 15 Здесь речь идет о владимиро-суздальском князе Юрии Долгоруком (90-е гг. XI в. – 1157), сыне Владимира Мономаха . Еще при жизни отца он получил в удел Ростово-Суздальскую землю. Когда умер киевский князь Всеволод Ольгович (1146), великокняжеский престол занял его брат Игорь Ольгович, однако в результате междоусобной войны Ольговичей на киевском столе сменили Мономаховичи. Сначала власть в Киеве перешла к Изяславу Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха , а в 1149 г. – к Юрию Владимировичу, который с 30-х годов XII в. боролся за Переяславль-Южный и Киев. В 1151 г. Юрий Долгорукий был смещен Изяславом Мстиславичем, но спустя три года сумел вернуться на киевский престол, где правил до своей смерти (1157). 19 Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол .с 1146 по 1149 г. и с 1151 по 1154 г. В данном случае имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 г. (см. также коммент, к л. 4 об., к словам «седе Георгий Володимеричь в Кыеве»). 20 Предполагают, что под «Святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI в., стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 21 Влахерна – район Константинополя, расположенный около гавани, где находилась церковь Богородицы, сооруженная в правление императора Льва Великого (457–474). В этом храме хранилась риза Богоматери, принесенная в 474 г. из Палестины, и чудотворная икона Богородицы Влахернской, связанная, по преданию, с видением покрова Божьей матери святому Андрею Юродивому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. А. Пятунина Средневековая Переяславская епископия В раннесредневек. период Переяславль (впосл. Переславль-Залесский) относился к Ростовской епархии (основана не позднее 70-х гг. XI в.). В 50-х гг. XII в. ростово-суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий построил в городе белокаменный одноглавый 3-апсидный 4-столпный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до наст. времени. После выделения из состава Ростовской Владимирской епархии Переяславль, вероятно, временно отходит к последней. В 1227 г. еп. сщмч. Митрофан († 1238) был поставлен епископом «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449), в то время как скончавшийся в предыдущем году свт. Симон называется летописцем «Суждальскыи и Володимерьскыи» (Там же. Стб. 448). В 1280 г. в Переяславль, столицу княжества св. блгв. вел. кн. Владимирского Димитрия Александровича , прибыл митр. Киевский свт. Кирилл II . Вместе с митрополитом летописи отмечают пребывание в городе архиеп. Климента Новгородского, епископов свт. Игнатия Ростовского и Феодора Владимирского ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 338; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526). 6 или 7 дек. 1280 г. святитель скончался в Переяславле, его тело было перевезено для погребения в Киев (НПЛ. С. 324; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). В 1303 г. следующий Киевский митрополит, свт. Максим , принял участие в княжеском съезде в Переяславле, на котором, в частности, рассматривался вопрос о владении этим городом, решенный в пользу Московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 351). Вскоре после прибытия Киевского митр. свт. Петра в Сев.-Вост. Русь (1309), согласно его Житию, в Переяславле состоялся Собор. На нем рассматривались обвинения в симонии и нарушениях при совершении таинства Брака (ПДРКП. Т. 6 16. Стб. 147-158), выдвинутые против нового главы Русской Церкви еп. Тверским Андреем и стоявшим за ним вел. кн. Владимирским св. блгв. Михаилом Ярославичем Тверским, который не смог возвести на Киевскую кафедру своего кандидата. Место проведения Собора было обусловлено тем, что Переяславль к тому времени вернулся под власть вел. князя. Наиболее вероятная датировка заседаний Собора - 1310 - нач. 1311 г.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

