Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав . В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии. В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы- федосеевцы , в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие ), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев . В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. После окончания войны и создания К.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Храм облицован известковым туфом. При оформлении фасадов не применялась орнаментальная резьба, типичная для архитектуры Кахети данного периода; зодчий использовал др. приемы: совмещение разных объемов (апсиды и экседры), многоуровневое решение перекрытий (апсиды, тромпы и экседры), размещение на фасаде двойных и тройных валиков с протянутой над ними аркатурой. Барабан церкви украшен 12 арками, перекинутыми на парных полуколонках. Во внутренней облицовке интерьера использован крупный тесаный известковый туф (100×60, 100×80 см), уложенный прямыми горизонтальными рядами. На угловых выступах каждого рукава имеется пучок из 3 полуколонок, на капители к-рых опираются подкупольные арки и арки экседр. Переход от центрального квадрата к подкупольному кругу создан системой арок, нависающих друг над другом. Выявленные во время раскопок материалы позволили установить, что церковь была перекрыта глазурованной черепицей бирюзового цвета. В 60-х гг. XX в. проводились реставрационные работы, в ходе которых был восстановлен внешний облик храма ( Цицишвили. 1955. С. 48-49, 80-81. Табл. 16; Чубинашвили. 1959. С. 411, 415; Мосулишвили. 2002/2003. С. 142, 145; Кветера. 2004. С. 98; Кветерская крепость. 2010. С. 199-201). Малая церковь сохранилась фрагментарно (6,1×3,1 м без апсиды). После возведения крепости вост. часть церкви оказалась в ее стене: апсида церкви, имеющая в плане подковообразную форму, была целиком заполнена бутом на известковом растворе. Храм выложен булыжником и дробленым камнем. Входы находились с севера и юга. С юж. стороны было пристроено треугольное помещение малых размеров ( Мосулишвили. 2002/2003. С. 154; Кветера. 2004. С. 98; Миндорашвили. 2010. С. 79). Дворец (16,5×9,2 м) выстроен из булыжника и дробленого камня, представляет в плане прямоугольное здание, с сев. стороны к которому были пристроены одноэтажные постройки (определяются только в плане). Межэтажное и внешнее перекрытия дворца полностью разрушены; судя по фронтонам поперечных стен, он имел 2-скатную крышу. Первый этаж, очевидно, использовался как хозяйственное помещение: входная дверь находилась с юго-вост. стороны, в юж. и зап. стенах было прорезано по одному прямоугольному окну, в сев. стене был устроен арочный камин. Второй этаж, видимо, использовался как зал для приемов. Он был хорошо освещен высокими и широкими арочными стрельчатыми окнами (по 2 в вост. и зап. стенах, 3 в южной). С юга был устроен вход, изнутри перед ним находилась прямоугольная площадка, опирающаяся на укрепленные 4 столбами арки, к ней вела лестница (фрагменты были зафиксированы Чубинашвили в 30-40-х гг. XX в. на вост. и юж. стенах). Второй вход, устроенный в вост. углу сев. стены, был связан с террасой, возведенной над одноэтажными постройками. В сев.-зап. угол дворца была встроена 3-этажная башня ( Чубинашвили. 1959. С. 445, 545, 546).

