XVI. Ограда вокруг монастыря каменная: стены её расположены в виде неправильного квадрата, имеющего северо-западный и юго-восточный углы округленные. – На юго-восточном углу башня круглая невысокая с куполовидным кровом; северо-западный угол без башни. На остальных углах и по середине стен возвышаются пять четырехугольных больших башен, каждая в три яруса, с крышами деревянными пирамидальными, и с каланчами над ними, имеющими крыши тоже пирамидального вида. – Из них: 1-я башня среди южной стены, именуемая Георгиевская и Знаменская, увенчана, вверху над каланчей, восьмиконечным крестом деревянным, обитым железом и окрашенным, водруженным в особое яблоко, обитое тоже железом. Под этою башней святые ворота, с особым каменным всходом, устроенным с боковой восточной стороны; дверь в воротах одностворчатая деревянная. Лицевая сторона ворот обведена кирпичным валиком дугообразным. Над воротами вверху в нарочитом углублении образ Печерской Божией Матери, писанный на доске. На южной лицевой стороне бани написано на стене изображение св. Великомученика Георгия, а вверху над ними в углублении поставлена икона Знамения Божьей Матери, писанная на доске . – 2-я башня на северо-восточном углу, именуемая Сторожевой, отличающаяся от прочих и обширностью, и высотой и возвышенностью самого местоположения, – и 3-я на юго-западном углу, именуемая Входной; выше каланчей, они увенчаны большими двуглавыми орлами, утвержденными в яблоко, с знаками царственной державы, – изображающими государственный герб, – кои напоминают, что обитель преподобного Пафнутия была в числе тех знаменитых монастырей, кои пользовались особенными царскими милостями; – 4-я башня, оружейная, на средине восточной стены; – 5-я башня, именуемая Тайницкая, среди западной стены ограды. – Въездные ворота в монастырь одни с южной стороны и подле них малый вход для пешеходов, двери в них деревянные. Лицевая сторона ворот, никаких украшений не имеет. – Над воротами образ преподобного Пафнутия в углублении стены, писанный на доске. Поверх крыши над оградой малая глава обитая железом, с шеей деревянной под нею, на глав в особое яблоко утвержден железный крест, с малыми крестиками на концах, и с полулунием в подножии. – По ограде устроены вокруг всего монастыря ходы, с деревянной крышей, поддерживаемой с внутренней стороны монастыря пилястрами или столбами, утвержденными в арках; на этих галереях устроены бойницы с осадными стоками. – Ограда в окружности, с башнями, имеет 316 сажень. – О первоначальном построении ограды записей не сохранилось. – По книге вкладов, писанной после разорения монастыря, бывшего около 1610 года, видны многие пожертвования от вкладчиков на возобновление как сей ограды, так и прочих зданий монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Большая башня строилась на водах из блестящих квадратных камней шестью юношами; им помогали десятки тысяч мужей, доставая камни, одни из воды, другие с земли и подавая их юношам. Камни из воды были гладки и ловко приходились к другим камням. Казалось, что вся башня построена из одного камня. Из других камней, доставаемых из земли, не все употреблялись в дело, а некоторые отбрасывались в сторону. Были камни и с трещинами, негодные для постройки» (III 2, 4). Старица объяснила и смысл виденного: «Строящаяся башня, которую ты видишь, это я — Церковь, явившаяся тебе, и теперь открою, чтобы ты радовался со святыми ... Тебе откроется то, что тебе нужно, да будет только твое сердце обращено к Богу, и не сомневайся о том, что ты увидишь» (III 3, 3). «Башня потому строится на водах, что ваша жизнь благодаря воде спасена и спасется. Основана башня глаголами Вседержителя и преславным именем, а держится невидимой силой Владыки» (III 3, 5). На вопрос Ерма, кто же эти шесть юношей, которые заняты постройкой, старица ответила: — « Это суть святые ангелы Божьи, первые творения, которым Господь передал всю свою тварь и поручил взращать, строить и владычествовать над всей тварью; благодаря им совершается построение башни.» — « А те другие, — спросил Ерм, — что приносят камни, кто они такие?» — «И это суть святые ангелы Божьи, но те шесть над ними суть. Когда закончится построение башни, тогда все они вместе возрадуются вокруг башни и прославят Бога за то, что закончилась постройка башни.» После этого дает старица объяснение насчет камней. «Камни четырехугольные, белые и отшлифованные — это суть