50-х и в 60-х гг. XII в. Результатом союза с Византией для Галицкого княжества стало признание К-полем владений княжества по Днестру и Пруту. В 1164-1165 гг. Андроник Комнин, двоюродный брат М. К., неоднократно конфликтовавший с императором, бежал из Византии на Русь и был принят в Галиче кн. Ярославом. Вскоре, однако, М. К. помирился с Андроником и разрешил ему вернуться в К-поль (RegImp, N 1461). Кн. Владимиро-Суздальский и Киевский Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий в 50-х гг. XII в. считался союзником М. К. (σμμαχος; RegImp, N 1406). В Никоновской летописи сохранилось сообщение о договоре, который был заключен в 1163/64 г. между М. К. и кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским о том, чтобы одновременно праздновать 1 авг. победу византийцев над тюрками и русских над камскими болгарами (RegImp, N 1449a; RegPatr, N 1054; ПСРЛ. Т. 9. С. 210). Неясно, какая именно победа М. К. имелась в виду. В нач. 60-х гг. XII в. отношения несколько осложнялись стремлением кн. Андрея вывести свои владения из церковной юрисдикции Киевской митрополии. М. К. в этой ситуации поддерживал К-польскую Церковь и патриарха Луку Хрисоверга (1157-1169/70), к-рый противился намерениям кн. Андрея (RegPatr, N 1050-1053, 1084). В Новгороде, вероятно на рубеже XV и XVI вв., возникла легенда, к-рой с М. К. связывалось происхождение иконы «Спас Златая Риза» (древнейший вариант ныне в Успенском соборе Московского Кремля). Считалось, что икона была написана самим М. К., и часто называлась «Спас царя Мануила». Синод Русской Церкви в 1735 г., а затем и совр. исследователи признали легенду недостоверной (см.: Брюсова, Щапов. 1971). Имп. Мануил I Комнин. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 1143–1180 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Имп. Мануил I Комнин. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 1143–1180 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) После поражения итал. экспедиции 1156 г. М. К. не предпринимал серьезных попыток вмешиваться в ситуацию в Зап. Европе. Несмотря на трения с имп. Фридрихом Барбароссой, между Византией и Германией продолжался почти ежегодный обмен посольствами.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

Сочинение Д. З. оформлено в виде обращения к князю, сочетающего черты послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика. В сочинении сильны элементы пародийности, авторская ирония (в последние годы исследователи активно обсуждают проблемы художественных особенностей «Слова» Д. З.: его жанра, композиции, ритмической организации, проблемы отражения в «Слове» античной (или визант.) риторики, типологического сходства «Слова» со средневек. визант. и западноевроп. произведениями). «Слово» адресовано Ярославу Владимировичу (новгородский князь в 1182-1199). Нек-рые исследователи (М. О. Скрипиль и др.) полагают, что адресатом «Слова» был один из сыновей вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий (до 1157) либо Андрей Добрый (до 1141). «Моление» обращено к Ярославу Всеволодовичу, по-видимому сыну вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо переяславскому кн. Ярославу (Феодору) Всеволодовичу (1213-1238), буд. вел. князю Владимирскому. Д. З., жалуясь на приниженное положение, просит князя вернуть ему свою милость. В качестве альтернативы службе князю Д. З. рассматривает женитьбу на богатой невесте. Автора, однако, пугает то, что большинство жен «злы» (или «злообразны»), а «злая жена» - «кощунница бесовская... мирскии мятежь, ослепление уму, началница всякой злобе, в церкви бесовская мытница, поборница греху... засада от спасениа». В «Молении» изложены 2 др. возможности поправить свое положение - уход в мон-рь и поступление на службу к боярину. Ни тот ни др. вариант Д. З. не устраивает. В «Молении», как и в нек-рых др. произведениях древнерус. лит-ры, присутствует представление о безбедной и неправедной жизни монахов (речь, очевидно, идет об особножительных мон-рях, насельники которых имели собственность). Автор решает, что «луче ми есть тако скончати живот свои, нежели, восприимши аггелскии образ, Богу солгати». Д. З. краток в объяснении, почему он не хочет служить у боярина: «Не холоп в холопех, кто у холопа работает». Возможно, в Сев.-Вост. Руси в кон. XII - 1-й трети XIII в. бояре были уже не старшими дружинниками, но считались представителями княжеского двора, холопами князя. Из всех возможных вариантов благополучной жизни Д. З. считает приемлемым один - службу при дворе князя. При этом князь и в «Слове», и в «Молении» стоит на недосягаемой простым смертным высоте. Почти во всех обращениях Д. З. к своему адресату, имеющих лит. основу, слово «князь» употреблено вместо первоначальных «Господь», «Бог».