http://pravenc.ru/text/1684043.html

В 1812 г. в юж. части трапезной ц. Рождества Христова была освящена придельная ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1852 г. пожар вновь уничтожил деревянные элементы собора, также сильно повредил каменные. Восстановление собора было произведено со значительными коррективами: к 1854 г. вместо 9-главого было восстановлено 5-главое венчание храма, в 1856-1859 гг. вместо деревянной на 2-м этаже была возведена каменная трапезная (в ней разместили придел в честь Рождества Пресв. Богородицы) в формах, имитирующих архитектуру собора нач. XVIII в.; была «обстроена» колокольня. В 1932 г. были уничтожены все венчающие части собора и колокольня, после размещения здесь завода «Молмашстрой» в 1945 г. собор был надстроен. Каменные крепостные стены с воротами и бастионами возводили с 1713 г. К 1730 г. была в основном окончена вост. часть монастырских стен, в 1731-1763 гг. проводились работы в западных. В плане монастырские стены образуют неправильный шестиугольник. Входы в мон-рь были ориентированы по сторонам света, причем св. врата (20-е гг. XVIII в.) находились на углу, образованном сев.-вост. и юго-вост. стенами. Юж. стену фланкируют башни типа восьмерик на четверике с каменными шатрами (юго-вост. башня окончена к 1730, юго-зап. строилась с 1731). Сев.-вост. угол в 20-х гг. XVIII в. был оформлен бастионом, на углу, образованном зап. (разобрана в 1951) и сев.-зап. стенами, находился т. н. Красный бастион с невысоким восьмериковым завершением (разрушен в 1951). Некоторые участки стены включали жилые и служебные помещения; к кон. XVIII в. в юж. и зап. стены были встроены настоятельские, братские, т. н. мастеровые, помещения в 1-2 этажа. Строительством монастырских зданий занималась местная артель, сформировавшаяся еще в период возведения собора. Из-за перебоев в поступлении средств на затянувшееся строительство в Д. м. мастера артели часто отъезжали в разные сибир. города. В 30-60-х гг. XVIII в. упоминается об участии далматовских мастеров в работах в Тобольске, Верхотурье, Н. Тагиле, Екатеринбурге, Кондинском мон-ре на Оби, а также в Енисейске; можно предполагать их участие в строительстве соборных церквей в Красноярске и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Частично сохранилась ц. свт. Николая Чудотворца бывш. подмонастырского с. Николаевского (совр. г. Далматово; заложена в 1753, освящена в 1763, сев. придел - во имя Трех святителей, 1771-1776), декор к-рой точно повторяет выразительные формы нижней части собора (колонки с пальмовидным завершением и др.). Своеобразна и ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в с. Широковском (1784-1793) недалеко от Далматова, где, несмотря на позднюю дату постройки, воспроизведены в миниатюре не только декоративные формы, но и венчание Успенского собора Д. м.

http://pravenc.ru/text/168668.html

20. Юго-западная башня (XVII в.) 21. Западная башня, надвратная (XVII в.) 22. Северная башня, надвратная (XVII в.) 23. Северо-восточная башня (XVII в.) 24. Северо-западная башня (разрушена) 25. Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена) 26. Руины Гостиного двора 27. Колодец 28. Защитная дамба Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1435 г. преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода, иноком печерского нижегородского монастыря, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Преподобный Макарий построи кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Но в 1439г. монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, где основал Макарьев Унженский монастырь, а Желтоводский моностырь с тех пор пришел в запустенье. Обитель была восстановлена спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшенского монастыря Авраамий, уроженец Мурома в 1620 г. В 1624 г. была срублена Троицкая церковь, через 2 года построена Успенская церковь. А в середине 17 столетия, с 1651 по 1667 гг., здесь был создан на редкость целостный ансамбль. В 1651 гг. была построена Успенская церковь с трапезной, а в 1658 г. - пятиглавый Троицкий собор, а в 1670 г. - надвратная церковь Михаила Архангела над святыми воротами и кельи, в 1662-1667 гг. возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских дел был подмастерье Максим Апсин. Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. " Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, - пишет М.П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. - Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами " .

