Жизнь в Ханаане для израильтян, так же, как и наша жизнь сегодняшняя, не свободна от затруднений, нестроений и различных искушений. Это была жизнь борьбы, усилий и труда. Это мирная жизнь среди трудностей, когда искушения время от времени одолевают людей, но тем не менее люди находят в себе силы вернуться на путь правый, на путь спасения. Т.е. жизнь, исполненная подвига и усилий. Различные признаки указывают на то, что этой книге придаются разные значения. В этой книге, например, повторяется около двадцати раз слово «слушать». Пятнадцать раз повторяется слово «помнить». Каждые семь лет книга должна была читаться всему народу, т.е. в юбилейный год ( Втор.31, 9–13 ). Это был предмет, о котором надо было особо заботиться, поскольку эта книга должна была храниться с ковчегом завета ( Втор. 31, 24–26 ). «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав, возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога нашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою; вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы непокорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей? соберите ко мне всех старейшин колен ваших и судей ваших и надзирателей ваших, и я скажу вслух все слова сии и призову во свидетельство на них небо и землю; ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло перед очами Господа Бога, раздражая Его делами рук своих» ( Втор. 31:24–30 ). Глава 32 включает в себя великолепную песнь Моисея, которую он воспел перед своей кончиной. «Внимай небо, я буду говорить, и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославлю; воздайте славу Богу нашему» ( Втор. 32:1–3 ). В своей речи и песне Моисей воспевает верность Божию по отношению к народу израильскому и неверность Израиля по отношению к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Виноградник Навуфея находился «подле дворца Ахава, царя Самарийского». Можно думать даже, что он углом врезывался в участок, которым Ахав обладал в соседстве своего дворца, и таким образом препятствовал ему исполнить план тех улучшений, произвести которые Ахав имел в виду. Вследствие этого царь естественно захотел овладеть этим виноградником, и если только он уже не знал о настроении Навуфея, то в тех мерах, которые приняты были им для достижения этой цели, не было ничего недобросовестного. В это время сам он жил в Самарии, но лично прибыль в Изреель, чтобы повидать Навуфея по этому делу, и самое это обстоятельство едва ли не должно было внушить изреелитянину мысль о серьезности желания царя. Прибыв в Изреель, Ахав действительно призвал к себе Навуфея и сказал ему: «отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад; ибо он близко к моему дому; а вместо него, я дам тебе виноградник лучше этого: или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». В устах идолопоклоннического царя, который оставил Бога Израилева, в этом предложении, сделанном таким образом Навуфею, можно сказать, не было ничего несправедливого. Но в действительности в нем заключалась несправедливость. По закону Моисея, ни один израильтянин не имел права отчуждать или продавать свою собственность: земля в действительности принадлежала Богу, а не ему. Сам Иегова был собственником всей земли Палестинской, и Он самого начала разделил ее между народом под тем условием, чтобы она всегда оставалась в тех семействах, которым она отведена. Даже в случае бедности, она могла быть продана только за сумму денег, рассчитанную на то число лет, которое должно было протечь между временем продажи и временем ближайшего празднования юбилейного года. После самой продажи, она могла быть выкуплена во всякое время, если только старый владелец был в состоянии сделать это, и если он не мог сделать этого, то она возвращалась в юбилейный год первоначальному владельцу или его семейству ( Лев. 25:13–28 ). Одним словом, выразительное постановление Моисеева закона гласило: «землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля» ( Лев. 25:23 ). Ахав, как царь избранного народа, вероятно знал это; если он не знал, то должен бы знать. Во всяком случае его предложение Навуфею было незаконным, потому что оно вело к прямому нарушению божественного закона, и когда мы примем во внимание характер царя, каким он является во всех других действиях его жизни, то едва ли сделаем ему несправедливость, если предположим, что его кажущаяся добросовестность в некоторой степени истекала из его сознания, что он склонял Навуфея к совершению преступления против закона. Тут представлялся тот не необычный случай, когда известное искушение к нарушению закона, представляемое другим, окрашивается в самые розовые краски.