апостолы, епископы, учители и диаконы, свято проходящие свое служение Богу ... одни из них почили, другие же еще живут. Они всегда были согласны друг с другом, имели между собой мир и слушали друг друга. Поэтому при постройке башни они согласованы между собой. Камни, извлекаемые из глубины реки, суть мученики за имя Господне. Другие камни, извлекаемые из сухого места, подходящие к постройке суть те, которых испытывает Господь и которые исполняют Его заповеди. Другие камни, идущие в здание — это новообращенные. Отложенные камни — это грешники, готовые каяться. Отбрасываемые далеко суть «сыны беззакония.» Лежащие во множестве и шероховатые, не идущие в кладку, это те, кто познали истину, но не остались в ней и не имеют общения со святыми; посему они не годны к употреблению. Потрескавшиеся камни — это люди, питающие в сердце вражду; попорченные камни — это не вполне праведные люди. За ними упоминаются и верующие, но имеющие богатство этого века. Они будут годны для кладки, когда обсечется их богатство (III 5,1). Другие оставшиеся камни суть:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Сторожевая Башня также упоминает об этом. Но что интересует Свидетелей Иеговы:«...в «Экзаплах» есть имя Бога на еврейском языке в форме четырех букв, называемых тетраграмматоном. Это служит важным доказательством, что первые христиане знали и употребляли личное имя Бога – Иегова " (стр. 31); «Экзаплы» Оригена указывают, что Божье имя использовалось в Христианских Греческих Писаниях».(стр. 31, подпись у фотокопии рукописи). В «Гекзаплах» имя Бога действительно встречается в еврейском написании , а также в греческом эквиваленте ΠΙΠΙ. Но очередной раз Сторожевая Башня выдает свои предположения за факты. Во-первых, «Гекзаплы» – это список Ветхого Завета, и к «Христианским Греческим Писаниям», как пишут Свидетели Иеговы, он не имеет никакого отношения. Во-вторых, Сторожевая Башня не уточняет годы, когда «первые христиане знали и употребляли личное имя Бога». Если Сторожевая Башня имеет в виду христиан, живущих вплоть до создания «Гекзаплов», что естественно вытекает из ее же контекста, то она противоречит сама себе. Получается, что имя Бога употребляли отступники в тот период (начало III-ro века), когда по утверждению Сторожевой Башни, это имя Бога другие отступники уже давно уничтожили из всех текстов Нового Завета. В-третьих, «Гекзаплы» в 50 томах, не были так уж всем доступны и распространены, чтобы простые христиане там встречали имя Бога. Таким образом, «Гекзаплы» ничего не доказывают в отношении предвзятой теории Свидетелей Иеговы. В заключении Сторожевая Башня пишет: « Ориген мог бы прислушаться к призыву апостола Павла и не стать участником отступничества... »; « Ориген все же «уклонился от веры». (стр. 31). Но в чем же на самом деле заключалось отступничество Оригена ? Вне всяких сомнений, в отношении учения о Боге Отце и Боге Сыне Ориген в основе ничего не искажал, но некоторые его размышления были несколько двусмысленны, что в полемике о личности Христа аргументацией Оригена пользовались как представители Церкви, так и их противники ариане. Тем не менее, в полемике о Троице использовались не только аргументы Оригена, поэтому складывать «ответственность» на него – недопустимо. Церковью были отвергнуты некоторые толкования Оригена, например, учение о душе, впрочем, о чем он говорил иногда предположительно. Таким образом, Церкви не было необходимости перенимать учение о Троице, так как оно уже было. Но Церковь перенимала новые способы апологетики, в ответ на новые нападки арианской ереси. Евсевий Кесарийский. Отец церковной истории?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

керамическая икона Благовещения Пресв. Богородицы. Собор выделяется необычной, не имеющей аналогов конструкцией перекрытия основного объема. На фасадах были использованы приемы, характерные для иконографии 6-столпного храма, внутри возвели 4-столпную конструкцию для поддержания сводов, отказавшись от зап. пары столбов и разделения зап. части наоса на 2 поперечных нефа. Высвободив в зап. части пространство, зодчие объединили его, перекрыв единым коробовым сводом. Смещенные к востоку 4 столба связаны между собой и с наружными боковыми и вост. стенами собора подпружными арками, на к-рые с помощью парусов опираются большой центральный и 4 малых барабана глав. Для поддержки зап. пары глав в вост. углах коробового свода введены