Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что касается того недоумения, которое возникает при таком объяснении, почему закон ( Лев.25:39–41 ) выражается так категорически и самостоятельно, как будто не имеет в виду другого закона, определяющего шестилетний срок работы, так что может заключать в себе “опасную двусмысленность“ (по выражению Зальшюца), то оно устраняется самым положением этого закона в законодательстве. Между тем как в первом законе законодатель устанавливает обыкновенный семилетний срок отпущения во все продолжение пятидесятилетнего периода, здесь во втором законе, где главным образом речь идет вообще о преимуществах, соединенных с юбилейным годом, законодатель счел нужным указать только тот срок отпущения, который определяется юбилейным годом, не упоминая об обыкновенном сроке, который предполагается известным. Опасную двусмысленность этот закон заключал бы в себе в таком случае, если бы хоть одной чертой он противоречил первому закону, заключал бы в себе такие постановления, которые хотя косвенно отменяли бы постановления первого закона. А этого он не заключает в себе; он только независимо от того закона устанавливает свой срок, который вызывается внутренним смыслом юбилейного года. Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабское состояние к неизраильтянину, но только живущему среди израильского народа. Такому израильтянину оно не дает права на освобождение в 7-й год работы, а сроком освобождения его определяет 50-й юбилейный год. Здесь тоже прямо не отрицается право на освобождение в 7-й год, но об этом можно заключить по некоторых чертам закона, предполагающим отсутствие этого права. Текст закона таков: “Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, то после продажи можно выкупить его; кто-нибудь из братьев его, или из родства его должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится. И он должен рассчитаться с купившим его, начиная от того года, когда он продал себя, до года юбилейного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 7 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем. IV. И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван. И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятым на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «Да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седми- ны. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру. И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса 8 . И он первый начал призывать имя Господне на земле 9 . И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму 10 в жены, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту в жены, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жены Дину, дочь Боракиэла, дочь сестры его отца, – себе в жены, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю Ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Еден, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева . И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 74 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Еден. Глава IV И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван 75 . И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятием на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так 76 ! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седмины. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру 77 . И Каин взял себе свою сестру Аван в жену, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и Она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жену свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму (Noamha) 78 в жену, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту (Mualelith) 79 в жену, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жену Дину, дочь Боракиэла (Borakihel), дочь сестры его отца, – себе в жену, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю 80 ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

26–27). Всего вероятнее здесь мысль закона та, что состоятельный родственник обязан, если и не юридически (в чем однако же нет ничего невозможного), то по чувству родства, выкупить проданный братом участок и возвратить ему 44 . Это понимание с полным основанием может опираться на ту силу родственной связи, какая обыкновенна у восточных народов, где она часто служит прочной гарантией взаимных услуг в таких отношениях, в которых такой гарантией в наше время может служить лишь принудительная сила узаконения. При понимании этой обязанности гоэла имеет значение и то, что низшей, юридически определенной единицей, получавшей землю, служил, как показано было выше, дом или семейство в обширном смысле, как подразделение поколения; члены этого семейства должны были оберегать общее их достояние; продажа одного участка члену другого семейства умаляла земельный надел всего семейства, к которому принадлежал бедняк. Отсюда выкуп проданной земли, кроме мотивов родственного чувства, вызывался и общим интересом всего семейства. – Частное определение закона о выкупе – «расчислить годы продажи своей и возвратить остальное тому, кому было продано выкупаемое» – составляет простой расчет, справедливости, по которому нужно возвратить покупщику его плату только за те годы, которые ему оставалось пользоваться полем до юбилейного года, и удержать за те годы 45 , в которые он уже пользовался им со времени покупки. «Если же не найдет рука его (бедняка) сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдете оно и он опять вступит во владение свое» – заключает закон свои определения о праве выкупа проданной земли (ст. 28). Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возвращения в юбилейный год закон поставляет сельские дома, не имеющие крепкой искусственной защиты. «Дом в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли; выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят» 46 . Другое дело «дома в городе, огражденном стеной».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

