Еще нельзя не заметить в читаемом пророчестве Исаии, что здесь, как в первой главе Бытия (ст. 26), Господь Единый, глаголет во множественном числе, так как пророчество Исаии начинает раскрывать тайну откровения о Святой Троице: „Кого Мне послать, – (говорит Единый) – и кто пойдет для нас?“ (глаголет Триипостасный). В этих словах изображена вся сущность проповеди Исаии, приуготовляющего людей к познанию Бога,-Отца и Сына и Святого Духа,-Бога Единого. Конец видения заключает в себе откровение о запустении земли обетованной и пленении народа. Это относится к народу обетования во время пленения Вавилонского и это относится и к последнему пленению и рассеянию при Римлянах. Но последние слова откровения суть: „как.... от дуба остается корень.... так святое семя будет корнем ее“.... Ее относится к земле обетования (ст. 12–13), но под именем новой земли надо разуметь создание новой Церкви Божией на развалинах старой. 1 . В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Годом смерти царя Озии или Азарии, считают 758 г. до Р. Хр. 440 Английский комментатор Кей замечает, что этот год должен был быть юбилейным, четырнадцатым по рассчету со времени занятия Ханаана Израилем, и что повидимому эта была особо таинственная эпоха в жизни народа. Отсылая к его рассчету в Английскую комментированную Библию , мы не можем не прибавить, что нам кажется, что хронология недостаточно установлена, чтобы мы могли решиться указывать на такие таинственные совпадения. Но прибавим мы, никто не может отрицать, что видение Исаии есть важнейший момент в жизни человечества. Не забудем, что в предсказании о Семени, имеющем возрасти из корня погибшего повидимому древа, заключается вся сущность последующей проповеди; а в этой проповеди Исаии, заключается плен Израиля и Иуды, погибель Ассура и Вавилона и появление новой расы Иафетидов, которые возьмут скипетр мира из рук Сима, и будут готовы более других воспринять слово Божие, явившееся в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Патриархи воздвигали жертвенники, а Моисей, по повелению Божию, устроил храм, где должны были совершаться жертвоприношения и молитвы. Храм этот был в виде палатки (первоначально передвижной) и назывался скинией свидения или собрания. Он разделялся завесою на святилище и святое святых. В святом святых находился ковчег завета, или ящик со скрижалями. Должны были быть и лица, посвятившие себя служению Богу: Аарон и левиты (из колена Левия) были избраны в это звание. Новое законодательство совершает учреждение праздников. Некоторые дни должны быть посвящены молитве и воспоминаниям о торжественных событиях в жизни народа, а именно: праздник Пасхи — воспоминание об исходе из Египта; праздник Пятидесятницы — память синайского законодательства; в день очищения первосвященник исповедывал грехи всего народа и с кровью козла, принесенного в жертву входил в святое святых и кропил ею на очистилище, очищая этим грехи народа. Кроме этих праздников евреи праздновали каждую субботу, начало каждого месяца и года, седьмой, или субботний год, когда они должны были отпускать на волю рабов, прощать долги друг другу и оставлять урожай бедным, и пятидесятый или юбилейный год, когда они должны были возвращать прежним владельцам заложенные или проданные ими имения. При этом душевное настроение должно было находиться в полном соответствии с внешними обрядами богопочитания, так как и внешнее богопочитание должно иметь своим источником сердце человеческое. Предписывая «любить ближнего, как самого себя», Моисей указывает на обязанности человека к ближнему. Закон Моисеев высоко ставит свободу души человека, и хотя он не уничтожает рабства, укоренившегося в обычаях людей того времени, но значительно облегчает и смягчает его и делает непохожим на то, чем оно было у язычников и даже у самых просвещенных позднейших народов. Например, право жизни и смерти господина над рабом своим закон Моисеев ограничивает и определяет так, что «кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21, 12). Тот же, кто ударит раба своего в глаз (или в зуб) и повредит его, пусть отпустит его на волю за глаз (или за зуб) (см. Исх. 21, 26 –27).