дополнительные подпружные полуарки. В верхней части боковых стен под парусами, на подпружные арки к-рых опираются малые главы, сохранились круглые отверстия голосников-резонаторов. Зап. пара столбов имеет небольшие закрестия, а на уровне пят центральной подпружной арки - профилированные импосты. Вост. пара столбов соединена поперечной стеной, опирающейся на алтарные своды. Здесь проявляется еще одна, функциональная, особенность их устройства: на сводах алтаря в пространстве вост. поперечного нефа устроен тайник, освещенный через проемы в барабанах вост. пары малых глав и круглым окном центральной закомары вост. стены. Аналогов подобного устройства алтарной части соборных храмов в нижегородском зодчестве не имеется, зато этот прием был очень распространен в XVII в. при строительстве ярославских 4-столпных холодных храмов. Исторические росписи стен и сводов в соборе не сохранились, полностью утрачены иконостас с иконами XIV-XVI вв. и церковная утварь. Существующие иконостас и отделка помещений появились в соборе после возобновления мон-ря в 90-х гг. XX в. Единственным аутентичным элементом убранства является, по-видимому, только оформление главного входа в храм из зап. галереи, арочный проем к-рого украшает монументальный перспективный портал с массивными круглыми каннелированными колоннами и профилированным архивольтом с поясом наборных «бус». Пространство галереи перекрыто цилиндрическими сводами с распалубками, стены внутри галерей также были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Композиция 2 поставленных рядом шатровых храмов, вызванная, вероятно, значением придельного Алексиевского храма для царственного заказчика, уникальна для русской архитектуры, хотя имеет ряд предшественников - храмов, составленных из 2 равноценных объемов, но без шатрового венчания (20-30-х гг. XVII в.). Возможно, результатом адаптации композиции монастырского собора в русской архитектуре стала типология храмов с 2, а впосл. с 3 шатрами на одном поперечном лотковом своде. Единственный построенный позднее комплекс из 2 равновеликих шатровых церквей, объединенных общей стеной,- церкви Богоявления и прп. Ферапонта над св. воротами Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Поскольку археологическое изучение территории М. А. м. невозможно (на его месте дважды, в XIX и XX вв., был построен храм Христа Спасителя), история появления пристроек собора реконструируется лишь предположительно. Первая версия: собор и Алексиевская ц. были построены одновременно с 2-столпной трапезной, к-рая объединила их объемы в зап. части; тогда же весь ансамбль был окружен галереей на квадратных столбах, украшенных по всей высоте квадратными ширинками. Одновременно мог быть построен северо-вост. Зачатьевский придел. Поскольку существование престола Тихвинской иконы в XVII в. не прослеживается, не исключено его более позднее появление. В пользу 1-й версии реконструкции свидетельствуют тонкие стены придельных апсид на плане Строганова. В кон. XVII в. при реконструкции соборного ансамбля Зачатьевский придел мог быть перенесен западнее и объединен с пространством трапезной, а в юго-вост. углу трапезной создан симметричный Тихвинский придел. Согласно 2-й версии, 2 придела в трапезной могли появиться в 1-й период строительства, в 1634 г., их апсиды были изначально вписаны в пространство галерей, вытянутых вдоль фасадов, а сев.-вост. палатка, показанная на плане Строганова, никак не связана с первоначальным объемом Зачатьевского придела. Данную версию поддерживает аналогия с планом собора мон-ря прп. Феодора Студита, построенного в 1627 г. по инициативе патриарха Московского и всея Руси Филарета: согласно данным археологических исследований, апсиды 2 приделов располагались в сев.-вост. и юго-вост. углах вытянутой трапезной. Противоречит данной версии то, что тип планировки с 2 приделами в трапезной распространился лишь во 2-й пол. XVII в., а также то, что устройство галерей восточнее придельных апсид не практиковалось в XVII в. Более вероятной выглядит 1-я версия развития ансамбля, согласно к-рой в 1634 г. были построены 2 шатровых храма, сев.