Другой смысл имеет текст LXX: ν δ μ λυτρται τν γρν, κα ποδται τν γρν νϑρπ τρ, οκτι μ λυτρσηται ατν. Πο этому чтению продажа предполагается со стороны посвятившего, 132 на что ясно указывает активная форма двух глаголов с одним подлежащим. 133 Такое чтение и понимание с удобством объясняет важные последствия продажи без выкупа. Если продавцом здесь является сам посвятивший, т.е. отказавшийся на время от всех прав на посвященное, и если он продает посвященное как свою собственность, не имея на то, без выкупа, никакого права, то продажа в данном случае составляет преступление, похищение у святыни принадлежащего ей, святотатство. С этой точки зрения понятно и лишение посвятившего права выкупа и юбилейного права возвращения владения. Только тяжестью преступления можно объяснить тяжелое лишение посвятившего тех прав, которые составляют сущность Моисеева · законодательства относительно недвижимой собственности. А насколько закон, допустивший в рассмотренном случае исключение, ценит принцип неотчуждаемости недвижимого владения, показывает следующее узаконение, которым определяется образ посвящения святыне не своей родовой, а купленной собственности: “Если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения; то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню. Поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли“ ( Лев.27:22–24 ). По этому узаконению, желавший посвятить поле, купленное им у “обедневшего брата“, не имел права передать святыне самое поле, а только ценность его по священнической оценке; самое же поле должно было оставаться у него, чтобы в юбилейный год перейти к прежнему владельцу. Сумма, приходившаяся по оценке, передавалась “в тот же день“, т.е. в день посвящения. Рассмотренными постановлениями исчерпывается содержание Моисеевых законов о недвижимой собственности, 134 составляющей главный источник экономического благосостояния в жизни народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

31.08.2020 #деньги #лонгриды new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Каждый второй россиянин имеет кредит, каждый третий — по два кредита (согласно результатам исследования Райффайзенбанка, о коих сообщает ТАСС). Как к этому относиться православным? — православным должникам, кредиторам, коллекторам, чиновникам; православному сознанию в целом? Обратимся к Библии и к Святым Отцам, которые чрезвычайно много внимания уделяют социальным вопросам, в частности — вопросу кредита; что уже само по себе важно — вот такие приоритеты, такие «интересы» у Библии и Отцов, которые почти полностью выпали из современного православного сознания, что говорит не о том ли, что оно — современное православное сознание — выпало из библейского и святоотеческого сознания? Недостаток места нам не позволяет даже кратко обозреть все это богатство, пройдемся лишь по нескольким текстам, из которых, впрочем, библейское и святоотеческое учение о кредите будет вполне ясно видно. С одной стороны, кредит под процент Словом Божьим недвусмысленно запрещен: «не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» (Втор 23:19). С другой стороны, кредит необходим в экономической жизни, и в таком качестве не только разрешен, но Библией поощряется беспроцентный кредит: «если будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих на земле твоей, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку свою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор 15:7). Это, однако, создает проблему долгов и неравенства. Библия это решает с помощью прощения долгов каждый седьмой год: «в седьмый год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа» (Втор 15:1 – 2). Иными словами, Слово Божье предписывает двуединую систему установления социального равенства: беспроцентный кредит неимущим и прощение долгов в седьмой год. Притом это только часть предписанной Библией социальной системы: скажем, в юбилейный год (49-й год — раз в поколение) должно производить что-то вроде «мирной социальной революции»: вся экономика обнуляется, все граждане получают по равному участку земли а-ля «отобрать и поделить» (земля — главное средство производства в ветхозаветные времена). Законодательство Библии относительно социально-экономических вопросов, впрочем, слишком обширно и подробно, чтобы его здесь даже кратко излагать. Обращайтесь к труду «Законодательство Моисея» Лопухина (автора «Толковой Библии»), где все это подробно изложено, в частности библейские предписания о кредите.

http://blog.predanie.ru/article/bibliya-...

