19-го числа Св. Апостол от 70: Архиппа и Филимона и св. Апфии Апфия была супругою Филимона, к коему есть послание Ап. Павла; проповедовал о Христе в Газе и других местах, а св. Архипп был епископом в Колоссах после Епафраса. В царствование Нерона скончались мученически: Филимон и Апфия побиты камнями, Архипп же изрезан ножами. Пр. Евгения и Макария исповедников Юлиан отступник, прибывши в Антиохию 362 года, потребовал священников Евгения и Макария на состязание о вере и, обличенный в злочестии, приказал бить обоих. Затем вместе с дуксом Артемием, который при сем открыто усовещевал царя, ввержены они были в темницу; на следующий же день царь осудил их на заточение в один из болотных оазисов Ливии, где они и скончались. Об Артемии см. 20 октября. Преподобного Досифея Ученик преподобного Дорофея, умершего в 620 году (пам. 5-го июня). Не долгими годами суровых аскетических подвигов угодил Богу блаженный Досифей. Едва только пять лет потрудился он на своем земном поприще, и среди выпавшего на его долю возлюбленного им труда не успевал даже соблюдать одного из главных правил иночества, в котором состоял он, а именно: неуклонного присутствия в церкви во время Божественной службы. Он нередко ее пропускал... Изнемогающий силами под бременем возложенного на него труда, Досифей не мог также выдерживать и строгого поста, разрешая себе иногда подкрепление пищею сверх положенного времени и более питательного качества... Это приводило в недоумение и даже соблазн прочих иноков обители (Палестинской – св. Серида, близ Газы), и не почитали они Досифея настоящим Божиим подвижником... так что, когда изнуренный болезнию юноша Досифей, почувствовав приближение смерти, сказал жившему в то время в монастыре прозорливому старцу Виссариону: «Владыко мой, уже не могу быть в живых», а старец отвечал ему: – «Чадо, иди с миром, предстани Святой Троице и моли о нас!» – то братия, услышав ответ старца, пришли в негодование, говоря: «Что такое великое совершил этот молодой инок, едва пять лет проживший в монастыре, что удостоился услышать такие слова от великого старца?... мы не видели его особенно подвизающимся в посте и бдении, напротив, он приходил к службе после всех, а иногда и дома оставался».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