http://pravoslavie.ru/2812.html

2 .1. В 5-й гл. говорится: «На восьмой день, согласно закону Божьему, взяли они младенца и принесли его в храм, дабы обрезать его». Речь идет о святых родителях Иисуса. Женщина, родившая сына, должна ждать 40 дней очищения: ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее ( Лев. 12:4 . Установления об обрядовой чистоте строго соблюдались. Поэтому не возможно было, чтобы Пресвятая Богородица пришла в храм на 8-й день. У евангелиста Луки точно: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа( Лк. 2:22 . 2 .2. Противоречие: « Варнава, апостол Иисуса Назарянина, называемого Христом, всем сущим под небесами желает мира и утешения» («Начало Благовествования об Иисусе, называемого Христом…»). В книге же упорно отрицается, что Иисус – Мессия (главы 42, 82, 97 и др.). По-видимому, автор не знает, что греческое слово Христос (Помазанник) совершенно тождественно слову Мессия (евр. Машиах). 2 .3. В ЕВ читаем: «И обратился Иисус к пишущему сие: «Варнава, напиши же Евангелие мое» (гл.221); «Иисус ответил: «Не огорчайся, Варнава, ибо те, кого Бог избрал…» (гл.19). Иисус Христос не мог к нему так обращаться. Его звали Иосия, а имя Варнава (евр. Бар-Набба) дали ему апостолы после вознесения Господа нашего Иисуса Христа: Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою , что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4:36–37 ). 2 .4. Еще противоречие в рассматриваемой нами подделке. В гл. 44 написано: «Авраам приносит в жертву Измаила». А в гл. 99: «Возлюбил Авраам сына своего Исаака больше, чем Бога, и чтобы не допустить возможность идолопоклонства в сердце Авраамовом, приказал ему Господь умертвить сына своего, что и сделал бы тот, не будь нож его остановлен». 2 .5. В 82-й гл. ЕВ: «юбилейный год, который ныне отмечается каждые сто лет». Элементарная ошибка. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните ( Лев. 25:11 . Каждый, кто воспитывался на законе Моисея, это хорошо знал.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он проповедует лето Господне благоприятное. Он пришел, чтобы мир знал, что Бог, Которого они отвергают, хочет примириться с ними и принять их в общение с Собою – на новых условиях. Это год прощения, юбилейный год, лето благоприятное. Ныне время благоприятное, ныне день спасения. Христос пришел как Небесный Врач – исцелить сокрушенных сердцем. Дать покой, радость и мир смятенным душам, отпустить измученных тяжестию греха и вины на свободу. В отличие от всех пророков, Он – не только Проповедник истины, но сама Истина, Он – Искупитель, один имеющий власть на земле прощать грехи. Когда Господь прочитал это, Он закрыл книгу и, отдав служителю, сел – по обычаю учителей Израиля. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Оно исполняется с самого начала Его служения. Много других благодатных слов исходило из Его уст, ибо Христос часто говорил долгие проповеди, а до нас дошли только краткие записи их. Но и этих слов для нас довольно: «Ныне исполнилось писание сие». В делах Божиих – исполнение слова Христова. Его слово помогает нам понять Писание и Промысл Божий, и увидеть, как они чудесно согласны друг с другом. «И глаза всех в синагоге были устремлены на Него». Мы должны всегда, слушая слово Божие, иметь свой взор устремленным ко Христу. «И дивились словам благодати, исходящим из уст Его». Каждое слово Христово – слово благодати, и оно должно вызывать изумление у нас. Чудно имя Христово, и нет ничего более дивного, чем Его благодать, чем слова Его благодати, чем сила, содержащаяся в эти словах. Их удивление возрастало, когда они говорили: «Не Иосифов ли это сын?» Может быть, одни из них прозревали, что Сам Бог говорит через Него, а другие начинали думать, что это только Иосифов сын, и ничего особенного не было в том, что Он сказал. Что может быть печальней такой глухоты и слепоты? С этим, наверное, можно сравнить только чтение слова Божия по привычке, когда мы ничего не воспринимаем, кроме мертвых букв. В то время как, сколько бы мы ни читали, в нем – всегда абсолютная бесконечная новизна! Пятница