http://sobory.ru/article/?object=00889

Илимская привратная Казанская острожная церковь (часовня) строилась, как оберег ворот острога, - единственный сохранившийся архитектурный памятник культового зодчества Сибири XVII в. Вывезена из с. Илимск в 1970 г. Реставрация закончена в 1985 г. В 1991 г. освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. Илимская привратная во имя Казанской Пресвятой Богородицы церковь построена в 1679 г. и перестроена в 1679 г. соборным попом Петром Максимовым. Спасская проезжая башня Илимского острога. XVII в. Первый острог в Предбайкалье. Начало Илимского острога относится к 1630 г. В 1648 г. он становится центром Илимского воеводства. 21 июня 1667 г. воевода Оничков заложил первую Спасскую башню. В Илимском остроге было всего 8 башен. До наших дней сохранились от башен Илимского острога только одна. В России сохранилось только четыре острожных башни - две Братского острога, одна из них экспонируется в Братске, - другая в с. Коломенском под Москвой, еще одна башня - в Бельске, Иркутской области и башня Илимкого острога, экспонируемая в музее " Тальцы " . Спасская башня рублена " в лапу " , верх вышки крыт тесом " под шатер " . Башня стояла на парадном въезде в Илимск со стороны Енисейского тракта. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX в.в. Он расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу. Музейный комплекс под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с материальной и духовной культурой народов Прибайкалья. В начале 60-х г.г. ХХ в. при строительстве Усть-Илимской ГЭС возникла необходимость спасения уникальных памятников истории и архитектуры общесоюзного значения – Спасской проезжей башни (1667 г.) и Казанской привратной церкви (1679 г.) Илимского острога, которые попадали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем. В этот период в Советском Союзе впервые была масштабно поднята проблема сохранения элементов традиционной народной культуры и в особенности уникального деревянного зодчества. В регионах страны стали предприниматься попытки создания музеев под открытым небом. Иркутская область оказалась в ряду немногих, где это удалось сделать.

http://sobory.ru/article/?object=09220

Константино-Еленинская башня сооружена в 1890 году у восточной стены Кремля под руководством архитектора Петра Фрязина (настоящее имя итальянского мастера - Пьетро Антонио Солари). Постройка находилась недалеко от Тимофеевских ворот, через которые в 1380 году Дмитрий Донской отправился на Куликовскую битву. Именно поэтому башня долгое время называлась Тимофеевской и лишь в XVII веке после строительства рядом с ней церкви святых Константина и Елены была переименована в Константино-Еленинскую. Церковь святых Константина и Елены уцелела во время Отечественной войны 1812 года и пожара в Кремле, но приход к власти большевиков оказался для нее трагичным. В 1928 году под предлогом необходимости расширения Кремлевского сада храм был разобран. Это была первая уничтоженная церковь и первый утраченный памятник архитектуры на территории Московского Кремля. На Васильевском спуске подходы к Кремлевской стене не имели естественных преград и были особенно уязвимы. Необходима была защита дорог, ведущих от Кремля в Китай город, поэтому для усиления обороны была построена мощная отводная стрельница и подъемный мост через широкий ров. В XVII веке Константино-Еленинская башня утрачивает свое оборонное значение, в нижней ее части и в отводной стрельнице размещается тюрьма. А позже, в XVIII веке, подъемный мост и отводные стрельницы были разобраны, а ворота заложили кирпичом. Набатная башня расположена напротив Собора Василия Блаженного, свое название сооружение получило по Набатному колоколу, в который ударяли дежурившие здесь дозорные в случае приближения врага или возникновения пожара. Набатный колокол был отлит талантливым мастером-литейщиком Иваном Моториным, создавшим многие церковные колокола, в том числе знаменитый Царь-колокол и колокол весом 152 пуда для Успенского собора Московского Кремля. В 1771 году по сигналу этого колокола начался Чумной бунт, усмирить народ удалось графу Орлову, фавориту императрицы Екатерины II. В наказание колокол лишился языка и 30 лет стоял беззвучным, после чего его и вовсе сняли. В настоящее время его можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля. В 70-х годах XX века фундамент сооружения дал трещину и Набатная башня начала отклоняться от вертикали. Архитекторы сумели остановить падение сооружения, вместе с тем, отклонение при высоте в 38 метров составляет около одного метра.