http://pravenc.ru/text/171298.html

1. Святой Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский Князь Андрей, второй сын Киевского Великого князя Георгия Владимировича Долгорукого – Мономаха; родился в 1110 г.; около 1135 г. вступил в брак с дочерью богатаго Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне находится Москва 1 . По смерти отца своего, Кн. Андрей основал в 1157 г. новое Великое Княжение Суздальское или Владимирское. В молодых своих летах Князь Андрей действовал за отца , исполняя только его намерения, и потому первую половину его жизни можно назвать училищем, в котором образовывался будущий сильный Властитель Суздальский или Владимирский. От природы Андрей был крепок и силен, мужественен и неустрашим 2 . Так, в 1149 г. при осаде г. Луцка Князь, быв окружен с двумя своими воинами, толпою врагов, раненый, с переломленным копьем, под градом каменьев, сыпавшихся со стен, бился с непреодолимым мужеством; и когда кто-то из венгров занес на него свою рогатину, он убил его и вырвался из сечи 3 . Но вот особенно прекрасная черта Князя Андрея! Был он сколько храбр и неустрашим, столько же мягкосерд и добродушен. Когда Изяслав Мстиславич (Вел. Кн. Киевский), после шестинедельной осады г. Луцка, доведенный до крайности, начал просить у Георгия Владимировича мира, Андрей старался преклонить отца на милость, тогда как старший его брат, Ростислав, и особенно Юрий Ярославич (внук Ярополка), всячески побуждали его к войне. «Отче господине, говорил тогда Андрей, милостивый на свой род, а паче всего на христиан, не слушай Ярославича, примири к себе сьновца (братнего сына – племянника, не губи своей отчины.       Помяни слово Писания: «Се коль добро и красно, еже жити братии вкупе». Отец исполнил его просьбу 4 . После немалой борьбы за Киевское престолонаследие, Георгий Владимирович достиг, наконец, своей цели – взошел в 1154 г. на Великокняжеский престол. Андрею, как усердному своему сподвижнику в бранях, он дал в удел г. Вышгород (ныне село, находящееся не в дальнем расстоянии от Киева на берегу Днепра) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В 1927 году большевики закрыли её. Действующим в ней до 1934 года оставался только тёплый Александро-Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, сбросив с неё все колокола и украсив завершение огромной красной звездой, помещения бывших келий заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение - как " не представляющего культурной ценности " . Были разрушены все храмы и колокольня обители. Лишь в 2007 году благодаря программе комплексного развития территорий Городецкого района " Городец -XXI век " у городчан появилась возможность воссоздать на этом месте обитель. С 2008 года Феодоровский монастырь стал восстанавливаться. Возрождён на прежнем месте и Свято-Феодоровский собор, с восточной стороны которого совсем недавно установили памятник благоверному князю Александру Ярославичу в монашеской схиме. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 год. Основателем Феодоровского монастыря считается великий князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий. Временем основание обители считается 1154 год. Архитектурный комплекс Феодоровского монастыря в основном сформировался к началу XX века. Его живописное изображение этих лет сохранилось на оборотной стороне иконы «Феодоровской Божьей Матери с чудесами образа» (ныне хранится в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса). Главным фасадом комплекса был западный, обращённый одновременно и к Городцу, и к Волге. Монастырь представлял собой четырёхугольную в плане территорию, которая была обнесена с трёх сторон каменной оградой с невысокими башенками, а с южной стороны ограничивалась каменным двухэтажным братским корпусом. С восточной стороны параллельно друг другу располагались обветшавший к этому времени одноэтажный каменный корпус, предназначавшийся к слому, и новый двухэтажный каменный корпус с трапезной церковью. С северной стороны имелись ещё два здания: одноэтажный каменный флигель, где размещалась больница с аптекой, и деревянный братский корпус на каменном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Существенный рост населения, в т. ч. за счет новых поселенцев, отмечается с XII в. Процесс его консолидации прослеживается по формированию локального набора украшений (семилопастные височные кольца т. н. московского типа и др.), появлению в летописях термина «московляне» (впервые под 1175). Регион был разделен между древнерус. княжествами. Большая часть Москворечья стала частью Ростово-Суздальского княжества (со 2-й пол. XII в.- Владимирского великого княжества ). Земли, прилегающие к р. Оке, вошли в Черниговское княжество (от низовий Москвы-реки и восточнее - в выделившееся из него Рязанское княжество ). Запад и юго-запад, включая верховья Москвы-реки и Протвы, попали в сферу влияния Смоленского княжества . В районе Волока Ламского (ныне г. Волоколамск) располагался анклав Новгородской республики. Н. А. Кренке, И. О. Гавритухин Встреча в Москве князей Юрия Долгорукого, Святослава Ольговича и Владимира Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 147) Встреча в Москве князей Юрия Долгорукого, Святослава Ольговича и Владимира Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 147) Ростово-суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий активно привлекал на свою территорию переселенцев из разных регионов Др. Руси, что отразилось в названиях новых городских и сельских населенных пунктов Сев.-Вост. Руси (напр., Звенигород, Канев, Перемышль). Окняжение территорий, занятых славянами-вятичами, требовало создания новых адм. пунктов не только для сбора дани, но и для определения границ Ростово-Суздальского княжества. Нередко их отдавали под управление княжеских «мужей», что находило отражение в названиях этих поселений. В среднем течении р. Москвы появилось одно из таких поселений - Кучков(о), к 1147 г. известное также как Москва (Москов). Особенностью его адм. статуса стало вхождение города и его волостей в состав домениальных владений Юрия Долгорукого. 4-5 апр. 1147 г. здесь прошел княжеский съезд, на который ростово-суздальский князь пригласил своего союзника в борьбе за киевское княжение новгород-северского кн. Святослава (Николая) Ольговича (тот приехал вместе с сыном Олегом и рязанским княжичем Владимиром Святославичем). Сообщение об этом событии в Ипатьевской летописи XV в. (отражающей Киевский летописный свод кон. XII в.) является первым письменным упоминанием М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010