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неповиновение детей родителям, причем не только отцу, но и матери, каралось сурово, вплоть до побиения камнями, однако к смертной казни буйный и непокорный сын приговаривался не отцом, но на основании жалобы родителей по приговору общественного суда, и казнь совершал народ (см.: 21:18–21). Ветхозаветная правовая система включает детально разработанные нормы гражданского права, своего рода гражданский кодекс, который по тщательной дифференциации казусов и по полноте своей может быть поставлен рядом с классическим римским правом, при этом решительно отличаясь от римского права своей приверженностью высшей Божественной справедливости, своим человеколюбием, заботой о бедных и неимущих. В отличие от римского права в законе Моисеевом не абсолютизируется право частной собственности – ему поставлены определенные границы. Главным богатством народов в доиндустриальную эпоху была земля. Земля в соответствии с законом Моисеевым признавалась исключительной собственностью Господа Бога, и потому она была принципиально неотчуждаемой: Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня ( Лев. 25:23 ). Израильтянин мог продать свой участок земли только до определенного срока, до юбилейного года, в который этот участок непременно возвращался первому владельцу, что предотвращало глубокое имущественное расслоение израильтян. Ради поддержки бедных и малоимущих установлен был субботний год, когда пользование плодами предоставлялось исключительно бедным. С этой же целью полагалось прощать долги в седьмой год. Следствием этих законодательных норм было несравненно большее имущественное равенство среди израильтян, чем это имело место в Египте, у народов Месопотамии, а также в античном мире. Во Второзаконии содержится запрет давать в рост своему соплеменнику израильтянину: Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого (23:19), но по отношению к иноплеменнику ростовщичество не запрещалось: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (23:20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Что мне сделать тебе?» спрашивает Елисей «Что есть у тебя в доме?» У бедной женщины нет ничего, кроме сосуда (верн: кувшина) с оливковым маслом, которое – заметим мы – в жизни Израильтян было в числе предметов первой необходимости 910 и потому имело всегда верный сбыт. Пророк приказывает вдове идти и выпросить «немало» сосудов у соседей своих и, эаперев дверь, чтобы никто не видел чуда, разлить с обоими ее сыновьями имеющееся у нее масло по всем взятым взаймы сосудам. По слову человека Божия сосуд с елеем, принадлежащий вдове, оказался неиссякаемым, – дотоле однако, пока не был наполнен последний из взятых взаймы сосудов. Когда вдова пошла сказать о том человеку Божию, он сказал ей: «пойди, продай масло, заплати долги, а что останется, тем будешь жить с сыновьями своими». По поводу этого чуда мы ограничимся следующими немногими замечаниями. Во-первых заметим, что и первый великий основатель пророческих школ, Самуил, был женат и имел сыновей. По примеру его и сыны пророчеств, члены пророческих общин, не обязывались безбрачием. Но очевидно, что семья члена пророческой общины должна была жить особливою жизнью, совершенно независимо от общежития сынов пророческих, и только средства к жизни доставлялись семье главою ее. Об этих средствах, независимо от личного труда, мы имеем некоторое указание в стихе 42 этой же IV главы. «Пришел некто из Ваал Шалиши 911 и принес человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе». Из этого видно, что Израильтяне, остававшиеся верными Господу и закону Его, отдавали Господу через пророков Господних те приношения, которые закон постановил отдавать священникам и левитам во имя Господне 912 . Очевидно, что эти приношения не были ни постоянными, ни обильными, и зависели от случайного усердия остававшихся верными Господу. Поэтому сыны пророческие всегда жили в великой бедности. По вопросу о требовании заимодавца об отдаче ему в рабство за долг умершего двух сыновей его, то это основывается на совокупности изданных Моисеем законов о долгах и о том, что еврей, сделавшийся рабом, «пусть работает шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром» 913 . Таким образом заимодавец требовал, чтобы сыновья вдовицы работали ему шесть лет в уплату долга отца, или же более короткое время, если юбилейный год наступал ранее этого срока 914 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Такой раб, проклиная освобождение, которое могло удалить его от предметов его нежной привязанности и приветствуя рабство, удерживавшее его близ них, восклицал: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю» 452 . После этого господин приводил его пред судей и прокалывал ему шилом ухо в знак вечного рабства. Но и не все рабы, конечно, могли без сожаления оставлять дом рабства, особенно добрых господь. Вот пожилая женщина. Она посвятила все свои молодые годы тем, у кого она рабою, она отдала им то, чего не могут ей заплатить ничем: свою преданность и свою любовь. С наступлением времени освобождения она говорит своему господину: «Не пойду я от тебя, потому люблю я тебя и дом твой» 453 . Она также получала знак вечного рабства. Вот молодая Израильтянка. Обедневший ее отец продал ее. Страшно выговорить: отец продавал дочь! Жестокие времена! Но такой несчастной и Моисеев закон давал возможное для тех времен ограждение: тот, кому она теперь принадлежала, должен был дать ей или свою руку, или свободу. В случае, если господин, которому она была продана, не брал ее себе в жены или не женил на ней своего сына, она уходила из его дома, и никто не имел права удерживать ее 454 . Подобно человеку и земля в юбилейный год была свободна: ни плуг не бороздил ее, ни семя не оплодотворяло ее. Субботный день и год покоя освящали собою права Бога на время и на землю. Господу вечности Одному принадлежит время. Тому, Кто обладает бесконечными пространствами. Одному принадлежит земля. «Моя земля» 455 , говорил Господь Израильтянам. Человек странник во времени, он только гость Божий на земле. Когда Израильтяне утвердились в Земле Обетованной, разные колена народа Божия должны были собираться к центральному святилищу, особенно три раза в году, это: в праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Эти торжественные празднества, обозначая главные случаи из жизни избранного народа и совершаясь в три различные годовые земледельческие эпохи природы, должны были содействовать к поддержанию политической связи между почти независимыми коленами и должны были утвердить в них мысль об общем им отечестве в служении общему им Господу Иегове.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Законодательство заботится и о том, откуда добыть средства к существованию рабу, вышедшему на свободу: « Когда же будешь отпускать его (раба – Н.С.) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому и сегодня я заповедую тебе сие » ( Втор.15:13–15 ). Отметим, что все это должно быть передано освобождающемуся рабу безвозмездно. Еще одна норма: « Не выдавай раба господину его , когда он прибежит к тебе » ( Втор. 23:15 ). Однако, к рабам-неевреям отношение иное. Своих единоплеменников нельзя держать в рабах более шести лет. А вот иных рабов можно: « А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими как рабами » ( Лев.24:44–46 ). Ни под «субботу Господню», ни под «юбилейный год» рабы из не евреев не подпадают. Заметим однако, что слово «поселенец» усваивается неевреям, сохранявшим свои языческие верования. Если же поселенец принимал веру Авраама, то он становился «пришельцем», которого уже следует отпускать в седьмой год/7:163/. Богатство и бедность в Ветхом Завете. Итак, закон Моисеев, кладя в основу хозяйственной жизни еврейского народа частную собственность, предполагает богатство и бедность, хотя и старается сгладить антагонизм между ними. В оценке богатства и бедности можно проследить две тенденции. Богатство – признак Божиего благоволения. Такую мысль в ветхозаветных текстах можно найти не раз. Чтобы испытать Иова Господь отбирает у него богатство, но после искушений в знак Своего благоволения Он с лихвой все Иову возвращает. Екклезиаст говорит: « Умножь имущество , умножь и потребляй » ( Екк. 5:10 ), прибавляя: « И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий » ( Екк.5:18 ).

