Недели Великого Поста Первая неделя Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», т. е. отваренной пшеницы с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 г. приказал в гор. Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. В первое воскресенье Великого поста совершается так наз. «торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» – живущим. Во второе воскресение Великого поста совершается память св. Григория Паламы , жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Новости 25 февраля, 2014 Патриарх Кирилл помолился о единстве Святой Руси В день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, Патриарх Кирилл обратился к верующим. 25 февраля, 2014 Несколько автобусов с людьми подъехали к Почаевской Лавре Братия закрыла ворота Лавры на въезд. К воротам с молитвой вышли братия, семинаристы и все паломники, которые сейчас находятся в Лавре. 25 февраля, 2014 В Хабаровске у служителя церкви украли автозапчасти Священнослужитель припарковал автомобиль недалеко от церкви и отправился на службу. В это время злоумышленники похитили запчасти на сумму около 10 тыс. рублей. 25 февраля, 2014 25 февраля, 2014 Епископы Украинской Церкви отслужили литию по погибшим в Киеве (+ФОТО) 25 февраля. ПРАВМИР. Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, епископ Обуховский Иона, епископ Ирпенский Климент, а также глава Синодального информационно-просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко вознесли молитвы об упокоении погибших во время трагических событий в Киеве. За богослужением молились люди, стоявшие на Майдане, — сообщает Православие в Украине. Во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви поминают […] 25 февраля, 2014 Православные отмечают память Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского 25 февраля. ПРАВМИР. Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово. После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. […] 25 февраля, 2014 Епископ Львовский и Галицкий Филарет: Для преодоления раскола нужен диалог прощения, а не взаимных обвинений На Львовщине мы научились искать конструктив в общении между конфессиями и говорить как брат с братом. 24 февраля, 2014 На месте гибели людей на улице Институтской совершено заупокойное богослужение

http://pravmir.ru/category/news/page/406...

Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь 12 августа. ПРАВМИР. Церковь отмечает память святого мученика Иоанна Воина. Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника. Наряду с другими воинами он был послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, — освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости. Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Замечательная (и кажется единственная на русском языке) монография о Григории Богослове — великом Отце, отчеканившем догмат о Пресвятой Троице. В «Жизни и учении св. Григория Боголова) Алфеев рассказывает о жизни святителя, о его учении о жизни человека в обществе и Церкви, о догматическом и мистическом богословии Назианзина, о литературных портретах, выполненных Григорием (святые, родственники, Юлиан Отступник, Василий Великий). Антоний Сурожский пишет в предисловии к «Жизни и учению св. Григория Богослова»: » Я с большим вниманием и все возрастающим интересом прочел книгу о. Иеромонаха Илариона (Алфеева) о святом Григории Богослове. По своему подходу эта книга является редкостным вкладом не только в наше богословское познание одного из величайших святителей Православной Церкви, но и в раскрытие его личности как человека. Слишком часто трактаты, посвященные великим богословам, оставляют в тени их духовное постепенное возрастание «от силы в силу», и у читателя создается ложное впечатление о том, будто они на широких, могучих крыльях возлетали на высоты богопознания. На самом же деле путь каждого из них был сложен: укорененный в вопрошаниях их времени, связанный с особенными свойствами их душевного и умственного строя, он в значительной мере зависел от богоданных встреч и поисков Истины в сумерках современной им философской и богословской мысли. Не сразу находили они ответы на вопросы, рождаемые их собственными глубинными переживаниями и не только поставляемые им, как и всем их современникам, в недрах христианской общины, но и настойчиво вырастающие из блуждания мысли и прозрений их современников, и своих, и «внешних». Книга о. Илариона с разительной ясностью раскрывает нам внутренний путь Святого и постепенно проясняющееся видение им Истины. В наши дни, когда перед каждым верующим, как и пред всей Церковью, встают вопросы, рождаемые из глубин церковного сознания, а также поставленные миром в его агонии, блужданиях, но и в его отчаянном искании ответов ему доступных, понятных, должны мы, верующие, научиться вслушиваться в вопрошания наших единоверных, а также и людей, стоящих вне церковного опыта и молящих нас отвечать им на доступном им языке на вопросы, которые они имеют право ставить и на которые мы обязаны отвечать творчески и с любовью. Я надеюсь, что многие оценят вклад, сделанный о. Иларионом в наше понимание Путей Православного Богословия через писания Святого Григория Богослова.»

http://pravbiblioteka.ru/book/jizn-i-uch...

