профессор Юлиан Андреевич Кулаковский (25.07.1855–21.02.1919) История Древней Церкви профессор Юлиан Андреевич Кулаковский Русский филолог-классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист, педагог. Член-корреспондент Императорской академии наук, заслуженный ординарный профессор кафедры классической филологии Императорского университета св. Владимира. Биография Сын настоятеля церкви в городе Поневеж Андрея Ивановича Кулаковского. Первоначальное образование получил в Виленской гимназии, с 1871 года обучался в Лицее цесаревича Николая при Московском университете, который окончил в 1873 году с золотой медалью. В 1876 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата по отделению классической филологии. В 1878—1880 — в научной командировке Министерства народного просвещения за границей: Бонн, Тюбинген, Берлин; слушал лекции и принимал участие в семинарах Т. Моммзена, А. Гутшмида и других. В 1880 году Кулаковский начал в Киевском университете св. Владимира чтение лекций по римской словесности и латинскому языку. В 1882 году защитил в Москве магистерскую диссертацию: «Коллегии в древнем Риме: Опыт по истории римских учреждений», в 1888 - в Санкт-Петербурге - докторскую: «К вопросу о начале Рима». В 1891 Кулаковский прочитал публичную лекцию: «Христианская церковь и римский закон в течение первых двух веков», где доказывал, что принцип религиозной нетерпимости проведён в государственный строй христианскими императорами Рима. Эта лекция вызвала резкое возражение в «Трудах Киевской духовной академии», 1892 5 и 6) и 1893 2 и 4), где Юлиан Кулаковский сравнивался с Юлианом Отступником. В своём ответе («Университетские известия», 1892) Кулаковский с блеском доказывает справедливость своего взгляда. Во второй половине 1890-х годов Кулаковский производил археологические раскопки на юге России: в Ольвии, Керчи и Старом Крыму. Участвовал почти во всех Археологических съездах 1884—1908 годов, был делегатом на Римском международном историческом конгрессе (1903), Берлинском съезде историков (1909), III Международном конгрессе историков в Лейдене (1912). Состоял членом Императорской Археологической комиссии, Московского археологического общества, был вице-председателем Киевского художественно-промышленного и научного музея императора Николая Александровича, членом Совета попечителя Киевского учебного округа, членом Высочайше утверждённой комиссии по преобразованию высших учебных заведений и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Сщмч. Василий Анкирский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 105) († 362/363), сщмч. (пам. 22 марта), пресв. Анкирский, пострадал при имп. Юлиане Отступнике . В. проповедовал христ. веру в г. Анкира (М. Азия) во время правления имп. Констанция II . К-польский патриарх-арианин Евдоксий преследовал его за веру и на время запретил служить. Позже В. был оклеветан перед Констанцием II и снова подвергся гонениям. Во время правления Юлиана Отступника язычники схватили В. и привели на суд к игемону Сатурнину. После исповедания святым христ. веры игемон приказал повесить его на дереве и раздирать тело железными орудиями, но В. оставался непреклонен и был брошен в темницу. Сатурнин обратился к императору за указаниями, как поступить с В. Юлиан направил в Анкиру 2 образованных язычников, бывших прежде христианами, Элпида и Пигасия, позже к ним присоединился жрец Асклепий. Пигасий пришел в темницу, где находился В., и попытался убедить его поклониться идолам, однако сам был смущен увещеваниями святого. После того как он передал слова В. своим спутникам, они решили, что мучения В. нужно продолжить и, если он будет упорствовать, предать его в руки императора. В. снова претерпел пытки на дереве, после к-рых был водворен в темницу. В это время в Анкиру прибыл Юлиан (июнь 362) и приказал привести В. Тот, несмотря на мучения, предстал перед императором, сияя чудной красотой. Юлиан пытался посулами и угрозами убедить В. принести жертвы идолам, но, поняв, что святой остался тверд в своей вере, приказал военачальнику Фрументину (Флавентию) вырезать из кожи мученика каждый день по 7 ремней. Когда на теле В. не осталось живого места и с него свисала нарезанная ремнями кожа, В. сказал палачу, что хочет поговорить с императором. Фрументин, решив, что В. сдался, с радостью сообщил об этом Юлиану. Но, оказавшись в храме Асклепия, В. оторвал от себя один из ремней и бросил его в лицо императору. Фрументин, на к-рого обрушился гнев Юлиана, пришел в ярость и велел ужесточить пытки, во время мучений В. с молитвой отошел ко Господу. После гибели Юлиана Отступника христиане похоронили мощи В., воздав им надлежащие почести (22 марта).