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И после сего они обратятся ко Мне во всей праведности, и от всего сердца и от всей души, и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и соделаю в них дух святый, и очищу их, чтобы они более не отвращались от Меня с того дня и до века. И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям, и они будут исполнять Мои повеления, и Я буду их отцем, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и все сынами духа. И тогда откроется, что они сыны Мои и Я отец их в праведность и правду, и что Я люблю их. Ты же запиши себе все эти слова, которые Я возвещаю тебе на этой горе, первое и последнее и грядущее, согласно со всем делением времени под законом и свидетельством, и по седминам юбилейных годов, до века, пока Я не сойду и не буду жить с ними, от века до века». И Он сказал ангелу лица: «запиши для Моисея события с первого творения до того времени, когда Мое святилище будет устроено между ними, навсегда и навечно, и Бог откроется для очей каждого, и всякий познает, что Я Бог Израиля, и Отец всех детей Иакова, и Царь на горе Сионе, от века до века. И Сион Иерусалим будет святым». И ангел лица, который шел пред станом израильтян взял скрижали деления лет от творения, седмин и юбилеев закона и свидетельства, каждый год по его числу и юбилеи по годам, со дня нового творения, когда были сотворены небо и земля и все их произведения, равно как и небесные силы и все творение земли, до того времени, когда будет создано святилище Господа в Иерусалиме на горе Сионе, и все светила будут обновлены к освящению, и к миру, и к благословению для всех избранных Израиля, чтобы сие пребывало так от того дня в продолжение всех дней земли. Глава II И ангел лица сказал Моисею, по слову Господа, говоря: «напиши все повествование о творении, как Господь Бог совершил в шесть дней все Свои произведения, которые Он сотворил, и в седьмой день соблюдал субботу, и освятил ее на все века, и утвердил ее в знамение для всех Своих творений». Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды 61 , и всех духов, которые Ему служат, и ангелов лица, и ангелов прославления, и ангелов духа огня, и ангелов духа ветров, и ангелов облачных духов (genitiv.) мрака, и града и инее, и ангелов долин, и громов и молний, и ангелов духов (genit.) холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и ангелов всех духов (genit.) Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предведению Своей премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих. Согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата ежегодную память святителя Луки надлежит праздновать в день его блаженной кончины, 11 июня по новому стилю. Господь Иисус Христос учил Своих учеников: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 14–16). Именно таким светом, который во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1: 5), был для своих современников в тяжелое и многострадальное время нашего Отечества святитель Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых ХХ века. Мы являемся свидетелями того, как из года в год нарастает всеобщий интерес к жизни и трудам выдающегося исповедника, архиепископа Русской Православной Церкви, доктора медицинских наук, профессора хирургии и педагога, архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Имя святителя Луки при его жизни было известно узкому кругу людей, а сейчас оно известно каждому православному человеку. Почитается свт. Лука как святой другими Поместными Церквями, в частности, Элладской Православной Церковью. Главный сторонник его прославления в Греции – архимандрит Нектарий (Антонопулос), настоятель монастыря Сагмата. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей. Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13: 7). Из духовного наследия святителя Луки Архиепископ Лука оставил нам многочисленные работы по медицине, публицистические статьи и богословские труды, печатные и рукописные. Список статей и богословских работ представлен ниже (в него не включены работы на иностранных языках):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Если же после юбилея посвящает кто поле свое; то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей» (ст. 18). Убавка производится по количеству оставшихся (от времени посвящения) до юбилея лет. Если же посвятивший захочет выкупить посвященное поле, т. е., как говорит Кнобель, освободить его от всякого обязательства по отношению к святилищу, чтобы продать или сдать в аренду из экономических расчетов выгоды, то он должен заплатить сумму, определенную священником при оценке, прибавив к ней пятую часть ее по тем же основаниям, какие указаны для этой прибавки при рассмотрении закона о выкупе посвященного дома. «Если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним» (ст. 19), – так закон формулируете это определение. Выкуп конечно не был обязателен, а представлялся на волю посвятившего, и производился в круге пятидесятилетнего периода, так как по общему законодательству Моисея о землевладении земельные участки, временно отчужденные от владельцев (продажей ли, или посвящением), в юбилейный год без всякого выкупа возвращались к прежнему владельцу. Поэтому и в рассматриваемом случае должен бы действовать общий принцип Моисеева законодательства, но здесь по-видимому оно уклоняется от него Право выкупа здесь как будто переходит в обязанность, неисполнение которой ведет за собой полное лишение посвященного владения. «Если же (посвятивший) не выкупит поля и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить» (ст. 20). И далее: «Поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение» (ст. 21). По первому определению посвятивший лишается права выкупа поля, если оно будет «продано другому человеку». Здесь не ясно, кем будет продано. По синодальному, приведенному нами, переводу продажа по-видимому предполагается со стороны не посвятившего, а кого-то другого, так как в первом предложении стоит активная форма, а во втором страдательная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