В Ветхом Завете разработан замечательный комплекс положений социальноэкономического характера, практически отсутствующий у других народов того времени. В еврейском учении впервые появляется концепция максимизации не только индивидуальной выгоды, но и блага всего общества, воплощенная Талмудом в принципе Kofin al midat S’dom, который можно перевести словами «не веди себя, как содомлянин», что означает необходимость заботы о слабых членах общины. В этой главе мы рассмотрим десятину, подаяние, год прощения долгов и другие инструменты, дающие возможность создать более стабильное общество и обеспечить основные социальные гарантии. Год прощения долгов Одной из таких социальных мер является институция года прощения. Эта система сравнительно подробно описана в Книге Левит, особенно в главе 25: …Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли . Каждые 49 лет приходит год прощения долгов, когда недвижимое имущество возвращается первоначальным владельцам (в соответствии с исходным планом земля была разделена между отдельными вступившими в Ханаан племенами) . В юбилейном году долги должны были быть прощены , а израильтяне, попавшие изза них в рабство, отпущены на свободу . В эти годы, кроме того, отменялась и обязанность уплачивать налоги. Такие указания можно рассматривать как антимонопольные и социальные меры той эпохи. Уже тогда в хозяйственной системе присутствовала, очевидно, тенденция к концентрации собственности, а значит, и власти. Похоже, что ветхозаветные требования были разработаны с целью этого не допустить (без создания регулирующего органа). Период в пятьдесят лет соответствовал тогда средней продолжительности жизни, и, скорее всего, таким способом решалась проблема переходящих из поколения в поколение долгов.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Вхождение первосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил труднопреодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенной кровью крышки и перед крышкой ковчега указывало, что очищения своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания Которого среди Израиля было Святое Святых. Это же вхождение первосвященника во Святое Святых с жертвенной кровью прообразовывало Христа Спасителя, Который, как Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11 – 12 ). Законы святости (Лев. 17:1 – 27:34) Этот раздел, являющийся, по мнению большинства библеистов, частью священнической традиции Пятикнижия, содержит постановления о воплощении в повседневной жизни заповеди Божией о стяжании святости, без которой никто не увидит Бога (см.: Евр. 12, 14 ). Эти повеления говорят о жертвах и пище (см.: Лев. 17:1 – 16 ), семейных отношениях (см.: Лев. 18:1 – 30 ), о взаимоотношениях с ближними (см.: Лев. 19:1 – 37 ), о преступлениях, наказуемых смертью (см.: Лев. 20:1 – 27 ), о святости священников (см.: Лев. 21:1 – 24 ) и совершаемых ими жертвоприношений (см.: Лев. 22:1 – 25 ), о праздниках (см.: Лев. 23:1 – 43 ), о хлебах предложения (см.: Лев. 24:1 – 9 ), о богохульстве (см.: Лев. 24:10 – 23 ), о субботних и юбилейных годах (см.: Лев. 25:1 – 55 ), о благословении исполнителям закона и проклятии нарушителям (см.: Лев. 26:1 – 46 ), о клятвах и десятинах (см.: Лев. 27:1 – 34 ). При истолковании этого раздела книги Левит святые отцы особое внимание уделяли постановлениям о праздниках, а также о субботних и юбилейных годах. Еженедельный праздник – Суббота – была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (см.: Евр. 4:4, 9 – 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

«Возвышение платы при выкупе, говорит Кнобель, есть род нравственно-мотивированного наказания за то, что посвятивший Богу вещь не отказывается от пользования ею, а хочет опять иметь ее у себя 56 ». Посвящение производится по оценке священника: «Если кто посвящает дом свой в святыню Господу; то священник должен оценить его, хорош ли он, или худ, и как оценит его священник, так и состоится 57 . Сообразно этой оценке производится и плата при выкупе с прибавлением пятой части стоимости посвященного по этой оценке: «Если посвятивший захочет выкупить дом свой; то пусть прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и тогда будет его» (ст. 15). Подобные же определения относительно оценки и выкупа простираются и на посвященное поле Но здесь оценка производится более точным образом, по узаконенной норме, определяемой посевом хомера «Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева; за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра» – (ст 16). Т. е. оценка посвященного поля должна производиться по мере того, сколько хомеров 58 по обыкновенному расчету нужно высеять на посвящаемое поле; полагая на каждый хомер по пятидесяти сиклей серебра, вся сумма оценки таким образом определялась произведением числа хомеров на 50. Самая оценка хомера в пятьдесят сиклей определяется доходом с жатвы, какая обыкновенно бывает от высеянного хомера ячменя. Следовательно представленная нами сумма оценки посвященного поля есть лишь годичная сумма, вся же она определялась количеством лет, на которые посвящалось поле. Поэтому. оценка была то выше, то ниже, смотря по количеству лет, оставшихся до юбилейного года, так как до этого только года имело силу посвящение. «Если от юбилейного года посвящает кто поле свое; должно состояться по оценке твоей» – (ст. 17), т. е. если поле посвящается в первый год после юбилея, statim ab anno incipientis jubilaei, как ясно выражается Вульгата 59 , следовательно на полный пятидесятилетий период, то и сумма оценки его должна быть полная – за пятьдесят лет по указанному расчету.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010