20-е Св. мученика Артемия Артемий-воин, достигший отличия при императорах Константине и Констанции, был префектом в Египте в царствование Юлиана отступника. Когда, отправляясь на войну против Персов, Юлиан был в Антиохии, то Артемий, прибыв туда же с войском Египетским, был свидетелем возмутительного преследования христиан Юлианом, приписывавшим им сожжение языческого храма в Дафне, предместье Антиохии, в то время, как он с увлечением стремился восстановлять всё более упадавшее язычество и поддерживал языческие храмы. В озлоблении на неповинных христиан богоотступник сжёг их церковь в Антиохии и разрушил и другую, находившуюся близ Аполлонова капища, и вообще жестоко преследовал твёрдо противодействовавших ему христиан, не щадя даже детей. Вознегодовал тогда на гонителя ревностный христианин Артемий и безбоязненно открыто обличил его в несправедливости. Раздражённый дерзновением Артемия, властитель велел снять с него воинские одежды, обнажить его и мучить, пока он не принесёт жертвы богам. Но, обливая своей кровью землю, Артемий проповедовал Христа и великие чудеса Его. Перенеся ещё темничное заключение, где его томили голодом, Артемий был подвергнут особенному испытанию: его положили на одну половину рассечённого камня, другой половиной которого, опустив её с высоты, раздробили члены мученику. Оставшемуся и после того в живых Артемию, по повелению Юлиана, отсекли голову мечом. Это было октября 363-го года. Мощи Артемия, испрошенные у Юлиана Аристой, диакониссой Антиохийской, были посланы в Цареград немедленно после его кончины, но где положены первоначально – неизвестно. Впоследствии же были они перенесены в храм Иоанна Предтечи, построенный императором Анастасием (491–518), который и стал называться храмом Артемия 269 . При мощах св. великомуч. Артемия, прославленных многими чудесами, постигло однажды и чудное наказание одного человека, кощунственно отнёсшегося к прославленной Богом святыне... Когда однажды один благочестивый человек, в простоте души верующий в силу Божию, прославляющую Божиих угодников, взял масла и свечей и с надеждой на исцеление своей болезни пошёл помолиться к мощам св. великомуч. Артемия, то встретившийся с ним знакомый его, узнав; куда и зачем он идёт, с глумлением сказал ему: – принеси свою болезнь сюда, когда пойдёшь назад...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. 31 июля. ПРАВМИР. Святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361–363). Желая восстановить в Римской империи культ языческих богов, Юлиан разослал по всем областям указ, согласно которому всех христиан следовало предавать смерти. В город Доростол, расположенный на берегу реки Дуная, где жил святой Емилиан, был направлен сановник Капитолин. Императорский указ был прочитан на городской площади. Жители Доростола утверждали, что христиан в городе нет. Святой Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, святой Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный. Вскоре язычники обнаружили, что капище разгромлено. Разъяренная толпа стала избивать одного крестьянина, случайно проходившего мимо. Тогда святой Емилиан громко крикнул, чтобы не трогали невинного человека, и сказал, что сам разрушил капище. Его схватили и повели к судье Капитолину. По приказу сановника святого Емилиана долго и беспощадно били, а затем осудили на сожжение. Брошенный в костер, он не погиб, но пламя опалило многих стоявших вокруг язычников. Костер угас, святой Емилиан лег на догоравшие угли и с молитвой предал дух свой Господу († 363). Впоследствии в Константинополе была выстроена церковь в честь святого мученика Емилиана, куда и перенесли его святые мощи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Власть Всякая власть действует убеждением или принуждением (1). Когда в одной области чернь неистовствовала против христиан и, умертвив многих из них, грозила сделать еще более, областной начальник, желая держаться середины между требованиями законов и духом времени (так как и духу времени служить считал себя обязанным, и имел некоторое уважение к законам), многих из язычников подверг наказанию. Что ж вышло? На него донесли. Вдруг с великим бесчестием схватили его и представили царю, и он предан был суду за то, что наказал язычников, хотя ссылался на законы, по которым ему было поручено судить, едва не был приговорен к смерти. Наконец, царь (Юлиан Отступник) явил ему свое человеколюбие, то есть осудил его на изгнание. И при этом какое все услышали удивительное и человеколюбивое изречение! «Что за важное дело, – сказал «правосудный», «не преследующий христиан» судия, – если одна рука языческая умертвила десять галилеян?» Не явная ли это жестокость? Не указ ли это о гонении, более ясный и ужасный, чем те, которые изданы всенародно? В самом деле, какое различие в том, объявить ли указом гонение христиан или изъявлять свое удовольствие гонителям их и некоторую справедливость относительно христиан вменять в тяжкое преступление? Воля царя есть неписаный закон, огражденный силою власти и более сильный, чем писанные указы, не подкрепляемые властью (1). Опасно истощать милосердие начальников, надеясь на частое прощение, ибо, истощив, за их строгость подвергнемся ответственности мы сами, которые нарушают тишину ветром, наводят на свет мрак и к меду примешивают полынь. И между нашими законами есть один закон – закон похвальный и прекрасно поставленный Духом, Который дал Свои законы, сличив возможное и наилучшее. По этому закону как рабы должны быть послушны господам, жены – мужьям, Церковь – Господу, ученики – пастырям и учителям, так и все, обязанные давать дань, – повиноваться всем властям предержащим не только из страха, но и по совести (см. Рим. 13, 5–6 ) и не делать закона ненавистным, делая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхом, заслуживать похвалу от власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Император угрожал отсечь святителю руку — Евсевий протянул обе 5 июля. ПРАВМИР. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное ha I Bceлehckoм Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры. Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда. После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое ha I Bceлehckoм Соборе.  Ариане, боясь твердых исповедников Православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Он убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