-вост. придел, трапезная с запада и галереи, окружившие весь ансамбль. В том же году могла появиться и шатровая колокольня, но ряд признаков - круглые окна в гранях шатра, карниз-пила на четверике колокольни - указывают на вероятность ее перестройки (или строительства) в кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Вост. атриум уникален для кипрских базилик и имеет, по мнению Ш. Дельвуа, аналог - вост. атриум иерусалимского храма Гроба Господня времени равноап. имп. Константина I Великого. Впрочем, предположение этого исследователя, что в К. хранилась частица Честного Креста, остается гипотезой: поздние источники (XIII-XIV вв.), сообщающие о даровании равноап. Еленой частиц Креста кипрским храмам, ничего не говорят о К. Однако очевидно, что К. была паломнической базиликой, подобно базилике ап. Варнавы. Не вызывает сомнения у исследователей и зависимость архитектуры К. от к-польского зодчества. На это указывают выступающие наружу апсиды, высокий синтрон, хоры, нартекс с нишами в торцах, а также проконесский мрамор и др. детали. На более позднем этапе к К. с севера был пристроен баптистерий в форме небольшого зального храма с 3 помещениями перед ним, а еще позднее - ряд помещений к востоку от него и у сев.-вост. и юго-вост. углов вост. атриума. Единственная сохранившаяся in situ декорация К.- выложенный мраморной плиткой пол в базилике (нартекс, пастофории), в вост. атриуме и в баптистерии (пол в др. помещениях К. был устлан желтыми плитами из сланца). Особенно роскошен наборный мраморный пол в технике opus sectile с чисто геометрическими мотивами, в т. ч. с мотивом пересекающихся кругов. Стены были отделаны большими плитами разноцветного мрамора. Лит.: Delvoye Ch. La place de Chypre dans l " architecture paléochrétienne de la Méditerranée//Πρακτικ το Πρτου Διεθνος Κυπρολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1972. Τ. 2. Σ. 17-21; idem. L " Art paléochrétien de Chypre//XVe Congrès Intern. d " Études Byzantines: Rapports and co-rapports. Athénes, 1976. P. 1-52 (var. pag.); Papageorghiou A. L " architecture paléochrétienne de Chypre//Corso di cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1985. Vol. 32. P. 299-324; idem. Foreign Influences on the Early Christian Architecture of Cyprus//Acts of the Intern. Archaeol. Symposium «Cyprus between the Orient and the Occident». Nicosia, 1986. P. 490-497; idem. (Π[απαγεωργου] Α.). Καμπανπετρας βασιλικ//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 224-225; Hagiographica Cypria: Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e Menologio Imperiali deprompta; Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Roux G. La Basilique de Campanopétra. P., 1998. (Salamine de Chypre; 15).

http://pravenc.ru/text/1470145.html

Возглавлял бригаду художников мастер М. В. Молов. В иконописной мастерской Молова работали «в большинстве по оригиналам Васнецова и Нестерова масляными красками» (Там же. С. 33). Эскизы к росписям были разработаны А. В. Серебряковым и самим Зиновьевым. «Любимой темой» Серебрякова были «ночные мотивы: звездное и туманное небо…» ( Авидзба. 1977. С. 12), что нашло отражение в использовании в росписи собора синего фона с изображением золотых светил и звезд. О технологии живописи Зиновьев сообщал, что московские художники и палешане применили в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска, и «на такой смеси масляная живопись приобретала матовость, становилась похожей на фреску» ( Зиновьев. 1975. С. 63). Иконографическая программа собора ориентирована на визант. традицию росписи крестово-купольных храмов. В вост. куполе помещено поясное изображение Христа Пантократора с раскрытой книгой, на страницах к-рой написаны буквы Альфа и Омега; в люнетах и конхах под вост. барабаном - «Божественная литургия»; в конхе алтаря - Богоматерь Оранта; в среднем регистре алтарной апсиды - «Причащение апостолов», в нижней части с сев. стороны - «Собор святителей Вселенской Церкви», с южной - «Собор святителей Русской Церкви». В барабане вост. купола художники расположили шрифтовую композицию с текстом, к-рый поется на литургии Великой субботы на великом входе: «Да молчит всякая плоть человеча…». В конхах под барабаном изображены ангелы, сослужащие Христу. Шествие ангелов осуществляется по направлению от зап. люнета, на к-ром изображено «Положение во Гроб», к композиции «Престол Уготованный» («Этимасия»), расположенной в вост. люнете. Т. о., композиция «Божественная литургия» разместилась на неск. архитектурных поверхностях и заняла все подкупольное пространство вост. свода. Расположение произведений литургической тематики на значимых частях храмовой декорации - в вост. части храма, в барабане и т. д.- было характерно для церковного убранства ранневизант. храмов. К символическим композициям основного объема храма примыкают изображения в приделах на хорах собора: еще одна сцена «Престол Уготованный» - в приделе равноап.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