http://pravenc.ru/text/150507.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАСИПП, КАССИНИЯ (КАС(К)ИНА) И АНТОНИЙ (АНТОНИН) [Греч. Μελσιππος, Κασσνη (Κασ(σ)να) κα Αντνιος] (IV в.), мученики Анкирские (пам. 7 нояб.). Супруги М. и К. и их сын А. жили в г. Анкире (ныне Анкара, Турция). Имп. Юлиан Отступник (361-363) отказался от христ. веры и стремился к тому, чтобы во всей Римской империи вновь утвердилось идолопоклонство. Он начал новые гонения на исповедующих евангельское учение. М., К. и А., как верные христиане, были арестованы и приговорены к мучениям. Юлиан лично присутствовал при истязаниях. А., 13-летний мальчик, сначала оставался в темнице. Его родителей подвесили и рвали их тела железными крючьями и опаляли огнем, потом К. отрезали сосцы, а М. отсекли ноги до колен. Когда привели А., он не устрашился при виде пыток, а славил подвиг родителей и целовал отсеченные ноги отца. Став свидетелем еще более жестоких мучений М. и К., во время к-рых они предали Господу свои души, А. плюнул в лицо Юлиану, после чего мальчика также подвергли пыткам. Сначала его подвесили к дереву и раздирали крючьями, потом перебили голени и привязали к ногам тяжелые камни, затем положили на раскаленное железо. После всех мучений ему обрили голову и водили по городу с тяжелым камнем на шее. Юлиан передал А. в руки военачальника по имени Агриппин. Тот велел бросить мальчика в раскаленную печь, а потом отдать на растерзание зверям, но святой остался невредим. Видя необычайную стойкость мальчика и преданность вере, 40 юношей, бывших свидетелями подвига, исповедали себя христианами и были обезглавлены. А. вновь положили на раскаленное железо и били палками, но видя, что мученик не отказывается от веры, а пытки чудесным образом не причиняют ему вреда, Агриппин приказал отсечь А. голову. Эти сведения сохранились в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и с большой вероятностью восходят к несохранившемуся греч. Мученичеству; однако, поскольку пытки в Синаксаре были описаны очень подробно, утраченный текст вряд ли был намного длиннее и содержал дополнительные детали. В некоторых зап. агиографических источниках К. называется Кариной, в слав. переводе в составе ВМЧ митр. Макария - Икаисилой и Каисилой, кроме того, там сказано, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 227-228). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского А. ошибочно назван Антонином.

http://pravenc.ru/text/2562810.html

Священномученик Василий, пресвитер Анкирский Святой Василий был священником Анкирской Церкви в Галатии. В то время епископом в ней был Маркелл, который в своем противостоянии арианству впал в противоположную ересь – модализм, считая три Божественных Лица тремя аспектами, или модусами, Божества. Однако Василий не разделял этих воззрений и ревностно учил истинной вере, наставив многие души на правый путь, ведущий к Богу. С несокрушимой стойкостью он исповедал Православие перед императором Констанцием и был отпущен. Когда Юлиан Отступник стал императором (360) и предпринял попытку восстановить язычество, доблестный исповедник удвоил усилия, дабы разоблачить пустоту веры в ложных богов. Святого Василия обвинили в том, что он наносит ущерб почитанию императора. На это святой ответил, что намерен повиноваться только Царю неба и земли. Тогда проконсул Сатурнин велел растянуть его на дыбе. Во время мучений святой обратился к Богу с такой молитвой: «Господи, Боже веков, благодарю Тебя за то, что Ты счел меня достойным идти по пути страданий. Я уверен, что, идя по нему, достигну жизни вечной и окажусь среди тех, кого Ты сделал наследниками Твоих обетований и кто уже наслаждается ими!» Император во время своего похода против персов (362) остановился в Анкире. Ему представили Василия, который, объявив себя христианином, предсказал Юлиану, что Бог, Чьи алтари он поверг, вскоре его самого свергнет с трона и его тело, оставленное без погребения, будет попрано ногами. Юлиан был задет этими словами и приказал, чтобы каждый день у святого вырезали из кожи ремень. Василий в течение нескольких дней выносил эти жестокие рассечения, затем попросил о встрече с императором. Юлиан, считая, что тот готов отречься, пришел в храм Асклепия и повелел приготовить жертвоприношение. Но Василий, представ перед ним, вырвал полосу кожи, что у него только что отрезали и которая еще свисала с его тела, бросил ее перед Юлианом и сказал: «Держи, съешь этот кусок, потому что ты любишь мясо. И знай, что для меня смерть – это победа. Я страдаю за Христа, Он – мое прибежище, моя опора и моя жизнь!» Разгневанный император приказал резать его тело, пока не обнажатся внутренности. В этих мучениях святой молился, чтобы Бог даровал ему завершить земной путь, сохранив веру, и быть принятым в Царство Небесное.