http://pravmir.ru/328449/

Лекция состоялась 17 сентября в рамках просветительского проекта «Восток свыше». Алексей Муравьёв – востоковед, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project. Создание информационных материалов стало возможным благодаря Фонду президентских грантов. […] Written by admin - 29.09.2020 - 1106 Views 27 сентября в Эфиопии празднуется один из основных национальных праздников — Мескель (амх. яз. “Крест”), который в нашей традиции празднуется в этот же день и называется Воздвижение Креста Господня. В этот день приход Феодоровского собора пригласил в гости студентов из Эфиопии и Эритреи. На встречу пришли 13 эфиопов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.  Эта […] Written by admin - 28.09.2020 - 1341 Views 16 сентября в Просветительском центре Феодоровского собора состоялась презентация книги к.и.н Алексея Владимировича Муравьева “Христианский Восток накануне арабского завоевания. Сирийский мир и цивилизационные процессы в V-VI вв. н. э.”. В книге исследуется, какую роль сыграли арамеоговорящие христиане (называемые обыкновенно «сирийцами») в формировании особой субцивилизационной общности — христианского Востока. В результате гонений в. многие из […] Written by admin - 23.09.2020 - 1543 Views Источник: http://bible-spbda.info/Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии. Родился в 1987 г. в г. Нижний-Тагил Свердловской обл. в семье рабочих. В 2004 г. окончил МБОУ СШО Липецкого муниципального района Липецкой области. В 2009 г. окончил Николо-Перервинскую православную духовную семинарию, г. Москва. В 2009 г. поступил в Санкт-Петербургскую православную духовную академию, г. Санкт-Петербург. В 2011 г. […] Written by admin - 17.09.2020 - 1496 Views востоковед, кандидат исторических наук, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project. Образование, учёные степени 1995 — Кандидат исторических наук: специальность 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Юлиан Отступник в восточно-христианской традиции 1992 Специалитет: Московский […]

http://texts.aquaviva.ru/page/4/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 24 дек. 361). Родом из Каппадокии. Служил чиновником в К-поле, затем принял монашество. При покровительстве имп. Констанция II ок. 345 г. Г. К. был рукоположен епископами-арианами вместо Григория Каппадокийца (338-345). На Соборе в Антиохии (до 350) возвращение свт. Афанасия в Александрию в 346 г. было объявлено незаконным, а единственным каноничным предстоятелем Александрии признавался Г. К. ( Sozom. Hist. eccl. III 7; IV 8; Socr. Schol. Hist. eccl. II 14, 28). В февр. 356 г. под угрозой насилия со стороны военных свт. Афанасий был вынужден скрыться в безопасное место. 24 февр. 357 г. Г. К. прибыл в Александрию в сопровождении военного отряда под командованием комита Себастиана. Он сразу же столкнулся с оппозицией в лице паствы свт. Афанасия, остававшейся верной своему архипастырю. Г. К. начал репрессии против своих противников, пытался завоевать авторитет, демонстрируя ревность в борьбе с язычеством. Пользуясь особым положением, он не гнушался финансовыми злоупотреблениями, спекулируя на торговле егип. товарами, введя монополию на похоронные процессии и занимаясь проч. махинациями ( Epiph. Adv. haer. 67. 1). Среди действий Г. К., вызывавших недовольство александрийцев, было изгнание из города популярного врача Ксенона Кипрского. Своим ближайшим советником Г. К. сделал арианина Аэтия , ставшего активным соучастником его афер ( Theodoret. Hist. eccl. II 23). 29 авг. 358 г. возмущение александрийцев деятельностью епископа вылилось в мятеж. Толпа ворвалась в ц. св. Дионисия, где служил Г. К., но ему удалось спастись от расправы. 2 окт. Г. К. покинул Александрию и в течение 3 лет жил в Антиохии. В нояб. 361 г. скончался имп. Констанций II, покровитель Г. К., а пришедший к власти Юлиан Отступник амнистировал всех епископов, в т. ч. свт. Афанасия Великого. Боясь потерять кафедру, Г. К. решил вернуться в Александрию (24 нояб. 361). В стремлении заслужить славу борца с язычеством он распорядился переоборудовать в христ. церковь здание храма Митры, подаренное Констанцием Александрийской Церкви. 24 дек. 361 г. в городе была устроена торжественная процессия с демонстрацией раскопанных при строительстве черепов и осмеянием языческих обрядов. Многочисленные приверженцы бога Митры подняли мятеж, и большое число христиан было убито, а Г. К. вытащили из церкви и после пыток сожгли, привязав к верблюду. Гибель епископа вызвала гнев имп. Юлиана, он обвинил александрийцев в грубом попрании законов, хотя и признавал, что Г. К. заслужил наказание ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 2-3; Sozom. Hist. eccl. V 7). Ариане считали, что в беспорядках виновны сторонники свт. Афанасия, и избрали на место Г. К. некоего Лукия. Свт. Афанасий Великий торжественно возвратился в Александрию (21 февр. 362).