Православные отмечают память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. 5 июля, 2012. Новостная служба Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. 5 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Священномученик Евсевий твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году. За это он терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337 — 361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, потребовал отдать этот акт. Святитель отказался. Разгневанный император пригрозил, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, и не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361 — 363), началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363 — 364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364 — 378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Но верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель сказал, что следует повиноваться существующей власти, убеждая пасомых твердо держаться Православия.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1186  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию За Веру, Царя и Отечество! За ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО! – Мы в землю ложились костьми… Какою ж нечистою нечистью – Царь и Царица с детьми… Царь-батюшка, Царица-матушка, Детки… убиты!.. У нас… Да что ж это деется, братушки!?.. У нас – ни слезинки из глаз… Воскресни, Русь! Воскресни, Русь! Воскресни и живи! О, люди русские! Любимые, родные! Пошлю я вам слова моей любви. Да расточатся козни вражьи злые!.. А кто-то шепчет в ухо: не зови, Шестая часть земли – уж не шестая, Изгибла Русь… Нет, все-таки взываю: Воскресни Русь! Воскресни и живи! Стих о Пречестной Крови Христовой Кровь Твоя, что с потом струилась на молитве в саду Гефсиманском, — обильнее точимая после: из-под бичей немилосердных, из-под тернов, жестких и острых, из-под гвоздей, прободавших длани и стопы на Древе; о, как она заструилась, совместно с водою прозрачной, какими ручьями благодати ниспадала на заклятые камни, Адамову главу омывая, — когда в ребро Твое воин копием с размаху уметил. Стих о Благоразумном разбойнике Положи меня, как печать на сердце, Положи меня, как на руку перстень, ибо любовь крепче смерти и ревность глубже преисподней – пусть берут меня злые руки, только научи, что будет после – положи меня, как печать на сердце – пусть срывают с тела одежду, только расскажи, что будет после – положи меня, как на руку перстень пусть рана ложится на рану, только покажи,... Ты победил, Галилеянин! Сраженный стрелою парфянскою, пал Кесарь, отступник Христова учения; В смертной тоске к небесам он воззвал: “Ты победил, Галилеянин!” Погиб Юлиан, враг Христова креста, Церковь свободна от злого гонения. Снова воскликнули верных уста: “Ты победил, Галилеянин!” Расторгнем же сети порока и зла, К свету воспрянем из тьмы усыпления; Вновь да раздастся и наша хвала: “Ты победил, Галилеянин!” Палермо,...

http://azbyka.ru/fiction/page/63/

Святые мученики Марк, епископ Арефусийский, Кирилл, диакон Илиопольский, клирики и девы Газы и Аскалона Аудио Святитель Марк был рукоположен в епископа сирийского города Арефусии в правление святого Константина Великого. Движимый ревностью о Боге, он прославился тогда борьбой с идолопоклонством и собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь. Во время смуты, последовавшей за Никейским Собором, он оказался в рядах полуарианских епископов, которые, не отрицая Божественности Слова, не принимали добавления в Символ веры термина «единосущный». Святой Марк принимал участие в Соборах в городах Сардике (343) и Сирмии (351) и даже составил вероопределение, которое должно было примирить противоположные партии, чтобы восстановить единство Церкви (359). Но вскоре епископ осознал свою ошибку и явным образом, без двусмысленностей, присоединился к Православию. Вскоре после этого власть перешла к Юлиану Отступнику, который начал политику насильственного восстановления язычества (361). Когда язычники Арефусии, таившие упорную неприязнь по отношению к епископу, узнали о том, что положение дел изменилось, они попытались схватить его. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Святитель Марк, дабы не подвергаться без нужды преследованию, бежал, но узнав, что вместо него арестовали других христиан и подвергают их мучениям, предался в руки язычников. Идолослужители немедля набросились на старца, как звери, не принимая во внимание его седины, и, сорвав с него одежду, принялись осыпать ударами. Затем посадили епископа в смрадную сточную канаву и предали на забаву детям, которые протыкали его тело палочками для письма. Потом тело Марка намазали рассолом и медом и заключили его в корзину, которую подвесили на открытом воздухе, предоставив старца солнечному зною и жалу ос и пчел. Несмотря на эти мучения, святой оставался неколебим в исповедании веры и отвергал любые компромиссы с язычниками, желавшими по меньшей мере вырвать у него обещание самому восстановить храм, разрушенный им же. Святой отказывался обещать что бы то ни было, сказав, что в этом случае мелкая монета стала бы равносильна полному отречению от веры. Он насмехался над их подлостью и земными заботами, хотя и находился поднятым на воздух во время тех пыток, которым они его подвергали. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 г., получив награду исповедников Христовых .