http://sobory.ru/article/?object=20540

«Сторожевая Башня» от 15.02.2001, стр. 15–17: «В день суда Иеговы «разметана будет кровь их, как прах», то есть нечто ни на что не годное. Их ждет бесславный конец: тела – и даже внутренности – этих нечестивцев Бог разбросает по земле, «как помет»... Точно так же «в день гнева Господа», когда будет истреблен христианский мир и остальные части этой системы вещей, никому не помогут накопленное богатство или взятки. В этот день окончательного суда Бог будет уничтожать нечестивых». «Сторожевая Башня», 1998, 1 мая, стр. 9: «Сегодня, перед великим днем Иеговы, представители духовенства христианского мира, образно говоря, настолько напились виноградного сока, что едва осознают, что Всевышний вызывает их на суд. Какое же потрясение они испытают, когда выдут из пьяного оцепенения в великий и страшный день Иеговы». «Сторожевая Башня» от 1 июля 1994 г., стр. 5: «Человек беззакония» – это духовенство христианского мира.... Подобно смертельному вирусу, оно заразило собрание исповедующих христианство демоническими идеями». «Сторожевая Башня» от 1 апреля 1996 г., стр. 19: «Скоро Царь вечности Иегова, действующий через своего небесного Фельдмаршала Иисуса Христа, даст грянуть великой скорби. Сначала согласно приговору Иеговы наказание понесет Христианский мир и остальные религии Вавилона великого. Они проявили себя недостойными спасения, которое Иегова дарует на основании искупительной жертвы Иисуса. Они презрели святое имя Бога». «Что от нас требует Бог?», 1996 г., стр. 8, 18: «Сатана старается обмануть людей, чтобы они поклонялись ему. Один из его способов обманывать людей – ложная религия»; «Если мы желаем служить Иегове, нам нельзя придерживаться учений и обычаев ложной религии. Мы должны порвать с ложной религией и никак её не поддерживать. Познав истину о Боге, мы должны остерегаться, чтобы нас не ввели в заблуждение люди, которые учат лжи». «Сторожевая Башня», 15.09.05 г., стр. 18: «Военизированные силы в ООН увидят в религии возмутителя порядка и примут меры, чтобы уничтожить современный аналог древнего Иерусалима – христианский мир, а вместе с ним и остальную часть Вавилона Великого. Мы видим, что вся мировая империя ложной религии стоит на краю гибели» ...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

- Башня, примыкающая к зданиям, уцелевшая от старинной земляной крепости. Она построена на скате горы и имеет неправильную форму четырехугольника с остроконечною крышею. В 4-х стенах ее устроены бойницы разной формы и величины. Игуменья монастыря в 1836 г. испрашивала позволение срыть эту башню, но покойный государь император на журнале комитета министров собственною рукою отметил: «отнюдь не трогать, но можно, исправив, отдать монастырю». В следствие высочайшей воли, башня была исправлена и ныне служит монастырю кладовою для разных хозяйственных запасов. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 311. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». В центре Вязьмы, неподалёку от Свято-Троицкого собора, находятся разрозненные остатки строений Аркадиевского монастыря, основанного, по преданию, на месте молитвенных подвигов прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. В 1594 году здесь построили деревянный храм во имя Спаса Всемилостивого с приделом прп. Аркадия, а рядом с ним - церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В Смутное время оба храма были разорены и до 1640 года " стояли без пения " . Затем в руинах затеплилась жизнь. Здания благоустроили после того, как здесь собралась монашеская община. Однако что-то не задалось: в начале XVIII века монастыря уже не существовало, а в середине XVIII века Аркадьевский храм (так в обиходе называли вязьмичи церковь Всемилостивого Спаса) показан вовсе " бесприходным " . В 1780 году вокруг храма снова сложилось женское иноческое общежитие. На новое место пришлось перейти сёстрам упразднённой Ильинской обители. Они устроили здесь каменную богадельню, обнесли территорию оградой и занялись печением просфор и заготовлением свечей для всех городских церквей. В 1783 году был выстроен в камне храм Всемилостивого Спаса с приделом прп. Аркадия. После разорения Вязьмы в 1812 году сёстры вынуждены были собирать подаяние на восстановление зданий. Дело шло довольно успешно, но положение общины оставалось шатким. Спасский храм был приписан к Троицкому собору, своего священника не имел. В 1823 году начальница общины просила епископа Смоленского Иосифа (Величковского) рукоположить к ним особого священника. Владыка отказал. Только в 1832 году дело о преобразовании общины в женский монастырь получило благополучное разрешение. Примерно в это же время монастырю для хозяйственных нужд была передана единственная сохранившаяся башня вяземской крепости, ныне известная как Спасская башня (башня сильно пострадала в 1943 году. Реставрация производилась в 1974-1980 годах). Игуменья предлагала эту башню срыть, но Николай I приказал её " отнюдь не трогать " . С тех пор в ней находилась монастырская кладовая. В лучшую пору своей истории Аркадиевский монастырь отличался многолюдством, число его насельников доходило до 150 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06317