http://pravenc.ru/text/164367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ († до 362), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Медиолан (совр. Милан, Италия), борец с арианской ересью. Д. известен благодаря участию в Медиоланском Соборе 355 г., созванном по инициативе имп. Констанция II (337-361) для осуждения свт. Афанасия I Великого . После Арелатского Собора 353 г. (см. ст. Арелатские Соборы ) и протеста св. Либерия , еп. Римского, Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Главными обвинителями стали доверенные лица имп. Валент, еп. г. Мурса (совр. Осиек, Хорватия), и Урсакий, еп. г. Сингидун (совр. Белград) (см. ст. Валент и Урсакий ). Д. и свт. Евсевий , еп. г. Верцеллы (совр. Верчелли, Италия), понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили сначала обсудить вопрос о вере. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Д. не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры . Епископы стали подписывать грамоту с Символом, однако Валент вырвал ее из рук Д. Когда имп. Констанций узнал об этом инциденте, он приказал перевести заседания Собора из церкви в свою резиденцию, чтобы следить за происходящим. После того как Валент снова стал спорить с Д., император откинул занавес, отделявший его от участников Собора, и заявил, что сам является обвинителем свт. Афанасия, поэтому Валенту необходимо верить. По требованию императора Д. подписал осуждение свт. Афанасия, однако вскоре под влиянием свт. Евсевия отозвал свою подпись, объявив, что дело Афанасия можно рассмотреть только после подтверждения Никейского Символа веры. Констанций издал приказ об аресте Д. Святитель был схвачен в церкви после литургии, хотя народ пытался защитить его. Д., свт. Евсевий и Луцифер, еп. г. Каралы (совр. Кальяри, Италия), папский легат на Соборе, были объявлены личными врагами императора. Д. был сослан в Армению, где и скончался. Очевидно, это произошло до 362 г., когда имп. Юлиан Отступник разрешил всем изгнанным епископам вернуться на свои кафедры. О возвращении Д. на Медиоланскую кафедру, к-рую занял арианский еп. Авксентий , неизвестно.

http://pravenc.ru/text/178317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ, НЕСТАВ И ЗИНОН [греч. Ευ j σβιος, Νεστβος, Ζνων] († 361-362), мученики Газские (пам. греч. 21 сент.). Церковный историк Созомен сообщает ( Sozom. Hist. eccl. V 9), что во время гонения имп. Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Е., Н. и З. в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление имп.-христианина Констанция II, при к-ром имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами». Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, к-рого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону, где также претерпел побои от язычников. При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта, ср.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1027), воздвиг за городом молитвенный дом, в к-ром поместил мощи мучеников вместе с останками исп. Нестора, к-рый при жизни был другом Е., Н. и З. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его. Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского еп. Георгия Каппадокийца (24 дек. 361), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя пров. Палестина Первая за то, что последний, поступив по закону, взял под стражу нек-рых зачинщиков расправы над Газскими мучениками.

http://pravenc.ru/text/187384.html

Наша любовь к Богу должна быть крепкая 25 августа (7 сентября) (Страсть святых мученик, тридесяти седми, иже в Филиппополи пострадавших) Наша любовь к Богу должна быть крепкая, выше всякой другой любви; т.е. мы должны любить Бога более всего. Так как Бог есть высочайшее благо, и Он беспредельно совершеннее всех тварей, и вместе Он есть несравненный наш Благодетель, Податель всех благ, то поэтому наша любовь к Богу должна быть выше всякой другой любви, и всякая другая любовь должна подчиняться сей любви к Богу (Поуч. Евсевия о вере, кн. 3, стр. 193). О такой любви Апостол говорит: Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за Возлюбльшего ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем ( Рим. 8, 35–39 ). Слыша сие, братие, вы, конечно, спросите: неужели можно иметь такую любовь к Богу? Отвечаем: можно, и это мы покажем вам самым делом. При императоре Юлиане-отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане, для совершения Богослужения, стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех, собиравшихся туда, умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о повелении царском. Между тем, рано утром, увидал он одну женщину, которая, с ребенком на руках, быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат упомянутого начальника. Последний велел взять ее и привести к себе. Когда она была приведена, он сказал: «Убогая жена, куда так рано спешишь?» Она отвечала: «В поле, где христиане собираются». Начальник сказал: «Да разве ты не слыхала, что туда придет посланный от царя и всех, кого найдет там, – убьет?» «Слышала, – отвечала женщина, – потому и спешу, чтобы за Христа умереть там» «Да зачем же, если так, младенца несешь за собою?» «Затем и несу, – отвечала она, – чтобы и он мучения сподобился». Слышав это, начальник, отпустив своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан не могу». И рассказал о своей встрече с женщиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010