http://pravoslavie.ru/52860.html

Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление ‘Синопсиса’ — собрания сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. 18 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Дорофея, епископа Тирского. Священномученик Дорофей в период гонений на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305) был епископом города Тира Финикийского. По слову Евангелия, святитель удалился из Тира и скрылся от мучителей. В царствование святого Константина Великого он вернулся в Тир, вновь занял епископский престол и управлял паствой более 50 лет, обратив в христианство множество язычников. Когда Юлиан Отступник (361 — 363) начал открыто преследовать христиан, святителю Дорофею было уже более 100 лет. Он удалился из Тира в Мизийский город Уд (ныне Варна). Там его схватили придворные императора. За отказ принести жертву идолам святого старца стали жестоко истязать, и под пыткой он предал душу свою Господу (+ около 362 года в возрасте 107 лет). Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление «Синопсиса» — собрания сказаний, а также житий святых пророков и апостолов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Скачать epub pdf Память святого преподобномученика Дометия Память 7 августа Святой Дометий жил в царствование Константина Великого. Родиной его была Персия, где он и был обращен из язычества в христианство неким Уаром. Оставив родственников и отечество, полное языческого нечестия, святой Дометий удалился к пределам греческого государства, к городу Низибии 5014 . Войдя здесь в один монастырь, он принял святое крещение, а затем облекся во иноческий образ, беспорочно проходя подвиг постнической жизни. Но по наветам завистливого и лукавого беса его возненавидели обитавшие в том монастыре иноки, так что святой Дометий принужден был бежать оттуда в монастырь святых мучеников Сергия и Вакха, в городе Феодосиополе 5015 . Тут он подражал житию архимандрита Нурвела, о котором повествуется, что в течение шестидесяти лет он не вкушал ничего вареного, спал чрезвычайно мало, да и то не лежа или сидя, а стоя – наклонясь на жезл. Архимандрит Нурвел поставил преподобного Дометия в диаконы, но когда святой узнал, что архимандрит хочет принудить его сделаться священником, он удалился и оттуда 5016 . Уединившись на одной пустынной горе 5017 , святой Дометий проводил здесь жизнь по Богу, терпя зной, мороз и все изменения погоды. Потом, войдя в один вертеп, он жил уже там, совершая множество чудес именем Христовым: многих, приходящих к нему, он исцелял от болезней, приводя от идолопоклонства к вере Христовой. Когда же в эту местность пришел Юлиан Отступник 5018 , то узнав всё о святом Дометии, он велел его побить камнями. Посланные для совершения злодейства отправились и нашли в третий час дня святого отца с двумя учениками совершающего подобающее пение. Бросившись на них, они побили их камнями, и так закончил течение своей богоугодной жизни преподобный Дометий с двумя своими учениками 5019 . Тропарь, глас 4: Постнически предповизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче, Дометие приснопамятне. Кондак, глас 6:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, добровольно предал себя на мучения 11 апреля. ПРАВМИР. Священномученик Марк, епископ в городе Арефусии в Сирии в IV веке, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363). Движимый ревностью о Боге, Марк Арефусийский прославился борьбой с идолопоклонством и по указанию равноапостольного императора Константина Великого (память 21 мая) собственными руками разрушил языческое капище, построив на его месте христианскую церковь. Когда власть перешла к Юлиану Отступнику, тот начал политику насильственного восстановления язычества и стал преследовать христиан. Язычники требовали, чтобы епископ на свои средства восстановил разрушенные храмы, но он не только сам отказался исполнить это требование, но запретил и христианам своей паствы платить за себя. Юлиан, забыв о признательности к Марку, который некогда спас ему жизнь во время убиения его родителей, выказал язычникам благосклонность в этом деле и позволил им разыскивать епископа по всей провинции. Старый епископ сначала удалился от преследования, но, узнав, что язычники в поисках его предают истязаниям многих людей, он добровольно предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой старец был проведен через весь город и предан на истязания. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болото, подвешивали связанного и резали ножами. Требуя от святого епископа выкуп за разрушенное капище, гонители изобретали все новые и новые муки, сжимали старцу в тисках ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело святого мученика медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине в добычу пчелам. Но святый старец словно не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителей. Потерпев поражение, язычники в конце концов отпустили его, а некоторые из них, впечатленные стойкостью и речами епископа, обратились в христианство. Святой Марк мирно скончался в 364 году, получив награду исповедников Христовых. О страданиях святого Марка повествует святитель Григорий Богослов (память 25 января) в Первом слове на Юлиана.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010