Здание Классного корпуса МДА расположено на северной стороне монастыря и примыкает с востока к зданию Чертогов. Классный корпус был возведен в 1839 году, а в 1884 году над ним был надстроен третий этаж. В настоящее время в здании корпуса размещены аудитории Московской Духовной Академии. Библиотечный корпус МДА Библиотечный корпус Московской Духовной Академии расположен вдоль восточной монастырской стены, к северу от Инспекторского корпуса и южнее Больничного корпуса Духовной Академии. Это большое двухэтажное здание с куполом на крыше было сооружено в 1874–1876 годах. В академической библиотеке в настоящее время хранится более двухсот тысяч книг. Больничный корпус МДА Больничный корпус МДА расположен в северовосточном углу монастыря, вдоль северной монастырской стены. Корпус был построен в 1835 году, а в 1884 году над ним был надстроен второй этаж. В здании располагается медицинский стационар Московских Духовных школ. Святые ворота Святые ворота – главный вход в монастырь – расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется Красной и построена в середине XVI века. Высота башни до карниза – 14 м, размер в плане – 155х12 м. В стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 году. Фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к Красной башне в 1807 году. Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития Преподобного Сергия. У Святых врат братия обители встречает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их посещения Троице-Сергиевой Лавры. Пятницкая башня Пятницкая башня – угловая юго-восточная башня монастырской стены. Она была выстроена в 1640 году. Ее предшественница была разрушена взрывом во время польско-литовской осады 1608–1610 годов. Высота башни до карниза составляет 22 м, размер по диагонали – 21 м. Свое название башня получила по располагающейся перед ней у подножия монастырского холма Пятницкой церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта. В 1910 г. фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 г. на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и 18 часов, играют мелодию «Славься» М.И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 1930-е гг. всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 г. на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 г. соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии. Современное расположение историко-архитектурных строений на территории культурно-исторического памятника федерального значения «Астраханский кремль»: Стены и башни Астраханского Кремля. 1582-1589 гг. Соборная колокольня с Пречистенскими воротами. 1908-1912 гг. Архитектор С.И. Карягин. Архиерейская башня, перестроена в 1813 г. при разборке стен Житного двора. Житная башня, 1582-1589 гг. Крымская башня, 1582-1589 гг. Башня «Красные Ворота». В настоящее время в башне действует выставка «Кремль — образец крепости 16 в. Лабиринт, смотровая площадка», восстановлена в 1962 г. Ворота Водяные, восстановлены в 1977 г. Никольская надвратная церковь (Никольские ворота), 1729-1738 гг. Артиллерийская (Пыточная) башня и Артиллерийский (Зелейный) Двор.

http://sobory.ru/article/?object=17019

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010