Исцелить от греха со всеми его симптомами может только Бог. И Он начал это исцеление, послав на землю Своего Сына, Которого и воскресил из мертвых к новой Жизни в святости, славе и свободе Богоподобия. И те люди, которые соединяются с Воскресшим Иисусом Христом в вере и любви, соединяются с Ним в Его смерти и Воскресении. Они уже здесь, в мире греха и несвободы, получают залог вечной жизни — надежду на полное и окончательное освобождение, на исцеление от греха со всеми его убийственными следствиями. Это освобождение в богословии называется «спасением» . На оригинальном языке Нового Завета (а он написан по-гречески) это, столь привычное нам слово звучит, естественно, иначе. Если переводить буквально, оно означает «целение». Иначе говоря, во Христе человек получает исцеление от болезни греха. Вот почему и в Евангелиях, и в Книге Деяний такое большое место уделено исцелениям от всевозможных болезней как знамениям конечного и полного исцеления человека от первородного греха Адама. Из Евангелий мы знаем, что Иисус часто творил чудеса. К Его призванию и посланию от Отца относится исполнение великих пророческих обетований. Вспомним проповедь Иисуса Христа в синагоге Его родного Назарета, когда «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4:17-19). Все эти пророчества Исаии относятся к Нему, Иисусу, прочитавшему эти слова: Это на Нем, на Иисусе, «Дух Господень». Это Он в Крещении был помазан стать Мессией Израиля. Это Он был послан возвещать нищим Благовестие, Евангелие, которое возвещает освобождение пленным, возвращает зрение слепым, дает свободу измученным и провозглашает «лето Господне благоприятное», то есть «юбилейный год», когда освобождались все рабы и прощались все долги. Тогда, к удивлению всех присутствовавших Иисус истолковал слово пророка так: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

По мнению некоторых, пророческое «лето Господне» имеет прообразом своим юбилейный год закона Моисеева (см. Лев.25:10–12 ), когда во имя феократического права Господа давался покой земле и всей неразумной твари, чтобы и тварь участвовала в благодатных благах сынов Бранях (ср. Рим.8:19–22 ), когда рабы из Евреев освобождались от рабства и уходили на волю и когда потерявшие права собственности на землю опять получали их. Так и в царстве Мессии, в церкви Христовой, верующие делаются свободными сынами Божиими и получают право на наследие царства небесного, а вместе с ними и вся земная тварь «будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих». § 32. Гл. 62:1–12: пророчество о новом Иерусалиме с новым именем Изложение содержания. – Опять (см. гл. 61) Помазанник Господень обращается к Сиону и утешает его, говоря, что он не перестанет проповедовать спасение и не дает Себе покоя («не попущу») до тех пор, пода не совершит спасения и оправдания Сиона, или Иерусалима (62:1). Тогда языческие народы и цари увидят сладу Сиона и будут называть его новым именем, тем, какое наречет ему Господь в знак начала новой его жизни; эго имя будет означать, что время оставления Сиона Богом, и запустения страны его прошло, а настало время нового союза с Богом и нового благоволения Господа к нему, в знак чего и будет он называться: Хевцива – «благоволение Мое к ней» (слав. «воля моя»); тогда все сыновья нового Сиона будут в неразрывном союзе с ним, и Господь будет в союзе с ним, как жених с невестою (ст. 2–5). Чтобы уверить Иерусалим в непременном исполнении сказанного, Помазанник Господень говорит, что он поставил стражей на стенах его, которые неумолчно день и ночь будут напоминать Сиону о Господе и которые, по Его повелению, неумолчно будут напоминать и Господу о Сионе, «доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле» (ст. 6 и 7), как и клялся о том Господь, чтобы достояния Сиона, его хлеба и вина, не давать более врагам его (ст. 8 и 9). Потом Помазанник повелевает вышеуказанным стражам Сиона выйти из врат его и уравнять путь, сделать его удобным для людей Божиих и поставить сборное знамя для народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Та же вера, оправданная делами, станет источником национального творчества в новом строительсте России и оплотом будущого государственного и общественного порядка в ней, ибо нет ничего незыблемого в этом мире, где шатаются народы, падают вожди, колеблются самые царские престолы. Только Престол Царя Царствующих остается непоколебимым во веки и владычество его во всяком роде и роде и на нем, как на своем последнем основании, утверждается всякая власть на земле. Пред лицом Божиим смирится гордость богача, утешится бедняк и униженный будет хвалиться высотою своею (Иак. 1, 9). Церковь соединит снова всех в лоне святой любви, как детей одного Отца Небесного и братьев во Христе. Мы все сохранили еще в сердце своем дорогой для нас образ Святой Руси и жаждем снова увидеть ее – эту вновь возродившуюся Русь