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Духовный юбилейный год наступает в «последние дни»: «[...] и как о чем Он сказал: «В [этот] год юбилея, [возвратитесь каждый во владение свое» ( Лев.25:13 ), относительно чего Он сказал: «Э]то есть [прообраз прощения:] всякий заимодавец простит то, что он дал взаймы [ближнему своему. Он не будет взыскивать с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено] прощение ради Бо[га» ( Втор.15:2 ). Истолкование: это] о последних днях и касается пленников, как [Он сказал: «проповедовать пленным освобождение» ( Ис.61:1 ). Истолкование этого...] [...] и они – наследие Мелхиседека, который вернет их. И освобождение будет провозглашено им, чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий (11Q13 ii 2–6). Попутно автор пытается вычислить наступление «последних дней» и приходит к выводу, что они выпадают на «десятый юбилей» (строка 7). Далее он конкретизирует, что наряду с прощением грехов Богом личность, которую прообразует Мелхиседек, освободит людей из-под рабства диавола (Велиала): «но Мелхиседек осуществит отмщение Бож[иих] судов, [и в этот] день он освободит их от руки Велиала и от руки всех духов его жребия. К нему на помощь ‹придут› все боги [праведности; и он] один есть, к[то ...] все сыны Божии» (11Q13 ii 13–14). Здесь «богами» и «сынами Божиими» названы ангельские существа (ср. Пс.81:1 , использованный в строке 10). Наконец, дойдя в своем повествовании до кульминационного момента, автор рукописи раскрывает, что за символической личностью Мелхиседека кроется будущий избавитель Израиля, Мессия: «Это [...] – день [мира, о кото]ром Он сказал [... через Иса]ию пророка, который сказал: «[Как] прекрасны на горах ног[и] благовес[тника], возвещающего мир, благовест[вующего радость, проповедующего спасе]ние, [гово]рящего Сиону: «[воцарился] Бог твой»!» ( Ис. 52:7 ). И благовестник – Помазанник (Мессия) Ду[ха], как Дан[иил] сказал о [Нем: «до Мессии Владыки семь седмин» ( Дан.9:25 ). И благовестник] доброго, возвеща[ющий спасение], есть тот, о котором написано, что [...]» (11Q13 ii 15–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Отсюда и законодательство на дома левитов в их городах переносит те же определения, которые оно делает относительно земельных участков простых израильтян. «Города левитов, домы в городах владения их, левитам всегда можно выкупать 47 . (ст. 32). Закон о возвращении в юбилейный год земельных участков к прежним владетелям здесь простирается также на дома левитов. «А кто из левитов не выкупит, то проданный дом в городе владения их в юбилей отойдет; потому что домы в городах левитских есть их владение среди сынов израилевых 48 ». Прямой смысл приведенного текста (по синодальному переводу) ясен: он говорит о юбилейном праве, по которому проданная недвижимая собственность, если не будет выкуплена, в юбилей возвратится к прежнему владельцу. Но встречается затруднение в объяснении одной частности закона, так как он по еврейскому тексту читается иначе – без отрицательной частицы «не»: et qui redimet a levitis 49 . Подобный же по смыслу перифраз этого текста представляет Заальшютц: «Если кто-нибудь из самих левитов выкупит, то проданный дом, или даже целый город, в юбилей отойдет». Такое чтение он сопровождает следующим объяснением: «Если один левит вынужден был продать дом, или целое семейство левитов – город, и их выкупят другие левиты, то и между левитами действуют не общие законы о домах (ст. 30), а общие законы о земельном владении, следовательно так, что владение левита А, которое он по бедности продал левиту В, и которое у этого последнего выкупил левит С, в юбилейный год возвращается опять от С к первому владетелю – левиту А 50 . Но такое чтение и сопровождающее его остроумное объяснение, несмотря на преобладание его в древних переводах, не вполне соответствует контексту речи и отзывается искусственностью; между тем текст синодального перевода 51 вполне соответствует контексту, естественному, логическому ходу речи. Закон, предоставив левитам широкое (сравнительно с простыми израильтянами) право выкупа («левитам всегда можно выкупать»), тотчас же делает естественное предположение, что по исключительным обстоятельствам левиты могут не воспользоваться и таким широким правом выкупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010