В центре сев. фасада расположена большая профилированная арка (включает 2 малые арки с помещенной над ними круглой розеткой) с венчающим ее богато украшенным крестом. Барабан обильно декорирован в соответствии с особенностями груз. зодчества развитого средневековья и напоминает оформление Успенского храма в мон-ре Гелати. Основой декора является опирающаяся на полуколонки аркатура, базисы и капители полуколонн выделены сферами и квадратами. В конхе алтарной апсиды сохранились фрагменты росписи XIV-XVI вв.: Деисус представлен фигурами Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, серафимов и херувимов ( Гагошидзе. 2009. С. 8). Некоторые части храма (вима, купол, сев. и юж. стены) были расписаны после восстановления комплекса в 2009-2011 гг. Другие строения Колокольня (1846) находится приблизительно в 2 м к западу от кафоликона. Облицована аккуратно тесанными одинаковыми квадрами известняка (эклара). Нижний этаж в плане представляет прямоугольник; 2-й ярус имеет в плане форму круга, состоит из 6 арок, увенчанных конусовидным перекрытием. Вход расположен в вост. стене. Въездные ворота и башня Въездные ворота и башня Двухэтажная башня находится у моста при входе в М., выстроена из рваного камня; углы, дверные проемы и окна выложены сравнительно лучше тесанным камнем. На 1-м этаже устроен сквозной проход (по оси север-юг), через к-рый можно попасть в мон-рь, помещение перекрыто опирающимся на паруса плоским сводом. На 2-й этаж башни со двора мон-ря по лестнице ведет отдельный вход (в зап. стене). Здесь расположена квадратной формы жилая комната с 2 окнами - на север и юг, кладка стен отличается от кладки 1-го этажа и, видимо, была переделана позднее. В сев. части на обоих этажах устроены камины. Перекрытие двускатное. Гагошидзе датирует башню XVI-XVII вв.; по его мнению, она возведена на более раннем фундаменте. До 2009 г. сохранялась длинная крытая галерея (очевидно, кон. XIX в.), примыкавшая к башне с северо-запада. Еще одна башня, 3-этажная, находится в центральной части М.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Возможно, в какой-то ее части находилась гробница ксанских эриставов. Другие строения Крепостная стена мон-ря укреплена контрфорсами и неравномерна по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне 2-го яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведет широкая ступень, т. н. тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; ее внешний фасад однороден с кладкой стены. По мнению прав. Евфимия Такаишвили , над 2-м этажом башни была надстроена колокольня; по мнению П. П. Закараи, она могла размещаться над 3-м этажом ( Закарая. 1956. С. 59; Он же. 1973. С. 113). Цитадель, построенная из сланцевого камня в сев.-зап. части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Ее юж. фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство ее интерьера - форму равностороннего креста; угловые комнаты - различные формы и размеры. Сохранились 3 этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-зап. комната 2-го этажа, по-видимому, предназначалась для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие - уступчато-венчатый купол, т. н. гвиргвини. Широкие в интерьере 4-угольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении. В сев.-вост. части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились 2 этажа. Очевидно, она имела функцию защиты врат и дозорное назначение. Святыни Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохр.) был представлен 4 большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и св. Иоанна Предтечи, слева - Пресв. Богородицы с Младенцем и св. ап. Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери - пространная надпись, выполненная нусхури, в к-рой упоминались дата создания иконы (1762) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Л. эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 89-91. Ил. 36-39). Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя - Тамар Амилахвари (Там же. С. 91-92). Иконы живописные

http://pravenc.ru/text/2463127.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010