Св. Владимира, Преп. Сергия и Серафима, сияющую своим благолепием, украшенную богоданным ей Первосвятителем и державным Царем – Помазанником Божиим. Мы знаем, что она может обновиться только чудом, как обновляются древния иконы, и об этом чуде мы должны молиться со всею силою веры, со всем дерзновением любви и крепостью христианской надежды. Вострубите трубою в Сионе, – взывает к нам ветхозаветный пророк, – назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни и говорят: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над нами народы. Для чего будут говорить между народами: где Бог их? (Иоил. 2, 15–17). Сам Просветитель и постоянный наш печальник пред Богом Св. Владимир да принесет нашу молитву к престолу Царя Славы, дабы Он, повелевший в Ветхом Завете в каждый юбилейный год объявлять свободу всем жителям на земле (Лев. 25, 10), в нынешнюю священную годину отпустил, наконец, в отраду сокрушенных русских людей, изнемогающих под тяжким игом безбожной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Такого обобщения не мог сделать Христос, знавший более, чем все люди, что ветхозаветные книги Священного Писания совершенно чужды такого взгляда. Враждебное отношение, в которое поставлялись евреи к некоторым народам, имело вовсе не политические, и подобные им мотивы и цели, а религиозно-нравственные. Поэтому, странно утверждать, будто древние евреи видели непременно врага во всяком чужом народе и вообще отличались национальной исключительностью и нетерпимостью. Религиозно-нравственные мотивы и цели способны вносить разделение и вражду даже в недра одного и того же семейства, а тем более в международные отношения. Но это совсем иное дело. Из дохристианских народов именно евреям была присуща мысль о родстве всех народов между собою, обусловленном уже происхождением их от одних и тех же прародителей. Лучших людей из еврейского народа никогда не покидала мысль и о духовном сближении и единении всех народов. Вот о чем, между прочим, молился Соломон к Богу по построении храма: Если и иноплеменник, который не от Твоего, Господи, народа приидет из земли далекой ради имени Твоего и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое. 1344 В последствии пророк Исаия предсказывал появление на всей земле одного царства Божия, обнимающего все народы в качестве единой братской семьи, и приглашает все племена к тесному духовному общению между собою. 1345 Разве мирится со всем этим взгляд евреев на все прочие народы, как на врагов? Такой взгляд измышлен Л. Толстым. В доказательство того, будто евреи считали ближним лишь еврея же, толстофилы напрасно ссылаются на такие постановления Моисеева закона, по которым евреям давалось право взыскивать в юбилейный год долг с иноземца, давать последнему деньги в рост и прочее, тогда как все это воспрещалось делать по отношению к еврею. 1346 Изумительная логика у толстофилов! Следуя ей, мы должны бы думать, например, что русские, дающие деньги под проценты русским же и рассчитывающие на получение долга от последних, вовсе не видят в них ближних, а усматривают в них каких-то врагов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Родственник, который таким образом выкупил бы раба, никак не имел права на работу выкупленного. Выкуп был обязанностью, возлагавшеюся законом на родственников, такой обязанностью, к исполнению которой при иных обстоятельствах, по свидетельству и мнению Маймонида, можно было даже принуждать. 193 Если же выкуп не мог быть сделан и израильтянин оставался в рабстве у иноплеменника, то закон принимал все меры к облегчению его положения: “Он должен быть у него как наемник во все годы; он (иноплеменник) не должен господствовать над ним с жестокостью в глазах твоих“ ( Лев.25:53 ). В последнем выражении раввины усматривают требование закона, чтобы общество наблюдало над обращением с рабом и защищало его от жестокости господина. 194 “В юбилейный год он отойдет сам и дети его с ним“. Но и в самом освобождении закон полагает различие между рабом у иноплеменника и рабом у израильтянина. Первому закон полагает одно лишь освобождение, между тем второму вместе с освобождением предписывает подарок со стороны господина. Этот подарок служил высшим выражением тех забот, какими закон окружает израильтянина, поступившего в рабское состояние. “Когда будешь отпускать раба (брата твоего еврея) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой“. “Помни, – прибавляет законодатель, – что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь Бог твой; посему Я сегодня и заповедаю тебе сие“ ( Втор.15:13–15 ). Подарок этот, очевидно, имел двоякую цель. Он должен был служить отпущенному пособием при обзаведении новым хозяйством, чтобы опять не доведен был нуждой до необходимости вновь продать только что полученную свободу, почему и кредиторы, по талмудическому толкованию, не имели права требовать этот подарок в уплату долга. С другой стороны, этот дар для раба, которого нельзя было по закону принуждать к исполнению своих обязанностей жестокостью, должен был служить побудительным средством стараться заслужить полное довольство господина, так как от этого довольства зависела величина дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010