http://pravoslavie.ru/60588.html

Скачать epub pdf Память преподобных Евгения и Макария исповедников Память 19 февраля Когда в римской империи царствовал Юлиан, то все христиане скрывались из-за того, что по повелению императора везде приносились жертвы языческим богам, и язычники в угоду своему государю, оскверняя себя и не боясь суда Божия и вечного наказания, силою принуждали твердых в вере исповедников Христа принимать участие в этих жертвоприношениях. В это время были схвачены и приведены на суд к Юлиану два пресвитера Антиохийской церкви Евгений и Макарий. На суде они исповедали Христа истинным Богом и Судиею живых и мертвых и обличили императора отступника, как нечестивца и убийцу, нарушителя заповедей Божиих, язычника и служителя идолов, причем сказали ему: – Горе тебе, нечестивец и наследник вечного, нескончаемого огня! Горе твоей суетности! Как ты решился вместо света снискать себе тьму? От этих слов Юлиан пришел в гнев и повелел сперва связать святых тонкими ремнями, повесить вниз головами и окуривать ядовитым зловонным калом, а потом сильно раскалить железный лист и, обнажив их, разложить на нем. Подвергнутые таким мучениям, святые Евгений и Макарий возвели глаза свои к небу и, сохраняемые силою Божиею, оставались невредимыми, причем лица их сияли радостью и тем обличали злобу мучителя. После сего Юлиан приказал заключить их в оковы и сослать в Оасим аравийский 1492 . Идя на место ссылки, святые радовались, что терпят изгнание за Христа, и пели: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» ( Пс.118:1 ). С радостным духом они прибыли в Оасим, взошли на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им: – Братия, уйдите из этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который пожирает всех, кто близко подходит к нему. На это святые отвечали: – Покажите нам пещеру, где обитает этот змей. Их привели к месту обитания змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда святые, преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерою бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками, уверовали во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Евпсихия Память 9 апреля Святой мученик Евпсихий был сын знатных родителей, родился и получил воспитание в Кесарии каппадокийской 2488 и годы юности своей проводил непорочно в целомудрии христианском, «мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости» (Прем.Сол.4:9). В царствование богопротивного Юлиана Отступника 2489 , он вступил в законный брак и, когда еще не кончилось брачное торжество, показал великую ревность и любовь по Христе Иисусе. В городе Кесарии было капище нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем царь Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака Евпсихиева совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания. Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану, а святой Евпсихий, имея в виду предстоящие ему за это страдания, раздал свое имущество нищим и приготовлялся к мученическому подвигу, пребывая в посте и молитвах. Царь же Юлиан, услышав о разорении храма богов своих, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех церквей кесарийских, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя «Кесария» 2490 , которое он получил в царствование Клавдия 2491 , и велено было называться прежним его именем «Маза»; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань со строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалою и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного храма богов эллинских, – и эта угроза была бы приведена в исполнение, если бы богоненавистного царя не постигла скорая погибель 2492 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал окроплять все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью 16 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует память св. мученика Феодора Тирона (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Святой великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381-397).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Новые враги христианства Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике . Юлиан был сын брата Константина Великого . Он, хотя и был сначала воспитан в христианстве, но, когда стал императором, начал поклоняться идолам и объявил себя язычником и сильно притеснял христиан. Открыв гонение на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить иерусалимский храм и дал на это средства. Но Господь защитил святую веру. По свидетельству не только христианских, но и языческих писателей, землетрясение и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили прекратить затеянное Юлианом восстановление Иерусалимского храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены, так что в полном смысле не осталось здесь камня на камне. Так вот, язычник Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23 гл. 1). Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов , в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами. Многие из посторонних зрителей, как пишут о том историки, сбегались смотреть на это зрелище борьбы с таинственною огненною стихиею. Враг христианства должен был сам сознаться в своем бессилии, но не раскаялся в своей злобе. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Юлиана. Умирая, он с горестью воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин» ! (так называл он Господа Иисуса Христа). По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи. Но с седьмого века начинаются новые страдания христиан на востоке. В 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, отдал иудеям на расправу девяносто тысяч христиан, патриарха Захарию со многими другими христианами увел в плен, сжег храм Воскресения, похитил драгоценности храма и унес в Персию Крест Христов . Через 14 лет, в 628 г, греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан, во главе с патриархом Захарией, и св. Крест был с честью возвращен в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. 4 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Василия Анкирского. Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской. Во время широкого распространения арианской ереси он призывал свою паству твердо держаться Православия. За это святой Василий был лишен священнического сана местным арианским собором, но на Палестинском Соборе 230 епископов он был восстановлен в сане пресвитера. Святой Василий открыто продолжал свою проповедь, обличая ариан, за что стал жертвой преследований и подвергся истязаниям как человек, якобы опасный для государства. Для отвращения святого Василия от Православия к нему были приставлены два отступника — Елпидий и Пегасий. Однако святой остался непоколебим и за это снова подвергся мучениям. Когда же в город Анкиру прибыл император Юлиан Отступник (361 — 363), святой Василий на суде перед ним мужественно исповедал Христа, а императора обличил за отступничество. Юлиан приказал вырезать ремни из кожи со спины святого. Однако святой пресвитер Василий бестрепетно перенес эту страшную муку. Когда же святого стали жечь и колоть раскаленными прутьями в плечи и живот, он в мучениях упал на землю и громко молился. Совершив молитву, весь исколотый раскаленными прутьями, святой словно уснул сладким сном, предав душу свою в руки Божии. Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его ради праздника святых апостолов Петра и Павла была перенесена на 22 марта. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 января, 2021 18 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Статистика Кирилл Иерусалимский, свт. Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре. В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима. В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351 - 363), надеясь обратить его в Православие. Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя. Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению. Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361 - 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

http://lib.cerkov.ru/authors/747

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010